страница 1 страница 2
- обеспечение дальнейшего положительного общения в детском коллективе;
- направленность содержания на решение задач, поставленных перед школой, классом.
Этот показатель свидетельствует о педагогической и психологической грамотности классного руководителя.
-
Преемственность содержания данного мероприятия с другими в системе работы классного руководителя. Нельзя оценивать мероприятие изолированно от других. Только в связи с ними может иметь положительные, нейтральные или отрицательные результаты данного мероприятия.
-
Соответствие содержания мероприятия форме его проведения, оригинальность решения воспитательных задач через содержание и форму. Здесь выявляются педагогическая чуткость и способность классного руководителя ориентироваться в конкретной педагогической ситуации и возможность использовать свой прежний опыт в новых условиях. Тем самым проверяется способность к педагогическому творчеству, новизне и оригинальности педагогических решений.
-
Насыщенность мероприятия информацией и эмоциональными переживаниями, обеспечивающими активное восприятие происходящего. По увлекательности мероприятия можно судить об общей культуре классного руководителя, его умении учитывать возраст, интересы, потребности школьников.
-
Краткость подготовительного периода. Известно, что воспитывает не только само мероприятие, но и подготовка к нему. Но при этом важно, чтобы затраченное учителем и учащимися время было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся – наиболее полными. Подготовка плными. важно, чтобы затраченное учителем и учащимися время было целесообразным, а самовыражение и активность учащихся - наибол к мероприятию характеризует организаторские способности классного руководителя. Информацию о том, как проходила подготовка к мероприятию и сколько учащихся принимало в ней участие, можно получить от самого педагога при анализе воспитательного мероприятия.
-
Удовлетворенность школьников проведенными мероприятием. Это общий показатель педагогического мастерства классного руководителя. В результате хорошо подготовленного мероприятия всегда разрешаются какие-то противоречия в детской среде. Учащиеся получают или закрепляют нужную информацию, приобретают определенные умения и навыки, полезные привычки. Об удовлетворенности школьников можно судить по их настроению, поведению, отношению к участникам данного мероприятия.
-
Культура проведения мероприятия, четкость, последовательность запланированных учащихся, их самостоятельность и инициатива.
-
Самооценка классным руководителем качества и результатов мероприятия объективность показатель требовательности в своей работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Схема характеристики классного коллектива
-
Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).
-
Содержание и характер коллективной деятельности.
- учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплина, борьба класса за высокую успеваемость, контроль за успеваемостью отдельных учеников со стороны актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация). Дисциплина класса в учебной деятельности;
- жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к современным политическим событиям, искусству, литературе, музыке, спорту и т.д. Участие классного коллектива в общешкольной жизни.
- общественно-полезная работа класса внутри школы и за ее пределами. Виды труда и характер его выполнения. Проявление сознательной дисциплины в общественно-полезном труде.
3) Руководство и организация классного коллектива.
- организующее ядро класса, актив и его работа, характеристика его активистов (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, отношение к общественному мнению);
- наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса.
Психологические причины пассивности отдельных учащихся.
Наличие «отверженных», причины такого отношения и возможные пути его изменения;
- взаимоотношения внутри коллектива (сплоченность коллектива, наличие или отсутствие группировок, их психологическая основа, проявление чуткости, взаимопомощи). Ложная помощь (подсказки, списывание, замалчивание дурных поступков и т.п.). Проявление взаимной требовательности и уважения. Соревнование, соперничество, споры, индивидуалистические проявления. Критика и самокритика в коллективе;
- взаимные симпатии и антипатии и их психологические основы (мотивы). Проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа.
- общение между мальчиками и девочками. Особенности их взаимоотношений (дружба, обособленность, игнорирование, проявление влюбленности, характер общих интересов);
- взаимоотношение класса с учителями, связь с родителями.
- личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
4) Общие выводы.
Степень сплоченности класса, ее характер. Определение общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Что сделано студентом-практикантом в классе по преодолению отрицательных явлений в коллективе (если таковые имели место)?
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Схема характеристики учащихся
-
Общие сведения об учащихся – ФИО, состояние здоровья, психологическая атмосфера в семье, членство в кружках и др. детских и молодежных организациях.
-
Интерес учащихся к учебе, мотивы, побуждающие учиться, сознательность отношений к учебе, уровень развития интеллектуальных способностей, успеваемость, отношение к разным учебным предметам, любимые учебные предметы, уровень развития познавательных процессов, характеристика.
-
Разносторонность личности учащегося, особенности характера, интересы, особенности общения в школе и вне школы.
-
Особенности эмоционально-волевой сферы личности учащегося, уровень развития нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств, культура поведения, волевые качества личности.
-
Место учащегося в структуре класса.
-
Выполнение домашних заданий.
-
Выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Схема анализа воспитательного мероприятия
1) Общие сведения. Дата. Класс. Классный руководитель. Форма мероприятия. Тема.
2) Организация мероприятия.
- педагогическая целесообразность. Тема запланированного дела соответствует уровню общей культуры, индивидуальным и возрастным особенностям.
- общественная активность. Заинтересованные участие учащихся в подготовке и проведении мероприятия.
- подготовленность. Ответственное отношение к организации мероприятия.
-
Содержание мероприятия.
- интеллектуальный фон. Духовность, богатство, содержание программы воспитательного мероприятия.
- эмоциональный фон. Увлекательность проведения творческого дела, заинтересованность участников и зрителей.
-эстетический фон. Красочность, яркость, оригинальность оформления мероприятия.
-
Организация среды воспитания.
- реализация профессионально важных качеств педагога.
- проявления качеств личности учащихся во время мероприятия и после него.
-
Качества педагогических условий.
-
Итоги воспитательного мероприятия. Факторы успеха или неуспеха. Выводы и рекомендации.
ПРИЛОЖЕНИЕ З
Схема анализа коллективной творческой деятельности
Название темы и ее актуальность.
Цель и воспитательные задачи, их соответствие уровню развития школьников данного класса.
Характеристика подготовительного периода, его основных этапов:
- степень участия в подготовке воспитательного дела коллектива класса, органов самоуправления, каждого участника;
- уровень активности и самостоятельности;
- способы стимулирования воспитателем инициативы и общественной активности школьников;
- характер педагогического руководства коллективом класса при подготовке занятия, стиль общения.
Оценка содержания и методики проведения КТД, соответствие содержания его форме и поставленным воспитательным задачам.
Отношение учащихся к воспитательному делу: заинтересованность, самостоятельность, инициативность, способы дисциплинирования школьников воспитателем.
Характер использования литературы при подготовке КТД.
Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобного КТД.
ПРИЛОЖЕНИЕ И
Схема анализа классного часа
-
Тема классного часа и его место в общей системе воспитательной работы классного руководителя (классного воспитателя).
-
Образовательно-воспитательные задачи классного часа, их личностный смысл для каждого школьника.
-
Подготовка учителя и учащихся к проведению классного часа:
- своевременность подготовки учителя и учащихся к проведению мероприятия;
- уровень самостоятельности и активности школьников в его подготовке;
- педагогическая обеспеченность учебно-наглядным оборудованием.
4) Ход классного часа:
- убедительность, четкость, эмоциональность классного руководителя в постановке и раскрытии перед учащимися цели и задач классного часа;
- соответствие содержания, тематической направленности и технологии проведения мероприятия уровню развития коллектива класса;
- педагогическое мастерство классного руководителя в проведении классного часа: педагогическая культура, такт, общение, внешний вид; создание психологической совместимости на начальном этапе проведения классного часа; рациональное использование учебного времени; коррекционные действия классного руководителя.
5) Итого классного часа:
- достижения цели и задач классного часа;
- позитивные и негативные аспекты проведенного мероприятия, их причины;
- педагогические выводы и рекомендации по совершенствованию работы классного руководителя по подготовке и проведению классного часа.
ПРИЛОЖЕНИЕ К
Схема индивидуального плана работы студента на период педагогической практики
Индивидуальный план
педагогической практики
студента … курса …
факультета (ФИО)
в классе … школы …
с … по …
№/№
|
Содержание работы
|
Сроки выполнения
|
Оценка
|
|
|
|
|
-
Знакомство со школой и классом
а)
б)
2) Учебно-воспитательная работа по предмету
а)
б)
3) Воспитательная работа
4) Работа с родителями
Подпись студента практиканта
ПРИЛОЖЕНИЕ Л
Рекомендуемые способы изучения индивидуальных особенностей школьников
-
Знакомство с личными делами учащихся.
-
Просмотр классного журнала.
-
Беседы с учителями и классными руководителями.
-
Информация зам. директора по воспитательной работе.
-
Педагогическое наблюдение за учащимися.
-
Анализ результатов деятельности учащихся.
-
Сочинения учащихся.
-
Беседы с активом класса т родителями учащихся.
-
Проведение экспериментальных исследовательских работ по изучению личности и классного коллектива.
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Схема психолого-педагогической характеристики школьника
-
Общие сведения о школьнике:
- ФИО, год рождения, домашний адрес;
- внешний облик, физическое развитие, состояние здоровья;
- сведения о родителях: место работы, условия жизни ребенка в семье, наличие режима;
-
Общий уровень развития ученика:
- интересы и склонности. В каких кружках, секциях участвует.
- интерес к жизни класса и отношение к общественной работе
-
Учебная деятельность:
- отношение к учебной работе: серьезно ли относится к учебным занятиям, регулярно ли их посещает, систематично ли готовит домашние задание, как работает на уроке.
- успеваемость
- особенность и характер работы по предмету, в котором школьник отстает: любит ли предмет, какой материал хорошо понимает, какой материал вызывает затруднения, регулярно ли занимается. Каковы, причины отставания.
-
Основные черты характера и степень их сформированности:
- наблюдательность;
- любознательность;
- уверенность в своих силах;
- личная организованность;
- особенность поведения на уроке, внеклассном занятии;
- поведение ученика в семье;
- поведение ученика на перемене;
- взаимоотношения школьника с учителями, товарищами, родителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ Н
Инструктивные указания по ведению дневника
Структура дневника педагогических наблюдений
-
Сведения о практиканте:
- ФИО
- специальность
- курс, группа
- место прохождения практики (школа, класс)
- сроки практики
- классный руководитель
- директор школы
- завуч
- методист-предметник
- методист по воспитательной работе
-
Расписание звонков школы
-
Расписание уроков класса
-
Список класса
-
Лист посадки класса
-
Лист интересов и занятости класса
№
|
ФИО
|
увлечение
|
Посещение предметных кружков
|
Досуговая занятость
|
1.
|
|
|
|
|
2.
|
|
|
|
|
-
Дополнительные сведения:
- сведения о здоровье учащихся
- социальный статус семьи
- «Трудные» учащиеся
- именинники на период практики
-
Учет посещаемости
№
|
ФИО уч-ся
|
1неделя
|
2неделя
|
3недея
|
4неделя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Текущие наблюдения и выводы
-
Вариативная часть:
- описание структуры внутриклассного самоуправления;
- характеристика класса;
- результаты педагогических диагностик;
- план (конспект) родительского собрания;
- диагностика качества знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ М
Памятка студенту-практиканту
Студент обязан:
- Соблюдать режим работы школы.
- Приходить к началу уроков в своем классе, уходить по окончании их, если нет особых обстоятельств (классных часов, отчетов, консультаций). Быть в курсе состояния дел в своем классе.
- Обращаться к учителям, студентам-практикантам по имени отчеству.
- Быть внимательным, доброжелательным и вежливым в отношениях со школьниками, учителями, родителями, преподавателями, студентами группы.
- Выполнять все задания по содержанию практики. Сдача отчетов в точно указанный срок и своему преподавателю.
- В случае пропуска дня занятий (по уважительным причинам), опоздания сообщить руководителю практики заранее или передать через студентов группы; сразу же после прихода лично объяснить причину отсутствия или опоздания руководителю.
- Предупреждать учителя о своем присутствии на уроке.
- Нести ответственность за жизнь и здоровье школьников в течении их нахождения в школе вместе с классным руководителем.
- Студенту нужно помнить, что последний день практики – последний отчетный день (в последующие дни ни документация, ни оправдательные справки не принимаются).
- За нарушение требований, снижение качества выполнения заданий, невыполнение плана практики отметка за практику снижается.
Студент не должен:
- Ходить в школе в верхней одежде.
- Входить в класс на урок после звонка.
- Выходить во время урока из класса.
- Разговаривать на уроках.
- Самостоятельно руководить детьми вне школы (экскурсии¸ поездки).
- Посещать семьи учеников без классного руководителя.
- Проверять тетради.
- Проводить уроки без согласования с методистом по предмету.
- Курить в школе или на ее территории.
- Демонстрировать дурные привычки.
- Организовывать внеклассные мероприятия в школе без согласования с дежурным администратором.
- Терять или доверять посторонним людям свою рабочую тетрадь.
Студент может:
- Вместе с классным руководителем посещать семьи учеников, проводить мероприятия вне школы.
- Обращаться за помощью к администрации школы, учителям, классным руководителям, преподавателям.
- Выказывать претензии и значения по организации практики заведующему практикой, заведующим кафедрами педагогики и психологии, факультетскому руководителю практикой.
страница 1 страница 2
|