страница 1
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ:
Декан географического факультета БГУ
________________ И.И. Пирожник
____________________
Регистрационный № УД-______/р.
ОСНОВЫ ПАЛИНОЛОГИИ
Учебная программа для специальности:
I- 31 02 01 «География»
Факультет географический__________________________________________
Кафедра физической географии мира и образовательных технологий_______
Курс (курсы) ___3____
Семестр (семестры) ___5___
Лекции __36________ Экзамен ___-__
Практические (семинарские)
занятия _____10______ Зачет _____5_____
Лабораторные
занятия _____–______ Курсовой проект (работа) –
КСР_____6________
Всего аудиторных
часов по дисциплине ____52_____
Всего часов Форма получения
по дисциплине __________ высшего образования дневная
Составила – д.г.н., профессор Еловичева Я.К.
2012 г.
Учебная программа составлена на основании учебной программы по дисциплине «Основы палинологии» для высших учебных заведений по специальности 1-31 02 01 География, утвержденной «22.03» 2011 г. Регистрационный № УД- III / 43 /р.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры физической географии мира и образовательных технологий Белорусского государственного университета
_________________________________
Заведующий кафедрой
________________ Я.К. Еловичева
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом географического факультета Белорусского государственного университета
______________________________
Председатель
________________ М.Н. Брилевский
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Палинология является специальной учебной дисциплиной в формировании у студентов географических и геологических знаний. Она выступает как самостоятельная наука и отрасль палеонтологии, и как метод научных исследований. Как научная дисциплина палинология изучает растительный мир прошлого, устанавливает систематический состав ископаемых организмов, выявляет закономерности, хронологию и этапы развития биосферы (преимущественно таких компонентов природной среды, как растительность, флору, климат, миграцию растений и природных зон, условия развития палеоводоемов и др.). Как метод она помогает разрабатывать вопросы геохронологии, и био- и климатостратиграфии, производит реконструкции условий существования и эволюции растительных микрофоссилий (пыльцы, спор, массул и пр.), осуществляет корреляции отложений, восстанавливает палеогеографию этапов развития Земли.
Цель изучения дисциплины: дать студентам в соответствующем объеме знания о законах развития органического мира в геологической истории Земли и возможностях применения палинологических материалов в решении проблем эволюционной географии и геологии.
Задачи дисциплины: научить студентов использовать палинологические материалы в теории и практике палеогеографических исследований и реконструкций основных компонентов природы; дать студентам представление о морфологии руководящих (экзотических) видов ископаемых растений; обучить студентов приемам стратиграфического расчленения геологических разрезов с помощью ископаемых микрофоссилий; использовать палинологические данные для прогнозирования истории развития природы в будущем с учетом влияния на нее антропогенного фактора.
Выпускник должен:
знать:
-
историю развития палинологического направления в эволюционной географии и геологии;
-
структуру палинологического направления в науке;
-
основные принципы палинологических интерпретаций;
-
правила применения латинского языка в палинологии;
-
характерные морфологические признаки ископаемых растительных микрофоссилий;
-
относительный возраст (место на геогронологической шкале) руководящих (экзотических элементов) флоры;
-
применение палинологических материалов для целей хроностратиграфии, палеогеографии и корреляции отложений;
уметь:
-
правильно обрабатывать породу для целей пыльцевого анализа в полевых условиях, технически обрабатывать породу в лабораторных условиях; определять ископаемые растительные остатки с помощью микроскопа, указывать их относительный геологический возраст;
-
составить описание местонахождений растительных микрофоссилий и сопроводительные документы к ним;
-
описать морфологические особенности пыльцы и спор;
-
по определителям установить систематическую принадлежность ископаемых растений;
-
построить стратиграфическую схему по палинологическим материалам.
Общий объем аудиторных часов курса – 52 , из них лекции составляют 36 часов, практические занятия – 10 часов, КСР – 6 часов. Контроль знаний проводится в форме зачета в 5 семестре.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
аудиторные
|
Сам. работа
|
лекций
|
прак
|
лаборат
|
КСР
|
1.
|
Определение палинологии, основные термины, суть палинологического метода исследований.
Цели и задачи метода относительной хронологии.
|
2
|
|
|
|
|
2
|
Основные понятия возникновения и развития палинологии в США, Европе, России, Беларуси, Украине. Основные научные школы и центры.
|
2
|
|
|
|
|
3.
|
Пыльца и споры как индикатор состояния природной среды. Морфология пыльцы и спор. Влияние внешней среды на форму пыльцевых зерен.
|
2
|
|
|
|
|
4
|
Распространение пыльцы в сферах Земли.
Пыльца в воздушной среде. Пыльца в почвах. Пыльца в организмах животных. Пыльца в водной среде. Состав растительных микрофоссилий в породе, их сохранность.
|
2
|
|
|
|
|
5
|
Методика отбора и обработки пород на палинологический анализ.
Отбор проб в обнажениях и керне скважине. Частота отбора проб. Описание разреза. Техническая обработка породы.
|
2
|
|
|
|
|
6
|
Пыльцевой спектр и палинокомплекс.
Типы графического отображения содержания пыльцы и спор в пробах по разрезу.
|
2
|
|
|
|
|
7
|
Палинокомплексы. Индикатор изменения климата растительности, водного режима водоемов, болот и рек. Состав палиноспектров различных природных зон Восточно-Европейской равнины. Распределение палинокомплексов по разрезу в соответствии с изменением растительности (наземной, водной), климата, уровня водоемов, болот, рек.
|
2
|
|
|
|
|
8
|
Межледниковые и ледниковые палинокомплексы. Состав флоры, характер растительности. Сукцессии палинофитоценозов плейстоцена.
|
2
|
|
|
|
|
9
|
Сукцессии палеофитоценозов голоцена.
Длительность фаз растительности. Голоцен как незавершенное межледниковье. Длительность фаз развития растительности в голоцене.
|
2
|
|
|
|
|
10
|
Общие, региональные и локальные пыльцевые спектры. Отражение на диаграммах палинокомплексов общего, регионального и локального характера под влиянием изменения климата. Типы пыльцевых диаграмм.
|
2
|
|
|
|
|
11
|
Динамина природных зон. Сукцессии палеофитоценозов на основе палинологического анализа. Климатостратиграфическая ритмичность плейстоцена и голоцена. Миграция древесных пород.
|
2
|
|
|
|
|
12
|
Перерывы в осадконакоплении. Строение разреза и границы палинокомплексов. Переотложение растительных микрофассилий. Фон препаратов.
|
2
|
|
|
|
|
13
|
Роль экзотических редковстречаемых и интродуцированных растений. Экзоты как основа возрастного соотношения межледниковых флор. Роль палинологических исследований в познании климата и растительности будущего. Перспективы развития палинологии в Беларуси.
|
2
|
|
|
|
|
14
|
Индикация антропогенного фактора на фоне естественного развития природной среды. Появление и развитие синантропической растительности в голоцене. Основные представители пыльцы и спор, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
|
2
|
|
|
|
|
15
|
Пыльца и споры из культурных слоев археологических стоянок. Корреляция характера растительности и типами хозяйствования и археологических культур.
|
2
|
|
|
|
|
16
|
Палинологическая база данных Беларуси.
История создания ПБД. Жесткие перфокарты: информация, строение, электронный вариант ПБД. Значение ПБД.
|
2
|
|
|
|
|
17
|
Стратиграфические, палеогеографические и корреляционные разработки на основе палинологического анализа. Стратиграфия плейстоцена и голоцена по пыльцевым данным. Роль геохронологической основы (14С) в стратиграфии, палеогеографии и корреляции.
|
2
|
|
|
|
|
18
|
Строение микроскопа. Приготовление временных и постоянных препаратов
|
|
2
|
|
|
|
19
|
Определение пыльцы и спор. Атлас растительных микрофоссилий плейстоцена Беларуси.
|
|
8
|
|
|
|
20
|
Построение пыльцевых диаграмм
|
|
|
|
6
|
|
21
|
Реконструкция пыльцевых диаграмм
|
2
|
|
|
|
|
|
всего
|
36
|
10
|
-
|
6
|
|
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА.
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия;
перечень изучаемых вопросов
|
Количество аудиторных часов
|
Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
|
практические
(семинарские)
занятия
|
лабораторные
занятия
|
управляемая
самостоятельная работа студента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
всего
|
36
|
10
|
|
6
|
|
|
|
1.
|
Определение палинологии, основные термины, суть палинологического метода исследований.
Цели и задачи метода относительной хронологии.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[1,2,3,4,1д,
4д,7д,8д,9д]
|
Самостоятельная работа
|
2
|
Основные понятия возникновения и развития палинологии в США, Европе, России, Беларуси, Украине. Основные научные школы и центры.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[1,2,3,4,1д,
4д,7д,8д,9д]
|
Самостоятельная работа
|
3.
|
Пыльца и споры как индикатор состояния природной среды.
Морфология пыльцы и спор. Влияние внешней среды на форму пыльцевых зерен.
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед», препараты,
атласы.
|
[1,5]
|
Опрос
|
4
|
Распространение пыльцы в сферах Земли.
Пыльца в воздушной среде. Пыльца в почвах. Пыльца в организмах животных. Пыльца в водной среде. Состав растительных микрофоссилий в породе, их сохранность.
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед», препараты,
атласы.
|
[1,5]
|
Опрос
|
5
|
Методика отбора и обработки пород на палинологический анализ.
Отбор проб в обнажениях и керне скважине. Частота отбора проб. Описание разреза. Техническая обработка породы.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[1,2]
|
Опрос
|
6
|
Пыльцевой спектр и палинокомплекс.
Типы графического отображения содержания пыльцы и спор в пробах по разрезу.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[1,2]
|
Опрос
|
7
|
Палинокомплексы.
Индикатор изменения климата растительности, водного режима водоемов, болот и рек.
Состав палиноспектров различных природных зон Восточно-Европейской равнины. Распределение палинокомплексов по разрезу в соответствии с изменением растительности (наземной, водной), климата, уровня водоемов, болот, рек
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед»
препараты,
атласы.
|
[2]
|
Самостоятельная работа
|
8
|
Межледниковые и ледниковые палинокомплексы.
Состав флоры, характер растительности. Сукцессии палинофитоценозов плейстоцена.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,1д,]
|
Опрос
|
9
|
Сукцессии палеофитоценозов голоцена.
Длительность фаз растительности.
Голоцен как незавершенное межледниковье. Длительность фаз развития растительности в голоцене.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,2д,5д,6д]
|
Опрос
|
10
|
Общие, региональные и локальные пыльцевые спектры.
Отражение на диаграммах палинокомплексов общего, регионального и локального характера под влиянием изменения климата. Типы пыльцевых диаграмм.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,6]
|
Опрос
|
11
|
Динамина природных зон. Сукцессии палеофитоценозов на основе палинологического анализа.
Климатостратиграфическая ритмичность плейстоцена и голоцена. Миграция древесных пород.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,1д,]
|
Опрос
|
12
|
Перерывы в осадконакоплении.
Строение разреза и границы палинокомплексов. Переотложение растительных микрофассилий. Фон препаратов.
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед»
препараты,
атласы.
|
[2]
|
Самостоятельная работа
|
13
|
Роль экзотических редковстречаемых и интродуцированных растений.
Экзоты как основа возрастного соотношения межледниковых флор. Роль палинологических исследований в познании климата и растительности будущего. Перспективы развития палинологии в Беларуси.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,3д,4д,7д,
9д]
|
Опрос
Письменные ответы
|
14
|
Индикация антропогенного фактора на фоне естественного развития природной среды.
Появление и развитие синантропической растительности в голоцене. Основные представители пыльцы и спор, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед», препараты,
атласы.
|
[2,6д]
|
Самостоятельная работа опрос
|
15
|
Пыльца и споры из культурных слоев археологических стоянок. Корреляция характера растительности и типами хозяйствования и археологических культур.
|
2
|
|
|
|
Микроскопы
«Микмед», препараты,
атласы.
|
[2,6д]
|
Самостоятельная работа опрос
|
16
|
Палинологическая база данных Беларуси.
История создания ПБД. Жесткие перфокарты: информация, строение, электронный вариант ПБД. Значение ПБД.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,6]
|
Опрос
|
17
|
Стратиграфические, палеогеографические и корреляционные разработки на основе палинологического анализа.
Стратиграфия плейстоцена и голоцена по пыльцевым данным. Роль геохронологической основы (14С) в стратиграфии, палеогеографии и корреляции.
|
2
|
|
|
|
Оверхед, пленки
|
[2,3д,4д,7д,
9д]
|
Опрос
Письменные ответы
|
18
|
Строение микроскопа. Приготовление временных и постоянных препаратов
|
|
2
|
|
|
Микроскопы
«Микмед»
|
[1,2,3д,4д,7д, 9д]
|
Письменные ответы
|
19
|
Ознакомление с визуальным полем микроскопа. Выявление в препаратах растительных микрофоссилий. Определение пыльцы и спор. С использованием «Атласа растительных микрофоссилий плейстоцена Беларуси». Занесение определенных микрофоссилий в журнал.
|
|
8
|
|
|
Микроскопы
«Микмед»
|
[1,2,3д,4д,7д, 9д]
|
Письменные ответы
|
20
|
Расчет процентного содержания пыльцы и спор по каждому образцу. Составление вручную или в программе Excel сводной таблицы нахождения пыльцы и спор в препаратах по образцам. Построение палинологической диаграммы изученного разреза (вручную и методом графической компъютерной обработки).
|
|
|
|
6
|
|
[1,2,3д,4д,7д, 9д]
|
Письменные ответы
|
21
|
Построение геологической колонки с палинологически изученными отложениями. Выделение на палинологической диаграмме максимумов пыльцы и спор, придавая значение каждой лесообразующей породе, кустарникам, кустарничкам, травам, отвечающих в комплексе фазам развития растительности и соответствующих им природным зонам. Сопоставление выделенных подразделений с индексами фаз. Составление условных знаков на диаграмме. Внесение подписи диаграммы.
|
|
2
|
|
|
|
[1,2,3д,4д,7д, 9д]
|
Письменные ответы
|
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
литературА
|
Основная
|
1.
|
Пыльцевой анализ (под ред.Покровской И.М.) М., 1950 г. 571 с. 1950
|
2.
|
Еловичева Я.К. Эволюция природной среды антропогена Беларуси Мн., БелСЭНс, 2001 г. 2001
|
3.
|
Еловичева Я.К., Зубович С.Ф., Иванов Д.Л., Кудаш Е.Н., Скопцова Н.В. Методы изучения геологического прошлого Земли. Учебное пособие. Мн.:БГПУ, 2001. 76 с. 2001
|
4.
|
Еловичева Я.К. Геохронологические методы исследований // Курс лекций. Мн.:ИЦ БГУ, 2003. 126 с. 2003
|
5.
|
Еловичева Я.К. Растительные микрофоссилии плейстоцена и голоцена Беларуси. Минск, БГУ, 2005. Деп. БелИСА, 2005 г. 282 с. 2005
|
6.
|
Еловичева Я.К., Леонова А.Г., Дрозд Е.Н. Палинологическая база данных Беларуси. Часть 1. Поозерское позднеледниковье и голоцен (в двух книгах). Минск: БГУ–БелГЕО, 2008. 402 с. Монография деп. в БЕЛИСА 25.11.2008 г., № Д200838. 2008
|
7.
|
Еловичева Я.К. Значение палинологических исследований для решения научных и практических задач эволюционной географии Значение палинологических исследований для восстановления природных событий плейстоцена и голоцена // Теоретические и прикладные аспекты современной лимнологии: Материалы 4-ой Международной научной конференции к 75-летию географического факультета БГУ и Году родной Земли, 10-13 ноября 2009 г., Минск, Беларусь. Минск:БГУ, 2009.
|
|
|
|
Дополнительная
|
1.
|
Махнач Н.А. Этапы развития растительности Белоруссии в антропогене. М., Наука и Техника, 1971. 250 с.
|
2.
|
Еловичева Я.К. Палинология позднеледниковье и голоцена Белоруссии. Мн.:Наука и техника, 1993. 124 с.
|
3.
|
Еловичева Я.К., Бурлак А.Ф. История флоры и растительности Белоруссии в кайнозое ДАН БССР, 1990,т.34, № 2. С.164-167
|
4.
|
Еловичева Я.К. Развитие палинологических исследований отложений кайнозоя Беларуси. История геологического изучения территории Беларуси. Мн., Наука и техника, 1988. С.120-128.
|
5.
|
Махнач Н.А., Еловичева Я.К., Бурлак А.Ф.,Рылова Т.Б. Флора и растительность Беларуси в палеогеновое, неогеновое и антропогеновое время. Мн., Наука и техника, 1981. 124 с.
|
6.
|
Еловичева Я.К., Якушко О.Ф., Крутоус Э.А., Литвинюк Г.И., Зубович С.Ф., Калечиц Е.Г., Санько А.Ф., Мотузко А.Н., Власов Б.П., Иванов Д.Л., Михайлов Н.Д., Оношко М.П., Ратников В.Ю. Голоцен Беларуси. Минск, 2004. 241 с. Монография депонирована БелИСА 10.08.2004 г., № Д-200482. Реферативный сборник непубликуемых работ, № 32, 2004.
|
7.
|
Еловичева Я.К., Кадацкий В.Б., Мотузко А.Н., Власов Б.П., Иванов Д.Л., Литвинюк Г.И. Основные научные результаты вузовских ученых-географов в изучении стратиграфии и палеогеографии плейстоцена и голоцена Беларуси // Брэсцкі геаграфічны веснік, т. IV, вып. 1, 2004. С. 30-35.
|
8.
|
Еловичева Я.К., Мотузко А.Н., Кадацкий В.Б., Иванов Д.Л., Власов Б.П., Литвинюк Г.И. Вклад вузовских ученых-географов в развитие палеогеографии Беларуси // География в ХХI веке: Проблемы и перспективы. Материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию географического факультета БГУ, 4-8 октября 2004 г., Минск. Мн.:ИздЦБГУ, 2004. С. 70-72.
|
9.
|
Еловичева Я.К. Стратегия устойчивого развития природной среды Беларуси на основе эволюционной географии (с использованием палинологических данных) // Сборник материалов ”круглого стола” к 10-летию научно-теоретического журнала “Вестник Брестского университета”, Брест, 19 октября 2007 г. / Под общей ред. К.К. Красовского. Брест, БрГУ им. А.С. Пушкина, 2008. С. 72-90.
|
|
|
V. ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«ОСНОВЫ ПАЛИНОЛОГИИ»
С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Название
дисциплины,
с которой
требуется согласование
|
Название
кафедры
|
Предложения
об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине
|
Решение, приня-тое кафедрой, разработавшей учебную прог-раммму (с указанием даты и номера протокола)
|
1. Палеогеография
|
Кафедра физической географии мира и образовательных технологий
|
Согласовано
|
Протокол №
от________201 г.
|
2. Общая биология
|
Кафедра физической географии мира и образовательных технологий
|
Согласовано
|
Протокол №
от _________201 г.
|
3. Геоморфология
|
Кафедра общего землеведения
и гидрометеорологии
|
Согласовано
|
Протокол №
от ________ 201 г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ
«ОСНОВЫ ПАЛИНОЛОГИИ»
на ______ /____ учебный год
№№
пп
|
Дополнения и изменения
|
Основание
|
|
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
(протокол № __ от «______» ______________20____ г.)
Заведующий кафедрой
_д. г. н., профессор___ _______________ __Я.К. Еловичева__
УТВЕРЖДАЮ:
Декан географического факультета
_д. г. н., профессор__ ___________________ И.И. Пирожник___
страница 1
|