Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Беклемишев Павел Иннокентьевич

Президент АО СП «Белкамит»

«Проблемы защиты интересов машиностроительных предприятий при вступлении Казахстана в ВТО»
Основной задачей для казахстанских машиностроителей в настоящее время является дожить до вступления в ВТО. На момент развала СССР в Казахстане насчитывалось порядка 1600 машиностроительных предприятий разного уровня и значимости, сейчас их только 75-80, которые еще можно считать машиностроительными, все остальные либо полностью прекратили свое существование, либо превратились мастерские или артели. Тем не менее по оценкам проведенного анализа в Казахстане насчитывается 14 подотраслей машиностроения, при этом позитивным фактом является то, что, на фоне развития нефтегазового комплекса Казахстана сформировалась наибольшая группа из 16 предприятий, которые выпускают продукцию для нефтегазового комплекса. Если учесть, что на момент развала Советского союза данной отрасли просто не существовало, то теперь это реальный путь при диверсификации и конверсии машиностроительных предприятий и переход на востребованную в Республике продукцию, так как сегодня это сфера куда вкладываются многомиллиардные инвестиции.

12 предприятий выпускают продукцию для горно-металлургического сектора, 15 – для транспорта и коммуникаций, 10 – сельхозмашиностроения , 13- оружейная и военная техника (но это только гос. заказ и может продаваться только на экспорт).

Как уже говорилось выше наиболее перспективной отраслью для машиностроения на настоящий момент является нефтегазовая отрасль, но к сожалению участие казахстанских производителей в этой сфере не столь существенно и эффективно как хотелось бы. На пример, поставки машиностроительной продукции по Казмунайгазу за 2002 год составили 26 млн. долл. при 12 млн. тонн нефти. По нашему мнению эта сумма была бы справедлива только для одного машиностроительного предприятия, но к сожалению это совокупность всех поставок. Также необходимо отметить и проблему жесткой конкуренции с машиностроительными предприятиями из России. На сегодняшний день с Россией мы не можем установить ни каких защитных таможенных пошлин. Были попытки создания антидемпинговых пошлин, но это ни к чему ни привело, защищенное правительством российское машиностроение упорно отстаивает свои позиции на рынке. Следовательно в этой ситуации Казахстан не сможет предпринять защитные меры при вступлении в ВТО.

Касательно конкуренции с международным гигантам, работающим в Казахстане в правовом плане немного легче, здесь были созданы соглашения о разделе продукции и заключены контракты на взаимовыгодных условиях.

На сегодняшний день казахстанским поставщикам созданы такие условия, при которых для производства продукции машиностроения необходимо примерно 50% материалов и комплектующих завозить из-за рубежа, так как мы не имеем своего сырья и тем более своего сертифицированного сырья для производства оборудования. По результатам проведенных аналитических расчетов, в данной ситуации казахстанским поставщикам для того чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке необходимо производить продукцию как минимум в 3 раза дешевле. При это так же необходимо учитывать очень высокие требования по качеству, которыми многие казахстанские производители еще не обладают. Так же большой отрыв у наших предприятий от международных производителей в технологическом оснащении. И не смотря на высокий профессионализм и низкую заработную плату сотрудников мы не в силах реально конкурировать с международными импортерами в нефтегазовом секторе.

Альтернативы у нас следующие, это, во-первых, государственная поддержка развития и технического перевооружения машиностроительных предприятий. В своих публичных выступлениях Президент Казахстана часто говорит о нашем примере развития, как о своего рода исключении, подтверждающем правило. АО СП «Белкамит» было создано в рамках межгосударственного соглашения с Соединенными Штатами и профинансировано из бюджета США, с целью прекращения производства ракет и перехода на гражданскую продукцию. Наше предприятие сертифицировано по всем международным стандартам и сегодня мы выпускаем качественную, отвечающую всем требованиям международной стандартизации продукцию. Все инженеры и административно-управленческий персонал нашего предприятия владеют английским языком, документация ведется по двум стандартам, по американским и по казахстанским на английском и на русском языках. Но даже при этих условиях мы испытываем большие трудности участвуя в тендерах, поскольку наши условия гораздо хуже условий предоставляемых нефтяным компаниям, у которых есть льготы такие как, освобождение от НДС при импорте товаров (16%), таможенные льготы при импорте оборудования, которыми мы при завозе сырья не обеспечены, большие издержки идут у нас на транспортные расходы, на кредиты и гарантии (6%). Если все это с аккумулировать и вычесть из 50% импортируемых комплектующих и сырья, то можно получить сумму в 17%, что существенно снизит себестоимость производимой продукции и повысит ее конкурентоспособность на международном рынке.

Но если говорить объективно, то даже у нас после вложения инвестиций и проведения конверсии эффективность производства гораздо ниже, чем в Европе. Нам еще необходимо подниматься и работать в поиске возможных резервов повышения эффективности производства и производительности труда.

Первоочередной задачей при подготовке к вступлению в ВТО для машиностроительной отрасли, является развитие инженерного, интеллектуального и технологического потенциала, которое возможно лишь через активный диалог с Правительством, который сейчас не чувствуется. Наше Государство часто просто забывает про существование достаточно активной прослойки предпринимателей, иногда только лишь для галочки, приглашает на то или иное обсуждение всего за несколько часов до совещания. А ведь к этому совещанию необходимо основательно подготовиться, чтобы отстоять свою позицию перед Правительством.

Я участвовал в составе самой верхней комиссии под председательством Премьер Министра Тосмугамбетова по формированию индустриальной политики, но к сожалению я не нашел возможности высказаться. Тот документ, который был подготовлен, я не думаю, что будет эффективным для развития нашей промышленности в будущем. Поэтому для взаимного понимания при решении тех или иных вопросов необходим более активный диалог Правительства с предпринимателями.

На прошлой недели в пятницу КИМЕП проводил конференцию по проблемам увеличения местного содержания работ в нефтегазовом секторе, имея в виду машиностроителей. Говорилось там о проблеме НДС и не только. Но что интересно аудитория лишь на 1/3 состояла из казахстанцев, а 2/3 были иностранные представители, которые все больше нас подталкивали развивать малый и средний бизнес. Что такое малый и средний бизнес, например в Европе? Это кооперация, которая в условиях ограниченной территории европейских государств дает свои положительные результаты, в том числе и в машиностроении. Одно небольшое предприятие делает штампованные заготовки, другое делает их обработку, третье проводит сборку и все это распределено на не значительно удаленном расстоянии. Но таких машиностроительных гигантов и огромной территории государства, как у нас на Западе нет. Конечно, развитие кооперации это разумный и необходимый путь, но не на уровне малых и средних предприятий, а на уровне кооперации крупных представителей машиностроения. Например, в Усть-Камменогорске успешно начали работать Усть-Каменогорский арматурный завод и Завод Востокмаш. Мы же в Алмате успешно кооперируем с Алматинским заводом тяжелого машиностроения. Мы не можем выйти на малый и средний бизнес при наличии гигантских предприятий, которые без поддержки действительно могут превратиться в так называемую сферу услуг, входящую в разряд малого и среднего бизнеса. Для примера приведу Мебельную фабрику «Мерей» на территории которой сейчас планируется открыть Торгово-развлекательный комплекс «Мерей». 70 тыс. м2 бывшей фабрики планируется переоборудовать под 7 ресторанов и кафе, 4 кинозала, боулинг, химчистку, аптеку, салоны красоты, парикмахерские, медицинский центр, множество магазинов и складов. И здесь уже не возникает проблемы для защиты мебельной промышленности при вступлении в ВТО, ее может просто не быть, но зато будет замечательный развлекательный центр, где смогут хорошо отдохнуть инвесторы, вкладывающие деньги в нашу страну.

Но не смотря ни на что мы считаем, что мы в состоянии поднять машиностроительную отрасль, которая формирует будущее нашей страны. Важно отметить тот факт, что высокоразвитая электронная промышленность стран Юго-восточной Азии и Китая производится на машиностроительном оборудовании, которое могут себе позволить производить только ряд стран. И именно этот лимитированный список стран и определяет будущее развитие всей электронной индустрии. Здесь возможно создать те рычаги, при помощи которых можно двигаться вперед, получая высокую добавленную стоимость. Именно такую задачу перед нами ставит Президент. И именно такую задачу мы должны ставить сами перед собой.

Наши специалисты и инженеры не хуже, чем специалисты во многих развитых странах. Пока мы еще можем их воспитывать имея корифеев старшего поколения. Но надо учитывать, что обновление в машиностроении должно происходить в течение 5-7 лет. За последние 18 лет в Казахстане не построено ни одного машиностроительного предприятия, случаи серьезной реконструкции буквально единичны, мы отстали с вами на три цифры. И тем не менее, я все равно считаю что мы можем и должны стартовать с этой позиции и изменить ситуацию к лучшему, если мы этого не сделаем, то к моменту вступления в ВТО на территории Казахстана будет несколько машиностроительных предприятий, которые уже машиностроительной отраслью назвать будет нельзя.







страница 1

Смотрите также: