Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan


емблема ену

«ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ ЖӘНЕ СПОРТТЫҢ ҚАЗІРГІ КЕЗДЕГІ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция
Международная научно-практическая конференция

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм
International science-practical conference

«MODERN PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT»

devoted to 7th winter Asian games



Астана қаласы – 2011

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева




«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция

МАТЕРИАЛДАРЫ

4-5 ақпан, 2011 жыл


«Современные проблемы физической культуры и спорта»

МАТЕРИАЛЫ

Международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм

4-5 февраля 2011 года

Астана
УДК______

ББК______

Қ________

Бас редакторы/Главный редактор
Редакция алқасы/Редакционная коллегия
Басылымға жауапты/Ответственные за выпуск
«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»: VII – Қысқы Азия ойындарына арналған халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары (4-5 ақпан, 2011 жыл)/ Жалпы ред. Басқарған А.Ә.Жұмаділханов. – Астана: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011.-218 бет

«Современные проблемы физической культуры и спорта»:

Материалы международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм 4-5 февраля 2011 года (4-5 февраля 2011 года)/ под общей ред. А.А.Жумадилханова. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2011.-218 стр.



ISBN________________

Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдарында VII – Қысқы Азия ойындарына арналған «Дене шынықтыру және спорттың қазіргі кездегі өзекті мәселелеріне» арналған баяндамалар беріледі. Жинақ материалдарын жоғары білім саласындағы ғалымдар, қызметкерлер, ізденушілер мен студенттер өздерінің ғылыми-зерттеу жұмыстарында қолдана алады.

В материалах международной научно-практической конференции предоставлены доклады посвященные 7-ым Зимним Азиатским играм «Современные проблемы физической культуры и спорта». Опубликованные материалы могут быть использованы в научно-исследовательских и практической деятельности специалистами, работающими в области высшего образования, учеными, соискателями.

ISBN _________ УДК_____

Қ ____________ ББК__________

Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011

ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
У.С. Марчибаева

К.п.н., доцент, Евразийский национальный университет

имени Л.Н.Гумилева, г.Астана

В постиндустриальную эпоху одним из главных активов экономики современности выступают человеческие ресурсы. Конкурентоспособность государства и нации определяются высокой степенью «конкурентного качества», что подразумевает не только определенный уровень научного и творческого потенциала, но также работоспособность и выносливость, каждого ее представителя. Именно этот аспект определяет актуальность исследуемой темы. Неразрывности физической подготовки от производительного, интеллектуального труда приводит к тому, что в последнее время все больше возрастает интерес к изучению роли и места физической культуры в системе общего образования человека, пересматриваются сложившиеся ранее подхода. Формирующееся новая концепция физической культуры обуславливает необходимость соответствия изменении в подготовке и переподготовки специалистов физической культуры в системе высшего педагогического образования /1/.

Различные аспекты профессиональной подготовки, и ее дидактические основы, методы, организационные формы исследовались Б.К. Каражановым, Л.Н. Ореховым, О.Л Абдуллиным, А.А. Вербицким и др.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования разрабатывались Г.Д. Ивановым, Н.О. Ордабаевым, И.П. Адриади, А.Г. Барабановым, Ю.А. Галиным и др.

Целью нашей работы является исследования литературы на тему: особенности совершенствования дополнительного образования в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта. Для достижения нашей цели необходимо выполнить следующие задачи:


  1. Рассмотреть существующую историографию на заданную тему;

  2. Обобщить и систематизировать сведения для выявления особенностей развития системы подготовки специалистов в физической культуре и спорте;

Объектом исследования является процесс образования специалиста физической культуры и спорта, а именно процесс повышения его квалификации. Теоретическая значимость исследования:

  1. Предполагается систематизация из существующих исследования на заданную тему;

  2. Отразить динамику и направления изменений в процессе дополнительного образования.

Практическая значимость исследования:

1. Сможет служить в качестве дидактического материала;

2. На основе результатов исследования возможна разработка методических рекомендаций по организации дополнительной профессиональной подготовки специалистов физической культуры и спорта.

Были разработаны определенные принципы, а также появились определенные особенности системы дополнительной подготовки специалистов физической культуры и спорта. Наиболее приоритетным является принцип личностно-ориентированной ситуации в обучении. Это особая педагогическая среда, обусловленная ценностными факторами. Следует учитывать, что личностно-ориентированное обучение обеспечивает психологическую свободу обучающегося, а также вырабатывает иную систему ценностей. При этом создается ситуация, при которой обучающийся может рассчитать свои силы и действия, а также развивать собственные творческие ресурсы. Как показывает опыт, студент может осознанно решать задачи по самопознанию, самодиагностированию, саморазвитию. Кроме того, происходит превращение знаний в личностно-значимые знания. Таким образом, у обучаемых специалистов формируется рефлексия своей деятельности. Это становится особенно значимо в настоящее время, так как заметно расширилась функциональная среда деятельности физической культуры и спорта. Второй важной особенностью оптимизации процесса дополнительного образования специалистов является принцип вовлечения обучающихся в опытно-экспериментальную работу, которая позволяет в естественных, контролируемых и управляемых преподавателем условиях изучать механизмы, обеспечивающие саморазвитие и самодиагностирование личности с учетом биологических и социальных факторов. Специалист физической культуры и спорта должен не только знать учебный план, но также иметь понятие об основных учебных дисциплинах для того, чтобы вносить коррективы в индивидуальный план своей работы.

В научной и научно-методической литературе единодушно признаётся продуктивная роль физкультурно-спортивной деятельности в профессиональном образовании специалиста по физической культуре.

Известно, что физкультурно-спортивная деятельность связана с большими интеллектуальной, эмоциональной, мышечной и нервной энергиями, присущими процессам труда, познания и общения, как основным видам социальной активности человека. В результате систематических физкультурно-спортивных занятий исследуются все процессы сознательной деятельности и вырабатываются важнейшие свойства личности: общая дееспособность, трудоспособность, самостоятельность, общественная активность и т.д /2/.

Особенно ощутимы результаты физкультурно-спортивной деятельности для процессов обучения и переобучения специалистов по физической культуре. Находясь в двойной субъектно-объектной позиции, обучающийся достигает при определенной систематичности и рациональной насыщенности занятий, вполне реальных общеразвивающих и специальных знаний. Их ощутимость особенно проявляется в практическом воплощении полученных знаний. Реализация принципа вовлечения в физкультурно-спортивную деятельность должна быть основана на вариативности и многообразии видов спорта. Это создает условия для индивидуализации и дифференциации видов деятельности с учетом способностей и состояния здоровья обучающихся. Важное значение имеют функциональная общность педагогической и физкультурно-спортивной деятельности. Включение в систему дополнительного образования методов и приемов, моделирующих деятельность педагога по физической культуре, активизирует формирование профессиональной направленности. В результате специалисты не только повышают свой уровень физкультурно-спортивной подготовки, но и совершенствуют педагогические навыки, ознакамливаются с новыми тенденциями в педагогической науке.

Технология общепедагогической подготовки специалиста физической культуры представляет собой целостную совокупность действий, операций и процедур, поэтапно осуществляемых по следующему алгоритму:

Диагностика развития общепедагогической культуры посредством специально организованного обучения – коррекция первоначально избранной стратегии и тактики обучения. Физкультурно-спортивная деятельность сопряжена с материальными результатами в предмете профессиональной деятельности будущего педагога /3/. Путем систематического применения специалистом педагогических навыков и умений приобретается ценный опыт познавательной, практической, преобразовательной и коммуникативной деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность может проявляться как на практике, так и в теории. Так, значит, место в учебном процессе занимают обязательные аудиторные занятия, проведение уроков и другие виды педагогической практики. Особое место в процессе подготовки и переподготовки специалиста физической культуры и спорта занимают разработка целевых программ, основанных на принципах здорового образа жизни. С этой целью был создан целый комплекс научно-методических разработок, включающий блок теоретической подготовки, прикладных знаний и систему оздоровительных мероприятий.

Проведя исследование на тему «Особенности совершенствования дополнительного образования в системе подготовки специалистов физической культуры и спорта», мы сделали определенные выводы.

Во-первых, специалист физической культуры и спорта должен быть носителем «гуманистических идей», что подразумевает неразрывную связь между дисциплинами, узко специализирующимися и общеобразовательными предметами. Это необходимо для проведения в жизнь идеи личностного ориентирования, т.е. повышения интеллектуальной и творческой производительности за счет повышения уровня физической подготовки. Во-вторых, при повышении квалификации специалист должен погружаться в смоделированную ситуацию путем вовлечения в опытно-экспериментальную работу. Это позволяет найти новые приемы и методы работы с объектом обучения. В-третьих, в процессе переподготовки специалиста важен спортивно-физкультурный аспект. Это означает, что все теоретические знания и навыки специалист должен уметь применять на практике. Кроме того, это подразумевает то, что специалистам в сфере физической культуры и спорта необходимо быть в форме. В-четвертых, специалист физической культуры и спорта должен быть ознакомлен с педагогическими приемами, т.к. по данным опросов, занятия физической культурой и спортом занимают важное место в школе личностных переживаний. В-пятых, в процессе переподготовки перед специалистами ставится задача внедрения в занятия физкультурой и спортом элементов ЗОЖ.

Таким образом, развитие системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта связано с осознанием необходимости сохранения и укрепления здоровья населения. Престижность и традиции физического совершенствования возрождаются не только среди молодежи, но и среди других возрастных групп. Как известно, спрос рождает предположение, а соответственно, методы и приемы, а также сам процесс подготовки и переподготовки специалистов физической культуры и спорта будут развиваться и совершенствоваться.


Литература:

  1. Иванов Г.Д., Закирьянов К., Ордабаев А.О., Жаксылыков М.К. Профессионально-педагогическая и прикладная физическая подготовка студентов. Учебно-методическое пособие. Усть-Каменогорск, 1998 г.

  2. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: высшая школа, 1989 г., -159с.

  3. Сирис П.З., Кабачков В.А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. – М.,Просвещение,1988г.


страница 1

Смотрите также: