страница 1 Приложение
Сквернословие – болезнь души
План-конспект
внеклассного мероприятия по русской словесности
по материалам научно-исследовательской работы
«Проблемы ненормативной лексики»
учащегося 11 «В» класса Смоленского Дмитрия
Подготовила Габринович Светлана Федоровна, учитель русского языка
Цель: воспитание культуры речи, уважения к собеседнику и нетерпимости к сквернословию и речевой грубости.
Задачи:
углубить знания учащихся об отрицательном воздействии на человека вредных привычек;
развивать навыки общения;
побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Оборудование и материалы: презентация исследовательской работы, оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал для работы в группах, магнитофон и записи песен С. Копыловой, запись темы и эпиграфа на доске
Эпиграф: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…»[Еф. 4:29]
Ход занятия
1. Организационный этап
2. Вступительное слово учителя
Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы с одной любопытной легенды о языке. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них несколько блюд. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить мне самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут изъясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Язык - самое лучшее и самое худшее, что есть на свете. Он удивителен, потому что в нём уживаются и тесно переплетаются самые различные явления. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: как влияет то, что мы говорим, на то, как мы живём. А ещё – как сделать свою речь и свою жизнь красивой.
3. Словарно-семантическая работа, обсуждение текстов
Подберите, пожалуйста, слова-синонимы к слову «нецензурный» (скверный, неприличный, матерный, непристойный, скабрёзный, ненормативный, бранный).
Стихотворение Е. Матусовского:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Прослушивание песни Светланы Копыловой «Гвозди».
Что общего в песне и стихотворении? Что говорит вам собственный опыт? (Ответы ребят)
5. Презентация исследовательской работы [Приложение А]
5. Работа в группах
Интересно, что в белорусском языке очень мало своих ругательств, все непристойные слова оказались «пришлыми». До войны в белорусских деревнях было недопустимым плохо выражаться при старших, женщинах и детях.
В Библии сказано: «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» [Мф.12:36-37].
Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от духовного состояния человека. Евангелие подтверждает это: «…от избытка сердца говорят уста» [Мф.12:34].
Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно развитием нравственных, духовных качеств.
Как же избавляться от сквернословия? Попробуем решить эту проблему сообща.
Разделимся на 3 группы, каждая из которых будет вырабатывать свои предложения.
1 группа: Как бороться со сквернословием в семье, в классе?
2 группа: Как бороться со сквернословием на школьном уровне?
3 группа: Как бороться со сквернословием на государственном уровне?
6. Представление результатов работы в группах.
7. Обобщение. Выводы. Рефлекия.
Надёжных рецептов в борьбе со сквернословием нет, но есть определённые положения, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду:
1. Не говорить плохих слов самому.
2. Ценить меру своего авторитета, свой рейтинг и никогда не пользоваться недостойным словом, подавая пример другим.
3. Не забывать, что сквернословие – это не способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.
4. Прислушиваться к словам авторитетных людей. Так Иоанн Златоуст советовал, что если в нас рождается скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова.
А вам не грустно, что в гримасах быта,
В толпе, привыкшей огрызаться зло,
Так много превосходных слов забыто,
Исчезло, кануло во мрак, ушло?
А вам не хочется, чтоб кто-то вдруг
Вас проводил такими вот словами:
«О, да храни вас Небо, милый друг,
И благоденствие да будет с вами…»
(Илья Михайлов)
Подытоживая, скажем друг другу хорошие, тёплые слова.
Приложение А
Т Е З И С Ы
исследовательской работы учащегося 11 «В» класса
Смоленского Дмитрия
«Проблема ненормативной лексики»
Многие великие люди размышляли о слове, посвящали ему свои научные, творческие труды, свою жизнь. М. В. Ломоносов, например, был реформатором русского литературного языка и создателем знаменитой теории стилей. А.С. Пушкин сформировал своим творчеством основу современного русского языка, а Н.В. Гоголь призывал всех людей «обращаться со словом честно». Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий»[5.161]. Задумывались ли мы когда-нибудь, какой великой силой владеем? Дар слова – великий дар!
Сквернословие охватило почти все возрасты и становится (волей грубых людей!) составляющей литературных и музыкальных произведений, художественных и документальных фильмов, радио- и телепередач. Почему так происходит? Необходимостью разобраться в сложившейся ситуации, дать оценку этому сложному социальному явлению и обусловлена актуальность данной темы.
Отчего же люди, получившие в дар богатейшей язык, имея широчайший ассортимент речевых средств, предпочитают использовать матерщину и знают ли они о результатах и последствиях употребления такой лексики? Какова сила человеческого слова? Мы не случайно взяли эпиграфом слова апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…»[Еф. 4:29]. Язык – это душа народа, основа его культуры и Божьего Духа в нем.
Употребляемые скверные слова разрушают и уничтожают главное богатство народа – наш родной язык, культуру и чистоту нравственного поведения. Над этим стоит задуматься.
Цель исследования: доказать, что ненормативная лексика – не только показатель низкой речевой культуры, но и болезнь интеллекта, «беда искаженного сознания» (В.К. Харченко).
Задачи:
- исследовать историю изучения ненормативной лексики
- проанализировать причины использования нецензурной лексики в повседневной речи и последствия сквернословия.
- изучить отношение к проблеме сквернословия в молодёжной среде.
За всю историю развития русского языка многие ученые умы задавались вопросами возникновения и существования «гнилого слова». Вокруг русского мата в обыденном сознании сложился целый ряд мифов. Самый устойчивый из них – представление о том, что наиболее циничные ругательства появились в период татаро-монгольского ига и привнесены в русский язык именно ордынцами. Это неверно: корни большинства нецензурных слов имеют общеславянское или даже индоевропейское происхождение.
Известно исследование по этой проблеме появляется в 1965 году во Франции - работа А.В. Исаченко, который исследовал формы брани не только русского, но и других языков славянской группы. Данная работа заинтересовала многих лингвистов и подготовила хорошую почву для работы Б.А. Успенского, в которой автор также обращается к древнеславянским рукописям (изучено было около 400 источников). Печатный плод труда ученого (статья «Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии») вышла в 1988 году в Соединённых Штатах Америки. Работа привлекла внимание и была перепечатана русскими изданиями. Основательных исследований, монографий по данной проблеме в русской лингвистике больше нет, хотя проблема сквернословия является одним из самых важных аспектов культуры речи.
В словаре Владимира Даля сказано, что сквернословить – значит, вести непристойные, зазорные, постыдные речи; срамно, похабно ругаться. Так оно и есть. Закономерно любой здравомыслящий человек задаётся вопросом: Что делать? Единственное, что ещё может изменить положение дел, — это резкая перемена в общественном мнении и безоговорочное признание им сквернословия абсолютно недопустимым. Разумеется, в одночасье такой перемены произойти не может. Но если каждый, именно каждый из нас до конца осознает, какой дамоклов меч висит над всеми нами, выздоровление общества может начаться. Ведь, по сути дела, сквернословие – это оружие массового поражения, причём не столько убийственное, сколько – самоубийственное. В данном случае человек должен понимать, с каким огнём он шутит. Ему необходимо дать информацию об этом.
Ведь даже школьники, еще не ругаясь матом, привыкают к искажению речи, употребляя раз за разом слова-паразиты: «короче», «блин», «прикол» и т.п.
Свидетельства истории
Интересные свидетельства оставила нам история. Так, в Запорожской Сечи употребление матерной брани было запрещено под угрозой строгого наказания плетью у позорного столба. Запрещалась она и во время казацких походов. При Великом Государе Алексее Михайловиче матерщинникам вырывали язык, а указом императора Петра I их секли розгами. Император Николай I приказывал пропускать матерящихся для перевоспитания через строй в пятьдесят палок. А на некоторых крупных заводах того времени самый большой штраф был за бранные слова, и уж потом за пьянство и воровство…
Академик Д.С. Лихачёв, отбывая в молодости срок на Соловках, создал научный труд, в котором подверг филологическому анализу воровскую речь и пришел к интересным выводам. Сквернословие не является в подлинном смысле человеческим языком. Эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души, т.е. подобны сигналам, которыми пользуются животные. Из этого можно заключить, что не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, так как можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову.
Как же относится к проблеме сквернословия современная молодёжь, учащиеся нашей гимназии в частности? Опрос проводился анонимно в письменной форме среди учеников нашей гимназии в возрасте от 14 до 18 лет. Им было предложено несколько вопросов об употреблении ненормативной лексики, о том, как они сами и их родители относятся к данному вопросу, и о том, нужно ли вообще с этим явлением в нашей культуре бороться.
Всего было опрошено 90 человек. Большинство респондентов (89 %) высказало отрицательное отношение к загрязнению речи плохими словами. Но были сомневающиеся (7 %) и даже сочувствующие (4 %). В 86% семей опрошенных не употребляются бранные слова ни при каких обстоятельствах; в 8 % семей употребляются в семейных ссорах; в 6 % семей плохие слова используются свободно в повседневном общении. К счастью, все опрошенные высказались против употребления ненормативных слов в семейном общении.
Вот некоторые предложения и выводы наших сверстников по повышению культуры речи:
1) не говорить плохих слов самому, так как человек посредством речи влияет на состояние не только собственной души, но и на других людей;
2) помнить о собственном авторитете и личном примере для окружающих и особенно младших;
3) избегать общения с людьми, не желающими избавляться от дурной привычки сквернословить.
С чего начать? Прежде всего – с резкого неприятия сквернословия, мата, жаргона. И не только в общественных местах, но повсюду, и в первую очередь – в семьях. С пелёнок надо внушать ребёнку, что всё это – «грязные слова», грех, повреждение души. Мать Хемингуэя, когда он в детстве сквернословил, мыла ему рот с мылом, и была абсолютно права!
Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное заключение:
1. Слово - особый дар.
2. Бранное слово потому и называется скверным, что оно оскверняет произносящего его человека («Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека..., а исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека»[Мф. 15: 11, 18]. Привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека.
3. Думай, с какой целью говоришь. Приготовься ответить за каждое свое слово.
4. Будь терпелив. Святые утверждают, что злые мысли, если не найдут выхода через язык, умирают. Молчи, особенно в неприятностях.
«Как же жить»? - спросите вы. На этот вопрос старец Амвросий Оптинский обычно в шутливом тоне отвечал: жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!
Список использованных источников:
-
Аннушкин, В.И. Язык семьи / В.И. Аннушкин [Электронный ресурс] Портал-слово. – Москва, 2010. – Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/philology/45656.php
-
Интернет-портал Фонда Александра Невского [Электронный ресурс] Глинские чтения: Речевое поведение в семье. – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.glinskie.ru/chapter/187.
-
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – Москва: Рус. яз., 1983. – 816 с.
-
Священное Писание: Книги Ветхого Завета, книги Нового Завета (любое православное издание).
-
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Избранные письма и проповеди / Издание 2-е, дополненное. – Москва: Самшит-издат, 2004.–180 с.
-
Успенский, Б.А. Религиозно-мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии / Б.А.Успенский; Серия: Человек и природа, № 10. – Москва: Знание, 1989.
-
Харченко, В.К. Молодёжи о сквернословии / В.К. Харченко // Русский язык в школе. – 2008. - № 10.
страница 1
|