Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6

Описание — это специальный текст, включающий предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий. Описание отличается статичностью, позволяющей варьировать, переставлять места­ми его компоненты. Дети учатся описывать игрушки, предметы или сюжет­ные картинки, собственные рисунки или замысел, явления природы, людей

42

и животных. Дети учатся точно называть предмет, объект. Этому способ­ствуют игры «Что за овощ?» (фрукт, посуда, растение и т. д.), «Что у кого?», «Кто больше скажет про куклу?» (яблоко, цветок и т. д.). Умению быть вни­мательным, находить ошибки дети обучаются в играх «Что напутал миш­ка?», «Правильно ли сказал Незнайка?» и др. При рассматривании пред­метов, объектов дети учатся отвечать на вопросы, направленные на опи­сание свойств, качеств, действий, назначения. Используются разные прие­мы работы: подбор табличек (соотнесение, конструирование, продолжение описания и т. д.), устно-дактильное и устное воспроизведение, устно-дак-тильное, слухо-зрительное, зрительное и слуховое восприятие.



Повествование — это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояния предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины. Структура повество­вания — начало, середина, конец. В повествовании используются самые разнообразные лексические и грамматические средства. Особенно это относится к глаголам (шли пришли увидели обрадовались пошли домой).

Формированию умения видеть начало и конец действий способствует раскладывание картинок, представляющих собой сюжетную цепь (девочка спит встает делает зарядку умывается завтракает). Упражнения на называние последующих действий помогают усвоить логи­ческую последовательность действий объектов рассказа. Перед детьми ставятся вопросы, помогающие им последовательно описывать каждую картинку с опорой на таблички, затем подбор табличек, соотнесение кар­тинок с их описанием и наоборот; продолжение описания, начатого взрос­лым с последующим самостоятельным пересказом составленного расска­за (устно-дактильно, устно), и его восприятие (устно-дактильно, слухо-зри­тельно, зрительно, на слух). Важно постепенно знакомить детей с разно­образными схемами повествования: сначала научить детей строить высказывания, состоящие из нескольких предложений, а затем с после­дующим увеличением.

Рассказывание по серии сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказа в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Все это создает необходимые условия для обучения детей составлять рассказ по картине со сложным сюжетом. На первом этапе детям предлагается рассмотреть картину, высказаться по ее содержанию, а затем ответить на вопросы, направленные на детальный анализ того, что изображено, а также на понимание причинных зависимостей. Содержание работы на втором этапе направлено на составление описатель­ного или повествовательного рассказа, соответствующего изображению на

43


картине. Планом рассказа служат вопросы, которые ребенок воспринимает по табличкам, и ответы на них — последовательное составление текста из набора предложенных табличек. Используются различные приемы работы, помогающие ребенку в дальнейшем пересказать составленный рассказ: чтение текста (аналитическое и устно-дактильное), драматизация (если возможно), зарисовки (или подбор отдельных иллюстраций), составление рассказа из деформированного текста, дополнение предло­жений, последовательное самостоятельное устно-дактильное, устное воспроизведение рассказа по вопросам, а затем — без опоры на вопросы. Такая система работы помогает ребенку выстраивать сюжетную линию, устанавливать связи между смысловыми частями, что способствует пониманию детьми структурной организации текста и влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конст­рукции, вопросы, оценку. Компоненты рассуждения могут включаться как в динамическую речь, так и в монологическую в зависимости от готовности детей к этому процессу.

Вопросы и задания

  1. Что составляет основу развития связной речи?

  2. Охарактеризуйте диалогическую форму речи как предпосылку для
    развития монологической речи.

  3. Разработайте виды игровых упражнений, направленных на развитие
    диалогической речи.

  4. Охарактеризуйте монологическую речь.

  5. Дайте характеристику видов высказывания.

  6. Разработайте систему упражнений по формированию описательной речи.

  7. Составьте несколько вариантов конспектов занятий по обучению детей
    составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

  8. Разработайте схему работы над составлением рассказа по картинке со
    сложным сюжетом (содержание картинки по выбору).

ЛИТЕРАТУРА

по развитию устной речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

  1. Власова Т. М., Пфафендрод А. Н. Фонетическая ритмика. М., 1996.

  2. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприя­
    тия у глухих дошкольников. М., 1971.

  3. Леонгард Э. И. Бисенсорный подход в обучении произношению дошколь­
    ников с нарушением слуха //Дефектология. 1975. № 5.

  4. Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф. Ф. Pay. M., 1976.

  5. Методические рекомендации к разделу «Развитие речи» и к разделу
    «Развитие слухового восприятия и обучения произношению». Программа
    обучения и воспитания глухих детей дошкольного возраста. М., 1983.

  6. Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Формирование устной речи дошкольни­
    ков с нарушенным слухом. М., 2003.

  7. Развитие слухового восприятия и обучение произношению / Дошколь­
    ное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1993.

  8. Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. М., 1973.

  9. Pay Ф. Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981.




  1. Салахова А. Д. Первичное обследование речевого развития у слабо­
    слышащих дошкольников // Дефектология. 1980. № 4.

  2. Шматко Н. Д. Усвоение слоговой структуры слова глухими дошколь­
    никами//Дефектология. 1979. № 1.

  3. Шматко Н. Д. Усвоение произносительной структуры слова глухими
    дошкольниками //Дефектология. 1977. № 1.

  4. Шматко Н. Д. Использование фонетической ритмики в работе над произ­
    ношением дошкольников с нарушением слуха//Дефектология. 1995. № 1.

ЛИТЕРАТУРА по развитию речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха

  1. Белов И. М., Баннова М. М., Куке Е. Н., Ломатовская Л. Г. К вопросу о
    формировании речи у слабослышащих детей дошкольного возраста //
    Дефектология 1989. № 5.

  2. Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников / Под ред.
    Б. Д. Корсунской. М., 1963.

  3. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного воз­
    раста / Сб. науч. тр. М., 1982.

  4. Головчиц Л. А. Возможности дифференциации обучения и воспитания
    слабослышащих дошкольников//Дефектология. 1987. №2.

  5. Головчиц Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошколь­
    ного возраста / Сб.: Особенности развития и воспитания детей дошколь-


44

45


ного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носко­вой. М., 1984.

  1. Головчиц Л. А. Некоторые аспекты формирования словаря глухих
    дошкольников//Дефектология. 1986. №2.

  2. Головчиц Л. А. Формирование словарного состава речи глухих дошколь­
    ников / Сб.: Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошколь­
    ного возраста / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1980.

  3. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных
    дошкольников. Главы: II, III, IV/ Под ред. Л. П. Носковой. М., 1989.

  1. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. М., 1969.




  1. Носкова Л. П. Ознакомление слабослышащих дошкольников со смыс­
    ловым значением родственных слов //Дефектология. 1986. № 1.

  2. Носкова Л. П. Особенности работы сурдопедагога и воспитателя по
    развитию речи глухих дошкольников // Дефектология. 1985. № 4.

  3. Носкова Л. П. Характеристика процесса речевого развития глухих дошколь­
    ников//Дефектология. 1991. № 3.

  4. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной
    школы по формированию речи глухих детей / Сб.: Особенности разви­
    тия и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и
    интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. М., 1984.

  5. Формирование речи у глухих дошкольников / Под ред. Г. Л. Выгодской и
    Б. Д. Корсунской. М., 1964.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора 3

Раздел I. Формирование устной речи 5

1. Методики вызывания звуков с использованием фонетической

ритмики 6

2. Примерные конспекты занятий по обучению произношению 15

Раздел II. Развитие речи и формирование

коммуникативных способностей 26



  1. Развитие лексической стороны речи 30

  2. Формирование грамматического строя речи 36

  3. Развитие связной речи 42

Литература по развитию устной речи детей

раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха 45

Литература по развитию речи детей

раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха 45

Литература по развитию речи детей,

не имеющих отклонений в развитии 46



ЛИТЕРАТУРА

по развитию речи детей,

не имеющих отклонений в развитии

  1. Бородич А. И. Методика развития речи детей. М., 1981.

  2. Гербов В. В., Максаков А. И. Занятия по развитию речи в первой
    младшей группе детского сада. М., 1979.

  3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе
    детского сада. М., 1981.

  4. Гербов В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского
    сада. М., 1983.

  5. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказы­
    вание детям дошкольного возраста. М., 1983.

  6. Катаева А. А., Стребелева Е. Е. Дидактические игры и упражнения в
    обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1991.

  7. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., 1978.

  8. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. М., 1983.

  9. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под
    ред. М. И. Лисиной. М., 1985.

10. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошколь­ного возраста. М., 2003.

46


Учебное издание

Обухова Тамара Исаковна

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА



Учебно-методическое пособие

Редактор В. Н. Захаревич Техническое редактирование и компьютерная верстка А. Н. Ахремчик

Подписано в печать 28.02.05. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,3. Уч.-изд. л. 3,6.

Тираж 300 экз. Заказ . 173 Издатель и полиграфическое исполнение:

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический

университет имени Максима Танка».

ЛИ № 02330/0133003 от 01.04.04.

ЛП № 02330/0131508 от 30.04.04.



220050, Минск, Советская, 18.

страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6

Смотрите также: