страница 1 страница 2 ... страница 5 | страница 6 Т. И. Обухова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ
РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО
И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Т. И. Обухова
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Учебно-методическое пособие
Минск 2005
УДК 376.36(075.8) ББК 74.3я73 0266
Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ, рекомендовано секцией психологических наук (протокол № 12 от 25.10.04)
Рецензент кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дефектологического факультета Учреждения образования «Академия последипломного образования» И. Н. Логинова
Обухова, Т. И.
O266 Методика формирования речи детей раннего и
дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод.
пособие / Т. И. Обухова. — Мн.: БГПУ, 2005. — 48 с ISBN 985-435-924-7.
В пособии раскрываются основные направления формирования речи детей раннего и дошкольного возраста в условиях слуховой депривации. Определено содержание и методика работы по обучению устной речи, формированию лексической стороны, грамматического строя и связной речи. Материал изложен в логической последовательности, включает теоретическое обоснование, методику обучения и практические приемы в виде конспектов занятий.
Адресовано студентам сурдоотделения, педагогам и воспитателям специальных дошкольных учреждений. Может быть использовано для курсов повышения квалификации и переподготовки.
УДК 376.36(075.8) ББК74.3я73
© Обухова, Т.И., 2005 © УИЦ БГПУ, 2005
ISBN 985-435-924-7
ОТ АВТОРА
Одним из важнейших аспектов коррекционно-воспитательной работы с детьми, у которых нарушен слух, является формирование речи, в процессе чего происходит как общее развитие и формирование личности, так и коррекция различных сторон познавательной деятельности. Речь в психологии, философии и педагогике рассматривается как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, память, воображение, эмоции. В развитии речи выделяются три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыка владения языком в его коммуникативной функции — развитие связной речи и речевого общения); когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны.
Исследования Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Л. П. Носковой, Т. В. Пелымской, Н. Д. Шматко и др. создали основу для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха. Поэтому значимым звеном в подготовке специалистов дошкольного образования является вооружение их необходимыми методическими знаниями о технологии формирования речи у детей в условиях слуховой депривации.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и практический материал по вопросам обучения детей разным видам речи с целью приближения ее состояния к речи ребенка, не имеющего отклонений в развитии.
Пособие состоит из двух разделов. В первом рассматриваются вопросы формирования устной речи: дается общая характеристика особенностей формирования устной речи, раскрываются методические приемы работы над фонетической стороной речи и над разными экстралингвистическими компонентами произношения (темпом, голосом, ритмом, интонацией), даны примеры конспектов занятий, в содержании которых прослеживается динамика усложнения работы по формированию устной речи у детей на протяжении пяти лет обучения.
Второй раздел посвящен формированию словесной речи в ее письменной, устно-дактильной и устной форме. В разделе выде-
лены основные направления в содержании работы по формированию речи и раскрыта методика развития лексической стороны, грамматического строя и формирования связной речи.
Материал всех направлений работы изложен в логической последовательности и завершается примерными тематическими конспектами занятий, подробно раскрывающих выполнение сформулированных задач.
Пособие завершается списком литературы, рекомендуемой для изучения.
Раздел I. ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Одной из основных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушенным слухом является формирование у них устной речи, ее восприятие на слухо-зрительной и слуховой основе и воспроизведение (произношение).
Обучение произношению направлено на становление и развитие внятной, членораздельной, естественной речи. Работа над произношением в дошкольный период ведется на основе аналитико-синтетического метода: детей учат произносить как целые слова и фразы, так и отдельные элементы — звуки, слоги; но конечной целью всегда является слово, фраза.
В овладении произносительными умениями выделяется несколько этапов. На начальном этапе у детей формируется способность к подражанию звучащей речи в любой доступной ребенку форме (беззвучное ориентирование, голосовые реакции, звукоподражания и т. д.). Главное — формировать потребность в устном общении. Это так называемый доре-чевой уровень развития устной речи, т. е. звуковые реакции периода гуления, звукоподражания и лепета у слышащих детей. Дети еще не понимают обращенной речи и ориентируются на ситуацию, но от активного голосового поведения детей зависит успешность дальнейшей работы по формированию устной речи.
Весь первый этап работы над фонетической стороной речи определяется как информальный и основывается на естественном овладении детьми звукопроизношением на основе подражания речи взрослого на слухо-зрительной и слуховой основе. Основной методический прием — сопряженное и отраженное проговаривание с последующим самостоятельным называнием предметов, действий, изображений и т. д. Это период нерегламентированного усвоения звуковой стороны слова. Когда у ребенка появляется звук, его знакомят с графическим обозначением, т. е. с буквой. Овладение устной речью проявляется в проговаривании звукоподражаний, лепетных и полных слов в разном соотношении: отдельные названия, словосочетания и фразы. Слова могут произноситься точно, усеченно и приближенно.
Как один из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи используется фонетическая ритмика (речевая ритмика). Ее содержанием является обучение детей подражанию крупным и мелким движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Постепенно двигательные возможности детей совершенствуются и становятся более точными, в том числе и артикуляционные движения ведут за собой произношение.
Материалом для знаний речевой ритмики являются звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы и позднее тексты (стихи, считалки, чистоговорки, сказки), произнесение которых сопровождается разнообразными движениями. Речевой материал должен отвечать не только произносительным задачам, но и задачам доступности, задачам речевого общения.
На занятиях речевой ритмикой дети сначала вместе с педагогом произносят предлагаемый материал, затем индивидуально повторяет каждый ребенок, и все завершается общим проговариванием.
Для речевой ритмики целесообразно выделить половину времени специальных фонетических занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению, а отдельные ритмические упражнения проводить в течение 3—5 минут на всех других видах занятий, проводимых педагогом.
1. Методики вызывания звуков с использованием фонетической ритмики
Вызывание того или иного звука проводится в течение 1—2 недель.
Если за это время звук не появляется, то следует переходить к другому
звуку и через некоторое время вновь возвращаться к тому звуку, который
дети еще не научились произносить.
Звуки
|
Движения
|
А
|
Руки перед грудью; произнося звук, широко и плавно развести руки в стороны
|
О
|
Руки в стороны; произнося звук, руки плавно округло соединить над головой
|
У
|
Руки перед грудью, кисти обращены друг к другу; произнося звук, плавно вытянуть напряженные руки вперёд
|
Э
|
Руки вытянуты вперёд на уровне плеч; произнося звук, напряженные руки медленно согнуть в локтях, приблизить к плечам
|
И
|
Кисти рук поднять к плечам; произнося звук, очень напряженные руки поднимать вверх, приподнимаясь на носках
|
Ы
|
Указательным движением (резко) выбросить правую, затем левую руку вперёд в сторону при одновременном произнесении слова ты
|
При появлении звука И начинается работа над дифтонгами; движения между звуком И и последующим гласным звуком становятся все более краткими.
6
Дифтонги
|
Движения
|
ИА (Я)
(Я)
|
Руки поднять вверх (И), а затем развести в стороны (А)
поднять
вверх
(И),
а затем развести в стороны (А)
|
ИО (Е)
|
Руки сначала поднять вверх (И), затем округло опустить вниз (О)
|
ЙУ (Ю)
|
Руки поднять вверх (И), затем опустить вперед вниз (У)
|
ИЭ (Е)
|
Руки поднять вверх (И), затем опустить к плечам (Э)
|
При произнесении глухих взрывных согласных звуков движения быстрые, резкие, напряженные.
|
Звуки
|
Движения
|
П
|
Руки перед грудью, пальцы сжаты в кулаки; произнося слог на, кулаки резко опускать вниз
|
т
|
Произнося слог та, резко раскрыть сжатые кулаки; произнося слоги татата, хлопать в ладоши, хлопать по бедрам, топать одной ногой
|
к
|
Произнося слог ка, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, отвести назад
|
При произнесении звонких взрывных согласных движения быстрые, но расслабленные.
|
Звуки
|
Движения
|
Б
|
Руки согнуты в локтях перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой
|
д
|
Руки согнуты в локтях перед грудью, ладони вверху; произнося слоги дадада, встряхивать расслабленными кистями рук перед грудью; произнося слог да, утвердительно кивнуть головой
|
Г
|
Произнося слоги гагага, соединить указательный и большой пальцы рук; произнося слог га, соединить указательный и большой пальцы
|
При произнесении смычно-проходных движения медленные, плавные, несколько напряженные.
Звуки
|
Движения
|
М
|
Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; произнося слог ма, на звук м — руки вытянуть вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на звук а — свободно развести в стороны (интервала между движениями нет: одно плавно переходит в другое)
|
Н
|
Руки согнуты в ладонях на уровне груди ладонями к себе; произнося слог на, на н руки выдвинуть вперед, на а — свободно развести в стороны
|
Л
|
Руки согнуты в локтях на уровне плеч; произнося ляляля, делать
вращательные движения кистями рук
|
7
При плавные
|
произнесении глухих фрикативных согласных движения , продолжительные, очень напряженные.
|
Звуки
|
Движения
|
Ф
|
Руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз; произнося звук ф, медленно развести руки в стороны, как бы преодолевая сопротивление воздуха
|
X
|
Руки согнуты в локтях, ладони от себя, локти вниз; произнося звук х, медленно, как бы отталкивая от себя преграду, вытянуть руки вперед
|
С
|
Руки перед грудью; произнося звук с, напряженные руки медленно опустить вниз («насос») или медленно развести в стороны, как бы раздвигая, растягивая воздух
|
ш
|
Руки перед грудью; произнося звук ш, делать волнообразные движения напряженными руками
|
При произнесении фрикативных звонких согласных движения очень напряженные, дрожащие.
|
Звуки
|
Движения
|
В
|
Руки в стороны; произнося звук в, слегка покачивать из стороны в сторону напряженными руками и туловищем («самолет»)
|
3
|
Руки перед грудью; произнося звук з, кистями рук вибрировать перед грудью («замерз»).
|
ж
|
Руки перед грудью; произнося звук ж, резкими волнообразными движениями опустить руки вниз
|
р
|
Руки согнуты перед грудью; вращать одну вокруг другой («мотор»)
|
При вызывании аффрикат работу можно начинать только при условии правильного воспроизведения обоих составляющих их звуков.
|
Звуки
|
Движения
|
Ц
|
Пальцы рук переплетены перед грудью; переплетение резко разорвать (т) и напряженные руки медленно развести в стороны (с).
|
ч
|
Пальцы, сжатые в кулак, резко раскрыть (т); руки с растопыренными пальцами выдвинуть вперед (ш).
|
Работа по формированию произносительных умений ведется не только над звуками, но и над другими различными сторонами речи: над отделением одного слога от ряда слогов, над долготой, слитностью, темпом, ритмом, силой и высотой голоса, интонацией, словом и фразой.
Вид задания
1. Отделение одного слога от ряда слогов
Встряхивать перед грудью напряженными кулаками, произнося папапа; резко опустить руки вниз — па. Стучать флажком о флажок — папапа] поднять флажок вверх — па.
Хлопнуть в ладоши перед грудью — па; хлопать руками по бедрам —
папапа.
Выдвигать вперед то правую, то левую руку — мамама; выдвинуть обе
руки вперед — ма.
Шагать на месте — татата; топнуть ногой — та.
Подпрыгивать на месте — тотото; прыгнуть вперед — то.
Сжимать пальцы обеих рук в кулак — афафаф; сжать пальцы одной руки в кулак — аф.
2. Работа над долготой звучания
При долгом звучании звуков и слогов включаются плавные, длительные звучания, при кратком — резкие, короткие. Восприятие звучаний сопровождается движением рук, тела.
Упражнения
Укачивание куклы: кукла (ляля) спит — а-а-а- (протяжное произнесение), кукла проснулась и прыгает — ааа (краткое произнесение).
Медленно развести руки в стороны, произнося а- ; быстро закрыть лицо руками — а ;
Медленно развести руки в стороны, произнося а-; хлопнуть в ладоши —а.
Медленно поднимать округлые руки через стороны вверх, произнося о-; резко опустить вниз — о.
Сидя за столом, «вести» поезд (машину) «далеко» — у- и поворачивать
поезд — у.
Стоя, медленно вытянуть руки вперед, произнося а- у- ; приложить ладонь ко рту, произнося ау! (как будто зовем кого-то в лесу).
Стоя, медленно вытянуть руки вперед, а затем развести в стороны -у-а-; пальцы сжать в кулаки, резко «выбросить» указательные пальцы вперед, а затем убрать в кулак — уа.
Стоя, пальцы рук сжать в кулак; резко опустить руки вниз —па, медленно развести руки в стороны — па-.
В слогах, включающих сонорные и фрикативные звуки, можно произносить протяжно или кратко не только гласные, но и согласные звуки.
«Надувать» большой шар: отводя ладони ото рта, изображать большой шар - ф- и маленький шар, описывая пальцами маленький круг у губ — ф.
Развести медленно руки в стороны и плавно опустить вниз —а-м-; изобразить, как лает собака, — ам ам ам.
Медленно вытянуть руки вперед в стороны — н-а- , резко вытянуть руки вперед —на.
Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); покачивать напряженными руками, а затем медленно опустить их, произнося —e-а-; быстро опустить напряженные руки вниз —ва.
Руки согнуты в локтях, ладони обращены ко рту; медленно вытянуть руки вперед и развести в стороны — ф-а-; резко «отбросить» ото рта сначала ладонь правой руки, а затем левой — фа фа.
3. Работа над слитностью звучания
Упражнения
Упражнения проводятся только на материале слогов. В них включаются звуки, ранее вызванные у детей. Слитные (без пауз) движения соответствуют слитному произнесению слогов, а движения с паузами — раздельному. Упражнения над слитностью произнесения проводятся на материале прямых слогов как с глухими взрывными согласными лит, так и с другими звуками.
Стоя или сидя, сжать пальцы в кулаки; резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз, произнося папапа (слитно); стучать кулаком о кулак — па па па (неслитно).
Изображать большой и маленький мячи: большой мяч — подпрыгивать, произнося по по по (неслитно), маленький мяч — слегка приседать — попопо (слитно).
Шагать на месте, не поднимая высоко ног, произнося татата; топать одной ногой, произнося та та та.
Покачиваться из стороны в сторону (например, изображая мишку), произнося слитно тотото, топать одной ногой, произнося неслитно то то то.
Руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони от себя; плавно вытягивать обе руки вперед — мамама; резко вытягивать в стороны вперед то одну, то другую руку — ма ма ма.
Вращательные движения кистями рук над головой — ляляля; руки на поясе, наклоняясь в стороны — ля ля ля.
Расслабленные руки согнуты в локтях на уровне груди, ладони опущены; часто встряхивать кистями рук — бабаба; встряхивать кисти, постепенно наклоняясь вниз — ба ба ба.
10
4. Работа над темпом произнесения
Упражнения
Упражнения проводятся, как правило, на материале слогов на и та. Темп произнесения увеличивается постепенно с учетом возможностей каждого ребенка.
Стоя, часто ударять кулаком об кулак, произнося папапа; хлопать в медленном темпе ладонями по бедрам, произнося па-па-па-.
Изображать, как кукла (мишка, зайка и т. п.) идут медленно, произнося па-па- па-, и бежит —папапа.
Бежать в центр под частые удары бубна (барабана и т. п.), произнося татата; медленно идти под резкие удары, произнося та-та-та-.
В медленном темпе произносить та-та-та-, изображая идущую бабушку; мама идет в нормальном темпе —та та та; маленькая девочка идет в быстром темпе —татата.
Руки в стороны на уровне плеч («самолет»); слегка покачиваясь руками в быстром темпе, произнося вавава; медленно опускать руки, перекрещивая их, и поднимать на уровень плеч, произнося в-а- в-а- в-а-.
Изображать маленькую и большую собаку; маленькая собака лает в быстром темпе аф аф аф, большая — в медленном темпе —а-ф- а-ф- а-ф-.
Руки поднять вверх; в быстром темпе производить легкие покачивания рук над головой, произнося ляляля; в медленном темпе — наклоны туловища в стороны, произнося ля-ля-ля-.
Энергично и быстро встряхивать расслабленными кистями, произнося бабаба; попеременно встряхивать кисть то правой, то левой руки, произнося в нормальном темпе ба ба ба; встряхивать кисти обеих рук в медленном темпе, постепенно их опуская, произнося ба-ба-ба-.
Изменение темпа произнесения слов, словосочетаний, фраз: там, т-а-м- (указательный жест на близко и далеко расположенных кукол (мишек, машин и т. п.).
5. Работа над изменением силы голоса
Сила голоса индивидуальна и развивается постепенно. Дети учатся произносить гласные, слоги, слова и фразы голосом разной интенсивности: громко, тихо и нормально. В ходе обучения изменению силы голоса включаются различные движения (чем громче звук, тем большая амплитуда движения).
Упражнения
«Ляля спит», и дети тихо подходят к спящей в кроватке кукле (мишке, зайке...), произнося тихим голосом папапа; детям предлагается разбудить куклу; дети громко топают, произнося громким голосом ПАПАПА; кукла просыпается, и дети пляшут с ней.
11
Ходить тихо на носочках по кругу под тихие удары по бубну (барабану), произнося тихо татата; ходить, высоко поднимая ноги под громкие удары по бубну (барабану), произнося громко ТАТАТА.
Изображать большую собаку, которая лает громко АФАФАФ, и маленькую собаку, которая лает тихо — афафаф.
В руках у детей ленты; под громкие звуки музыкального инструмента, размахивая лентами над головой, произносить громко ЛЯЛЯЛЯ; под тихие звуки выполнять движения малой амплитуды и произносить тихо — ляляля.
Изображать большую и маленькую собаку (корову, птичку, поезд и т. п.), произнося громко и тихо — МЯУ— мяу (МУ— му ПИПИ— nunu, У— у).
Сидя на стуле, стучать пальцем о палец у колен, произнося тихо татата, у груди — громче — татата, над головой громко — ТАТАТА.
6. Работа над высотой голоса
Дети учатся произносить высоким, низким и нормальным голосом различные гласные звуки и слоги. Произнесение низких звуков сопровождается ослабленными движениями, направленными вниз; высоких — очень напряженными движениями, направленными вверх, а звуков нормальной высоты — ненапряженными движениями, производимыми на уровне груди.
Упражнения
Изобразить большого и маленького мишку (зайку, собаку); большой мишка идет медленно, произнося низким голосом А—А—А, маленький мишка бежит, произнося высоким голосом а—а—а.
Изображать большую и маленькую птичку, произнося низким голосом ПИ—ПИ—ПИ и высоким голосом пи—пи—пи.
Поднять руки через стороны вверх, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом а; опустить руки через стороны вниз и произнести низким голосом А.
Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом О; округло соединить руки над головой, потянуться, встать на носочки и произнести высоким голосом О.
Руки вытянуть вперед; опуская руки вниз, произнести низким голосом У; поднять руки вверх, встать на носки и произнести высоким голосом у.
Развести опущенные руки в стороны, произнося низким голосом А; развести руки в стороны у груди, произнося голосом нормальной высоты а; поднять руки вверх в стороны, приподняться на носочках и произнести высоким голосом а.
7. Работа над ритмами
В начале коррекционной работы дети учатся отделять один слог от ряда слогов, определять на слухо-зрительной и слуховой основе количество звучаний в пределах 3-х. Дети учатся вначале воспроизводить двусложные ритмы, а затем трехсложные в процессе выполнения разнообразных движений: отхлопывания, отстукивания, дирижирования. Воспроизведение слога, находящегося под ударением, сопровождается движением более длительным, широким.
Упражнения
Сидя, ударять ладонями по коленям, произнося безударный слог па; произнося ударный слог ПА, стучать кулачками о стол.
Стоя, хлопать в ладоши, произнося безударный слог та, вытянуть руки вперед, произнося ударный слог ТА (производить двусложные и трехсложные ритмы).
Стоя, держать сжатые в кулаки руки у груди; руки резко опустить вниз, произнося ударный слог ВА; отвести руки в стороны, произнося безударный слог ва.
Воспроизведение повторяющихся двусложных и трехсложных ритмов в сочетании с различными движениями: шагать на месте, ходить по кругу, хлопать в ладоши: ТАтаТАта, папаПАпапаПА, паПАпаПАпа и т. д.
Упражнения, сочетающие произнесение повторяющихся ритмов с изменением силы голоса или темпа воспроизведения: отхлопывание ритмов ПАпаПА в разном темпе (медленно, быстро, в нормальном темпе); шагание на месте с произнесением ритмов ТАтатаТАтата тихим голосом, слегка поднимая ноги, голосом нормальной громкости в сочетании с обычной ходьбой; повышенной громкости в сочетании с высоким подниманием ног.
8. Работа над интонационной стороной речи
Дети учатся передавать интонацию на основе подражания образцу, для чего используется как естественная ситуация, так и специально созданная. Ребенка побуждают имитировать различные чувства, передавая их не только голосом, но и мимикой лица, телодвижением, естественными жестами. Используются различные упражнения, которые проводятся ежедневно. В ходе этих упражнений дети имитируют повадки животных, передают характерные черты того или иного состояния человека: обиду, страх, удивление и т. д.
Упражнения
Изображать: • боль — а-а-а, бобо (позже — больно, болит, болит живот и т. д.);
12
13
-
радость — А!-Ура! (позже — Мама! Папа! Будем играть! Мама
пришла! и т. д.);
-
вопрос —А? (позже — Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома?
Почему? и т. д.);
-
просьбу — дай (позже — помоги, иди ко мне; тетя Оля, помоги и т. д.);
-
осуждение — а-, а-а-а-, ай-ай-ай-, фу\ (позже — плохо, неверно);
-
усталость — о- (позже — ох, устал (а), я устал (а)).
Разыгрывание разнообразных сценок: кто-то потерялся, что-то
сломалось, кто-то упал, кто-то зовет маму и т. п. В ходе обыгрывания повадок различных животных, характерных особенностей людей и предметов дети изображают, например, кокетливую маму-кошку, шаловливого котенка, злую большую собаку, удивленную маму, кипящий чайник и т. п. Приобретенные умения совершенствуются в процессе разыгрывания сказок. Дети привлекаются к эмоциональной оценке рассматриваемых иллюстраций.
Во всех случаях подбирается речевой материал, который соответствует уровню речевого развития детей. Они учатся выражать то или иное состояние, прежде всего, пластикой тела, мимикой лица, естественными жестами, которые сопровождаются вначале произнесением отдельных гласных и простых слогов, затем лепетных и простых полных слов, фраз с постепенным включением элементов интонации.
Примерные специальные упражнения
Используя игрушечных животных, учить детей подражать их движениям и звукопроявлениям, сопровождая движения произнесением интонационно окрашенных гласных а, у, слогов типа па, папа; та, топ-топ, звукоподражаний типа мяу, аф-аф и т. п.
Пластикой тела и голосом изображать машину, поезд, самолет и т. п., произнося гласный у, слоги типа ту, тутуту, лепетные слова у, в, биби и т. д.
Изображать куклу движениями и голосом, произнося интонационно окрашенные гласные а, у, о, слоги типа папапа, татата, ляляля, лепетные слова ляля.
Меняя силу, высоту и интонационную окраску голоса, изображать движениями и звуками, звукоподражаниями и лепетными словами большую и маленькую собаку, большого и маленького мишку, зайку, мяч и т. д.
Угадывать, кого изображает движениями и голосом взрослый или ребенок. Изображаемые предметы или соответствующие картинки могут находиться перед детьми.
Побуждать детей к произнесению гласного а с интонацией просьбы (дети просят друг у друга игрушку: ааа — дай); с интонацией боли, радости, осуждения (у мишки болит лапа, он плачет: у-у- ; дети перевязывают лапу, и она не болит: У! У! Ура!).
14
Побуждать к произнесению гласного с интонацией побуждения, вопросов, радости. Взрослый говорит: «Угадайте, кто там?» и изображает кошку, проговаривая мяу-мяу-мяу. Дети зовут кошку: «Мяу — мяу, иди! Ура! Ура!». Кошка плачет вместе с детьми.
Побуждать к произнесению гласного О с интонацией боли, вопросов, осуждения, радости, усталости. Для выработки соответствующей интонации разыгрываются различные сценки (например, собака спит, дети подходят и будят ее сначала тихо: «о! о! вставай!», потом громко: «О! О! ВСТАВАЙ!». Собака просыпается, лает и бежит за детьми. Испуганные дети убегают и кричат: «Ой! Ой! Ой!».
Побуждать к произнесению гласных, слов и коротких фраз с различной интонацией через создание разнообразных ситуаций (например, кукла плачет: «Ох, ох, болит живот». Дети лечат куклу, и она радостно говорит: «Ой! Не болит! Ура!».
2. ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ
Первый год обучения
Конспект 1
страница 1 страница 2 ... страница 5 | страница 6
|