Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1


Государственное учреждение образования

«Гимназия № 51 г. Гомеля»



ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

по теме

«Адаптация детей пяти-шестилетнего возраста к школе»
учителя-инноватора
Саковской Елены Владимировны

2013


Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться, на базе гимназии была создана «Школа будущего первоклассника». Занятия для детей 5-6 летнего возраста проходят по субботам в течение учебного года по четырём направлениям: развитие речи, математика, английский язык и развитие кисти руки.

Продолжительность каждого занятия составляет 25 минут. Для их проведения используются листы с печатной основой. Это позволяет избежать перегрузки детей и активизирует познавательную деятельность.

1. Курс «Развитие руки» (приложение 1).

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Своевременно начатая работа по развитию тонких движений пальцев рук подготавливает успешное овладение техникой письма. Тренировка пальцев в течение 3-5 минут является достаточной для получения стойкого повышения работоспособности коры головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться до поступления в школу.

Главная цель программы курса - создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Для развития мелкой моторики рук мы рекомендуем использовать специальные приемы и упражнения.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики руки можно разделить на три составляющие:

1)пальчиковая гимнастика;

2)отработка элементарных графических навыков, работа в тетрадях, прописях;

3)упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Каждое занятие рекомендуем начинать с пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика начинается с разминки пальцев рук – сжимания в кулак и разжимания пальцев. Для этого упражнения можно использовать резиновые кольца, мячики, игрушки.

«Пальчиковые игры» (приложение 2) могут быть инсценировкой каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев, история существования этих игр исчисляется столетиями.

Существуют различные графические упражнения (приложение 3), способствующие развитию мелкой моторики, координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.

Для развития точности и плавности движений, нужных для письма, используют следующие упражнения:

а) раскрашивание картинок,

б) точное обведение контуров предметов,

в) рисование предметов по точкам,

г) соединение данных точек линиями разного направления,

д) штрихование,

е) дорисовывание деталей.

Можно предложить детям следующие графические упражнения:



«Дорожки». Ребенок должен провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выезжать за края дорожки.

«Штриховка». Ребенок должен заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, круговыми, полуовалами, петлями и т.д. Для штриховки можно использовать трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки.

«Клубочки». Ребенок должен обвести клубочки по точкам, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Клубочки можно наматывать от центра или от края, по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Нарисуй фигуры». Ребенок должен нарисовать внутри большой фигуры (овала, квадрата, треугольника, круга и т.д.) постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

«Нарисуй такую же картинку» и « Дорисуй картинку».Ребенок должен нарисовать справа в пустом квадрате картинку, опираясь на образец, нарисованный в левом квадрате.

«Продолжи узор по клеточкам». Ребенок должен продолжить узор по образцу.

Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.



Работа по развитию движений пальцев рук с использованием предметов.

Совершенствованию моторики содействуют специальные упражнения с предметами (геометрическое лото, мозаика, складывание пазлов, выкладывание фигур и орнаментов из цветных палочек и д.р.)

Постепенно уменьшая размеры предметов, можно добиться большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. Рекомендуются следующие упражнения:


  • «упражнения с гранеными карандашами, ручками»:

а) плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами;

б) катать карандаш, как брёвнышко (на пальцах, чтобы не упало; под пальцами на столе или между ладонями);

в) удерживать карандаш каждым согнутым пальцем;

г) удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу и наоборот;

д) «пропеллер» - вложить шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянными пальцами; закручивать карандаш, передвигая его с пальца на палец, стараясь не придерживать его большим пальцем. Чтобы карандаш не вываливался из пальцев, нужно стараться подхватывать карандаш ближе к его середине;


  • упражнения со счётными палочками или спичками:

а) удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник;

б) «квадрат»- удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем;

в) «крестик»- одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую - указательный и мизинец;

г) «змейка»- удерживать спички пальцами: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец;

д)«большая стройка» - с использованием спичек и пластилиновых шариков;

е) выкладывание из спичек фигурок и букв, сюжетных картинок - интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письму. При выполнении таких заданий развивается мелкая моторика, глазомер, память, творческое воображение;



  • игры с шариками:

а) прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой;

б) держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик согнутым пальцем;

в) «футбол»: левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.

Все выше перечисленные методические рекомендации по развитию мелкой моторики помогут быстрее достичь желаемых результатов.

2. Курс «Развитие речи».

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используются упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.



  • Игра «Придумай слово».

  • Игра «Строим дорожку».

  • Игра «Ловушка».

  • Игра «Поймай слог».

  • Игровое упражнение «Раздели правильно».

Игры на обогащение словарного запаса.

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.



  • Игра «Наоборот».

  • Игровое упражнение «Закончи фразу».

  • Игровое упражнение «Скажи по-другому».

  • Игра «Какой предмет?»

Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Чаще всего используются: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.



  • Игровое упражнение «Распространи предложение».

  • Игра «Пойми меня».

  • Игровое упражнение «Если бы…».

  • Игровое упражнение «Закончи сам».

Наблюдая за активностью детей на занятия, можно увидеть, что при использовании данных игр активность и интерес к занятию заметно возрастает и занятие проходит очень весело и незаметно.

3. Курс «Математика» (приложение 4).

Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

На этих занятиях ребенок учится сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у детей является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие основных познавательных процессов и интереса к математике.

Познавательная деятельность включает в себя:


  • игры с дидактическим материалом,

  • работу с тетрадью или книжкой (раскрашивание, вырезание и т.д.),

  • выполнение занимательных упражнений: головоломок, игр с палочками.

Из всего многообразия занимательного материала на занятиях часто применяются дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическая игра включается непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20)и сопровождать словами свои действия.

Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях с целью закрепления знаний о геометрических фигурах и развития внимания и воображения у детей.


  • Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

  • Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

  • Работа по собственному замыслу (просто человека)

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Составляя конспект занятия, необходимо придерживаться определённых этапов.

Вводная часть: сюрпризный момент.

Основная часть: Объяснение. Вопросы и задания, предполагаемые ответы и действия детей.

Заключительная часть.

Для того, чтобы дети осознали и прочно усвоили полученные математические представления, необходимо, чтобы выполняемая ими деятельность была им интересна и понятна. Интерес детей к изучению математики во многом зависит от формы организации обучения. Поэтому в настоящее время мы ищем наиболее оптимальные формы организации обучения.

4. Курс по изучению английского языка.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу. Изучение иностранного языка способствует развитию ребенка.

Было замечено, что после полного прохождения курса «Школы будущего первоклассника» адаптация детей в первом классе проходит быстрее и менее болезненно. Дети уже готовы принять школьно-урочную систему, умеют слушать учителя, выполнять самостоятельно задания после краткого инструктажа.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа в данном направлении имеет положительный опыт и будет продолжаться.



Приложение 1

Календарно-тематическое планирование занятий платной образовательной услуги «Школа будущего первоклассника»

(развитие кисти руки)



Тема



Игра «Давайте познакомимся»



Пальчиковые игры.



Развитие точности движений. Упражнение «Дорожка»



Развитие точности движений. Упражнение «Дождик».



Развитие координации движения рук и глаз.



Развитие глазомера.



Формирование навыков штриховки.



Короткий и длинный штрих.



Горизонтальная штриховка.



Штриховка в разных направлениях.



Графические упражнения. «Продолжи узор».



Графические упражнения. «Обведи по линиям»



Графические упражнения. «Дорисуй картинку».



Графические упражнения. «Нарисуй по клеточкам».



Графические упражнения. «Нарисуй по клеточкам».



Развитие наблюдательности. «Найди пару».



Графические упражнения. «Нарисуй по клеточкам».



Графические упражнения. «Дорисуй картинку».



Графические упражнения. «Соедини по точкам».



Игры со счётными палочками.



Игры со счётными палочками.



Игры с бумагой.



Выкладывание букв из семян бобовых.



Плетение.



Игры с карандашами.



Графические упражнения. «Раскрась картинку».



Графические упражнения. «Раскрась картинку».



Графический диктант.



Графический диктант.



Праздник выпускника.

Приложение 2

В следующих упражнениях нужно соотносить слова с действиями пальцев (поочередно то сгибая, то разгибая по одному)

1. Все пальцы согнуты, кроме большого, к нему обращено стихотворение:

« Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил, - (указательный палец разгибается)

С этим братцем – щи варил (средний палец…)

С этим братцем – кашу ел, (безымянный..)

С этим братцем - песни пел! ( мизинец..)

Этот пальчик хочет спать, (загнуть мизинец)

Этот пальчик – прыг в кровать! (безымянный..)

Этот пальчик прикорнул. (средний..)

Этот пальчик уж уснул. (указательный..)

Тише, пальчик, не шуми, (обращение к большому пальцу)

Братиков не разбуди, (согнуть большой палец)

Этот пальчик долго спал, а потом будить всех стал.

Встали пальчики. Ура! (разогнуть все пальцы)

В школу им иди пора.
2. «Стучит, бренчит»

(Выпрямленные кисти лежат на столе.)

Стучит, бренчит по улице (постукивать по столу ладонями)

Фома едет на курице (постукивать рёбрами кистей)

Тимошка на кошке (постукивать тыльной стороной ладоней)

Туда же по дорожке (постукивать внутренним ребром обеих кистей,

большой палец прижат к ладони)
3. «Замок»

На двери висит замок (ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули, (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе)

Постучали (пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга).



И открыли! (пальцы расцепляются, ладони в сторону.)
Приложение 3








Приложение 4

Календарно-тематическое планирование занятий по математике платной образовательной услуги «Школа будущего первоклассника»



Содержание занятий



Развитие мыслительной операции сравнения по признаку цвета



Развитие мыслительной операции сравнения по признаку формы



Отношения «больше - меньше» по размеру



Развитие мыслительных операций сравнения и обобщения



Развитие наблюдательности и внимания



Ориентирование на клетчатом листе



Развитие моторики. Подготовка к письму цифр



Выделение закономерности в расположении графических символов



Соотнесение числовых фигур и цифр



Состав числа 4.Операция обратимости



Состав числа 5. Счёт в прямом и обратном порядке



Соотнесение элементов множеств по цвету и форме



Выделение закономерности в расположении графических символов



Отношения «больше - меньше» по количеству



Трансформация геометрических фигур



Анализ и синтез геометрических фигур



Сложение как результат объединения множеств



Поиск нужной фигуры с учётом трёх признаков



Операции над множествами (объединение, удаление части)



Достраивание числовых фигур, связанных с числом 8



Продолжение узора в соответствии с выделенной закономерностью



Отработка понятий «раньше - позже» и фиксация последовательности событий числом



Сравнение фигур. Поиск равных фигур



Состав чисел 4,5,6,7



Состав чисел 2,4,6,8 из двух одинаковых чисел



Различные случаи состава числа 5 с использованием цифр



Письмо цифр 1,2,3,4,5 в соответствии с указанным количеством




страница 1

Смотрите также: