Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
План-конспект урока №7

12.03.2009г.

Тема: Давление в жидкостях и газах.

Цели урока.

  • Образовательная: обеспечить формирование знаний по статике и динамике жидкостей и газов; дать понятие «давление» и «гидростатическое давление», единицы измерения, формулы для расчета давления и гидростатического давления; объяснить принцип действия сообщающих сосудов и закон на жизненных примерах; обеспечить отработку умений по решению задач.

  • Развивающая: развивать самостоятельность учащихся, логическое мышление, умение преодолевать трудности в учении.

  • Воспитательная: показать связь изучаемого с жизнью, воспитывать у учащихся гражданские качества личности, гуманизма и нравственного отношения к миру, окружающим людям и самому себе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, частично-поисковый.

Формы организации урока: фронтальный.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 2 минуты.

  2. Организация опорных знаний учащихся – 5 минут.

  3. Зарядка для глаз – 3 минут.

  4. Объяснение нового материала – 30 минут.

  5. Выводы по уроку, домашнее задание – 3 минуты.

  6. Рефлексия – 2 минуты.

Оборудование и источники информации к уроку:

-- И. И. Жолнеревич, И. Н. Медведь «Физика 10», учебное пособие для 11 класса общеобразовательной школы – Мн. 2006,2007г.;

-- И. И. Жолнеревич, Л. А. Исаченкова, Т. А. Перковский «Сборник задач по физике 9» – Мн. 2001г.

-- А.П. Рымкевич «Сборник задач по физике»;

-- С.Н. Капельян, В.А. Малашонок, Н.Н. Ракина, К.С. Фарино «Сборник задач по физике 9-11 классы»;

-- Б.С. Зворыкин, Ю.А. Коварский, Г.Б. Куперман и др. «Методика преподавания физики в средней школе»;



Содержание урока.

Организационный момент.

Вхожу в класс. Приветствую учащихся. Отмечаю отсутствующих.



Проверка знаний и их актуализация(см. приложение).

Объяснение нового материала.
Раздел механики изучающий равновесие жидкостей, газов, наз. гидростатикой. Движение жидкостей изучается в гидродинамике, а газов – в аэродинамике.

В отличие от твердых тел жидкости и газы не имеют определенной фор­мы. Газы равномерно заполняют весь объем. Вследствие текучести жидкость принимает форму сосуда, в котором находится, занимая обычно часть объема сосуда. Объем жидкости сохраняется. Налитая в сосуд жидкость вызывает деформацию стенок. Эту деформа­цию трудно заметить, если стенки твердые.

На свободную поверхность жидкости тоже действуют перпендикулярные силы со стороны воздуха (рис. в уч. 159). Таким образом, жидкость находится в сжа­том состоянии. Это утверждение справедливо и для газов. Воздух атмосферы Земли сжимает сила тяготения.

Внутри жидкости возникают силы упругости, называемые силами давле­ния. Для характеристики этих упругих напряжений вводят понятие давления.



Давление – физическая скалярная величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.



Единицы давления в СИ – паскаль:

[p]=1 Н/м2=1Па.

Паскаль – давление, производимое силой 1 Н равномерно распределенной по нормальной к ней поверхности площадью 1.

Внесистемные единицы давления:


  • Физическая атмосфера (атм) равна давлению, производимому столбом ртути высотой 760 мм

1атм =101325 Па;

  • Техническая атмосфера (ат)

1ат = 9,8·104 Па;

  • Миллиметр ртутного столба (мм рт ст)

1 мм рт ст = 133,3 Па;

  • Бар

1бар = 1·105Па.

Давление внутри жидкости на любой глубине hслагается из атмосферного давления (или внешнего давления) на жидкость и давления ρgh, обусловленного действием силы тяжести, которое наз. гидростатическим давлением.






F0+F1+F=0

Oy: -F0+F1-F=0

F0 = p0S, F1 = p1S, F=mg=Vρg=Shρg

p1S-poS-pShg=0,


p1=po + pgh


. ,

где

ρ- плотность давления,[ρ]= кг/м3;

g – ускорение свободного падения;

V – объем тела.

Сообщающиеся сосуды – это сосуды, соединенные ниже поверхности жидкости, так что жидкость может перетекать из одного сосуда в другой.


В открытых сообщающих сосудах поверхности однородной жидкости устанавливаются на одинаковом уровне.


Примеры сообщающихся сосудов:



  1. чайник;

  2. лейка;

  3. шлюзы на каналах и реках;

  4. водонапорные башни и водонапорные сети;

  5. водомерные стеклянные трубки на паровых котлах;

  6. фонтаны и тд.


В открытых сообщающихся сосудах высоты столбов несмешивающихся жидкостей над уровнем их раздела обратно пропорциональны плотностям жидкостей:



p1=p2 ,

p1=gρ1h1 , p2=gρ2h2 ,


h1/h221



1h1=gρ2h2 ,

т.е

Главные выводы

  1. Жидкость и газ находятся в сжатом состоянии.

  2. Степень сжатия жидкости и газа характеризуется давлением.

  1. Гидростатическое давление несжимаемой жидкости на глубине h от свободной поверхности равно p = ρgh.

  2. В сообщающихся сосудах уровень свободной поверхности одинаков для однородной жидкости и разный для разнородных жидкостей.

Закрепление нового материала

Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.

Решение задач.

Задача1.

Определите давление нефти на дно цистерны, если высота столба нефти 10 м, а плотность ее 800 кг/м3


Дано: Решение.
h=10 м





Ответ: p=80 кПа.


Задача2.

Определите высоту столба керосина, который оказывает давление на дно сосуда равное 8000 Па.


Дано: Решение:












Ответ: h=1 м.

Задача3.

В цистерне, заполненной нефтью, имеется кран, перекрывающий отверстие площадью 30 квадратных сантиметров. На какой глубине от поверхности нефти расположен этот кран, если нефть давит на него с силой 48 Н?

Дано: СИ Решение.










Ответ:h=2м.

Домашнее задание:§35, упр.31,№1,2.

Рефлексия:

- что было непонятно при объяснении нового материала?



- как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему?

страница 1

Смотрите также: