Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.


 Главная   »  
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА




«Утвержден»

На заседании Ученого Совета

Психолого-педагогического факультета

Протокол № ___ от «____» _______2007 г

Декан _________________________

«_____»__________________2007г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта

наименование дисциплины

для специальности : 050105 «Дефектология»

(шифр, наименование специальности)

форма обучения дневная

(дневная, заочная)


Всего 4 кредитов

Курс 2,3

Семестр 4,5

Лекций 30 часов

Семинарских 30 часов

Количество рубежных контролей (РК) _3

СРСП (аудиторных) 60 часов

СРС 60 часов,

Экзамен 4_семестр

Всего аудиторных часов 120

Всего внеаудиторных часов 60

Общая трудоемкость 180 часов


Усть-Каменогорск, 2007



Рабочая программа составлена на основании: учебной программы

Рабочую программу разработал (а) Лаврентьева М.Г., преподаватель

Кафедры «Психологии» ________________

/подпись/


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Психологии»


«___»______________2007 г. Протокол №

Зав. кафедрой Мацкевич И.К. (Ф.И.О.) подпись________________

Одобрено на заседании Методического Совета факультета ППФ
« ____ » ____________ 2007 г. Протокол № ____
Председатель МСФ ___________________ (Ф.И.О.)

Цель и задачи дисциплины «Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР»: основная цель: вооружить студентов теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.

-формирование у студентов целостного и объемного представления об основных содержаниях и методах обучения и воспитания в специальных школах, раскрытие базовых вопросов теории и практики преподавания курса для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.

- устанавливать непосредственную взаимосвязь в изучении специальных предметов, углубляя и расширяя знания студентов. Задачи курса применительно специальности:

- создать у студентов – дефектологов целостное представление о процессах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

- углубить и расширить у студентов систему теоретических знаний об особенностях учебного и воспитательного процесса, принципах содержаний и методов обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.

- раскрыть методологические, научно-теоретические основы обучения и воспитания. Используя фактические данные, показать студентам – дефектологам потенциальные возможности развития лиц с недостатками интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.

Студенты должны уметь:

Использовать теоретические знания на практике, наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт учителей-дефектологов, выявлять особенности развития учащихся специальных школ различных типов.

В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими навыками:

- анализировать, теоретически обосновывать и подбирать эффективные методы, приемы работы с учетом уровня познавательных особенностей учащихся;

- разрабатывать перспективные планы и конспекты уроков и воспитательных мероприятий;

- подбирать методические и дидактические материалы, технические средства обучения для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;

- устанавливать контакт с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии.

Выше указанное знание способствует формированию профессиональных практических навыков, что позволит реализовать себя выпускнику в качестве грамотного специалиста на практике.


Пререквизиты курса: для посещения курса необходимо знания по следующим дисциплинам «Общая и специальная психология», «Общая педагогика», «Специальная педагогика», предметы медицинского цикла.

Постреквизиты курса: научно-методологические и естественно научные основы обучения и воспитания детей с ограниченными знаниями, и классификации, систему, содержание, принципы, формы и методы обучения в специальной школе.

Календарно- тематический план лекционных, семинарских и лабораторных занятий

недели

шифр

Наименование модулей и

Тем

Количество часов всего по модулю

Примечание

модуля

Темы

Лекции

Прак. раб.

Лаб. раб.

СРСП

1

2

3

4

5

6

7

8

9




1

1.1

1.2


1.3

1.4


1.5

1.6


1.7

1.8


Модуль 1. Обучение детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР

Введение
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития.

Специальное образование детей с задержкой психического развития.
Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушением зрения.
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.

Обучение детей с комплексными, комбинированными нарушениями.

Роль биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями.


1

3

2



2

2

2



2

1


4

2

2



2

2

2



1




4

4

3



4

3

4



4

4


Лекционные демонстрации

Слайд-лекции

Лекционные демонстрации





2

2

2



2.1

2.2


2.3

2.4


2.5

2.6


2.7

2.8


Модуль II. Воспитание детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР

Содержание и методы организации процесса воспитания умственно отсталых детей.

Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушением слуха.

Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушениями зрения.

Особенности воспитания детей с нарушениями речи.

Особенности воспитания детей с задержкой психического развития.

Управление и руководство специальных школ для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР

Квалификационная характеристика учителя и дефектолога.

Интеграция и дифференциация общего и специального образования.


2

2

2



2

2

2



2

1


2

2

2



2

2

2



2

1





5

5

5



5

5

2



1

2


ИКТ

Слайд-лекции

ИКТ











Итого:


30

30

-

60






Календарно-тематический план СРС и СРСП



Темы

занятий


Задания

на СРС, СРСП


Цель и

содерж.

Заданий

Рекомен.

литерат.

(стр.)

Форма

контроля


Сроки

сдачи


Макс.

балл


п/п



11


Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития.

Показать общие особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития


Сравнительная характеристика процесса обучения в массовой школе и в школе для детей с нарушением интеллекта

1,7,14, 8

Сравнительная характеристика


3 неделя

8

22

Специальное образование детей с задержкой психического развития.


Провести анализ лекционного материала.

Рассмотреть современную концепцию обучения детей с ЗПР..



Показать необходимость специального обучения детей с ЗПР. Проанализировать программное содержание спец. школы для детей с ЗПР.


2,13, 3,6

Конспект первоисточника. Анализ программы обучения


5 неделя




3

Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха



Дать характеристику детям с нарушением слуха (слабослышащие, позднооглохшие, ранооглохшие). Рассмотреть особенности преподавания в школе для глухих и слабослышащих детей.

Сравнительный анализ программ обучения глухих детей и слабослышащих детей. Раскрыть особенности обучения детей с нарушениями слуха.


1,4,12, 11

Сравнительный анализ.

. Перечислить особенности обучения детей с нарушениями слуха.




6 неделя

10

4

Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушением зрения.


Показать основные отличия при планировании учебного процесса в школе для слепых детей и школе для слабовидящих

Перечислить приемы и формы работы со слепыми детьми.

3,4,14

Приемы и формы работы, используемые в работе с детьми с нарушениями зрения

зачёт

10

5

Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.


Показать общие особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.

Выделение параметров и критериев учета работы над развитием устной и письменной речи речи детей с нарушениями речи.

2,6,9,10

Основные направления работы в специальной школе для детей с нарушением речи

8 неделя

10

6

Обучение детей с комплексными, комбинированными нарушениями.


Дать понятие комбинированные нарушения. Рассмотреть направления и приемы работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития

Выделить основные направления коррекционной работы для детей с возможными комплексными нарушениями.Рассмотреть учреждения образования для детей с комплексными нарушениями развития.

2, 7, 8, 14

Основные направления работы с детьми, имеющими комплексные нарушения.

зачёт

10

7.

Роль биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями.


Рассмотреть влияние биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями

Составить аналитическую таблицу «биологические и социальные факторы, влияющие на развитие детей с ограниченными возможностями

3,5,7

Аналитическая таблица

10 неделя

9

8.

Содержание и методы организации процесса воспитания умственно отсталых детей.


Раскрыть содержание и методы организации процесса воспитания в школе VIII вида.


Описать основные направления умственного, трудового и нравственного воспитания детей в школе VIII вида.

2,4,6,12

Реферативные сообщения

12 неделя

10

9.

Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушением слуха.


Раскрыть содержание и методы организации процесса воспитания в школе для детей с нарушениями слуха.




1,3,5,7




14 неделя

10


Карта учебно-методического обеспечения дисциплины

Основная:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т./Л.С. Выготский; Гл. ред. А.В. Запорожец; АПН СССР. –М. :Педагогика, 1982-.т.5. Основы дефектологии.-1983.

2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. СПб, М., 1991

3. Дульнев Г.Н. Учебная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. М., Просвещение, 1981

4. Дефектология: Словарь-справочник \Под ред. Б.П. Пузанова;/Авт.-сост. С.С. Степанов/.-М.:Новая школа,1996

5. Шевченко, Светлана Гавриловна. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты:Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.-М.:ВЛАДОС, 1999

6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004 - (Коррекционная педагогика)


Дополнительная литература

Дополнительная:

  1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение:Учеб-метод.пособие.-2-е изд. Перераб. И доп. – СПб :ИД «МиМ»,1998

  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.:ВЛАДОС, 1999

  3. Намазбаева Ж.И. Развитие личности умственно отсталых школьников /Ж.И. Намазбаева.-Алма-Ата:Мектеп,1976

  4. Изучение аномальных школьников: Сб. науч. Тр. /М-во просвещения РСФСР.-Л. :Изд-во ЛГПИ, 1981

  5. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Учебн. Пособие для слушателей спец.фак. по переподготовке работников нар. Образования по напр. «Психология» /В.М. Астапов.-М. :О-во «Знание» РСФСР, 1991

  6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) :Уч. пособие для вузов /Под ред. Б.П.Пузанова –М. :Академия, 2003

  7. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для пед. Вузов /Под ред. Н.М. Назаровой. - №-е изд., испр. –М. :Академия, 2004.

  8. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: /Уч. пособие сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе/-СПб. :Питер, 2002.
Вопросы к экзамену

  1. Теоретические основы курса, связь курса с другими дисциплинами.

  2. Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

  3. Характеристика специфического развития детей с нарушениями интеллекта.

  4. Сущность процесса обучения во вспомогательной школе и его методологические основы.

  5. Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.

  6. Структура процесса обучения во вспомогательной школе.

  7. Воспитание в процессе обучения во вспомогательной школе.

  8. Характеристика специфического развития детей с задержкой психического развития.

  9. Особенности процесса обучения в школе для детей с задержкой психического развития.

  10. Осмысливание в процессе обучения в школе для детей с задержкой психического развития.

  11. Функции процесса обучения в школе для детей с задержкой психического развития.

  12. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях.

  13. Характеристика специфического развития детей с нарушениями слуха.

  14. Особенности процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха.

  15. Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха.

  16. Осмысливание в обучении в школе для детей с нарушениями слуха.

  17. Процесс обучения учащихся с нарушениями слуха.

  18. Сущность процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха и его методологические основы.

  19. Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха.

  20. Характеристика специфического развития детей с нарушениями зрения.

  21. Особенности процесса обучения в школе для детей с нарушениями зрения.

  22. Процесс обучения учащихся с нарушениями зрения.

  23. Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями зрения.

  24. Характеристика специфического развития детей с нарушениями речи.

  25. Содержание специального образования детей с нарушениями речи.

  26. Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями речи.

  27. Воспитание в процессе обучения в школе для детей с нарушениями речи.

  28. Функции процесса обучения в школе для детей с нарушениями речи.

  29. Роль и влияние развития речи ни психофизиологическое и интеллектуальное развитие ребенка.

  30. Влияние речевых недостатков на процесс усвоения чтения.

  31. Влияние речевых недостатков на процесс усвоения письма.

  32. Факторы, влияющие на развитие личности умственно отсталого ребенка.

  33. Процесс формирования и развития личности умственно отсталого ребенка (по Л.С. Выготскому).

  34. Взаимодействие личности и среды. Понятия «микросреды».

  35. Задачи и методы воздействия на ребенка с нарушением интеллекта.

  36. Формы организации процесса воспитания детей с нарушением интеллекта.

  37. Комплексный подход к процессу формирования личности умственно отсталого ребенка.

  38. Закономерность развития и формирование личности детей с нарушениями слуха.

  39. Роль социальной среды в развитии детей с недостатками слуха.

  40. Значение игровой деятельности для развития личности ребенка.

  41. Роль в развитии и формировании личности детей с нарушениями слуха различных видов деятельности.

  42. Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха.

  43. Особенности процесса воспитания детей с нарушениями зрения.

  44. Содержание и принципы воспитания детей с нарушениями зрения.

  45. Учет психологических и физиологических возможностей слепого ребенка.

  46. Учет психологических и физиологических возможностей слабовидящего ребенка.

  47. Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с нарушениями зрения.

  48. Воспитательное значение общественно-полезного труда в процессе воспитания детей с нарушениями зрения.

  49. Эстетическое, физическое воспитание детей с нарушениями зрения.

  50. Роль воспитания в развитии познавательных процессов ребенка с нарушениями зрения.

  51. Роль воспитания в процессе формирования личности ребенка с нарушениями зрения.

  52. Содержание и принципы воспитания детей с нарушениями речи.

  53. Учет психологических и физиологических возможностей детей с нарушениями речи.

  54. Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с нарушениями речи.

  55. Воспитательное значение общественно-полезного труда в процессе воспитания детей с нарушениями речи.

  56. Роль воспитания в развитии познавательных процессов ребенка с нарушениями речи.

  57. Нравственное, эстетическое воспитание детей с нарушениями речи.

  58. Роль воспитания в процессе формирования личности учащихся с нарушениями речи.

  59. Особенности воспитания детей с задержкой психического развития.

  60. Содержание и принципы воспитания детей с задержкой психического развития.

  61. Учет психологических и физиологических возможностей детей с задержкой психического развития.

  62. Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с задержкой психического развития.

  63. Эстетическое, физическое воспитание детей с задержкой психического развития.

  64. Роль воспитания в процессе формирования личности учащихся с задержкой психического развития.

  65. Роль воспитания в развитии познавательных процессов учащихся с задержкой психического развития.

  66. Понятия о сложном нарушении развития.

  67. Общие закономерности, свойственные развитию детей со сложными дефектами.

  68. Существующие проблемы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями в развитии.

  69. Основные группы детей с сочетанными дефектами.

  70. Пути и способы организации образования и воспитания лиц со сложными нарушениями в развитии.

  71. Типы специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями.

  72. Учебно-материальная база специальной школы.

  73. Социальная функция учителя дефектолога.

  74. Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями.

  75. Интегрированное обучение (по Л.С. Выготскому).

  76. Модели интегрированного обучения.

  77. Организация дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей лиц с ограниченными возможностями.

Политика курса

Обязательное выполнение всех видов работ. Аккуратное ведение лекционных и личных записей. За отсутствие лекционных и семинарских записей будут снижаться баллы. Нежелательны пропуски без уважительных причин.



Недопустимо:

  • Опоздание

  • Пользование сотовыми телефонами во время занятий

  • Обман и плагиат

  • Несвоевременная сдача заданий

  • Неподготовленность к занятиям

Критерии оценки.

Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (40%) и составляет – 100%.



Шкала и критерии оценивания различных видов работ:




Виды занятий и работ студента

Баллы в %

1.

Лекции

5

2.

Семинары

10

3.

Реферат

10

4.

Конспект

5

5.

СРС

10

6.

Контрольная работа

10

7.

Практическое занятие

10




Итого

60

В течение семестра проводятся два рубежных контроля. За каждый рубежный контроль максимальное количество баллов 10 (7 неделя, 14 неделя).

Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:



Традиционная





в %

в баллах
Отлично
А

95-100

4,0



А -

90-94

3,67
Хорошо
В +

85-89

3,33



В

80-84

3,0



В -

75-79

2,67
Удовлетворительно

С +

70-74

2,33




С

65-69

2,0



С -

60-64

1,67




Д +

55-59

1,33




Д

50-54

1,0
Неудовлетворительно

F

0-49

0


График рубежных контролей

Первый рубежный контроль (РК І), по итогам 1-7 недель проводится в 7 неделю. Показатель успеваемости (в %) РК І включает в себя показатель за текущую успеваемость по выполнению СРС (в соответствии с пунктом 2.2 данной программы), показатель успеваемости за работу в аудитории и за рубежный контроль в виде коллоквиума и контрольной работы. Второй рубежный контроль (РК ІІ), по итогам 8-15 недель проводится в 15 недели. Итоговый показатель успеваемости по РК ІІ определяется по аналогии с РК І. Максимальный показатель успеваемости в каждом рубежном контроле равен 30 %.




Рубежный контроль I (по итогам 1-7 недель)

СРС

а) Самостоятельное изучение отдельных тем

5

б) Самостоятельное решение задач

5







Итого по СРС

10%

Аудиторная работа студента

а) Изучение теоретического материала

5

б) Решение задач

5







Итого по АРС

10%

Рубежный контроль на 7 неделе







а) Контрольная работа

10%

Итого по РК I

10%

Всего по РК I

30%



Рубежный контроль II (по итогам 8-15 недель)




СРС

а) Самостоятельное изучение отдельных тем

5

б) Самостоятельное решение задач

5







Итого по СРС

10%

Аудиторная работа студента

а) Изучение теоретического материала

5

б) Решение задач

5







Итого по АРС

10%

Рубежный контроль на 7 неделе







а) Контрольная работа

10%

Итого по РК II

10%

Всего по РК II

30%


страница 1

Смотрите также:

ИМ. С. Аманжолова
267,63kb. 1 стр.