Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

ДУЛАТОВ Мыржакып

(1885-1935)

Многогранная жизнь и деятельность, замечательного поэта, писателя, переводчика, журналиста, педагога М. Дулатова приходится на начало ХХ века. Выйдя на общественную арену вместе с активной частью интеллигенции, М. Дулатов активно влиял на национальное самосознание народа, и призывал к его освобождению.

М. Дулатов родился 25 ноября 1885 г. в местечке Сарыкопа Кустанайской области. С ранних лет он остался сиротой. В 1897 году поступил в Тургайскую русско-казахскую школу, по окончании ее с 1902 г. в течение шести-семи лет работал учителем в аульной школе. Позднее побывал в Омске, Каркаралинске в газете «Серке», выходившей в Петербурге, напечатал стихи «Жастарға» (1907). В 1909 г. в Уфе напечатал стихи «Оян қазақ», в Казани в типографии братьев Каримовых напечатал роман «Бақытсыз Жамал», а также регулярно опубликовывал статьи в «Айқап» на различные темы (учебно-просветительские, культура и т.д.) В эти годы вместе с А. Байтурсыновым прилагает усилия по выпуску газеты «Қазақ». Был один из первых лидеров правительства «Алаш». С 1920 г. он в целом активно стал служить новой власти (газета «Ақжол», в областном суде), в 1922-1926 гг. работал преподавателем в Казахском институте просвещения в Оренбурге. В 1922 г. в Ташкенте издает «Есеп құралы» - пособие в двух частях, в 1924 г. книгу «Қирағат» - библиографический указатель казахских книг.

Учитель с универсальным образованием оставил после себя богатое духовное наследие. Его произведения о традициях, обычаях, об эстетическом, этическом воспитании являются ценными для сегодняшнего поколения. В этом плане его произведения «Оян қазақ» занимает достойное место. Развивая идеи И. Алтынсарина о просвещении, М. Дулатов как А. Байтурсынов уделяет большое внимание проблемам учебно-воспитательной работы, методической работе. Эту идею можно заметить в статье «Мұғалiмдерге», во вступительном слове к книге «Қирағат». Суть данной идеи заключается в привитии ученикам навыков запоминания, осмысления прочитанного. М. Дулатов, как и выдающейся русский педагог К.Д. Ушинский, указывает на необходимость участия основных чувств ученика при чтении, письме, решении задач.

Педагог особое внимание уделяет некоторым психологическим аспектам вопросов воспитания, учебы одаренных детей. Однако, как метко замечает он, что без науки воспитания никакая одаренность не может достичь своей вершины.

В условиях завоевания суверенитета республики мы должны воспитывать подрастающее поколение к любви к родному языку, впитывая в себя все прекрасное, что есть в нашей национальной культуре, быте, обычаях, традициях. «В начальных классах воспитание должно быть конкретным, впечатлительным, лишь тогда ребенок будет устойчиво воспитанным, верным к своему народу, знания должны быть взаимосвязанными с воспитанием».

Пособие М. Дулатова «Есеп құралы» и сейчас является незаменимым образцом для создателей учебников по математике. Ее первоначальный выпуск состоялся в 1914 г. в Оренбурге. В него вошли задачи, примеры по математике, где учтены все национальные психологические особенности казахского народа. Например, есть такие задачи, как у Ахметжана сколько овец, лошадей и т.д.

Книга М. Дулатова «Қирағат» (1924) по своему содержанию, структуре также учитывает национальные особенности, рассказы написаны общедоступным языком для учащихся начальных классов.

В воспитательной деятельности М. Дулатова мы часто убеждаемся в его приверженности и в воспитании детей к гуманистическому, нравственному воспитанию. Эта тема и сегодня актуальна. Сегодняшнее возрождение религии, другое отношение людей вообще, молодежи особенно к священному учению мусульман «Корану» тому доказательство. Такое видение реальной действительности мы встречаем 80 лет тому назад в идейных взглядах М. Дулатова. «Обучая, воспитывая детей, мы должны не отчуждаться от религии», - замечает писатель. Если ребенок применяет религию в своей жизненной позиции, то он будет воспитан как разносторонний человек. «Изучение религии должно быть наравне с другими предметами, пишет Дулатов.

Его деятельность особенно активизировалась в середине 20-х годов, когда усилились дискуссии по вопросу о принятии латинской или арабской письменности. М. Дулатов в 1924 г. на первом съезде киргиз-казахских просвещенцев, состоявшемся в Оренбурге выступил с докладом, где смело доказывал особенности и преимущества арабской письменности. Если учесть ту обстановку, когда все культурное наследие стран востока было написано арабским алфавитом, то ясно видим актуальность его идей на современном этапе.

В конце 1928 г. в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции. Дулатову было предъявлено обвинение в нелегальной деятельности по возрождению буржуазно - националистического движения. Он был арестован и приговорен к расстрелу, который впоследствии был заменен заключением на 10 лет. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. Имя и творчество М. Дулатова было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 г. он был реабилитирован. В 1991 г. было издано собрание его сочинений.
ДЬЮИ Джон

(1859-1952)
Американский философ, педагог и психо­лог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из обра­зовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «пу­тем делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребенок – как исследователь. В его методике большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художествен­ная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Дьюи и его по­следователей: «Ребенок – это исходная точка, центр и конец все­го. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

ДЬЯЧЕНКО Виталий

Кузьмич (1923)

Известный ученый-педагог, основоположник дидактики как науки об обучении.

Основные педагогические труды: Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984; Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.,1989; Сотрудничество в обучении. – М.,1991.; Передовой педагогический опыт в современных условиях. – Алма-Ата,1991; Новая педагогическая технология учебно-воспитательного процесса. – Усть-Каменогорск,1992; Новая педагогическая технология и ее звенья. – Красноярск,1994; Диалоги об обучении. – Красноярск,1995; Диалоги о школе ХХI века. – Алматы,1995; Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. – Красноярск,1998; Современная дидактика: В 2-х ч. – Новокузнецк, 1996; Основы современной дидактики. – Алматы, 1996; Реформирование школы и образовательные технологии: В 2-х ч. – Новокузнецк, 1999.

Прошел путь от рядового учителя школы, преподавателя вуза до зав. кафедрой педагогики и психологии института усовершенствования учителей.

Обучался в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Киевском государственном пединституте, аспирантуре. В 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Учение о понятиях в курсе преподавания логики в школе».

Педагогическую и научно - педагогическую деятельность вел в Киевском госпединституте, Киевском госинституте физкультуры, в школах №№ 544, 12, 91, 16, 13, 343 г. Москвы, НИИ МО АПН РСФСР, ЦИУУ, Красноярском госуниверситете. В настоящее время зав. кафедрой Красноярского краевого ИУУ.

С 40-х гг. ХХ столетия ведет научно-исследовательскую и практическую работу по созданию дидактики как науки об обучении, с позиций естественнонаучного подхода разработал понятийно - категориальный аппарат современной дидактики («обучение», «организационные формы обучения», «организационная структура учебного процесса», «методы обучения», «способ обучения»); создал теорию организационных форм обучения, теорию стадиального развития учебного процесса; разработал концепцию реформирования, которая предусматривает научно обоснованную радикальную перестройку системы образования.

Обучение, по В.К. Дьяченко, должно основываться на трех «китах»: самостоятельность, коллективизм, разновозрастность.

Согласно его периодизации, учебно-воспитательный процесс в своем эволюционном развитии прошел индивидуальный способ обучения и воспитания (ИСОВ), который был постепенно вытеснен групповым (ГСОВ), переживающим сейчас период кризиса, выходом из которого является переход на коллективный (КСОВ).

Реализация идей КСОВ, по мнению ученого, означает высший этап в развитии школы и образования в целом.

С 1996 г. – действительный член Международной педагогической академии.
ЖУЙНЕКИ АХМЕТ (XII в.)
Родился вблизи г. Туркестана в зимовье Жуйнеки. Биографические данные о нем очень скудны. Его произведения «Хибатул хакаик» («Дар истины») является общим духовным наследием всех туркоязычных народов. В нем показаны жизнь и быт нужды и чаяния простых народов, бедняков. Хотя он родился незрячим, с вдохновением воспевал красоту жизни на земле, человечность и благородство; любил жизнь, также любил воспевать самые лучшие и добрые дела, положительный характер простого народа; с любовью показывал то, что овладение знаниями – это самое святое дело для трудового народа.

В первой части его поэмы состоящей из 500 стихотворных строк, даны советы-указания о пользе знаний и о вреде глупости и невежестве. Образованного человека автор сравнивает с золотом, а глупого с фальшивыми обесцененными деньгами

Во второй части поэмы пишет о значении языка, дает дельные советы по развитию культуры речи, а в третей части говорит об изменчивости бытия, что жизнь не стоит на месте.

В его поэме с одной стороны воспеваются благородство, простота, с другой стороны критикуются чванство, невежество, жадность и грубость человеческой натуры. Автор поэмы, вместе с тем дает конкретные советы по искоренению вышеуказанных недостатков, а также по воспитанию лучших человеческих качеств: «Если достиг власти, не гордись», «стал главой – будь благороден, уважай и стар и млад», «Что хотел сказать, говори о нем обдумывая».

Такие высоконравственные требования по воспитанию личности не потеряли свою актуальность в настоящее время.
ЖУМАБАЕВ МАГЖАН

(1893-1938)
Замечательный казахский писатель, поэт, публицист, один из основателей казахской литературы, педагог-просветитель. Магжан Бекенулы родился в 1893 г. в Северо-Казахстанской области в зажиточной семье. Его отец Бекен был бием, волостным управителем. Магжан – один из его 9-ых детей. С четырех лет он начинает изучать восточные языки (тюркский, арабский, персидский) и русский язык. В 1905 году поступил в медресе в Кызыл-Жаре (г. Петропавловск), затем в 1910 г. поступил в медресе Галия (Уфа), высшее мусульманское заведение. Учится у великого писателя Татарстана Ибрагимова. Именно в эти годы при наставничестве М. Дулатова и А. Байтурсынова он изучал русский язык, знакомился с русской и европейской культурой и образованием.

Вопреки воле упрямого отца он поступил в 1913 г. в Омскую учительскую семинарию, лишившись материальной поддержки родителей, он испытал голод и холод. Несмотря на это, он заканчивает учебу.

Первый этап творческого пути Магжана охватывает период (1910-по февраль 1917 гг.). После февральской революции он был введен в состав областного комитета партии «Алаш».

В дальнейшем на втором этапе своего творческого пути (1917-1924 гг.) он занимался журналистикой, работал на ниве просвещения. В 1922 г. издал труд под названием «Педагогика». Был редактором газеты «Бостандық туы», издававшейся в Омске, а с 1921 года в Петропавловске. В первой половине 20-х годов Магжан жил в Ташкенте, где он создал поэму «Батыр Баян», цикл стихов, статьи. В 1922-23 гг. вышли в свет два сборника стихотворений. Он принадлежит тому поколению поэтов - просветителей, которые первыми в регионе Средней Азии и Казахстана воссоединили два потока духовного развития народов Востока и Запада.

В 1923-1927 гг. Магжан Жумабаев учился в Высшем литературно - художественном институте в Москве, где он основательно изучал и знакомился с целым радом деятелей русской и западно-европейской культуры.

В 1929 г. по ложному обвинению его осудили на 10 лет лишения свободы, он отбывал наказание на Севере, затем в 1935 г., благодаря ходатайству М. Горького, был освобожден досрочно. Однако пребывание на свободе длилось не долго. Проработав учителем русского языка и литературы в средней школе, он по приглашению прибыл в Алматы, 30 декабря 1937 г. вновь был арестован. В ежовских застенках 19 марта 1938 г. Жумабаев был расстрелян.

Время формирования его педагогических взглядов совпало с периодом коренной ломки в жизненном укладе и сознании казахов. Активно участвовал в общественно-политической жизни: работал над организацией казахских школ, занимался подготовкой учительских кадров, составлением учебников, учебных пособий, учебных планов и программ, методических рекомендаций.

Научная и практическая педагогическая деятельность М. Жумабаева была вызвана необходимость научного определения принципов, содержания и направления образования, разработки теории и методики воспитания и обучения в Казахстане.

В 1922 г. в Оренбурге им разработана первая теоретическая работа по педагогике на казахском языке – «Педагогика», положившая начало формированию национальной педагогической науки и являющейся единственным и уникальным педагогическим сочинением созвучным с запросами наших дней.

Глубоко осознавая роль языка в обществе и считая изучение его одной из главных задач учебно - воспитательного процесса, Жумабаев, как педагог-практик, принимал непосредственное участие в разработке методики преподавания его в национальной школе.

Развитием идей, положенных в основу «Педагогики», явилась вышедшая в 1923 г. «Родная речь в начальной школе».

Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева:



  • Одним из оснований педагогического процесса он считает его психологическое обоснование.

  • Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций».

  • Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя.

  • Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.

«Основой национальной школы является родной язык. Каждая нация создает для себя свойственную ей школу. Поэтому национальный язык в казахской школе должен быть родным».

«…Для улучшения преподавания родного языка в начальной школе необходимо: 1.Учить читать и писать. 2. Прививать орфографию. 3. Развивать устную и письменную речь. 4. Знакомить детей с удобными для их восприятия устными и письменными видами литературы. 5. Приучать к осмысленному чтению».

«Педагогика» построена, по свидетельству автора, на материале лекций, прочитанных на краткосрочных учительских курсах, организатором и директором которых был он сам. Слушатели имели двухклассное образование.

Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания.

Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня. Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно – ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала.

Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать – художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в искусстве, в художественном творчестве.

Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию.

Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Он придавал большое значение роли педагога в учебно - воспитательном процессе школы.

Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка.

Особую роль в «Педагогике» отводит обучению подрастающего поколения на родном языке. Он как педагог-практик, принимает непосредственное участие в разработке вопросов преподавания родного языка в национальной школе, которые находят свое отражение в «Методическом руководстве к учебнику «Родной язык в начальной школе».

В методическом пособии им выявлены и отобраны средства, формы, методы, определены этапа и последовательность обучения родному языку (обучение чтению и письму, правописание, развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса, знакомство с произведениями народного творчества).

Говоря об этапах обучения чтению и письму, педагог определяет 4 источника познания мира, без которых, по его убеждению, невозможно формирование полноценного человека: природа, жизнь и быт людей, искусство, литература.

Обобщив передовой опыт мировой и народной педагогики своего времени, внес немало собственных трактовок и идей, которые положили начало глубокой разработке наиболее практически значимых педагогических проблем.

Первый мыслитель, рассматривавший педагогику в неразрывной связи с психологией.

Психолого-педагогический трактат «Педагогика» - уникальное сочинение, которое представляет собой единственное и своеобразное отражение педагогических идей в отечественной педагогике.

Определяя язык как важнейшее средство воспитания и обучения подрастающего поколения, внес определенный вклад в решение проблем родного языка. Он был одним из первых авторов научных трудов на родном языка, стоял у истоков создания национальной терминологии.

Изучение и обобщение основных направлений педагогической деятельности, прогрессивных педагогических взглядов позволяют заключить, что казахский поэт и педагог, мыслитель нового времени и должен занять достойное место в ряду педагогов мирового уровня – Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.


ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий

Васильевич (1881-1962)
Право­славный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 г. вынуж­денный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивиду­альности в психологии и педагогике», «Социальное воспитание, его задачи и пути», «О педагогическом интеллектуализме», «Пси­хология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспи­тания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и др. Отстаивал ценность человеческой личности, при­зывал связывать воспитание с содержанием жизни ребенка, с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собствен­ную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти, но нельзя так и воспитывать, как если бы не было смерти». Признавая право ребенка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуаль­ности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребенка. Без этого нет педагогической интуиции, а следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал свое понимание понятий «социальная педагогика» и «социальное воспитание». Высту­пал против сторонников свободного воспитания.
КАМПАНЕЛЛА Томаззо

(1568-1639)
Итальянский гуманист эпохи Возрождения, по своим взглядам — социалист-утопист. В своем сочинении «Город Солнца» изобразил идеальное государ­ство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют полную возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место уделил описанию воспитания детей. Оно но­сит полностью общественный характер (семья уступает свои вос­питательные функции) и одинаково для всех граждан государства. Обучение начинается с двухлетнего возраста и является полнос­тью наглядным. Стены «города Солнца» расписаны картинами, представляющими различные отрасли знаний и все ремесла. Де­вочки и мальчики, гуляя со своими наставниками вдоль стен, сначала усваивают алфавит и учатся говорить, затем «как бы иг­раючи» овладевают предметами начального обучения, гимнасти­кой, бегом, метанием диска. На восьмом году дети приступают к активному и сознательному усвоению знаний. Мысли о демокра­тическом и всестороннем воспитании и образовании в условиях справедливого общественного строя, большое внимание умствен­ному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нрав­ственно-эстетическим воспитанием, ряд соображений о нагляд­ном обучении - таков вклад, внесенный им в педагогику.
КАНТ Иммануил

(1724-1804)
Родоначальник немецкой клас­сической философии. Педагогические взгляды сложились под влиянием Ж.-Ж. Руссо и немецкого педагога И.Б. Базедова. Основные произведения, в которых отражены педагогические воззрения: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие «1765-66», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматиче­ской точки зрения». Считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, которое в нем нуждается. В воспитании различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребенком; дисциплинирова­нно; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обще­стве; морализирование, или выработка твердого характера (послед­нее является самым важным). Главной задачей воспитания счи­тал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его пони­мание школы как «принудительной культуры», где ребенок при­учается выполнять определенные обязанности. Допускал примене­ние физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение легким и приятным для детей, т.к. серьезные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Счи­тал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-граж­данский образ мыслей».
КАПТЕРЕВ Петр

Федорович (1849-1922)
Русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагоги­ки», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уде­лял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за рас­пространение детских садов, правильно оценив их педагогическое и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную си­стему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие ти­пов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал разви­тие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «педагогического процесса» как целостного явления, в котором биологическое и соц., индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащие­ся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение мате­риального и правового положения учителя привлечет к этой про­фессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период ее суще­ствования. Соединяя историю педагогики с общей историей, по­нимая педагогику как область знания, тесно связанную с обще­ственными интересами.
КАЩЕНКО Всеволод

Петрович (1870-1943)
Дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительных) детей, полагая, что врачебно-педагогическими средствами можно ослабить или преодолеть недостатки или трудности развития таких детей. Считал, что многие аномалии детства вызваны не только органическими недостатками, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями или (и) акцентуациями харак­тера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.
КВИНТИЛИАН Марк

Фабий (ок. 35 - ок. 96)
Древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собствен­ную риторическую школу для юношей, которая вскоре стала госу­дарственной. Первый учитель, получавший жалованье из госу­дарственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за ре­чью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнования, под­держивать дисциплину, но не прибегать к физическим наказани­ям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительным, но и не потвор­ствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и не расточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода в обучении: подражание, теоретическое наставление, упражнение – и требовал сочетать за­учивание с размышлением.
КОМЕНСКИЙ Ян Амос

(1592-1670)
Выдающийся чеш­ский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспри­нимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Зако­ны хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство – до 6 лет, отрочество – до 12 лет, юность – до 18 лет, возмужалость – до 24 лет) и соответству­ющую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа род­ного языка, латинская школа или гимназия и академия). Дал психологическое обоснование т.н. дидактическим принци­пам природосообразности, наглядности, сознательности, систе­матичности, последовательности, посильности обучения, проч­ности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к ме­нее известному». Разработал теоретические основы классно-уроч­ной системы организации учебных занятий, которая распростра­нилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространенных, признанных форм организации обучения. К. создал первые в ми­ровой практике образцовые учебники «Открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в кар­тинках», которые были переведены на многие языки и использо­вались не одно столетие. По сути, он является основоположни­ком дидактики ГСО. Педагогическая система его взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.
КОНФУЦИЙ (Кун Фу-Цзы)

(551-479 до н. э.)
Древнекитай­ский мыслитель, основные взгляды которого изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»). Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строгого соблюдения всех существующих норм и правил. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих ха­рактеров, К. выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы педагогической системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и предоставление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Основой вос­питания считал собственный пример учителя.
КОРЧАК Януш (Генрик

ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942)
Польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газе­те», «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка», «Пра­вила жизни», «Шутливая педагогика». В своей педагогической деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвер­дить свободу и достоинство личности ребенка. Целью воспита­ния ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребенка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Считал детство самоценным, под­линным, а не предварительным этапом жизни, а ребенка — пол­ноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребенка субъектом воспитания, призы­вал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое приме­нение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, которым он руководил до конца своих дней.
КРУПСКАЯ Надежда

Константиновна

(1869-1939)
Совет­ский политический деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Жен­щина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому педагогическому наследию с позиций марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне раз­витого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.

Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик по­литехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше ба­рабанного боя и побольше углубленной работы» - основа деятель­ности вожатых с пионерами. Ее статьи по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самооб­разования школьников интересны и полезны и в настоящее вре­мя. Профессию учителя считала не только почетной, но и одной из «наиболее захватывающих». В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по ее мнению, не мог­ло отрываться от семьи.


КУДАЙБЕРДИЕВ ШАКАРИМ

(1858–1931)
Крупнейший поэт конца XIX - начала XX века, ученый, историк. Родился в 1858 г. в Чингизской волости Семипалатинского уезда (ныне Абаевский район Семипалатинской области) в роду Тобыкты, возглавляемом Кунанбаем. Отец Шакарима Кудайберды – сын Кунанбая, старший брат Абая. С семи лет, оставшись без отца, Шакарим воспитывался в доме Абая, что наложило неизгладимый отпечаток на его мировоззрение и творческие способности. Шакарим рано научился читать, далее занимался постоянным систематическим самообразованием, успешно овладевая арабским, персидским, тюркским, русским языками, Шакарим становится одним из образованных людей своего времени. Зная эти языки, Шакарим Кудайбердиев, писал на родном языке, переводил на казахский язык произведения других народов.

Щакарим был членом Семипалатинского отделения Западно - Сибирского Географического общества. В 1905-1906 гг. совершил путешествие в Мекку, по пути познакомился с духовными шедеврами Стамбульской библиотеки. В 1909-1919 гг. с целью свободной творческой работы уединяется от своих земляков. В эти же годы были написаны его произведения. Одно из них «Летопись тюрков, киргиз, казахов и ханов» (1911 г.). в 1912 г. отдельным изданием печатаются «Қазақ айнасы», первая часть, поэмы «Қалқам-Мамыр», «Еңлiк-Кебек». В эти годы переводит на казахский язык «Хижина дяди Тома», некоторые рассказы Л.Н. Толстого. Шакарим является автором многих философских, психологических (многие из написаны в стихах) произведений. Им же были написаны кюи, труды по музыке.

Несмотря на сложные обстоятельства, вызванные октябрьским переворотом, Шакарим остается верным гуманистическим, демократическим, просветительским взглядам своего наставника Абая и настойчиво проводит эту линию. «Кумиром для меня стал покойный Абай. Следуя ему, рано отстранился я от межродовой распри и унизительных междоусобиц, избрал путь истины и справедливости, занялся науками. Специального образования я не получил, но постоянно пребывал в кропотливых поисках знаний – изучал труды известных мыслителей, знакомился со взглядами на жизнь писателей разных времен и народов, встречался, имел беседы со знающими, разумными людьми, много времени посвятил писательскому труду» - пишет он в «Записках Забытого». И в советский период были напечатаны его отдельные произведения. Так, в журнале «Абай» печатаются в его переводе «Перевод от Хафиза», поэмы Физули «Лейла-Маджнун».

Спустя много лет, в 1959 г. в газете «Қазақ әдебиетi» и в 1978 г. в сборнике «Казахские поэты», вышедшем в Ленинграде на русском языке, был опубликован цикл стихов Шакарима. В последние годы о творческой деятельности Шакарима было написано много статей, в 1988 г. в издательствах «Жазушы», «Жалын» вышло полное собрание сочинений поэта. Однако до сих пор мы не имеем фундаментальных научных исследований о творческой, общественной деятельности Ш. Кудайбердиева. Особенно о его психологических, педагогических взглядах.

Шакарим вслед за Абаем призывал молодежь овладеть знаниями, ремеслами, воспитывая в них человеколюбие, гуманизм. В своем стихотворении «Жастарға» он советует подрастающему поколению не отставать от своих сверстников, не лгать, не воровать, не сквернословить, не лениться, учиться всему хорошему у молодежи передовых стран.

В своих произведениях он призывает казахскую молодежь быть в передовых рядах прогрессивной части общества, на недостойное поведение некоторых молодых людей во взаимоотношениях со взрослыми, на пренебрежительное отношение молодежи к традициям, обычаям казахского народа. При этом он часто напоминает о том, что плохие дела людей никогда незамеченными не останутся. Как старший брат Абая, Шакарим указывает на необходимость справедливости и милосердия между людьми.

Единственный нравственный путь, указанный поэтом молодежи – это путь справедливости и овладения знаниями. Именно такой путь спасет человека от трудностей, избавит от невежества, приведет к вершинам нравственности. Размышляя по этому поводу, Шакарим в стихотворении «Арман» пишет о том, что человек с самого рождения до смерти ставит перед собой цель и для достижения этой заветной цели он всю жизнь мечтает. И в этом плане человек не должен жалеть себя, свои материальные богатства.

Поэт гневно осуждает нечистоплотность, алчность в человеке все хвалят справедливость и человечность

В стихотворении «Дүние мен өмiр» Шакарим дальше углубляет эту идею. Он предостерегает молодежь от хитрости, злорадства, лицемерия, обмана и напоминает о том, что как хорошее и плохое, богатство и нищета – это все не от бога. Наоборот, все это от самого человека, поэтому человек должен неустанно работать над собой: вбирать в себя все хорошее, что есть на свете, опровергая при этом все плохие качества, свойственные некоторым людям. Человек должен стремиться ко всему хорошему, должен себя воспитывать, честно трудиться, исправлять и искоренять свои недостатки.

Продолжая философские идеи Абая, Шакарим по-своему воспевает эту тему. Говоря о богатом наследии казахского народа, ученый призывает молодежь изучать, понимать и применять в жизни это богатство. Указывает на то, что наследие прошлых – это великое богатство, оно неисчерпаемая духовная пища для многих поколений. Далее поэт дает наставления молодежи о необходимости соблюдения норм поведения народных традиций и обычаев, сохранять спокойствие, уравновешенность. В жизни все происходит честным трудом: и богатство, и счастье, для чего нужно не бояться труда.

В стихотворении «Насихат» поэт указывает на то, что ключ жизни в умении и знании, поэтому в молодости человек неустанно должен ими владеть. Как старшему брату Шакарим с сожалением пишет Абаю, об упущенных годах в молодости и горько вспоминает о тех трудностях на склоне лет в поиске знаний и умений. С той целью поэт совершил паломничество в Мекку, посетил Стамбульскую библиотеку. Возвращаясь на Родину, Шакарим поехал в Ясную Поляну, где встретился с великим русским писателем Л.Н. Толстым. Пропагандировал Салтыкова и Толстого, Гоголя и Пушкина, Лермонтова и Некрасова всему казахскому народу.

Психологические взгляды. Педагогические высказывания Шакарима всегда переплетаются со знаниями в области психологии. Так в произведении «Истина и правда», «Казахское зеркало», «Мусульманские условия» и т. д. можно обнаружить психологические взгляды поэта. В этих произведениях автор высказывает идеи о том, что человек обязан познать окружающий себя мир, разгадать его тайны, несметные богатства этого мира должен использовать для своей нужды.. Для этого всевышний дал человеку мозг, стремлением к познанию, веру, понятие, чувство – все это дело разума, исходит от мышления.

Наследие его богато и разнообразно. Читатель найдет в нем философские раздумья о человеке, о смысле жизни, разуме, о сознании, о судьбе своего народа, о добре и зле, проблемы просвещения, нравственного воспитания – словом, все важнейшие темы, волновавшие в свое время Абая. Осваивая традиции Абая, он развил и углубил их. Как и Абай, Шакарим был хорошо образован, все это позволило ему внести значительный вклад в развитие казахской поэзии.

Творчество Ш. Кудайбердиева многие десятилетия было под запретом. Ныне доброе имя его восстановлено и богатейшее наследие поэта, философа, мыслителя, просветителя органично вошло в состав национальной казахской культуры.

Творчество Шакарима послужит благородному делу духовного обогащения общества, утверждению его гуманистических и нравственных идеалов.



КУНАНБАЕВ АБАЙ

(1845-1904)
Великий казахский поэт, основоположник казахской письменной литературы. Родился в 1845 г. в Семипалатинской области в семье старшего султана Кунанбая. Первоначальное образование на арабском языке он получил в своем ауле, в десятилетнем возрасте пошел учиться в медресе Ахмета Ризы в г. Семипалатинске. Он самостоятельно изучал арабский, персидский языки, работы восточных классиков Низами, Навои, Физули. В совершенстве овладел русским языком и пропагандировал А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого всеми средствами: своей оригинальной поэзией, переводами произведений русских классиков и активным участием культурно - просветительской жизни Восточного Казахстана. Великий казахский поэт оставил богатое педагогическое наследие. Во многих его стихотворениях и «Назиданиях» содержатся глубоко содержательные педагогические мысли относительно образования и воспитания казахской молодежи, мысли, созвучные с благородными идеями прогрессивной педагогики. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, новыми различными ремеслами, советовал трудиться честно на благо общества. Например, «Двадцать пятое слово «Назиданий» Абай посвятил раскрытию решающей роли русского образования для прогресса казахского народа. Он говорил своему народу: «Главное научиться русской науке. Наука, знание, достаток, искусство – все это у русских».

Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако, они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики: «Взаимосвязь между трудовым нравственным, умственным, эстетическим воспитанием, признание ведущей роли воспитания в формировании личности, труд как один из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая, и тому, что он был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока.

Постижение его педагогических взглядов невозможно без изучения национальных истоков его творчества. Без понимания того, что он впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа в его народной педагогике и народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национально и интернационально не противопоставляется, а выступает в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи.

Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вопрос вставал, – наука или религия – он без колебания занимал сторону науки.

Он смело выступал против тех казахов, которые не отдавали своих детей в школу, настойчиво советовал обучать детей русскому языку. «Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его, сделаешь тем благо и ему и своему народу». Абай не был профессиональным педагогом. Однако, ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же Абай черпал всю эту мудрость. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенный знаниями. Так, Абай пишет, что дети тянутся к учебе, знания у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Человек может овладеть наукой только тогда, когда он стремиться к этому сам, если на это его толкает разум, сознание необходимости знаний. Абай вместе с тем подчеркивал значение школьного обучения казахских детей на родном языке. По мысли Абая, человек должен усвоить основы знания на родном языке и только потом нужно переходить к изучению других языков.

В «40-м слове» остро и широко ставил вопрос о всеобщем народном образовании: «Надо создать школу, надо, чтобы население дало средства на эти школы, надо, чтобы учились все, даже девушки».

Величайшую силу, способствующую всестороннему развитию личности, Абай видел в общественно - производительном труде:

«Труд развивает чувство познания. Труд закрепляет в сознании услышанное. Человек приводит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного и становится умным». («Сорок первое слово»).

Тунеядство, лень, паразитический образ жизни неизбежно ведут, по мнению, Абая к тому, что человек перестает быть человеком.

Абай верил в силу воспитания, возлагал на него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием. В его творчестве важное место занимают вопросы нравственного воспитания. Поэта - мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требует законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта обеспокоенная мысль переходит из стихотворения в стихотворение. По мнению поэта наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность.

В частности он говорит:

«Чтоб человеком ты был,

Ты пятерых побори, и пятерых

избери…

Разум и доброта, упорство,

скромность и труд,

Доверься – не пропадут».

Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого человека, живущего интересами, мыслями родного народа.

В вопросах нравственного воспитания Абай опережал свое время на целую эпоху.

Настойчивая пропаганда трудового воспитания – один из сильнейших сторон педагогических взглядов Абая и его мировоззрения как просветителя-демократа.

Абай вел активную борьбу за превращение интернатов в один из важных очагов распространения в Казахстане культуры. В стихотворении «В интернате учатся» (1886 г.) он подверг резкой критике утилитарное направление содержание всего учебного курса.

Великий поэт видел главную задачу интернатов в том, чтобы они давали казахской молодежи прочное и всестороннее образование.

Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания.

Из богатого наследия поэта и просветителя для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее, и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного, нравственного, трудового, семейного воспитания молодого поколения. Он упорно стремился утвердить идеал нового человека-деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Призывая молодежь к знаниям, он говорил «Знания человека – это мерило человечества».



Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век!

Лишь знание – светоч сердец!

Абай – наставник и учитель, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему.

Педагогические взгляды Абая были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах.

В своих произведениях ин разоблачил степных заправил, обличал устаревшие обычаи и нравы, призывая народ овладеть знаниями.

Абай Кунанбаев был талантливым композитором. Многие из своих лирических стихов он переложил на музыку для широкого распространения.

Абай – общественно - публицистический идеолог нарождающейся новой общественности своей эпохи (Журнал «Абай», 1992, №2).

В настоящее время достойно оценено наследие поэта. Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову (по роману «Абай»).

Собранные А. Кунанбаевым сочинения, изданные на казахском языке, выходят большими тиражами на многих языках народов СНГ.


Лемберг Раиса

Григорьевна (1883-1975)
Советский ученый-педагог, профессор. Родилась 21 февраля 1883 г. в Петербурге.

В 1900 г. поступила на естественно-медицинский факультет Берлинского университета. В 1904 г. при выполнении задания Одесского большевистского комитета РСДРП была арестована и около года пробыла в одесской тюрьме. После выхода из тюрьмы вернулись в университет, но была выслана из Германии как русская революционерка. Возвратившись в 1906 г. в Россию, вплоть до Октябрьской революции работала учительницей в заводских школах, лектором в рабочих клубах. После победы революции по заданию Совета рабочих и крестьянских депутатов организовала дошкольные и школьные учреждения в Петрограде, занималась профессиональным образованием рабочих. Одновременно с 1918г преподавала в институте внешкольного образования. В 1924 г. перешла на работу в педагогический институт им. Герцена. В 1925 г. ей присвоена звание профессора. С 1913 г. заведовала кафедрой методики начального обучения. Совмещала преподавательскую работу с научной. Основными направлениями своих научных исследований Р.Г. Лемберг выбрала вопросы дидактики и общей методики преподавания.

С 1938 г. ее научно - педагогическая деятельность связана с Казахским педагогическим институтом им. Абая. Была профессором кафедры педагогики.

Все ее научные исследования тесно связанны с практикой. Ей принадлежит более 50 научных работ. Среди них статьи о школах рабочей молодежи, о методике обучения в них. Большое значение придавала единству процесса обучения и воспитания. Занималась теорией и историей педагогики.

Под ее руководством защищены 40 кандидатских и 2 докторские диссертации.

Р.Г. Лемберг награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», грамотами Верховного Совета Казахской ССР.



Умерла 12 июня 1975 г. в Алма-Ате.

ЛЕСГАФТ Петр

Францевич (1837-1909)
Русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные педагогические работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семей­ное воспитание ребенка и его значение». Построил теорию фи­зического воспитания, принципом которой является единство фи­зического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подго­товки кадров по физическому образованию. Внес вклад в разви­тие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типоло­гию детей.
ЛОКК Джон

(1632-1704)
Английский философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Счи­тал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по нему, является форми­рование добропорядочного делового человека – «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами др. Поэтому основное место отво­дил нравственному воспитанию, главной задачей которого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физиче­ских наказаний, но допускал их в случае упорного нежелания ре­бенка проявить послушание. Программу образования строил на основе знаний, имеющих практико - ориентированный характер: род­ной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, исто­рия и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование). Включал физический труд в систему образования юного буржуя для того, чтобы заложить основы понимания производства и как средство предупреждения праздности. Разрабатывал и методи­ческие вопросы, призывал не превращать учение в скучную обя­занность, писал о поощрении детской любознательности и раз­витии логического мышления. Его мысли оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII-XIX вв.
ЛОМОНОСОВ Михаил

Васильевич (1711-1765)
Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные педагогические работы: «Краткое руковод­ство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя россий­ская история», «О сохранении и размножении российского наро­да», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, которая совершенствует человека в ум­ственном и нравственном отношениях. Был инициатором разно­образных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский уни­верситет в Москве. Впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сто­ронником бессословной системы образования вплоть до универ­ситета. Отстаивал идею светскости образования и получения мо­лодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. В его методах обучения вы­деляются элементы политехнического образования. Являлся сто­ронником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, по­становке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников – первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.
МАКАРЕНКО Антон

Семенович (1888-1939)
Советский пе­дагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на баш­нях», «Книга для родителей», «Методика организации воспита­тельного процесса» и др. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался прин­ципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспи­тание детей и подростков с производительным свободным твор­ческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного вос­питания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания.. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства дол­га, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспита­ния гражданина.
МОНТЕНЬ Мишель

(1533-1592)
Французский философ-гуманист эпо­хи Возрождения. Основные труды: «Опыты», «Дневник путеше­ствий». Резко критиковал схоластическую систему обучения. Счи­тал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и крити­ческому отношению к любым взглядам и авторитетам, потреб­ность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной сис­теме значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелатель­ного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Высту­пал против образования женщин.
МОНТЕССОРИ Мария

(1870-1952)
Итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные педагогические работы: «Дом ребенка», «Метод научной педагогики». Она исходила из того, что ребенок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспита­теля заключается лишь в том, чтобы поставлять ребенку «пищу», которая ему необходима для саморазвития. Основа обучения до­школьника и младшего школьника, по его мнению, сенсорное вос­питание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично исполь­зовала игру в процессе обучения. Разработала интересный дидакти­ческий материал для занятий детей. Умственное воспитание фак­тически сводила к развитию органов чувств.

МОР Томас

(1478-1535)
Английский мыслитель, гуманист, родо­начальник утопического социализма. В своей основной работе «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» нарисовал картину идеального общественного строя. Государство заботится о воспитании детей, которое является всеобщим и равным для маль­чиков и девочек. Преподавание ведется на родном языке. Поми­мо преподавания основных школьных предметов учащимся Уто­пии даются знания в области музыки, диалектики, астрономии. Большое значение он придавал воспитанию подрастающего по­коления в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию путем занятий гимнастикой и воен­ными упражнениями и подготовкой к трудовой деятельности. Земледелие изучается теоретически в школе и практически на полях. Физический труд обязателен для всех. Умственными за­нятиями занимается небольшая часть населения – ученые, ос­вобожденные от физического труда, но до тех пор, пока оправ­дывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. Все взрослое население Утопии в часы досуга в библиотеках и музеях занимается самообразованием.
ОУЭН Роберт

(1771-1858)
Английский социалист-утопист. Основ­ные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качествен­но новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии – мо­жет быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой соц. среду – капитализм, замена которого на социализм будет способствовать из­менению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соедине­ния обучения с производительным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: в Нью-Лэнарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в который входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5-10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрос­лых устраивались лекции, культурные развлечения и консуль­тации. Принципу всестороннего развития и соединения обуче­ния с производительным трудом он следовал, создавая опыт­ные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.
ПЕСТАЛОЦЦИ Иоганн

Генрих (1746-1827)
Известный швейцарский педагог-демократ, который первым попытался соединить обучение детей с производительным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука на­глядности», «Лебединая песня» и др. Задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами при­роды. Разработал теорию так называемого элементарного образо­вания, по которой обучение начинается с простых элементов и вос­ходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число - счет, форма - измерение, слово - речь. Одним из первых по­пытался соединить обучение с производительным трудом. Цент­ром всего воспитания в системе является формирование нрав­ственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. Считал, что час рождения ребенка есть первый час его обучения, поэтому каждая мать должна быть воо­ружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать в помощь матерям простую и ясную сис­тему воспитания ребенка, что он сделал в ряде своих работ. Раз­работал методику начального обучения письму, измерению, ариф­метике, географии.

ПИРОГОВ Николай

Иванович (1810-1881)
Великий рус­ский хирург, крупнейший ученый, основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные педагогические работы: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» и др. Своей ста­тьей «Вопросы жизни» положил начало общественно - педагогическому движению 60-х годов XIX в. Выступал против сословных ограниче­ний в образовании и ранней утилитарно - профессиональной выучки, которая тормозила нравственное воспитание детей, сужа­ла их кругозор. Защищал общечеловеческий характер воспита­ния, идею школы, которая обязана готовить «истинного челове­ка», обладающего широкими научными познаниями, высшими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей. Рато­вал за воспитание и обучение на родном языке. Предложил про­ект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Способствовал открытию воскрес­ных школ для взрослых. Как попечитель учебных округов, внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, поощ­рял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное по­сещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Был не­последователен в вопросе о применении физических наказаний.
ПЛАТОН

(427-347 до н.э.)
Античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в котором вы­делял три сословия: философов, которые должны управлять государ­ством; воинов, которые должны охранять правопорядок; земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом. Выделение этих трех сословий, по Платону, должно происходить в процессе воспи­тания, осуществляемого государством. Его считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать об­щественное воспитание детей с трех лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, пред­лагал все преподавать «играючи», а не насильно.
РИВИН АЛЕКСАНДР

ГРИГОРЬЕВИЧ (1877-1944)
Педагог-новатор, автор коллективной формы обучения («диалогические сочетания», «талгенизм», «сочетательный диалог», «организованный диалог», «корнинский диалог») (в современной дидактике – работа в парах сменного состава).

Открытие А.Г. Ривина – событие мирового значения для развития школы, развития теории и практики обучения.

Образование получил в Одесском политехническом институте, но по специальности не работал, а стал учителем с инженерным мышлением. Еще в 1911 г. его заинтересовал вопрос: почему в области физического труда наступает время механизации и автоматизации производства, а учебно-умственный труд оставался «первобытным»: учитель учит сразу всех, целую группу школьников, всех одинаково. Как облегчить труд учителя и одновременно сделать его более результативным? Ученики должны тратить времени и сил меньше, а знать и уметь больше. Овладевать науками надо быстрее и в то же время качественнее.

Ривин ввел сотрудничество учеников друг с другом. Впервые апробировал в небольшом украинском местечке Корнин в 1918 г. Ученики работали в парах и очень редко – группами. Состав пар постоянно менялся. Если брать всю группу, то все работают с каждым и индивидуально. Он разработал методику изучения научных статей (текстов), решения задач и т.д.

Из-за военных действий школа была закрыта.

В начале 20-х гг. оказался в Москве, где работает заведующим учебной частью ФЗУ химиков. Занятия здесь организуются по методу содиалога. После закрытия ФЗУ Ривин продолжает работу по распространению и внедрению оргдиалога в разных кружках и в частях Красной Армии. В 1928 г. стал инициатором создания «Дикого вуза» (Объединение групп по высшему техническому образованию), который просуществовал вплоть до 1932 гг. – до периода начала массовых репрессий.

После – практиковал частные уроки, занимался репетиторством. В 1941 г. эвакуировался в Рязань, где 5 марта 1944 г. умер в доме престарелых в полной безвестности от нищеты и голода.
РОЗАНОВ Василий

Васильевич (1856-1919)
Русский философ, пи­сатель, педагог, литературный критик. Философско-педагогические работы:

«Сумерки просвещения», «Три главные принципы образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свы­ше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литера­туре, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образова­ния, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индиви­дуальности, принцип целостности, принцип единства типа.. Вос­питание и образование для него были слитны и неразделимы. Как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского об­щества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной ци­вилизации, христианского спиритуализма и точных внешних по­знаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государствен­ных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психо­логию термин понимание.


РУССО Жан-Жак

(1712-1778)
Французский философ-демократ, ос­нователь теории свободного воспитания. Основные работы: «Спо­собствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рас­суждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагае­мой реформе...» и др. Выступал за естественное, или природосообразное, воспитание, т.е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом че­ловека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребенка, не мешающим его естественному развитию. Отсюда – взгляды на дисциплину как на необходимость подчи­няться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесен­ный им ущерб). Своеобразна предложенная им возрастная перио­дизация с четко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по его мнению, должна воспитываться дома.



страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: