Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:

Как стать добрее
23,03kb. 1 стр.


 Главная   »  
страница 1
Что такое профилактика наркомании?

От того, что мы имеем в виду под понятиями «наркотики», «наркомания», «профилактика наркомании» зависит успех наших усилий по планированию, внедрению и оценке эффективности мер по борьбе с наркоманией. Если эти термины толковать в слишком узком смысле, можно упустить важную возможность установления связи между деятельностью по профилактике наркомании и более широкой стратегией, направленной на изменение поведения школьников, связанного с охраной здоровья. Если же рассматривать эти понятия слишком широко, выбранное стратегическое направление может не подойти для конкретной целевой группы или необходимые для реализации такой стратегии ресурсы могут превысить возможности участников программы. В любом случае ожидаемые или реальные результаты могут оказаться далеко не столь успешными и долговременными, как это планировали разработчики программы. Понятные и согласованные толкования этих терминов – важное условие для определения реальных целей и выбора правильной стратегии их достижения в программах по профилактике наркомании.

Понять, что такое наркотики, крайне важно для осознания вреда, вызываемого их потреблением. Согласно определению Бюро ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (UNODC), психоактивное вещество представляет собой вещество, принимаемое людьми для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения. Некоторые из этих веществ обычно называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь и табак, хотя они и представляют опасность для здоровья человека, обычно не относят к наркотикам. Термин наркотики охватывает также ряд веществ, которые предназначены для использования под наблюдением врача для лечения болезней.

Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. При умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты, например: вред для здоровья человека (как физического, так и психического), как в краткосрочном, так и в долговременном плане; и негативное влияние, как на отдельных людей, так и на общество в целом, связанное с поведением людей, находящихся под воздействием этих веществ, а также с торговлей наркотиками, которая поощряет вредные привычки людей

Тот факт, что психоактивные вещества оказывают как положительное (и доставляющее удовольствие), так и отрицательное (и вредное) воздействие, служит объяснением как случаев употребления наркотиков, так и необходимости профилактики наркомании. Такая двойственность свойств зависит не от того, являются данные вещества разрешенными или запрещенными, имеют искусственное или естественное происхождение, выписываются врачом или отпускаются без рецепта, а скорее от их воздействия на умственные способности. Исходя из сказанного, UNODC и другие экспертные организации считают «наркотиками» все психоактивные вещества, включая алкоголь, табак, летучие вещества и медицинские препараты, используемые без медицинского наблюдения для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения с единственной целью «получить удовольствие». Таким образом, понятие «профилактика наркомании» включает в себя все усилия по уменьшению опасности, связанной с неправильным использованием этих веществ. Исходя из этих определений, термины наркомания и профилактика наркомании обычно используются наравне с понятиями злоупотребление психоактивными веществами и профилактика злоупотребления психоактивными веществами.

Существуют три основных направления профилактики наркомании:

Стратегия сокращения спроса нацелена на уменьшение тяги к наркотикам и готовности их доставать и применять. Такая стратегия, целью которой является профилактика, уменьшение потребления и/или увеличение интервалов между приемами вредных наркотиков, включает в себя деятельность, направленную на полный отказ от наркотиков.

Стратегия сокращения поставок нацелена на прекращение производства и поставок запрещенных наркотиков, а также, в некоторых случаях, на ограничение доступа к разрешенным наркотикам. В рамках школы такая стратегия включает в себя меры по запрету потребления, хранения и продажи запрещенных наркотиков на территории школы.

Стратегия уменьшения негативных последствий злоупотребления наркотиками нацелена на уменьшение влияния наркотиков и деятельности, связанной с наркотиками, на отдельных лиц и сообщество. Такая стратегия иногда называется стратегией «уменьшения вреда».
Зачем бороться со злоупотреблением наркотиками/наркоманией?

Усилия по профилактике наркомании в настоящее время необходимы более чем когда-либо, ведь используемые в наши дни вещества оказывают во много раз более сильное действие, чем наркотики, применявшиеся раньше. Кроме того, использование психоактивных веществ в рамках организованной общественной деятельности (например, для целительства, в религиозных или церемониальных целях) открыло путь безудержному росту потребления наркотиков в окружающем мире в нарушение общественных договоров, которое к тому же поощряется развитым и отчасти криминальным промышленным комплексом, производящим и распространяющим наркотики с единственной целью – получить прибыль. Сила воздействия, доступность и деструктивный потенциал наркотиков, используемых в наше время исключительно для развлекательных целей – новое явление, влияние которого усиливается другими относительно новыми факторами, такими как создание шприца для подкожных инъекций и появление ВИЧ-инфекции/СПИДа. Наркомания стала глобальной проблемой, в равной мере влияющей как на развитые, так и на развивающиеся страны. Кроме того, в течение последних примерно двадцати лет в странах по всему миру наблюдается вызывающее тревогу распространение злоупотребления психоактивными веществами/наркомании среди молодежи.

Как указывалось выше, злоупотребление наркотиками приносит вред, как отдельным людям, так и обществу в целом. Например:

Вредное воздействие на физическое здоровье, начиная от небольших нарушений, таких как проблемы с пищеварением или респираторные инфекции до потенциально смертельных заболеваний, таких как СПИД, гепатит С и различные виды рака. Согласно сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к 2020 году от болезней, связанных с курением, умрет больше людей, чем от какого-либо конкретного заболевания. Многие психоактивные вещества вызывают сильную зависимость (физиологическую, психологическую или обе эти формы), что делает борьбу с наркотиками сложной и болезненной.

Поскольку психоактивные вещества влияют на функционирование мозга и изменяют способ его реагирования на внешние воздействия, вредный психологический эффект от злоупотребления этими веществами включает в себя искаженное восприятие действительности; спутанное и неупорядоченное мышление; ощущение непобедимости, паранойю, потерю контроля, гнев, безнадежность и депрессию; и контрпродуктивное и/или саморазрушающее поведение.
Негативное влияние злоупотребления психоактивными веществами на общество включает в себя потери, связанные с неиспользованными возможностями и способностями человека, все виды криминальной деятельности, связанной с наркотиками, и соответствующие убытки, а также расходы на медицинские и социальные услуги, необходимые для наркоманов и лиц, ставших их жертвами.

Одним из наиболее важных аспектов наркомании в настоящее время является связь между употреблением наркотиков и ВИЧ-инфекцией/СПИДом. Наркомания приводит к распространению ВИЧ-инфекции в различных частях земного шара. Причины этого представлены ниже:

Попадание вируса, вызывающего СПИД, непосредственно в кровяное русло – самый опасный способ передачи ВИЧ-инфекции, гораздо более опасный, чем половой путь. Поскольку потребители инъекционных наркотиков часто объединены в сообщества и обычно пользуются общими шприцами, распространение ВИЧ-инфекции в таких сообществах происходит особенно быстрыми темпами.

Наркоманы, независимо от того, потребляют ли они инъекционные или другие наркотики, в гораздо большей степени, чем другие слои населения вовлечены в секс-индустрию по принципу «секс за наркотики» и/или «секс за деньги» и могут передавать инфекцию своим не употребляющим наркотики партнерам, а также детям.

Наркотики, действующие на психику человека, независимо от того, вводятся они с помощью шприца или другим путем, влияют на способность человека принимать решения, касающихся безопасного сексуального поведения, и тем самым повышают вероятность его участия в незащищенном сексе.

Потребители инъекционных наркотиков способствуют передаче СПИДа гетеросексуальным путем и от матери к ребенку.

Подводя итог, можно сказать, что негативных последствий злоупотребления наркотиками слишком много и они слишком серьезны, чтобы их не замечать. В широком смысле усилия по борьбе с наркоманией необходимо предпринимать просто потому, что злоупотребляя наркотиками человек перестает действовать как свободная и сознательная личность, способная выполнять действия для удовлетворения своих потребностей, заботящаяся о других людях и вносящая позитивный вклад в жизнь общества.
Почему так важны усилия в рамках школы?

Поскольку наркомания особенно распространена среди молодежи, а известное правило гласит, что легче предупредить заболевание, чем его лечить, понятно, что молодежь является основной целью усилий по профилактике и уменьшению злоупотребления наркотиками. К сожалению, профилактика наркомании среди молодежи осложняется рядом факторов:

Дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения. Их способность оценить опасность, которую несут наркотики, понять, что такое наркотическая зависимость, как легко она появляется и насколько трудно с ней бороться, просто недостаточно развита.

Юность – период быстрого физического, эмоционального и социального развития, часто сопровождаемый сильными стрессами, неуверенностью в себе, перепадами настроения и проявлениями недисциплинированности. Эксперименты и рискованные действия являются неотъемлемыми чертами юности, и злоупотребление наркотиками является идеальной предпосылкой для такого поведения.

В этот период влияние сверстников, особенно молодежи старшего возраста, весьма значительно. Часто сверстники оказывают давление на молодых людей, принуждая их принимать наркотики.

Взрослые употребляют наркотики, а молодые люди стремятся подражать поведению взрослых.

Поп-культура и средства массовой информации склонны придавать наркомании определенную привлекательность.

В целом сиюминутное воздействие наркотиков доставляет удовольствие, в то время как негативные последствия их приема носят долгосрочный характер.

Принятие свободного и сознательного решения не употреблять наркотики и следование этому решению, особенно в условиях давления со стороны сверстников и других факторов, способствующих наркомании, является весьма сложным процессом.

Школа представляет собой уникальную и весьма важную «площадку» для принятия мер по профилактике наркомании. Это связано с тем, что комплексный подход на долговременной основе, сочетающий политику, экологические аспекты, просвещение и услуги в области здравоохранения, самым эффективным образом обеспечивает борьбу с этими предрасполагающими факторами, формируя у молодежи знания, установки и навыки, необходимые для сознательного отказа от наркотиков.

Школы вырабатывают и проводят в жизнь политику по созданию обстановки, защищающей учеников от влияния наркотиков и наркоманов и способствующей формированию здорового образа жизни.

Школы могут обеспечить преподавание большого последовательного курса антинаркотического просвещения для формирования у учащихся знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков.

Школы могут предлагать учащимся альтернативы наркомании для удовлетворения их потребностей в самовыражении, социальном развитии, развлечениях, рискованных предприятиях и т.д. Например, физические упражнения и спорт являются прекрасным способом снятия стресса и одобрительно воспринимаются сверстниками.

Учителя и другой школьный персонал могут играть роль наставников и положительного примера для детей.

Школы являются каналом, с помощью которого информация, касающаяся стратегии и результатов профилактики наркомании доносится до местного сообщества; школы играют также ведущую роль в просветительской деятельности и в предоставлении услуг, позволяющих уменьшить уровень злоупотребления наркотиками.

Профилактика наркомании в школах является важнейшим составным элементом усилий по борьбе с негативными последствиями наркомании для общества и с наркоманией в целом. Конечно, органы народного образования не должны нести персональную ответственность за изменение образа жизни учащихся; в то же время школам отводится ключевая роль в формировании у учащихся знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков, а также в предоставлении им возможностей и средств для такого шага.


Школьная политика в области охраны здоровья

Школьная политика в отношении наркотиков обеспечивает основу для планирования, осуществления и оценки эффективности усилий по профилактике и снижению уровня наркомании. Такая политика способствует выработке четко сформулированных правил, касающихся охраны здоровья в целом и усилий по борьбе с наркотиками в частности. Поскольку злоупотребление наркотиками среди молодежи имеет серьезные медицинские и юридические последствия, важную роль играет привлечение родителей, местных служб, оказывающих услуги в области здравоохранения и контролирующих оборот наркотиков, органов правопорядка и самих учащихся к выработке школьной политики по борьбе с наркоманией.


Такая политика должна касаться как конкретной деятельности школ по профилактике и снижению уровня злоупотребления наркотиками, так и мер, принятие которых необходимо в конкретных случаях, связанных с наркоманией. Как минимум политика должна создать нетерпимую обстановку к злоупотреблению наркотиками, их хранению и продаже на школьной территории и в школьных зданиях. В идеальном случае понятие наркотики должно включать в себя как разрешенные, так и запрещенные вещества, а политика должна касаться учащихся, школьного персонала и других лиц, имеющих доступ на школьную территорию или участвующих в школьных мероприятиях. Если школьному персоналу и другим взрослым не запрещено употреблять в школе разрешенные вещества, такие как табачные и алкогольные изделия, необходимо предусмотреть, чтобы это не происходило в присутствии школьников и чтобы школьники и некурящий персонал не подвергались воздействию табачного дыма.

Помимо этих основных правил, школьная политика должна охватывать вопросы, связанные с просвещением, помощью учащимся и мерами по борьбе с наркотиками.



Все усилия по созданию в школах безопасной обстановки, способствующей здоровью и благополучию, формирующей человеческое достоинство, развивающей в школьниках уверенность в собственной способности сделать правильный с точки зрения здоровья выбор и активно вовлекающей учащихся в практическое обучение на основе положительных примеров, помогают молодежи противостоять внешнему давлению и отказаться от наркотиков.

страница 1

Смотрите также:

Как стать добрее
23,03kb. 1 стр.