Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12

Тема 11. Последствия злоупотребления психоактивными веществами


Демонстрационный материал – программа № 6.

Цель: сформировать представления о последствиях употребления наркотиков, в т.ч. риске заражения ВИЧ.

Задачи:

Задачи в области представлений

Задачи в области отношений

Задачи в области поведенческих интенций

Сформировать представление о том, что зависимость формируется быстро; об ограничениях, налагаемых алкоголизмом и наркоманиями на жизненные перспективы; неизбежности заражения ВИЧ в среде потребителей наркотиков.

Сформировать отношение к алкоголизму, наркоманиям как сложно излечимым заболеваниям. Нежелание ставить под угрозу будущее ради любопытства (проба наркотика) или из слабости (неспособность решить проблему без «прибегания» к наркотикам).

Закрепить намерение никогда не пробовать никаких наркотических веществ и неизвестных лекарственных препаратов, даже если они предлагаются лучшим другом.



Примерный сценарий занятия

Вводная часть:

Ведущий предлагает классу в ходе групповой дискуссии определить «жизненные ограничения», возможные последствия употребления наркотических веществ. Обсуждает закономерности перехода одной формы зависимости в другую и их последствия: табакизм, алкоголизм, наркомания, ВИЧ/СПИД.



Основная часть:

Демонстрация сюжета.

Ведущий рассказывает о формах зависимости, темпах ее формирования; инъекционном пути передачи ВИЧ, гепатита В.

Организует групповую дискуссию на тему «Алкоголизм, наркомания – болезни или вредные привычки».

Классу предлагается разделиться на группы по 5-6 человек и подобрать слова, которые характеризуют отношение здоровых людей к людям, страдающим алкоголизмом, наркоманиями.

Обсуждение мнений: на листе ватмана записываются все слова, предложенные группами.



Заключительная часть:

Ведущий фиксирует внимание учащихся на отсутствии жизненных перспектив у людей, страдающих алкоголизмом и наркоманиями, а также на негативной окраске отношения к ним общества.


Справочные материалы по теме 1114


Одним из самых характерных симптомов той молодежной культуры, часть которой составляют наркотики, является утрата интереса к обычной человеческой жизни. Все, что происходит с поклонником наркотического культа, с его родными и другими людьми представляет интерес лишь в контексте возможности любой ценой получить свою дозу наркотика и уйти от этой жизни в мир наркотических грез.

Таким образом, меняется вся система ценностей и предпочтений человека, другим становится видение мира и своего места в нем. При этом затрагиваются все жизненно важные сферы человеческой личности, возникает новый, «наркотический», тип молодого человека.

Основные черты этой личности формируются, если не под непосредственным влиянием наркотиков, то под влиянием взглядов, процветающих на фоне их приема.

Для лиц, употребляющих наркотики, характерно непостоянство интересов: за короткий срок они часто меняют свои увлечения, место работы, учебы, многие уходят из института в академические отпуска, бросают учебные заведения, мотивируя это, как правило, потерей интереса к выбранной специальности.

Профессиональный уровень наркомана снижается, собственная дальнейшая судьба перестает его интересовать. В своих неудачах он винит, как правило, своих родителей, близких, коллектив на работе, педагогов, хотя сам не прикладывает никаких усилий к преодолению неудач или исправлению создавшейся ситуации.

Угрызения совести отсутствуют, наркоманы безразличны к судьбе близких людей. Притупляются чувства стыда, родительские чувства, в том числе утрачивается инстинкт материнства.

Помимо духовно-нравственного отупения происходят изменения личности органического характера, проявляющиеся в нарушениях интеллектуальных способностей, в снижении памяти. Это составляет основу интеллектуально-мнестических нарушений. проявляющихся в виде постепенной утраты интересов к общественной и семейной жизни, в замыкании в кругу себе подобных. Развивается примитивность взглядов, в разговоре и суждениях отмечаются «зацикливание» на мелочах и неумение выделить главное. Важной особенностью данного синдрома является снижение общей памяти, а также мотивационной памяти. Этим можно объяснить странности в поведении, когда резко меняются решения именно в силу поражения мотивационной памяти: сейчас принято одно решение, а через час - другое. Снижение памяти приводит и к забыванию определенных моментов своей жизни.

Отмечается также замедленность мышления (когда «туго соображают», не сразу понимают смысл сказанного или прочитанного) и бедность воображения с различными нарушениями памяти.

В связи с этими особенностями сложные ситуации часто ставят наркоманов в тупик, при этом у них проявляются растерянность, непонимание происходящего. Особенность мышления приводит к развитию «плоского» юмора, поэтому в обычной, не наркоманической, среде эта часть молодежи воспринимается без интереса, впрочем, они и сами стараются избегать общества, интеллектуально находящегося выше них. По мере наркотизации индивидуальные черты характера все более и более сглаживаются, нивелируются, и наркоманы все больше становятся похожими друг на друга.

Выявляемая врачами-наркологами деградация личности безусловно имеется, но она до определенного времени носит обратимый характер и является, по существу, синдромом депривации, недостаточности любви и духовности в семье.

Современная молодежь отличается от предыдущих поколений постольку, поскольку живет в иных социальных условиях. Это означает, что истоки всплеска психотропной зависимости молодежи следует искать не в стиле жизни, а в тех факторах – экономических и криминальных, благодаря которым молодежь рассматривается как источник легкого обогащения путем «раскручивания» потребительского спроса. Всем известно, что наркотики – это бизнес, приносящий огромные прибыли. Эти прибыли напрямую зависят от развитости рынка сбыта, и главный показатель для наркоторговца - это наличие спроса на предлагаемый товар. Можно тратить астрономические суммы на противодействие незаконному обороту наркотиков, и все равно рынок будет приспосабливаться к новым условиям существования.

Информированность молодежи о наркотических средствах в наше время поразительна. Она высока даже у той части молодежи, которая никогда не употребляла наркотики. Но проблема скрыта в другом. Считается «всемирно» установленным и доказанным, что излишняя сенсационность проблемы химической зависимости примерно в 50% случаев приводит только к противоположному эффекту – росту интереса. Благодаря вышеупомянутым современным теориям причин химической зависимости, становятся понятными аверсивные реакции подростков на устрашения заболеваниями, неблагополучной жизнью, смертью. Последние обстоятельства как раз могут являться пусковыми механизмами дебюта употребления ПАВ.

С другой стороны, в каждом классе более половины учащихся, как правило, не находятся в группе риска, и им знания последствий зависимостей нужны, во-первых, для создания ими в недалеком будущем собственных семей, выбора партнера (партнерши). Молодые люди должны быть достаточно осведомлены о том, что их может ждать в браке с «любимым», у которого одна бабушка «умерла от алкоголя», дедушка повесился, другая бабушка болела эпилепсией, а дедушка умер – от того, что «много пил». Во-вторых, полученная информация пригодится нынешним подросткам при воспитании их собственных детей.

Ребенок, в том числе и из благополучной семьи, имеет свои права на информацию, которая ему поможет, хотя бы в начале жизненного пути.

Выходы из нынешней непростой ситуации есть. Прежде всего, это проведение, помимо групповых занятий, индивидуальной психокоррекции, семейной психотерапии. Последствия химической зависимости многообразны и охватывают все органы и системы человека. Все зависит от того, какой наркотик начал употреблять человек, и от индивидуальной, наследственной слабости того или иного его органа.

Всем известно, что от алкоголя, в первую очередь, страдают печень и нервная система. Но немало случаев, когда пьющий человек, никогда не жаловавшийся на боли в правом подреберье и умственные способности, за 3-4 часа погибает от острого токсического воспаления поджелудочной железы.



Героиновая наркомания. Немало случаев, когда человек незаметно для всех наркотизировался более 2-х лет, а погиб в течение суток от открывшейся язвы желудка. Боль в животе больной должен был чувствовать давно, но состояние наркотизации - постоянного «обезболивания» - привело к крайней степени запущенности болезни. Для наркоманов характерна прогрессирующая кахексия – полное истощение организма.

Гашишизм. Марихуана - самый тяжелый наркотик с точки зрения убеждения молодежи в последствиях ее употребления для здоровья. Врачами-наркологами тропинка к алкоголизму, кокаинизму или героиновой наркомании расценивается как безвозвратная. Созданный криминалитетом миф о «полезности» употребления этого наркотика, диктует необходимость использования наглядного материала: слайдов, плакатов, наглядных пособий, видиофильмов. В особенности это продуктивно в классах, изучивших курс анатомии и физиологии человека.

Амфетамины влияют прежде всего на рассудок, нарушают работу сердца, провоцируют импотенцию и фригидность, - о чем целесообразно сообщить подросткам. Смерть при приеме амфетаминов, как правило, наступает вследствие внутренних кровотечений.

Барбитураты наносят тяжелый удар по центральной нервной системе. Искусственно формируют предрасположенность к эпилепсии. Гибель человека наступает вследствие нарушения сердечной деятельности во время судорог.

Галлюциногены приводят к распаду мышления. Провоцируют грубые нарушения восприятия с галлюцинациями, нарушения сердечного ритма вплоть до мерцательной аритмии со смертельным исходом.

Кокаин, в первую очередь, разрушает ткань и клетки головного мозга. Сначала появляется безотчетная тревога, затем мания преследования, галлюцинации. В лучшем случае болезнь заканчивается дебильностью.

Ингалянты с первых же проб вызывают нарушения памяти, катастрофически нарастающую идиотию, заканчивающуюся глубокой инвалидностью. Смерть наступает вследствие легочных заболеваний.

В заключение целесообразно сказать, что на фоне наркотизации формируется довольно несимпатичный портрет химически зависимого человека. При морально-этической и духовно-нравственной деградации на первом плане у зависимых людей стоят только их собственные интересы, связанные, в основном, с добыванием ПАВ или денег для этой цели. Как правило, средством для ее достижения у наркомана выступает обман, который становится неотъемлемой частью его жизни. Стремление обмануть надолго сохраняется у наркобольных и в процессе реабилитации, а нередко - и в состоянии устойчивой ремиссии.

Тема 12. Ответственное поведение. Представление о риске


Демонстрационный материал – программа № 10.

Цель: Сформировать целостное восприятие понятий «группа риска», «рискованное поведение».

Задачи:


Задачи в области представлений

Задачи в области отношений

Задачи в области поведенческих интенций

Сформировать представление о последствиях безответственного поведения: о наступлении административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с хранением и распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Сформировать негативное отношение к людям, навязывающим другим рискованные формы поведения

Закрепить намерения в формировании собственной позиции, ориентированной на здоровый жизненный стиль.


Примерный сценарий занятия

Вводная часть:

Демонстрация видеосюжета.

Ведущий предлагает классу вспомнить и перечислить темы, которые они обсуждали в течение всего курса. Акцентирует внимание на темах, посвященных безопасности, риску, ответственности за собственное поведение.

Основная часть:

Ведущий рассказывает о наступлении административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с хранением и распространением наркотических веществ, заражением ВИЧ-инфекцией.

Классу предлагается разработать пошаговый план проведения школьных дебатов по теме «Мы выбираем – нас выбирают» и информационный материал к ним.

Класс делится на группы для подготовки дебатов: имидж-мейкеры, спич-мейкеры и др. по решению класса.

Основной целью этой акции является привлечение остальных учащихся к обсуждению темы рискованного поведения и его последствий, ответственности за собственное поведение.

Заключительная часть:

Обсуждение подготовленных фрагментов дебатов.






страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11 страница 12

Смотрите также: