страница 1 Практикум по лабораторным занятиям
по дисциплине «Основы психодиагностики»
(раздел «Диагностика психического развития ребенка»)
3 курс, специальность «Психология»
Количество часов: 22 часа + 2УСРС
Структура лабораторного занятия:
1. Проверка готовности к работе:
1.1. Наличие заданий, которые необходимо было выполнить до занятия;
1.2. Предлабораторный контроль знаний (контрольные вопросы).
2. Выполнение лабораторной работы.
3. Составление отчета по лабораторной работе.
Оформление отчета (протокол занятия) по выполнению лабораторной работы проводится письменно (на бумаге размером А4) и включает:
-
Название лабораторной работы и дату ее выполнения.
-
Цель работы.
-
Выполненные задания по итогам лабораторной работы.
-
Выводы.
Отчет отдается преподавателю на проверку после занятия, либо перед началом следующего и хранится на кафедре до окончания всего курса, для чего каждым студентом заводится папка.
Лабораторная работа № 1 (2 часа)
Тема: «Поэтапная технология диагностической деятельности психолога
по обследованию ребенка».
Цель работы: ознакомить студентов с поэтапной технологией диагностической деятельности психолога по обследованию ребенка.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «психодиагностика».
2. Назовите области социальной практики, требующие применения психодиагностики.
3. Чем отличаются ситуации клиента и ситуации экспертизы? Каковы особенности психодиагностического процесса в таком случае?
4. Каковы особенности диагностики различных возрастных групп?
Ход работы
1.Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности диагностики различных возрастных групп.
2. Подготовка к проведению обследования ребенка. Психологический анамнез. Построение психодиагностической гипотезы. Психологический диагноз.
3. Этапы психодиагностического процесса (по Корману; Шванцарэ; Каминскому).
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Определить особенности и предмет диагностики различных возрастных групп (согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина).
2. Дать краткие определения понятиям «психологический анамнез», «диагностическая гипотеза», «психологический диагноз».
3. Записать различные схемы и этапы психодиагностического процесса.
Литература:
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: Питер, 2006. – 652с.: ил.
2. Белова, О.В. Общая психодиагностика: Методические указания / О.В. Белова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/beloo01/index.htm. – Дата доступа: 02.09.2011.
3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб: Питер, 2006. – 528с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
5. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
Лабораторная работа № 2,3 (4 часа)
Тема: «Методы диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста».
Цель работы: ознакомить студентов с методами диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте развитие ребенка в период младенчества.
2. Каковы особенности диагностики детей младенческого возраста?
Ход работы
1. Методики диагностики детей младенческого возраста: шкала Апгар, таблицы развития Гезелла, карточки развития Лешли, шкала Узгириса-Ханта.
2. Диагностика уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни.
3. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.
4. Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить краткое описание методик диагностики детей младенческого возраста: шкала Апгар, таблицы развития Гезелла, карточки развития Лешли, шкала Узгириса-Ханта.
2. Составить рубрикаторы и протоколы к методикам диагностики уровня развития общения и познавательной активности ребенка первого полугодия жизни.
3. Составить рубрикаторы и протоколы к методикам диагностики уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни.
4. Собрать психологический анамнез на ребенка младенческого возраста.
5. По итогам проведенной диагностики составить психологическую характеристику ребенка младенческого возраста.
Литература:
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб: Питер, 2006. – 652с.: ил.
2. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб: Питер, 2006. – 528с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
3. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. - 144 с.
Лабораторная работа № 4,5 (4 часа)
Тема: «Методы психологической диагностики детей раннего возраста».
Цель работы: ознакомить студентов с методами психологической диагностики детей раннего возраста.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте развитие ребенка в раннем возрасте.
2. Каковы особенности диагностики детей раннего возраста?
Ход работы
1. Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, познавательной деятельности, навыков самообслуживания.
2. Карта нервно-психического развития ребенка (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина).
3.Карта психомоторного развития ребенка 1 год 10 мес. - 3 лет (Н.В. Серебрякова).
4. Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить краткий конспект по теме «Развитие у ребенка крупной моторики и пространственной ориентировки, мелкой моторики и зрительно-двигательной координации, познавательной деятельности, навыков самообслуживания».
2. Заполнить карту нервно-психического развития ребенка (сост. Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина).
3. Заполнить карту психомоторного развития ребенка 1 год 10 мес. - 3 лет (сост. Н.В. Серебрякова)
4. По итогам проведенной диагностики составить психологическую характеристику ребенка раннего возраста.
Литература:
1. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
2. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kidsunity.org/biblioteka/med_lit/down_book/1625-zhiyanova-pl-socialnaya-adaptaciya-detey-rannego-vozrasta-s-sindromom-dauna.html. – Дата доступа : 02.09.2011.
3. Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds413.mskzapad.ru/documents/another_documents/kontrol_za_razvitiem_detej_rannego_vozrasta/. – Дата доступа: 02.09.2011.
Лабораторная работа № 6,7 (4 часа)
Тема: «Психодиагностика психомоторики и познавательной сферы дошкольника».
Цель работы: ознакомить студентов с методами психологической диагностики детей дошкольного возраста.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте развитие ребенка в дошкольном возрасте.
2. Каковы особенности диагностики детей дошкольного возраста?
Ход работы
1. Диагностика уровня развития восприятия.
2. Диагностика уровня развития внимания.
3. Диагностика уровня развития памяти.
4. Диагностика уровня развития мышления.
5. Диагностика уровня развития воображения.
6. Диагностика уровня запаса знаний об окружающем мире.
7. Диагностика личностной сферы дошкольника.
8. Составление психологической характеристики ребенка дошкольного возраста.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить перечень методик для диагностики познавательной и личностной сферы дошкольника.
2. Провести диагностическое обследование познавательной и личностной сферы ребенка-дошкольника и заполнить протокол исследования.
3. По итогам проведенной диагностики составить психологическую характеристику ребенка дошкольного возраста.
Литература:
1. Белопольская, Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009.
2. Белопольская, Н. Л. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Г. И. Россолимо): Руководство / Н.Л. Белопольская. Изд. 2-е, стереотип. 2008.
3. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
4. Злобенко, М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / автор-составитель М.П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
5. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004 - 144 с.
6. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
7. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 448 с. (Серия «Мир психологии»).
8. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. Приложение / С.Я. Рубинштейн. – М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 304 с.
Лабораторная работа № 8 (2 часа УСРС)
Тема: «Психодиагностическое исследование речи детей дошкольного возраста».
Цель работы: ознакомить студентов с методами психологической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте развитие ребенка в дошкольном возрасте.
2. Каковы особенности речевого развития ребенка в дошкольном возрасте?
2. Каковы особенности диагностики детей дошкольного возраста?
Ход работы
1. Дифференциальная диагностика речи, речевых нарушений и оценка коммуникативного поведения. Оценка экспрессивной речи.
2. Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова).
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить перечень методик для диагностики и коррекции речевого развития ребенка в дошкольном возрасте.
Литература:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
3. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
4. Злобенко, М.П. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / автор-составитель М.П. Злобенко и др. – Волгоград: Учитель, 2010. – 110 с.
5. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004 - 144 с.
6. Лира, Т.А. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Т.А. Лира, Е.И. Мельник. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logopedplus.by/images/library/3366/rechevoe_razvitie_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_modelej.pdf. – Дата доступа : 02.09.2011.
Лабораторная работа № 9, 10 (4 часа)
Тема: «Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе».
Цель работы: ознакомить студентов с методами психологической диагностики готовности детей к обучению в школе.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте развитие ребенка в 6-7 лет.
2. Какова структура психологической готовности к обучению в школе?
Ход работы
1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека.
2. Рисуночный тест Гудинаф-Харриса.
3. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин).
4. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина).
5. Диагностика сформированности внутренней позиции школьника.
6. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости.
7. Оценка социального компонента школьной зрелости.
8. Составление заключения об уровне готовности ребенка к обучению в школе.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить рубрикаторы и протоколы к следующим методикам: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, рисуночный тест Гудинаф-Харриса , методика «Графический диктант», методика «Домик» (Н.И. Гуткина).
2. Провести диагностическое обследование мотивационного, эмоционального, социального компонентов школьной зрелости; составить соответствующие протоколы.
3. По итогам проведенной диагностики составить заключение об уровне психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Литература:
1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
2. Гуткина, Н.И. Стимульный материал к "Диагностической программе по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению" / Н.И. Гуткина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0370/index.shtml?from_page=1. – Дата доступа: 02.09.2011.
3. Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.
4. Степанов, С. Тест «Нарисуй человека» как метод диагностики интеллекта / С. Степанов // Школьный психолог. – 2002. - № 46 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article_ext.php?dir=2002/46/&file=5.htm. – Дата доступа: 02.09.2011.
5. Филиппова, Ю.В. Детская психодиагностика: Практические занятия: Метод. указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Ин-т "Открытое о-во", 2003. - 38 с.
Лабораторная работа № 11,12 (4 часа)
Тема: «Методы психологической диагностики детей младшего школьного возраста».
Цель работы: ознакомить студентов с методами психологической диагностики детей младшего школьного возраста.
Приборы и материалы:
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте особенности интеллектуального и личностного развития ребенка младшего школьного возраста.
2. Каковы особенности диагностики детей младшего школьного возраста?
Ход работы
1. Диагностика уровня интеллектуального развития младшего школьника (методики «Словесные субтесты», «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков»).
2. Анкета школьной мотивации Лускановой.
3. Методика "Узор" Л.И. Цеханской.
4. Диагностика личностной сферы младшего школьника: методики CAT, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».
5. Составление психологической характеристики ребенка младшего школьного возраста.
Задания по итогам лабораторной работы:
1. Составить рубрикаторы и протоколы к следующим методикам: «Словесные субтесты», «Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков», анкета школьной мотивации Лускановой, CAT.
2. Составить краткое описание следующих методик: детский тест интеллекта Д. Векслера, методика "Узор" Л.И. Цеханской, «Рисунок семьи», «Несуществующее животное».
3. По итогам проведенной диагностики составить психологическую характеристику ребенка младшего школьного возраста.
Литература:
1. Беллак, Л. Тест детской апперцепции (Фигуры животных): Методическое руководство / Л. Беллак, С. Беллак. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/4943-test-detskoi-appercepcii-figuri-zhivotnih-metodicheskoe-rukovodstvo/. – Дата доступа: 02.09.2011.
2. Вассерман, Л.И. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков. Стандартизация и практическая апробация / Л.И. Вассерман, Т.В.Чередникова, О.Ю. Щелкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.myword.ru/index.php?/files/file/15769-testovaja-metodika-dlja-opredelenija-intellektualnogo-potenciala-u-detei-i-podrostkov-standartizacija-i-prakticheskaja-aprobacija/. – Дата доступа: 02.09.2011.
3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с: ил.
4. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
5. Коблик, Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г. Коблик. - М.: Генезис, 2003. – 122 с.
6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие) / Л.И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров. - Абакан: АГПИ, 1990. - 68 с.
7. Чупров, Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей (практическое пособие для психологов) / Л.Ф. Чупров. – Москва – Черногорск: СМОПО, 2009. – 62 с.
страница 1
|