страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6
Действия педагога
— Что это? (слухо-зрительное
восприятие).
-
Какой карандаш взяла большая
кукла? (табл.)
-
Какие мячи нарисовали большая
и маленькая куклы?
-
Куклы пошли гулять. Начался
дождь (табл.), стало холодно (табл.)
-
Большая кукла спряталась под
какое дерево? А маленькая кукла?
(табл.)
-
Тучи ушли. Появилось солнышко,
стало как? (табл.).
-
Куклы пошли домой (табл.)
-
Большая кукла пошла по широ
кой (слуховое восприятие) дорожке
(устно-дактильное восприятие).
-
Какая дорожка?
-
Маленькая кукла пошла по какой
дорожке?
-
Слушайте! Встаньте! (слуховое
восприятие)
-
Куклы стали большие (слухо-
зрительное восприятие).
-
Встаньте на носки (слуховое
восприятие).
-
Куклы стали маленькие (слухо-
зрительное восприятие). Присядьте
(слуховое восприятие).
-
Будем писать слова. Возьмите
тетради и ручки.
-
Слушайте и пишите: кукла, мяч,
дерево, солнышко.
— Проверьте (слухо-зрительное
восприятие).
III. Заключение
Действия детей
-
Карандаши.
-
Длинный карандаш (табл., устно-
дактильно).
-
Короткий карандаш (табл., устно-
дактильно).
-
Большая кукла нарисовала боль
шой мяч, маленькая — маленький
(устно-дактильно, устно).
— Большая кукла спряталась под
высокое дерево, а маленькая — под
низкое.
— Тепло (устно-дактильно, устно).
— Широкая (устно-дактильно, устно). —- По узкой (устно-дактильно, устно).
Самостоятельное выполнение поручений.
Самостоятельное письмо с последующей проверкой и чтением.
Чтение текста: большая и
34
35
Действия педагога
куклы (слухо-зрительное восприятие). — Прочитайте (слухо-зрительное восприятие).
Действия детей
маленькая куклы нарисовали боль
шой и маленький мяч. Потом куклы
пошли гулять. Они спрятались под
высокое и низкое дерево. Потом
пошли домой по широкой и узкой
дорожке.
Вопросы и задания
-
Как в лингвистическом лепете рассматривается слово?
-
Назовите и раскройте степени обобщения слова.
-
Что может обозначаться словом?
-
Что входит в содержание овладения семантическими отношениями
слов разных частей речи.
-
Приведите примеры ознакомления детей со словами синонимами и
антонимами и с многозначностью слова.
-
Раскройте систему усложнения использования ребенком речевых
средств от называния отдельных предметов и объектов до составления
рассказа.
-
Какие способы восприятия и воспроизведения речевых средств
должны быть сформированы у ребенка?
2. Формирование грамматического строя речи
В процессе обучения речи детей с нарушением слуха большое внимание уделяется приобретению ребенком умений образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя речи включает работу над морфологией, словообразованием и синтаксисом.
Морфологический строй речи включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают имена существительные и глаголы. Однако в процессе речевого развития детей растет употребление других частей речи — имен прилагательных, местоимений, наречий, имен числительных.
Каждое из имен существительных, как правило, относится к одному из трех родов и изменяется по числам и падежам. При ознакомлении детей с названием предметов и объектов используется существительное в
36
именительном падеже сначала в единственном числе, затем во множественном (когда у детей формируется представление о количестве предметов больше одного). Дети сначала упражняются в правильном соотнесении табличек с группами предметов: стол — столы, машина — машины, кукла — куклы, кубик — кубики, шапка — шапки, стул — стулья и т. д. (игры «Что у тебя?», «Назови верно», «Подложи верно», «У кого?» и др.). Специальные игры и упражнения используются для усвоения детьми формы родительного падежа единственного и множественного числа («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?», «Чего нет на столе?» и т. д.: не стало куклы, машины, матрешки, кубика, шара и т. д. (кукол, машин, матрешек, кубиков, шаров и т. д.).
При ответах на вопросы для определения места нахождения (вопросы Где?, Куда?), принадлежности предмета, объекта (вопросы С чем (кем)?, Кому?, У кого?), объекта назначения (вопрос Чей?) и объекта обсуждения (вопрос О чем (ком)?) дети упражняются в правильном употреблении падежных форм (на столе, на полу; в шкафу, в кармане; под столом, под кроватью; за столом, за спиной; около стола, около полки; с куклой, с хлебом, с Таней, с кубиками; дай Тане, дай кошке, дай маме; у Саши, у мамы, у собаки; ложкой, лопатой, совком; о кукле, о маме, о машине и т. д.). Большое значение в овладении детьми падежными окончаниями и в понимании вопросов имеет создание условий для речевой практики. Такими условиями является сама жизнедеятельность детей и включение игр разного вида: дидактические («Прятки», «Ищи и найди», «Что чем делать?», «Кто с кем?», «Кто с чем?» и др.), сюжетные («Устроим комнату для куклы», «Магазин», «Мама и дочки» и др.), подвижные («Курица с цыплятами», «Кто первый», «Лиса в курятнике» и др.).
Особое место в работе по развитию речи занимает глагольная лексика. Дети овладевают значением глаголов прежде всего в повелительном наклонении единственного и множественного числа. Создаются условия для понимания и использования детьми этих глагольных форм. С этой целью в процессе жизнедеятельности дети выполняют разные поручения, которые даются как взрослыми, так и детьми друг другу. Включаются так же специальные игры-упражнения. Например, в игре «Покатай» дети дают поручения мишке, чтобы он покатал куклу, спел ей песню, потом попрыгал с ней, походил и т. д. В игре «Куклы будут кушать» мама-кукла поручает детям-куклам поставить посуду, налить суп, положить кашу и т. д.
По аналогичной системе дети овладевают способностью к пониманию и использованию глаголов в форме будущего времени. Дети учатся отвечать на вопросы: Что ты будешь делать? Что вы будете делать? Что мы будет делать? (Я буду играть. Мы будем заниматься. Мы будем умываться и т. д.).
37
Последовательно включаются разные виды речевых средств: письменное, устно-дактильное, устное (чтение, восприятие, воспроизведение).
Большое место в работе по развитию речи занимает обучение детей преобразованию глаголов повелительного наклонения в глагольные формы по лицам (1-е и 3-е лицо), временам (настоящее и прошедшее) и числам. В соответствии с этими формами глаголов вводятся вопросы: Что делает? Что делают? Что ты делаешь? Что ты делал (а)? Что вы (мы) делали?. Преобразование глаголов происходит с опорой на демонстрируемые действия, а затем — на изображение на картинке (Саша, иди! Саша идет. Мальчик (дядя, тетя, кот) идет. Саша, Вова, Таня, идите! Саша, Вова, Таня идут. Дети идут. Собаки идут). Для оперирования названиями действий используются как реальные жизненные ситуации, так и специальные упражнения: дети подкладывают таблички к картинкам и наоборот, конструируют фразы из набора табличек, отвечают на вопросы устно-дактильно, воспринимают слухо-зрительно и на слух.
Дети овладевают образованием звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, кот мяу-мяу — мяукает и т. д.), а также способам отыменного образования глаголов (звонок — звенит, учитель — учит, строитель — строит, но врач — лечит, портной — шьет). Проводятся разнообразные игры («Кто что делает», «Летает — не летает» и т. д.).
Через воспроизведение действий в разном временном отношении у детей формируются представления о глагольных формах первого лица настоящего и прошедшего времени единственного и множественного числа (Я рисую, ты рисуешь, я рисовал (а), нарисовал (а); мы рисуем, мы рисовали, вы рисовали).
Различные способы образования глагольных форм закрепляются в играх типа: «Добавь слово», «Кто больше назовет действий», «Где ты играешь (рисуешь, ешь, спишь и т.д.)?». Использование игровых сюжетов помогает детям заканчивать предложение, начатое взрослым, применяя глагольные формы будущего времени. Например, игра «Что умеет делать девочка?». Взрослый начинает говорить или читать: «Девочка умеет рисовать (лепить, танцевать и т. д.), а ребенок дополняет названиями тех, которые могут производиться девочкой. Постепенно дети овладевают разными речевыми средствами для воспроизведения и восприятия изображенного или демонстрируемого: по табличке, устно-дактильно, слухо-зрительно, зрительно, устно.
В работу с детьми старшего дошкольного возраста включается материал, связанный со словообразовательными процессами. Это имеет место при ознакомлении детей с животным миром. Дети учатся соотносить названия животных и их детенышей, употребляя эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного
38
числа (утка — утенок — утята — нет утят; лиса — лисенок — лисята — нет лисят и т. д.). Усвоение детьми названий происходит в игровых упражнениях типа: Кто у кого? (кто у зайки, кто у волка и т. д.), Чей домик? (лисы и лисят, белки и бельчат и т. д.), а также при рассматривании картинок (у лисы тут лисята, у зайки тут нет зайчат и т. д.) и при разыгрывании различных сценок (Например: Ты волк. Кто у волка? — Волчата. Кого ты позовешь? — Я позову волчат и т. д.).
У детей старшего дошкольного возраста формируются умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами с целью акцентирования внимания на тех или иных смысловых оттенках (Таня — Танечка — Танька, дом — домище — домик и т. д.), а также при помощи разных приставок изменять смысловое содержание глаголов: пришел — ушел, приехал — уехал, подошел — отошел и т д.
Практическое овладение детьми словообразованием с последующим осмыслением содержательной стороны этого процесса происходит успешно, если используются различные жизненные ситуации и специальные игровые упражнения. Например, игра «Кто что делает?» (подбор картинок с изображением противоположных действий: мальчик пришел — кот ушел; автобус приехал — трамвай уехал и т. д.).
Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого с ними проводятся игры и упражнения («Закончи предложение», «Что умеет делать мальчик?», «Зачем тебе нужны ...?» и т. п.). Детям предлагаются картинки, и они называют действия персонажей, видимые и воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены и составляют предложения по картинке. Дети строят простые и распространенные предложения, предложения сложной конструкции, что способствует развитию связной речи.
План-конспект занятия по формированию грамматического строя речи
Тема: пространственные предлоги в, на, за, под, около.
Задачи: уточнить названия предметов и совершенствовать представления детей об обобщающей группе предметов; упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов и правильно использовать разные падежные формы; развивать инициативную речь; развивать слуховое восприятие и ориентировку детей в пространстве; упражнять детей в самостоятельном письме.
39
Оборудование: кукольная мебель,
|
игрушки-животные, таблички.
|
Действия педагога
|
Действия детей
|
1. Организация
— Наденьте наушники (аппараты)
(зрительное восприятие).
— Слушайте: девочка катя, девочка
Оля, мальчик Костя, мальчик Вася,
девочка Света.
II. Основная часть
— Сегодня мы будем говорить о
девочке Свете (табл.).
На столе конструируется комната.
Расставляется мебель: стол, стул,
диван, шкаф, кровать.
— Назовите, что это? (слухо-
зрительное восприятие).
— Как можно все это назвать одним
словом?
— Где стоит мебель (слухо-
зрительное восприятие).
— В этой комнате живет девочка
Света (табл.).
— Кто живет? (слухо-зрительное
восприятие).
— К Свете пришли гости (табл.).
— Кто это? (слухо-зрительное восп-
риятие).
— Они стали играть (слухо-зритель-
ное восприятие).
— Котята залезли (воспроизведение
действия).
-Куда?
— Зайчата прыгнули ...
-Куда?
— Лисята спрятались ...
- Куда?
— Света стала искать (табл.).
— На стуле есть? (слухо-зрительное
восприятие).
|
Надевание наушников (аппара-
тов). Восприятие на слух и
воспроизведение словосочетаний.
Устное называние.
— Мебель (устно).
— В комнате (устно).
— Девочка Света.
— Котята.
— Зайчата.
— Лисята.
— (устно-дактильно, устно).
— Под кровать.
— На диван.
— За шкаф.
— Нет.
|
40
Действия педагога
|
Действия детей
|
— Под столом есть? (слухо-
зрительное восприятие).
— Помогите Свете найти детенышей
(табл.).
— Где котята? (слухо-зрительное
восприятие).
— Где зайчата? (слухо-зрительное
восприятие).
— Где лисята? (слухо-зрительное
восприятие).
— Давайте составим рассказ про
Свету.
— Кто пришел к Свете? (слухо-
зрительное восприятие).
— Какие гости? (слухо-зрительное
восприятие).
— Что они стали делать?
— Куда они спрятались?
— Кто помог найти детенышей?
—Слушайте:
— Таня, прыгай, как зайка.
— Петя, иди, как котик.
— Света, беги, как лиса.
— Все прыгайте, как зайка.
— Возьмите тетради и ручки (слухо-
зрительное, слуховое воприятие).
— Напишите предметы мебели.
III. Заключение
— Что мы делали?
— Помогали Свете искать детены-
шей: зайчат, лисят, котят (на слух).
|
— Нет.
— Под кроватью (устно-
дактильное).
— На диване.
— За шкафом.
— К Свете пришли гости: котята,
зайчата, лисята.
— Играть.
— Под кровать.
— На диван.
— За шкаф.
— Мы.
Восприятие на слух и выполне-
ние действий.
Самостоятельное письмо с
последующим чтением.
— Занимались.
Восприятие на слух и повторе-
ние.
|
Вопросы и задания
-
Что включает содержание работы над грамматическим строем речи?
-
Охарактеризуйте содержание работы над морфологической, слово
образовательной и синтаксической сторонами речи.
41
-
Раскройте систему работы по овладению детьми подежными формами
су ществител ьн ых.
-
Какие направления работы выделяют по формированию глагольной
лексики?
-
Разработайте содержание игровых упражнений, направленных на
овладение детьми разными формами глагольной лексики.
-
Какие словообразовательные умения необходимо формировать у де
тей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
-
Разработайте содержание игровых упражнений, направленных на
овладение некоторыми видами словообразования.
3. Развитие связной речи
Овладение связной монологической речью — одна из главных задач речевого развития ребенка. Однако ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, при формировании которой используется метод беседы. Диалогическая форма речи состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, дополнение, возражение, реплика. Именно в диалоге ребенок учится воспринимать собеседника (с опорой на табличку, устно-дактильно, слухо-зрительно, на слух), задавать вопросы и отвечать (с опорой на табличку, устно-дактильно, устно). Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьбы, требования), вопросительных (вопрос) предложений сначала с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы, междометия, но постепенно ответы, сообщения становятся все более и более развернутыми. Все умения, которые формируются в процессе диалогической речи, необходимы ребенку для развития монологической речи.
Монологическая речь развивается в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование (события в движении и во времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6
|