|
|
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6 Тема: вызывание звука У. Дифференциация звуков А, О. Речевая интонация.
Задачи: вызывать звук У на основе слухо-зрительного восприятия образца; учить сопряженно произносить звук У в сочетании с плавными и продолжительными движениями; учить сопряженно, по подражанию и самостоятельно произносить звуки А \л О изолированно и в сочетании со звуком И в прямых и обратных слогах; учить воспринимать на слух звуки и слоги (в работе со слабослышащими); учить воспроизводить радостное эмоциональное состояние на основе сопряженного и отраженного проговаривания; развивать речевую активность, стремление детей вступать в коммуникативные отношения.
Оборудование: игрушки — куклы, поезд.
Ход занятия
Действия педагога
|
Действия детей
|
I. Организация
— Наденьте наушники (зрительное
восприятие).
— Слушайте: па-па-па (выработка
слуховых ощущений); проверка
слышимости.
II. Основная часть
1. Движения: руки вперед перед
грудью, кисти обращены друг к другу;
плавное и напряженное вытягивание
рук вперед с одновременным
произношением звука У.
— Говорите (глобальное, слухо-зри-
тельное восприятие).
— Вот У (демонстрация поезда).
|
Надевание наушников по
подражанию взрослому.
— Да, да (утвердительный кивок
головой).
— Нет, нет (отрицательный кивок
головой).
Наблюдение; совместные
действия с проговариванием;
индивидуальное проговаривание,
совместное проговаривание.
|
16
Действия педагога
|
Действия детей
|
— Делайте так (имитация движения
поезда с одновременным произнесе-
нием У).
2. Укачивание куклы с одновремен-
ным многократным произнесением зву-
ка А
— На лялю, на лялю (всем детям
раздаются куклы).
Поднятие куклы вверх с произнесе-
нием звука О.
3. Попеременные действия с куклой
с одновременным произнесением
звуков А О.
4. Произнесение слогов ПА, ПО в
сочетании с аналогичными действиями
с куклой.
Произнесение обратных слогов АП,
ОП в сочетании с действиями с куклой:
кукла идет, кукла прыгает.
5. Игра «Ку-ку»: появление и
исчезновение куклы из-за ширмы. При
появлении куклы — проявление
радостной эмоции и произнесение
звука А!
III. Заключение
— Слушайте, мы говорили У, А, О, ПА,
ПО, АП, ОП.
|
Имитация движения поезда с
одновременным произнесением У.
Наблюдение.
Сопряженные действия с
проговариванием всей группой.
Индивидуальное самостоя-
тельное проговаривание.
Наблюдение, сопряженные
действия в сочетании с
произнесением прямых и
обратных слогов.
Индивидуальное самостоя-
тельное говорение.
Совместное и индивидуаль-
ное произнесение.
Сопряженное говорение.
Слабослышащие дети
воспринимают на слух,
неслышащие — слухо-зрительно.
|
Конспект 2
Тема: автоматизация звука В. Дифференциация звуков М, Н. Темп произнесения.
Задачи: учить произносить звук В в прямых слогах в сочетании с гласными А О в словах и фразах; дифференцированно произносить звуки М, Н в словах и фразах; произносить слоги и слова (лепетные, полные) в быстром и медленном темпе; поддерживать и развивать положительное эмоциональное отношение к процессу говорения.
Оборудование: куклы, мишки (игрушки, иллюстрации, плоскостные объекты), вата, фотографии.
17
Ход занятия
Действия педагога
|
Действия детей
|
1. Организация
■— Наденьте наушники (табл.)
— Слушайте (табл.): па-па-па.
— Слышите?
II. Основная часть
1. Показ самолета и произнесение в-
в-в (покачивание руками).
— Говорите (табл.): ва ва ва.
— Вава (демонстрация куклы).
— Вата (демонстрация ваты).
2. — Говорите (табл.): во во во
— Вова (показ на куклу-мальчика, на
ребенка и т.д.).
— Где Вова? — Вот Вова.
— Где вата? — Вот вата.
— Где Вава? — Вот Вава.
— Слушайте и повторите: вата, Вова,
Вава.
3. Произнесение слогов мамама-на
с включением движений и без
движений.
Произнесение слогов нанана-ма с
включением движений и без движений.
— Вот мама. Вот Ната (демонстрация
фотографий или иллюстраций).
— Где мама? Где Ната?
— Мама, на (имитация передачи
маме любого предмета).
4. Имитация звукоподражаний
большого кота и котенка:
— Мяу, мяу, мяу (медленный темп);
мяу, мяу, мяу (быстрый темп).
Имитация медленной ходьбы
|
Сопряженное чтение табли-
чек. Реакция на начальные слу-
ховые ощущения.
-Да.
Устное сопряженное и
отраженное произнесение
(коллективное и
индивидуальное) с движением и
без движений.
Поддувание кусочков ваты.
Сопряженное и самостоятельное
произнесение.
Устное сопряженное и
самостоятельное произнесение с
движениями и без них с
включением указательного жеста
по отношению к объекту и его
изображению.
Восприятие на слух или
слухо-зрительно.
Восприятие на слухо-
зрительной основе, сопряженное
и отраженное произнесение
(групповое и индивидуальное).
Сопряженное произнесение.
— Вот мама.
— Вот Ната (самостоятельное
произнесение).
— Мама, на (самостоятельное
произнесение с
воспроизведением
соответствующего действия).
Воспроизведение на основе
слухо-зрительного восприятия
звукоподражаний в разном темпе
при одновременном действии с
предметами.
|
18
Действия педагога
|
Действия детей
|
большого мишки в сочетании со
звукоподражанием: топ топ топ;
имитация ходьбы маленького мишки в
сочетании со звукоподражанием: топ
топ топ.
— Слушайте и покажите, как мишка
топает (табл.).
III. Заключение
— Мы говорили Вава, вата, Вова, вот,
мама, Ната (слухо-зрительно).
|
Воспроизведение движений
разного темпа.
Сопряженное
проговаривание.
|
Второй год обучения
Тема: автоматизация звука С. Дифференциация звуков Т, Н. Слитность произнесения.
Задачи: учить произносить звук С в прямых и обратных слогах в сочетании с гласными в словах и фразах; учить правильно произносить звуки Т, Н в словах и фразах в сочетании с гласными; упражнять в слитном и раздельном проговаривании слогов.
Оборудование: иллюстрации, схемы, таблички.
Ход занятия
Действия педагога
|
Действия детей
|
1. Организация
— Наденьте наушники (аппараты)
(зрительное восприятие). Слышите?
(зрительное восприятие).
— А теперь слышите?
II. Основная часть
— Будем говорить звук С (слухо-
зрительно).
— Какой звук будем говорить? Будем
говорить вместе (слухо-зрительно).
(Поднимание пальцев рук ко рту с
последующим плавным опусканием
вниз).
|
— Нет.
-Да.
Звук С.
Произношение с движением и
без движения.
Чтение слогов с последующим
самостоятельным
проговариванием.
|
19
Действия педагога
|
Действия детей
|
Читайте (движение указкой по линиям,
соединяющим букву С с гласными
буквами в прямых и обратных слогах).
— Говорите, что тут (движение указкой
по линиям с закрытыми буквами).
Возьми картинку, прочитай (на
обратной стороне картинки —
название изображенного на рисунках:
оса, суп, сом).
Послушайте, что говорит мама:
— Вова, на суп (Тома, вот сова. Нонна,
вот сом).
|
Выбор картинок с последующим
чтением.
Восприятие на слух или слухо-
зрительно.
|
Что говорит мама?
(Демонстрация иллюстраций).
— Вот девочка (табл.). Девочку зовут
Тата (табл.).
— Как зовут девочку?
— Вот девочка. Девочку зовут Ната
(табл.).
— Как зовут девочку?
Будем говорить вместе:
— Тата тут.
— Ната там.
— Тата, Ната тут, там.
— Посмотрите, я буду говорить (табл.).
— Я покажу (табл.).
Демонстрация движений, плавное
вытягивание вперед попеременно то
правой, то левой руки — м-ам-ам-а;
резкое вытягивание вперед двух рук
одновременно).
III. Заключение
— Мы говорили звук С, слова суп, сом,
сова, Тата, Ната.
|
Самостоятельное повторение
фразы после слухового или
слухо-зрительного восприятия.
Чтение таблички.
—Тата (устное самостоятельное
проговаривание. Чтение табличек).
Чтение таблички.
— Ната (устное самостоятель-
ное проговаривание).
Сопряженное и
самостоятельное
проговаривание с
дирижированием и без него.
Сопряженные и отраженные
действия и произнесение.
Сопряженное проговаривание.
|
Третий год обучения
Тема: автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация.
Задачи: упражнять в произнесении звука К в словах в разных сочетаниях; упражнять в дифференцированном произношении звуков Л, Н в разных позициях; развивать способность в воспроизведении интонации, передающей вопрос; формировать способность к коммуникации.
Оборудование: иллюстрации, таблички, игрушки.
Xод занятия
Действия педагога
|
Действия детей
|
1. Организация
— Слушайте (имена детей на слух).
— Будем хорошо говорить (слухо-
зрительно).
— Как будем говорить? (слухо-
зрительно).
II. Основная часть
1. — Посмотрите, кто тут? (картинки с
изображением курицы и цыплят).
— Как курица зовет цыплят?
— Курица зовет. «Ко-ко-ко»
— Кто это?
— Как кот мяукает?
— Что кот просит?
— Что это?
— Что тут?
— Это Никита. Как зовут мальчика?
— Что надел Никита?
— Будем играть. Игра «Назови картин-
ку со звуком Ку>.
— Послушай слова: капуста, стакан,
котик, Кити, лук.
2. Будем играть. Игра «Подбери слова».
— Девочку зовут ...
— У девочки ...
— Мальчика зовут ...
— А девочку зовут ...
— У Вали ...
|
— Я (указание на себя с
называнием имени).
— Хорошо.
Рассматривание.
—Курица, цыплята.
Сопряженное и отраженное
проговаривание.
— Кот (устно).
— Мяу-мяу (устно).
— Молоко (устно).
—Стакан.
— Молоко, сок.
— Никита.
— Майку.
Выбор картинок, в названиях
которых есть звук К.
Восприятие на слух или слухо-
зрительно с проговариванием.
Выбор табличек из представ-
ленного набора:
Алина, малина, Ваня, Валя,
банан.
|
20
21
Действия педагога
|
Действия детей
|
3. — Спросите, что там?
— Игрушки.
— Там машина.
— Большая.
— Там кукла.
— Красивая.
— Куклу зовут Ната.
III. Заключение
— Мы говорили: кот, молоко, стакан,
Никита, Алина, малина, банан, Ваня,
Валя, капуста, котик.
|
— Что там?
— Какие?
— Какая?
— Какая?
— Как зовут куклу?
Сопряженное проговаривание.
|
Четвертый год обучения
Тема: дифференциация звуков С, Ш. Ритм речи. Интонация.
Задачи: упражнять в правильном произнесении звуков С, Ш в словах, фразах в разных позициях; упражнять в воспроизведении и восприятии двухсложных и трехсложных ритмов; упражнять в воспроизведении интонации разного характера: радость, жалоба; развивать способность к речевой коммуникации.
Оборудование: таблички, тексты, геометрические фигуры (разноцветные квадраты), иллюстрации.
Ход занятия
Действия детей
Действия педагога
I. Организация
Нужно надеть наушники.
-
Что нужно делать? (зрительное
восприятие)?
-
Послушайте (называются любые
слова).
-Да (Нет). Разные варианты ответов.
Звуки С, Ш.
— Слышите?
— Что мы сейчас будем делать?
(слухо-зрительно).
— Мы будем учиться хорошо говорить
звуки С, Ш.
II. Основная часть
Рассматривание картинок. Чтение и самостоятельное
— Как зовут мальчика?
— Это девочка. Девочку зовут Маша
Действия педагога
|
Действия детей
|
(табл.).
— Как зовут девочку?
Прочитайте, что дети говорят друг
ДРУГУ-
|
называние.
|
Маша, Маша, кушай кашу!
Паша, Паша, кушай кашу!
Маша и Паша сели, спасибо
сказали.
— Что Маша сказала?
— Что Паша сказал?
— Что дети сделали?
— Что сказали дети?
— Будем играть. Игра «Подбери
нужное слово».
У Луши новая... (сумка)
На вешалке висит... (шуба).
Маша катает... (Соню).
Неваляшка стоит на... (столе).
- Послушайте слова: Саша,
бабушка, лес, самолет, Луша.
2. — Будем играть. Игра «Составь
ритм».
— Хлопайте и говорите так: ТАтата
(таТАта, татаТА, таТА).
— Составьте ритм.
— Послушайте ритм и повторите:
maTAma, татаТА, maTAmaTA.
3. — Посмотрите, что случилось с
мальчиком?
— Что болит у мальчика?
|
Аналитическое чтение.
— Паша, кушай кашу!
— Маша, кушай кашу!
— Сели, съели кашу.
— Спасибо.
Выбор соответствующей
таблички. Чтение и
самостоятельное называние.
Восприятие на слух (слухо-
зрительно) и воспроизведение.
Отхлопывание сопряженное и
самостоятельное в сочетании с
произнесением.
Последовательное
составление ритмов из
геометрических фигур.
Восприятие на слух(или
слухо-зрительно) и
воспроизведение.
— Мальчик упал. Мальчик
плачет.
— Нога.
|
22
23
Действия педагога
|
Действия детей
|
— Мальчик плачет и говорит: «Ой,
болит нога!»
— Как мальчик говорит?
— Посмотрите, этот мальчик плачет?
— Что сделал мальчик?
— Он рад?
— Он говорит: «Эй, я поймал мяч! Я
рад!»
— Повторите, как говорит мальчик.
III. Заключение
— Мы говорили слова со звуками С, Ш:
Саша, Маша, самолет, бабушка.
— Мы говорили ритмы: ТАтата,
таТАтаТА.
|
Чтение таблички с
воспроизведением интонации,
передающей жалобу, боль.
— Нет.
— Поймал мяч.
-Да.
Коллективное и индивидуаль-
ное повторение.
Сопряженное проговаривание.
|
Пятый год обучения
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6
|
Смотрите также:
В пособии раскрываются основные направления формирования речи детей раннего и дошкольного возраста в условиях слуховой депривации
696,85kb. 6 стр.
Методические рекомендации для практических занятий по теме №1
147,32kb. 1 стр.
Развитие речи в дошкольном возрасте: этапы, типичные проблемы, упражнения
87,85kb. 1 стр.
|
|