страница 1  План-конспект урока №7
 
 12.03.2009г.  
 
 Тема: Давление в жидкостях и газах.
 
 Цели урока.
  - 
 Образовательная: обеспечить формирование знаний по статике и динамике жидкостей и газов; дать понятие «давление» и «гидростатическое давление», единицы измерения, формулы для расчета давления и гидростатического давления; объяснить принцип действия сообщающих сосудов и закон на жизненных примерах; обеспечить отработку умений по решению задач.
  - 
 Развивающая: развивать самостоятельность учащихся, логическое мышление, умение преодолевать трудности в учении.
  - 
 Воспитательная: показать связь изучаемого с жизнью, воспитывать у учащихся гражданские качества личности, гуманизма и нравственного отношения к миру, окружающим людям и самому себе.
    
 Тип урока: урок изучения нового материала.
 
 Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый.
 
 Формы организации урока: фронтальный.
 
 Структура урока:
  - 
 Организационный момент – 2 минуты.
  - 
 Организация опорных знаний учащихся – 5 минут.
  - 
 Зарядка для глаз – 3 минут.
  - 
 Объяснение нового материала – 30 минут.
  - 
 Выводы по уроку, домашнее задание – 3 минуты.
  - 
 Рефлексия – 2 минуты.
    
 Оборудование и источники информации к уроку:
-- И. И. Жолнеревич, И. Н. Медведь «Физика 10», учебное пособие для 11 класса общеобразовательной школы – Мн. 2006,2007г.; 
-- И. И. Жолнеревич, Л. А. Исаченкова, Т. А. Перковский «Сборник задач по физике 9» – Мн. 2001г.
 
-- А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике»; 
-- С.Н. Капельян, В.А. Малашонок, Н.Н. Ракина, К.С. Фарино «Сборник задач по физике 9-11 классы»;
 
-- Б.С. Зворыкин, Ю.А. Коварский, Г.Б. Куперман и др. «Методика преподавания физики в средней школе»; 
 
 Содержание урока.
 
 Организационный момент.
Вхожу в класс. Приветствую учащихся. Отмечаю отсутствующих.  
 
 Проверка знаний и их актуализация(см. приложение).
 
 Объяснение нового материала.
 Раздел механики изучающий равновесие жидкостей, газов, наз. гидростатикой. Движение жидкостей изучается в гидродинамике, а газов – в аэродинамике.
В отличие от твердых тел жидкости и газы не имеют определенной формы. Газы равномерно заполняют весь объем. Вследствие текучести жидкость принимает форму сосуда, в котором находится, занимая обычно часть объема сосуда. Объем жидкости сохраняется. Налитая в сосуд жидкость вызывает деформацию стенок. Эту деформацию трудно заметить, если стенки твердые.  
На свободную поверхность жидкости тоже действуют перпендикулярные силы со стороны воздуха (рис. в уч. 159). Таким образом, жидкость находится в сжатом состоянии. Это утверждение справедливо и для газов. Воздух атмосферы Земли сжимает сила тяготения.
 
В нутри жидкости возникают силы упругости, называемые силами давления. Для характеристики этих упругих напряжений вводят понятие давления.   
 
 Давление – физическая скалярная величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.
 
   
 
Единицы давления в СИ – паскаль: 
[p]=1 Н/м2=1Па.
 
Паскаль – давление, производимое силой 1 Н равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью 1 .  
Внесистемные единицы давления:
   - 
 Физическая атмосфера (атм) равна давлению, производимому столбом ртути высотой 760 мм
    
 1атм =101325 Па;
  - 
 Техническая атмосфера (ат)
    
 1ат = 9,8·104 Па;
  - 
 Миллиметр ртутного столба (мм рт ст)
    
 1 мм рт ст = 133,3 Па;
  
 1бар = 1·105Па.
Давление внутри жидкости на любой глубине hслагается из атмосферного давления (или внешнего давления) на жидкость и давления ρgh, обусловленного действием силы тяжести, которое наз. гидростатическим давлением.  
 
 
   
 
 
    F0+F1+F=0
 
 Oy: -F0+F1-F=0
 
 F0 = p0S, F1 = p1S, F=mg=Vρg=Shρg
 
     p1S-poS-pShg=0,
 
 p1=po + pgh 
  . , 
 
 где  
 
 ρ- плотность давления,[ρ]= кг/м3;
 
 g – ускорение свободного падения;
 
 V – объем тела.
 
 Сообщающиеся сосуды – это сосуды, соединенные ниже поверхности жидкости, так что жидкость может перетекать из одного сосуда в другой.
 
  
 
В открытых сообщающих сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одинаковом уровне. 
 
Примеры сообщающихся сосудов: 
  - 
 чайник;
  - 
 лейка;
  - 
 шлюзы на каналах и реках;
  - 
 водонапорные башни и водонапорные сети;
  - 
 водомерные стеклянные трубки на паровых котлах;
  - 
 фонтаны и тд.
    
  
 
В открытых сообщающихся сосудах высоты столбов несмешивающихся жидкостей над уровнем их раздела обратно пропорциональны плотностям жидкостей: 
 
 p1=p2 ,
 
 p1=gρ1h1 , p2=gρ2h2 ,
 
 h1/h2=ρ2/ρ1 
 
 gρ1h1=gρ2h2 , 
 
 т.е  
 
 Главные выводы
  - 
 Жидкость и газ находятся в сжатом состоянии.
  - 
 Степень сжатия жидкости и газа характеризуется давлением.
     - 
 Гидростатическое давление несжимаемой жидкости на глубине h от свободной поверхности равно p = ρgh.
  - 
 В сообщающихся сосудах уровень свободной поверхности одинаков для однородной жидкости и разный для разнородных жидкостей.
    
 Закрепление нового материала
Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации. 
Решение задач.
 
 Задача1.
 
Определите давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10 м, а плотность ее 800 кг/м3   
 Д ано: Решение.
 h =10 м
 
   
 
  
 
    
Ответ: p=80 кПа. 
 Задача2.
Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8000 Па. 
 Д ано: Решение:
 
   
 
 
  
 
 
  
 
   
 
   
 Ответ: h=1 м.
 
 Задача3.
В цистерне, заполненной нефтью, имеется кран, перекрывающий отверстие площадью 30 квадратных сантиметров. На какой глубине от поверхности нефти расположен этот кран, если нефть давит на него с силой 48 Н? 
Д   ано: СИ Решение.
 
    
 
 
  
 
 
    
 
     
 Ответ:h=2м.
 
 Домашнее задание:§35, упр.31,№1,2.
 
 Рефлексия:
 
- что было непонятно при объяснении нового материала? 
 
 - как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?
  страница 1 
 |