Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Что отвечает за разум: сердце или мозг?
Вопрос: Что отвечает за разум – сердце или мозг? И каково положение ахлю-Сунна уаль-джама’а в этом вопросе?

Ответ: Шариат не обязывает иметь какое-либо убеждение в этом вопросе: где находится разум – в сердце или в голове?

Можно конечно узнать для себя правильное мнение, однако это не вопрос ‘акъиды, которой обязан обладать каждый мусульманин, тем более в этом вопросе есть разногласие среди имамов с давних пор.

Однако правильное мнение все-таки в том, что разум, отвечающий за руководство и наставление на истинный путь, находится в сердце, а разум, посредством которого человек рассуждает – находится в головном мозге.

Всевышний Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди» (аль-Хадж 22: 46).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили для Ада много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют» (аль-А’раф 7: 179).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, в теле есть кусочек, который если будет хорошим, делает хорошим и все тело, а если будет негодным, приводит в негодность и все тело. И это – сердце!» аль-Бухари 52, Муслим 1599.

Имам ан-Науауи относительно этого хадиса сказал: “Этот хадис использовали в качестве довода на то, что разум в сердце, а не в голове, и в этом вопросе есть известное разногласие. Наш мазхаб (шафиитов) и большинства мутакаллимов в том, что разум в сердце. А Абу Ханифа говорил: «Разум в головном мозге». И было сказано, что он в голове. Также первое мнение передавалось от философов, а второе мнение - от врачей. Говорил аль-Мазири: «Те, кто считал, что разум в сердце, опирались на слова Всевышнего: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать? Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди». Также они опирались и на упомянутый хадис. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал спасением тела и его порчей следствие сердца, тогда как головной мозг также является частью тела, следовательно негодность и спасение мозга также зависит от сердца. И становится ясно, что не мозг является местом разума”. См. “Шарх Сахих Муслим” 11/29.

Къады Абу Я’ля говорил: “Место разума - это сердце, о чем говорил Абу аль-Хасан ат-Тамими в книге “аль-‘Акъль” (Разум), сказав: "То, что мы говорим: Разум в сердце, свет которого возвышается к головному мозгу!” См. “аль-‘Удда” 1/89.

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Является ли из ‘акъиды ахлю-Сунна то, что место разума – сердце, так как Аллах говорит: «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь» (аль-Хадж 22: 46). Или же смысл слова "разуметь" в аяте означает: размышлять? Дайте нам наставление, какова акъида ахлю-Сунна в этом, чтобы мы имели такое убеждение. Джазака-Ллаху хайран!»

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “А какова польза от этого?!... Указывает ли Коран на то, что разум в сердце или в голове? Правильным является то, что разум в сердце, однако он имеет связь с головным мозгом, как говорил имам Ахмад: "Место разума - сердце, но у него связь с мозгом". Ведь известно сейчас, что если мозг придет в расстройство, то придет в расстройство и разум. Если скажут: "Я не знаю, говорил ли кто-либо, что разум отвечающий за руководство - в сердце, а за понимание - в головном мозге?" Если так будет сказано, то это не далеко от правильного мнения! Ведь есть разница между разумом руководства, что заключается в хорошем размышлении, и разум понимания, который является следствием ощутимого понимания”.

А что касается образованных неверных, то какими бы умными они ни были, они не являются разумными в истинном значении этого слова, ибо будь они действительно разумными, то не умерли бы неверными! И об этом сообщил Всевышний Аллах, устами самих неверных, которые скажут об этом в Судный день: «Если бы мы прислушивались и были разумными, то не оказались бы среди обитателей Пламени!» (аль-Мульк 67: 10).

Т.е. разум всяких неверных-ученых был разумом головного мозга, следствием которого является обучение и т.п., тогда как они лишены разума сердца, следствием чего является размышление об истине и верном руководстве!



Уа-Ллаху а'лям.

www.Salaf-forum.ru



страница 1

Смотрите также: