Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Содержание социально-педагогического и психологического сопровождения семей, принявших участие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Детство – важнейший период человеческой жизни…

И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

от этого в решающей степени зависит,



каким человеком станет сегодняшний малыш.

В.А.Сухомлинский


Волчкович Ольга Николаевна

ГУО “Осовская средняя школа”

Столинского района, Брестской области

педагог социальный

р.т. 47238, моб. т. 6429437

e-mail:osv@stolin.edu.by

В последние годы государственная политика Республики Беларусь направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. Опыт показывает, что гарантии благополучного будущего ребёнка – сироты, выросшего в семье, значительно выше, чем воспитанника интерната. В республике активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья). Актуальной становится проблема правильного сопровождения приемной семьи. От того, насколько успешно будет решена эта проблема, зависит судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании.

Надо отметить, что главным условием эффективного решения данной проблемы выступает системное взаимодействие всех заинтересованных ведомств и учреждений с обязательным анализом накопленного практического опыта на местах.

Таким образом, содержание программы социально-педагогического и психологического сопровождения приёмной семьи, принявшей на воспитание детей-сирот, составлено исходя из опыта работы специалистов СППС Осовской средней школы.

Основная цель программы: создание последовательного алгоритма по функционированию приемной семьи, как эффективного института социализации.

Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора на передачу им ребенка (детей) на воспитание и трудового договора.

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи - это система психолого-педагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социально-психологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.

Процесс психолого-педагогического сопровождения - это цикличный процесс, он представляет собой механизм следующих действий:

1) планирование (разработка) индивидуальных программ сопровождения;

2) реализация этих программ;

3) мониторинг программ;

4) анализ достигнутых результатов и снова планирование программ с учетом достигнутых результатов и возникших проблем.

Сопровождение замещающих семей осуществляется по следующим направлениям:


  1. Организация помощи в защите прав воспитанников:

– работа по укреплению контактной сети воспитанников, помощь в организации контактов воспитанников с родственниками.

– работа по оздоровлению воспитанников приёмных семей.



  1. Реализация прав и обязанностей приёмными родителями;

  2. Психолого-педагогическое сопровождение приёмных семей:

– привлечение приёмных семей, внутришкольной и районной методической работе, деятельности родительской общественности.

– организация помощи при проведении коррекционной работы с воспитанниками.



  1. Мониторинг положения детей в приёмной семье:

Мониторинг позволяет выявить, как чувствует себя ребёнок в замещающей семье, как идёт процесс воспитания, формирование его личности. С другой стороны, мониторинг даёт возможность определить, в какой помощи нуждается замещающая семья.

Мониторинг - это форма организации сбора, анализа, хранения и распространения соответствующей информации.

Задачи мониторинга:

- получение наиболее точной информации об устройстве детей в приёмной семье;

- осуществление контроля над соблюдением законных прав и интересов детей в замещающей семье;

- сбор и анализ информации о психическом и физическом развитии детей в приёмной семье;

- сбор и анализ информации о проблемах, возникающих в замещающей семье;

- разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения приёмной семьи.



Принципы проведения мониторинга:

  1. Системность и периодичность;

  2. Конфиденциальность;

  3. Объективность;

  4. Защита;

  5. Помощь.

Этапы проведения мониторинга:

  1. Сбор и обработка информации о воспитании детей и жизнедеятельности в замещающей семье

  1. результаты психодиагностики;

- сфера межличностного отношения ребёнка;

- восприятие ребёнком внутрисемейных отношений (методики Р.Жиля «Межличностные отношения ребёнка; Р. Бернеса, С.Кауфмана «Кинетический рисунок семьи»);



  1. информация классного руководителя (составление характеристики и карты оценки положения ребёнка в замещающей семье, наблюдения специалистов, работающих с приёмными детьми);

  2. результаты медицинского обследования (медицинская карта ребёнка, карта результатов медицинского обследования ребёнка, разработанная соответствующему мониторингу);

  1. Анализ состояния воспитания, ухода и соблюдения законных прав и интересов детей в замещающей семье /обследование условий жизни детей в семье, опрос замещающих родителей и детей/.

  2. Заключение по результатам анализа /соотношение информации, полученной от специалистов, участвующих в мониторинге с информацией, полученной в результате опроса/.

  3. Разработка программы социально-педагогического сопровождения замещающей семьи.

Источники информации:

1 Данные, полученные в ходе опроса детей и замещающих родителей.

2 Акты обследования условий жизни и воспитания детей в замещающих семьях.

3 Характеристики на детей.

4 Результаты психодиагностического исследования.

5 Данные медицинского обследования.

Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.



Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального педагога:

- обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей);

- помощь в воспитании детей;

- просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).



Психологическая составляющая поддержки семьи: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

В посредническую составляющую поддержки семьи входят:

а) помощь в организации семейного досуга;

б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);

в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).

Помощь и поддержку в воспитании детей родители могут получить благодаря комплексному сопровождению специалистов различного профиля, прежде всего социального педагога и психолога, а также общению с другими родителями, воспитывающими детей, оставшихся без попечения родителей.

Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.



Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального педагога:

- обучение родителей (предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей);

- помощь в воспитании детей;

-просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).



Психологическая составляющая поддержки семьи: создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.

В посредническую составляющую поддержки семьи входят:

а) помощь в организации семейного досуга;

б) помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка);

в) информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).


Памятка 1

Опрос замещающих родителей

  1. Опрос лучше проводить в квартире (доме) замещающих родителей.

  2. О встрече необходимо договориться заранее, обозначить цель визита.

  3. Во время встречи необходимо ещё раз проинформировать о назначении вашей беседы, направленной на оказание помощи и поддержки в функционировании семьи, в воспитании детей.

  4. Беседа должна носить непринуждённый характер, с целью сбора информации по изучаемой проблеме и оценке уровня воспитания ребёнка в замещающей семье.

  5. Порядок задаваемых вопросов, может меняться в зависимости от ситуации. Можно задавать уточняющие вопросы.

  6. Беседа с замещающими родителями ведётся без посторонних.

На основании ответов замещающих родителей интервьюер самостоятельно определяет уровень соответствия показателям и делает в опросном листе родителя соответствующие пометки:

- В – высокий уровень соответствия показателю (3 балла);

- С – средний уровень (2 балла);

- Н – низкий уровень (1 балла).


Памятка 2

Опрос ребёнка и изучение условий его жизни

Если беседа с родителями не заняла много времени (не более 45 минут), в этот же день можно провести опрос ребёнка (требования те же), а также изучить условия его жизни.

  1. Родителя и ребёнка просят показать спальное место, уголок для игр, вещи приобретённые ребёнку за последние полгода и др.

  2. Интервьюер самостоятельно оценивает жилье с точки зрения его безопасности для ребёнка.

  3. Составляется акт обследования.

  4. При наличии в семье несколько детей беседу с ними можно вести одновременно, добиваясь, однако, индивидуальных ответов («А как бы ты ответил на этот вопрос?»), заполняется опросный лист на каждого ребёнка. Во избежание повторения ответов детей опрос надо начинать с младших.

  5. При опросе детей необходимо учитывать информацию, полученную во время опроса родителей.

  6. Допускается замена в формулировке вопросов, в зависимости от ситуации и уровня развития ребёнка.

Памятка 3



Советы педагогам,

в классах, которых учатся дети из приёмных семей

  • Обращайтесь с ребёнком тепло и позитивно. После того как ребёнок обретёт стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнётся поступательный процесс его развития.

  • Не сравнивайте ребёнка с другими людьми. Каждый ребёнок уникален, кроме недостатков есть ещё и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому могут преодолеть неуверенность в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.

  • Проявляйте терпение в процессе воспитания. Получить всё и сразу невозможно. Быстро – это не значит «хорошо». Когда между приёмными родителями и ребёнком сформировалась привязанность, темп его развития начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными способностями.

  • Постарайтесь обеспечить ребёнку оптимальные нагрузки. Учебные нагрузки должны быть посильны и для нервной системы, и для интеллектуального потенциала ребёнка. Посоветуйтесь со специалистами – смежниками (педагогами – предметниками, социальным педагогом, психологом), разработайте индивидуальный подход к ребёнку.

  • Ищите позитив. Никому не хочется делать то, что не получается. Научите ребёнка замечать пусть небольшие, но улучшения. Успех – лучший мотив в обучении.

  • Хвалите за усилия, а не за результат. В любом деле важны последовательные усилия и преодоление трудностей. Научить ребёнка этому – основная задача. И эту задачу приёмным детям решать сложнее, чем родным.

  • Верьте в ребёнка. Вера взрослых в ребёнка – источник его жизненных сил и две трети будущего успеха, как в школе, так и в жизни.

Литература:



  1. Мониторинг положения детей в замещающих семьях/В.В. Мартынова, В.А. Маглыш. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 152 с.: ил.

  2. Сацыяльна – педагагічная работа №6/2008


страница 1

Смотрите также: