Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Лисовский А.В., учитель информатики ГМГ
Современные требования к представлению любого материала, будь то информационное сообщение, доклад, реферат, мастер – класс или публичная лекция, достаточно высоки. Следует не только соблюдать принципы логической подачи информации, но обеспечить ее наглядное восприятие. Наглядным сопровождением выступлений любого уровня стали презентации или слайд-шоу. В презентациях необходимо широко использовать приемы анимирования текста, схемы, таблицы, движущиеся двух- и трехмерные объекты.

Навыки и умения работы с презентацией учащиеся гимназии получают на уроках информатики в 5 классе. К тому времени, когда презентация перестает быть для ребят просто набором движущихся и сменяющих друг друга объектов на экране монитора, а становится необходимым сопровождением их учебной деятельности, часть умений и навыков уже утрачивается, и учащимся необходимо проводить повторные консультации по их составлению.

Эта же проблема касается и современных педагогов, поставленных в условия, когда за небольшой период времени: урок, мастер-класс либо выступление с докладом, им необходимо донести большой объем информации таким образом, чтобы у учащихся либо слушателей семинара или конференции составилось достаточно полное и развернутое представление об излагаемом материале. К тому же, большинство педагогов не изучали в школе информатику на том уровне, который необходим при подготовке презентаций, да и попросту боятся компьютера. Учителям необходимы подробнейшие разъяснения и консультации, проводить которые не всегда есть возможность.

Подобное состояние консультационной работы подало идею осуществления дистанционного консультирования и оказания информационной поддержки как учащимся, так и учителям гимназии в стенах школы.



Цель: Создание электронного ресурса, способного объединить обучающее, консультационное направление работы с педагогами и учащимися с обобщением лучшего опыта оформления презентаций, слайд-шоу, сайтов. Ожидаемым результатом научно-методической работы по теме самообразования должна стать система дистанционного информирования и консультирования педагогов, учащихся и их родителей по различным вопросам образования.

Задачи:

  1. осмысление существующих проблем в консультировании учащихся и учителей, типичных трудностей в оформлении слайд-шоу, презентаций и т.п.;

  2. ознакомление с передовым опытом дистанционного образования;

  3. отбор необходимой информации для создания информационного сайта;

  4. оформление информационно-консультационного электронного ресурса – Медиа-Банка гимназии.

Методы работы:

    • анализ опыта работы по дистанционному обучению и консультированию;

    • обобщение материалов по теме самообразования;

    • моделирование информационно-консультационного электронного ресурса для нужд учащихся и учителей гимназии;

    • конструирование и размещение Медиа-Банка в локальной сети гимназии.

Этапы работы над темой самообразования:

  1. Аналитический.

Цели и задачи этапа: сбор, анализ и структурирование информации по проблеме качества подготовки и оформления презентаций, слайд-шоу и другого демонстрационного материала, а также по проблемам дистанционного образования.

  1. Подготовительный.

Цели и задачи этапа: подбор необходимых информационных материалов, обобщение накопленного в гимназии опыта работы по проблеме.

  1. Практический.

Цели и задачи этапа: создание и пополнение информационно-консультационного Медиа-Банка гимназии, освещающего основные принципы использования слайд-шоу, презентаций в работе учителей и учащихся.

IV. Обобщающий.

Цели и задачи этапа: обработка и анализ статистической информации о целесообразности и необходимости создания системы работы над созданием дистанционных сайтов с целью расширения информационных рамок изучения предмета педагогами и учащимися.

Актуальность создания информационно-консультационного Медиа-Банка гимназии подтверждается востребованностью размещенных на нем материалов среди педагогов и школьников. Статистический анализ показывает, что Медиа-Банк, размещенный в локальной сети гимназии ежедневно посещается не менее 10-15 раз. Значительно сократился поток учителей и учащихся, обращающихся за консультацией лично к учителям информатики и работникам Школьной Информационной Службы. Качество выполнения презентаций учащимися (в качестве сопровождения защиты проектов на школьном туре НОУ) значительно возросло.



ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО ИНФОРМАТИКЕ.

Бармута Александр Иванович, учитель информатики ГМГ

Хрущелев Сергей Васильевич, учитель информатики ЕМГ

Реформирование казахстанской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с новыми требованиями современного общества к школьному образованию и перспективами перехода на 12-летнее обучение, наиболее остро встает проблема выявления и развития детской одаренности. Важно отметить, что, говоря о массовом обучении, целесообразно использовать именно термин «детская одаренность» или «признаки одаренности ребенка», что подразумевает оценку способностей к мышлению, творчеству, обучению не как исключительность, а как потенциал, дар, имеющийся у каждого, но проявляющийся в различной степени.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в информатике или биологии, математике или иностранном языке и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

С другой стороны, в современной школе информатика – достаточно сложный предмет для усвоения учащимися. Основное препятствие для полноценного изучения информатики – нехватка времени. Нами проанализировано много учебных планов и методик преподавания информатики и для общеобразовательных классов, и для профильных с углубленным изучением информатики. Вывод неутешителен. Предлагаемые материалы основываются на гораздо большем годовом количестве учебных часов, чем то, которым мы реально располагаем, а обучения начинается в среднем звене (с 7-го класса). Поэтому выходом из этой ситуации мы увидели в разработке собственной программы по информатике, начиная с начального звена. Это позволяет нам, не уменьшая объем материала уложиться в отведенное количество часов.



ПРИКЛАДНОЙ КУРС
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА VISUAL BASIC»

Синютина Галина Геннадьевна
учитель информатики сш № 16

Интеллектуальный, экономический и культурный потенциал государства тесно связан с возможностями развития образовательного процесса. В условиях современного развития экономики и промышленности Казахстана огромное значение приобретает формирование системно-информационной картины мира, оптимальных взаимоотношений человека и информационной среды, формировании навыков использования информационных технологий как основной составляющей профессиональной деятельности в современном информационном обществе. Курс рассчитан на изучение языка объектно-ориентированного программирования, составление программ для решения жизненных и научных задач.

Главные задачи курса :

  • Раскрытие роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении характера и содержания труда человека;

  • Развитие у учащихся теоретического, творческого мышления;

  • Формирование нового типа мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

  • Формирование и развитие знаний, умений и навыков в области информационных технологий;

  • Подготовка учащихся к труду, профессиональному самоопределению;

  • Подготовка школьников к обучению в высших учебных заведениях, где требуются знания по программированию.


Цель курса раскрыть школьникам специфику создания прикладных программ, познакомить с объектно-ориентированным и визуальным программированием, сформировать умения по созданию обучающих, контролирующих и игровых программ.

Курс включает обучение программированию на языке Visual Basic. В процессе обучения учащиеся должны изучить следующие темы:



  • Системы программирование: классификация, языки низкого и высокого уровня. Интерпретаторы и компиляторы.

  • Структурные и модульные методы программирования.

  • Основные типы и способы организации данных.

  • Типы переменных.

  • Основные операторы и конструкции языка.

  • Организация ввода-вывода, ветвления в программах.

  • Организация циклов.

  • Массивы: понятие двумерного массива. Массивы символов и их обработка.

  • Представление вспомогательных алгоритмов.

  • Машинная графика, основные графические процедуры и функции.

  • Программирование звуковых эффектов.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • отличия языков программирования;

  • файловую структуру;

  • алгоритмические конструкции языка программирования;

  • понятие о структурном и модульном программировании;

  • понятия объектов, классов, семейств, свойств, методов.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить алгоритмические конструкции на язык программирования;

  • создавать приложения, используя ветвления и циклы;

  • формировать, описывать и обрабатывать массив;

  • озвучивать программы.


ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ

«АРХИТЕКТУРА IBM PC»

Лисовский А.В., учитель информатики ГМГ
Согласно стратегическим задачам развития Республики Казахстан, определена главная цель 12-летнего образования – подготовка конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан определяет ключевые компетентности, которые, осваиваясь поэтапно на каждом уровне образования в их единстве, взаимосвязи и развитии, способствуют успешной социализации учащихся. Одной из таких компетентностей является информационная компетентность.

Информационная компетентность позволяет:



  • Принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации;

  • Самостоятельно ставить и обосновывать цель, планировать и осуществлять познавательную деятельность для достижения этой цели;

  • Самостоятельно находить и анализировать, производить отбор, преобразовывать, сохранять, интерпретировать и осуществлять перенос информации, в том числе при помощи современных информационно-коммуникационных технологий;

  • Обрабатывать информацию, применяя логические операции (анализа, синтеза, обобщения, структурирования, прямого и косвенного доказательства, доказательства по аналогии, моделирования, мысленного эксперимента, систематизации материалов);

  • Использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

Таким образом, выпускник школы, дабы соответствовать требованиям, предъявляемым современным технократическим обществом, должен быть «на ты» с современной компьютерной техникой: иметь представление о ее работе, суметь не только включить ее и воспользоваться возможностями, предоставляемыми ПК, но и устранить неполадки, мешающие продуктивной работе, произвести в случае необходимости настройку техники и умело и эффективно ее эксплуатировать.

Представляемая программа спецкурса (прикладного курса, элективного курса) для учащихся 11-х классов «Архитектура IBM PC» предназначена для учащихся - пользователей ПК, желающих получить более глубокие знания по архитектуре современных компьютеров типа IBM PC (INTEL CELERON, PENTIUM III, PENTIUM IV), диагностике их компонентов, сборке, техническому обслуживанию и ремонту.



Содержание обучения направлено на формирование творческой личности, на развитие логико-структурного мышления, то есть на формирование субъекта деятельности, способного к использованию возможностей современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Изучение данного курса формирует у учащихся представление об архитектуре IBM PC и практические навыки настройки, ремонта, сборки ПК.

Методы обучения в программе данного курса основаны на активном вовлечении слушателей в учебный процесс с использованием качественных методических материалов. Занятия курса «Архитектура IBM PC» по обучению ремонту и сборке компьютеров должны проходить в непринужденной психологически комфортной атмосфере, когда учащийся в любой момент при возникновении вопросов или сложностей может обратиться к педагогу. Учитель на занятиях спецкурса становится консультантом, тренером, направляющим работу учащихся – основная используемая технология обучения – это технология сотрудничества.

Введение данного специального курса предполагает наличие высококвалифицированного преподавателя, имеющего большой опыт практической работы в области сборки, технического обслуживания и ремонта ПК.

В дальнейшем полученные знания по ремонту и сборке компьютеров позволяют нашим ученикам самостоятельно справляться с большинством возникающих в работе аппаратных проблем, осуществлять несложную сборку и настройку компьютера, что незаменимо в любой области профессиональной деятельности, где используется компьютер

Распределение учебной нагрузки:

Спецкурс «Архитектура IBM PC» предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 34 часа теоретических и практических занятий. Занятия спецкурса должны проводиться в оснащенном кабинете информатики при наличии необходимых деталей и комплектующих ПК.


РЕКОМЕНДАЦИИ СЕКЦИИ

УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Физико-математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, физики, их возможностями в развитии и формировании мышления человека, их вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Физико-математическое образование является неотъемлемой частью естественно-математического образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.

Одной из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан является предмет информатика.

Школьный курс информатики призван обеспечить достаточно полный объем фундаментальных знаний в области информатики, развитие мышления, познавательной и творческой способностей школьников, формирование понимания ими роли информатики в жизни информационного общества и развитии общечеловеческой культуры, формирование научных взглядов на природу, социально значимых ориентацией, обуславливающих отношение человека к миру, систему ценностей личности, навыков творческого приложения знаний в решении проблем.

Заседание секции городского методического объединения учителей информатики способствовали обсуждению директивных, нормативных документов МОН РК, областного Департамента образования, городского управления образования, определению стратегических приоритетов в развитии физико-математического образования, обновлению содержания образования, повышению качества физико-математического образования, осуществлению преобразований, направленных на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.

С целью совершенствования системы методической работы, совершенствования уровня педагогического мастерства преподавателей, выработки единой стратегии по обновлению содержания физико-математического образования, по результатам работы конференции были выработаны следующие рекомендации:



Городскому методическому объединению:

1. совершенствовать работу по выявлению и совершенствованию базовых компетенций педагогов, по оказанию и совершенствованию базовых компетенций педагогов, по оказанию качественной методической помощи различным категориям педагогов

2. инициировать исследовательскую деятельность педагогов в условиях широкомасштабной модернизации образования, формировать всеми средствами методической работы учителя новой формации

3. осуществлять активную методическую работу с педагогическими кадрами через семинары, методические объединения, школы передового опыта, творческие группы, школы молодого учителя, в условиях новой модели образования, ориентированной на результат.



Школьным методическим объединениям, педагогам:

1. Развивать и стимулировать инновационно-творческую, научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу среди учителей и учащихся, подчинить ее целям образования 21 века, развитию современных образовательных технологий, таким ее направлениям, как обеспечение доступности, повышения качества, эффективности, фундаментальности, конкурентоспособности.

2. Осуществлять преобразования, направленные на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области физико-математического образования.

3. Совершенствовать работу по самообразованию в целях повышения педагогического мастерства и профессиональной компетентности

4. Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий путем внедрения в практику инновационных технологий.

5. Обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха; использовать технологию дифференцированного обучения для развития творческого потенциала каждого ученика.



6. Осуществлять систематическую работу с одаренными учащимися в области информатики, оказывать развитие и поддержку одаренных учащихся в урочной и внеурочной деятельности, внедрять новые технологии в образовании для развития, обучения и поддержки одаренных детей, обеспечивать научно-методическое сопровождение педагогической поддержки одаренных детей.

страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: