Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие» им. Л.С. Выготского

Фонд «Центр социального развития и информации» (PSI)

«Медицина для вас»

Правильный выбор:
Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни

Москва


2004


Пояснительная записка 4

Роль социальной установки в изменении поведения человека 9

Тема 1. Формирование собственной позиции в отношении здорового жизненного стиля 18

Справочные материалы к теме 1. 20



Подходы к определению здоровья 20

Компоненты здоровья 21

Факторы риска 23

Здоровый образ жизни 25

Тема 2. Принятие решений. Право на собственный жизненный стиль 27

Справочные материалы к теме 2 29

Ассертивность исходит из признания таких фундаментальных прав человека как: 39

право человека быть собой, распоряжаться своими правами и ресурсами по собственной воле и согласно собственным убеждениям; 39

право на самовыражение, свободное выражение чувств, мнений, отношений, потребностей настолько, чтобы не нарушать прав других людей; 39

Тема 3. Этика сексуальных отношений. Гендерные позиции 41

Справочные материалы по теме 3 42



Тема 4. Представления о безопасных сексуальных отношениях 54

Справочные материалы по теме 4 55



Тема 5. Средства контрацепции. Способы предупреждения ЗППП, нежелательной беременности 61

Справочные материалы по теме 5 62



не предохраняет от ВИЧ/СПИДа и других инфекций, передаваемых половым путем. 74

Тема 6. Пути передачи ВИЧ 75

Справочные материалы по теме 6 77

Вертикальная передача ВИЧ 80

Тема 7. Жизнь с ВИЧ 83

Тема 8. Толерантность 86

Справочные материалы по темам 7-8 87



Тема 9. Зависимости. Наркотические вещества 101

Тема 10. Употребление и злоупотребление психоактивными веществами 102

Справочные материалы по темам 9-10 103



Тема 11. Последствия злоупотребления психоактивными веществами 109

Справочные материалы по теме 11 110



В заключение целесообразно сказать, что на фоне наркотизации формируется довольно несимпатичный портрет химически зависимого человека. При морально-этической и духовно-нравственной деградации на первом плане у зависимых людей стоят только их собственные интересы, связанные, в основном, с добыванием ПАВ или денег для этой цели. Как правило, средством для ее достижения у наркомана выступает обман, который становится неотъемлемой частью его жизни. Стремление обмануть надолго сохраняется у наркобольных и в процессе реабилитации, а нередко - и в состоянии устойчивой ремиссии. 113

Тема 12. Ответственное поведение. Представление о риске 114

Справочные материалы по теме 12 115

Этой же цели должны служить налагаемые Законом дополнительные ограничения при выдаче лицензий на право занятия деятельностью, связанной с ЗОНС. В частности, в руководстве юридического лица должны быть лица, имеющие соответствующую квалификацию, а среди сотрудников, допущенных к работе с наркотическими средствами, психотропными веществами, не должно быть судимых или привлекаемых к уголовной ответственности за тяжкие или особо тяжкие преступления, либо преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также наркоманов и алкоголиков. 119

Тезаурус 132




Пояснительная записка


Проблема сохранения здоровья населения все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально значимая. Это объясняется прежде всего тем, что само понятие здоровье стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение.

Известно, что сочетание поведенческих и физиологических факторов риска заболеваний повышает вероятность смерти в несколько раз, например, сочетание курения и артериальной гипертонии увеличивает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в 8,6 раза.

Эпидемиологи выделяют основные поведенческие факторы риска, способствующие преждевременной смерти населения России:


  • курение,

  • сниженная физическая активность,

  • злоупотребление алкоголем,

  • употребление наркотиков (Онищенко Г.Г. с соавт.).

По прогнозам, при условии снижения частоты перечисленных выше поведенческих факторов на 15% следует ожидать снижения смертности на 10%.

В утвержденной Правительством РФ Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации в переходный период реформирования экономики и социальной сферы одной из приоритетных задач определено изменение поведения населения. Это связано не только с заболеваниями, которые приводят к преждевременной смерти взрослых людей, но и с ростом социально обусловленных заболеваний у подростков.

По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепции большое значение придается усилению межсекторального сотрудничества, в первую очередь - учреждений здравоохранения с учреждениями образования. Масштабы и темпы приобщения подростков и молодежи к наркотическим средствам сегодня таковы, что это угрожает национальной безопасности страны (НИИ МЗ, 2003). По данным Госкомстата (2002), с той или иной частотой их потребляют 13,1% россиян в возрасте 11-24 лет. Это примерно 4 миллиона человек. Среди них от 900 тысяч до 1 миллиона являются наркозависимыми. В последние годы выросло и число заболеваний, передающихся половым путем, в т.ч. ВИЧ/СПИД. К 2004 г. в России официально зарегистрировано 299 226 случаев заражения ВИЧ, из них 28 319 человек заразились за 6 месяцев 2004 г. По экспертным оценкам зарубежных специалистов, в России проживает более 1400 000 ВИЧ- позитивных людей1.

Не вызывает сомнения, что наиболее эффективным способом профилактики в этом направлении является формирование у молодого поколения безопасного поведения, основанного на системе ценностных ориентаций в пользу здоровья.

В России традиционно велика воспитательная роль школы как социального института, однако до настоящего времени реализации ее возможностей в этой области мешало отсутствие эффективных научно обоснованных методических материалов.

Предлагаемая программа «Правильный выбор» служит решению задачи профилактики употребления старшими подростками и молодыми людьми психоактивных веществ, а также рискованного сексуального поведения, приводящего к распространению заболеваний, передающихся половым путем.

Поскольку для педагогов важно не просто сформировать у учащихся убеждения в правильности определенных действий, но и перевести их в область поведения, в основу программы положена работа по развитию у школьников социальных установок, как основных личностных образований, связанных с намерениями человека поступать определенным образом (подробно сведения о социальной установке и ее компонентах изложены в статье «Роль социальной установки в изменении поведения человека» О.А. Тихомандрицкой).

Работа по программе способствует овладению подростками и молодыми людьми представлениями:



  • о понятиях «здоровье», «здоровый жизненный стиль» и возможностях человека, зависящих от его здоровья,

  • о референтном окружении и о том влиянии, которое оно может оказывать на формирование индивидуальной позиции в отношении здоровья,

  • о механизмах принятия решений и способах отстаивания права на их осуществление,

  • об этике и безопасности сексуальных отношений,

  • о ВИЧ/СПИДе и путях его передачи,

  • о механизмах формирования зависимостей,

  • о последствиях употребления психоактивных веществ и наркотиков,

  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Рассматривая тему «ВИЧ/СПИД», мы не могли обойти вниманием вопросы, касающиеся отношения в обществе к тем, кто живет с этим заболеванием или имеет ВИЧ-инфицированных близких. В ходе занятий школьники получат возможность лучше понять обусловленные наличием вируса проблемы этих людей, увидят, как можно помочь в их решении.

Программа привлекает подростков к активному участию в моделировании жизненных ситуаций, что способствует выработке у них адекватных приемов поведения в обстоятельствах, связанных с риском потери здоровья.

Реализация программы сопряжена со значительным повышением требований к образовательному уровню ведущих. В связи с этим проводится их предварительная подготовка на специальных курсах. Кроме того, к каждой теме прилагается информационный материал, который призван помочь педагогу в проведении занятий. Важно уметь правильно преподнести рассматриваемые вопросы, учитывая возраст учащихся и определенную «специфичность» восприятия подростками ряда тем, подчеркнуть серьезность обсуждаемых проблем, показать, что они касаются каждого.

Большое значение имеет стиль общения ведущего и подростков. Позиция сотрудничества, равноправия, уважительное отношение к школьникам и их мнениям являются основными условиями работы по программе. На занятиях недопустимы авторитарный тон, требования подчинения педагогу и безоговорочного принятия его суждений. Ведущий выступает равноправным партнером в обсуждении поднимаемых проблем, но при этом остается взрослым, который акцентирует важные для подростков стороны жизни.

В ходе каждого занятия решаются три основные задачи: в области представлений, отношений и поведенческих интенций, что согласуется с законами социальной психологии о механизмах формирования социальных установок. Рекомендуемая продолжительность занятия 45 минут.

На занятиях рассматриваются следующие проблемы:



    • Формирование собственной позиции в отношении здорового жизненного стиля и влияние на нее близких людей и референтных групп; принятие решений. Право на собственный жизненный стиль. Ответственное поведение. Представление о риске.

    • Этика сексуальных отношений, гендерные позиции, представления о безопасных сексуальных отношениях; пути передачи и способы предупреждения ВИЧ, ИППП. Жизнь с ВИЧ-инфекцией.

    • Зависимости, употребление и злоупотребление психоактивными веществами, последствия злоупотребления психоактивными веществами.

Ключевым моментом, инициирующим обсуждение тем, являются материалы цикла видеопередач «Правильный выбор», подготовленных Фондом PSI.

Представленное в программе содержание 12 занятий, связанных с профилактикой заболеваний, передающихся половым путем, н употребления ПАВ, не является строго обязательным для воспроизведения, а служит лишь ориентиром для ведущих в достижении генеральной цели программы - формирования у учащихся позитивной социальной установки на здоровый образ жизни. Предлагаемый материал дополняется и видоизменяется педагогами в соответствии с особенностями знаний и возможностями его усвоения конкретной аудиторией, а также национальными традициями региона. В конце каждой темы приводится справочный материал, его главное предназначение – обеспечить ведущего знаниями, необходимыми для компетентного диалога с подростками.

При проведении занятий важно контролировать эффективность усвоения школьниками материала. С этой целью можно использовать контрольные тесты, которые даны в приложении к программе.

По окончании изучения всего курса подростки должны знать:

- что представляют собой здоровье (его основные аспекты и компоненты), факторы риска, здоровый жизненный стиль;


  • о референтных группах, социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;

  • способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;

  • психосексуальные особенности юношей и девушек в период становления репродуктивной функции, зависимости репродуктивного здоровья от поведения, об этике и безопасности сексуальных отношений;

  • о средствах контрацепции, способах предупреждения ИППП, нежелательной беременности;

  • о ВИЧ-инфекции и путях ее передачи; обусловленных наличием вируса проблемах ВИЧ-инфицированных, их родных и близких, путях помощи этим людям;

  • о психоактивных веществах, последствиях их употребления и злоупотребления,

  • об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Учащиеся должны уметь:

- отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;

- строить сексуальные отношения в соответствии с представлениями о здоровом жизненном стиле, собственной безопасности;

- использовать средства защиты от ИППП, ВИЧ при сексуальных контактах;

- корректно вести себя при контактах с ВИЧ-позитивными людьми, их родными и близкими;

- критически воспринимать рекламу, пропагандирующую алкоголь, табак, и людей, предлагающих наркотики.




страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12

Смотрите также: