страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
«Утвержден»
На заседании Ученого Совета
Психолого-педагогического факультета
Протокол № ___ от «____» _______2007 г
Декан _________________________
«_____»__________________2007г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта
наименование дисциплины
для специальности : 050105 «Дефектология»
(шифр, наименование специальности)
форма обучения дневная
(дневная, заочная)
Всего 4 кредитов
Курс 2,3
Семестр 4,5
Лекций 30 часов
Семинарских 30 часов
Количество рубежных контролей (РК) _3
СРСП (аудиторных) 60 часов
СРС 60 часов,
Экзамен 4_семестр
Всего аудиторных часов 120
Всего внеаудиторных часов 60
Общая трудоемкость 180 часов
Усть-Каменогорск, 2007
Рабочая программа составлена на основании: учебной программы
Рабочую программу разработал (а) Лаврентьева М.Г., преподаватель
Кафедры «Психологии» ________________
/подпись/
Обсужден и рекомендован на заседании кафедры «Психологии»
«___»______________2007 г. Протокол №
Зав. кафедрой Мацкевич И.К. (Ф.И.О.) подпись________________
Одобрено на заседании Методического Совета факультета ППФ
« ____ » ____________ 2007 г. Протокол № ____
Председатель МСФ ___________________ (Ф.И.О.)
Цель и задачи дисциплины «Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР»: основная цель: вооружить студентов теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.
-формирование у студентов целостного и объемного представления об основных содержаниях и методах обучения и воспитания в специальных школах, раскрытие базовых вопросов теории и практики преподавания курса для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.
- устанавливать непосредственную взаимосвязь в изучении специальных предметов, углубляя и расширяя знания студентов. Задачи курса применительно специальности:
- создать у студентов – дефектологов целостное представление о процессах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
- углубить и расширить у студентов систему теоретических знаний об особенностях учебного и воспитательного процесса, принципах содержаний и методов обучения и воспитания в специальных школах для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.
- раскрыть методологические, научно-теоретические основы обучения и воспитания. Используя фактические данные, показать студентам – дефектологам потенциальные возможности развития лиц с недостатками интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР.
Студенты должны уметь:
Использовать теоретические знания на практике, наблюдать, анализировать и обобщать педагогический опыт учителей-дефектологов, выявлять особенности развития учащихся специальных школ различных типов.
В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими навыками:
- анализировать, теоретически обосновывать и подбирать эффективные методы, приемы работы с учетом уровня познавательных особенностей учащихся;
- разрабатывать перспективные планы и конспекты уроков и воспитательных мероприятий;
- подбирать методические и дидактические материалы, технические средства обучения для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
- устанавливать контакт с ребенком, имеющим отклонения в психофизическом развитии.
Выше указанное знание способствует формированию профессиональных практических навыков, что позволит реализовать себя выпускнику в качестве грамотного специалиста на практике.
Пререквизиты курса: для посещения курса необходимо знания по следующим дисциплинам «Общая и специальная психология», «Общая педагогика», «Специальная педагогика», предметы медицинского цикла.
Постреквизиты курса: научно-методологические и естественно научные основы обучения и воспитания детей с ограниченными знаниями, и классификации, систему, содержание, принципы, формы и методы обучения в специальной школе.
Календарно- тематический план лекционных, семинарских и лабораторных занятий
№ недели
|
шифр
|
Наименование модулей и
Тем
|
Количество часов всего по модулю
|
Примечание
|
модуля
|
Темы
|
Лекции
|
Прак. раб.
|
Лаб. раб.
|
СРСП
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
1
|
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
|
Модуль 1. Обучение детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР
Введение
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития.
Специальное образование детей с задержкой психического развития.
Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушением зрения.
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.
Обучение детей с комплексными, комбинированными нарушениями.
Роль биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями.
|
1
3
2
2
2
2
2
1
|
4
2
2
2
2
2
1
|
|
4
4
3
4
3
4
4
4
|
Лекционные демонстрации
Слайд-лекции
Лекционные демонстрации
|
|
2
2
2
|
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
|
Модуль II. Воспитание детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР
Содержание и методы организации процесса воспитания умственно отсталых детей.
Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушением слуха.
Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушениями зрения.
Особенности воспитания детей с нарушениями речи.
Особенности воспитания детей с задержкой психического развития.
Управление и руководство специальных школ для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, ЗПР
Квалификационная характеристика учителя и дефектолога.
Интеграция и дифференциация общего и специального образования.
|
2
2
2
2
2
2
2
1
|
2
2
2
2
2
2
2
1
|
|
5
5
5
5
5
2
1
2
|
ИКТ
Слайд-лекции
ИКТ
|
|
|
|
Итого:
|
30
|
30
|
-
|
60
|
|
Календарно-тематический план СРС и СРСП
№
|
Темы
занятий
|
Задания
на СРС, СРСП
|
Цель и
содерж.
Заданий
|
Рекомен.
литерат.
(стр.)
|
Форма
контроля
|
Сроки
сдачи
|
Макс.
балл
|
п/п
|
11
|
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития.
|
Показать общие особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями умственного развития
|
Сравнительная характеристика процесса обучения в массовой школе и в школе для детей с нарушением интеллекта
|
1,7,14, 8
|
Сравнительная характеристика
|
3 неделя
|
8
|
22
|
Специальное образование детей с задержкой психического развития.
|
Провести анализ лекционного материала.
Рассмотреть современную концепцию обучения детей с ЗПР..
|
Показать необходимость специального обучения детей с ЗПР. Проанализировать программное содержание спец. школы для детей с ЗПР.
|
2,13, 3,6
|
Конспект первоисточника. Анализ программы обучения
|
5 неделя
|
|
3
|
Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха
|
Дать характеристику детям с нарушением слуха (слабослышащие, позднооглохшие, ранооглохшие). Рассмотреть особенности преподавания в школе для глухих и слабослышащих детей.
|
Сравнительный анализ программ обучения глухих детей и слабослышащих детей. Раскрыть особенности обучения детей с нарушениями слуха.
|
1,4,12, 11
|
Сравнительный анализ.
. Перечислить особенности обучения детей с нарушениями слуха.
|
6 неделя
|
10
|
4
|
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушением зрения.
|
Показать основные отличия при планировании учебного процесса в школе для слепых детей и школе для слабовидящих
|
Перечислить приемы и формы работы со слепыми детьми.
|
3,4,14
|
Приемы и формы работы, используемые в работе с детьми с нарушениями зрения
|
зачёт
|
10
|
5
|
Особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.
|
Показать общие особенности учебного процесса в специальной школе для детей с нарушениями речи.
|
Выделение параметров и критериев учета работы над развитием устной и письменной речи речи детей с нарушениями речи.
|
2,6,9,10
|
Основные направления работы в специальной школе для детей с нарушением речи
|
8 неделя
|
10
|
6
|
Обучение детей с комплексными, комбинированными нарушениями.
|
Дать понятие комбинированные нарушения. Рассмотреть направления и приемы работы с детьми, имеющими комплексные нарушения развития
|
Выделить основные направления коррекционной работы для детей с возможными комплексными нарушениями.Рассмотреть учреждения образования для детей с комплексными нарушениями развития.
|
2, 7, 8, 14
|
Основные направления работы с детьми, имеющими комплексные нарушения.
|
зачёт
|
10
|
7.
|
Роль биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями.
|
Рассмотреть влияние биологических и социальных факторов в развитии детей с ограниченными возможностями
|
Составить аналитическую таблицу «биологические и социальные факторы, влияющие на развитие детей с ограниченными возможностями
|
3,5,7
|
Аналитическая таблица
|
10 неделя
|
9
|
8.
|
Содержание и методы организации процесса воспитания умственно отсталых детей.
|
Раскрыть содержание и методы организации процесса воспитания в школе VIII вида.
|
Описать основные направления умственного, трудового и нравственного воспитания детей в школе VIII вида.
|
2,4,6,12
|
Реферативные сообщения
|
12 неделя
|
10
|
9.
|
Содержание, методы и организация воспитательного процесса с детьми с нарушением слуха.
|
Раскрыть содержание и методы организации процесса воспитания в школе для детей с нарушениями слуха.
|
|
1,3,5,7
|
|
14 неделя
|
10
|
Карта учебно-методического обеспечения дисциплины
Основная:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т./Л.С. Выготский; Гл. ред. А.В. Запорожец; АПН СССР. –М. :Педагогика, 1982-.т.5. Основы дефектологии.-1983.
2. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. СПб, М., 1991
3. Дульнев Г.Н. Учебная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т.А.Власовой, В.Г. Петровой. М., Просвещение, 1981
4. Дефектология: Словарь-справочник \Под ред. Б.П. Пузанова;/Авт.-сост. С.С. Степанов/.-М.:Новая школа,1996
5. Шевченко, Светлана Гавриловна. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты:Метод.пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения.-М.:ВЛАДОС, 1999
6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.Г. Речицкой. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004 - (Коррекционная педагогика)
Дополнительная литература
Дополнительная:
-
Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Диагностика, коррекция, предупреждение:Учеб-метод.пособие.-2-е изд. Перераб. И доп. – СПб :ИД «МиМ»,1998
-
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда.-М.:ВЛАДОС, 1999
-
Намазбаева Ж.И. Развитие личности умственно отсталых школьников /Ж.И. Намазбаева.-Алма-Ата:Мектеп,1976
-
Изучение аномальных школьников: Сб. науч. Тр. /М-во просвещения РСФСР.-Л. :Изд-во ЛГПИ, 1981
-
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии: Учебн. Пособие для слушателей спец.фак. по переподготовке работников нар. Образования по напр. «Психология» /В.М. Астапов.-М. :О-во «Знание» РСФСР, 1991
-
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) :Уч. пособие для вузов /Под ред. Б.П.Пузанова –М. :Академия, 2003
-
Специальная педагогика: Учеб. Пособие для пед. Вузов /Под ред. Н.М. Назаровой. - №-е изд., испр. –М. :Академия, 2004.
-
Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: /Уч. пособие сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе/-СПб. :Питер, 2002.
Вопросы к экзамену -
Теоретические основы курса, связь курса с другими дисциплинами.
-
Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.
-
Характеристика специфического развития детей с нарушениями интеллекта.
-
Сущность процесса обучения во вспомогательной школе и его методологические основы.
-
Особенности процесса обучения во вспомогательной школе.
-
Структура процесса обучения во вспомогательной школе.
-
Воспитание в процессе обучения во вспомогательной школе.
-
Характеристика специфического развития детей с задержкой психического развития.
-
Особенности процесса обучения в школе для детей с задержкой психического развития.
-
Осмысливание в процессе обучения в школе для детей с задержкой психического развития.
-
Функции процесса обучения в школе для детей с задержкой психического развития.
-
Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательных учреждениях.
-
Характеристика специфического развития детей с нарушениями слуха.
-
Особенности процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
-
Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
-
Осмысливание в обучении в школе для детей с нарушениями слуха.
-
Процесс обучения учащихся с нарушениями слуха.
-
Сущность процесса обучения в школе для детей с нарушениями слуха и его методологические основы.
-
Особенности учебного процесса в школе для детей с нарушениями слуха.
-
Характеристика специфического развития детей с нарушениями зрения.
-
Особенности процесса обучения в школе для детей с нарушениями зрения.
-
Процесс обучения учащихся с нарушениями зрения.
-
Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями зрения.
-
Характеристика специфического развития детей с нарушениями речи.
-
Содержание специального образования детей с нарушениями речи.
-
Структура процесса обучения в школе для детей с нарушениями речи.
-
Воспитание в процессе обучения в школе для детей с нарушениями речи.
-
Функции процесса обучения в школе для детей с нарушениями речи.
-
Роль и влияние развития речи ни психофизиологическое и интеллектуальное развитие ребенка.
-
Влияние речевых недостатков на процесс усвоения чтения.
-
Влияние речевых недостатков на процесс усвоения письма.
-
Факторы, влияющие на развитие личности умственно отсталого ребенка.
-
Процесс формирования и развития личности умственно отсталого ребенка (по Л.С. Выготскому).
-
Взаимодействие личности и среды. Понятия «микросреды».
-
Задачи и методы воздействия на ребенка с нарушением интеллекта.
-
Формы организации процесса воспитания детей с нарушением интеллекта.
-
Комплексный подход к процессу формирования личности умственно отсталого ребенка.
-
Закономерность развития и формирование личности детей с нарушениями слуха.
-
Роль социальной среды в развитии детей с недостатками слуха.
-
Значение игровой деятельности для развития личности ребенка.
-
Роль в развитии и формировании личности детей с нарушениями слуха различных видов деятельности.
-
Нравственное воспитание детей с нарушениями слуха.
-
Особенности процесса воспитания детей с нарушениями зрения.
-
Содержание и принципы воспитания детей с нарушениями зрения.
-
Учет психологических и физиологических возможностей слепого ребенка.
-
Учет психологических и физиологических возможностей слабовидящего ребенка.
-
Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с нарушениями зрения.
-
Воспитательное значение общественно-полезного труда в процессе воспитания детей с нарушениями зрения.
-
Эстетическое, физическое воспитание детей с нарушениями зрения.
-
Роль воспитания в развитии познавательных процессов ребенка с нарушениями зрения.
-
Роль воспитания в процессе формирования личности ребенка с нарушениями зрения.
-
Содержание и принципы воспитания детей с нарушениями речи.
-
Учет психологических и физиологических возможностей детей с нарушениями речи.
-
Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с нарушениями речи.
-
Воспитательное значение общественно-полезного труда в процессе воспитания детей с нарушениями речи.
-
Роль воспитания в развитии познавательных процессов ребенка с нарушениями речи.
-
Нравственное, эстетическое воспитание детей с нарушениями речи.
-
Роль воспитания в процессе формирования личности учащихся с нарушениями речи.
-
Особенности воспитания детей с задержкой психического развития.
-
Содержание и принципы воспитания детей с задержкой психического развития.
-
Учет психологических и физиологических возможностей детей с задержкой психического развития.
-
Самоконтроль и регуляция поведений в процессе воспитания детей с задержкой психического развития.
-
Эстетическое, физическое воспитание детей с задержкой психического развития.
-
Роль воспитания в процессе формирования личности учащихся с задержкой психического развития.
-
Роль воспитания в развитии познавательных процессов учащихся с задержкой психического развития.
-
Понятия о сложном нарушении развития.
-
Общие закономерности, свойственные развитию детей со сложными дефектами.
-
Существующие проблемы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями в развитии.
-
Основные группы детей с сочетанными дефектами.
-
Пути и способы организации образования и воспитания лиц со сложными нарушениями в развитии.
-
Типы специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями.
-
Учебно-материальная база специальной школы.
-
Социальная функция учителя дефектолога.
-
Интеграция в обществе человека с особыми образовательными потребностями.
-
Интегрированное обучение (по Л.С. Выготскому).
-
Модели интегрированного обучения.
-
Организация дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей лиц с ограниченными возможностями.
Политика курса
Обязательное выполнение всех видов работ. Аккуратное ведение лекционных и личных записей. За отсутствие лекционных и семинарских записей будут снижаться баллы. Нежелательны пропуски без уважительных причин.
Недопустимо:
-
Опоздание
-
Пользование сотовыми телефонами во время занятий
-
Обман и плагиат
-
Несвоевременная сдача заданий
-
Неподготовленность к занятиям
Критерии оценки.
Итоговая оценка по дисциплине определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным контролям (60%) и промежуточной аттестации (40%) и составляет – 100%.
Шкала и критерии оценивания различных видов работ:
|
Виды занятий и работ студента
|
Баллы в %
|
1.
|
Лекции
|
5
|
2.
|
Семинары
|
10
|
3.
|
Реферат
|
10
|
4.
|
Конспект
|
5
|
5.
|
СРС
|
10
|
6.
|
Контрольная работа
|
10
|
7.
|
Практическое занятие
|
10
|
|
Итого
|
60
|
В течение семестра проводятся два рубежных контроля. За каждый рубежный контроль максимальное количество баллов 10 (7 неделя, 14 неделя).
Знания, умение и навыки студентов оцениваются по следующей системе:
Традиционная | | | |
|
в %
|
в баллах
| Отлично | А |
95-100
|
4,0
|
| А - |
90-94
|
3,67
| Хорошо | В + |
85-89
|
3,33
|
| В |
80-84
|
3,0
|
| В - |
75-79
|
2,67
| Удовлетворительно |
С +
|
70-74
|
2,33
|
|
С
|
65-69
|
2,0
|
| С - |
60-64
|
1,67
|
|
Д +
|
55-59
|
1,33
|
|
Д
|
50-54
|
1,0
| Неудовлетворительно |
F
|
0-49
|
0
|
График рубежных контролей
Первый рубежный контроль (РК І), по итогам 1-7 недель проводится в 7 неделю. Показатель успеваемости (в %) РК І включает в себя показатель за текущую успеваемость по выполнению СРС (в соответствии с пунктом 2.2 данной программы), показатель успеваемости за работу в аудитории и за рубежный контроль в виде коллоквиума и контрольной работы. Второй рубежный контроль (РК ІІ), по итогам 8-15 недель проводится в 15 недели. Итоговый показатель успеваемости по РК ІІ определяется по аналогии с РК І. Максимальный показатель успеваемости в каждом рубежном контроле равен 30 %.
Рубежный контроль I (по итогам 1-7 недель)
|
СРС
|
а) Самостоятельное изучение отдельных тем
|
5
|
б) Самостоятельное решение задач
|
5
|
|
|
Итого по СРС
|
10%
|
Аудиторная работа студента
|
а) Изучение теоретического материала
|
5
|
б) Решение задач
|
5
|
|
|
Итого по АРС
|
10%
|
Рубежный контроль на 7 неделе
|
|
|
а) Контрольная работа
|
10%
|
Итого по РК I
|
10%
|
Всего по РК I
|
30%
|
Рубежный контроль II (по итогам 8-15 недель)
|
|
СРС
|
а) Самостоятельное изучение отдельных тем
|
5
|
б) Самостоятельное решение задач
|
5
|
|
|
Итого по СРС
|
10%
|
Аудиторная работа студента
|
а) Изучение теоретического материала
|
5
|
б) Решение задач
|
5
|
|
|
Итого по АРС
|
10%
|
Рубежный контроль на 7 неделе
|
|
|
а) Контрольная работа
|
10%
|
Итого по РК II
|
10%
|
Всего по РК II
|
30%
|
страница 1
|