Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:
Арт терапия
59,3kb. 1 стр.



 Главная   »  
страница 1

Арт - терапия


Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания". Очень показательно то, что появление первых форм арт-терапии сопутствовало глубоким изменениям в культуре развитых стран Запада, а её развитие в дальнейшем было тесно связано с движением за реализацию общественного предназначения искусства, которое могло бы являться не столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления общества и его граждан.
Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова мало пригодны. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что она в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанным с его творческими возможностями.
У нас, в России, дело пока обстоит несколько иначе. Применяются некоторые формы изобразительной работы, например, для того чтобы "занять" больных в стационарах длительного пребывания или привить им "производственные" навыки. Рисунки нередко используются для психологического анализа, необходимого для постановки диагноза, оценки психических процессов и других целей. Имеются и отдельные попытки включить некоторые изобразительные приёмы в арсенал групповой и семейной психотерапии, в лечебно-коррекционную работу с детьми, имеющими те или иные психические расстройства, в реабилитационный процесс.

История арт-терапии

Как ни парадоксально это может показаться, но современная научная арт-терапия, при всём многообразии её связей с разнообразными культурными феноменами, ближе всего стоит, по-видимому, к первобытному, "примитивному", доисторическому искусству. Последнее, как и арт-терапия, основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и "профессионализм" автора. И для того и для другого более важен процесс творчества, не сдерживаемого никакими условностями, искренность и полнота самовыражения, а не конечный продукт и его оценка аудиторией.


Архаические формы искусства - как прообраз современной арт-терапии - дольше всего сохранились в народном творчестве. Ему присуще наивность и непосредственно-действенный характер, а также опора на символический язык "коллективного бессознательного". Поэтому закономерно то, что для развития арт-терапии определённую роль сыграл интерес к детскому "примитивному" искусству, проявившийся в конце ХХ века.
В это время начали распространяться идеи о том, что "наивное", "непрофессиональное" искусство может быть средством обновления и "лечения" дряхлеющей западной цивилизации, и возникли новые подходы к художественному образованию детей, в которых делался акцент на свободном самовыражении, игнорирующем нормы "высокого" искусства.
J.Debuffet ввёл в обиход понятие art brut, что в переводе с французского означает "грубое искусство". Первоначально обозначая творчество душевнобольных, оно постепенно стало определением, включающим в себя разнообразные формы "искусства аутсайдеров" - "изгоев культуры", использующих свой собственный, в чём-то более искренний и живой художественный язык "официальной" культуры.
Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержаний личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и ёмкий, чем слова. Использование этого "языка" рассматривалось как "компенсаторный" процесс, позволяющий преодолеть главенство сознания в психической жизни и достичь равновесия между её сознательными и бессознательными аспектами. Юнг верил в то, что пациент, опираясь на "трансцендентные" свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления и что символические образы заключают в себе способы разрешения внутрипсихических конфликтов. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводилась второстепенная роль и предполагалось, что пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным.

Теория арт-терапии

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Дело в том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное творчество является частным видом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде.


Каковы же мотивы к творчеству? Депрессивная личность воссоздаёт в творчестве то, что ей кажется разрушенным, шизоидная - ищет скрытый смысл в предметах, а не в отношениях с людьми, обессивная защищается в творчестве от навязчивостей.
"Символические игры" являются обязательным элементом любого изобразительного творчества, поскольку язык изобразительного искусства глубоко символичен, а цвет, формы, линия, объём и другие его изобразительные элементы обладают глубоким и многозначным смыслом, хотя он зачастую может и не осознаваться. Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях.
"Социальные игры" или "игры с правилами" - наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы, которые предполагают использование определённых норм группового поведения, в том числе в процессе совместной изобразительной деятельности участников группы.
Для Арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов.
Следует учитывать то, что выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы пациенты предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что отвечает потребности больных избегать конфронтации со своими чувствами на начальных этапах работы. Выбор этих средств может быть связан с потребностью больных в психологической защищённости. На последующих этапах арт-терапевтического процесса пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе краски, предоставляющие им большие возможности для выражения разнообразных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, краски, смешиваясь и создавая разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение. Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности, что делает её более "энергоёмкой", затрагивающей психофизиологические процессы. Поэтому при работе с ними нередко может иметь место положительный эффект при психосоматических нарушениях и соматовегетативных проявлениях невротических состояний.
Использование техники коллажа нередко помогает пациентам преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт пациентам чувство защищённости, поскольку они не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

страница 1

Смотрите также:
Арт терапия
59,3kb. 1 стр.