страница 1 Цель: Воспитание у учащихся осознания права как меры свободы личности, ознакомление учащихся с правовыми актами государства, такими как «Закон Республики Беларусь о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь», «Закон об образовании».
Воспитание уважительного отношения к законам своей страны и убеждения в необходимости их выполнения.
Привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке.
Оформление класса:
1. Символика государства: флаг, герб.
2. Плакаты иллюстрирующие статьи «Закона Республики Беларусь о правах ребенка».
-
Выставка с правовыми документами государства.
-
Портрет А. Д. Сахарова. Выставка посвященная А. Д. Сахарову.
-
Высказывания на плакатах:
«Гражданин - человек свободный и ответственный»
«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». «Люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
6. На доске цитата из Библии ( Золотое правило)
«Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»
Евангелие от Матфея
7. На стенде выставка рисунков «Люблю мой край».
Ход заняния
Наша страна получила тяжелейшее наследие бесправия человека. Вы, ребята, поколение, которому предстоит построить новое правовое государство. И каждый из вас должен обладать гражданскими качествами личности.
Жизнь очень меняется. И Беларусь встает на демократический путь развития. А так как правовое государство признает за каждым гражданином личную свободу, независимость, всевозможные другие права, а так же обязанности, то и поговорим мы сегодня с вами о таких понятиях, как гражданин, право, закон и обо всем связанном с этими понятиями. Тема нашего разговора «Гражданин - человек свободный и ответственный».
С элементами правопорядка вы знакомились при изучении истории. И сейчас пользуясь знаниями, полученными ранее вы должны дать ответы на вопросы викторины.
Вопрос:
1. Что значит слово «гражданин»
а) Это житель какой-то страны.
б) Человек, который имеет определенные права и определенные обязанности по отношению к той стране в которой живет.
Учитель:
Вообще гражданство это правовая связь человека с государством. И согласно современным документам о правах человека права человеку никем не дарованы, а имеют естественное происхождение, то есть человек родился и он свободен, а значит равный в своих правах со всеми. Поэтому никто не может отобрать права у человека, поскольку их ему никто не давал. Они дарованы человеку самой природой.
А было ли так всегда? Обратимся ко второму вопросу викторины.
Вопрос:
-
Кто в Древней Греции мог быть гражданином, а следовательно иметь те или иные права.
Ответы учеников:
а) Только мужчины и коренные жители.
Вопрос:
2. Какие у них были права?
Ответы учеников:
а) Быть выбранным в правительство
б) Не оплачивать проживание в стране
в) Охранялись их личные права и имущество
Вопрос:
3. Какие у них были обязанности?
Ответы учеников:
а) Выполнять законы
б) Защищать страну и т. д.
Вопрос:
4. Что явилось причиной 200-летней войны между плебеями и патрициями в Риме?
Ответы учеников:
а) Борьба плебеев за гражданство
Учитель:
Постепенно все свободное население Рима получило гражданство. Однако Римский суд мог лишить гражданина публичных прав за поступок опозоривший честь гражданина. Звание гражданина было связано не только с правами но и ответственностью.
Коль мы заговорили о законах, и о древних, и чтобы проследить совершенствование законов я задам вам следующий вопрос викторины.
Вопрос:
5. Какие законы дошли до нас, как самые древние?
Ответы учеников:
а) Законы Хамураппи
б) Законы Дракона
Вопрос:
6. А что вы знаете о том, что касалось положения детей в обществе древних?
Рассказы учеников о бесправном положении детей
Вопрос:
7. А теперь несколько приблизим разговор к себе. А именно: как же обстояли дела с правами С положением) детей на Руси в старину?
а) Их пороли в школах за непослушание или невыученный урок
б) Выдавали замуж, женили без согласия и т. д.
Ученик. А мы сейчас зададим вопрос в инсценированной форме. (Сценка «субботняя порка»)
Вопрос:
8. Да правами детей на Руси не жаловали. Ну а как же сейчас? У нас в стране.
Ответы учеников:
а) Сейчас принят Закон о правах ребенка.
Учитель:
Давайте проверим как вы усвоили отдельные положения закона и проведем игру «Путешествие в царство Закона».
Правила игры:
Назначается ведущий, он получает роль Закона. Ученик облачается в мантию, специальный головной убор. Берет таблички с номерами статей. - Я главный Закон, адресованный всему человечеству - Закон «О правах ребенка». Дата моего рождения в Республике Беларусь 19 апреля 1995 года. Права человека - мера его свободы. Мои министры - статьи - создают правовую крепость вокруг каждого ребенка, обеспечивают ему; свободу для активных действий, а так же выражают свободу ребенка от плохой и унизительной для человеческого достоинства жизни.
Повелеваю! Всем, знающим содержание моих статей, принять участие в игре.
Выходят 11 человек.
Ведущий предлагает каждому тянуть табличку с номером статьи. После того как таблички распределены, каждый играющий, зная только номер статьи, должен найти свой плакат и вкратце рассказать содержание статьи.
«Закон» имеет право оценивать ответ, просить остальным слушателей дополнить. Если игрок не справляется, то на его место назначается другой. В процессе этой игры ребята легко усваивают положения Закона, развивают речь, так же развивается чувство ответственности.
Краткое содержание статей:
ст. 1 Ребенком считается человек с того момента, когда он родился и до того времени, пока ему не исполнится 18 лет.
ст.2 Главным Законом страны является Конституция, а главным законом о детях – «Закон о правах ребенка»
ст. 3 Задача закона. В этой статье говорится, как государство, государственные работники и вообще все люди должны защищать детей.
ст. 4 Органы исполняющие Закон. От имени государства права детей должны защищать работники специальных отделов охраны детства исполкомов, прокуратуры, судьи.
ст. 5 Равноправие детей. Когда дети рождаются, они получают одинаковые права, независимо от того:
-
в какой семье они живут
-
какой у них цвет кожи
-
какая у них национальность
-
мальчик это или девочка
-
какое у них здоровье
-
на каком языке они говорят
-
какое образование потом получат
-
замужем мать ребенка или нет
ст. 6 Право на охрану жизни и здоровья. Каждый ребенок имеет право жить, а государство заботится о его здоровьи и о здоровьи женщины которая ждет ребенка. Врачи смотрят, чтобы дети не болели.
ст. 7 Право на гражданство. Родившийся ребенок имеет право принадлежать к какой – либо стране.
ст. 8 Право на необходимый уровень жизни. У детей есть право иметь все необходимое для нормальной жизни. Государство должно заботиться о том, чтобы дети жилище, развивались физически и духовно.
ст. 9 Право на неприкосновенность. Никто не имеет права жестоко обращаться с ребенком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества. Государство следит за тем, чтобы все окружающие не причиняли вред детям.
ст.10 Право на свободу совести. Дети могут выбирать, верить им в Бога или нет, а если верить, то в какого. Они имееют право узнавать новости из разных источников, обсуждать их, говорить и думать то, что считают нужным.
Но при этом деми должны понимать, что они не одни в этом мире, поэтому нельзя приносить вред другим людям или своей семье.
ст. 11 Обязанности ребенка. Не бывает прав без обязанностей. Если ребенок хочет, чтобы его права уважались, то он должен соблюдать этот Закон и все другие, считаться с обществом, слушать родителей и быть к ним внимательным, жить в мире и дружбе с окружающими, беречь природу, животных и растения, а так же все, что создано руками человека и на пользу ему.
Этот Закон, ребята, еще молодой. Ему два года. Не все еще функционирует, например Декларация о правах человека был принят в США более с200 лет назад и, конечно, американцам есть чем гордиться.
Вообще проблема прав человека всегда волновала людей. И волнует и по сей день. А поскольку люди в наше время все сильнее ощущают себя не только гражданами своего государства, но и всей планеты Земля - нашего общего дома - возникли правовые документы, адресованные всему человечеству. Среди них Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Я расскажу вам только 1-ю статью.
- Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.
Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
К сожалению большинству людей в СССР Декларация была долгое время неизвестна. Широко опубликована она была только в 1988 году.
Но был в Советском Союзе один замечательный человек, которого во всем мире теперь называют Великим Гражданином, совестью народа. Ничего почетнее человек заслужить не может.
Как вы думаете о ком идет речь?
Ответ учеников:
- Андрей Дмитриевич САХАРОВ .
И сейчас мы узнаем об этом человеке, о его жизни.
1-й ученик:
- Разговор о гражданине продолжим рассказом об одном из самых замечательных людей XX века - об академике А. Д. Сахарове.
2-й ученик:
— Он родился в 1921 году, а умер 14 декабря 1989 года и вся страна хоронила его. Он наш современник.
3-й yченик:
— Жизнь А.Д.Сахарова была очень, очень нелегкой. Он был крупнейшим
ученым современности, автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии, отцом советской водородной бомбы. Он удостоился большого количества наград, даже звание Героя Труда ему присваивалось трижды.
4-й ученик:
— Однако свою самую почетную награду - Нобелевскую премию Мира – он получил не за научные достижения, а за общественную, гражданскую
деятельность, как выдающийся защитник прав человека.
1-й ученик:
— Именно в связи с этой деятельностью его ожидали самые тяжелые
испытания, а имя его стало бессмертным.
2-й ученик.
— Невозможно представить себе А. Д. Сахарова в рядах «национал – патриотов», шовинистов проповедующих низменные идеи «национального превосходства», «исключительности», разделяющих людей
на «наших» и «ваших».
З-й ученик:
— В 60-е годы Сахаров решительно встал в ряды борцов за мир, прогресс
и права человека. Позже этих людей назовут «диссидентами».
4-й ученик:
— Вместе с группой единомышленников он основывает Комитет прав
человека. Такой организации в СССР не было никогда. Своей задачей члены комитета поставили защищать людей, которых власти не справедливо
преследовали за убеждения.
Ребята смотрят выставку посвященную А. Д. Сахарову,
Звучат стихи:
Вечера на кухне.
У Андрея
Дмитрича на кухне вечера…
Хоть зима, свирепо леденея,
Вековое дело начала,
Вечера на сахароской кухне
Продолжались и среди зимы,
И надежды все еще не тухли,
И плесом к плечу сидели мы.
Я был счастлив. Я следил глазами,
Полными восторга и любви,
Как молчал и нам внимал хозяин,
Взгляды не навязывал свои.
Лишь на лбу - себя же скрыть стараясь,-
Проступали как бы невзначай
Детская застенчивая храбрость
И души высокая печаль.
Я шалел, весь распрямясь, разгорбясь:
Наконец-то встретил, наконец –
Верной демократии прообраз,
Равенства и братства образец!
Учитель:
Известна такая древняя пословица: Нет пророка в своем отечестве. Пророк - это мудрец, призывающий своих современников к моральному обновлению ради будущего, которое он умеет предсказать. Пророков плохо понимали во все времена. Их "побивали камнями" - обижали, преследовали, гнали. Родина Сахарова, увы, не сделала для него исключения. И его обижали, объявили наймитом западных реакционеров, преследовали, лишили честно заслуженных наград, оскорбляли, угрожали...
Ученик.
Но Великий Гражданин не дрогнул. Он предвидел, что его ждут тяжелые испытания и ничего не боялся. Порой он почти в полном одиночестве защищал права и свободы гражданина. Наше с вами будущее.
Звучит песня Б. Окуджавы «Святое воинство»
Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь, как человек.
Учитель:
Судьба Сахарова дает веру в человеческую личность, в гражданское мужество, в то, что, оказывается, и один человек может выстоять в противоборстве со злом.
Выстоять и победить.
Благодаря подвигу жизни Сахарова мы можем сказать: даже один гражданин в поле - воин!
И еще есть один Закон - Царь законов, проверенный веками, миллионами жизней. О чем идет речь, ребята?
Ответ учеников:
- Это Закон Божий.
Да этот закон проверен веками и миллионами жизней.
Еще в Ветхом Завете есть заповеди:
-
не укради
-
не убей
-
не прелюбодействуй
-
не произноси ложного свидетельства
-
не желай дома ближнего своего
-
возлюби ближнего как самого себя
А в Новом Завете мы читаем Золотое правило:
«Итак во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Учитель:
Мы вдохнули воздух этой священной книги и я хочу сказать вам о том, что в, Библии записано еще об одной обязанности человека. Перед самим собой. Человек должен развивать себя, совершенствовать. Тяжким грехом считается, если человек "зарывает" свои таланты. Человек ответственней за себя. Он должен держать в чистоте свое тело и дух. Как мы содержим в чистоте квартиру.
И тогда, если каждый человек, гражданин будет ответственным за себя, за свою страну, то лет через 100, а может быть и раньше и наши потомки будут гордиться своими Законами.
Вот и подошел к концу наш разговор о гражданских правах, Законах о
свободе, совести.
И в заключении посмотрим замечательную композицию, поставленную нашими учениками на музыку П. И. Чайковского.
Звучит музыка, на сцене хореографическая постановка «Рождение жизни».
После окончания школьники смотрят выставку литературы на тему «Право, Закон, Гражданство». Проводится мини-конкурс чтецов на тему «Славлю Отечество».
страница 1
|