Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6
Тема: вызывание звука У. Дифференциация звуков А, О. Речевая интонация.

Задачи: вызывать звук У на основе слухо-зрительного восприятия образца; учить сопряженно произносить звук У в сочетании с плавными и продолжительными движениями; учить сопряженно, по подражанию и самостоятельно произносить звуки А \л О изолированно и в сочетании со звуком И в прямых и обратных слогах; учить воспринимать на слух звуки и слоги (в работе со слабослышащими); учить воспроизводить радостное эмоциональное состояние на основе сопряженного и отраженного проговаривания; развивать речевую активность, стремление детей вступать в коммуникативные отношения.

Оборудование: игрушки — куклы, поезд.

Ход занятия



Действия педагога

Действия детей

I. Организация

— Наденьте наушники (зрительное

восприятие).

— Слушайте: па-па-па (выработка

слуховых ощущений); проверка

слышимости.



II. Основная часть

1. Движения: руки вперед перед

грудью, кисти обращены друг к другу;

плавное и напряженное вытягивание

рук вперед с одновременным

произношением звука У.

— Говорите (глобальное, слухо-зри-

тельное восприятие).

— Вот У (демонстрация поезда).


Надевание наушников по

подражанию взрослому.

— Да, да (утвердительный кивок

головой).

— Нет, нет (отрицательный кивок

головой).

Наблюдение; совместные

действия с проговариванием;

индивидуальное проговаривание,

совместное проговаривание.



16


Действия педагога

Действия детей

— Делайте так (имитация движения

поезда с одновременным произнесе-

нием У).

2. Укачивание куклы с одновремен-

ным многократным произнесением зву-

ка А


— На лялю, на лялю (всем детям

раздаются куклы).

Поднятие куклы вверх с произнесе-

нием звука О.

3. Попеременные действия с куклой

с одновременным произнесением

звуков А О.

4. Произнесение слогов ПА, ПО в

сочетании с аналогичными действиями

с куклой.

Произнесение обратных слогов АП,

ОП в сочетании с действиями с куклой:

кукла идет, кукла прыгает.

5. Игра «Ку-ку»: появление и

исчезновение куклы из-за ширмы. При

появлении куклы — проявление

радостной эмоции и произнесение

звука А!
III. Заключение

— Слушайте, мы говорили У, А, О, ПА,



ПО, АП, ОП.

Имитация движения поезда с

одновременным произнесением У.

Наблюдение.

Сопряженные действия с

проговариванием всей группой.

Индивидуальное самостоя-

тельное проговаривание.

Наблюдение, сопряженные

действия в сочетании с

произнесением прямых и

обратных слогов.

Индивидуальное самостоя-

тельное говорение.

Совместное и индивидуаль-

ное произнесение.

Сопряженное говорение.

Слабослышащие дети

воспринимают на слух,

неслышащие — слухо-зрительно.


Конспект 2

Тема: автоматизация звука В. Дифференциация звуков М, Н. Темп произнесения.

Задачи: учить произносить звук В в прямых слогах в сочетании с гласными А О в словах и фразах; дифференцированно произносить звуки М, Н в словах и фразах; произносить слоги и слова (лепетные, полные) в быстром и медленном темпе; поддерживать и развивать положительное эмоциональное отношение к процессу говорения.

Оборудование: куклы, мишки (игрушки, иллюстрации, плоскостные объекты), вата, фотографии.

17

Ход занятия

Действия педагога

Действия детей

1. Организация

■— Наденьте наушники (табл.)

— Слушайте (табл.): па-па-па.

— Слышите?


II. Основная часть

1. Показ самолета и произнесение в-



в-в (покачивание руками).

— Говорите (табл.): ва ва ва.

— Вава (демонстрация куклы).

— Вата (демонстрация ваты).

2. — Говорите (табл.): во во во

— Вова (показ на куклу-мальчика, на

ребенка и т.д.).

— Где Вова? — Вот Вова.

— Где вата? — Вот вата.

— Где Вава? — Вот Вава.

— Слушайте и повторите: вата, Вова,

Вава.
3. Произнесение слогов мамама-на

с включением движений и без

движений.

Произнесение слогов нанана-ма с

включением движений и без движений.

— Вот мама. Вот Ната (демонстрация

фотографий или иллюстраций).

— Где мама? Где Ната?

— Мама, на (имитация передачи

маме любого предмета).

4. Имитация звукоподражаний

большого кота и котенка:

Мяу, мяу, мяу (медленный темп);

мяу, мяу, мяу (быстрый темп).

Имитация медленной ходьбы



Сопряженное чтение табли-

чек. Реакция на начальные слу-

ховые ощущения.

-Да.


Устное сопряженное и

отраженное произнесение

(коллективное и

индивидуальное) с движением и

без движений.

Поддувание кусочков ваты.

Сопряженное и самостоятельное

произнесение.

Устное сопряженное и

самостоятельное произнесение с

движениями и без них с

включением указательного жеста

по отношению к объекту и его

изображению.

Восприятие на слух или

слухо-зрительно.

Восприятие на слухо-

зрительной основе, сопряженное

и отраженное произнесение

(групповое и индивидуальное).


Сопряженное произнесение.

— Вот мама.

— Вот Ната (самостоятельное

произнесение).

— Мама, на (самостоятельное

произнесение с

воспроизведением

соответствующего действия).

Воспроизведение на основе

слухо-зрительного восприятия

звукоподражаний в разном темпе

при одновременном действии с

предметами.


18

Действия педагога

Действия детей

большого мишки в сочетании со

звукоподражанием: топ топ топ;

имитация ходьбы маленького мишки в

сочетании со звукоподражанием: топ



топ топ.

— Слушайте и покажите, как мишка

топает (табл.).

III. Заключение

— Мы говорили Вава, вата, Вова, вот,



мама, Ната (слухо-зрительно).

Воспроизведение движений

разного темпа.
Сопряженное

проговаривание.



Второй год обучения

Тема: автоматизация звука С. Дифференциация звуков Т, Н. Слитность произнесения.

Задачи: учить произносить звук С в прямых и обратных слогах в сочетании с гласными в словах и фразах; учить правильно произносить звуки Т, Н в словах и фразах в сочетании с гласными; упражнять в слитном и раздельном проговаривании слогов.

Оборудование: иллюстрации, схемы, таблички.

Ход занятия



Действия педагога

Действия детей

1. Организация

— Наденьте наушники (аппараты)

(зрительное восприятие). Слышите?

(зрительное восприятие).

— А теперь слышите?

II. Основная часть
— Будем говорить звук С (слухо-

зрительно).

— Какой звук будем говорить? Будем

говорить вместе (слухо-зрительно).

(Поднимание пальцев рук ко рту с

последующим плавным опусканием

вниз).

— Нет.


-Да.
Звук С.

Произношение с движением и

без движения.
Чтение слогов с последующим

самостоятельным

проговариванием.


19





Действия педагога

Действия детей

Читайте (движение указкой по линиям,

соединяющим букву С с гласными

буквами в прямых и обратных слогах).

— Говорите, что тут (движение указкой

по линиям с закрытыми буквами).

Возьми картинку, прочитай (на

обратной стороне картинки —

название изображенного на рисунках:



оса, суп, сом).

Послушайте, что говорит мама:

— Вова, на суп (Тома, вот сова. Нонна,

вот сом).


Выбор картинок с последующим

чтением.

Восприятие на слух или слухо-

зрительно.


Что говорит мама?

(Демонстрация иллюстраций).

— Вот девочка (табл.). Девочку зовут

Тата (табл.).

— Как зовут девочку?

— Вот девочка. Девочку зовут Ната

(табл.).

— Как зовут девочку?


Будем говорить вместе:

— Тата тут.

— Ната там.

— Тата, Ната тут, там.

— Посмотрите, я буду говорить (табл.).

— Я покажу (табл.).

Демонстрация движений, плавное

вытягивание вперед попеременно то

правой, то левой руки — м-ам-ам-а;

резкое вытягивание вперед двух рук

одновременно).
III. Заключение

— Мы говорили звук С, слова суп, сом,



сова, Тата, Ната.

Самостоятельное повторение

фразы после слухового или

слухо-зрительного восприятия.

Чтение таблички.
—Тата (устное самостоятельное

проговаривание. Чтение табличек).

Чтение таблички.
— Ната (устное самостоятель-

ное проговаривание).

Сопряженное и

самостоятельное

проговаривание с

дирижированием и без него.

Сопряженные и отраженные

действия и произнесение.


Сопряженное проговаривание.

Третий год обучения

Тема: автоматизация звука К в словах и фразах. Дифференциация звуков Л, Н в словах и фразах. Интонация.

Задачи: упражнять в произнесении звука К в словах в разных сочетаниях; упражнять в дифференцированном произношении звуков Л, Н в разных позициях; развивать способность в воспроизведении интонации, передающей вопрос; формировать способность к коммуникации.

Оборудование: иллюстрации, таблички, игрушки.

Xод занятия



Действия педагога

Действия детей

1. Организация

— Слушайте (имена детей на слух).

— Будем хорошо говорить (слухо-

зрительно).

— Как будем говорить? (слухо-

зрительно).



II. Основная часть

1. — Посмотрите, кто тут? (картинки с

изображением курицы и цыплят).

— Как курица зовет цыплят?

— Курица зовет. «Ко-ко-ко»

— Кто это?

— Как кот мяукает?

— Что кот просит?

— Что это?

— Что тут?

— Это Никита. Как зовут мальчика?

— Что надел Никита?

— Будем играть. Игра «Назови картин-

ку со звуком Ку>.

— Послушай слова: капуста, стакан,

котик, Кити, лук.

2. Будем играть. Игра «Подбери слова».

— Девочку зовут ...

— У девочки ...

— Мальчика зовут ...

— А девочку зовут ...

— У Вали ...

— Я (указание на себя с

называнием имени).

— Хорошо.


Рассматривание.

—Курица, цыплята.

Сопряженное и отраженное

проговаривание.

— Кот (устно).

— Мяу-мяу (устно).

— Молоко (устно).

—Стакан.

— Молоко, сок.

— Никита.

— Майку.


Выбор картинок, в названиях

которых есть звук К.

Восприятие на слух или слухо-

зрительно с проговариванием.

Выбор табличек из представ-

ленного набора:



Алина, малина, Ваня, Валя,

банан.


20

21

Действия педагога

Действия детей

3. — Спросите, что там?

— Игрушки.

— Там машина.

— Большая.

— Там кукла.

— Красивая.

— Куклу зовут Ната.
III. Заключение

— Мы говорили: кот, молоко, стакан,



Никита, Алина, малина, банан, Ваня,

Валя, капуста, котик.

— Что там?

— Какие?


— Какая?

— Какая?


— Как зовут куклу?

Сопряженное проговаривание.



Четвертый год обучения

Тема: дифференциация звуков С, Ш. Ритм речи. Интонация.

Задачи: упражнять в правильном произнесении звуков С, Ш в словах, фразах в разных позициях; упражнять в воспроизведении и восприятии двух­сложных и трехсложных ритмов; упражнять в воспроизведении интонации разного характера: радость, жалоба; развивать способность к речевой комму­никации.

Оборудование: таблички, тексты, геометрические фигуры (разноцвет­ные квадраты), иллюстрации.

Ход занятия

Действия детей

Действия педагога

I. Организация

Нужно надеть наушники.

  • Что нужно делать? (зрительное
    восприятие)?

  • Послушайте (называются любые
    слова).

-Да (Нет). Разные варианты ответов.

Звуки С, Ш.



— Слышите?

— Что мы сейчас будем делать?


(слухо-зрительно).

— Мы будем учиться хорошо говорить


звуки С, Ш.

II. Основная часть

Рассматривание картинок. Чтение и самостоятельное

— Как зовут мальчика?

— Это девочка. Девочку зовут Маша

Действия педагога

Действия детей

(табл.).

— Как зовут девочку?

Прочитайте, что дети говорят друг

ДРУГУ-


называние.

Маша, Маша, кушай кашу!

Паша, Паша, кушай кашу!

Маша и Паша сели, спасибо

сказали.

— Что Маша сказала?

— Что Паша сказал?

— Что дети сделали?

— Что сказали дети?

— Будем играть. Игра «Подбери

нужное слово».

У Луши новая... (сумка)

На вешалке висит... (шуба).

Маша катает... (Соню).

Неваляшка стоит на... (столе).

- Послушайте слова: Саша,



бабушка, лес, самолет, Луша.

2. — Будем играть. Игра «Составь

ритм».


— Хлопайте и говорите так: ТАтата

(таТАта, татаТА, таТА).

— Составьте ритм.

— Послушайте ритм и повторите:

maTAma, татаТА, maTAmaTA.

3. — Посмотрите, что случилось с

мальчиком?

— Что болит у мальчика?



Аналитическое чтение.

— Паша, кушай кашу!

— Маша, кушай кашу!

— Сели, съели кашу.

— Спасибо.

Выбор соответствующей

таблички. Чтение и

самостоятельное называние.

Восприятие на слух (слухо-

зрительно) и воспроизведение.


Отхлопывание сопряженное и

самостоятельное в сочетании с

произнесением.

Последовательное

составление ритмов из

геометрических фигур.

Восприятие на слух(или

слухо-зрительно) и

воспроизведение.


— Мальчик упал. Мальчик

плачет.

— Нога.



22

23




Действия педагога

Действия детей

— Мальчик плачет и говорит: «Ой,

болит нога!»

— Как мальчик говорит?

— Посмотрите, этот мальчик плачет?

— Что сделал мальчик?

— Он рад?

— Он говорит: «Эй, я поймал мяч! Я

рад!»


— Повторите, как говорит мальчик.

III. Заключение

— Мы говорили слова со звуками С, Ш:



Саша, Маша, самолет, бабушка.

— Мы говорили ритмы: ТАтата,



таТАтаТА.

Чтение таблички с

воспроизведением интонации,

передающей жалобу, боль.

— Нет.


— Поймал мяч.

-Да.


Коллективное и индивидуаль-

ное повторение.

Сопряженное проговаривание.


Пятый год обучения



страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6

Смотрите также: