страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ VII
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 18
СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 140. Система дошкольного образования
Дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта.
Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального становления личности ребенка от 2 месяцев до 3 лет.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального становления личности ребенка от 3 лет и до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.
Система дошкольного образования включает:
участников образовательного процесса при реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
основную образовательную программу дошкольного образования;
учреждения дошкольного образования;
иные учреждения образования, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования;
иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дошкольного образования;
организации, осуществляющие материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение дошкольного образования;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере дошкольного образования.
Статья 141. Основная образовательная программа дошкольного образования
Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.
Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, детских домах, детских деревнях (городках), яслях-саду начальной школе, яслях-саду базовой школе, яслях-саду средней школе, детском саду начальной школе, детском саду базовой школе, детском саду средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школе-интернате для детей из семей, находящихся в социально опасном положении и может быть реализована иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Статья 142. Образовательные стандарты дошкольного образования
Образовательные стандарты дошкольного образования определяют основные требования к содержанию учебно-программной документации основной образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки выпускников.
Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования.
Образовательные стандарты дошкольного образования утверждает Министерство образования Республики Беларусь.
Статья 143. Срок получения дошкольного образования
Срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок пребывания воспитанника в учреждении образования при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования составляет 5 лет и
10 месяцев, который может быть увеличен на 1 год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
ГЛАВА 19
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 144. Учреждения дошкольного образования
Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует основную образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования.
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
ясли;
ясли-сад;
детский сад;
санаторный ясли-сад;
ясли-сад дошкольный центр развития ребенка.
Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором получают дошкольное образование, могут получать оздоровление и лечение воспитанники раннего возраста.
Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором получают дошкольное образование, могут получать оздоровление и лечение воспитанники раннего и дошкольного возраста.
Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором получают дошкольное образование, могут получать оздоровление и лечение воспитанники дошкольного возраста.
Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором получают дошкольное образование, оздоровление, лечение дети раннего и дошкольного возраста.
Ясли-сад дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором получают дошкольное образование, оздоровление, развивают творческие способности воспитанники раннего и дошкольного возраста.
Статья 145. Управление учреждением дошкольного образования
Непосредственное руководство учреждением дошкольного образования осуществляет его заведующий.
Заведующий учреждением дошкольного образования назначается на должность и освобождается от должности учредителем.
Основным органом самоуправления учреждения дошкольного образования является педагогический совет, возглавляемый его заведующим.
В учреждениях дошкольного образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
ГЛАВА 20
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Статья 146. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Организация образовательного процесса при реализации основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.
Образовательный процесс при реализации основной образовательной программы дошкольного образования может организовываться:
в учреждениях образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования;
в санаторно-курортных или оздоровительных организациях;
в иных организациях и у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Время пребывания воспитанников в учреждении образования, в иных организациях и у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования определяется учредителем в соответствии с запросами законных представителей воспитанников и может составлять от 2 до
7 часов, 10,5 часа, 12 часов, 24 часа. Время пребывания воспитанника в учреждении образования, в иных организациях и у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования по желанию его законного представителя может быть уменьшено.
Образовательный процесс при реализации основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально.
Воспитанники объединяются в группы:
первого раннего возраста (до 1 года);
второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
первую младшую (от 2 до 3 лет);
вторую младшую (от 3 до 4 лет);
среднюю (от 4 до 5 лет);
старшую (от 5 до 7 лет);
разновозрастную (от 1 года до 7 лет);
санаторную первого раннего возраста (до 1 года);
санаторную второго раннего возраста (от 1 года до 2 лет);
санаторную первую младшую (от 2 до 3 лет);
санаторную вторую младшую (от 3 до 4 лет);
санаторную среднюю (от 4 до 5 лет);
санаторную старшую (от 5 до 7 лет);
интегрированного обучения и воспитания.
Наполняемость групп составляет:
первого раннего возраста – 7 воспитанников;
второго раннего возраста – 10 воспитанников;
первой младшей – 15 воспитанников;
второй младшей – 20 воспитанников;
средней – 20 воспитанников;
старшей – 20 воспитанников;
разновозрастной –12 воспитанников;
санаторной первого раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;
санаторной первой младшей – 12 воспитанников;
санаторной второй младшей – 15 воспитанников;
санаторной средней – 15 воспитанников;
санаторной старшей – 15 воспитанников.
Группы интегрированного обучения и воспитания создаются:
для детей в возрасте до 3 лет с наполняемостью от 8 до 10 воспитанников, из них не более 2 из числа лиц с особенностями психофизического развития;
для детей в возрасте от 3 до 8 лет с наполняемостью от 10 до 12 воспитанников, из них не более 4 из числа лиц с особенностями психофизического развития.
Учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, могут устанавливать меньшую наполняемость групп.
Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателям, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Дополнительно организуются занятия в кружках по интересам.
В учреждениях образования, иной организации и у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации основной образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 дней; зимние – 10 дней; весенние – 10 дней. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная, художественно-эстетическая работа с воспитанниками.
Статья 147. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования
Прием лиц для получения дошкольного образования осуществляется на основании заявления законного представителя воспитанника, справки о состоянии здоровья ребенка и направления, выданного отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования.
При приеме лиц для получения дошкольного образования в санаторных группах учреждений образования, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, представляется заключение территориальной врачебно-консультационной комиссии.
Статья 148. Обучение и воспитание воспитанников в санаторно-курортных и оздоровительных организациях
Воспитанникам, находящимся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях и направленных в составе организованных групп, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Республиканским центром по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.
Образовательный процесс в санаторно-курортных или оздоровительных организациях организуется учреждениями образования, направляющими такие группы.
ГЛАВА 21
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 149. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования
Научно-методическое обеспечение дошкольного образования включает:
учебно-программную документацию основной образовательной программы дошкольного образования;
программно-планирующую документацию воспитания;
учебно-методическую документацию;
учебные издания;
средства обучения;
информационно-аналитические материалы.
Научно-методическое обеспечение дошкольного образования осуществляют:
организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дошкольного образования;
учреждения дошкольного образования;
иные учреждения образования, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования;
иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Статья 150. Учебно-программная документация основной образовательной программы дошкольного образования
Учебно-программная документация дошкольного образования включает учебные планы и учебную программу дошкольного образования.
Учебные планы подразделяются на:
типовой учебный план дошкольного образования;
учебные планы учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования;
экспериментальные учебные планы учреждений дошкольного образования;
индивидуальные учебные планы.
Типовой учебный план дошкольного образования – учебный план, устанавливающий перечень образовательных областей, количество учебных часов на их изучение по группам воспитанников, максимально допустимую учебную нагрузку и общее количество учебных часов в неделю.
Типовой учебный план дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Учебный план учреждения образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу дошкольного образования, – учебный план, разрабатываемый учреждением образования, реализующим основную образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования, учебной программы дошкольного образования и утверждается его руководителем.
Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования – учебный план, апробируемый в учреждении дошкольного образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
Индивидуальный учебный план – учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей, а также воспитанниками, время пребывания которых в учреждении образования, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования, уменьшено по желанию их законных представителей.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими основную образовательную программу дошкольного образования, на основе типового учебного плана дошкольного образования и утверждаются их руководителями.
Учебная программа дошкольного образования – учебно-программный документ, который устанавливает цели и задачи изучения образовательных областей, определяет их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды деятельности, занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.
Учебная программа дошкольного образования разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ VIII
ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 22
СИСТЕМА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 151. Система общего среднего образования
Общее среднее образование – уровень основного образования, направленный на духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.
Система общего среднего образования включает:
участников образовательного процесса при реализации основных образовательных программ общего среднего образования;
основные образовательные программы общего среднего образования;
учреждения общего среднего образования;
иные учреждения образования, реализующие основные образовательные программы общего среднего образования;
организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение общего среднего образования;
организации, осуществляющие финансовое, информационное обеспечение общего среднего образования;
организации осуществляющие координацию производственного, материально-технического и хозяйственного обеспечения учреждений образования;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере общего среднего образования.
Общее среднее образование включает три ступени:
I ступень – начальное образование;
II ступень – базовое образование;
III ступень – среднее образование.
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
На I ступени общего среднего образования реализуется основная образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным для продолжения образования на II ступени общего среднего образования.
На II ступени общего среднего образования реализуется основная образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.
На III ступени общего среднего образования реализуется основная образовательная программа среднего образования.
Порядок учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.
Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.
Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.
Статья 152. Основные образовательные программы общего среднего образования
Основные образовательные программы общего среднего образования подразделяются на:
основную образовательную программу начального образования;
основную образовательную программу базового образования;
основную образовательную программу среднего образования.
Основные образовательные программы общего среднего образования могут быть реализованы в очной и заочной формах получения образования.
Получение образования в вечерней, заочной формах допускается только в вечерних школах, вечерних классах.
Основные образовательные программы общего среднего образования реализуются в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, а основная образовательная программа среднего образования может быть реализована в учреждениях высшего образования.
Статья 153. Образовательные стандарты общего среднего образования
Образовательные стандарты общего среднего образования устанавливают основные требования к содержанию учебно-программной документации основных образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников.
Образовательные стандарты общего среднего образования разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.
Образовательные стандарты общего среднего образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Статья 154. Срок получения общего среднего образования
Срок получения:
общего базового образования составляет 9 лет;
общего среднего образования составляет 11 лет;
общего среднего образования в вечерних школах, вечерних классах составляет 12 лет.
Сроки обучения на ступенях получения общего среднего образования составляют:
на I ступени – 4 года;
на II ступени – 5 лет;
на III ступени – 2 года (в вечерних школах, в вечерних классах – 3 года).
ГЛАВА 23
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 155. Учреждения общего среднего образования
Учреждение общего среднего образования – учреждение образования, которое реализует основные образовательные программы общего среднего образования, основную образовательную программу дошкольного образования, основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видов:
начальная школа;
базовая школа;
средняя школа;
вечерняя школа;
гимназия;
лицей;
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
школа-интернат для детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
санаторная школа-интернат;
учебно-педагогический комплекс.
Начальная школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I – IV классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Базовая школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I – IX классов в котором осуществляется обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Средняя школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I–XI классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Вечерняя школа – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе X-XII классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Гимназия – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе V – XI классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться основная образовательная программа начального образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Для реализации основной образовательной программы начального образования в гимназии дополнительно открываются I – IV классы. Порядок организации и деятельности гимназии определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Лицей – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе XI – XII классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Порядок организации и деятельности лицея определяется Министерством образования Республики Беларусь.
Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I XI классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Школа-интернат для детей из семей, находящихся в социально опасном положении – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I – XI классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования детей из семей, находящихся в социально опасном положении, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей из семей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Санаторная школа-интернат – учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I – XI классов, в котором осуществляется обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для лечения и оздоровления и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Санаторные школы-интернаты создаются отдельно для детей с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, туберкулеза и риском его развития, соматической патологией.
Учебно-педагогический комплекс – учреждение общего среднего образования, в котором осуществляется обучение и воспитание на уровнях общего среднего и дошкольного образования или на уровнях общего среднего и среднего специального образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). К учебно-педагогическим комплексам относятся ясли-сад начальная школа, ясли-сад базовая школа, ясли-сад средняя школа, детский сад начальная школа, детский сад базовая школа, детский сад средняя школа, базовая школа-колледж искусств, средняя школа-колледж искусств, гимназия-колледж искусств, средняя школа-училище олимпийского резерва.
Ясли-сад начальная школа– учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Детский сад – начальная школа – учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
Ясли-сад базовая школа – учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I, II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Детский сад – базовая школа – учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I, II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Ясли-сад средняя школа – учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I, II, III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Детский сад – средняя школа – учреждение общего среднего образования, в котором реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, осуществляется обучение и воспитание на I, II, III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Базовая школа-колледж искусств – учреждение общего среднего образования, которое обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях или на II ступени общего среднего образования, изучение учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализует основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовываться образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Средняя школа-колледж искусств – учреждение общего среднего образования, которое обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях или на II и III ступенях общего среднего образования, изучение учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализует основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Гимназия – колледж искусств – учреждение общего среднего образования, которое обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования, изучение учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализовывает основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Для реализации основной образовательной программы начального образования в гимназии – колледже искусств дополнительно открываются I – IV классы.
Средняя школа – училище олимпийского резерва - учреждение общего среднего образования, которое обеспечивает обучение и воспитание на I, II, III ступенях или на II и III ступенях общего среднего образования, организацию учебно-тренировочного процесса по видам спорта в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса реализует основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
В Республике Беларусь по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться иные виды учреждений общего среднего образования, которые осуществляют свою деятельность в порядке, им определяемом.
Статья 156. Управление учреждением общего среднего образования
Непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель (директор, начальник).
Руководитель учреждения общего среднего образования назначается на должность и освобождается от должности учредителем.
Основным органом самоуправления в учреждении общего среднего образования является педагогический совет, возглавляемый его руководителем.
В учреждении общего среднего образования могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.
ГЛАВА 24
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ реализАЦИИ основныХ образовательныХ программ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 157. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ общего среднего образования
Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам.
Учебные занятия в учебном году осуществляются с 1 сентября по 1 июня. Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то учебные занятия в учебном году начинаются в последующий и заканчиваются в предшествующий рабочий день.
Структура учебного года (по четвертям или полугодиям) определяется учреждением образования, реализующим основные образовательные программы общего среднего образования, с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и согласовывается с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения учреждения образования и органом, осуществляющим государственный санитарный надзор, по месту нахождения учреждения образования.
Образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах.
Для учащихся устанавливаются:
каникулы на протяжении учебного года общей продолжительностью не менее 30 календарных дней, а для учащихся I и II классов – и дополнительные каникулы продолжительностью 7 календарных дней;
летние каникулы продолжительностью не менее 12 календарных недель.
Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ общего среднего образования может быть организован:
в учреждениях образования;
на дому;
в организациях здравоохранения;
в санаторно-курортных или оздоровительных организациях;
образовательно-оздоровительных центрах.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ общего среднего образования является урок. Уроки могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие и поддерживающие занятия, консультации для учащихся вечерних школ.
Учащиеся с учетом мнения их родителей или других законных представителей исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах установленного типовым учебным планом количества учебных часов.
В учреждениях образования при реализации основных образовательных программ общего среднего образования могут проводиться факультативные занятия естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, спортивной и иной направленности.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения уроков. Факультативные занятия в IX(X)–XI(XII) классах могут проводиться в шестой школьный день.
Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах или индивидуально.
Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего основные образовательные программы общего среднего образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.
При реализации основных образовательных программ общего среднего образования в базовых школах–колледжах искусств, средних школах–колледжах искусств, гимназиях–колледжах искусств осуществляется изучение учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, в средних школах–училищах олимпийского резерва – учебно-тренировочный процесс по видам спорта, а в начальных, базовых, средних школах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школах-интернатах для детей из семей, находящихся в социально опасном положении, может осуществляться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Базовый уровень изучения учебного предмета – минимальное содержание учебного предмета, обязательное при освоении основных образовательных программ общего среднего образования. Базовый уровень изучения учебных предметов обеспечивается учреждениями общего среднего образования и иными учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы общего среднего образования.
Повышенный уровень изучения учебного предмета – содержание учебного предмета, включающее базовый уровень изучения учебного предмета с углублением его содержания. Повышенный уровень изучения отдельных учебных предметов обеспечивается в гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств, а также по желанию учащихся в иных учреждениях образования, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования, на факультативных занятиях.
Вечерние классы – классы, создаваемые на III ступени общего среднего образования, образовательный процесс в которых организуется по типовому учебному плану вечерней школы.
Учебно-консультационный пункт – структурное подразделение вечерней школы, которое создается вне места расположения вечерней школы.
Наполняемость не должна превышать в:
I – IV классах 20 учащихся;
V – XI классах 25 учащихся;
I–XI специализированных по спорту классах, классах средних школ–училищ олимпийского резерва 20 учащихся;
I–IX классах базовых школ – колледжей искусств 20 учащихся;
I–XI классах средних школ – колледжей искусств 20 учащихся;
V–XI классах гимназий, гимназий – колледжей искусств 20 учащихся;
Х–XI классах лицеев 20 учащихся;
Х–XII классах вечерних школ 20 учащихся;
Х–XII вечерних классах, учебно-консультационных пунктов 20 учащихся;
I – XI классах санаторных школ-интернатов 20 учащихся;
I – XI классах школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 20 учащихся;
I – XI классах школ-интернатов для детей из семей, находящихся в социально опасном положении, 20 учащихся.
В учреждениях общего среднего образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования создаются классы интегрированного обучения и воспитания, наполняемость которых не должна превышать 20 учащихся, из них не более 6 из числа лиц с особенностями психофизического развития.
Учредитель учреждения образования, реализующего основные образовательные программы общего среднего образования, может устанавливать меньшую наполняемость класса.
Открытие класса в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы общего среднего образования, может осуществляться при наличии одного учащегося.
В случаях, предусмотренных типовыми учебными планами общего среднего образования, класс может делиться на группы.
В учреждениях образования, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования, для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся могут открываться группы продленного дня учащихся I – IX классов.
Статья 158. Общие требования к приему лиц для получения общего среднего образования
Прием лиц для получения общего среднего образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется без вступительных испытаний на основании заявления лица (его законного представителя) и справки о состоянии здоровья ребенка.
Прием в I класс осуществляется с шести лет или более позднего возраста.
Прием в учреждения общего среднего образования для обучения в специализированных по спорту классах осуществляется на основании заявления лица (его законного представителя) с учетом способностей при отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Порядок приема определяется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством обороны Республики Беларусь.
Прием в гимназии, гимназии–колледжи искусств осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний, а в гимназии колледжи искусств, кроме того – проверки способностей.
В гимназии, гимназии–колледжи имеют право поступать учащиеся, которые получили начальное образование, а в
X классы гимназий, гимназий–колледжей искусств – общее базовое образование.
Для организации приема в гимназии, гимназии–колледжи искусств, проведения вступительных испытаний и проверки способностей лиц, поступающих в гимназии–колледжи искусств, формирования по итогам вступительных испытаний контингента учащихся указанных учреждений образования создается приемная комиссия.
Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для приема в гимназии, гимназии–колледжи искусств (их законные представители), подают в приемную комиссию указанных учреждений образования следующие документы:
заявление на имя директора;
личную карточку учащегося или справку с указанием годовых отметок за последний год обучения на I ступени общего среднего образования.
Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний при приеме в гимназии, вступительных испытаний и проверки способностей при приеме в гимназии–колледжи искусств определяются Положением об учреждении общего среднего образования.
Учащиеся гимназий, гимназий–колледжей, получившие общее базовое образование, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в данных гимназиях, гимназиях–колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний.
Прием в лицеи, учреждения высшего образования для освоения основной образовательной программы среднего образования осуществляется по конкурсу на основании вступительных испытаний.
В лицеи, учреждения высшего образования для освоения основной образовательной программы среднего образования имеют право поступать лица, которые получили общее базовое образование.
Для организации приема в лицеи, учреждения высшего образования для освоения основной образовательной программы среднего образования, вступительных испытаний, формирования по итогам вступительных испытаний контингента учащихся создается приемная комиссия.
Лица, изъявившие желание принять участие в конкурсе для приема в лицеи, учреждения высшего образования для освоения основной образовательной программы среднего образования (их законные представители) подают в приемную комиссию указанных учреждений образования следующие документы:
заявление на имя директора (ректора, начальника);
справку о состоянии здоровья ребенка;
свидетельство об общем базовом образовании.
Перечень, сроки и порядок проведения вступительных испытаний при приеме в лицеи, учреждения высшего образования для освоения основной образовательной программы среднего образования определяются Положением об учреждении общего среднего образования.
Прием в базовые школы–колледжи искусств,
средние школы–колледжи искусств для получения базового или среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей детей в области отдельных видов искусства, осуществляется по конкурсу на основании проверки способностей. Порядок приема определяется Министерством образования Республики Беларусь и Министерством культуры Республики Беларусь.
Прием в средние школы – училища олимпийского резерва для получения общего среднего образования, осуществляется с учетом спортивных достижений лиц при отсутствии заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Порядок приема определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.
Прием в вечернюю школу, вечерние классы проводится в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования.
В школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 6 до 18 лет. Вместе со старшими братьями и сестрами при наличии необходимых условий могут приниматься дети в возрасте от 3 лет.
Прием в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основании следующих документов:
направления управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), выданного на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства ребенка;
свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность;
справки о состоянии здоровья ребенка;
выписки (копии) из медицинских документов;
справки об отсутствии контактов с инфекционными больными;
личной карточки учащегося, документа об образовании или выписки об отметках, полученных в текущем учебном году.
В школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не направляются дети, имеющие противопоказания, перечень которых определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
В школу-интернат для детей, которые находятся в социально опасном положении, принимаются дети, родители которых в связи с состоянием здоровья, условиями трудовой деятельности, жизни и по другим причинам не могут обеспечить необходимые условия для содержания и воспитания собственных детей, охраны их жизни и здоровья, полноценного развития, образования, подготовки к самостоятельной жизни в обществе и семье.
Прием в школу-интернат для детей, которые находятся в социально опасном положении, осуществляется на основании следующих документов:
направления управления образования областного исполнительного комитета (комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета), выданного на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа по месту жительства ребенка;
письменного заявления законного представителя и (или) направления местного исполнительного и распорядительного органа;
свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность;
справки о состоянии здоровья ребенка;
выписки из медицинской документации;
справки об отсутствии контактов с инфекционными больными;
личной карточки учащегося, документа об образовании или выписки об отметках, полученных в текущем учебном году.
Прием в санаторную школу-интернат осуществляется до начала учебного года (учебной четверти). Прием учащихся в санаторную школу-интернат после начала учебного года (учебной четверти) осуществляется при наличии свободных мест.
Для организации приема в санаторную школу-интернат создается санаторно-отборочная медико-педагогическая комиссия, деятельность которой определяется Положением об учреждении общего среднего образования.
Законные представители несовершеннолетних обучающихся для поступления в санаторную школу-интернат подают следующие документы:
заявление на имя директора санаторной школы-интерната;
направление управления образования областного исполнительного комитета или комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета;
справку о состоянии здоровья ребенка;
выписку (копию) из медицинских документов;
справку об отсутствии контактов с инфекционными больными;
личную карточку учащегося (для учащихся, принятых на полный учебный год).
Преимущественное право при приеме в санаторную школу-интернат в порядке перечисления имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, один из родителей которых является инвалидом, дети из многодетных семей.
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
|