страница 1 Содержание и организация методической работы
с учителями истории и обществоведения
в 2012/2013 учебном году
В.М. Воронович,
методист высшей категории
управления учебно-методической работы
Государственного учреждения образования
«Академия последипломного образования»
Чтобы состояться профессионально, расширять свою профессиональную компетентность, быть успешным, современный учитель должен постоянно совершенствовать свою деятельность, педагогическое и методическое мастерство. Достичь этого можно, постоянно и целенаправленно обучаясь через различные формы профессиональных объединений и повышая квалификацию в областных институтах развития образования и в Академии последипломного образования.
В Государственном учреждении образования ”Академия последипломного образования“ планируется:
с 18 февраля по 1 марта 2013 года – повышение квалификации учителей истории и обществоведения лицеев, гимназий и учебно-педагогических комплексов «Содержательно-технологическое обеспечение качества образовательного процесса.
В соответствии с республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников в межкурсовой период в Академии последипломного образования, Национальном институте образования состоятся следующие семинары:
в сентябре 2012 года – практикум «Моделирование учебных занятий по истории и обществоведению, проводимых в интерактивном режиме» – для членов республиканской творческой группы;
в октябре 2012 года – обучающий семинар на платной основе «Использование интерактивных методов в обучении истории и обществоведению» (авторские дидактические системы З.Е. Виноградовой, В.Н. Дудко) – для творчески работающих учителей истории и обществоведения;
в декабре 2012 года – научно-практический семинар «Реализация концепции и образовательного стандарта по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси» – для методистов АПО, ИРО, коллектива авторов УМК.
Планируется провести в 2013 г. следующие республиканские семинары:
5-7 февраля 2013 г. – обучающий семинар на платной основе «Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе по истории и обществоведению» (авторские дидактические системы З.Е. Виноградовой, В.Н. Дудко) – для методистов, учителей истории и обществоведения;
15 мая 2013 г. – семинар-совещание «Координация деятельности методических структур системы дополнительного образования взрослых по организации методической работы с учителями истории и обществоведения» – для методистов ИРО;
18-19 июня 2013 г. – практикум «Моделирование учебных занятий по истории и обществоведению, проводимых в интерактивном режиме» – для членов республиканской творческой группы.
Областным институтам развития образования в 2012/2013 учебном году рекомендуем провести следующие семинары:
1. Методика работы учителей истории и обществоведения с современными УМК и их роль в повышении качества обучения учащихся – для методистов Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей истории, творчески работающих учителей.
Проведение данного семинара обусловлено тем, что в настоящее время Национальным институтом образования подготовлены УМК для учителей истории и обществоведения, включающие факультативные занятия по всемирной истории и истории Беларуси, обществоведению (по каждому классу) с дидактическими материалами для учителя и методическими рекомендациями для учащихся; учебно-методические пособия для учителя, комплекты тестовых и разноуровневых заданий для контроля, проверки и коррекции знаний учащихся всех классов, дидактические сценарии учебных занятий по предметам историко-обществоведческого цикла. Всё это вместе взятое способствует усвоению в полной мере содержательно-деятельностного компонента исторических и обществоведческих знаний, эффективной организации учебных занятий по истории и обществоведению, мотивации учащихся к их изучению, проверке и контролю их знаний, умений, навыков практического характера (рефлексивно-оценочный компонент).
В повышении качества обучения определяющая роль принадлежит современному учебному занятию. Формирование теоретических и практических умений и навыков учащихся невозможно без качественного проведения учебных занятий по истории и обществоведению, реализации внутрипредметных и межпредметных связей, принципа индивидуализации обучения с целью развития творческого потенциала личности обучающегося. В решении этой задачи большое значение имеет освоение учителями и применение ими в образовательной практике современных образовательных технологий, в том числе информационных, обучение учителей работе с электронными средствами обучения.
В связи с этим рекомендуется тема второго семинара для проведения в областных институтах образования:
2. Использование современных средств обучения в образовательном процессе по истории и обществоведению – для методистов Р(Г)УМК, руководителей методических формирований учителей истории, творчески работающих учителей.
Кроме того, в Академии последипломного образования состоялся республиканский семинар по организации внеурочной, внеклассной работы по предметам историко-обществоведческого цикла. Рекомендуется, чтобы вопросы организации внеурочной, внеклассной работы по истории и обществоведению были рассмотрены в районах на семинарах, конференциях, заседаниях методических формирований с выявлением положительного опыта, его анализом, последующим обобщением и использованием в педагогической практике.
Методическая работа с учителями истории и обществоведения является неотъемлемой частью повышения профессионального мастерства педагогов. С этой целью их обучение ведется поэтапно на различных уровнях: школа, район (город) – методические предметные объединения и в их рамках методические формирования, область (г. Минск) – повышение квалификации в областных и Минском городском институтах развития образования, руководители методических объединений учителей истории и методисты Р(Г)УМК, курирующие преподавание истории и обществоведения – ГУО «Академия последипломного образования».
Основными направлениями деятельности методических служб являются:
– изучение нормативной правовой и учебно-методической базы, особенности организации образовательного процесса по истории и обществоведению;
– оптимизация образовательного процесса по предметам историко-обществоведческого цикла на основе применения электронных средств обучения;
– реализация индивидуального подхода в обучении;
– совершенствование организации образовательного процесса, контроля и оценки качества историко-обществоведческого образования;
– рациональное использование методических приемов обучения предмету;
– проведение факультативных занятий по предметам историко-обществоведческого цикла;
– организация деятельности по коррекции знаний и умений учащихся.
Основным объединением, в котором учителя учреждений образования района (города) повышают свой теоретический и методический профессиональный уровень, является методическое объединение учителей истории и обществоведения.
При планировании работы методических объединений и формирований учителей истории и обществоведения учителям рекомендуется исходить из следующего:
1. Поскольку такие предметы, как история и обществоведение, в большинстве школ республики преподаются одним-двумя учителями, то методическое объединение района (города) включает в себя всех учителей истории и обществоведения.
2. В рамках районного (городского) объединения учителей могут быть созданы различные методические формирования: школа молодого учителя, объединяющая вновь прибывших в район (город) учителей, а также тех, чей стаж работы не превышает 3-х лет; учителей, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, которые могут быть объединены в школу совершенствования педагогического мастерства (ШСПМ); учителя, имеющие большой опыт и стаж работы, могут объединяться в школу передового педагогического опыта (ШППО). В рамках районного (городского) методического объединения учителей истории и обществоведения могут быть также созданы временные творческие (проблемные) группы, которые будут работать в течение года над одной проблемой, важной для всех, или заниматься какой-то темой, которая пока не под силу молодым учителям. В таком случае они будут выступать как учителя-мастера педагогического труда, своего рода учителя-методисты, обучающие других тому, что умеют и знают сами. Именно на таких учителей, как правило, опираются методические службы района (города) в организации и проведении методической работы по предмету. Потенциал таких учителей используется для обучения молодых учителей, освоения ими новых, современных методик и технологий обучения, изучения, трансляции, распространения и внедрения передового педагогического опыта, проведения (демонстрации) мастер-классов.
На августовских предметных секциях рекомендуем обсудить следующие вопросы:
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность общеобразовательных учреждений как в целом, так и в предметной области (учебные планы, изменения в программе по истории для X классов, примерное календарно-тематическое планирование; учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по истории, инструктивно-методическое письмо «О преподавании всемирной истории и истории Беларуси в 2012/2013 учебном году»);
анализ результатов образовательного процесса по истории в 2011/2012 учебном году, формы и методы повышения его эффективности и качества в 2012/2013 учебном году с учетом выявленных в ходе мониторинга обученности учащихся 9, 11-х классов типичных ошибок по всемирной истории (по его итогам установлено, что большая часть учащихся усваивает содержание образования по курсу на среднем и удовлетворительном уровнях);
организация факультативных занятий по учебному предмету ”Всемирная история. История Беларуси“ в 2012/2013 учебном году;
особенности организации образовательного процесса в гимназиях и лицеях при выборе учащимися обществоведческого направления;
содержание работы методических объединений учителей истории и обществоведения в 2012/2013 учебном году: актуальные проблемы, направления, планы работы районных методических объединений и других методических формирований учителей истории, темы изучения и формы распространения передового педагогического опыта;
коррекция деятельности методических служб, методобъединений учителей истории и обществоведения в свете выявленных в ходе мониторинга обученности учащихся 9, 11-х классов всемирной истории и истории Беларуси трудностей и проблем, затруднений учителей при организации и проведении образовательного процесса по истории и обществоведению.
В ходе анкетирования учителей истории по результатам мониторинга обученности учащихся 9, 11-х классов по всемирной истории, истории Беларуси выявлены следующие затруднения учителей при организации образовательного процесса по истории:
-
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков;
-
реализация межпредметных связей в процессе обучения истории;
-
проведение факультативных занятий;
-
реализация индивидуального подхода в обучении истории;
-
обучение учащихся приёмам осмысленного запоминания учебного материала.
В связи с этим при организации методической работы с педагогами необходимо учитывать их запросы, трудности в преподавании предметов и обеспечить практико-ориентированный характер работы методических объединений учителей истории.
На заседаниях методических объединений учителей истории рекомендуем обсудить следующие вопросы:
Основная тема, над которой должны работать методические объединения учителей истории в 2012/2013 учебном году:
Предупреждение типичных ошибок и затруднений учащихся при освоении содержания всемирной истории и истории Беларуси.
Темы районных (городских) методических объединений учителей истории на год:
1. Психолого-педагогические требования к организации и проведению современного занятия по истории:
Данное заседание методического объединения учителей истории должно быть посвящено проектированию образовательного процесса по истории, организации и проведению современного учебного занятия по истории в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к нему.
Непреложным правилом для каждого учителя является умение осуществлять отбор основного учебного материала, подлежащего усвоению учащимися в соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы по предмету. Поэтому изучение каждого раздела учебной программы по истории следует начинать с информирования учащихся о тех элементах содержания исторического образования, которые должны быть усвоены.
Целью методической работы с учителями в данном контексте является обучение их проведению детального структурно-функционального анализа содержания учебного материала, подлежащего изучению на учебном занятии, с целью:
• выделения элементов содержания исторического образования (знаний, способов деятельности (специальных и общеучебных), опыта творческой деятельности, ценностных ориентаций), которые должны быть усвоены учащимися на учебных занятиях;
-
определения наиболее эффективных методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению выделенных элементов содержания образования; средств обучения, необходимых для изучения нового учебного материала; внутри- и межпредметных связей нового учебного материала с ранее изученным. Результаты структурно-функционального анализа содержания учебного материала удобно представлять в форме таблицы.
Таблица
Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала
Тема урока
|
Цели урока
|
Элементы содержания образования, которые должны быть усвоены на уроке (знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации)
|
Методы, приемы, формы организа-ции учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке
|
Средства обучения
|
Межпред-метные и внутри-предмет-ные связи нового учебного материала
|
Домашнее задание
|
Учителям рекомендуем ориентироваться на выполнение цели учебного занятия и постановку таких задач, которые позволяют её достичь, а также диагностировать с помощью контрольно-оценочного инструментария, насколько эти цели достигнуты и насколько оптимально решались задачи учебного занятия;
-
обеспечивать эффективную реализацию каждого этапа учебного занятия, усвоение на нем большей части нового учебного материала. Избегать монологического характера проведения учебного занятия, организовывать активную познавательную деятельность учащихся на учебном занятии по усвоению учебного материала;
-
чередовать виды учебной деятельности; не ускорять темп учебного занятия, так как неоправданно быстрый темп его проведения затрудняет восприятие и понимание информации, способствует перегрузке учащихся;
• оперативно выявлять затруднения учащихся при усвоении содержания учебного предмета, своевременно корректировать знания и умения учащихся; с этой целью обеспечивать систематическую и эффективную проверку выполнения учащимися домашних заданий, качественный анализ результатов учебной деятельности учащихся (проверочных работ, тестовых заданий и др.);
• при определении домашних заданий четко указывать, какие знания и умения учащиеся должны усвоить дома (даты, понятия, личности, причинно-следственные связи, оценка исторических фактов, личностей и т. д.).
Вопросы для обсуждения на МО могут быть следующие:
1. Проектирование учебного занятия по истории в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к нему.
2. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, подлежащего изучению на учебном занятии.
3. Этапы современного учебного занятия (мотивационно-ориентационный, организационно- и деятельностно-познавательный, контрольно-оценочный и рефлексивный) и их основное содержание.
4. Определение (выбор) и оптимизация методов, приемов и форм организации познавательной деятельности учащихся на учебном занятии в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями.
5. Рефлексивно-оценочный компонент как средство повышения эффективности учебного занятия и корректировки знаний и умений учащихся.
Объединение педагогов может распределить данные вопросы между методическими формированиями учителей, соответственно поручив каждому из них подготовку определенного блока. В таком случае заседание методического объединения может включать в себя 3 блока – научно-теоретический, учебно-методический и практический.
В научно-теоретическом блоке учителя, входящие в школу совершенствования педагогического мастерства, могут представить таблицу (схему) структурно-содержательного анализа учебного материала с его наполнением по одной из учебных тем.
В учебно-методическом блоке опытные педагоги могут познакомить присутствующих с этапами проведения учебного занятия и методами, приемами и формами организации познавательной деятельности учащихся на учебном занятии, показать, как они коррелируют между собой.
В практическом блоке учителя могут побывать на одном (двух) занятиях по истории и обществоведению и познакомиться с работой учителя (учителей) школы передового педагогического опыта по отработке на учебном занятии знаний и умений учащихся и их коррекции (рефлексивно-оценочный компонент) с помощью разнообразных активных и интерактивных методик.
Данное заседание методического объединения может быть проведено в конце I четверти или на осенних каникулах: конец октября – начало ноября.
Формами проведения заседания методического объединения могут быть: обучающий семинар-практикум, семинар-тренинг.
Завершается заседание МО принятием рекомендаций по отбору и содержанию знаниево-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов занятия, составлением банка данных активных методов оценки и рефлексии усвоенных знаний и способов деятельности.
2. Формирование у учащихся общеучебных и специальных умений путем активизации их самостоятельной познавательной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
-
Соотношение знаниевого и деятельностного компонентов в содержании учебного занятия по истории на разных ступенях школьного историко-обществоведческого образования.
-
Основные методы изучения и закрепления материала во взаимодействии учителя и ученика на учебных занятиях различного типа.
-
Формирование у учащихся умений анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал.
-
Обучение учащихся работе с памятками, алгоритмами, осмысленному запоминанию учебного материала с помощью разнообразных методов и приемов, в том числе мнемотехники.
-
Отработка основных учебных и специальных (теоретических, фактологических, хронологических, картографических, источниковедческих и др.) знаний и умений учащихся и их коррекция на учебном занятии.
На данном заседании необходимо рассмотреть многообразие форм и методов, приемов активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях по истории, их обучение приёмам осмысленного запоминания учебного материала с помощью разнообразных методов и приемов, в том числе мнемотехники, и применения его в учебной деятельности. Заседание может состоять из трех частей – научно-теоретического блока, учебно-методического и практического.
В научно-теоретическом блоке, подготовленном методическими формированиями – школами молодых учителей, совершенствования педагогического мастерства, – учителя могут рассмотреть вопросы соотношения знаниевого и деятельностного компонентов содержания исторических и обществоведческих знаний, их роли и значения в формировании общеучебных и специальных умений учащихся.
Во втором, учебно-методическом, блоке, подготовленном учителями школ совершенствования педагогического мастерства и передового педагогического опыта, – учителя могут в интерактивном режиме освоить как известные, так и новые приемы и методы (интерактивные) изучения и закрепления материала, формирования у учащихся умений анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал.
Учителя школы совершенствования педагогического мастерства или творческая группа могут представить методику обучения учащихся работе с памятками, алгоритмами, «загадочными картинками», по методу «ключевого слова» и т. д., с историческими документами и свидетельствами очевидцев, материалами культурно-исторической среды; мнемотехнические приёмы осмысленного запоминания учебного материала.
В третьей, практической, части методического объединения учителя могут побывать на одном (двух) учебных занятиях по истории и обществоведению лучших учителей района (города) с последующим их самоанализом и анализом. Они должны увидеть образцы целенаправленного формирования у учащихся общеучебных умений: анализировать, контролировать, оценивать и корректировать результаты своей учебной деятельности; анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал; сравнивать изученные исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи между ними, формулировать выводы, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой по учебному предмету. Практическая часть методического объединения может быть представлена и в виде мастер-класса или педагогической мастерской.
Заседание МО может состояться в конце II четверти или в январе, на зимних каникулах.
Формами методического объединения могут быть: обучающий семинар-практикум, панорама методических идей, презентация педагогического опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, открытый урок.
Завершается заседание МО принятием рекомендаций по использованию в образовательном процессе активных и интерактивных форм, приёмов и методов формирования учебных и специальных умений учащихся; применению на учебных занятиях наиболее эффективных памяток, алгоритмов, методов осмысленного запоминания учебного материала и рефлексии.
3. Использование современных форм, методов и приемов обучения на учебных занятиях по истории.
На данном заседании МО могут быть рассмотрены активные и интерактивные методы обучения истории, способы активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях; наглядные и современные технические средства обучения, в том числе работа с помощью интерактивной доски, мультимедийной установки, компьютера, Интернета, дистанционного домашнего задания, его проверки и коррекции и т.д. Современное учебное занятие предполагает оптимальное использование доступных учителю средств обучения, в том числе ЭСО.
Предлагается рассмотреть следующие вопросы на заседании методического объединения:
1. Классификация методов обучения и контроля знаний учащихся на занятиях по истории и обществоведению: пассивные, активные, интерактивные.
2. Технологии и методы развивающего обучения (по выбору учителей).
3. Роль информационно- коммуникационных технологий и электронных средств обучения в повышении мотивации учащихся к изучению истории и обществоведения.
4. Освоение учителем и учащимися электронных средств обучения (ЭСО); особенности их применения в образовательном процессе по истории и обществоведению.
5. Внедрение информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс по истории и обществоведению, методика их использования на учебных занятиях.
6. Проверка и коррекция знаний и умений учащихся с помощью информационных технологий, дистанционного обучения, современных ЭСО.
Данное заседание МО, так же, как и предыдущее, может структурно состоять из 3-х блоков: научно-теоретического, учебно-методического и практического. Рекомендуется организовать его следующим образом: научно-теоретический блок готовит школа совершенствования педагогического мастерства, учебно-методический – школа передового педагогического опыта, практический – школа молодого учителя. Так как молодые учителя лучше владеют современными информационными технологиями, то практический показ использования в образовательном процессе по истории и обществоведению информационных технологий может быть поручен им. На данном заседании желательно показать, как с использованием информационно- коммуникационных технологий можно проверять и корректировать знания учащихся, устранять в них пробелы, содействовать лучшему усвоению исторических знаний, применению их на практике; использовать межпредметные и внутрипредметные связи.
Назначение таких форм организации обучения, как презентации, мультимедиазанятия, семинары, зачеты, практикумы, консультации, дискуссии, смотры знаний; игрового моделирования, учебно-деловых игр, и т. д., – развитие творческой самостоятельности учащихся, их способностей, формирование их волевой, эмоциональной сфер, ценностных ориентаций. Учебное занятие будет успешным в том случае, если каждый учитель создаст на уроке такую атмосферу, в которой бы каждый ученик поверил в свои возможности в ходе индивидуальной или групповой деятельности; с желанием принимался за работу, постигал нечто новое самостоятельно и (или) при помощи учителя; отрабатывал свои знания и умения, проверял их, вносил в них коррективы, умел ими пользоваться; развивал свою эмоциональную сферу и ценностные ориентации. В этом и состоит важнейший результат учебного занятия, его эффективность.
Формами проведения заседания МО могут быть: проект, презентация, мультимедийное учебное занятие; мастер-класс, педагогическая мастерская, фестиваль методических идей.
Завершается заседание МО обменом опытом работы, мультимедийными презентациями, созданием базы данных мультимедиауроков лучших учителей.
По выбору учителей одно из заседаний методического объединения (или один из вопросов на одном из них) может быть посвящено рассмотрению вопросов реализации межпредметных и внутрипредметных связей в обучении истории и обществоведению, организации внеурочной и внеклассной работы по предмету. Его можно провести в виде творческого проекта, районного смотра исторических знаний, методического фестиваля, панорамы эффективного педагогического опыта или районного конференции.
При организации внеурочной работы необходимо использовать различные формы – факультативные занятия, предметные олимпиады, конференции, турниры знатоков, Недели истории, интеллектуальные игры и др. – для мотивации учащихся к изучению истории, развития их познавательного интереса к учебному предмету, выявления и развития их творческих способностей; реализации индивидуального подхода в обучении; углубления знаний, расширения кругозора обучающихся.
В рамках методического объединения учителей истории и обществоведения целесообразно создать методическое формирование (проблемную, творческую группу или другое формирование) учителей обществоведения.
Тогда на заседаниях методических объединений возможно рассмотрение следующих вопросов и тем, касающихся преподавания обществоведения (на выбор учителей):
современное учебное занятие по обществоведению: подходы, технологии, методы;
возможности применения личностно-ориентированных технологий и интерактивных методов для повышения качества школьного обществоведческого образования;
межпредметные связи обществоведения с другими гуманитарными учебными предметами, эффективность их использования;
содержание и особенности организации образовательного процесса в X–XI классах обществоведческого направления лицеев и гимназий;
роль факультативных занятий в повышении качества подготовки учащихся по учебному предмету «Обществоведение»;
пути реализации индивидуальных образовательных возможностей учащихся на учебных и факультативных занятиях по обществоведению;
особенности контрольно-оценочной деятельности на учебном занятии по обществоведению;
организация внеурочной, внеклассной работы по обществоведению в современных условиях; формы внеурочной работы: постоянные, непостоянные;
изучение наиболее трудных для усвоения учащимися тем учебной программы;
роль рефлексивного компонента в образовательном процессе; активные методы и приемы рефлексии; анализ и самоанализ урока.
Рекомендуемые формы проведения:
обучающий семинар, семинар-практикум, семинар-тренинг, обобщающий семинар, презентация, дискуссия, обобщение опыта, проект, фестиваль педагогических идей, педагогический марафон, круглый стол, научно-практическая конференция и т. п.
Заседание районного методического объединения, областные семинары завершаются разработкой рекомендаций, памяток, презентаций, обменом электронными методическими разработками или созданием банка мультимедийных презентаций и мультимедиазанятий, электронных учебно-методических пособий как продукта отдельных учителей или творческой группы; принятием решения об обобщении и распространении опыта лучших учителей; рекомендациями о публикациях в научно-методических предметных и научно-педагогических журналах.
Рекомендации по организации методической работы с учителями истории и обществоведения, анонсы и аннотации о повышении квалификации учителей, информация о сроках проведения межкурсовых мероприятий на базе АПО и НИО, материалы и разработки учебных занятий по истории и обществоведению учителей республики, рекомендации республиканских семинаров размещаются и будут регулярно размещаться на сайте АПО info@academy.edu.by.
|
Августовская секция учителей истории и обществоведения
|
Первое заседание МО
|
Второе заседание МО
|
Третье заседание МО
|
МФ учителей
|
Форма: Организационное совещание
Пленарное заседание: особенности организации образовательного процесса по истории и обществоведению в текущем учебном году, анализ работы МО за прошедший учебный год и планирование работы МО на 2012/2013 учебный год.
Заседание секций: ШМУ, ШППО,
ТГ, ПГ, ШСПМ: планирование работы
|
Психолого-педагогические требования к организации и проведению современного учебного занятия по истории и обществоведению
Вопросы для обсуждения:
1. Проектирование учебного занятия по истории в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к нему
2. Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, подлежащего изучению на учебном занятии;
3.Этапы современного учебного занятия (мотивационно-ориентационный, организационно- и деятельностно-познавательный, контрольно-оценочный,рефлексивный) и их основное содержание.
4. Определение (выбор) и оптимизация методов, приемов и форм организации познавательной деятельности учащихся на учебном занятии в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями.
5. Рефлексивно-оценочный компонент как средство повышения эффективности учебного занятия и корректировки знаний и умений учащихся.
Формы работы: семинар-практикум, семинар-тренинг
|
Формирование у учащихся общеучебных и специальных умений путем активизации их самостоятельной познавательной деятельности.
Вопросы для обсуждения:
-
Соотношение знаниевого и деятельностного компонентов в содержании учебного занятия по истории на разных ступенях школьного историко-обществоведческого образования;
-
Основные методы изучения и закрепления материала во взаимодеятельности учителя и ученика на учебных занятиях различного типа;
-
Формирование у учащихся умений анализировать, обобщать, систематизировать учебный материал.
-
Обучение учащихся работе с памятками, алгоритмами, осмысленному запоминанию учебного материала.
-
Отработка основных учебных и специальных (теоретических, фактологических, хронологических, картографических, источнико-ведческих и др.) знаний и умений учащихся и их коррекция на учебном занятии.
Формы работы: обучающий семинар-практикум, панорама методических идей, презентация педагогического опыта, мастер-класс, педагогическая мастерская, открытый урок.
|
Использование современных форм, методов и приемов обучения на учебных занятиях по истории.
Вопросы для обсуждения:
1.Классификация методов обучения и контроля знаний учащихся на занятиях по истории и обществоведению: пассивные, активные, интерактивные.
2.Технологии и методы развивающего обучения
3.Роль информационно- коммуникационных технологий и электронных средств обучения в повышении мотивации учащихся к изучению истории и обществоведения.
4.Освоение учителем и учащимися электронных средств обучения (ЭСО); особенности их применения в образовательном процессе по истории и обществоведению.
5.Внедрение информационно- коммуникационных технологий в учебный процесс по истории и обществоведению, методика их использования на учебных занятиях.
6.Коррекция знаний и умений учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий, современных ЭСО.
Формы работы: проект, презентация, мультимедийное учебное занятие; мастер-класс, педагогическая мастерская, фестиваль методических идей и приёмов, др.
|
ШМУ
|
|
Проектирование учебного занятия по истории в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к нему. Этапы современного учебного занятия (мотивационно-ориентационный, организационно- и деятельностно-познавательный, контрольно-оценочный,рефлексивный) и их основное содержание.
|
Соотношение знаниевого и деятельностного компонентов в содержании учебного занятия по истории на разных ступенях школьного историко-обществоведческого образования.
Обучение учащихся работе с памятками, алгоритмами, приёмам мнемотехники, осмысленному запоминанию учебного материала
|
Освоение учителем и учащимися электронных средств обучения (ЭСО); особенности их применения в образовательном процессе по истории и обществоведению.
Практическое занятие.
|
ШСПМ
|
|
Структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, подлежащего изучению на учебном занятии;
отбор оптимального учебного содержания учебного занятия
- выбор форм и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
|
Основные методы изучения и закрепления материала во взаимодеятельности учителя и ученика на учебных занятиях различного типа;
Выбор оптимальные форм и способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебном занятии с учетом современных подходов к организации урока
|
Роль информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в повышении мотивации учащихся к изучению истории и обществоведения.
|
ШППО
|
|
Оптимизация познавательной деятельности учащихся на учебном занятии с помощью активных методов, приемов и форм организации в соответствии с их возрастными и психолого-педагогическими особенностями.
Практическое занятие
|
Отработка основных учебных и специальных (теоретических, фактологических, хронологических, картографических, источнико-ведческих и др.) знаний и умений учащихся и их коррекция на учебном занятии.
Практическое занятие. Мастер-класс
|
Коррекция знаний и умений учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий, современных ЭСО.
|
ПГ
|
Проблема, на которой работает проблемная группа на год
Типичные ошибки и затруднения, возникающие у обучающихся в учебном процессе по истории. Пути их предупреждения
|
Приемы и методы обучения обучающихся приёмам осмысленного запоминания материала, способам познавательной деятельности, мнемотехнике.
|
Банк данных по алгоритмам, приемам мнемотехники и осмысленного запоминания материала.
Разработка методических рекомендаций по обучению учащимся приемам осмысленного запоминания учебного материала
|
Эффективность использования на учебных занятиях по истории электронных средств обучения (ЭСО). Активные и интерактивные способы мотивации учащихся, предупреждения типичных ошибок и затруднений
|
ТГ
|
Тема работы творческой группы:
Контроль и оценка учебных достижений обучающихся.
|
Роль рефлексии в образовательном процессе. Рефлексия учебной деятельности обучающихся и её результатов: содержательный, деятельностный, ценностный и оценочный компоненты
Приемы рефлексии.
|
Домашнее задание (объем, уровень сложности) с учетом результатов учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях, их индивидуальных познавательных возможностей Корректировка домашнего задания с учетом индивидуальных способностей обучающихся
|
Коррекция знаний и умений учащихся с помощью информационно-коммуникационных технологий, современных ЭСО.
|
страница 1
|