страница 1 страница 2 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.С.АМАНЖОЛОВА
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________Ф.С.Курманов
«_____»_________________2007г.
А.К. Игибаева, Н.С. Мышко, О.А. Громова, А.К. Кадырбаева,
А.Д. Кунапьянова, К.К. Шакаримова
ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Методические указания
Усть-Каменогорск
Издательство ВКГУ им.С.Аманжолова,
2007
УДК 371.134
Игибаева А.К. Организация непрерывной педагогической практики в системе непрерывной профессиональной подготовки: Методические указания / Игибаева А.К., Мышко Н.С., Громова О.А., Кадырбаева А.К., Кунапьянова А.Д., Шакаримова К.К. – Усть-Каменогорск, 2006. – с.40
Рукопись обсуждена на заседании кафедры педагогики
Протокол №____ от «_____»______________200_г.
Зав.кафедрой, к.п.н., профессор Игибаева А.К.
Рукопись одобрена методическим советом психолого-педагогического факультета
Протокол №____ от «_____»________________200_г.
Председатель методического совета
психолого-педагогического факультета Рахимова А.А.
Нормоконтролер Шарапиева Г.Д.
Рукопись рекомендована к изданию
Протокол №_____ от «_____»________________200_г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………..3
1 Содержание непрерывной педагогической практики
студентов 1,2 курсов……………………………………………………………7
2 Методическое обеспечение ………………………………………………..…16
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………….22
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….25
Методические указания по педагогической практике содержат советы и рекомендации, дающие возможность студенту планировать индивидуальное содержание профессионального становления в процессе прохождения педагогической практики в зависимости от курса обучения, поможет студенту проанализировать собственную деятельность самостоятельно ее корректировать с целью достижения профессионального мастерства. Авторами методических указаний представлены: цели, задачи, основные принципы и особенности профессионально-педагогической практики, умения, которыми должны овладеть студенты в процессе практики, права и обязанности студентов.
Методические указания адресованы студентам педагогических специальностей, преподавателям-руководителям практики, могут быть полезны учителям и руководителям школ, всем, кто интересуется вопросами анализа, оценки, организации педагогической практики студентов как учителей предметников, так и классных руководителей.
Рецензент:
доктор педагогических наук, доцент,
зав.кафедрой теории и методики физической культуры ВКГУ им.С.Аманжолова
Русанов В.П.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В лекции Президента РК Н.А. Назарбаева в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева была предложена Стратегия вхождения Казахстана в число наиболее развитых и конкурентно-способных стран мира. Одним из этих ключевых приоритетов является развитие современного образования и передовой науки.
Необходимо быстро адаптироваться к требованиям нового века и быть готовым к жесткой конкуренции.
Перед университетами поставлена задача: подготовить высококвалифицированных специалистов. Это значит, что студентам необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой.
В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Она является органической частью учебно-воспитательного процесса, обеспечивая соединение теоретической подготовки будущих учителей с их практической деятельностью в учебно-воспитательных учреждениях.
Педагогическая практика в вузе является первой серьезной проверкой готовности студентов к будущей профессиональной деятельности и критерием оценки подготовленности выпускников к практической деятельности. Подготовка профессионала – многогранный процесс, где важнейшее место занимает непрерывная педагогическая практика.
Кафедрой педагогики неоднократно разрабатывались рекомендации по совершенствованию педагогической практики. В 2005 изданы методические указания «Организация педагогической практики в системе непрерывной профессиональной подготовки». Авторы – составители: А.К. Игибаева, Н.А. Завалко, Н.С. Мышко, Л.Р. Аубакирова, Г.Т. Тохтарова, М.К. Кусаинова, Н.Б. Игисинова, Н.И. Суханова.
Настоящие методические рекомендации более широко освещают задачи и содержание непрерывной педагогической практики на 1 и 2 курсах, которая в настоящее время называется: учебно-ознакомительная, профессионально-ознакомительная, учебно-профессиональная, учебно-воспитательная и т.п.
Рекомендации подготовлены со ссылками на указанные методические рекомендации (Усть-Каменогорск ВКГУ им. С. Аманжолова, 2005), Типовая учебная программа. Бакалавриат. Непрерывная педагогическая практика студентов 1-4 курса. – Алматы, 2005г.; учебно-методическое пособие: Пашкевич Г.И., Сысоева И.Е. Педагогическая практика. – М., 1999, Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая практика. – М., 1999, а также на диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Гущиной Л.Ю. «Формирование образовательного потенциала студентов в вузе» (Павлодарский госуниверситет им. С. Торайгырова), Методические рекомендации в помощь студентам преподавателям педагогических институтов по организации непрерывной педагогической практики. – Алма-Ата, 1986.
Непрерывная педагогическая практика расширяет кругозор и профессиональную компетентность, раскрывает перспективные возможности студентов, т.е. будущий педагог попадает в обстановку, требующую эффективного формирования образовательного потенциала, студенты применяют знания, способы деятельности, приобретают опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений и социальных качеств, приобретенных ими в университете.
Практика дает возможность студенту ознакомиться с обязанностями и содержанием работы педагога в сфере предлагаемой деятельности, углубить и закрепить свои знания и умения, приобретенные при изучении теоретических и практических курсов.
ЗАДАЧИ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В процессе НПП решаются следующие задачи
- закрепление, углубление и обобщение психолого-педагогических и специальных знаний, их применение в решении конкретных педагогических задач;
- формирование у будущих учителей педагогических умений и навыков и профессионально значимых качеств личности;
- воспитание у студентов устойчивого интереса и любви к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании;
- выработка творческого исследовательского подхода к педагогической деятельности.
- изучение детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, овладение методами их изучения.
Педпрактика должна способствовать овладению умениями:
- определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей коллектива;
- изучать личность школьника и коллектив учащихся с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;
- осуществлять текущее и перспективное планирование педагогической деятельности;
- наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводить исследовательскую работу по психолого-педагогическим дисциплинам;
- работать с методической литературой, школьными учебниками и программами, творчески отбирать материал, готовить наглядные пособия к урокам и внеклассным мероприятиям;
- наблюдать за выбором учителем наиболее эффективных форм и методов работы с учетом физического и психического уровня развития школьника;
- проводить диагностику уровня развития школьника;
- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности;
- умение организовать самообслуживание в классе;
- проверять дневники учащихся;
- проводить работу с неуспевающими учащимися;
- планировать отдельные коллективные творческие дела;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с учетом их интересов (игровую, трудовую, художественно-творческую, туристско-краеведческую);
- устанавливать правильные взаимоотношения с учителями, товарищами.
СОДЕРЖАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
СТУДЕНТОВ 1,2 КУРСОВ
Практика студентов 1 курса представляет собой начало освоения педагогической профессии. Первокурсники направляются в общеобразовательные школы. Ознакомление с опытом работы школы ведется по программе, составленной на основе изучения педагогики. Вводятся элементы подготовки студентов к методике преподавания предмета. В содержание деятельности студента первого курса входят:
-
Ознакомление:
- с основными направлениями работы школы, класса. Знакомство с планами работы на учебный год;
- с санитарно-гигиеническими условиями школы;
- с опытом организации школьного кабинета по учебному предмету, методическим комплексом, дидактическим материалом кабинета.
2) Овладение комплексом исследовательских методик применяемых для изучения школьников (метод наблюдения, беседы, анкетирование, изучение продуктов деятельности), с последующим анализом полученных результатов.
3) Участие в учебно-воспитательной работе
В целом в содержание непрерывной педагогической практики входит воспитательная работа с детьми, подростками, родительской общественностью.
Содержание НПП должно предусматривать:
- работу с учащимися по предмету своей специальности;
- внеклассную воспитательную работу;
- общественно-организаторскую работу;
- профессионально-ориентационную работу.
Названные виды деятельности студенты 1 и 2 курсов выполняют в качестве помощников классного руководителя, помощника психолога, руководителя предметного кружка и т.п.
Непосредственная практическая деятельность начинается с изучения условий предстоящей работы:
- будущий педагог знакомится с материально-технической базой учебно-воспитательного учреждения, с педагогическим коллективом и специфическими задачами, которые он решает с коллективом учащихся;
- знакомится со спецификой деятельности учителей начальных классов (для студентов специальности ПиМНО) и преподавателей различных предметов;
- оказывает помощь в подборе дидактических материалов к урокам;
- изучает деятельность классных руководителей;
- изучает возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса, овладевает комплексом исследовательских методик, применяемых для изучения школьников;
- в процессе НПП студент наблюдает за работой педагогов, с их помощью и помощью методистов изучает учеников, планирует свою деятельность;
- студент посещает классные часы, беседует с классным руководителем, оказывает помощь классному руководителю в подготовке и проведении классных часов, утренников, праздников.
Большую помощь студенту может оказать документация: планы, отчеты, журналы, личные дела учащихся, медицинская карта учащихся. Задания для самостоятельной работы студентов имеют творческо-исследовательский характер. Основными условиями эффективности НПП является ее теоретическая обоснованность, обучающий и воспитывающий характер, комплексный подход к ее содержанию и организации, систематичность и преемственность в ее проведении.
Таблица 1 – Содержание деятельности студентов 1 курса (1 семестр)
Содержание деятельности студентов
Таблица 1 - Содержание деятельности студентов 1 курса (1 семестр)
время
|
Содержание и цель деятельности
|
Формы и методы ее организации
|
1-ая неделя
|
Ознакомление с задачами и основными направлениями работы школы на современном этапе.
|
Беседа с директором (зам. директором) школы, заведующим учебной частью, организатором внеклассной работы, учителями. Экскурсия по школе. Составление индивидуального плана прохождения практики.
|
2-ая неделя
|
Ознакомление со спецификой деятельности классного руководителя.
|
Посещение классного часа. Беседа с классным руководителем. Оказание помощи классному руководителю в подготовке классного часа.
|
3-ая неделя
|
Ознакомление с общественной деятельностью в школе.
|
Беседа с заведующим по воспитательной работе. Изучение плана воспитательной работы школы, класса. Знакомство с работой кружков, секций, клубов в школе.
|
4-ая неделя
|
Изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса, с помощью различных исследовательских методик.
|
Отражение материалов изучения учащихся с их психологическим анализом в педагогическом дневнике. Психолого-педагогическая характеристика на ученика.
|
5-ая неделя
|
Изучение коллектива класса. Овладение исследовательскими методиками, применяемыми при изучении межличностных отношений школьников.
|
Отражение материалов изучения межличностных отношений учащихся с психологическим анализом в педагогическом дневнике.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
|
|
|
|
5-ая неделя
|
Изучение коллектива класса. Овладение исследовательскими методиками, применяемыми при изучении межличностных отношений школьников.
|
Отражение материалов изучения межличностных отношений учащихся с психологическим анализом в педагогическом дневнике.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
|
6-ая неделя
|
Работа по формированию здорового образа жизни школьников.
|
Беседа о вреде никотина, алкоголя, наркотиков с учащимися класса (просмотр видеофильма). Работа с учащимися по составлению режима дня.
|
7-ая неделя
|
Экскурсия в музей ВКГУ им. С. Аманжолова.
|
Проведение прогулок, просмотр фильмов, чтение книг.
|
8-ая неделя
|
Работа по эстетическому воспитанию школьников.
|
Проведение экскурсий в художественный музей, посещение выставки изобразительного искусства, театра, концерта и т.д.
|
9-ая неделя
|
Участие в проведении общешкольного мероприятия.
|
Подготовка и проведение общешкольного мероприятия (по плану школы).
|
10-ая неделя
|
Индивидуальная работа с неуспевающими учениками.
|
Беседа с неуспевающими учениками. Помощь данным ученикам в подготовке к занятиям.
|
11-ая неделя
|
Проведение классного часа на этическую тему.
|
Разработать конспект проведения классного часа.
|
12-ая неделя
|
Изучение дневников учащихся
|
Консультация с классным руководителем по проверке дневников учащихся.
|
13-ая неделя
|
Работа по патриотическому воспитанию школьников.
|
Проведение классного часа, посвященного Дню Независимости РК.
|
14-ая неделя
|
Участие в подготовке класса к Новому году.
|
Оформление классного кабинета, изготовление с учащимися игрушек . Организация учащихся к выступлению на Новогоднем вечере.
|
15-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы классного руководителя по подведению итогов работы с классом за полугодие.
|
Работа с классным журналом, дневниками учащихся.
|
Таблица 2 - Содержание деятельности студентов1 курса (2 семестр)
время
|
Содержание и цель деятельности
|
Формы и методы ее организации
|
1-ая неделя
|
Ознакомление студентов с задачами педагогической практики во 2 полугодии. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 2 полугодие.
|
Вводное занятие.
Консультация преподавателя педагогики.
Беседа с классным руководителем о плане воспитательной работы с данным классом на 2 полугодие.
|
2-ая неделя
|
Ознакомление студентов системой работы школы по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
|
Беседа с председателем метод объединения учителей, знакомство с проведением педагогического консилиума.
|
3-ая неделя
|
Ознакомление с программой анализа внеклассных воспитательных мероприятий.
|
Обсуждение и проведение внеклассного мероприятия, посвященного «Международному женскому дню 8-е Марта».
|
4-ая неделя
|
Организация и подготовка мероприятия к празднику «Наурыз мейрамы».
|
Беседа с классным руководителем о подготовке к празднику.
|
5-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы школы по экономическому воспитанию учащихся.
|
Посещение уроков экономики. Изучение учебных программ по предмету.
|
6-ая неделя
|
Участие в проведении «Дня смеха», недели юмора.
|
Проведение классных часов.
|
7-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы школы по экологическому воспитанию учащихся.
|
Посещение уроков природоведения. Изучение учебных программ по предмету, работы школы по экологическому воспитанию.
|
8-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы школы по трудовому воспитанию учащихся.
|
Посещение уроков трудового обучения. Изучение учебных программ по предмету. Организация трудового десанта (субботники и др.)
|
9-ая неделя
|
Формирование культуры межличностного общения.
|
Посещение Дома Дружбы народов
|
10-ая неделя
|
Работа с отстающими учащимися.
|
Беседа с отстающими учащимися. Помощь данным ученикам в подготовке к занятиям.
|
11-ая неделя
|
Участие в праздниках «Дня победы», урок «Мужества».
|
Организовать встречу с ветеранами войны. Подготовка к классному часу.
|
12-ая неделя
|
Проведение классного часа по проблеме: школа и семья.
|
Проведение классного часа по теме: «Уважение к наследию семьи и ее традициям».
|
13-ая неделя
|
Проведение классного часа на тему «Правила дорожного движения»
|
Подготовка к классному часу.
|
14-ая неделя
|
Подведение итогов педагогической практики в школе.
|
Оформление документов по итогам практики. Участие в итоговой конференции по итогам практики в школе.
|
15-ая неделя
|
Подведение итогов педагогической практики в университете.
|
Участие в конференции по итогам практики.
|
Таблица 3 - Содержание деятельности студентов 2 курса (3 семестр)
время
|
Содержание и цель деятельности
|
Формы и методы ее организации
|
1-ая неделя
|
Ознакомление с задачами и содержанием педагогической практики студентов 2 курса.
|
Установочная конференция
|
2-ая неделя
|
Ознакомление с задачами и содержанием учебно-воспитательной работы школы в новом учебном году. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 1 полугодие.
|
Встреча-собеседование с администрацией и сотрудниками в образовательно-воспитательных учреждений
|
3-ая неделя
|
Углубление знаний, умений и навыков изучение индивидуально-психологических особенностей школьников.
|
Беседа с классным руководителем.
|
4-ая неделя
|
Изучение индивидуальных особенностей учащихся (одного слабоуспевающего или сильного ). Составление психолого-педагогической характеристики учащегося.
|
Беседа с учащимися, классными руководителями, учителями, изучение ученика. Консультация преподавателя.
|
5-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы школы по нравственному воспитанию учащихся.
|
Беседа с классным руководителем, учителем-предметником. Подготовить учащихся к классному часу на тему: «Гуманность в современном мире».
|
6-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.
|
Беседа с классным руководителем, учителем физической культуры. Проведение классного часа по проблеме ЗОЖ.
|
7-ая неделя
|
Ознакомление со спецификой деятельности учителя-предметника.
|
Посещение урока учителя-предметника. Психолого-педагогический анализ урока. Беседа с учителем.
|
8-ая неделя
|
Ознакомление с программой анализа внеклассных и воспитательных мероприятий.
|
Обсуждение и проведение внеклассного мероприятия по плану работы классного руководителя.
|
9-ая неделя
|
Ознакомление с внеклассной работой по предмету.
|
Участие в оформлении предметного кабинета. Проведение КВН по предмету.
|
10-ая неделя
|
Ознакомление с организацией свободного времени учащихся в школе.
|
Участие в кружковой работе.
|
11-ая неделя
|
Индивидуальная работа с отстающими учащимися.
|
Проведение индивидуального дополнительного занятия с 2-3 учащимися.
|
12-ая неделя
|
Работа по интернациональному воспитанию школьников.
|
Проведение мероприятия посвященному «Дню независимости РК».
|
13-ая неделя
|
Подготовка к новогоднему празднику.
|
Оформление классного кабинета. Организация учащихся к выступлению на новогоднем бале.
|
14-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы учителя-предметника по проведению итогов учебной работы за полугодие. Внеклассная работа по предмету.
|
Работа с классным журналом, дневниками учащихся. Проведение индивидуальных дополнительных занятий по предмету с учащимися.
|
15-ая неделя
|
Промежуточная аттестация студентов.
|
Собеседование по теоретическим вопросам. Проверка педагогических дневников .
|
Таблица 4 - Содержание деятельности студентов 2 курса (4 семестр)
время
|
Содержание и цель деятельности
|
Формы и методы ее организации
|
1-ая неделя
|
Ознакомление студентов с задачами практики во 2 полугодии. Разработка индивидуальных планов работы студентов на 2 полугодие.
|
Вводное занятие. Консультация преподавателя педагогики.
|
2-ая неделя
|
Ознакомление студентов с системой работы школы по оптимизации учебно-воспитательного процесса.
|
Беседа с преподавателем методобъединения учителей.
|
3-ая неделя
|
Ознакомление с деятельностью учителя по отбору форм и методов обучения на уроке.
|
Психолого-педагогический урока.
|
4-ая неделя
|
Изучение общих дидактических требований к уроку в 4-7 классов. Подготовка внеклассного мероприятия по предмету.
|
Посещение и анализ уроков в 4-7 классах работе с учащимися по подготовке устного журнала или викторины по предмету. Проведение дополнительных занятий с учащимися .
|
5-ая неделя
|
Внеклассная работа по предмету.
|
Проведение предметной экскурсии, участие в изготовлении дидактических материалов.
|
6-ая неделя
|
Ознакомление с опытом работы по экологическому воспитанию учащихся.
|
Посещение уроков природоведения, валеология. Организация экскурсии в парк Кирова, Джамбула.
|
7-ая неделя
|
Ознакомление с опытом работы по профориентации работы.
|
Беседа с педагогом, ответственным за профориентацию учащихся. Проведение классных часов по профориентации.
|
8-ая неделя
|
Знакомство с работой внешкольных учреждений.
|
Экскурсия в Дом техники, в музей ВКГУ им С. Аманжолова.
|
9-ая неделя
|
Ознакомление с системой работы по патриотическому воспитанию учащихся.
|
Беседа с зав. воспитательной работы о патриотическом воспитании учащихся. Углубление знаний методики внеклассной работы. Участие в проведении праздника ко Дню Победы и Дню Батыра. Анализ мероприятия к 7 мая, 9 мая.
|
10-ая неделя
|
Ознакомление с работой школы с семьей и общественностью.
|
Знакомство с планом педагогической пропаганды среди родителей и методикой проведения родительских собраний.
|
11-ая неделя
|
Участие в проведении классного часа, посвященного подведению итогов за 2 полугодие.
|
Работа с классным руководителем по подготовке к классному часу: проверка дневников учащихся, классного журнала.
|
12-ая неделя
|
Ознакомление с гигиеническими условиями трудового обучения и воспитания.
|
Участие в проведении субботников.
|
13-ая неделя
|
Проведение классного часа на тему «Правила дорожного движения»
|
Подготовка к классному часу.
|
14-ая неделя
|
Подведение итогов педагогической практики в школе.
|
Оформление документов по итогам практики.
|
15-ая неделя
|
Подведение итогов педагогической практики в университете.
|
Участие в конференции по итогам практики. Зачет.
|
Отчетная документация
- индивидуальный план работы с отметкой о выполнении;
- характеристика ученика;
- конспект одного самостоятельно проведенного внеклассного занятия;
- педагогический дневник;
- психолого-педагогический анализ урока.
Методическое обеспечение
1)Установочные и заключительные конференции
Установочные конференции проводятся с целью распределения студентов на педагогическую практику по школам и определением объема работы в ходе неё. Студентов распределяют в базовые школы на безвозмездной основе в соответствии с договором, заключенным с департаментом образования и договорами, подписанными директорами школ. Время конференций назначается факультетским руководителем (ответственный преподаватель кафедры педагогики) по согласованию с деканатами, студентов знакомят с целями, задачами НПП, обязанностями студентов, вопросами педагогической этики и приказом по распределению студентов по школам.
На заключительной конференции подводится итог педпрактики, заслушиваются отчеты каждой школьной группы студентов, в которых освещается вся их работа в школе. Выступают методисты, подводят итоги, объявляют оценку за проведенную практику. При подведении итогов важно выявить трудности, с которыми столкнулись студенты и пути их преодоления, вычленить предложения по улучшению организации и проведения педагогической практики.
-
Методические указания студенту по руководству кружком в школе
Кружок – одна из основных форм внеучебной деятельности школы и внешкольных учреждений.
Работая с кружком, студент должен стремиться развить необходимые умения и навыки руководства групповой работы учащихся; углубить свои знания по предметам психолого-педагогического цикла, спецпредмету, развивать интерес к науке, технике, искусству, спорту.
На период педагогической практики студенты выбирают кружок по желанию. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. К занятиям студент готовится серьёзно, читает специальную методическую и педагогическую литературу. Запись о проделанной работе фиксирует в дневнике.
При первом посещении школы студент знакомится с наличием и профилем кружков.
Изучает принцип зачисления учащихся в кружки, охват этой деятельностью, наличие программ, планов, материальное обеспечение, помощь шефов, родителей в работе. Студент посещает два занятия кружка и анализирует (посещаемость, активность, самостоятельность, формы и методы работы, оборудование, дисциплинированность учащихся и т.д.).
Если приходится вновь создавать кружок, то совместно с учителем-предметником или классным руководителем, студент составляет тематический план работы, организует вовлечение учащихся в кружок. На первом занятии знакомит учащихся с целями и задачами кружка, обсуждает план работы, избирает руководящие органы, распределяет задания между учащимися. Последующие занятия проводятся согласно имеющемуся плану или программе. К занятиям можно привлекать родителей, шефов, учащихся старших классов.
Заключительное занятие проводится в форме конференции или вечера с приглашением учащихся родителей, учителей-предметников. Целесообразно организовать выставку работ учащихся.
-
Методические указания по проведению индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником
Задача работы – изучить психологические особенности личности ученика, выявить причины его отставания и организовать систематическую работу с ним.
Содержание работы
-
При первом посещении школы студенты знакомятся с учителями-предметниками, классными руководителями тех классов, где им предстоит работать.
-
За каждым студентом закрепляется один слабоуспевающий ученик.
-
Работа начинается с изучения личности учащегося. Студент использует разнообразные методы: беседу, наблюдение, анализ результатов деятельности и т.д. Беседу проводит с учащимся, учителем-предметником, классным руководителем, в ходе которой выясняет особенности характера, интересы, общее развитие, состояние здоровья, причины неуспеваемости и т.п.
Знакомится с личным делом ученика, изучает его характеристику, табель успеваемости, а также текущую успеваемость.
Посещает уроки и ведет наблюдение за учеником (его внешний вид, подготовленность к уроку, активность на уроке, отношение к учителю, товарищам, дисциплина).
-
Изучив особенности школьника, студент совместно с учителем-предметником составляет план индивидуальной работы с отстающим.
-
Студент посещает учащегося на дому, беседует с родителями, изучает наличие и состояние рабочего уголка, выполнение режима дня, оказывает помощь в выполнении домашних заданий по индивидуальному плану.
-
Работа считается завершенной тогда, когда учащийся достигнет положительных результатов в учении, ликвидирует пробелы в знаниях.
-
В результате деятельности студент составляет психолого-педагогическую характеристику на учащегося, дает рекомендации по работе с ним. Характеристика представляется организаторам НПП.
-
Методические указания студентам-помощникам классного руководителя
Основные задачи, стоящие перед студентом – это изучение постановки учебно-воспитательной работы в классе, оказание практической помощи классному руководителю в организации внеклассной работы с учащимися.
Содержание работы
-
При первом посещении школы студенты встречаются с директором школы, организатором внеклассной и внешкольной работы, которые знакомят с постановкой учебно-воспитательной работы в школе, ее традициям, материально-технической базой.
-
На период НПП студентов закрепляют по двое за каждым классом.
-
На основе планов работы, с классным руководителем студенты составляют представления о классном коллективе, основных направлениях воспитательной работы, составе актива, работу с активом, отношение учащихся к учебе, организации взаимопомощи в классе.
-
Студенты посещают и анализируют внеклассное мероприятие (см. схему анализа в приложении).
-
Студенты систематически изучают литературу по методике работы классного руководителя.
-
Принимают участие в подготовке и проведении массовых внеклассных мероприятий: вечеров, утренников, праздников, спортивных мероприятий, фестивалей, встреч, конкурсов, экскурсий, бесед, лекций, организуют коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов, прочитанных книг, участие в субботниках, общественно-полезном труде.
-
В ходе НПП студенты организуют с учащимися игры, соревнования, спортивную работу, оказывают помощь органам ученического самоуправления.
Схема изучения и составления характеристики классного коллектива
-
Общие сведения о классном коллективе и история его оформления (количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, количество второгодников, когда сформировался коллектив, были ли слияния с другими коллективами, смена классных руководителей и т.д.).
-
Содержание и характер коллективной деятельности:
- учебная деятельность (общая характеристика успеваемости и дисциплина, борьба класса за высокую успеваемость, контроль за успеваемостью отдельных учеников со стороны актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация). Дисциплина класса в учебной деятельности;
- жизнь коллектива вне учебных занятий: интерес к современным политическим событиям, искусству, литературе, музыке, спорту и т.д. Участие классного коллектива в общешкольной жизни.
- общественно-полезная работа класса внутри школы и за ее пределами. Виды труда и характер его выполнения. Проявление сознательной дисциплины в общественно-полезном труде.
3) Руководство и организация классного коллектива:
- организующее ядро класса, актив и его работа, характеристика его активистов (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и на чем он основан, организаторские способности, отношение к общественному мнению);
- наличие в коллективе неофициальных «вожаков», характер их влияния на класс, причины этого влияния, отношение к вожакам актива класса.
Психологические причины пассивности отдельных учащихся.
Наличие «отверженных», причины такого отношения и возможные пути его изменения;
- взаимоотношения внутри коллектива (сплоченность коллектива, наличие или отсутствие группировок, их психологическая основа, проявление чуткости, взаимопомощи). Ложная помощь (подсказки, списывание, замалчивание дурных поступков и т.п.). Проявление взаимной требовательности и уважения. Соревнование, соперничество, споры, индивидуалистические проявления. Критика и самокритика в коллективе;
- взаимные симпатии и антипатии и их психологические основы (мотивы). Проявление товарищества и дружбы между отдельными членами коллектива, их внутренняя основа.
- общение между мальчиками и девочками. Особенности их взаимоотношений (дружба, обособленность, игнорирование, проявление влюбленности, характер общих интересов);
- взаимоотношение класса с учителями, связь с родителями.
- личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.). Отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся.
4) Общие выводы.
Степень сплоченности класса, ее характер. Определение общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации. Что сделано студентом-практикантом в классе по преодолению отрицательных явлений в коллективе (если таковые имели место)?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008г. Астана, Аккорда, 10 октября 2006г.
-
Абдуллина О.А. Педагогическая практика студентов: учебное пособие для студентов пединститутов / О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина. – М.,1989.
-
Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. –М., 1984.
-
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М. , 1989.
-
Изучение личности школьника учителем / под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г. Казакинной и др. – М., 1991.
-
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1980.
-
Капралова В.М. Работа классного руководителя с родителями, – М., 1980.
-
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М. , 1980.
-
Методические рекомендации по формированию умения осуществлять педагогический анализ урока. Л .,1982.
-
Педагогическая практика / Под ред. В.К. Розова. – М., 1981.
-
Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 1987.
-
Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителей. – М., 1988.
-
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников . – М., 1990.
-
Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. – М., 1982.
-
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. – М., 1986.
-
Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Когда урок воспитывает. М., 1981.
-
Весна Е.Б. Профессионально-педагогическая прктика . учебно-методическое пособие. / Е.Б.Весна, О.О. Кисилева . – Москва-Воронеж, 1999.
-
Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности./ Н.И. Дереклеева – М., 2001.
-
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя./ Н.И. Дереклеева // Начальная школа 1-4 классы. – М., 2004.
-
Методика воспитательной работы. Учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др./ Под ред. Сластенина В.А., -М., 2002.
-
Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновенье. / А.В. Мудрик ., - М.,1986.
-
Пашкевич Г.Н. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. / Г.Н. Пашкевич, М.Е. Сысоева. – М.,1999.
-
Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.// Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисова. – М.: Академия, 1998.
-
Педпрактика в начальной школе. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисова. – М., 2000.
-
Программа педагогической практики сткдентов педагогических институтов / Под ред. Е.В. Бондаревской. _ М., 1989.
-
Сластенин В.А. Диагностика профессиональной подготовки молодежи к педагогической деятельности. / В.А.Сластенин, Н.Е. Мажар. –М., 1991.
-
Шин С.В. Лучшие сценарии школьных прахдников для учащихся 1-11 классов. / С.В. Шин. – Ростов на Дону. – 2000.
-
«Загляните в семейный архив» // Білімдегі жаңалықтар. № 3 (15) – 2006. с. 26-27.
-
Муртазаева З.М. «Планирование воспитательной работы в начальной школе» // Начальная школа № 9, 2006. с.19.
-
Скворцова С.С. «Приключения в стране светофории»// Начальная школа № 1, 2006.
-
«Я иду на урок в начальную школу» (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры). Москва: «Первое сентября» 2002г.
-
В.П. Шульгина. «Настольная книга классного руководителя начальных классов». Школа радости. Ростов-на Дону. «Феникс» 2001г.
-
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе – М., 2000.
-
Журналы «Начальная шеола» №1 1990, №3 1995г, №12 1999г. и т.д.
-
Журнал «Воспитание школьников» №5, 1997г. и т.д.
-
Журнал «Начальная школа Казахстана» № 11, 2002г. и.т.д.
-
Указ президента РК о государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006-2008 // Казахстанская правда, 10 октября 2006г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Наблюдение на уроках
№ урок
|
Цель посещаемости
|
Ход урока
|
Наблюдение и выводы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
|
|
|
|
- организация;
- психологический климат;
- способы активизации учащихся;
- учет индивидуальных особенностей учащихся;
- особенности стиля педагога и др.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Психолого-педагогический анализ урока
-
Класс
2) Ф.И.О. учителя
3) Дата проведения урока
4) Смена, номер урока по расписанию
5) Какой урок по счету у преподавателя в данный день
6) Цель урока
7)Тип урока (комбинированный, обобщение, закрепление, повторение знаний), его вид
-
Методы обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
-
Методы опроса (фронтальный, индивидуальный, групповой, самостоятельная работа, с применением ТСО, программированный…)
-
Мотивы учения (интеллектуальные, социально-значимые, непосредственно побуждающие)
-
Поведение учителя на уроке (контакт с классом, увлеченность, самообладание, находчивость, умение перестраиваться, зависимость от конспекта). Стиль работы учителя
-
Взаимоотношение учителя с учениками (требовательность, уважение, учет индивидуально-психологических особенностей, методы одобрения, порицания, создание ситуации успеха).
-
Внешний вид учителя
-
Общая оценка урока (достижение поставленной цели, результативность урока и методика ее определения, педагогическая обоснованность применяемых форм обучения, целесообразность выбора методов обучения, преодоление противоречий процесса обучения)
-
Рекомендации по совершенствованию деятельности учителя и применению его опыта
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Схема конспекта воспитательного мероприятия
-
Цель
-
Педагогические задачи
-
Форма проведения
-
Место проведения
-
Оборудование и оформление мероприятия
-
Подготовка к работе (распределение ролей и поручений между учащимися)
-
Содержание проведенного воспитательного мероприятия
-
Анализ мероприятия, резюме, выводы, замечания
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Схема анализа воспитательного мероприятия
1) Цель и содержания мероприятия. Оно органически включается в учебно-воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на уроках. Этим самым проверяется связь обучения и воспитания.
Актуальность мероприятия:
-соответствие его содержания интересам, запросам, потребностям личности и возникающим в детской среде проблемам;
страница 1 страница 2
|