страница 1 Представитель нашего прихода – Романович Павел Петрович принял участие в работе XVIII-х Международных Рождественских образовательных чтениях, после чего ответил на вопросы главного редактора епархиальной газеты «Духовный вестник».
-- Вы приняли участие в XVIII-х Рождественских чтениях, которые прошли в конце января этого года. Там было несколько направлений. В каком направлении Вы участвовали?
По благословению Преосвященного Иоанна, епископа Брестского и Кобринского, я вошел в число представителей нашей епархии принимавших участие в работе XVIII-х Международных Рождественских образовательных чтениях. В нынешнем году Чтения взяли работу по 7 направлениям, касающихся жизни Церкви и общества:
1 направление: «Катехизация и таинства в Церкви»
2 направление: «Церковь и школа: воспитание детей и молодежи»
3 направление: «Семья в современном мире»
4 направление: «Пути промысла Божия и святоотеческое наследие»
5 направление: «Церковь и общество»
В рамках данного направления предусмотрена также работа секций по следующим тематикам:
а) миссионерская деятельность:
б) медицинская тематика:
в) тематика, связанная с Вооруженными Силами, военно-патриотической деятельностью и взаимодействием с исправительными учреждениями
г) тематика, связанная с издательской деятельностью
6 направление «Церковь и культура»
7 направление «Христианство и наука»
Центральной темой всех Чтений стал вопрос введения предмета «Основы Православной Культуры» в общеобразовательные школы Российской Федерации. Также был заслушан и принят к сведенью практический опыт в вышеозначенной области преподавателей и представителей местного духовенства тех стран, в которых Русская Православная Церковь несет свет Христовой веры.
По роду своей деятельности я участвовал в работе 2-го направления: «Церковь и школа: воспитание детей и молодежи».
-- Какие основные темы данного направления Вы бы выделили особо?
Как уже мною упоминалось выше, центральная тема стал вопрос введения предмета «Основ Православной Культуры». Кроме того данное направление рассматривало проблемы, связанные с воспитанием молодого поколения, миссию Церкви в новых условиях, подготовку высококвалифицированных кадров, воспитание людей в святоотеческой традиции, оговаривались формы присутствия Церкви в высших учебных заведениях, а также вопросы семейного и внешкольного воспитания и.т.д. Положительным моментом стало и то, что организаторами был представлен ряд практических семинаров, где преподаватели смогли не только узнать что-то новое, но и обменяться существующим опытом.
– Нужны ли какие-то особые формы работы Церкви с молодежью? Насколько молодежь сегодня социально активна? Чувствуете ли вы, по Вашей работе с молодежью, внимание и интерес молодежи к тому, что происходит в приходской общине?
Формы нужны всегда, они есть и о них очень любят рассуждать наши знаменитые миссионеры и богословы. Я не хочу излагать все взгляды предложенные ими. Могу только сказать, что каждый священник, миссионер или катехизатор работающий с молодежью должен учитывать два типа молодых людей: воцерковленные и воцерковляющиеся и, исходя, из этого строить свою работу. А проявление внимания молодежи зависит от степени ее воцерковления. По опыту скажу, все зависит от человека, одни ведущие, другие ведомые.
-- Насколько сильно воздействуют сегодня на молодежь СМИ?
Воздействие СМИ на любого человека огромно, не только на молодежь. Большинство людей воспринимает преподаваемое им за норму, зачастую не задумываясь над смыслом телепередач, рекламных слоганов, газетных и журнальных статеек. СМИ формируют образ мышления и поведения человека в семье и обществе и могут незримо занять место «жизненного учителя». Многие сами того не замечая стремятся строить свои отношения с окружающими на примерах из телесериалов, ток и реалити-шоу не учитывая индивидуальность личности и созданной ситуации. Таким образом, человек вместо искомого выхода становится в тупиковую ситуацию.
Рассматривая данный вопрос, можно и нужно еще учитывать психологическое воздействие СМИ на подсознание человека, но это уже прерогатива психологов, также существует и православная литература, разбирающая эту проблему с разных сторон.
– Вопрос довольно сложный и, я бы сказал, больной. До революции дети и молодежь также посещали храмы и причащались, а затем многие из них с удовольствием восприняли революционные идеалы… И в кровавых делах участвовали, и храмы активно разрушали. Это по какой причине? Ведь такого мощного влияния СМИ тогда не было.
Рассуждать о религиозной ситуации и проблемах духовного образования дореволюционного общества весьма не просто и действительно сложно. Сложность вызвана, прежде всего, тем, что нас разделяет огромный временной отрезок и сведенья, которые мы встречаем в периодике, личных воспоминаниях, эпистолярном наследии преподносят нам существовавшую проблему несколько однобоко. Кто-то восторженно вспоминает годы, проведенные в гимназиях, церковно-приходских и земских школах, а кто-то вспоминает уроки по Закону Божию, как скучное занятие, а учителей как строгих, имеющих характер наемнического служения. Учащиеся посещали храмы и причащались, но как – в принудительном порядке – это общеизвестный факт, свидетельствующий о неправильной катехизации и миссионерской работе в отдельных местах. Такой подход породил у многих противление ко всему религиозному. Поэтому здесь не стоит удивляться. Например, если человеку против его воли длительно давать какое-нибудь лекарство, то организм станет его отторгать, а после начнутся побочные действия. Такими побочными действиями стало принятие «на ура» номинальными православными революционных идей, будораживших тогдашнюю высокоразвитую Европу. Существующий в России имперский режим отождествлялся с Православной церковью, которая преподносилась властью и понималась революционерами как опора и пособница Самодержавия. При таком раскладе смена политического строя не могла не отразиться на отношении новой революционной власти к Церкви. «Мы наш новый мир построим», один из лозунгов, отражающий суть «жить по-новому, с чистого листа», а если жить по-новому, значит старому – нет места! Второй причиной, по которой Русская Православная Церковь не вошла в планы большевиков – монополизация влияния на массы, ведь новая политика не была отнюдь честной и в лице Церкви нашла бы грозного обличителя. Почему многие пошли за безбожниками, такого влияния СМИ тогда не было? – За безбожниками пошли не все, только та часть, которые по духу были карьеристами. Мы знаем, что многие студенты духовных академий до 1917 г., учились ради образования и после окончания поступали без проблем на светскую службу, потому что ценилось высокое качество духовного образования. А, касательно влияния СМИ на рассматриваемом историческом этапе, то революционные агитки и прочая литература вела антигосударственную пропаганду на приличном уровне. Вообще мы должны судить по плодам и если семя Евангельского Благовестия, посеянное до 1917г. Дало достойный плод – Церковь не только выстояла в годы безбожных лихолетий, но и смогла пережить 70-летнее пленение, взрасти до нынешнего состояния – то не все тогда было плохо, как нам преподносится.
-- Назовите любое количество, на ваш взгляд, полезных школьных предметов, и любое – бесполезных, даже вредных. Почему?
Церковь не желает диктовать Министерству Образования, перечень т.н. «полезных» и «бесполезных» предметов. На мой взгляд, любой школьный предмет полезен учащемуся, если он не наносит вред уму, душевному и духовному состоянию человека. И, как показывает практика, лишь в некоторых случаях представители Церкви высказали обеспокоенность, признавая не только бесполезными, но даже вредными некоторые школьные предметы. Достаточно вспомнить акции протеста по поводу внедрения в общеобразовательные школы РФ программ т.н. сексуального воспитания, несших в себе не воспитание, а развращение подрастающего поколения. Говоря о «полезности» и «бесполезности» предметов, хотелось бы привести в пример советскую образовательную систему, ее высокий научный характер, где при огромном обилии предметов, учащемуся давался широкий научный кругозор, и специалисты с советскими дипломами высоко ценились научными сообществами разных стран мира.
-- Что происходит в России с введением Основ православной культуры? В частности, учебник по этому предмету был одобрен еще в декабре прошлого года. Учебник протодиакона Андрея Кураева. А Министерство образования РФ издавать его не спешит. В чем там дело?
В Российской Федерации по согласованию между Мин. Образования и РПЦ выделен ряд регионов, в которых экспериментируется преподавание «Основ Православной Культуры». Такой пробный шаг принес свои плюсы. Среди чего следует выделить особо, что обучение религии ведется по принципу конфессиональной принадлежности, и это не только не усугубило религиозную рознь, а наоборот дети, исповедующие традиционные для РФ религии стали с уважением относиться друг к другу. Многие из них пожелали дополнительно изучать религиозную культуру своих одноклассников. В качестве примера на Чтениях докладчиками приводились случаи, когда школьники мусульманского вероисповедания изъявили желание изучать православную культуру. Такой прецедент разрушает мифы и опасения наших чиновников образования о том, что преподавание ОПК в общеобразовательных школах принесет плоды религиозной вражды и ущемит права иных религиозных меньшинств.
Касательно вопроса учебника ОПК о. Андрея Кураева скажу, как любой авторский учебник он должен пройти признание не только у церковных педагогов, но еще и мытарства в Министерстве Образования, что весьма затруднительно на постсоветском пространстве.
-- Какова ситуация в Беларуси? И нужно ли, на Ваш взгляд, вводить ОПК у нас? Речь, в первую очередь, конечно, о кадрах – наличие и подготовка. У нас огромный дефицит преподавателей. Пусть даже придут преподавать хорошие, часто верующие люди, но они сами неофиты: не имеют должного воспитания, вкуса, не понимают своих обязанностей, не умеют воспитывать детей в духовной, церковной жизни, т.к. сами не знают, что такое духовная жизнь.
Ситуация Беларуси четко видна и невооруженным глазом. Есть определенные проблемы, которые Церковь и государство взаимно преодолевают. Нужно ли вводить ОПК? – Я бы сказал просто необходимо. Любой педагог средней школы, при откровенном разговоре, расскажет о печальной нравственной ситуации, ухудшающейся день ото дня, год от года. Но, на мой взгляд, под ОПК необходимо понимать более разветвленную предметную направленность: само ОПК как таковое, основы нравственности, историю религий – все эти предметы должны преподаваться учащемуся на альтернативной основе и при письменном согласии обоих родителей. Что же касается кадров, то они есть – православные педагоги прошедшие обучение и получившие аккредитацию в Белорусском Экзархате. Конечно, их не так много, но на первое время было бы достаточно, учитывая лишь экспериментальные школы. Также не стоит забывать про Институт Теологии им. свв. Мефодия и Кирилла при БГУ, где ежегодно готовят и выпускают специалистов в данной области, имеющих диплом государственного образца.
-- Как же зажечь душу ребенка верой, чтобы она стала не каким-то бытовым состоянием, а чтобы сердце ребенка загорелось? Как это сделать?
Не просто, но можно, по учению святых отцов: «Дать огонь веры может тот в ком этот огонь находится» похожее руководство мы встречаем в Новом Завете (Мф.5,16). Другой вопрос, как сохранить в себе этот огонь веры, тут целая практическая наука жизни по Евангелию, именуемая Нравственным Богословием.
-- Вспомним, что совсем не мудрость просил юный царь Соломон у Господа, а просил он – «сердце разумное, чтобы судить... и различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9). Так понимает главную цель воспитания Святая Церковь? Умение различать, что добро и что зло?
О целях образования и воспитания мы говорили в прошлый раз. Скажу лишь кратко «образование» от слова «образ», т.е образовывать или восстанавливать Образ Божий в человеке утраченный в результате грехопадения. «Воспитание» от приставки «вос» и слова «питание» - взращивание как научно, так и духовно.
Православная Церковь среди всех задач воспитания не только прививает участимся умение различать добро и зло, но противостоять злу – в этом и есть проверка каждого христианина на истинность.
Романович П.П.,
кандидат богословия
224000 г.Брест, Главпочтамт, а/я 40
газета «Духовный вестник»
e-mail: glevchuk@yandex.ru
тел: 21-54-65
страница 1
|