страница 1 Тема: Привычки и здоровье
Цель: Пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся.
Задачи:
-
Сформировать у ребят представление о полезных и вредных привычках;
-
Повысить уровень осведомленности ребят о вреде пагубных привычек;
-
Помочь ребятам сформировать личностную ответственность за сохранение своего здоровья. Повысить значимость ведения здорового образа жизни.
-
Развивать творческие способности;
-
Воспитывать культуру общения.
Подготовительная работа: индивидуальные и творческие задания учащимся; плакаты, репетиции; памятки.
Роли: физорг класса, 4 ученицы-медсестры, чтецы стихотворений, кроссвордист.
Ход занятия.
Ведущий: Ребята, скажите, какого человека мы называем здоровым?
Ответы учеников.
Ведущий: Здоровый человек – это человек, который физически и психически хорошо развит и хорошо себя чувствует. Скажите, а что влияет на наше здоровье, кроме наследственности, от чего оно зависит?
Ответы учеников (от нашего умения трудиться и отдыхать, от уровня медицинского обслуживания, от окружающей нас среды, от того, какой образ жизни мы ведем).
Ведущий: Если человек ведет здоровый образ жизни, что это значит?
Ответы учеников (занимается спортом, правильно питается, соблюдает правильный режим дня).
Ведущий: Что для здоровья дают занятия физической культурой и спортом? Каким видом спорта занимаетесь вы?
Ответы учеников.
Ведущий: Если у вас нет по каким-то причинам возможности регулярно заниматься спортом, то в таком случае не забывайте о зарядке. Зарядка должна стать для вас одной из самых важных и полезных привычек. Для учащихся необходимы еще и физкультминутки во время уроков и других занятий, когда приходится долго сидеть без движения или в одном и том же положении.
Физорг класса: (предлагает провести веселую физкультминутку)
Раз-два, по порядку
Быстро стройтесь на зарядку!
Для начала надо топать,
А потом вот так вот хлопать.
Раз, два, три, четыре,
Руки в стороны пошире.
Еще надо полетать,
Улыбнуться, поплясать,
Потянуться, наклониться
И присесть, да не лениться.
А потом опять шагаем,
Мускулы мы рук качаем.
Вот такие вы, друзья.
Будь здоров и ты и я!
(Выходит учащаяся в халате и шапочке медсестры)
Медсестра: Здоровье – это жизнь. А каждому человеку хочется прожить как можно дольше, чтобы многое успеть сделать и жить здоровым и счастливым. Все те хорошие привычки, о которых мы сегодня говорим, действительно способствуют укреплению здоровья, а значит, и удлиняют нашу жизнь. Человек, живущий дольше на Земле, может сделать много полезного и для себя, и для других.
Приучать себя к хорошему и полезному надо начинать с детства. Например, с соблюдения правил личной гигиены. Чистыми должны быть тело, одежда, жилище. Чистая кожа человека – это защита организма от проникновения болезнетворных микробов, солнечных лучей, поддержание нормальной температуры тела и обогащение организма кислородом, ему становится легче дышать и двигаться.
Очень важен уход за полостью рта. Здоровые зубы – это красиво и гарантия того, что тщательно пережеванная пища будет хорошо усвоена организмом.
(Выходит учащаяся и предлагает всем разгадать кроссворд)
1. З У Б Ы
2. С Е Р Д Ц Е
3. С О Н
4. Ф Р У К Т Ы
5. Н О С
6. В О Д А
7. Ь
8. Р Е Ж И М
-
32 веселых друга
Уцепились друг за друга,
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб жуют, грызут орешки!
Красные двери в пещере моей,
Белые звери стоят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью этим зверям отдаю!
(Зубы)
-
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
(Сердце)
-
Когда вы видите меня, то не можете видеть ничего другого. Я могу перенести вас в любое место на нашей планете и за ее пределами.
(Сон)
-
Спелые, сочные, разноцветные,
На прилавках заметные!
Мы полезные продукты,
А зовемся просто… (Фрукты)
-
Есть всегда у людей,
Есть всегда у кораблей.
…..
Между двух светил сижу я один.
(Нос)
-
Для здоровья нам нужна
Чистая и вкусная.
(Вода)
-
Ь
-
Разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, распределение времени на выполнение необходимых дел, рациональное питание.
(Режим)
(Выходит другая ученица-медсестра)
Ученица-медсестра: Очень важно иметь хорошую нервную систему. Воспитывайте и закаляйте свой характер смолоду. Некоторые ребята имеют привычку раздражаться и капризничать по мелочам. Не забывайте, что отрицательные эмоции всегда приводят к заболеваниям.
Следуя на поводу у вредных привычек, мы просто безобразно обращаемся со своим организмом: разрушаем здоровье, сокращаем себе жизнь. Особенно пагубно для детского организма влияние курения, алкоголя и наркотиков. Они не дают молодому организму набраться нужных сил, ослабляют его, истощают, приводят к болезням.
А начинать вырабатывать у себя хорошие привычки и волевые качества надо с составления и выполнения правильного режима дня. Режим дня – это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, это ваша внешняя и внутренняя организованность, залог вашего здоровья и успеха. Кто в детстве справится с режимом дня, тот в жизни сможет преодолеть многие трудности и жизненные проблемы.
Ведущий раздает детям памятки «Режим дня» и предлагает кому-нибудь зачитать вслух (читает).
Ведущий: Многие дела можно строго расписать по времени (например, занятия в кружках), что-то можно поменять местами. Но есть три важных постоянных дела в твоем режиме дня: сон, подъем и время приема пищи. Это настроит твой организм на четкий ритм здоровья. Будь сам к себе требователен, и у тебя убавится проблем.
Ведущий раздает детям памятки «Личная гигиена» и предлагает кому-нибудь зачитать вслух (читает).
Ученик-чтец 1: (читает стихотворение)
Со временем один я на один,
Я – властелин его, я – господин!
И не смотрите на меня, часы так строго, ведь времени свободного так много!
Но часики мои тик-так идут,
Там пять минут, тут десять украдут.
И вроде бы спланировал все я,
Но целый час куда пропал, друзья?
Я тороплюсь, я охаю, пыхчу…
Опять, наверно, двойку получу.
Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему у Коли пропал целый час?
(ответы и рассуждения ребят о стихотворении)
Ведущий: Многие ребята не любят слово «режим». Им кажется, что взрослые таким образом хотят ограничить их свободу и самостоятельность. А кто думает, что это не так и почему?
(ответы и рассуждения ребят)
Ученик-чтец 2: (читает стихотворение)
Я решительный и смелый,
Сразу я возьмусь за дело.
Мне режим в этом поможет,
В десять спать меня уложит.
Но сначала – отдыхать,
Надо и в футбол сыграть!
Убедительны слова:
Станет свежей голова.
Но потом я гол забил
И все напрочь позабыл.
Я опомнился, ребята,
Когда вечер наступил.
За уроками сидел
С головой тяжелой.
И тоскливо думал я:
Как же завтра школа?
Я во сне Режим увидел,
Понял, что его обидел.
Он сказал мне: «Все, довольно,
Обещалкин ты безвольный.
Ты меня не уважаешь
И совсем не соблюдаешь».
Утром я пораньше встал
И дела все расписал,
И уроки повторил,
И десятку получил.
Понял я, чтоб лучше стать,
Режим надо соблюдать.
Ведущий: Да, ребята, многие хотят и стремятся поступать правильно и делать все вовремя, но, к сожалению, не успевают. Одного стремления мало. Надо еще уметь приказать себе, заставить себя выполнить все в срок. Так человек воспитывает силу воли, учится быть организованным. Но случается и обратное. Послушаем, что скажет нам Вероника.
Ученик-чтец 3: (читает стихотворение)
Мне учиться никогда не надоест,
Я уроки делаю все в один присест.
Без перерыва я часов так пять
Могу читать, писать, считать.
Но хоть сидеть подольше мне охота,
Непродуктивной получается работа.
Чем дольше я стараюсь и сижу,
Тем больше устаю и торможу.
И дрема ко мне тихо подбирается,
Потом устало веки опускаются.
Мне говорит обычно мама:
«Не будь же ты такой упрямой.
Занятия свои надо менять,
Не будет мозг тогда уставать».
Ученица-медсестра: Верно, чтобы удержать работоспособность на хорошем уровне, надо обязательно чередовать различные виды деятельности. Состояние усталости – это сильный тормозной процесс. Он распространяется по коре головного мозга, захватывает все более широкие ее зоны. И тогда сознание (это одна из высших функций коры головного мозга человека) может вообще отключиться. Вот почему вы можете уснуть над уроками.
А вот когда происходит смена занятий, то на те нейроны (это нервные клетки головного мозга), которые были ранее утомлены в процессе работы, перестанет действовать раздражитель (ваш предыдущий вид деятельности), начнут отдыхать и восстанавливать свою энергию. Через некоторое время они снова будут готовы вместе с вами трудиться над уроками. Об этом надо знать и привыкать все делать правильно. Снять вовремя переутомление – значит сохранить здоровье.
Ведущий: Ребята, мы сегодня очень часто повторяем слова: привыкать, привыкайте. А что же такое привычка?
(Ответы и рассуждения ребят)
Ведущий: Мы уже поняли, что полезные привычки сохраняют наше здоровье. Какие полезные привычки вы знаете?
(Ответы ребят: вовремя лечь спать, чтобы проснуться бодрым; чистить зубы, заниматься спортом и т.д.)
Ведущий: А какие привычки вредят нашему здоровью?
(ответы ребят: читать лежа в постели, сидеть долго у компьютера и телевизора, есть много сладкого, разговаривать во время еды, читать при плохом освещении, курить, употреблять алкоголь и наркотики)
Ученица-медсестра: Последние привычки для здоровья особенно опасны. Табак, алкоголь и наркотики поражают внутренние органы человека, головной мозг, сосуды. Организм начинает давать сбои. Человек жалуется на боли, усталость. Он уже не так работоспособен. Зрение, слух и память становятся хуже. Вы замечали, что ребята с плохими привычками хуже учатся?
Иногда человеку трудно самому справиться с вредными привычками. Таким людям на помощь приходит медицина. Табак, алкоголь и наркотики, попадая в организм, становятся частью его обменных процессов. Организм начинает требовать их. И если человек не сопротивляется, а все больше подчиняется этим требованиям, то он попадает в зависимость от этих вредных привычек. Так он разрушает свой организм, свое здоровье и жизнь.
Ведущий: Да, ребята, и жизнь, потому что приходят болезни, а зачастую и неуправляемое поведение. Ведь мозг такого (зависимого) человека начинает мыслить иначе. Он поражен вредными веществами. Человек не может ясно (правильно, в соответствии с нормами морали) мыслить, он не способен оценивать свои поступки и поведение.
Ученица-медсестра: Детский организм находится на стадии формирования (кости, мышцы, нервная система). Он очень раним и не может оказывать должного сопротивления тем вредным веществам, которые в него попадают. Детский организм быстрее попадает в никотиновую, алкогольную и наркотическую зависимость. От вредных привычек труднее избавиться, если они появились в детском возрасте.
Ведущий: Ребята, к какому выводу можно прийти?
(ответы ребят: лучше с детства привыкать к хорошему; лучше соблюдать режим, он помогает справляться со всеми делами и не быть ленивым; если будешь вырабатывать у себя полезные привычки, вырастешь здоровым).
Рефлексия.
Ведущий: Ребята, посмотрите на доску, у нас там нарисованы весы. На левой чаше весов находятся проблемы и причины, связанные с вредными привычками, на правой – ваше здоровье и будущее. Теперь пусть каждый из вас подойдет к доске и мелом обозначит свой выбор.
Ведущий: Поступайте правильно и будьте здоровы!
страница 1
|