Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1




Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

КУРС «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА»

Учебная программа для специальности

1-03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология


Факультет психологии и педагогики




Кафедра психологии




Курс (курсы) 5


Семестр (семестры) 9

Лекции 20 часов Экзамен -

Практические

занятия 12 часов Зачет 9

Всего аудиторных


часов по дисциплине 32 часа

Всего часов Форма получения


по дисциплине 58 часов высшего образования дневная

Составил С.А. Ручук, ассистент

2012

Учебная программа дисциплины обязательного компонента составлена в соответствии с требования образовательного стандарта Республики Беларусь ОСРБ 1-03 04 02-2008. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-03 04 02-02 «Социальная педагогика. Практическая психология» на основе типовой программы, утвержденной __28___ _декабря________ 200_7_ г., регистрационный номер __№ТД_-_Е.056_/_тип



Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта
на заседании кафедры психологии
___ __________ 20_ г., протокол № __
Заведующий кафедрой

доцент ____________ Н.В. Гапанович-Кайдалов


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом факультета психологии и педагогики
___ __________ 20_ г., протокол № __

Председатель


Доцент_______________ Л.И.Селиванова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Научно-технический прогресс обусловлен активизацией человеческого фактора, который в условиях рыночной экономики играет решающую роль.

Особая роль в изучении проблемы человеческого фактора принадлежит психологии труда.

Дисциплина «Психология труда» изучает психологические особенности труда человека при взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управленческой деятельности, а также требования, предъявляемые к работникам и техническим приборам с учетом психологических свойств человека.

Проблема взаимодействия работника и технических средств на сегодняшний день становится наиболее актуальной, в связи с усложнением техники и увеличением объектов, находящихся в поле внимания работника. Усложняется и процедура подбора персонала. Профессиографирование, как способ описания профессии, становится более затруднительным еще и в связи с появлением современных специальностей и специалистов. Поэтому необходимым становится изучение индивидуальных личностных особенностей работника и подбор для него рабочего места.

Целью курса «Психология труда» является овладение студентами основами организации и подбора трудового коллектива.

Задачами дисциплины являются:

- усвоение принципов профессиографического исследования;

- усвоение основных приёмов подбора персонала;

- овладение навыками диагностики профессионально важных качеств;

- формирование умений и навыков составления профессиограмм и рабочих мест.

Специалист должен знать:

- основные понятия и категории психологии труда, современные проблемы в профессиональной ориентации молодежи;

- принципы и методы построения профориентационной работы;

- проблемы психологического проектирования профессиональной деятельности;

Уметь:

– осуществлять профессиональный отбор и использовать психологическую диагностику в психологии труда;



Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким дисциплинам, как «Общая психология», «Социальна психология», «Возрастная психология», «Психология личности».

Общее количество часов – _58; аудиторное количество часов — _32, из них: лекции — __18_, практические занятия — ___12_, контролируемая самостоятельная работа — __2__. Форма отчётности — зачет.




Содержание учебного материала



Тема 1 Предмет, задачи и методы психологии труда

Понятие предмета психологии труда. Этический парадокс предмета психологии труда. Объект труда. Задачи психологии труда. Понятие метода психологии труда. Методы психологии труда (герменевтический, библиографический и др.). Системы описания субъекта труда. Прожективная, инверсионно-рефлексивная, безлично-субъектная, обыденно-рефлексивная, научно-рефлексивная.



Тема 2 Теории профессиоанльного самоопределения

Профессиональная пригодность и профессиографический анализ. Критерии оценки профессиональной пригодности. Профессиограммы как результат профессиографического анализа. Принципы определения качеств личности важных при выборе профессии. Методы профессиональной ориентации и профессионального отбора. Четыре степени пригодности человека к определенному виду профессий. Типы профессиональной пригодности. Аналитический, синтетический и комплексный подходы в профориентации.




тема 3 Понятие о профессии и профессиографии

Понятие профессии. Основные характеристики профессии. Коллективный труд в психологическом плане (по А.Н. Леонтьеву). Основные психологические регуляторы труда. Эргатическая система и эргатическая функция. Производственный смысл трудовой деятельности. Золотое правило психологии труда. Профессиографирование. Мотивы выбора профессии. Формы профориентационной деятельности.



Тема 4 Профессиональный отбор, его компоненты и методы

Профориентация как процесс профессионального самоопределения. Стадии профессионального самоопределения. Этические принципы профессионального отбора. Этапы организации активизирующего консуль­тационного взаимодействия. Личные и об­щественные функции профориентации. Виды профориентационных ситуаций. Формы профессиональной консультации. Организация групповой деятельности. Методы изучения групповой деятельности. Принципы формирования групп.




Тема 5 Психологические закономерности формирования трудовой деятельности


Разработка режимов труда и отдыха. Инженерно-психологические аспекты охраны труда. Контроль состояния операторов. Оценка результатов работы. Удобство и дискомфорт рабочего положения. Учет антропометрических данных. Эргономические размеры тела. Расчеты эргономических параметров рабочих мест. Особенности рабочего положения стоя и сидя. Соматический комфорт и удобство рабочей позы. Пороги проприоцептивной чувствительности.

Тема 6 Психические состояния в труде

Функциональные состояния в труде. Динамика функциональных состояний. Напряженность деятельности. Стресс. Специфические функциональные состояния. Монотония. Способы борьбы с монотонией. Принципы и методы диагностики и коррекции функциональных состояний. Состояние утомления. Эмоциональное напряжение и эмоциональное выгорание.


Тема 7 Формирование профессиональных умений и навыков

Профессиональные умения и навыки. Формирование ценностно-нравственной, смысловой, личностной структуры субъекта труда. Периодизация развития человека как субъекта труда по Е.А. Климову. Периодизация Д. Сьюпера. Основные фазы жизни после детства по Б. Лиехуду. Периоды развития по Э. Эриксону. Взгляды А.Адлера и Э. Берна.



Тема 8 Психические процессы и функции в труде

Сущность трудовой деятельности. Физиологическая функция труда. Методологическая функция. Планирующая и управляющая функции в труде. Мышечные нагрузки и восстановление в труде. Тяжесть труда и условия труда. Классификации тяжести труда и оценка тяжести труда. Психологическое содержание труда. Эргономическое пространство в трудовой деятельности.


Тема 9 Социальная психология труда

Истоки социальной психологии труда. Особенности совместной деятельности и ее коллективного субъекта. Периодизация жизни и профессиональная карьера. Технологии ресурсосбережения в организации. Особенности реализации профессионала в различных видах трудовой и организационной деятельности. Современные тенденции развития организационной деятельности в РБ.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА


Номер раздела, темы, занятия

Название раздела, темы, занятия;

перечень изучаемых вопросов

Всего часов

Количество аудиторных

часов

Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)


Литература


Формы контроля знаний

лекции

практические

(семинарские)

занятия


лабораторные

занятия

СУРС

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1



Предмет, задачи и методы психологии труда

1 Предмет психологии труда

2 Методы психологии труда

3 Задачи психологии труда




2



2



-



-

-




[1]

[2]


[6]

[12]





2

Теории профессиоанльного самоопределения

1 Стадии профессионального самоопределения

2 Методы профессиональной ориентации и профессионального отбора

3 Типы профессиональной пригодности




4

2



2



-

-

[18]

[1]

[2]


[6]

[12]


Проверочная контрольная работа

3

Понятие о профессии и профессиографии

1 Профессия и специальность

2 Классификация профессий

3 Профессиограмма и способы профессиографии




6

2

2

-

2










4

Профессиональный отбор, его компоненты и методы

1 Профессиональный отбор и его предназначение

2 Компоненты и стратегия профессионального отбора

3 Методы профессионального отбора





4

2



2



-

-

[18]

[5]

[8]


[10] [15]

Групповая консультация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

Психологические закономерности формирования трудовой деятельности

1 Формы и особенности трудовой деятельности

2 Принципы организации трудового пространства

3 Способы улучшения трудовой деятельности




4

2

2

-

-










6

Психические состояния в труде

1 Функциональные состояния в труде

2 Утомление и стресс в труде

3 Монотония



4

2

2

-

-










7

Формирование профессиональных умений и навыков

1 Профессиональные умения и навыки

2 Периодизация развития человека в труде

3 Пороги проприоцептивной чувствительности



2

2



-

-

-

[19]

[4]

[5]


[10]

Проверочная контрольная работа

8

Психические процессы и функции в труде

1 Сущность трудовой деятельности

2 Функции труда

3 Психологическое содержание труда



4

2

2

-

-

[17]

[4]

[5]





9

Социальная психология труда

1 Социальная психология труда

2 Реализация профессионала в труде

3 Развитие организационной деятельности в РБ



2

2

-

-

-

[18]










Всего часов по дисциплине

32

18

12

-

2







Зачет 9 семестр

Ассистент кафедры психологии С.А.Ручук


Перечень практических занятий





  1. Профотбор и его место в труде

  2. Профессиограмма и ее построение

  3. Психологические факторы безопасности труда

  4. Динамика работоспособности человека

  5. Психические функциональные состояния

  6. Развитие профессионально-важных качеств операторов



Формы контроля знаний





  1. Реферативные работы

  2. Контрольные работы



Темы реферативных работ





    1. Современные концепции организации взаимоотношений в трудовом коллективе.

    2. Способы борьбы с монотонией.

    3. Методы психологии труда.

    4. Функциональные состояния в труде.

    5. Динамика работоспособности человека.

    6. Современные системо-технические комплексы.

    7. Профессиограммы и резюме.

    8. Психологические особенности взаимодействия с техникой.

    9. Современные профессии и их особенности.

    10. Формы работы психолога с трудовым коллективом.



Темы контрольных работ





  1. Классификация профессий

  2. Психологическая характеристика труда

  3. Трудовая деятельности и ее значение в жизни человека

Перечень литературы


Основная


  1. Борисов, С.В. и др. Справочник по инженерной психологии / С.В. Борисов. - М.: Машиностроение, 1982. -368с.;

  2. Бурлак, Г.Н. Организация труда на предприятиях информационно-вычислительного обслуживания / Г.Н Бурлак. - М. : МЭСИ, 1995. - 61 с.;

  3. Галактионов, А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ТП / А.И. Галактионов. - М.: Энергия, 1978. - 208 с.;

  4. Денисов, В.Г. Инженерная психология в авиации и космонавтике / В.Г. Денисов, В.Ф. Онищенко. -М-.: Машиностроение, 1972. - 316 с.;

  5. Душков, Б.А. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков и др.- М.: Высшая школа, 1986. -448 с.;

  6. Лоос, В.Г. Промышленная психология / В.Г. Лоос. - Киев: Техника, 1980. - 184 с.;

  7. Мунипов, В.М. Эргономика / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М., 2001.

  8. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «психология труда и инженерная психология». – М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352с.;

  9. Смирнов, Б.А. и др. Инженерная психология. Экономические проблемы / Б.А. Смирнов. - М.: Экономика, 1983. -223с.;

  10. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Ю.К. Стрелков. – М., 2001.


Дополнительная


  1. Зинченко, В.П. Эргономические основы организации труда / В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Г.Л. Смолян. – М., 1974.

  2. Попов, Г.П. Инженерная психология в радиолокации / Г.П. Попов. - М.: Сов. радио, 1971.-143 с.;

  3. Ломов, Б.Ф. Человек и техника. Очерки инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Сов. радио, 1966. -464 с.;

  4. Инженерная психология за рубежом. М.: Прогресс, 1967. - 494с.;

  5. Грегори Ричард Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / Ричард Л. Грегори. - М.: Прогресс, 1970. -271с.;

  6. Вудсон, У.Е. Справочник по инженерной психологии и психологии труда У.Е. Вудсон, Д.В. Коновар. - М.: Мир, 1968.- 518 с.

  7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - С-Пб, «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

  8. Психология труда, профессиональной, информационной и организацион­ной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эрго­номика): Словарь / Авторы-сост. Б. А. Душков, Б. А. Смирнов, А В. Королев; Под ред. Б. А. Душкова; прил. Т. А. Гришиной. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

  9. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология, эргономика / под редакцией Б. А. Душкова, Деловая книга. Екатеринбург, 2000.

  10. Эргономика в определениях: Материалы к терминологическому словарю / Сост. Т. А. Арестова и др.; Отв. ред. В. М. Мунипов. - М.: ВНИИТЭ, 1980

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год




№№

пп


Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

психологии

(протокол № ____ от ________ 20___ г.)

Заведующий кафедрой

психологии

к.психол.н., доцент __________________ Н.В. Гапанович-Кайдалов

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета психологии и педагогики

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»



к.пед.н., доцент __________________ М.Г. Кошман

страница 1

Смотрите также: