страница 1 Практикум по лабораторным занятиям
по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (раздел 1 «Общая психодиагностика»)
1 курс, специальность «Практическая психология»
Количество часов: 10 часов
Структура лабораторного занятия:
1. Проверка готовности к работе:
1.1. Наличие заданий, которые необходимо было выполнить до занятия;
1.2. Предлабораторный контроль знаний (контрольные вопросы).
2. Выполнение лабораторной работы.
3. Составление подробного отчета по лабораторной работе.
Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению лабораторной работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:
-
Название лабораторной работы и дату ее выполнения.
-
Цель работы.
-
Выполненные задания к лабораторной работе на основе знаний ответов на контрольные вопросы.
-
Описание хода работы.
-
Выводы.
Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым студентом заводится папка.
Лабораторная работа № 1 (4 часа)
Тема: Малоформализованные методы в психодиагностике
Цель работы: ознакомить студентов с малоформализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их ввиде лабораторных работ.
Приборы и материалы: карта наблюдения Стотта, варианты анкет, разновидности интервью, тексты (статьи, сочинения, отрывки из художественных произведений и т.д. ), кино-, видеодокументы, фотографии, рисунки.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение малоформализованных методов.
2. Что такое метод наблюдения? Какие виды наблюдения вы знаете?
3. Что такое метод анкетирования? Какие виды анкет вы знаете?
4. Дайте определение метода контент-анализа. Каким образом обрабатывают контент-анализ?
5. Чем отличаются методы беседы и интервью? Виды беседы.
6. Дайте определение метода «Анализ продуктов деятельности».
Ход работы (1 часть)
1. Ознакомиться с картой наблюдения Стотта. Подготовить картотечное описание методики (рубрикатор) «Карта наблюдений Стотта». Изучить методику проведения экспериментальной части.
2. Изучить продукты деятельности человека (кино-, видеодокументы, фотографии, рисунки) и осуществить психологический анализ.
3. Осуществить контент-анализ текстов (статьи, сочинения, отрывки из художественных произведений и т.д. При анализе текста выделяются стандартные единицы: 1) слово(термин, символ): 2) суждение или законченная мысль: 3) тема: ;) персонаж: 5) автор: 6) целостное сообщение.
Задание:
-
Подготовить к лабораторной работе карту наблюдений и провести наблюдение (объект наблюдения – отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия).
В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа возможными задачами наблюдения могут быть:
-
предварительная ориентировка в объекте;
-
выдвижение рабочих гипотез и их проверка;
-
уточнение результатов, полученных с помощью других методов;
-
иллюстрация концептуальных положений.
Осуществить обработку результатов и оформить протокол.
-
Разработать и провести анкеты открытого и закрытого типов.
Ход работы (2 часть)
1.Обсуждение результатов проведенных анкет. Разделить анкеты в зависимости от типа на три группы:
-
анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;
-
анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемых своих действий в конкретных жизненных ситуациях;
-
анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-то событиям.
2. Разработать план беседы и провести, соблюдая следующие условия:
-
Четкое определение основной цели, последовательности вопросов;
-
Непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;
-
Исключение каких-либо записей во время беседы;
-
Позитивное, конструктивное завершение беседы.
Оформить протокол результатов беседы.
3. Разработать план и провести интервью по заданной теме. Оформить протокол результатов интервью.
В результате выполнения лабораторной работы студент должен знать:
- определение малоформализованных методов (наблюдение, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности, контент-анализ);
- различать виды малоформализованных методов;
- процедуру проведения.
Уметь:
- проводить наблюдение, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности, контент-анализ.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. _ СПб., 2001. С. 7-34.
Лабораторная работа № 2 (2 часа)
Тема: Формализованные методы. Тестология
Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.
Приборы и материалы: варианты тестов
Контрольные вопросы:
Ход работы
1.Тест словестных ассоциаций (К.Юнг).
2.Тест Г.Роршаха. ТАТ Г.Мюррея.
3. Стандартизированные самоотчеты.
4.Содержательная характеристика психофизиологических методик.
В результате выполнения лабораторной работы студент должен знать:
- определение формализованных методов (стандартизированные самоотчеты, стандартизированная беседа, опросники, психофизиологические методики, проективные тесты, психологические тесты);
- виды психологических тестов;
- процедуру проведения.
уметь:
- различать формализованные методы;
- проводить формализованные методы.
Литература:
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.
2. Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 240 с.
3. Практикум по психодиагностике личности // Отв. ред. Ракович Н.К. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 248 с.
Лабораторная работа № 3 (2 часа)
Тема: Психометрические основы психодиагностики.
Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
Ход работы
Психометрические основы психодиагностики
1. Критерии оценки качества тестовых процедур. Валидность и
методы ее определения
2. Надежность, и методы ее определения
3.Стандартизация, и методы ее определения
4. Дифференциальная психометрика.
Литература:
Лабораторная работа № 4 (2 часа)
Тема: Психодиагностический процесс
Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
Ход работы
1.Диагностический процесс: жалоба, запрос, проблема принятие решения; рекомендации и заключительная беседа
2. Учет возрастного фактора в психодиагностическом процессе
Литература:
страница 1
|