Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Что я передам своим детям.

Тема женской встречи была выбрана не случайно. Нашей церкви скоро исполнится18? лет и многие пришли сюда с маленькими детьми или родили их, будучи уже членами церкви. И вот настало такое время , когда они выросли и стали претендовать на своё право выбора веры, церкви, общения. И часто случается так, что наши дети просто не хотят уже ходить в церковь и верить, так как верим мы. То их не устраивает музыка, то проповеди становятся очень нудными, то окружение слишком скучным... Кто виноват в этом их выборе или мы их плохо научили или это особенности человеческого развития и роста? Каждое поколение должно сделать свой собственный выбор: во что верить и как... Вот такую нелёгкую задачу мы и пытались решить на нашей очередной встрече сестёр в пятничный вечер 19марта. Обстановка встречи была самая располагающая к искренним беседам и принятию друг друга.


Помогать детям, вырасти в вере непросто, и, конечно, из того, что семья по воскресеньям ходит в церковь, вера не появится. Вере нельзя научить как математике. Христианский психолог д-р Дональд Слоан так объясняет эту сложность: "Все мы входим в мир без первичного знания или опыта, что означает, что каждое поколение начинает с той же попытки понять эту жизнь. К счастью, техническое знание передается из поколения в поколение. Например, технология переработки нефти или устройство двигателя внутреннего сгорания могли быть разработаны и записаны предыдущими поколениями. Поскольку новые поколения могут все это изучить, им не требуется изобретать заново все от колеса до компьютера, что экономит годы.

Христианские ценности и знание жизни тоже накапливаются. Но, в отличие от технической информации, их не так просто передавать из поколения в поколение, потому что они должны стать очень личными для каждого конкретного человека, войти в его жизнь. Это требует долгих лет, полных удач и ошибок. Все мы склонны учиться на своем опыте, пренебрегая родительским, поэтому мы повторяем все ошибки предыдущих поколений, подтверждая известное изречение "История повторяется".

То, что мы верующие, не означает, что дети выберут тот же путь. Истинно, у Бога нет внуков. А как бы хотелось тот опыт, который приобрели мы взять и передать им как наследство, но так не происходит, к сожалению, а может к успеху только в их собственной жизни?

Так есть ли способ наставить детей на верный путь, чтобы все-таки, когда придет время для них принимать собственные решения, они бы сделали выбор, основанный на зрелой вере? За основание мы выбрали пять основных принципов рекомендованных в книге Д-ром Энтони Эвансом "Как управлять своей семьёй в этом неуправляемом мире".

1. Молитва. Лучшее и наиболее действенное, чем мы можем помочь своим детям и членам семьи, — молиться за них каждый день. О чем же именно вы должны молиться? В Евангелие от Луки 2,52, где описывается детство Иисуса есть такие словами: "Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков".

Четыре вещи здесь перечислены, и все это мы хотели бы видеть в наших детях. Первое здесь — премудрость, не просто знание фактов, важное само по себе, но библейская мудрость (способность применять свои знания на практике). "Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его" (Псалом 110,10).

Молитесь же о том, чтобы ваши дети преуспевали в школе и росли интеллектуально. А главное — молитесь, чтобы они росли в почтении перед Господом и чтобы способны были отличать добро (что бы знать в чем воля Божья) от зла и выбирать верное.

Слова "преуспевал... в возрасте" относятся к физическому росту. Молитесь о безопасности и хорошем здоровье для своих детей, чтобы ничто не помешало им развить в себе Богом данные таланты.

Преуспевать "в любви у Бога" — значит духовно расти. Молитесь о том, чтобы сердца у ваших детей были всегда открыты Господу и чтобы познание Его, жизнь с Ним и служение Ему были бы для них высшим счастьем. Молитесь о том, чтобы истинное христианство росло в них с тем, как растут они.

Наконец, слова "в любви... у человеков" говорят нам о социальном росте. Молитесь о том, чтобы ваши дети научились находить общий язык с окружающими, быть настоящими друзьями, не предавая при этом своих идеалов. Молитесь о том, чтобы Бог послал им хороших друзей, которые оказали бы на них положительное влияние. И молитесь уже сейчас о благочестии тех мальчиков и девочек, которых Бог готовит вашим детям в спутники жизни.



2. Лови мгновенье. И это очень важно. Мы не успели оглянуться , а наши дети уже выбирают себе спутников жизни и покидают дома. Одна из уловок дьявола в разрушении Божьего наследия для наших детей это убедить нас "не торопиться жить в вере". Мы думаем сегодня уже поздно я устала может быть завтра я поговорю с ней об этом или том, может быть завтра мы сходим вместе туда или туда, может быть завтра мы это вместе сделаем.... Так вот это завтра может и не наступить и за 18 лет:( ,а завтра дочь подходит к вам и говорит я ухожу жить на квартиру со своим молодым человеком и штамп в паспорте меня не интересует. Вы думаете это не может случиться у вас у великих пророков это случилось, посмотрите 1книгу Царств 7,16;8,1-5 Самуил потерял своих детей, потому что слишком много времени проводил в разъездах. А Илия первосвященник, поплатился своим служением и жизнью, потому что забыл свои обязанности по воспитанию сыновей(1Царств2,12-17, 22-25; 3,10-18).

Время на укрепление нашей семьи нам дается один раз, и мы должны успеть построить отношения любви и заботы, воспитать детей на библейских идеалах, не забывая при этом быть последовательными, наказывая их.

Сегодня. Лови мгновение.

3.Поклонение. Часто мы небрежны к своей вере и к библейскому воспитанию детей. Мы уверены, что можно сидеть сложа руки, а вера пусть сама служит нам защитой. Мы небрежны в молитве, в общении с братьями и сёстрами по вере, в изучении Писания. Мы расслабляемся, когда заходит речь об обязательствах, накладываемых на нас верой, и при этом наивно полагаем, что все выполнили. Мы не обращаем внимания на это или зарываемся в семейные проблемы, говоря: "Господь Сам позаботится о своем". Но если мы пренебрегаем заботой о духовном состоянии своих семей, то не надо думать, что дьявол и мир сделают то же самое. Уже одно это должно заставлять нас делать все возможное для обеспечения духовного фундамента семьи. Церковные службы — это неплохое начало, но воскресные школы, детские общества и другие программы могут лишь дополнять, а не заменять поклонение в семье.

Но пусть у вас будет время семейного общения и поклонения после завтрака или после ужина, а может вы посвятите этому целый воскресный вечер...Чтобы все это получалось удачно, нужно всегда держать в голове следующее. Во-первых: то, что вы делаете, должно соответствовать возрасту детей. Нелепо требовать от малышей сидеть неподвижно в течение двадцати минут чтения Библии. Учитывайте их интересы, их уровень понимания и сколько времени они могут оставаться внимательными. Во-вторых: попробуйте разные подходы. Не бойтесь экспериментировать. Не останавливайтесь на полпути и не беспокойтесь, если что-то не получается. Всегда можно попробовать сделать по-другому в следующий раз. Но не допускайте превращения семейного поклонения в скучное и бесполезное занятие, помните, о чем предупреждал Иисус в Евангелии от Матфея 6,7. И ведь вам всегда могут помочь — поговорите с вашим служителем или с продавцом христианской литературы. Нет причин останавливаться на полпути!

В-третьих: пусть хотя бы часть времени дети будут активными участниками, а не просто зрителями. Вовлекайте их, и поклонение приобретет для них куда более глубокий смысл, ему будет легче превратиться в привычку на всю жизнь. Пусть они читают Писание. Пусть они поставят спектакль по Библейской истории, смастерят для него костюмы. Пусть они задают вопросы об этом месте Писания и о том, как оно относится к их жизни. (И не бойтесь ответить "Не знаю", но при этом добавляйте: "Я подумаю и объясню тебе обязательно!")

Какой подход бы вы ни выбрали, Библия и семейное поклонение должны быть ежедневно частью вашей жизни, а не пунктом плана на воскресенье.

В заключение хотелось бы сказать всем мужьям и отцам, что это ваше право и ваша обязанность задавать тон духовной жизни в семье. Именно с вас Бог спросит за то, насколько верно вы питали вашу семью духовно — и нельзя свалить это на жен, поскольку речь идет о Нем. Это ваше предназначение — вести семейное поклонение. Именно вы должны проследить, все ли встали вовремя в воскресенье и все ли успели собраться к службе, — да-да, я ничего не путаю. Те из вас, кто пренебрегает этой обязанностью или перекладывает ее на жен, должны опуститься на колени и молить Бога о прощении, а потом мягко вернуть себе законное положение, как написано в Бытии 18,19; Ефесянам 6,4 и во многих"других местах.

4. Ученичество. Мы должны помочь детям приобрести истинную, личную веру в Бога.

В своих посланиях апостол Павел несколько раз говорит верующим следовать своему примеру (1-е Коринфянам 4,16; 1-е Фессалоникийцам 1,6; 2-е Фессалоникийцам 3,7 и 3,9). Особенно ясно он высказывается в Первом послании Коринфянам 11,1: "Будьте подражателями мне, как я Христу". И хоть кому-то это покажется пугающим, мы должны сказать это своим детям, — а потом жить так, чтобы соответствовать этим словам.

Ученичество наших детей значит больше, чем просто высоконравственная жизнь. Мы еще должны проводить с ними достаточно времени, чтобы они успели заметить, что мы живем так, как учит Евангелие. Это значит, что они должны видеть, что мы молимся каждый день и каждый день читаем и изучаем Библию (что, конечно, предполагает то, что мы ставим все это на первое место).

Ученичество значит и то, что дети должны принимать участие в нашем служении, ставить на первое место именно их вопросы. То есть мы должны отложить на пару минут свои дела, посмотреть им в глаза, внимательно выслушать и серьезно ответить. Никогда дети не бывают больше открыты к учению, чем когда инициатива исходит от них самих, и нет нам высшей похвалы, чем их вера в то, что мы выслушаем их и ответим честно.

Если же мы делаем что-то, от чего просто не можем оторваться, нужно точно сказать им, когда мы сможем выслушать их вопрос, и обязательно сдержать слово.

В других случаях возможность духовного воспитания появляется сама собой. Следует помнить еще одну вещь по поводу ученичества наших детей. А именно: цель наша не формирование их образа мыслей и их веры, а также образа жизни. Мы должны заботиться не только о том, что они знают, но и о том, чтобы они могли и желали поступать, как Богу угодно. Цель ученичества в том, чтобы помочь детям превратить библейскую истину, услышанную от нас, в зрелую, живую, личную веру. Это путь превращения знания в поступки и в образ жизни, который угоден Богу и прославит Его.



5.Приветствуйте вопросы. Необходимо, чтобы дети могли свободно задавать вопросы о том, чему их учат, даже если их учим мы. Такие сложные вопросы, как: "Если Бог действительно всемогущий и любит нас, почему же невинные люди страдают и умирают?", — естественным образом возникают у них, и мы должны приветствовать это. Когда они задают такие вопросы, мы также должны осознавать большую вероятность того, что — и при этом не нужно впадать в ярость или делать изумленные глаза — нашим детям может быть нелегко поверить в то, что Бог в самом деле всемогущий и любящий. Если мы не позволим им спрашивать, то они никогда не примут веру, которую мы им навязываем, никогда у них не будет личной, живой веры в Бога.

Психолог д-р Дональд Слоат так объясняет эту ситуацию: "Евангелистская церковь, похоже, полностью отрицает роль самоутверждения в человеческом развитии. В действительности же каждый, кто изучал человеческое поведение, знает о том, что ключ к построению цельной личности — самоутверждение без ограничений, которое дает возможность развивать внутреннее ощущение себя как реальной личности. Все родители знают, как двухлетние малыши любят гордо заявлять: "Я сам!" Это первый шаг ребенка к самоутверждению, такой важный для становления личности, и после того, как малыш отстоял свою позицию, он успокаивается и даже позволяет мамочке застегнуть молнию на курточке. Но прежде чем принять помощь, ребенку нужно ее отвергнуть.



Большинство родителей-христиан может стерпеть это желание самоутверждения от двухлетнего малыша, но когда ребенок превращается в подростка, то и родители, и церковь становятся куда менее понимающими. Может быть, потому, что подростки могут попасть в куда более неприятную историю, чем двухлетний малыш, желающий сам завязать шнурки. Отрочество — критический возраст, ведь это мост между детством, где все решения принимаются другими, и взрослой жизнью, в которой люди сами отвечают за свои поступки. Чтобы стать независимыми, самостоятельными взрослыми, молодые люди обычно нуждаются в подростковом периоде неповиновения, когда они отбрасывают все, чему их научили в детстве, подвергают сомнению все ценности, пробуют новый стиль поведения".

"Наставь юношу в начале пути его: он не уклонится от него, когда и постареет" (Притчи 22,6). Мы наставляем детей в надежде и ожидании, что, спустя годы, они будут идти по жизни с Богом. Но до этого, особенно в подростковом возрасте, они могут отклониться от пути истинного на какое-то время.

Мы способны не только отвечать на их вопросы о вере, но можем и сами провоцировать споры в воспитательные моменты. Мы можем дать им свободу выбирать себе одежду, прическу, музыку, выражать свою индивидуальность иначе, чем мама и папа. Если нам не нравится их выбор, нельзя требовать от них перемены, но стоит просто обсудить, почему они могли бы выбрать что-то получше. Мы должны также ясно дать им понять, что ответственное поведение влечет за собой расширение свободы, в то время как безответственное (речь не идет сейчас о прическе) — ее ограничение. И всегда мы должны неустанно молиться за них.

Я понимаю, что сказать легче, чем сделать. Я знаю, что определенная музыка и одежда в сочетании с антиобщественным поведением может свидетельствовать о возможных неприятностях. Будьте очень внимательны к тем, кого ваши дети выбрали себе в друзья. Если вы думаете, что есть повод для беспокойства, поговорите с вашим священником.

Обычно же подросткам необходима свобода вопросов, свобода принятия решений и свобода делать выводы из последствий. Только так они смогут познать Бога и Его истину из личного опыта, а не из чужих поучений.


Может ли случиться так, что, несмотря на все наши молитвы и усилия, дети все равно собьются на дорогу блудного сына? И такое случается не так уж и редко. Не нам решать, как жить нашим детям, какое у них будет отношение к Богу. Это — между Ним и ими.

Однако притча о блудном сыне, рассказанная нам Иисусом, вселяет надежду. Когда тот молодой человек покинул отчий дом, он знал о Боге и путях Его лишь то, чему научил его отец. Он был верующим "второго поколения" без личной, живой веры (это очень актуально и для наших церквей сегодня). Он осознал, что нуждается в Боге. Его естественная человеческая гордыня была сломлена перед всемогущим Богом, он искренне смирился и вернулся к истинам, внушенным ему дома.

Другими словами, когда он покинул своего земного отца, его небесный Отец никогда не покидал его, не переставал воспитывать его. И он вернулся домой, совершив то духовное путешествие, которое все дети должны совершить тем или иным образом. У него появилась живая, личная вера в Бога его отца, которая будет поддерживать его до конца дней. Точно так же, через нас и других людей, через события в их жизни наш мудрый и любящий Отец постоянно притягивает к Себе наших детей. Они не могли бы быть в лучших руках. Давайте лишь убедимся в том, что им будет на что опереться, когда Он начнет процесс примирения их с Собой. Аминь!

До новых плодотворных встреч дорогие сёстры!



Материал предоставила Инесса Поляк.

страница 1

Смотрите также: