Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Формы и методы работы по обеспечению социально-педагогического и психологического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Добрая А. М.

ГУО «Средняя школа № 2 г. Могилева»

педагог-психолог

Тел.31-00-03, моб.8029-2400515

Sosh_2@tut.by
Мы тревожимся о том, каким человеком вырастет наш ребенок;

но забываем, что он уже человек.

Сташия Таушер

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Семья - ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям. Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности. И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят – правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и т.п.

Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях образования в настоящее время воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья тяжёлых, условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких условиях, составляют группу детей требующих особого внимания, поддержки со стороны окружающих.

Усыновление является одним из социальных институтов, обеспечивающих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возможность иметь условия жизни и воспитания в семье. Усыновление в современном праве рассматривается в числе наиболее значимых форм защиты детей, лишившихся родительского попечения, в рамках которой устанавливаются родственные связи между ребенком, оставшимся без родительского попечения, с одной стороны, и супружеской парой или человеком, не являющимся ребенку родным отцом или матерью, с другой.

Психолого-педагогическое сопровождение приемных детей – важное условие, которое может помочь детям-сиротам стать благополучными людьми, достойными гражданами. Контакты педагогов социальных и педагогов-психологов с приемными семьями начинаются с момента помещения ребенка в приемную семью. Социально-педагогическое сопровождение — это комплекс консультационных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации детей; перспектив их личностного роста. Поэтому актуальным остается вопрос о характере психологической помощи тем родителям, которые воспитывают приемных детей и детям, оставшимся без попечения родителей.

Цель психолого-педагогического сопровождения приемных семей: создание психолого-педагогических условий для развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих полноценному развитию и становлению совершенствующейся социально-успешной личности, защите прав ребенка, его развитию в соответствии с потенциальными возможностями; обеспечение условий наиболее успешной адаптации детей в новой семье, благоприятных психологических условий для гармоничного развития всей семьи.

Задачи психолого-педагогического сопровождения приемных семей:

- предоставление достоверной и качественной информации для будущей семьи принимающей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;

- проведение консультативной работы с приемным ребенком и другими членами семьи, направленной на процесс адаптации ребенка в семье;

- помощь в решении конкретных проблем воспитания и развития ребенка, разрешении конфликтов;

- оказание помощи семье и ребенку в кризисных ситуациях;



-проведение диагностической работы с ребенком для прогнозирования дальнейшей работы и подготовки рекомендаций.

Процесс адаптации ребенка в условиях замещающей семьи сложен и противоречив. Он порождает множество психолого-педагогических и социальных проблем, к которым приемные родители часто оказываются не готовы. Поэтому необходимо оказание профессиональной помощи и поддержки семьям, берущим на воспитание ребенка.

В учреждении общего среднего образования педагогом- психологом по сопровождению данной категории семей необходимо осуществлять работу в различных направлениях психологической деятельности.

1)Диагностическая работа является важным направлением педагогического сопровождения опекунских семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Целью психолого-педагогического исследования детей является выявление индивидуальных особенностей их развития, определение нарушений развития личности и интеллекта; для родителей является важным исследование эмоциональной сферы, стиля семейного воспитания, изучение детско-родительских отношений.

Для реализации этих мероприятий педагог-психолог:

- проводит психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, изучения психологических особенностей, его интересов, способностей и склонностей.

- изучение комфортного пребывания в классном коллективе, изучение социометрического статуса.

Для этого можно использовать: диагностики изучения темперамента и характера, изучение самооценки ребенка, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, исследование интеллекта, склонностей и способностей. В качестве диагностического материала можно использовать:


- Детский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак) (для детей от 3 до 10 лет):

С помощью данной методики можно выявить:
• ведущие потребности и мотивы
• особенности восприятия и отношения ребенка к родителям
• содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка
• особенности защитных механизмов как способов разрешения внутренних конфликтов
• агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации
• динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников.

- Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга.
Цель теста рисуночной фрустрации Розенцвейга – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.


- Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым. Назначение теста - диагностика личностных ожиданий ребенка в общении со взрослым.

-Исследование самооценки. Тест «Лесенка».


-Тест “Палитра чувств”
Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.

-Цветовой тест отношений (ЦТО). Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребенка к различным сферам его жизни.

-Опросник эмоционального благополучия.

- Методика «Незаконченное предложение».

-Методика выявления детских страхов “Страхи в домиках”. Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.)

- Методики изучения агрессии и тревожности: Тест руки Вагнера - предназначен для диагностики агрессивности,

-Методики изучения типа темперамента и характера.


-Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (автор Марковская И.М.)

Методика предназначена для диагностики особенно­стей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку одной стороны — родителей, — но и видение взаимодействия с другой сто­роны — с позиции детей.



- Опросник «Сознательное родительство»

Опросник реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке оценке себя как родителя, родительских устано­вок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; оценке источников знаний и пред­ставлений о родительстве.



- Шкала общения родителя с ребенком по А.И.Баркан

По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения вас с малышом.


Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

2)Психологическое просвещение и консультирование направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Основная цель просветительской работы — информирование в соответствии с современными знаниями психологической науки и практики, об основных закономерностями и условиями психического развития человека, социально-психологических механизмах и феноменах личности. В процессе психолого-педагогического просвещения и консультирования приемных семей акцент делается на ознакомление замещающих родителей с процессом социализации ребенка, на формировании у них представлений о потенциальных возможностях детей. Информирование о возрастных особенностях детей, путях выхода из тяжелый жизненных ситуация, способах разрешения конфликтов и др. Реализация этого направления осуществляется при индивидуальной работе, консультировании, работе «Горячей линии», консультационного пункта, клуба «Подросток», «Мы вместе», издании памяток, рекомендаций, размещение информации на стенах.


3)Психопрофилактическая работаформирование у детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта во взаимодействии.

4)Психокоррекционное направление в работе психолого-педагогического сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей заключается в гармонизации детско-родительских отношений – ориентировано на установление положительных контактов, их своевременное корректирование, предупреждение и преодоление непродуктивных конфликтов, развитие взаимодействия взрослых и детей по мере их взросления. Также гармонизация внутреннего состояния родителей – помощь замещающим родителям в снятии напряжения, определении пути самосовершенствования, формирование адекватных представлений о проявлениях негативных последствий принятия ребенка в семью, возможных вариантах правильного поведения, порядке своих действий. Для реализации работы в этом направлении можно использовать коммуникативные, телесно-ориентированные, развивающие, психодиагностические упражнения. Для работы на коррекционных занятиях можно использовать сказки и притчи (сказкотерапия).

Таким образом, социально-педагогическое и психологическое сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеет сложную модель, в которую входит совместная работа социально- психолого- педагогической службы, родителей, школьного коллектива и самого ребенка. При тесном взаимодействии и работе во всех направления псисихолого-педагогической деятельности процесс адаптации ребенка r новой среде жизни будет протекать легче и быстрее.

страница 1

Смотрите также: