СЕЙТЕШЕВ Ажес
Петрович (1929)
Известный педагог и крупный ученый, основоположник профессиональной педагогики и единственный академик педагогики в Казахстане и Средней Азии. Действительный член Национальной Академии наук, заслуженный деятель науки СССР, академик Всемирной ассоциации профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор.
Родился 15 ноября 1929 г. в ауле №3 Кулагинского района Гурьевской области. Воспитывался в Орликовском детском доме. С детства приобрел большой практический и жизненный опыт: пас овец, верблюдов, лошадей, был рыбаком на Каспии, кузнецом, слесарем, токарем - универсалом. По шести рабочим профессиям имеет высокую квалификацию на уровне 6-8 разрядов.
С отличием окончил Гурьевское ремесленное училище № 9, Кировобадское военное летное училище, Ташкентский техникум трудовых резервов и Фрунзенский политехнический институт по специальности «инженер-технолог»; обучаясь в очной аспирантуре Киргизского НИИ педагогики, досрочно, за полтора года, защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Развитие технического интереса учащихся».
Педагогическую деятельность начал в системе профтехобразования Киргизской ССР в качестве мастера производственного обучения, преподавателя общетехнических и специальных предметов, заместителя директора по учебно - производственной работе и директора технического училища № 3.
За этот период внедрил в учебно-производственный процесс техническую эстетику, НОТ и новую систему обучения технической изобретательской деятельности; ввел в производство 4 изобретения и 28 рационализаторских предложения, сконструировал токарный станок модели «Т-1 САП» и резец для обработки мягкой стали, за который был удостоен республиканской премии и Грамоты Верховного Совета СССР. Лично подготовил 380 молодых рабочих, двое из которых – лауреаты Государственной премии.
В 1974 г. защитил докторскую диссертацию по педагогике на тему «Воспитание профессиональной направленности личности как социально - педагогическая проблема».
С 1980 по 1990 гг. – профессор кафедры педагогики и методики преподавания инженерных сельскохозяйственных дисциплин КазСХИ. В эти же годы ведет активную общественную работу, являясь Председателем Республиканского Научного Совета по трудовому воспитанию и профориентации КазССР.
В этот период разработал модель специальности «инженер-педагог» и создал 12 новых учебных программ, около 100 учебно - методических и наглядных пособий.
С 1960 по 1980 гг. возглавляемая им экспериментальная лаборатория, стала Всесоюзной научной школой, где разрабатывались теория и практика профессиональной педагогики - нового направления педагогической науки. Написанные им такие книги, как «Основы профессиональной педагогики», «Новые системы обучения технической изобретательской деятельности», «Научные основы психологии высшей школы», «Научные основы педагогики высшей школы» являются основными учебными пособиями для всех типов учебных заведений Казахстана и СНГ.
В 1982 г. Сейтешеву присуждено ученое звание профессора. В 1985 г. избран членом - корреспондентом АПН СССР, а в 1990 г. – действительным членом (академиком) АПН СССР. В этом же году избирается членом Всемирной ассоциации профессионального образования (Берлин).
В 1990-1994 гг. – заведующий кафедрой инженерной педагогики, в 1994-1998 гг. – профессор этой же кафедры Казгосагроуниверситета.
Особая заслуга А. Сейтешева перед наукой и производством состоит в том, что он разработал теоретико - прогностическую модель социалистического производства, а позже – модель современного специалиста-профессионала в условиях рынка труда.
После распада СССР, учитывая выдающиеся заслуги ученого, Национальная Академия наук в 1994 г. избирает его действительным членом. В 1998 г. становится почетным членом Российской Академии наук.
В настоящее время сформировалась научная школа академика Сейтешева: им подготовлено 18 докторов и 52 кандидата по психологическими и педагогическим наукам.
Фундаментальные труды ученого («Научные основы и методологические принципы профессиональной педагогики», «Проблемы формирования личности современного специалиста в условиях вузовской подготовки», «Теория и практика развития современного образования в Республике Казахстан», «Методология прогностической модели специалиста», «Развитие педагогической науки и научно - теоретические основы формирования национальных кадров» и др.) получили высокую оценку среди ученых и специалистов, практических работников школ, ПТШ и вузов.
С 1999 г. – Председатель Координационного научного Совета СНГ по проблеме «Интеграция и дифференциация подготовки национальных кадров».
Сембаев Абдихамит
Ибнеевич (1905-1989)
Педагог. Родился в 1905 г. в ауле Карабулак Шетского района Джезказганской области.
Педагогическую деятельность начал с 1926 г. учителем начальной школы в г. Каркаралинске. В 1926 г. Окончил Каркаралинский педагогический техникум, в 1931 г. - химический факультет КазПИ им. Абая. После окончания института работал в наркомате просвещения Казахской ССР методистом, затем инспектором. В 1940-1941 гг. преподавателем, затем ректором КАЗСХИ. С 1941 г. - министр просвещения Казахской ССР. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Казахская советская школа от Великого Октября до начального обучения всеобуча (1917–1950)».
С 1955 г. - проректор по учебной работе, заведующий кафедрой педагогики и психологи Казахского Государственного университета им. С. М. Кирова. С 1963 г. - директор Научно - исследовательского института педагогических наук им. И. Алтынсарина при Министерстве просвещения Казахской ССР. В 1965 г. по совокупности работ ему присуждается ученая степень доктора педагогических наук. С 1967 г. - профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР. С 1974 г. - старший научный сотрудник НИИ педагогических наук им. И. Алтынсарина.
Основное направление научных исследований - проблемы развития содержания народного образования и методов обучения в национальных школах Казахстана с середины 19 века до наших дней.
А.И. Сембаев исследовал историю формирования и развития казахской, казахско - уйгурской, русско - казахской школы, педагогическое наследие Н.К. Крупской, К.Д. Ушинского. Руководил разработкой научных основ теории и практики школьного дела в республике.
Подготовил 15 кандидатов наук. Награжден орденами Ленина, «Знак почета», «Трудового Красного Знамени» и медалями.
Ситдыков Амиржан
(1898-1983)
Казахский педагог, участвовавший в создании первых школьных программ. Учебников и методических пособий. Один из активных деятелей педагогической пропаганды и народного образования.
Родился в 1898 г. в Актюбинской волости Каракалинского уезда. Начальное образование получил в Семипалатинском городском училище, среднее образование ему удалось получить лишь после Великой Октябрьской революции.
С 1918 г. начал заниматься педагогической деятельностью в качестве учителя средней школы. В 1924 году был командирован в Москву в Институт им. Литкенса, готовивший руководящие и инспекторские кадры для органов народного образования. После окончания института А. Ситдыков начинает принимать активное участие в становлении советской казахской школы. Его первые печатные работы о трудовой школе, о принципах коммунистического воспитания, о методике работы в советской школе свидетельствует об озабоченности делом воспитания подрастающей казахской молодежи.
В 1928 г. А. Ситдыков был приглашен на методическую работу в Наркомпрос Казахской ССР. Тут он принимает участие в составлении программ, методических пособий, учебников для казахских школ. Он переводит учебники и пишет новые, создает научно - педагогическую терминологию и казахский алфавит
С 1930 г. совмещает научную деятельность с подготовкой научных и педагогических кадров в Казахском педагогическом институте на кафедре педагогики.
После перехода в 1943 г. в Научно-исследовательский институт педагогических наук имени И. Алтынсарина А. Ситдыков занимается вопросами педагогики и истории педагогики. Он издает серию трудов о выдающихся педагогах: И. Алтынсарине, Н.Г Чернышевский, Н.А Добролюбов, К. Д. Ушинский и продолжает переводить на казахский язык необходимые учебники о методике, дидактике и педагогике для педагогических кадров республики.
Трудовая деятельность А. Ситдыкова на педагогическом поприще в продолжении 40 лет в школе и органах народного образования всегда сочеталась с творческой работой в области педагогике и методике . Он проявлял себя как зрелый ученный и деятельный советский педагог в деле создания первых учебных программ, учебников и методических пособий. Он активный популяризатор взглядов представителей русской передовой интеллигенции, один из основных переводчиков учебников по педагогике и психологии, известный публицист по вопросам теории и истории педагогики. Самый известный его труд – книга «Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина».
За свою многогранную работу А. Ситдыков награжден орденами «Знак Почета», и «Трудового Красного Знамени», значком «Отличник просвещения Казахской ССР», званием «заслуженный учитель КазССР», почетными грамотами Верховного Совета КазССР и медалями.
СКОВОРОДА Григорий
Саввич (1722-1794)
Украинский философ, поэт, просветитель-гуманист. Выступил против официальной религии и церковной схоластики, обратившись к природе, человеку и его разуму. Говорил о необходимости гармонического воспитания юношества, согласно природным склонностям; о распространении образования в народных массах, борьбе со схоластикой, с предрассудками и суевериями. Требовал для женщин равного с мужчинами образования.
СОКРАТ
(ок. 470-399 до н. э.)
Древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания которых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений). Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.
СОРОКА-РОСИНСКИЙ
Виктор Николаевич
(1882-1960)
Русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Внес большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентаций: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.
СУХОМЛИНСКИЙ Василий
Александрович (1918-1970)
Советский педагог-гуманист. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребенку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и др. членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей его педагогической системы – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребенке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.
ТАЖИБАЕВ ТУЛЕГЕН
ТАЖИБАЕВИЧ (1910–1964)
Тулеген Тажибаевич Тажибаев - один из видных и талантливых представителей казахской интеллигенции. На протяжении 40 лет он принимал активное участие в общественной жизни своего народа, занимал ответственные посты в органах народного образования, в государственном аппарате Казахской ССР. Т.Т. Тажибаев вел ответственную работу и на дипломатическом поприще в качестве министра иностранных дел КазССР, советника посла СССР в Индии и т.д.
После получения педагогического высшего образования, он длительное время вел педагогическую работу, заведовал кафедрами педагогики и психологии в высших заведениях республики, был ректором КазГУ. Он удостоен ученой степени доктора педагогических наук, звания профессора и был избран действительным членом АН КазССР.
Вся научная деятельность Т.Т. Тажибаева всецело связана с решением насущных проблем педагогической науки – науки о воспитании, образования и обучения подрастающего поколения. Опубликовал много работ: ряд монографий и много научных и научно - популярных статей.
Кандидатская диссертация Т.Т. Тажибаева была посвящена всестороннему анализу роли и места К.Д. Ушинского в развитии педагогической психологии в России. Т.Т. Тажибаев написал также ряд статей об общественно-педагогических и философско - психологических взглядах казахских просветителей – Ч. Уалиханова, И. Алтынсарина и Абая Кунанбаева.
Тулеген Тажибаевич является первым дипломированным ученым-доктором педагогических наук, первым академиком по специальности педагогики и психологии в Казахстане. В процессе своей научно-педагогической деятельности он подготовил большое количество ученых-педагогов и психологов.
За многогранную деятельность Т.Т. Тажибаев был награжден орденом Трудового Красного Знамени, «Знак почета», медалями СССР и Почетными грамотами Верховного Совета КазССР.
ТОЛСТОЙ Лев
Николаевич (1828-1910)
Великий русский писатель и педагог. Педагогические работы: «Народное образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Азбука», четыре «Книги для чтения». Был с детства поклонником Ж.-Ж. Руссо и его теории свободного воспитания. В зрелом возрасте в своем имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей, обучение которых осуществлялось по разработанной им системе воспитания и обучения. Придерживался идеи свободы детской активности и детского творчества; призывал к уважению ребенка как личности, к уважению детских недостатков. Считал, что для нравственного воспитания ребенка надо прежде всего приобщать к «религиозному началу». Ратовал за физическое воспитание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В области умственного развития считал необходимым совершенствовать у детей наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Большое место в обучении уделял слову учителя. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, таблицы и картины, подлинные предметы. Полагал, что если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель.
УАЛИХАНОВ ШОКАН
(1835-1865)
Одна из замечательных личностей в дореволюционный период. Ученый и путешественник А.П. Семенов-Тян-Шанский считал его одним из «самых просвещенных людей из национальных окраин». Современники называли его «гениальным молодым человеком», «честнейшей и чистейшей личностью».
Шокан Уалиханов (полное его имя Мухаммед-Ханафия, Шокан прозвище, данное матерью) родился в ноябре 1835 г. в урочище Кушмурун Кокчетавской области в семье старшего султана-правителя Чингиза Уалиханова, впоследствии получившего чин полковника, одного из влиятельных, образованных для своего времени людей, бабушка, была умной, образованной, знала несколько языков. Она оказала большое влияние на духовное развитие Шокана.
Детство его прошло в степи, среди народа, первоначальную грамоту он получил в родном ауле Кушмуруне в частной казахской школе, где научился казахскому языку.
Великий казахский ученый - востоковед, историк, этнограф, фольклорист, просветитель - демократ. В 1853 г. он окончил Омский кадетский корпус, где обучался и воспитывался у разносторонне образованных по тому времени демократически настроенных педагогов К.К. Гутковского, Н.Ф. Костылецкого. Именно под их влиянием молодой Ш. Уалиханов увлекся историей, географией и стал мечтать об изучении родного края, истории и фольклора Востока.
Осенью 1856 г. Ш. Уалиханов путешествовал по Семиречью, а феврале 1857 г. как талантливый исследователь Средней Азии и Казахстана был принят в действительные члены Императорского Географического общества.
В 1857-1858 гг. принимал участие в путешествиях по Кашгарии и исследовал г. Кашгар. Он хорошо владел арабским, немецким, французским, турецким языками, поэтому мог изучать тексты и карты на иностранных языках. Многие его труды издавались в Германии и Великобритании. В 1864 г. он женился на сестре султана Айсаре, но вскоре, в апреле 1865 г., скончался после продолжительной болезни (туберкулез) на Алтынемеле.
Ш. Уалиханов не писал специальных педагогических трактатов, но он отнюдь не стоял в стороне от культурной жизни Казахстана.
Как ученый-просветитель боролся за распространение образования среди своего народа. Он защищал и отстаивал интересы народных масс, мучительно переживал экономическую и культурную отсталость казахского народа.
Просветительские идеи его были органически связаны с горячим желанием служить своему народу. В своих произведениях («Письменности казахов», «Очерки Жонгарии», «Казахский эпос») он придавал большое значение необходимости распространения образования среди своего народа.
В своих воззрениях на просвещение он придерживался идей революционно-демократической педагогики. «Для нормального роста и развития народа необходимы свобода и знание. Выходит, что, прежде всего нужно учить» – писал Уалиханов.
При создании школ для казахских детей он считал необходимым руководствоваться принципом народности в воспитании и обучении. Он заботился о серьезном народном воспитании «не в виде школ толмачей и других административных потребностей, а в виде системы органов распространения европейской науки и гуманности».
Первым из казахских просветителей внес неоценимый вклад в изучение природы, истории, быта и культуры своего народа, стремясь, сблизить русский и казахский народы, создать предпосылки для развития и взаимопонимания между ними.
Широкие по масштабу и глубокие по научной значимости исследования позволили ему сделать важные выводы об уровне культуры своего народа, «наш народ имеет богатую и нелишенную поэтических достоинств замечательную литературу…»
Однако как и другие просветители, он не придерживался материалистического понимания общественных явлений, по его мнению, только распространение просвещения, «истинных знаний» и подъем культуры являются темы решающими средствами, при помощи которых можно достигнуть социального прогресса и демократических преобразований в степи.
Ошибочность взглядов Уалиханова проявилась в его отношении к религии. Критикуя ислам, он смотрел на него, как на главную причину общественных пороков и застоя, не понимая, что действительные их причины, кроются в экономических факторах, в условиях материальной жизни общества. Великий казахский писатель, академик М.О. Ауэзов, «революционно - демократические идеи… русских мыслителей казались Шокану… преждевременными в применении к отсталому казахскому обществу».
Идеи Уалиханова о необходимости просвещения, образования, науки для развития народа, его активная деятельность в этом направлении были прогрессивными и имели благотворное влияние на развитие педагогической мысли в Казахстане.
УШИНСКИЙ Константин
Дмитриевич (1823-1870)
Великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основой педагогической системы стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребенка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, который значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы педагогической антропологии.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел
Александрович
(Отец Павел) (1882-1937)
Религиозный мыслитель и ученый. Основные работы: «Философия культа», «Иконастас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценности Православия. Деятельность человека, не ограниченная высшими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области, искусства, к культу оторванного от жизни знания – в области науки, к культу хищничества – в области хозяйства, к культу личности – в области политики. Заложил основы философии генеалогии, которая была для него своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подошел к понятию духовного генотипа:
«Только при ... родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества...» Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1466-1536)
Гуманист эпохи Возрождения, филолог, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребенка невозможно. Считал, что ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания – религиозного, умственного, нравственного, физического – необходимо учитывать возрастные возможности ребенка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует как можно раньше распознавать склонности и способности ребенка и опираться на них в обучении. Выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребенка, принципиальным вкладом в педагогику.