Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Детская периодизация по Д. Б. Эльконину:

  1. Младенческий возраст - 0-1 год. Ведущий вид деятельности- непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.




  1. Раннее детство - 1-3 года. Ведущая деятельность- предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.




  1. Дошкольный возраст - 3-7 лет. Ведущая деятельностьм- ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМИ СМЫСЛАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно-оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.




  1. Младший школьный возраст - 7-11 лет. Ведущая деятельность- учение. В процессе учения формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и человеческих отношений. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.




  1. Подростковый возраст - 11-15 лет. Ведущая деятельность- общение в системе общественно-полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.




  1. Старший школьный возраст - 15-17 лет. Ведущая деятельность- учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

Стадии интеллектуального развития детей по Ж. Пиаже:



  1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 1,5-2,0 лет). Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.




  1. Дооперациональная стадия ( от 2 до 7 лет). Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видения явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам.




  1. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет). Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Усвоение представлений представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы(возраст примерно 7 лет) и веса предметов(около 9 лет). Классификация объектов по отдельным существенным признакам.




  1. Стадия формальных операций (начиная с возраста около 12 лет продолжается в течении всей жизни человека). Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме( рассуждения). Формулирование и проверка предположений гипотетического характера.

Переход от одного периода к другому осуществляется по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эволюционного развития возникают и накапливаются противоречия, которые приводят к скачку, к появлению нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Противоречия возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения.

Переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис может возникать на разных этапах развития.



Возрастные кризисы по Л. Перну:

Кризис новорожденного - начинается с тяжелых минут… Подталкиваемый силой в 20 кг, он(ребенок) был выброшен из теплой водной среды с температурой 37 С, где, подобно космонавту, пребывал в состоянии невесомости, в холодную среду с температурой воздуха около 20 С, где к тому же надо дышать»(переход с биологического типа развития к социальному)

Кризис первого года жизни. Его содержание связано с тремя моментами:

  • с началом ходьбы, которая для ребенка становится основной формой передвижения в пространстве;

  • со становлением речи- этот процесс происходит постепенно;

  • с первыми актами протеста и оппозиции: ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я»

Кризис трех лет жизни. С каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности: «Я сам»

Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов.



Первое с чем приходится сталкиваться родителям,- это негативизм, когда ребенок отказывается делать что-нибудь только потому, что это исходит от взрослых. Упрямство- малыш настаивает на чем –либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что этого потребовал он.

Кризис шести-семи лет. У ребенка вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так ,как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях(хочу, но боюсь; надо, но не хочу…). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место Я в этом мире.

Кризис подросткового возраста. Примерно с тринадцати лет, а по последним данным, уже с девяти –одиннадцати лет, начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте, и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Этот переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание- самопознание, самовыражение, самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители все еще продолжают видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по праву называют «трудным».

страница 1

Смотрите также: