Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3
Педагогика Психология

Дидактика Физиология

Методика Акмеология


Г.М.КУСАИНОВ

М.А.КУСАИНОВА

ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ

Методология науки Андрагогика

Философия образования Эдукология

Социология образования Инноватика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Республики КАЗАХСТАН

Г.М. КУСАИНОВ

М.А. КУСАИНОВА


ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ
Рекомендовано Министерством образования и науки

Республики Казахстан в качестве учебного пособия

для студентов вузов и колледжей

Усть-Каменогорск

2007

УДК
ББК
Рекомендовано Республиканским учебно-методическим советом

Казахского национального педагогического университета имени Абая

Рецензенты:



А.А. Бейсенбаева – доктор педагогических наук, профессор

(Казахский национальный педагогический университет имени Абая);

П.С. Гуревич – доктор философских наук, профессор

(Московский государственный технологический университет)

К 94 Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А. Психолого-педагогический словарь: Учебное пособие. – Усть-Каменогорск: Изд-во , 2007. – 469 с.
ISBN
В словаре, построенном по алфавитно-тематическому принципу, содержится около 3500 терминов и понятий, используемых в психолого-педагогических исследованиях и образовательной практике.

Словарь предназначен для студентов, магистрантов, аспирантов, работников системы образования.

© Кусаинов Г.М., Кусаинова М.А., 2007

© Издательство , 2007
ISBN

ББК


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ

АЙМАУТОВ ЖУСИПБЕК

(1889–1931)
Человек щедрого таланта, многожанровый писатель, основоположник драмы и романа на казахском языке, ученый, просветитель, педагог, психолог. Суждения, высказанные им по проблемам педагогики, психологии и методике не потеряли своего значения в настоящее время. Автор учебников «Педагогическое руководство» (1924) для учителей, «Психология» (1926 г.), «Психология и выбор профессии» (1926), «Методы комплексной системы преподавания» (1929).

Родился в 1889 г. в Кзылтау Баянаульского района Павлодарской области в бедной семье.

Начальное образование получил у аульного муллы. А в 1907 г. поступил в Барнаульскую русскую школу, но вскоре покинул ее. В 1911 г. он продолжил образование в двухклассной русско-казахской школе г. Кереку (Павлодар), а с 1914 г. – в Семипалатинской учительской семинарии, которую закончил в 1919 г. С этого времени начиналась его творческая и общественная деятельность. Здесь он знакомится с К. Сатпаевым и М. Ауэзовым. Учась в семинарии и параллельно добывая себе на пропитание, не чурался никакой работы: был чеканщиком, столяром, плотником, сапожником, изготовлял домбры, сам играл, исполняя придуманные им же песни и мелодии к ним. Еще подростком в 13 лет он писал стихи. После гражданской войны он активно включился в работу по ликвидации безграмотности, отдавал все силы делу просвещения народа и приобщения его к мировой культуре.

Он вступил в ряды коммунистической партии, издавал журнал «Абай». В 1920 г. его избрали делегатом съезда Советов Казахстана, с 1921 г. – заведующий Семипалатинским губернским отделом народного образования, а также редактор газеты «Қазақ тiлi». В 1922-1924 гг. работал учителем в школе Каркалы, преподавал в институте в городах (Оренбург, Ташкент) и техникуме (Шымкент), а с 1926 по 1929 гг. был директором Шымкентского педагогического института. В 1929 г. он переехал в Кзыл-Орду для работы в газете «Еңбекшi қазақ», где был арестован и в 1931 г. - расстрелян. Его перу принадлежит большое количество работ по различным вопросам национальной культуры. Он автор более 10 книг, сотен научно популярных и публицистических работ, десятка художественных книг, учебников и учебных пособий по методике, педагогике и психологии, этике, эстетике и лингвистике. Им переведены ряд произведений У. Шекспира, В. Гюго, Г. Мопассана, А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого. Он – автор таких произведений, как «Привет, Сары - Арка», «Кочевка», «Кәмиля», «Солдатская Марсельеза», «В бездонной пропасти», «Қартқожа», «Ақбелек». Им написаны рассказы и драмы, книги для детей литературно-критические статьи. Его неустанная педагогическая, переводческая, издательская и общественная деятельность позволяет причислить Аймаутова к когорте великих казахских педагогов-просветителей.

Свои педагогические взгляды изложил в статье «Тәрбие». Он считал, что результативность общественного труда человека зависит от воспитания. Воспитание должно воспитать в человеке положительные черты, выработать характер. Огромное значение ученый придал физическому и духовному воспитанию. Он утверждал, что сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и факторов: школа, воспитатель, среда, окружение ребенка, его религия и т.д.

Придавая большое значение роли семейного воспитания, Аймаутов говорил: «Главное воспитательное средство – это пример родителей. Прежде чем воспитывать ребенка воспитатель должен быть воспитанным». Вместе с тем он подчеркивал первостепенное значение обычаев и традиций родного народа в воспитании ребенка. Определяя цели и задачи воспитания, он говорил: «Основная цель воспитания – выработать характер, служение человечности, трудолюбие». Дидактические взгляды изложены в его учебнике «Пособие для воспитателей». Он дает научное определение дидактике: «Дидактика – это основной раздел педагогики, где рассматриваются правила и закономерности обучения, система образования. Дидактика также должна указывать учителям эффективные пути обучения». Он высоко оценивал роль учителя. Учитель должен быть не только преподавателем, но и воспитателем, любить свою профессию, быть образованным, обладать мастерством, знать психологию. Большое внимание уделял изучению родного языка. Родной язык – это зеркало духовной жизни народа. В языке одухотворяется весь народ и вся его история. Родной язык есть самая живая и прочная связь, соединяющая отжившее и будущее народа. В своих педагогических высказываниях дает ряд указаний: с какого класса необходимо изучать историю и какую историю в школах должны первоначально изучать. В соответствии со своими взглядами он рекомендовал изучать историю родного края, затем историю двух народностей и всеобщую историю.

Высказывал много ценных мыслей о методике преподавания истории, литературы, географии. Он оставил богатое наследие в области психологии. Им написаны книги: «Психология» (1926), «Жан жүйесi және өнер таңдау» (1926), «Пути комплексного обучения» (1929 г.). В этих трудах глубоко освещены вопросы психологии.

Как критик Аймаутов опубликовал в журнале «Абай» № 1 статью «Послеабаевские поэты», в которой рост просветительского отряда и литературы вообще он связывает с пробуждением национального самосознания. Основу же этого пробуждения Аймаутов усматривает в трех факторах: деятельность Абая, газеты «Қазақ» и духовное развитие народа, повернувшегося лицом к науке и образованию.

Также как и Абай, он каждым своим словом заставляет молодежь думать, стремиться к самосовершенствованию.
АЛТЫНСАРИН Ибрай

(1841-1889)
Выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ. Родился в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешнего Затобольского района, Кустанайской области. В возрасте трех лет остался без родителей, он происходил из зажиточной семьи. После трагической смерти своих родителей рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жанбурчина.

Образование получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы сначала работал писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается его активная общественная, научная педагогическая, политическая жизнь и деятельность. Сблизившись с прогрессивными представителями русской интеллигенции, в частности с В.В. Григорьевым, Н.И. Ильминским и другими он глубоко освоил передовые для своего времени педагогические, научные философско-теоретические идеи, которые и легли в основу его ожесточенной борьбы против отсталости своего народа, против его невежества, забитости, национального и социального порабощения.

В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда русско-казахских школ для детей степной бедноты. По его инициативе были открыты ряд училищ: женских, сельскохозяйственных, ремесленных.

Впервые предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 г. вышли в свет два учебника И. Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». «Киргизская хрестоматия» по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей, в духе любви к Родине.

Занимался литературной деятельностью. Известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также многих других рассказов для детей, которые были наполнены дидактическим содержанием и преследовали цель воспитания у читателей лучших нравственных качеств: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.

Значительный вклад внес в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. Его исследование устного народного творчества казахов, под названием «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства» и другие пользовались популярностью среди ученных кругов России и не утратили своего значения до сих пор. Изучая богатый опыт работы русских народных школ и взгляды деятелей начального образования в России (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.А. Корф и др.) глубоко уяснил благородные задачи народных школ в степи.

Как известно в результате неутомимого труда его, при поддержке со стороны местного населения и с помощью русских деятелей народного образования во всех пяти уездных городах Тургайской области было открыто по одному уездному училищу с интернатами на 50 воспитанников при каждом из них.

С его именем связано развитие среди казахов профессионально – технических учебных заведений. По его инициативе возникло первое казахское педагогическое училище (1883).

Стремясь к массовому распространению грамотности среди казахского населения с 1883 г. настойчиво стал ходатайствовать об учреждении в степи аульных и волостных школ. Благодаря его самоотверженной деятельности возникла в казахской степи система двухклассных и одноклассных (четырехлетних) школ – интернатов. «Школы – это главные пружины образования киргизов, … на них и в особенности надежда, в них же и будущность киргизского народа». Работал учителем, затем инспектором киргизских школ Тургайской области, которые он же главным образом устроил, организовал и направил. Именно на этом посту он же проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем – просветителем и крупным общественным деятелем. Боролся за распространение знаний в широкой народной среде. Он полагал, что только знание и просвещение способно избавить народные массы от посягательств власть имущих, открыть им глаза на действительный мир, рассеять их иллюзии и тем самым способствовать достижению подлинного прогресса. Алтынсарин был глубоко убежден в том, что казахи – это народ, способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры.

Заслуга И. Алтынсарина как основоположника народных школ в Казахстане, выдающегося казахского педагога – просветителя состоит в том, что он в процессе своей деятельности, протекавшей в сложной обстановке, руководствовался установками прогрессивной русской педагогикой. Исходя из этого он разрабатывал в теоретическом плане дидактические и методические проблемы.


АЛЬ-ФАРАБИ Абу–Наср

Мухаммед (870-950)
Ученый-энциклопедист, глубокий мыслитель, чьи философские труды надолго определили собой развитие всей философской, педагогической мысли арабоязычного мира и оказали влияние на формирование общей культуры средневековой Европы.

Родился в городе Фараб (Отрар) в 870 г. н.э. Получил образование в Халабе и Багдаде, затем переселился в Сирию.

Пожалуй, не было такой отрасли знаний, в которая не привлекала бы Абу-Насра. Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Аль-Фараби. Астрономия, логика, теория музыки и математика, социология и этика, медицина, психология и педагогика, философия и право – таков перечень его интересов. Многие годы жизни он провел в Багдаде, являющимся политическим и культурным центром арабского халифата. Здесь он основательно пополняет свои знания. Именно здесь ему был присвоен титул «Муалим ассана» – «Второй учитель». Звание «второго» подразумевало наличие «первого», под которым имелся ввиду Аристотель.

Последние годы своей жизни он провел в Алепо и Дамаске. В Дамаске в возрасте 80 лет он умер и был похоронен за так называемыми Малыми воротами.

Он был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем творчестве ценнейшие достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культуры.

Аль-Фараби был не просто ученым-гуманистом, сблизившим различные культурные традиции, в нем жил гений реформатора науки, стремившегося систематизировать знания своего времени, что нашло отражение в «Слове о классификации наук», Аль-Фараби мыслил как реформатор педагогики стремящийся внести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности.

Большое значение он придавал нравственному воспитанию личности. Он считал, что высокий нравственный облик общества является условием его процветания. Значительный интерес представляет для нас его педагогическая деятельность и суждения о том, каким должен быть учитель-наставник. Важны для преподавателя такие черты характера, как справедливость, требовательность, внимательность, педагогический такт, сила воли, выдержка и т.п.

По Аль-Фараби нормы поведения преподавателя заключаются в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против своего наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны.

Ученый занимался и вопросами дидактики. В своих работах он придает большое значение дидактическим принципам наглядности, научности и последовательности. Он сделал попытку дать научное определение понятию «обучение».

Его перу принадлежит «Большой трактат о музыке», в котором глубоко и всесторонне рассматривались вопросы эстетического воспитания, акустики, инструменталистки, педагогики, а также психологии восприятия музыки.

Аль-Фараби известен и как педагог-методист. Особое место в его педагогическом наследии занимает «Математический трактат», в котором он выступает как блестящий методист, показывая методы решения геометрических задач. Он, в частности, предложил оригинальный способ построения параболы, дал новое наглядное доказательство теоремы Пифагора.

Его книга «Классификация наук» – самая выдающаяся произведение его эпохи. В своей классификации он педагогическую науку относит к гражданским наукам, а знание и воспитание он считает частью этой науки. Особое внимание он уделяет трудовому воспитанию, по его утверждению, в ходе трудовой деятельности личность достигает гражданской высоты. В процессе воспитания Аль-Фараби выдвигает методы воспитания: «жесткий метод» и «мягкий метод». Он требует в процессе воспитания сочетать эти методы. По утверждению ученого-гуманиста «жесткий метод» – наказание, а «мягкий метод» – поощрение. Впервые Аль-Фараби выдвинул методы педагогического воздействия, доказал их пользу и применение.

Аль-Фараби – это человек, посвятивший жизнь объединению людей для которого не существовало ничего кроме разума, кроме знаний, кроме жажды познания. Его учение об обучении и связи обучения с наукой – является основной теорией педагогического процесса.

Оставил потомкам огромное научное наследие. Известно более 150 трактатов почти по всем областям науки. Современные ученые отмечают, что более 100 его произведений имеется на арабском языке и около 100 на других языках мира.



АРИСТОТЕЛЬ

(384-322 до н. э.)

Древнегреческий фило­соф, кото-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, вы-сказанные им по вопросам воспи-тания, целью которого считал фор-мирование деятельной, волевой, самостоятельной лич­ности, акту-альны и в наше время. Создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого воз-раста, опреде­лив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул тре-бование: в воспитании следовать за приро­дой (принцип природосо-образности). Выступал против рав-ного с мужчинами образования для женщин.


БАЙТУРСЫНОВ АХМЕТ

(1873 – 1937)
Ученый лингвист, тюрколог, просветитель-педагог, талантливый переводчик русской поэзии, автор ряда учебных пособий, общественный деятель.

В свое время он стал жертвой несправедливости, более полувека не удостаивался упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна истории, народу возвращены имена таких его деятелей как Ахмет Байтурсынов и других.

Родился в урочище Сарытубе Тургайского уезда в бедной семье. В 1882 – 1884 гг. учился у аульного муллы. После ареста отца за неповиновение властям (1885 г.) поступил в 1886 г. в Тургайское русско-казахское двухклассное училище. В 1891-1895 гг. учился в Оренбурге в киргизской (казахской) учительской семинарии. В 1895-1909 гг. преподавал в аульных, волостных училищах Актюбинского, Кустанайского и Каркаралинского уездов. В период революции 1905-1907 гг. придерживался общедемократических взглядов, выступал как просветитель и призывал казахов к дружбе с русским народом. За политическую неблагонадежность неоднократно арестовывался царской охраной. В 1909 г. без следствия и суда около шести месяцев содержался в Семипалатинской тюрьме и был выслан на два года за пределы Казахстана, а на протяжении семи лет, с 1917-1919 гг. находился под надзором полиции. В эти годы он занимался созданием первых учебных пособий по казахскому языку, организовывал в аулах национальные школы.

Начиная с 1913 до 1917 гг. он редактировал газету «Қазақ». На ее страницах он опубликовывал немало статей по вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым культурным наследием казахского народа, призывая их к свету знаний. Ахмет Байтурсынов стоял у истоков становления казахского литературного языка и литературоведения.

В эти годы он издал целый ряд работ по проблемам методики преподавания грамматики, фонетики, морфологии. Многое им сделано для развития теории и истории казахской литературы и культуры, тюркологии. Им опубликованы сотни статей по общественно - политическим, философским, экономическим, этико-эстетическим проблемам.

Тщательно изучив природу казахского языка, создал новый казахский алфавит, приняв за основу арабский, написал труд «Порядок правописания».

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью, А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических, просветительских традиций казахской литературы в условиях ХХ века. В своем сборнике «Сорок басен» (это творческий перевод басен И.А. Крылова) автор связывает сюжет басни с конкретными явлениями из казахской жизни. Его стихи «Сорок басен» и «Комар» в основном посвящены вопросам культуры, науки, просвещения, прогресса. В них он выступает как продолжатель просветительских взглядов своих предшественников – Ш. Уалиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

Большая заслуга Ахмета Байтурсынова в исследовании истории и теории литературы. В 1912 г. впервые им написан «Әлiппе». Он также выпустил ряд учебников: «Оқу құралы», «Тiл құралы». Эти учебники до 1928 г. неоднократно использовались в школах. Впоследствии отдельные из них были дополнены и переизданы. Он систематизировал и собрал казахские термины и пословицы, сказания и песни, которые и сейчас живут в народе.

В 1918-1919 гг. в рядах Алаш-Орды (национальная партия) он принимал участие в разработке программы партии. В 1919 г. он входил в состав Каревкома, получает мандат за подписью Ленина, становится заместителем председателя.

Байтурсынов внес заметный вклад в подготовку государственности казахского народа. После образования Казахской АССР он два года проработал наркомом просвещения республики. В 1922-1925 г.г. он был председателем научной литературной комиссии, а в 1925-1929 г.г. преподавателем института Казахского народного просвещения и КазПИ.

Тяжелые дни перегиба в числе государственных и культурных деятелей без всяких оснований в 1929 г. Байтурсынов был арестован, осужден и выслан в Архангельск. В 1934 г. по ходатайству жены М. Горького Е. Пешковой, работавшей тогда в комиссии Красного Креста, он был освобожден, вернулся в Алма-Аты, но свобода длилась не долго. В 1937 г. он был вновь арестован по ложным обвинениям и расстрелян. Только спустя полвека, справедливость восторжествовала, в 1988 г. Верховный суд Казахской ССР отменил приговоры и полностью оправдал А. Байтурсынова, незаконно репрессированного в 30-е гг. Такой тяжелой была судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа.

В настоящее время Институту языкознания Академии наук Казахстана присвоено имя Ахмета Байтурсынова.


БАЛАСАГУНИ

ЮСУФ (XI в.)
Является виднейшим представителем народного воспитания раннего средневековья.

Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в г. Баласагун Жамбыльской области. Образование он получил в призванных культурных центрах того времени – Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владел арабским и персидскими языками. Он проработал педагогические философские и научные сочинения по различным отраслям знаний.

К сожалению, биографические сведения о Юсуфе очень скудны, до нас не дошли сведения, касающиеся его становления как личности человека, круг его учителей, соратников, приближенных атмосферой творческой эволюции и идейного созревания.

Его поэма «Кутадгу билик» является энциклопедическим произведением, написанным на родном языке тюрков, что свидетельствует о патриотизме и любви к родному языку. Эта поэма не только политический трактат: она является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в нем собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначение человека, его место и роль в общественном и природном универсуме. В целом произведение Баласагуни представляет обширную систему, в которой выдвигаются как проблема общефилософского характера, так и жизненно практического, этнического и эстетического плана. Поэма Юсуфа «Кутадгу билик» в вольном переводе называется «Наука быть счастливым». Сейчас она вошла в историю нашей современной педагогической науки под названием «Благодатное знание». В его поэме показаны основные направления жизненных реалий, поиски реализации гуманистических принципов истины, добра, счастья. А эти общечеловеческие ценности вырабатываются через обучение и воспитание.

Таково общее идейное содержание поэмы Ю. Баласагуни «Кутадгу билик». Научное использование произведения Баласагуни в историко-педагогическом срезе восполняет наше представление об умственном содержании, интеллектуальной жизни и связи народов Востока в период Средневековья.

БЕРДЯЕВ НиколаЙ

Александрович

(1874-1948)
Русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении чело­века», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание чело­века» и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз­му, в дальнейшем обратился к религи-озной философии. Триада идей – свобода, творчество, личность – легла в основу его фило-софского учения. Свободное волеизъ-явление личности и ее творческое начало, по его мысли, - первоисточник бытия. Человек – микрокосм и заклю-чает в себе все, «личность челове- веческая более таинственна, чем мир». Цель человеческой жиз­ни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, которое есть выражение потенциальной гениально-сти каждого человека. Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его разви-тие.
БЕЦКОЙ Иван Иванович

(1704-1795)
Видный деятель про­свещения в Рос-сии, много сделавший в области обра-зования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспита­тельные дома с госпиталем для роже-ниц, коммерческое учили­ще, училище при Академии художеств, куда прини-мали мальчи­ков разных сословий (кро-ме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путем воспитания стремился создать «новую породу лю-дей» - дворян и представителей др. сословий, способных гуманно обра-щаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не заражен­ные предрассудками и нормами старо-го поколения, всесторонне образован-ные, эти люди, по его мысли, переда-дут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепен-ному изменению нравственности и улучшению общества. Выступал против физических наказаний.
БЛОНСКИЙ Павел

Петрович (1884-1941)

Русский и совет­ский педагог и психо-лог, написал свыше 200 работ по фило-софии, психологии и педагогике: «Тру-довая школа», «Педагогика», «Зада­чи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и др. Выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны зани­мать труд и самообразование. Значи-тельную роль в формировании лично-сти отводил умственному труду, эстети-ческому, нравствен­ному и атеистичес-кому воспитанию. Разрабатывал вопро-сы подго­товки учителя, методики пре-подавания педагогики. Многие психо­логические труды имеют педагогичес-кую направленность.


ВЕНТЦЕЛЬ Константин

Николаевич (1857-1947)
Русский педагог, теоретик и пропа-гандист свободного воспитания. Его ос­новные работы: «Современ-ный мо-мент и свободное воспитание», «Декла-рация прав ребенка», «Теория свобод-ного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного вос­питания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из при-роды того, кого мы воспитываем и об-разовываем». Осно­вой воспитания должен выступать «сам индивидуаль-ный конк­ретный ребенок», который обладает равными со взрослыми пра-ва­ми. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющее­ся, доступное и бес-платное учебно-воспитательное учреж-дение, которое будет находиться в ве-дении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопре-деления ребенка во всех обла­стях жизни, в т.ч. и в религиозной. Отдавал приоритет раз­витию воли человека, понимаемой им как «психическая актив­ность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки косми-ческой педагогики: «основою космичес-кого воспитания (вы­ступает) естест-венное единство воспитываемой лич-ности с жиз­нью всего беспредельного космоса».
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм

Фридрих (1770-1831)
Немецкий фило­соф. Основные рабо-ты: «Философия духа», «Система нрав-ствен­ности», «Философская пропедев-тика», «Энциклопедия философ­ских наук» и др. Отстаивал идеал целост-ного формирования индивида в кон-тексте культуры человечества. Стре-мился к фор­мированию образованного гражданина как свободного члена об­щества. Противостоял элитарным кон-цепциям образования. Раз­вивал сис-темный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по нему, «сделать человека самостоя­тельным существом, т.е. существом со свободной волей». Воспита­ние считал обязанностью госу-дарства и семьи, с которой все начи­нается. Она призвана создать, воспи-тать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы осо-бенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по его мысли, дол­жна быть укоренена в ребенке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миро­созерцание. Образование для Гегеля имело большое социально -философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорожде­ние» в процессе собственной деятель-ности. Учитель должен выпол­нять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспита-тельным учреждением считал гимна-зию. Зна­чительное место в образо-вании, по его мысли, должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логи-ку, философию природы и философию духа.
ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод

адриан (1715-1771)
Французский философ-ма­териа-лист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О чело­веке, его умствен-ных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоя-тельств. Отвергал умственное, социа-льное, национальное и расовое нера-венство. Признавал право всех (и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Дока-зывал преиму­щества общественного воспитания перед семейным. Обуче-ние, по нему, должно быть наглядным, строиться на личном опыте ре­бенка, учебный материал – простым и доступ-ным, школа – светской и государствен-ной.
ГЕРБАРТ Иоганн

Фридрих (1776-1841)
Немецкий философ, пе­дагог, психо-лог. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выве­денная из целей воспитания», «Учебник психоло-гии», «Письма о приложении психоло-гии к педагогике», «Очерк лекций по педа­гогике». По Гербарту, педагогика теснее всего связана с философией, которая предписывает ей цели воспи-тания, и с психологией, ука­зывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком ав­торитарной педагогики. Цель воспитания, считал он, заключа-ется в формировании добродетельного человека, умеющего приспосо­биться к существующим отношениям, уважаю-щего установлен­ный правопорядок. Выделял основные пути воспитатель-ного воз­действия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, вос­питыва-ющее обучение. Во многом опередил раз-витие западной пе­дагогики XIX в.
ГЕССЕН Сергей

Иосифович (1887-1950)
Русский философ и педагог, вынуж-денный в 20-х гг. эмигрировать за гра-ницу. Основные педагогические рабо-ты: «Основы педагогики», «О противо-речии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический ана-лиз важней­ших направлений педагоги-ческой мысли первой четверти XX в. в России, Ев­ропе, США.

Осуществил философский подход к педагогике, по­ставив в ее центр цен-ностное отношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, лич-ности, ее индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как при-кладную философию. Убедительно по-казал неприемлемость национализма в системе об­щего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».


ДЕМОКРИТ

(ок. 460-370 до н.э.)
Древнегреческий фило­соф – мате-риалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию разви-тия личности. Считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «ночью и днем, на родине и на чужбине». Ог-ромное значение в воспитании прида-вал среде, примеру взрослых, воздей-ствию «до­водами». Одним из первых выдвинул принцип природосообраз-ности в воспитании. При решении воп-росов умственного воспита­ния руковод-ствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина по­стигается разумом, который свои дока-зательства берет из ощуще­ний. Вы-ступал за включение в систему воспи-тания труда. Был убежден, что в вос-питании без принуждения не обойтись. При­зывал остерегаться дурного при-мера и упражняться в нравствен­ных поступках.
ДИДРО Дени

(1713-1784)
Французский просветитель-ма­териа-лист XVIII в., автор «Энциклопедии наук, искусств и ре­месел», сыгравшей не последнюю роль в идеологической подго­товке буржуазной французской революции. Основные взгляды на воспитание изложены им в книге «Систематическое опровер­жение книги Гельвеция «Человек». Придавая большое значение воспитанию, он, в отличие от К. Гельвеция, не признавал этот процесс всемогущим. Воспитание может сделать многое, если оно будет учитывать физическую организацию человека и его природные особенности. Был сторонником просвещения широ­ких народных масс. Выступал против сословной школы и нера­венства в образовании. Считал, что школы должны быть изъяты у духовенства и отданы государству, в них, ограничив класси­ческое образование, необходимо обеспечить преподавание таких дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание, астрономия. В 1773 г. по приглашению Екатерины II Дидро год жил в Петербурге и составил «План университета для России», который не был реализован из-за своего крайнего радикализма.
ДИСТЕРВЕГ Фридрих

Вильгельм Адольф

(1790-1866)
Круп­нейший немецкий педагог, видный деятель в области народной школы и педагогического образования. Наиболее известная педагогическая работа – «Ру­ководство к образованию немецких учителей». Выступал за еди­ную бессословную школу, был поборником коренного улучше­ния дела подготовки учителей начальной школы. Разработал такие принципы воспитания, как природосообразность (следование за естественным развитием ребенка, учет его возрастных и инди­видуальных особенностей), культуросообразность (связь воспи­тания с жизнью общества и национальной культурой своего народа), а также дидактику развивающего обучения, которую пред­ставил в виде 33 законов и правил обучения. Главную задачу обучения видел в развитии мышления, внимания, памяти, но в то же время справедливо указывал, что развитие этих способно­стей неразрывно связано с усвоением детьми самого материала, умениями самостоятельно работать. Педагогические идеи Дистервега, его учебники, издававшиеся им журналы оказали большое влияние на разви­тие народного образования не только Германии, но и др. стран.
ДОБРОЛЮБОВ Николай

Александрович

(1836-1861)
Рус­ский революционер - демократ, философ-материалист, прогрессив­ный публицист. Вопросам воспитания и обучения посвятил спе­циальные работы: «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ор­дена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юноше­ства», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Учитель должен служить идеалом...» и др. Критиковал существовавшую систему воспитания и обучения, закрывающую народу дорогу к знанию, направленную на подавление личности, отстаивал новое, «настоящее» образование, задачей которого явля­ется подготовка естественно развитого, активного защитника ин­тересов своего народа, высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями. Решительно осуждал физические наказа­ния. Большое значение в воспитании придавал убеждениям и нрав­ственному облику учителя, который должен быть образцом для де­тей. В центре всей воспитательной системы, считал, стоит ребенок, которому надо не столько передать определенную сумму знаний, сколько научить «думать самостоятельно, внушить... лю­бовь к знаниям, сообщить... ясные и полные понятия, дать мате­риал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».


страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: