Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

- обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;

- направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.

Этот показатель свидетельствует о педагогической и психологической грамотности классного руководителя.



  1. Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя. Нельзя оценивать мероприятие изолированно от других. Только в связи с ними может иметь положительные, нейтральные или отрицательные результаты данного мероприятия.

  2. Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму. Здесь выявляются педагогическая чуткость и способность классного руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации и возможность использовать свой прежний опыт в новых условиях. Тем самым проверяется способность к педагогическому творчеству, новизне и оригинальности педагогических решений.

  3. Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего. По увлекательности мероприятия можно судить об общей культуре классного руководителя, его умении учитывать возраст, интересы, потребности школьников.

  4. Краткость подготовительного периода. Известно, что воспитывает не только само мероприятие, но и подготовка к нему. Но при этом важно, чтобы затраченное учителем и учащимися время было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся – наиболее полными. Подготовка плными. важно, чтобы затраченное учителем и учащимися время было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся - наибол к мероприятию характеризует организаторские способности классного руководителя. Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.

  5. Удовлетворенность школьников проведенными мероприятием. Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя. В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в детской среде. Учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определенные умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворенности школьников можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.

  6. Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность запланированных учащихся, их самостоятельность и инициатива.

  7. Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия объективность показатель требовательности в своей работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Схема характеристики классного коллектива


  1. Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).

  2. Содержание и характер коллективной деятельности.

- учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплина, борьба класса за высокую успеваемость, контроль за успеваемостью отдельных учеников со стороны актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация). Дисциплина класса в учебной деятельности;

- жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к современным политическим событиям, искусству, литературе, музыке, спорту и т.д. Участие классного коллектива в общешкольной жизни.

- общественно-полезная работа класса внутри школы и за ее пределами. Виды труда и характер его выполнения. Проявление сознательной дисциплины в общественно-полезном труде.

3) Руководство и организация классного коллектива.

- организующее ядро класса, актив и его работа, характеристика его активистов (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, отношение к общественному мнению);

- наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса.

Психологические причины пассивности отдельных учащихся.

Наличие «отверженных», причины такого отношения и возможные пути его изменения;

- взаимоотношения внутри коллектива (сплоченность коллектива, наличие или отсутствие группировок, их психологическая основа, проявление чуткости, взаимопомощи). Ложная помощь (подсказки, списывание, замалчивание дурных поступков и т.п.). Проявление взаимной требовательности и уважения. Соревнование, соперничество, споры, индивидуалистические проявления. Критика и самокритика в коллективе;

- взаимные симпатии и антипатии и их психологические основы (мотивы). Проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа.

- общение между мальчиками и девочками. Особенности их взаимоотношений (дружба, обособленность, игнорирование, проявление влюбленности, характер общих интересов);

- взаимоотношение класса с учителями, связь с родителями.

- личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.

4) Общие выводы.

Степень сплоченности класса, ее характер. Определение общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Что сделано студентом-практикантом в классе по преодолению отрицательных явлений в коллективе (если таковые имели место)?

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Схема характеристики учащихся


  1. Общие сведения об учащихся – ФИО, состояние здоровья, психологическая атмосфера в семье, членство в кружках и др. детских и молодежных организациях.

  2. Интерес учащихся к учебе, мотивы, побуждающие учиться, сознательность отношений к учебе, уровень развития интеллектуальных способностей, успеваемость, отношение к разным учебным предметам, любимые учебные предметы, уровень развития познавательных процессов, характеристика.

  3. Разносторонность личности учащегося, особенности характера, интересы, особенности общения в школе и вне школы.

  4. Особенности эмоционально-волевой сферы личности учащегося, уровень развития нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств, культура поведения, волевые качества личности.

  5. Место учащегося в структуре класса.

  6. Выполнение домашних заданий.

  7. Выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Схема анализа воспитательного мероприятия
1) Общие сведения. Дата. Класс. Классный руководитель. Форма мероприятия. Тема.

2) Организация мероприятия.

- педагогическая целесообразность. Тема запланированного дела соответствует уровню общей культуры, индивидуальным и возрастным особенностям.

- общественная активность. Заинтересованные участие учащихся в подготовке и проведении мероприятия.

- подготовленность. Ответственное отношение к организации мероприятия.


  1. Содержание мероприятия.

- интеллектуальный фон. Духовность, богатство, содержание программы воспитательного мероприятия.

- эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей.

-эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.


  1. Организация среды воспитания.

- реализация профессионально важных качеств педагога.

- проявления качеств личности учащихся во время мероприятия и после него.



  1. Качества педагогических условий.

  2. Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха или неуспеха. Выводы и рекомендации.

ПРИЛОЖЕНИЕ З

Схема анализа коллективной творческой деятельности


Название темы и ее актуальность.

Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса.

Характеристика подготовительного периода, его основных этапов:

- степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника;

- уровень активности и самостоятельности;

- способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников;

- характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения.

Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие содержания его форме и поставленным воспитательным задачам.

Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.

Характер использования литературы при подготовке КТД.

Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Схема анализа классного часа


  1. Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя (классного воспитателя).

  2. Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника.

  3. Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:

- своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;

- уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;

- педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.

4) Ход классного часа:

- убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;

- соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;

- педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.

5) Итого классного часа:

- достижения цели и задач классного часа;

- позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;

- педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.

ПРИЛОЖЕНИЕ К

Схема индивидуального плана работы студента на период педагогической практики
Индивидуальный план

педагогической практики

студента … курса …

факультета (ФИО)

в классе … школы …

с … по …



№/№

Содержание работы

Сроки выполнения

Оценка














  1. Знакомство со школой и классом

а)

б)

2) Учебно-воспитательная работа по предмету



а)

б)

3) Воспитательная работа



4) Работа с родителями
Подпись студента практиканта

ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Рекомендуемые способы изучения индивидуальных особенностей школьников


  1. Знакомство с личными делами учащихся.

  2. Просмотр классного журнала.

  3. Беседы с учителями и классными руководителями.

  4. Информация зам. директора по воспитательной работе.

  5. Педагогическое наблюдение за учащимися.

  6. Анализ результатов деятельности учащихся.

  7. Сочинения учащихся.

  8. Беседы с активом класса т родителями учащихся.

  9. Проведение экспериментальных исследовательских работ по изучению личности и классного коллектива.

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Схема психолого-педагогической характеристики школьника


  1. Общие сведения о школьнике:

- ФИО, год рождения, домашний адрес;

- внешний облик, физическое развитие, состояние здоровья;

- сведения о родителях: место работы, условия жизни ребенка в семье, наличие режима;


  1. Общий уровень развития ученика:

- интересы и склонности. В каких кружках, секциях участвует.

- интерес к жизни класса и отношение к общественной работе



  1. Учебная деятельность:

- отношение к учебной работе: серьезно ли относится к учебным занятиям, регулярно ли их посещает, систематично ли готовит домашние задание, как работает на уроке.

- успеваемость

- особенность и характер работы по предмету, в котором школьник отстает: любит ли предмет, какой материал хорошо понимает, какой материал вызывает затруднения, регулярно ли занимается. Каковы, причины отставания.


  1. Основные черты характера и степень их сформированности:

- наблюдательность;

- любознательность;

- уверенность в своих силах;

- личная организованность;

- особенность поведения на уроке, внеклассном занятии;

- поведение ученика в семье;

- поведение ученика на перемене;

- взаимоотношения школьника с учителями, товарищами, родителями.

ПРИЛОЖЕНИЕ Н

Инструктивные указания по ведению дневника

Структура дневника педагогических наблюдений


  1. Сведения о практиканте:

- ФИО

- специальность

- курс, группа

- место прохождения практики (школа, класс)

- сроки практики

- классный руководитель

- директор школы

- завуч


- методист-предметник

- методист по воспитательной работе



  1. Расписание звонков школы

  2. Расписание уроков класса

  3. Список класса

  4. Лист посадки класса



  1. Лист интересов и занятости класса






ФИО

увлечение

Посещение предметных кружков

Досуговая занятость

1.













2.
















  1. Дополнительные сведения:

- сведения о здоровье учащихся

- социальный статус семьи

- «Трудные» учащиеся

- именинники на период практики




  1. Учет посещаемости






ФИО уч-ся

1неделя

2неделя

3недея

4неделя










































































































































































































  1. Текущие наблюдения и выводы

  2. Вариативная часть:

- описание структуры внутриклассного самоуправления;

- характеристика класса;

- результаты педагогических диагностик;

- план (конспект) родительского собрания;

- диагностика качества знаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ М

Памятка студенту-практиканту
Студент обязан:

- Соблюдать режим работы школы.

- Приходить к началу уроков в своем классе, уходить по окончании их, если нет особых обстоятельств (классных часов, отчетов, консультаций). Быть в курсе состояния дел в своем классе.

- Обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени отчеству.

- Быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы.

- Выполнять все задания по содержанию практики. Сдача отчетов в точно указанный срок и своему преподавателю.

- В случае пропуска дня занятий (по уважительным причинам), опоздания сообщить руководителю практики заранее или передать через студентов группы; сразу же после прихода лично объяснить причину отсутствия или опоздания руководителю.

- Предупреждать учителя о своем присутствии на уроке.

- Нести ответственность за жизнь и здоровье школьников в течении их нахождения в школе вместе с классным руководителем.

- Студенту нужно помнить, что последний день практики – последний отчетный день (в последующие дни ни документация, ни оправдательные справки не принимаются).

- За нарушение требований, снижение качества выполнения заданий, невыполнение плана практики отметка за практику снижается.
Студент не должен:

- Ходить в школе в верхней одежде.

- Входить в класс на урок после звонка.

- Выходить во время урока из класса.

- Разговаривать на уроках.

- Самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии¸ поездки).

- Посещать семьи учеников без классного руководителя.

- Проверять тетради.

- Проводить уроки без согласования с методистом по предмету.

- Курить в школе или на ее территории.

- Демонстрировать дурные привычки.

- Организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с дежурным администратором.

- Терять или доверять посторонним людям свою рабочую тетрадь.
Студент может:

- Вместе с классным руководителем посещать семьи учеников, проводить мероприятия вне школы.



- Обращаться за помощью к администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям.

- Выказывать претензии и значения по организации практики заведующему практикой, заведующим кафедрами педагогики и психологии, факультетскому руководителю практикой.

страница 1 страница 2

Смотрите также: