Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.С.АМАНЖОЛОВА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Ф.С.Курманов

«_____»_________________2007г.


А.К. Игибаева, Н.С. Мышко, О.А. Громова, А.К. Кадырбаева,

А.Д. Кунапьянова, К.К. Шакаримова

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ


Методические указания


Усть-Каменогорск

Издательство ВКГУ им.С.Аманжолова,

2007


УДК 371.134
Игибаева А.К. Организация непрерывной педагогической практики в системе непрерывной профессиональной подготовки: Методические указания / Игибаева А.К., Мышко Н.С., Громова О.А., Кадырбаева А.К., Кунапьянова А.Д., Шакаримова К.К. – Усть-Каменогорск, 2006. – с.40
Рукопись обсуждена на заседании кафедры педагогики

Протокол №____ от «_____»______________200_г.


Зав.кафедрой, к.п.н., профессор Игибаева А.К.


Рукопись одобрена методическим советом психолого-педагогического факультета

Протокол №____ от «_____»________________200_г.

Председатель методического совета

психолого-педагогического факультета Рахимова А.А.

Нормоконтролер Шарапиева Г.Д.

Рукопись рекомендована к изданию

Протокол №_____ от «_____»________________200_г.


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………..3

1 Содержание непрерывной педагогической практики

студентов 1,2 курсов……………………………………………………………7

2 Методическое обеспечение ………………………………………………..…16

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………….22

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….25

Методические указания по педагогической практике содержат советы и рекомендации, дающие возможность студенту планировать индивидуальное содержание профессионального становления в процессе прохождения педагогической практики в зависимости от курса обучения, поможет студенту проанализировать собственную деятельность самостоятельно ее корректировать с целью достижения профессионального мастерства. Авторами методических указаний представлены: цели, задачи, основные принципы и особенности профессионально-педагогической практики, умения, которыми должны овладеть студенты в процессе практики, права и обязанности студентов.

Методические указания адресованы студентам педагогических специальностей, преподавателям-руководителям практики, могут быть полезны учителям и руководителям школ, всем, кто интересуется вопросами анализа, оценки, организации педагогической практики студентов как учителей предметников, так и классных руководителей.

Рецензент:

доктор педагогических наук, доцент,

зав.кафедрой теории и методики физической культуры ВКГУ им.С.Аманжолова

Русанов В.П.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В лекции Президента РК Н.А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева была предложена Стратегия вхождения Казахстана в число наиболее развитых и конкурентно-способных стран мира. Одним из этих ключевых приоритетов является развитие современного образования и передовой науки.

Необходимо быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.

Перед университетами поставлена задача: подготовить высококвалифицированных специалистов. Это значит, что студентам необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой.

В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях.

Педагогическая практика в вузе является первой серьезной проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и критерием оценки подготовленности выпускников к практической деятельности. Подготовка профессионала – многогранный процесс, где важнейшее место занимает непрерывная педагогическая практика.

Кафедрой педагогики неоднократно разрабатывались рекомендации по совершенствованию педагогической практики. В 2005 изданы методические указания «Организация педагогической практики в системе непрерывной профессиональной подготовки». Авторы – составители: А.К. Игибаева, Н.А. Завалко, Н.С. Мышко, Л.Р. Аубакирова, Г.Т. Тохтарова, М.К. Кусаинова, Н.Б. Игисинова, Н.И. Суханова.

Настоящие методические рекомендации более широко освещают задачи и содержание непрерывной педагогической практики на 1 и 2 курсах, которая в настоящее время называется: учебно-ознакомительная, профессионально-ознакомительная, учебно-профессиональная, учебно-воспитательная и т.п.

Рекомендации подготовлены со ссылками на указанные методические рекомендации (Усть-Каменогорск ВКГУ им. С. Аманжолова, 2005), Типовая учебная программа. Бакалавриат. Непрерывная педагогическая практика студентов 1-4 курса. – Алматы, 2005г.; учебно-методическое пособие: Пашкевич Г.И., Сысоева И.Е. Педагогическая практика. – М., 1999, Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая практика. – М., 1999, а также на диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Гущиной Л.Ю. «Формирование образовательного потенциала студентов в вузе» (Павлодарский госуниверситет им. С. Торайгырова), Методические рекомендации в помощь студентам преподавателям педагогических институтов по организации непрерывной педагогической практики. – Алма-Ата, 1986.

Непрерывная педагогическая практика расширяет кругозор и профессиональную компетентность, раскрывает перспективные возможности студентов, т.е. будущий педагог попадает в обстановку, требующую эффективного формирования образовательного потенциала, студенты применяют знания, способы деятельности, приобретают опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений и социальных качеств, приобретенных ими в университете.

Практика дает возможность студенту ознакомиться с обязанностями и содержанием работы педагога в сфере предлагаемой деятельности, углубить и закрепить свои знания и умения, приобретенные при изучении теоретических и практических курсов.


ЗАДАЧИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В процессе НПП решаются следующие задачи

- закрепление, углубление и обобщение психолого-педагогических и специальных знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач;

- формирование у будущих учителей педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности;

- воспитание у студентов устойчивого интереса и любви к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании;

- выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.

- изучение детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, овладение методами их изучения.

Педпрактика должна способствовать овладению умениями:

- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей коллектива;

- изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;

- осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;

- наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводить исследовательскую работу по психолого-педагогическим дисциплинам;

- работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, готовить наглядные пособия к урокам и внеклассным мероприятиям;

- наблюдать за выбором учителем наиболее эффективных форм и методов работы с учетом физического и психического уровня развития школьника;

- проводить диагностику уровня развития школьника;

- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;

- умение организовать самообслуживание в классе;

- проверять дневники учащихся;

- проводить работу с неуспевающими учащимися;

- планировать отдельные коллективные творческие дела;

- организовывать различные виды деятельности учащихся с учетом их интересов (игровую, трудовую, художественно-творческую, туристско-краеведческую);

- устанавливать правильные взаимоотношения с учителями, товарищами.

СОДЕРЖАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

СТУДЕНТОВ 1,2 КУРСОВ
Практика студентов 1 курса представляет собой начало освоения педагогической профессии. Первокурсники направляются в общеобразовательные школы. Ознакомление с опытом работы школы ведется по программе, составленной на основе изучения педагогики. Вводятся элементы подготовки студентов к методике преподавания предмета. В содержание деятельности студента первого курса входят:


  1. Ознакомление:

- с основными направлениями работы школы, класса. Знакомство с планами работы на учебный год;

- с санитарно-гигиеническими условиями школы;

- с опытом организации школьного кабинета по учебному предмету, методическим комплексом, дидактическим материалом кабинета.

2) Овладение комплексом исследовательских методик применяемых для изучения школьников (метод наблюдения, беседы, анкетирование, изучение продуктов деятельности), с последующим анализом полученных результатов.

3) Участие в учебно-воспитательной работе

В целом в содержание непрерывной педагогической практики входит воспитательная работа с детьми, подростками, родительской общественностью.

Содержание НПП должно предусматривать:

- работу с учащимися по предмету своей специальности;

- внеклассную воспитательную работу;

- общественно-организаторскую работу;

- профессионально-ориентационную работу.
Названные виды деятельности студенты 1 и 2 курсов выполняют в качестве помощников классного руководителя, помощника психолога, руководителя предметного кружка и т.п.

Непосредственная практическая деятельность начинается с изучения условий предстоящей работы:

- будущий педагог знакомится с материально-технической базой учебно-воспитательного учреждения, с педагогическим коллективом и специфическими задачами, которые он решает с коллективом учащихся;

- знакомится со спецификой деятельности учителей начальных классов (для студентов специальности ПиМНО) и преподавателей различных предметов;

- оказывает помощь в подборе дидактических материалов к урокам;

- изучает деятельность классных руководителей;

- изучает возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса, овладевает комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения школьников;

- в процессе НПП студент наблюдает за работой педагогов, с их помощью и помощью методистов изучает учеников, планирует свою деятельность;

- студент посещает классные часы, беседует с классным руководителем, оказывает помощь классному руководителю в подготовке и проведении классных часов, утренников, праздников.

Большую помощь студенту может оказать документация: планы, отчеты, журналы, личные дела учащихся, медицинская карта учащихся. Задания для самостоятельной работы студентов имеют творческо-исследовательский характер. Основными условиями эффективности НПП является ее теоретическая обоснованность, обучающий и воспитывающий характер, комплексный подход к ее содержанию и организации, систематичность и преемственность в ее проведении.

Таблица 1 – Содержание деятельности студентов 1 курса (1 семестр)

Содержание деятельности студентов

Таблица 1 - Содержание деятельности студентов 1 курса (1 семестр)


время

Содержание и цель деятельности

Формы и методы ее организации

1-ая неделя

Ознакомление с задачами и основными направлениями работы школы на современном этапе.

Беседа с директором (зам. директором) школы, заведующим учебной частью, организатором внеклассной работы, учителями. Экскурсия по школе. Составление индивидуального плана прохождения практики.

2-ая неделя

Ознакомление со спецификой деятельности классного руководителя.

Посещение классного часа. Беседа с классным руководителем. Оказание помощи классному руководителю в подготовке классного часа.

3-ая неделя

Ознакомление с общественной деятельностью в школе.

Беседа с заведующим по воспитательной работе. Изучение плана воспитательной работы школы, класса. Знакомство с работой кружков, секций, клубов в школе.

4-ая неделя

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса, с помощью различных исследовательских методик.

Отражение материалов изучения учащихся с их психологическим анализом в педагогическом дневнике. Психолого-педагогическая характеристика на ученика.

5-ая неделя

Изучение коллектива класса. Овладение исследовательскими методиками, применяемыми при изучении межличностных отношений школьников.

Отражение материалов изучения межличностных отношений учащихся с психологическим анализом в педагогическом дневнике.

Психолого-педагогическая характеристика класса.












5-ая неделя

Изучение коллектива класса. Овладение исследовательскими методиками, применяемыми при изучении межличностных отношений школьников.

Отражение материалов изучения межличностных отношений учащихся с психологическим анализом в педагогическом дневнике.

Психолого-педагогическая характеристика класса.



6-ая неделя

Работа по формированию здорового образа жизни школьников.

Беседа о вреде никотина, алкоголя, наркотиков с учащимися класса (просмотр видеофильма). Работа с учащимися по составлению режима дня.

7-ая неделя

Экскурсия в музей ВКГУ им. С. Аманжолова.

Проведение прогулок, просмотр фильмов, чтение книг.

8-ая неделя

Работа по эстетическому воспитанию школьников.

Проведение экскурсий в художественный музей, посещение выставки изобразительного искусства, театра, концерта и т.д.

9-ая неделя

Участие в проведении общешкольного мероприятия.

Подготовка и проведение общешкольного мероприятия (по плану школы).

10-ая неделя

Индивидуальная работа с неуспевающими учениками.

Беседа с неуспевающими учениками. Помощь данным ученикам в подготовке к занятиям.

11-ая неделя

Проведение классного часа на этическую тему.

Разработать конспект проведения классного часа.

12-ая неделя

Изучение дневников учащихся

Консультация с классным руководителем по проверке дневников учащихся.

13-ая неделя

Работа по патриотическому воспитанию школьников.

Проведение классного часа, посвященного Дню Независимости РК.

14-ая неделя

Участие в подготовке класса к Новому году.

Оформление классного кабинета, изготовление с учащимися игрушек . Организация учащихся к выступлению на Новогоднем вечере.

15-ая неделя

Ознакомление с системой работы классного руководителя по подведению итогов работы с классом за полугодие.

Работа с классным журналом, дневниками учащихся.

Таблица 2 - Содержание деятельности студентов1 курса (2 семестр)



время

Содержание и цель деятельности

Формы и методы ее организации

1-ая неделя

Ознакомление студентов с задачами педагогической практики во 2 полугодии. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 2 полугодие.

Вводное занятие.

Консультация преподавателя педагогики.



Беседа с классным руководителем о плане воспитательной работы с данным классом на 2 полугодие.

2-ая неделя

Ознакомление студентов системой работы школы по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Беседа с председателем метод объединения учителей, знакомство с проведением педагогического консилиума.

3-ая неделя

Ознакомление с программой анализа внеклассных воспитательных мероприятий.

Обсуждение и проведение внеклассного мероприятия, посвященного «Международному женскому дню 8-е Марта».

4-ая неделя

Организация и подготовка мероприятия к празднику «Наурыз мейрамы».

Беседа с классным руководителем о подготовке к празднику.

5-ая неделя

Ознакомление с системой работы школы по экономическому воспитанию учащихся.

Посещение уроков экономики. Изучение учебных программ по предмету.

6-ая неделя

Участие в проведении «Дня смеха», недели юмора.

Проведение классных часов.

7-ая неделя

Ознакомление с системой работы школы по экологическому воспитанию учащихся.

Посещение уроков природоведения. Изучение учебных программ по предмету, работы школы по экологическому воспитанию.

8-ая неделя

Ознакомление с системой работы школы по трудовому воспитанию учащихся.

Посещение уроков трудового обучения. Изучение учебных программ по предмету. Организация трудового десанта (субботники и др.)

9-ая неделя

Формирование культуры межличностного общения.

Посещение Дома Дружбы народов

10-ая неделя

Работа с отстающими учащимися.

Беседа с отстающими учащимися. Помощь данным ученикам в подготовке к занятиям.

11-ая неделя

Участие в праздниках «Дня победы», урок «Мужества».

Организовать встречу с ветеранами войны. Подготовка к классному часу.

12-ая неделя

Проведение классного часа по проблеме: школа и семья.

Проведение классного часа по теме: «Уважение к наследию семьи и ее традициям».

13-ая неделя

Проведение классного часа на тему «Правила дорожного движения»

Подготовка к классному часу.

14-ая неделя

Подведение итогов педагогической практики в школе.

Оформление документов по итогам практики. Участие в итоговой конференции по итогам практики в школе.

15-ая неделя

Подведение итогов педагогической практики в университете.

Участие в конференции по итогам практики.

Таблица 3 - Содержание деятельности студентов 2 курса (3 семестр)



время

Содержание и цель деятельности

Формы и методы ее организации

1-ая неделя

Ознакомление с задачами и содержанием педагогической практики студентов 2 курса.

Установочная конференция

2-ая неделя

Ознакомление с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы школы в новом учебном году. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 1 полугодие.

Встреча-собеседование с администрацией и сотрудниками в образовательно-воспитательных учреждений

3-ая неделя

Углубление знаний, умений и навыков изучение индивидуально-психологических особенностей школьников.

Беседа с классным руководителем.

4-ая неделя

Изучение индивидуальных особенностей учащихся (одного слабоуспевающего или сильного ). Составление психолого-педагогической характеристики учащегося.

Беседа с учащимися, классными руководителями, учителями, изучение ученика. Консультация преподавателя.

5-ая неделя

Ознакомление с системой работы школы по нравственному воспитанию учащихся.

Беседа с классным руководителем, учителем-предметником. Подготовить учащихся к классному часу на тему: «Гуманность в современном мире».

6-ая неделя

Ознакомление с системой работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Беседа с классным руководителем, учителем физической культуры. Проведение классного часа по проблеме ЗОЖ.

7-ая неделя

Ознакомление со спецификой деятельности учителя-предметника.

Посещение урока учителя-предметника. Психолого-педагогический анализ урока. Беседа с учителем.

8-ая неделя

Ознакомление с программой анализа внеклассных и воспитательных мероприятий.

Обсуждение и проведение внеклассного мероприятия по плану работы классного руководителя.

9-ая неделя

Ознакомление с внеклассной работой по предмету.

Участие в оформлении предметного кабинета. Проведение КВН по предмету.

10-ая неделя

Ознакомление с организацией свободного времени учащихся в школе.

Участие в кружковой работе.

11-ая неделя

Индивидуальная работа с отстающими учащимися.

Проведение индивидуального дополнительного занятия с 2-3 учащимися.

12-ая неделя

Работа по интернациональному воспитанию школьников.

Проведение мероприятия посвященному «Дню независимости РК».

13-ая неделя

Подготовка к новогоднему празднику.

Оформление классного кабинета. Организация учащихся к выступлению на новогоднем бале.

14-ая неделя

Ознакомление с системой работы учителя-предметника по проведению итогов учебной работы за полугодие. Внеклассная работа по предмету.

Работа с классным журналом, дневниками учащихся. Проведение индивидуальных дополнительных занятий по предмету с учащимися.

15-ая неделя

Промежуточная аттестация студентов.

Собеседование по теоретическим вопросам. Проверка педагогических дневников .

Таблица 4 - Содержание деятельности студентов 2 курса (4 семестр)



время

Содержание и цель деятельности

Формы и методы ее организации

1-ая неделя

Ознакомление студентов с задачами практики во 2 полугодии. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 2 полугодие.

Вводное занятие. Консультация преподавателя педагогики.

2-ая неделя

Ознакомление студентов с системой работы школы по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Беседа с преподавателем методобъединения учителей.

3-ая неделя

Ознакомление с деятельностью учителя по отбору форм и методов обучения на уроке.

Психолого-педагогический урока.

4-ая неделя

Изучение общих дидактических требований к уроку в 4-7 классов. Подготовка внеклассного мероприятия по предмету.

Посещение и анализ уроков в 4-7 классах работе с учащимися по подготовке устного журнала или викторины по предмету. Проведение дополнительных занятий с учащимися .

5-ая неделя

Внеклассная работа по предмету.

Проведение предметной экскурсии, участие в изготовлении дидактических материалов.

6-ая неделя

Ознакомление с опытом работы по экологическому воспитанию учащихся.

Посещение уроков природоведения, валеология. Организация экскурсии в парк Кирова, Джамбула.

7-ая неделя

Ознакомление с опытом работы по профориентации работы.

Беседа с педагогом, ответственным за профориентацию учащихся. Проведение классных часов по профориентации.

8-ая неделя

Знакомство с работой внешкольных учреждений.

Экскурсия в Дом техники, в музей ВКГУ им С. Аманжолова.

9-ая неделя

Ознакомление с системой работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Беседа с зав. воспитательной работы о патриотическом воспитании учащихся. Углубление знаний методики внеклассной работы. Участие в проведении праздника ко Дню Победы и Дню Батыра. Анализ мероприятия к 7 мая, 9 мая.

10-ая неделя

Ознакомление с работой школы с семьей и общественностью.

Знакомство с планом педагогической пропаганды среди родителей и методикой проведения родительских собраний.

11-ая неделя

Участие в проведении классного часа, посвященного подведению итогов за 2 полугодие.

Работа с классным руководителем по подготовке к классному часу: проверка дневников учащихся, классного журнала.

12-ая неделя

Ознакомление с гигиеническими условиями трудового обучения и воспитания.

Участие в проведении субботников.

13-ая неделя

Проведение классного часа на тему «Правила дорожного движения»

Подготовка к классному часу.

14-ая неделя

Подведение итогов педагогической практики в школе.

Оформление документов по итогам практики.

15-ая неделя

Подведение итогов педагогической практики в университете.

Участие в конференции по итогам практики. Зачет.

Отчетная документация

- индивидуальный план работы с отметкой о выполнении;

- характеристика ученика;

- конспект одного самостоятельно проведенного внеклассного занятия;

- педагогический дневник;

- психолого-педагогический анализ урока.

Методическое обеспечение

1)Установочные и заключительные конференции

Установочные конференции проводятся с целью распределения студентов на педагогическую практику по школам и определением объема работы в ходе неё. Студентов распределяют в базовые школы на безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с департаментом образования и договорами, подписанными директорами школ. Время конференций назначается факультетским руководителем (ответственный преподаватель кафедры педагогики) по согласованию с деканатами, студентов знакомят с целями, задачами НПП, обязанностями студентов, вопросами педагогической этики и приказом по распределению студентов по школам.

На заключительной конференции подводится итог педпрактики, заслушиваются отчеты каждой школьной группы студентов, в которых освещается вся их работа в школе. Выступают методисты, подводят итоги, объявляют оценку за проведенную практику. При подведении итогов важно выявить трудности, с которыми столкнулись студенты и пути их преодоления, вычленить предложения по улучшению организации и проведения педагогической практики.




  1. Методические указания студенту по руководству кружком в школе

Кружок – одна из основных форм внеучебной деятельности школы и внешкольных учреждений.

Работая с кружком, студент должен стремиться развить необходимые умения и навыки руководства групповой работы учащихся; углубить свои знания по предметам психолого-педагогического цикла, спецпредмету, развивать интерес к науке, технике, искусству, спорту.

На период педагогической практики студенты выбирают кружок по желанию. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. К занятиям студент готовится серьёзно, читает специальную методическую и педагогическую литературу. Запись о проделанной работе фиксирует в дневнике.

При первом посещении школы студент знакомится с наличием и профилем кружков.

Изучает принцип зачисления учащихся в кружки, охват этой деятельностью, наличие программ, планов, материальное обеспечение, помощь шефов, родителей в работе. Студент посещает два занятия кружка и анализирует (посещаемость, активность, самостоятельность, формы и методы работы, оборудование, дисциплинированность учащихся и т.д.).

Если приходится вновь создавать кружок, то совместно с учителем-предметником или классным руководителем, студент составляет тематический план работы, организует вовлечение учащихся в кружок. На первом занятии знакомит учащихся с целями и задачами кружка, обсуждает план работы, избирает руководящие органы, распределяет задания между учащимися. Последующие занятия проводятся согласно имеющемуся плану или программе. К занятиям можно привлекать родителей, шефов, учащихся старших классов.

Заключительное занятие проводится в форме конференции или вечера с приглашением учащихся родителей, учителей-предметников. Целесообразно организовать выставку работ учащихся.


  1. Методические указания по проведению индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником

Задача работы – изучить психологические особенности личности ученика, выявить причины его отставания и организовать систематическую работу с ним.

Содержание работы



  1. При первом посещении школы студенты знакомятся с учителями-предметниками, классными руководителями тех классов, где им предстоит работать.

  2. За каждым студентом закрепляется один слабоуспевающий ученик.

  3. Работа начинается с изучения личности учащегося. Студент использует разнообразные методы: беседу, наблюдение, анализ результатов деятельности и т.д. Беседу проводит с учащимся, учителем-предметником, классным руководителем, в ходе которой выясняет особенности характера, интересы, общее развитие, состояние здоровья, причины неуспеваемости и т.п.

Знакомится с личным делом ученика, изучает его характеристику, табель успеваемости, а также текущую успеваемость.

Посещает уроки и ведет наблюдение за учеником (его внешний вид, подготовленность к уроку, активность на уроке, отношение к учителю, товарищам, дисциплина).



  1. Изучив особенности школьника, студент совместно с учителем-предметником составляет план индивидуальной работы с отстающим.

  2. Студент посещает учащегося на дому, беседует с родителями, изучает наличие и состояние рабочего уголка, выполнение режима дня, оказывает помощь в выполнении домашних заданий по индивидуальному плану.

  3. Работа считается завершенной тогда, когда учащийся достигнет положительных результатов в учении, ликвидирует пробелы в знаниях.

  4. В результате деятельности студент составляет психолого-педагогическую характеристику на учащегося, дает рекомендации по работе с ним. Характеристика представляется организаторам НПП.




  1. Методические указания студентам-помощникам классного руководителя

Основные задачи, стоящие перед студентом – это изучение постановки учебно-воспитательной работы в классе, оказание практической помощи классному руководителю в организации внеклассной работы с учащимися.

Содержание работы



  1. При первом посещении школы студенты встречаются с директором школы, организатором внеклассной и внешкольной работы, которые знакомят с постановкой учебно-воспитательной работы в школе, ее традициям, материально-технической базой.

  2. На период НПП студентов закрепляют по двое за каждым классом.

  3. На основе планов работы, с классным руководителем студенты составляют представления о классном коллективе, основных направлениях воспитательной работы, составе актива, работу с активом, отношение учащихся к учебе, организации взаимопомощи в классе.

  4. Студенты посещают и анализируют внеклассное мероприятие (см. схему анализа в приложении).

  5. Студенты систематически изучают литературу по методике работы классного руководителя.

  6. Принимают участие в подготовке и проведении массовых внеклассных мероприятий: вечеров, утренников, праздников, спортивных мероприятий, фестивалей, встреч, конкурсов, экскурсий, бесед, лекций, организуют коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов, прочитанных книг, участие в субботниках, общественно-полезном труде.

  7. В ходе НПП студенты организуют с учащимися игры, соревнования, спортивную работу, оказывают помощь органам ученического самоуправления.

Схема изучения и составления характеристики классного коллектива

  1. Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

  2. Содержание и характер коллективной деятельности:

- учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплина, борьба класса за высокую успеваемость, контроль за успеваемостью отдельных учеников со стороны актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация). Дисциплина класса в учебной деятельности;

- жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к современным политическим событиям, искусству, литературе, музыке, спорту и т.д. Участие классного коллектива в общешкольной жизни.

- общественно-полезная работа класса внутри школы и за ее пределами. Виды труда и характер его выполнения. Проявление сознательной дисциплины в общественно-полезном труде.

3) Руководство и организация классного коллектива:

- организующее ядро класса, актив и его работа, характеристика его активистов (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, отношение к общественному мнению);

- наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса.

Психологические причины пассивности отдельных учащихся.

Наличие «отверженных», причины такого отношения и возможные пути его изменения;

- взаимоотношения внутри коллектива (сплоченность коллектива, наличие или отсутствие группировок, их психологическая основа, проявление чуткости, взаимопомощи). Ложная помощь (подсказки, списывание, замалчивание дурных поступков и т.п.). Проявление взаимной требовательности и уважения. Соревнование, соперничество, споры, индивидуалистические проявления. Критика и самокритика в коллективе;

- взаимные симпатии и антипатии и их психологические основы (мотивы). Проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа.

- общение между мальчиками и девочками. Особенности их взаимоотношений (дружба, обособленность, игнорирование, проявление влюбленности, характер общих интересов);

- взаимоотношение класса с учителями, связь с родителями.

- личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

4) Общие выводы.

Степень сплоченности класса, ее характер. Определение общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Что сделано студентом-практикантом в классе по преодолению отрицательных явлений в коллективе (если таковые имели место)?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008г. Астана, Аккорда, 10 октября 2006г.

  2. Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов: учебное пособие для студентов пединститутов / О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина. – М.,1989.

  3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. –М., 1984.

  4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М. , 1989.

  5. Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакинной и др. – М., 1991.

  6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1980.

  7. Капралова В.М. Работа классного руководителя с родителями, – М., 1980.

  8. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М. , 1980.

  9. Методические рекомендации по формированию умения осуществлять педагогический анализ урока. Л .,1982.

  10. Педагогическая практика / Под ред. В.К. Розова. – М., 1981.

  11. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.

  12. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителей. – М., 1988.

  13. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников . – М., 1990.

  14. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 1982.

  15. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.

  16. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Когда урок воспитывает. М., 1981.

  17. Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая прктика . учебно-методическое пособие. / Е.Б.Весна, О.О. Кисилева . – Москва-Воронеж, 1999.

  18. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности./ Н.И. Дереклеева – М., 2001.

  19. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя./ Н.И. Дереклеева // Начальная школа 1-4 классы. – М., 2004.

  20. Методика воспитательной работы. Учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др./ Под ред. Сластенина В.А., -М., 2002.

  21. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. / А.В. Мудрик ., - М.,1986.

  22. Пашкевич Г.Н. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. / Г.Н. Пашкевич, М.Е. Сысоева. – М.,1999.

  23. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.// Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисова. – М.: Академия, 1998.

  24. Педпрактика в начальной школе. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисова. – М., 2000.

  25. Программа педагогической практики сткдентов педагогических институтов / Под ред. Е.В. Бондаревской. _ М., 1989.

  26. Сластенин В.А. Диагностика профессиональной подготовки молодежи к педагогической деятельности. / В.А.Сластенин, Н.Е. Мажар. –М., 1991.

  27. Шин С.В. Лучшие сценарии школьных прахдников для учащихся 1-11 классов. / С.В. Шин. – Ростов на Дону. – 2000.

  28. «Загляните в семейный архив» // Білімдегі жаңалықтар. № 3 (15) – 2006. с. 26-27.

  29. Муртазаева З.М. «Планирование воспитательной работы в начальной школе» // Начальная школа № 9, 2006. с.19.

  30. Скворцова С.С. «Приключения в стране светофории»// Начальная школа № 1, 2006.

  31. «Я иду на урок в начальную школу» (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры). Москва: «Первое сентября» 2002г.

  32. В.П. Шульгина. «Настольная книга классного руководителя начальных классов». Школа радости. Ростов-на Дону. «Феникс» 2001г.

  33. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе – М., 2000.

  34. Журналы «Начальная шеола» №1 1990, №3 1995г, №12 1999г. и т.д.

  35. Журнал «Воспитание школьников» №5, 1997г. и т.д.

  36. Журнал «Начальная школа Казахстана» № 11, 2002г. и.т.д.

  37. Указ президента РК о государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 // Казахстанская правда, 10 октября 2006г.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Наблюдение на уроках


№ урок

Цель посещаемости

Ход урока

Наблюдение и выводы

Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся














- организация;

- психологический климат;

- способы активизации учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- особенности стиля педагога и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Психолого-педагогический анализ урока


  1. Класс

2) Ф.И.О. учителя

3) Дата проведения урока

4) Смена, номер урока по расписанию

5) Какой урок по счету у преподавателя в данный день

6) Цель урока

7)Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление, повторение знаний), его вид



  1. Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям

  2. Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, с применением ТСО, программированный…)

  3. Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно побуждающие)

  4. Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраиваться, зависимость от конспекта). Стиль работы учителя

  5. Взаимоотношение учителя с учениками (требовательность, уважение, учет индивидуально-психологических особенностей, методы одобрения, порицания, создание ситуации успеха).

  6. Внешний вид учителя

  7. Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока и методика ее определения, педагогическая обоснованность применяемых форм обучения, целесообразность выбора методов обучения, преодоление противоречий процесса обучения)

  8. Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя и применению его опыта

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Схема конспекта воспитательного мероприятия




  • Тема

  • Цель

  • Педагогические задачи

  • Форма проведения

  • Место проведения

  • Оборудование и оформление мероприятия

  • Подготовка к работе (распределение ролей и поручений между учащимися)

  • Содержание проведенного воспитательного мероприятия

  • Анализ мероприятия, резюме, выводы, замечания

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Схема анализа воспитательного мероприятия
1) Цель и содержания мероприятия. Оно органически включается в учебно-воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на уроках. Этим самым проверяется связь обучения и воспитания.

Актуальность мероприятия:

-соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;



страница 1 страница 2

Смотрите также: