Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Практикум по лабораторным занятиям

по дисциплине «Теория и методика профессиональной деятельности психолога» (раздел 1 «Общая психодиагностика»)
1 курс, специальность «Практическая психология»
Количество часов: 10 часов
Структура лабораторного занятия:

1. Проверка готовности к работе:

1.1. Наличие заданий, которые необходимо было выполнить до занятия;

1.2. Предлабораторный контроль знаний (контрольные вопросы).

2. Выполнение лабораторной работы.

3. Составление подробного отчета по лабораторной работе.


Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению лабораторной работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:

  1. Название лабораторной работы и дату ее выполнения.

  2. Цель работы.

  3. Выполненные задания к лабораторной работе на основе знаний ответов на контрольные вопросы.

  4. Описание хода работы.

  5. Выводы.

Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым студентом заводится папка.

Лабораторная работа № 1 (4 часа)
Тема: Малоформализованные методы в психодиагностике
Цель работы: ознакомить студентов с малоформализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их ввиде лабораторных работ.

Приборы и материалы: карта наблюдения Стотта, варианты анкет, разновидности интервью, тексты (статьи, сочинения, отрывки из художественных произведений и т.д. ), кино-, видеодокументы, фотографии, рисунки.
Контрольные вопросы:

1. Дайте определение малоформализованных методов.

2. Что такое метод наблюдения? Какие виды наблюдения вы знаете?

3. Что такое метод анкетирования? Какие виды анкет вы знаете?

4. Дайте определение метода контент-анализа. Каким образом обрабатывают контент-анализ?

5. Чем отличаются методы беседы и интервью? Виды беседы.

6. Дайте определение метода «Анализ продуктов деятельности».
Ход работы (1 часть)
1. Ознакомиться с картой наблюдения Стотта. Подготовить картотечное описание методики (рубрикатор) «Карта наблюдений Стотта». Изучить методику проведения экспериментальной части.

2. Изучить продукты деятельности человека (кино-, видеодокументы, фотографии, рисунки) и осуществить психологический анализ.

3. Осуществить контент-анализ текстов (статьи, сочинения, отрывки из художественных произведений и т.д. При анализе текста выделяются стандартные единицы: 1) слово(термин, символ): 2) суждение или законченная мысль: 3) тема: ;) персонаж: 5) автор: 6) целостное сообщение.
Задание:


  1. Подготовить к лабораторной работе карту наблюдений и провести наблюдение (объект наблюдения – отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия).

В зависимости от характера проводимого исследования и его этапа возможными задачами наблюдения могут быть:

  • предварительная ориентировка в объекте;

  • выдвижение рабочих гипотез и их проверка;

  • уточнение результатов, полученных с помощью других методов;

  • иллюстрация концептуальных положений.

Осуществить обработку результатов и оформить протокол.

  1. Разработать и провести анкеты открытого и закрытого типов.


Ход работы (2 часть)
1.Обсуждение результатов проведенных анкет. Разделить анкеты в зависимости от типа на три группы:

  • анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств;

  • анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемых своих действий в конкретных жизненных ситуациях;

  • анкеты, в которых предлагается дать оценку, высказать свое отношение к другим людям или каким-то событиям.

2. Разработать план беседы и провести, соблюдая следующие условия:



  • Четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

  • Непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

  • Исключение каких-либо записей во время беседы;

  • Позитивное, конструктивное завершение беседы.

Оформить протокол результатов беседы.

3. Разработать план и провести интервью по заданной теме. Оформить протокол результатов интервью.


В результате выполнения лабораторной работы студент должен знать:

- определение малоформализованных методов (наблюдение, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности, контент-анализ);

- различать виды малоформализованных методов;

- процедуру проведения.



Уметь:

- проводить наблюдение, анкетирование, интервью, анализ продуктов деятельности, контент-анализ.


Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

2. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. _ СПб., 2001. С. 7-34.
Лабораторная работа № 2 (2 часа)
Тема: Формализованные методы. Тестология
Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.

Приборы и материалы: варианты тестов

Контрольные вопросы:

Ход работы

1.Тест словестных ассоциаций (К.Юнг).

2.Тест Г.Роршаха. ТАТ Г.Мюррея.

3. Стандартизированные самоотчеты.


4.Содержательная характеристика психофизиологических методик.
В результате выполнения лабораторной работы студент должен знать:

- определение формализованных методов (стандартизированные самоотчеты, стандартизированная беседа, опросники, психофизиологические методики, проективные тесты, психологические тесты);

- виды психологических тестов;

- процедуру проведения.



уметь:

- различать формализованные методы;

- проводить формализованные методы.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с.

2. Пономарева М.А. Психологическая диагностика личности: теория и практика. – Минск: Изд-во Гревцова, 2008. – 240 с.

3. Практикум по психодиагностике личности // Отв. ред. Ракович Н.К. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. – 248 с.



Лабораторная работа № 3 (2 часа)
Тема: Психометрические основы психодиагностики.

Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.

Приборы и материалы:

Контрольные вопросы:

Ход работы
Психометрические основы психодиагностики

1. Критерии оценки качества тестовых процедур. Валидность и
методы ее определения

2. Надежность, и методы ее определения

3.Стандартизация, и методы ее определения
4. Дифференциальная психометрика.
Литература:

Лабораторная работа № 4 (2 часа)
Тема: Психодиагностический процесс
Цель работы: ознакомить студентов с формализованными методами, требованиями к их проведению и оформить их в виде лабораторных работ.

Приборы и материалы:

Контрольные вопросы:

Ход работы
1.Диагностический процесс: жалоба, запрос, проблема принятие решения; рекомендации и заключительная беседа

2. Учет возрастного фактора в психодиагностическом процессе


Литература:

страница 1

Смотрите также: