страница 1
Политика Республики Беларусь в области защиты прав детей
(Материал в помощь докладчикам
на единый день информирования 15 декабря 2011 года)
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы маленьких граждан Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах.
Первоочередное право каждого ребенка – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Поэтому в Беларуси принят ряд мер, направленных на поддержку семьи: действует система социальных пособий, гарантий и льгот семьям с детьми, которая является одной из самых эффективных среди стран СНГ.
Во всех районах Гродненской области в системе образования созданы и функционируют отделы и сектора по охране детства. Приоритетным направлением деятельности органов охраны прав детства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, передача их на усыновление.
Справочно: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания.
На 01.01.2011 г. в Гродненской области выявлено 459 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процент устройства, выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи составляет 83,15%. За 2010 год в области усыновлено гражданами Республики Беларусь 67 детей сиротской категории.
На 01.01.2011 г. в Гродненской области всего находится 2903 ребёнка категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях образования. Из них на государственной опеке находится 1037 подопечный (35,7%), 1866 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на частной - 64,3%.
Постоянно уменьшается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатах и детских домах. Сокращение обусловлено активным развитием опекунских, приемных семей и открытием детских домов семейного типа. В текущем году открыты детские дома семейного типа в Слонимском и Ивьевском районах, планируется открытие в Щучинском районе.
Справочно: опекунская семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (опекуны, попечители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решения органа опеки и попечительства об установлении опеки (попечительства) над ребенком (детьми) и назначении опекуна (попечителя);
приемная семья – семья, в которой супруги или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Положением о приемной семье, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора;
детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках которой супруги или отдельные граждане (родители-воспитатели) выполняют обязанности по воспитанию детей в соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Правительством Республики Беларусь, на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Всего на воспитании в 937 опекунских семьях находятся – 1172 ребёнка, в 372 приемных семьях – 599 детей, в 17 детских домах семейного типа – 147 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время на содержание одного воспитанника в приемной, опекунской семьях в детском доме семейного типа (питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др.) ежемесячно в среднем предусматривается около 500 тыс. рублей. Также производится компенсация расходов по коммунальным платежам. Проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь данные денежные выплаты предусматривается увеличить более чем в 2 раза с 1 января 2012 года. Средняя заработная плата воспитателя в приемной семье составляет 1 млн. 400 тыс. рублей, а родителя-воспитателя в детском доме семейного типа около 1 млн. 800 тыс. рублей.
Важным в работе органов опеки и попечительства является охрана жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на 01.01.2011 детей данной категории, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий 2573 человека. За 1242 детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в области закреплено жильё согласно законодательству Республики Беларусь.
В предыдущем году 100 лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшены жилищные условия, из них 64 получили социальное жильё и 36 улучшили свои жилищные условия путём строительства, реконструкции, приобретения жилых помещений с использованием льготных кредитов и субсидий.
В республике проводится серьезная работа по профилактике социального сиротства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, в 2006 году принят Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). Декрет призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений – от отобрания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, до принятия мер воздействия на родителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на восстановление семьи.
Справочно: К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние, признанные комиссиями по делам несовершеннолетних или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Обязанные лица – это родители детей, помещенных на государственное обеспечение в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи, и которые
обязаны возмещать расходы по содержанию детей в следующих случаях:
отобрания у них детей по решению комиссии по делам несовершеннолетних;
отобрания у них детей на основании решения суда без лишения родительских прав;
лишения их родительских прав;
нахождения их в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей;
отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста.
Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.
Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, органы по труду, занятости и социальной защите, правоохранительные органы и другие. При поступлении информации в школы, детские сады по месту обучения (воспитания) или в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) несовершеннолетнего от заинтересованных органов, организаций, граждан о признаках социально опасного положения несовершеннолетнего учреждением образования проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания и при необходимости педагогическим советом или советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования принимается решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении. Учреждением образования во взаимодействии с заинтересованными организациями разрабатывается и утверждается руководителем учреждения образования индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по устранению причин и условий неблагополучия. В случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении, ребенок снимается с учета тем же учреждением образования. В противном случае ребенок признается, нуждающимся в государственной защите, несовершеннолетний временно (не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют, разрабатывается совместно с заинтересованными организациями и утверждается райисполкомом план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. На протяжении этого периода времени с семьей проводится работа по устранению причин и условий, на основании которых ребенок был признан нуждающимся в государственной защите. Не позднее указанного срока и при условии выполнения плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего ребенок возвращается в биологическую семью. В противном случае родители несовершеннолетнего судом лишаются родительских прав и ребенок по решению органов опеки и попечительства устраивается на семейные формы воспитания или помещается в детское интернатное учреждение.
Проводится разъяснительная работа с населением о порядке действий в случаях ставшими известных фактах ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей. К информированию сельисполкомов о родителях, ненадлежащим образом выполняющих обязанности по воспитанию детей, подключены старосты деревень.
«Телефон доверия» с номером 170 работает на базе учреждения здравоохранения «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология».
Кроме того в районах организована работа «телефона доверия» по номерам телефонов отделений социальной адаптации и реабилитации государственных учреждений «Территориальный центр социального обслуживания населения», оказывается помощь по «телефону психологической помощи» гражданам специалистами районных учреждений образования «Социально-педагогичесий центр». Номера телефонов вышеназванных служб размещены на сайтах горрайисполкомов, информационных стендах в учреждениях, в местных средствах массовой информации.
В целях предупреждения пожаров с гибелью детей на них МЧС инициирована работа по установлению в жилых помещениях семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении автономных пожарных извещателей. Все названные семьи оборудованы данными устройствами.
На 1 октября 2011г. в социально опасном положении находилось 3072 ребенка из 1717 семей, признанных нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних - 480 детей.
За 9 месяцев 2011 года из неблагополучных семей отобрано 745 детей и в результате применения мер, предусмотренных Декретом, удалось возвратить родителям 401 ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите. За период действия Декрета в биологические семьи вернулся 1701 ребенок из 2975 отобранных, что составляет 57,2%.
Основные причины отобрания детей – пьянство родителей, антисанитарное состояние жилых помещений, низких уровень дохода семей, задолженность за коммунальные услуги.
Именно пьянство порождает равнодушие к собственным детям, разрушает семейные узы. Построенные на постоянных скандалах, бытовом пьянстве и других пороках семейные взаимоотношения являются самым негативным фактором, влияющим на формирование личности подростков. Конфликты способствуют развитию у детей отрицательного поведения, что затем приходится исправлять педагогам в школах, а в дальнейшем – милиции.
Областным исполнительным комитетом по инициативе УВД принят ряд решений, направленных на борьбу с алкоголизацией населения.
К решению данной проблемы подключается и духовенство (в г.Сморгонь действует католический молодежный центр имени святого Иоанна Боско, настоятель «Зельвенской Свято-Троицкой церкви» протоирей Георгий Суботковский участвует в работе с семьями, состоящими на учете в социально-опасном положении).
На территории Слонимского района действует созданный Белорусской Православной Церковью местный благотворительный фонд «Преображение», призванный оказывать помощь людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, в восстановлении социального статуса, адаптации к современным условиям, обретении здорового образа жизни. В настоящее время данному фонду Жировичским монастырем передано двухэтажное здание в д.Сосновка для создания реабилитационного центра «для тех кто хочет бросить пить» (работы по реконструкции здания пока не начинались).
Со стороны органов внутренних дел области проводится работа по пресечению фактов незаконного изготовления и реализации алкогольной продукции. Так, в 2011 году из незаконного оборота изъято 9 тысяч 808 литров самогона, 3 тысячи 777 литров иной спиртосодержащей жидкости, уничтожено 543 очага самогоноварения и более 180 тысяч литров самогонной браги. За нарушения, связанные с нелегальным оборотом алкогольной продукции и самогона, к административной ответственности привлечен 1 886 граждан.
Кроме того, за истёкший период 2011 года органами внутренних дел области изолировано в ЛТП 133 обязанных лица, злоупотребляющих спиртными напитками и допускающих нарушения административного законодательства (в 2009 году таких лиц изолировано – 129, в 2010 – 135).
В целях организации работы по защите несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, выявлению семейного неблагополучия, недопущения совершения в отношении малолетних и несовершеннолетних преступлений, по инициативе УВД на территории Гродненской области в текущем году проведена акция «Семья в опасности», в которой принимали участие представители МЧС, КДН, органов опеки и попечительства, органов здравоохранения, районных прокуратур. Сотрудники милиции совместно с заинтересованными в ходе проведения акции посещались неблагополучные семьи, принимались меры по изъятию детей (в случае выявления фактов нахождения детей в опасном для их жизни положении), собирались и направлялись в КДН и отделы образования материалы для решения вопроса о признании проживающих в таких семьях детей находящимися в социально-опасном положении.
К сожалению, профилактической работой еще не охвачена каждая такая семья, слабое влияние оказывается на родителей, не исполняющих свои обязанности, злоупотребляющих спиртными напитками и отрицательно влияющих на поведение детей, о чем свидетельствуют факты совершения преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние.
Так, 20.07.2010 гр-ка Власик С.И. возле д.Толочки Вороновского района, с целью лишения жизни, нанося множественные удары руками по голове и туловищу, причинила своему заведомо малолетнему сыну Александру, 2009 г.р., телесные повреждения, от которых последний скончался на следующий день. Несмотря на то, что указанная семья состояла на учете как находящаяся в социально-опасном положении, надлежащей профилактической работы с ней организовано не было (Остринский поссовет Щучинского района).
16.12.2010 гр-н Янович А.Т., находясь в состоянии алкогольного опьянения, удерживая на руках малолетнего сына своей сожительницы Пацука Даниила, 05.11.2010 г.р., умышленно, несколько раз встряхнул его, после чего бросил в детскую кровать и нанес ребенку два удара ладонью в область головы. В результате малолетнему Пацуку Д.А. были причинены телесные повреждения (покушение на убийство). Указанное преступление совершено в г.Щучине, семья также состояла на учете, как находящаяся в социально-опасном положении.
21.06.2010 гр-ка Шляпникова М.А., находясь в состоянии опьянения в доме д.Рексти Зельвенского района, взяла грудного ребенка соседки Цветаева Кирилла, 16.02.2010 г.р., из детской кроватки и положила рядом с собой. В результате небрежных действий и отсутствия контроля за своим поведением ребенок оказался у нее в ногах под ватным одеялом лежащим лицом вниз, в связи с чем наступила его смерть. Семья Цветаевых состояла на учете как находящаяся в социально-опасном положении ввиду злоупотребления алкоголем.
В текущем году в Новогрудском и Слонимском районах в семьях, где дети были признаны находящимися в социально-опасном положении, имели место факты гибели малолетних детей от возгорания жилых домов.
В соответствии со статьей 3. Закона «О правах ребёнка» права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.
Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.
В случае установления фактов того, что родители уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, либо злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами, они могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Это самая крайняя мера, применение которой наступает лишь в случае, когда все иные меры исчерпаны, а проживание детей в родительской семье представляет угрозу их физическому либо психическому здоровью.
Уклонение родителей может выражаться в их бездействии: отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии детей, их здоровье, обучении, подготовке к общественно-полезному труду, содержании. В данном случае ребенок не имеет благ, которые совершенно необходимы для нормального существования и развития.
Отобрание ребенка без лишения родительских прав обычно применяется в случаях, когда оставление ребенка у родителей опасно для него. Имеются в виду случаи физической или душевной болезни, слабоумия. Опасность может быть следствием возможности агрессивных действий родителя.
Если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении, дети подлежат государственной защите и помещаются на государственное обеспечение.
При наличии соответствующих оснований комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение об отобрании ребенка у родителей.
Данное решение является обязательным для исполнения государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами.
Отобрание ребенка осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители управления образования, органа внутренних дел и при необходимости управления здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа.
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего:
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье.
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия.
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации.
За 9 месяцев 2011 года наполняемость детских социальных приютов составила 113,5% (90,9% за аналогичный период 2010).
С целью раннего выявления семейного неблагополучия еще беременные женщины с признаками социального неблагополучия берутся на особый учет с информированием КДН.
Проводится работа с родителями по определению детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные учреждения. На 1 октября 2011 г. в области признано находящимися в социально опасном положении 1018 детей в возрасте до 6 лет, из них до года - 137, от года до 3 лет -333 (посещают дошкольные учреждения – 34,5%), от 3 до 6 лет - 488 (посещают дошкольные учреждения - 85,7%).
Многие родители закодированы или направлены в ЛТП, получили в СПК добротное жилье, но на этом нельзя останавливаться.
Обязанные родители все в большем объеме возмещают государству расходы по содержанию их детей, находящихся на государственном обеспечении. Если в 2007-2009 годах было взыскано 45% от общей взыскиваемой суммы, то в настоящее время взыскано 57,4 %.
Должное внимание со стороны государства уделяется детям с особенностями психофизического развития. На начало 2011/2012 учебного года в области проживает 21015 детей с особенностями психофизического развития, из них 1406 детей-инвалидов. Образовательные услуги детям данной категории оказывают 19 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 10 специальных школ и школ-интернатов, 10 специальных дошкольных учреждений. В области функционирует 745 интегрированных и 30 специальных классов, 98 интегрированных и 203 специальных группы в дошкольных учреждениях. Организована работа 221 пункта коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах и 209 пунктов коррекционно-педагогической помощи при детских дошкольных учреждениях.
Социальные гарантии детям с особенностями психофизического развития предоставлены в качестве бесплатной дефектологической и психологической помощи, бесплатного пользования учебниками, питания в школах и проживания в интернатных учреждениях. Для детей с интеллектуальной недостаточностью ежегодно бронируются места в спецгруппах ПТУЗов (справочно: в 9 ПТУЗах области обучается 386 детей).
Дети-инвалиды имеют льготы на приобретение лекарственных препаратов, на оздоровление, преимущества при поступлении на учебу в средние специальные и высшие учебные заведения. Им предоставлено право бесплатного проезда в транспорте общего пользования, а также лицам их сопровождающим. Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.
Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива.
Государство уделяет пристальное внимание организации питания несовершеннолетних, предоставляет отдельной категории граждан льготы по оплате питания их детей в учреждениях образования.
Плата родителей за питание детей в учреждениях дошкольного образования взимается в размере 40 процентов от действующих денежных норм; снижается на 50 процентов для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, для проживающих на территории радиоактивного загрязнения; не взимается с родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и других категорий. Стоимость питания в день на одного ребенка в зависимости от возраста и времени пребывания в дошкольном учреждении составляет: в обычном - от 9 до 14 тыс. рублей, в санаторном – от 13 до 17 тыс. рублей.
Право на бесплатное одно-, двух-, трехразовое питание в учреждениях общего среднего образования в зависимости от длительности пребывания имеют школьники из малообеспеченных семей, из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов. Остальные 10 категорий детей имеют право на бесплатное одноразовое питание. Стоимость в день на одного учащегося при одноразовом питании в зависимости от возраста составляет: от 5 до 6,5 тыс. рублей - в сельской местности; от 7 до 8,5 тыс. рублей - в городской местности.
Учащиеся учреждений профессионально-технического образования имеют право на одноразовое бесплатное питание если обучаются более одного года. Трехразовым бесплатным питанием обеспечиваются учащиеся, обучающиеся более одного года, из малообеспеченных семей и иногородние учащиеся учреждения образования, расположенного в сельской местности (УО «Малоберестовицкий государственный профессиональный лицей перерабатывающей промышленности»). Стоимость в день на одного учащегося при одноразовом питании – 10 тыс. рублей.
Дятловский район
В районе деятельность всех организаций, учреждений и заинтересованных лиц по охране прав детей, защите их законных прав и интересов направлена на реализацию основных положений Законов «О правах ребенка», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Декрета Президента Республики Беларусь №18 от 24.11.2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и вытекающих из него документов.
На заседания Дятловского райисполкома выносятся вопросы, требующие государственного регулирования и распорядительства, финансовой поддержки и широкого взаимодействия всех учреждений, и ответственных за судьбу детей. Так отделом образования инициировалось для рассмотрения в 2011 году 58 вопросов, (2010г.-91), среди которых: определение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семейные формы устройства, определение их статуса, сохранение за детьми права на жилье, изменение фамилии несовершеннолетнему, назначение пособий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отчуждение жилого фонда с сохранением законных прав и интересов детей (дарение, обмен, продажа, приватизация) ряд других вопросов.
Для профессионального решения поставленных задач по реализации действующей нормативной правовой базы, направленной на своевременное принятие комплекса мер по улучшению положения ребенка в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными службами, осуществляется обучение различных категорий работников. Практикуется проведение межведомственных семинаров; «Координация усилий и практическая деятельность органов исполнительной власти, всех структур социума по работе с проблемными семьями», «Организация взаимодействия государственных органов по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» , «Законодательство Республики Беларусь о защите прав и законных интересов несовершеннолетних»; организована работа постоянно действующего инструктивно-методического совещания по разъяснению основных положений законодательства по охране прав и законных интересов детей, реализации их в практике работы.
В районе организована работа по анализу положения детей, защите их законных прав и интересов. По состоянию на 01.01.2011года в районе 118 несовершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2010г. -130). Приоритетным направлением деятельности органов охраны детства является устройство детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание под опеку, в приемную семью, на усыновление, детский дом семейного типа. За последние пять лет все дети данной категории, нуждающиеся в жизнеустройстве, определены на воспитание в замещающие семьи.
Сегодня в 6 приемных семьях воспитывается 7 несовершеннолетних детей, в двух детских домах семейного типа – 18 детей данной категории, в 20 опекунских семьях – 31 ребенок.
Законодательством предусмотрено содержание детей в таких семьях и им ежемесячно осуществляются выплаты на содержание ребенка данной категории в сумме от 430 тыс. рублей до 460 тыс. рублей (в зависимости от возраста ребенка), на пользование квартирным телефоном, бытовыми услугами выделяются деньги в сумме около 36 тыс. руб., а также на оплату коммунальных услуг на каждого принятого ребенка.
За детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняются жилищные права:
- постановка на учет нуждающихся в получении жилого помещения социального пользования (состоит -115 человек);
- закрепление жилого помещения за несовершеннолетними (12 человек).
Государственными органами уделяется особое внимание детям, проживающим в неблагополучных условиях семейного воспитания. Согласно действующих нормативных правовых документов, изучаются условия жизни, воспитания несовершеннолетних, проводится работа заинтересованными службами о принятии ребенка на учет для устранения причин неблагополучия.
По состоянию на 1 декабря 2011 года на учете состоит 167 несовершеннолетних из 103 семей, среди них только детей в возрасте до 6 лет – 46 человек. В основном это дети из семей, где родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей и злоупотребляют спиртными напитками.
За период с января по ноябрь 2011 года комиссией по делам несовершеннолетних Дятловского райисполкома признано 18 детей из 12 семей нуждающимися в государственной защите. Дети отобраны у этих родителей и помещены в детские учреждения.
В 2011 году в детский социальный приют при Дятловском социально-педагогическом центре определено 24 ребенка, из которых 17 – возвращены в семьи после устранения причин семейного неблагополучия.
В 2011 году решением суда было лишено родительских прав 10 родителей (7 семей) в отношении 10 детей. (В 2010 году – было лишено родительских прав 4 родителя из двух семей в отношении 4 детей).
Таким образом только лишь в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными лицами можно осуществлять реализацию законодательства Республики Беларусь в области защиты прав и законных интересов детей.
страница 1
|