Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5

ГЛАВА 39
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 209. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ высшего образования

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ высшего образования организуется по учебным годам.

Учебный год при реализации основных образовательных программ высшего образования делится на семестры, которые завершаются экзаменационными сессиями.

Для студентов, курсантов, слушателей устанавливаются:

каникулы на протяжении учебного года продолжительностью не менее 2 календарных недель;

летние каникулы – не менее 4 календарных недель.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ высшего образования является учебное занятие: лекция, лабораторное, семинарское, практическое и иное. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные занятия и консультации.

Порядок организации учебной и производственной практики определяется Положением о практике студентов, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Образовательный процесс осуществляется в учебных группах или индивидуально.

Численность студентов, курсантов, слушателей в учебной группе в дневной форме получения образования составляет от 25 до 30 человек, в вечерней, заочной формах получения образования – от 15 до 20 человек. Численность студентов в учебных группах, обучающихся по специальностям профиля образования ”Искусство и дизайн“ и по специальности ”Физическая культура“ в очной и заочной формах получения образования составляет не менее 6 человек, по специальностям профиля образования ”Здравоохранения“ в очной и заочной формах получения образования – не менее 5 человек.

Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения высшего образования в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Статья 210. Общие требования к приему лиц для получения высшего образования

В учреждение высшего образования для получения высшего образования на I ступени высшего образования на все формы получения образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование, профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании, а для получения высшего образования на II ступени высшего образования – лица, получившие высшее образование на I ступени высшего образования.

Прием лиц в учреждения высшего образования для получения высшего образования I ступени высшего образования по специальностям, по которым предъявляются особые требования к специалистам, осуществляется после прохождения ими профессионально-психологического собеседования или тестирования в учреждении высшего образования. Порядок организации и проведения профессионально-психологического собеседования или тестирования в учреждении высшего образования определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Прием лиц в учреждения высшего образования для получения высшего образования на I ступени высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляется после прохождения ими профессионального отбора, по итогам которого данные лица допускаются или не допускаются к вступительным испытаниям.

Для организации приема лиц для получения высшего образования в учреждении высшего образования создается приемная комиссия, возглавляемая его руководителем. Приемная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 40


АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ, КУРСАНТОВ, СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 211. Текущая аттестация студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования

Студенты, курсанты, слушатели при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования проходят текущую аттестацию.

Формами текущей аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, являются:

контрольная работа;

курсовой проект (работа);

зачет (дифференцированный зачет);

экзамен по учебной дисциплине.

Результаты текущей аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо выставлением отметки ”зачтено“, ”не зачтено“. Положительными являются отметки не ниже 4 баллов и ”зачтено“.

Формами текущей аттестации студентов при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра, являются:

контрольная работа;

зачет (дифференцированный зачет);

экзамен по учебной дисциплине;

кандидатский зачет (дифференцированный зачет);

кандидатский экзамен по общеобразовательным дисциплинам.

Результаты текущей аттестации студентов при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра, оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо выставлением отметки ”зачтено“, ”не зачтено“. Положительными являются отметки не ниже 4 баллов и ”зачтено“.

Порядок проведения текущей аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования определяется Правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования.

Статья 212. Итоговая аттестация студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования

Студенты, курсанты, слушатели при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования проходят итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация осуществляется государственной экзаменационной комиссией.

К итоговой аттестации допускаются студенты, курсанты, слушатели, полностью выполнившие учебные планы и учебные программы.

Итоговая аттестация студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, проводится в одной из следующих форм:

государственный экзамен;

государственный экзамен и защита дипломного проекта (работы).

Результаты итоговой аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 4 баллов.

Итоговая аттестация студентов при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра, проводится в форме защиты магистерской диссертации.

Результаты итоговой аттестации студентов при освоении содержания основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра, оцениваются выставлением отметки ”защитил“ с отметкой в баллах по 10-балльной шкале либо выставлением отметки ”не защитил“. Положительными являются отметки ”защитил“ с отметкой не ниже 4 баллов.

Студентам, курсантам, слушателям при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право повторного прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной экзаменационной комиссии.

Студентам, курсантам, слушателям при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования, не прошедшим в установленный срок без уважительной причины или получившим по результатам итоговой аттестации отметку ниже 4 баллов или ”не защитил“, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации во время работы государственной квалификационной комиссии не ранее чем через 10 месяцев, но в течение 3 лет после отчисления из учреждения высшего образования.

Порядок проведения итоговой аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования определяется Правилами проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования.

Для слушателей при освоении содержания основных образовательных программ высшего образования Министерством обороны Республики Беларусь могут устанавливаться особенности прохождения итоговой аттестации.

ГЛАВА 41


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 213. Система научно-методического обеспечения высшего образования

Научно-методическое обеспечение высшего образования включает:

учебно-программную документацию основных образовательных программ высшего образования;

программно-планирующую документацию воспитания;

учебно-методическую документацию;

учебные издания;

средства обучения;

информационно-аналитические материалы.

Научно-методическое обеспечение высшего образования осуществляют:

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение высшего образования;

учебно-методические объединения в сфере высшего образования;

учреждения высшего образования;

организации заказчики кадров;

государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Статья 214. Учебно-программная документация основных обра-зовательных программ высшего образования

Учебно-программная документация высшего образования включает учебные планы и учебные программы.

Учебные планы подразделяются на:

типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей);

учебные планы учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей);

экспериментальные учебные планы по специальностям (направлениям специальностей);

индивидуальные учебные планы;

типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

учебные программы учреждений высшего образования по учебным дисциплинам;

экспериментальные учебные программы по учебным дисциплинам.

Типовой учебный план по специальности (направлению специальности) – учебный план, разрабатываемый на основе образовательного стандарта высшего образования по специальности (направлению специальности), устанавливающий перечень, последовательность и объем учебных дисциплин, обязательных для изучения (государственный компонент), устанавливающий количество учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования и специализацию, последовательность изучения учебных дисциплин, сроки изучения учебных дисциплин, виды и сроки прохождения практик, определяющий обязательную и максимальную недельную учебную нагрузку студентов, курсантов, слушателей, виды учебных занятий, формы и сроки аттестации студентов, курсантов, слушателей.

Типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей) разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение высшего образования, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей) разрабатываются по дневной форме получения образования.

Учебный план учреждения высшего образования по специальности (направлению специальности)– учебный план, который разрабатывается на основе типового учебного плана по специальности (направлению специальности) и устанавливает перечень, последовательность и объем учебных дисциплин, обязательных для изучения учебных дисциплин государственного компонента, количество учебных часов, отводимых на компонент учреждения высшего образования и специализацию, последовательность изучения учебных дисциплин, сроки изучения учебных дисциплин и сроки прохождения практик, определяющий обязательную и максимальную недельную учебную нагрузку студентов, курсантов, слушателей, виды учебных занятий, формы и сроки аттестации студентов, курсантов, слушателей.

Учебные планы учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей) разрабатываются по каждой форме получения образования учреждениями высшего образования и утверждаются их руководителями.

Экспериментальный учебный план по специальности (направлению специальности) – учебный план, апробируемый в учреждении высшего образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные учебные планы по специальностям (направлениям специальностей) разрабатываются учреждениями высшего образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь. Экспериментальные учебные планы по специальностям (направлениям специальностей) могут разрабатываться по каждой форме получения образования.

Индивидуальный учебный план – учебный план, устанавливающий особенности получения высшего образования успевающими студентами, курсантами, слушателями, которые по уважительным причинам не могут полностью или частично посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями высшего образования на основе учебных планов учреждений высшего образования по специальностям (направлениям специальностей) и утверждаются его руководителем.

Учебные программы подразделяются на:

типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

учебные программы учреждений высшего образования по учебным дисциплинам;

экспериментальные учебные программы по учебным дисциплинам;

программы-минимум кандидатских экзаменов или зачетов по общеобразовательным дисциплинам.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине – учебная программа, определяющая цели и задачи изучения учебной дисциплины, ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности студентов, курсантов, слушателей, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения. Типовая учебная программа по учебной дисциплине является единой для всех форм получения высшего образования.

Типовые учебные программы по учебным дисциплинам разрабатываются Министерством образования Республики Беларусь совместно с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине – учебная программа, разрабатываемая учреждением высшего образования на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине, предусматривающая цели и задачи изучения учебной дисциплины и определяющая посредством учебно-методической карты учебной дисциплины ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности студентов, курсантов, слушателей, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения.

Учебные программы учреждений высшего образования по учебным дисциплинам разрабатываются учреждениями высшего образования и утверждаются их руководителями.

Экспериментальная учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине – учебная программа, апробируемая в учреждениях высшего образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные учебные программы учреждений высшего образования по учебным дисциплинам разрабатываются учреждениями высшего образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, иными государственными организациями.

Программа-минимум кандидатского экзамена или зачета по общеобразовательной дисциплине – учебная программа, которая устанавливает цели и задачи изучения соответствующей общеобразовательной дисциплины, определяет ее содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности магистранта, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Программы-минимум кандидатских экзаменов или зачетов по общеобразовательным дисциплинам разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ XII
Послевузовское образование

ГЛАВА 42


СИСТЕМА ПослевузовскоГО образованиЯ

Статья 215. Система послевузовского образования

Послевузовское образование – уровень основного образования, направленный на обеспечение максимальной реализации интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности и формирование профессиональных навыков организации и проведения научных исследований.

Система послевузовского образования включает:

участников образовательного процесса при реализации основных образовательных программ послевузовского образования;

основные образовательные программы послевузовского образования;

учреждения образования, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования;

организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования;

организации, обеспечивающие функционирование системы послевузовского образования;

советы по защите диссертаций;

государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляющие в пределах их полномочий управление в сфере послевузовского образования.

Послевузовское образование включает две ступени:

I ступень – аспирантура (адъюнктура), направленная на подготовку квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук;

II ступень – докторантура, направленная на подготовку квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени доктора наук.

Статья 216. Основные образовательные программы послевузовского образования

Основные образовательные программы послевузовского образования подразделяются на:

основную образовательную программу аспирантуры (адъюнктуры);

основную образовательную программу докторантуры.

Основная образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры) может быть реализована в дневной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.

Основная образовательная программа докторантуры может быть реализована в дневной форме получения образования и в форме соискательства.

Особенности реализации основных образовательных программ послевузовского образования при подготовке кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Статья 217. Срок получения послевузовского образования

Срок получения послевузовского образования составляет:

в дневной форме получения образования не более 3 лет;

в заочной форме получения образования не более 4 лет;

в форме соискательства не более 5 лет.

Статья 218. Учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования

К учреждениям образования, организациям, реализующим основные образовательные программы послевузовского образования, относятся:

классический университет, профильный университет (академия, консерватория), институт;

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение послевузовского образования;

научные организации.

Учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, осуществляют образовательную деятельность в сфере послевузовского образования только после получения права заниматься послевузовским образованием в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

В учреждениях образования, организациях, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, создаются структурные подразделения, осуществляющие организационное, информационное обеспечение послевузовского образования и контроль за ходом освоения аспирантами (адъюнктами), докторантами, соискателями содержания основных образовательных программ послевузовского образования.

ГЛАВА 43
Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ послевузовского образования, его участники

Статья 219. Общие требования к организации образова-тельного процесса при реализации основных образовательных программ послевузовского образования

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ послевузовского образования организуется по учебным годам.

Для аспирантов, осваивающих основную образовательную программу аспирантуры в дневной форме получения образования, докторантов устанавливаются ежегодные каникулы продолжительностью 30 календарных дней.

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ послевузовского образования организуется в форме учебных занятий (лекции, практические занятия, консультации), проведения научных исследований.

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ послевузовского образования осуществляется в группах или индивидуально и в соответствии с индивидуальными планами работы аспирантов (адъюнктов), индивидуальными планами работы докторантов, соискателей.

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ послевузовского образования организуется в соответствии с Положением по подготовке научных работников высшей квалификации, утверждаемым Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, Министерством образования Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси.

Статья 220. Участники образовательного процесса при реализации основных образовательных программ послевузовского образования

Участниками образовательного процесса при реализации основных образовательных программ послевузовского образования являются аспиранты (адъюнкты), докторанты, соискатели, педагогические работники.

Аспирант (адъюнкт) – лицо, осваивающее содержание основной образовательной программы аспирантуры в дневной или заочной форме получения образования.

Докторант – лицо, осваивающее содержание основной образовательной программы докторантуры в дневной форме получения образования.

Соискатель – лицо, осваивающее содержание основной образовательной программы аспирантуры или докторантуры в форме соискательства.

К педагогическим работникам относятся научные руководители, научные консультанты и иные педагогические работники.

Научные руководители – специалисты, назначаемые руководителем учреждения образования, организации, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, для оказания помощи в освоении содержания основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) и организации подготовки квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук аспирантами (адъюнктами) или соискателями.

Научные консультанты – специалисты, назначаемые руководителем учреждения образования, организации, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, для организации подготовки квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени доктора наук докторантами или соискателями.

Требования к специалистам для назначения их научными руководителями, научными консультантами определяются Президентом Республики Беларусь.

Научные руководители, научные консультанты обязаны:

проводить консультации, необходимые для освоения аспирантами (адъюнктами), докторантами, соискателями содержания основных образовательных программ послевузовского образования, подготовки квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук, квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени доктора наук;

оказывать помощь аспирантам (адъюнктам), докторантам, соискателям в освоении методов и материалов, используемых при подготовке квалификационной научной работы (диссертации);

обеспечивать формирование у аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей профессиональных навыков организации и проведения научно-исследовательских работ, правил научной этики;

содействовать обеспечению аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей необходимыми материалами, в том числе оборудованием, научной и научно-технической литературой, вычислительной техникой по теме квалификационной научной работы (диссертации);

вносить в индивидуальные планы работы аспирантов (адъюнктов), индивидуальные планы работы докторантов, соискателей рекомендации по освоению аспирантами (адъюнктами), докторантами, соискателями содержания основных образовательных программ послевузовского образования и подготовки квалификационной научной работы (диссертации);

осуществлять контроль за качеством освоения аспирантами (адъюнктами), докторантами, соискателями содержания основных образовательных программ послевузовского образования и подготовкой квалификационной научной работы (диссертации).

К организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ послевузовского образования наряду с научными руководителями, научными консультантами могут привлекаться и иные педагогические работники учреждений образования, организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования.

ГЛАВА 44
АТТЕСТАЦИЯ аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования

Статья 221. Текущая аттестация аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования

Аспиранты (адъюнкты), докторанты, соискатели при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования проходят текущую аттестацию.

Текущая аттестация проводится по итогам квартала и учебного года аттестационными комиссиями на основании представления научного руководителя, научного консультанта и отчета аспиранта (адъюнкта), докторанта, соискателя о выполнении индивидуального плана работы.

Формой текущей аттестации аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей является заслушивание отчетов аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей о выполнении индивидуального плана работы.

Результатом текущей аттестации является утверждение или неутверждение руководителем учреждения образования (организации, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования) отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) о выполнении индивидуального плана работы.

Положительным результатом текущей аттестации является утверждение отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) о выполнении индивидуального плана работы.

Текущая аттестация аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования проводится в соответствии с Положением по подготовке научных работников высшей квалификации.

Статья 222. Итоговая аттестация аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей при освоении содержания основных образовательных программ после-вузовского образования

Аспиранты (адъюнкты), докторанты, соискатели при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования проходят итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация осуществляется в форме предварительной экспертизы квалификационной научной работы (диссертации) в учреждении образования, организации, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, в котором она выполнялась. Проведение предварительной экспертизы квалификационной научной работы (диссертации) осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь.

Результатом итоговой аттестации является рекомендация или нерекомендация квалификационной научной работы (диссертации) к защите.

Положительным результатом итоговой аттестации является рекомендация квалификационной научной работы (диссертации) к защите.

Итоговая аттестация аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования проводится в соответствии с Положением по подготовке научных работников высшей квалификации.

ГЛАВА 45
научно-методическое обеспечение послевузовского образования

Статья 223. Система научно-методического обеспечения послевузовского образования

Научно-методическое обеспечение послевузовского образования при освоении основной образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) включает индивидуальные планы работы аспирантов (адъюнктов), соискателей.

Научно-методическое обеспечение послевузовского образования при освоении основной образовательной программы докторантуры включает индивидуальные планы работы докторантов, соискателей.

Научно-методическое обеспечение послевузовского образования осуществляют:

учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования;

советы по защите диссертаций;

государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

Статья 224. Индивидуальный план работы аспиранта (адъюнкта), докторанта, соискателя

Индивидуальный план работы аспиранта (адъюнкта), соискателя – учебно-программный документ аспирантуры (адъюнктуры), предусматривающий в указанные в нем сроки:

подготовку материалов для публикации в научных, научно-технических и иных изданиях с целью апробации результатов, полученных при подготовке квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук;

подготовку квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук в виде специальной рукописи и автореферата для проведения ее предварительной экспертизы.

Индивидуальный план работы докторанта, соискателя – учебно-программный документ, предусматривающий в указанные в нем сроки:

подготовку материалов для публикации в научных, научно-технических и иных изданиях с целью апробации результатов, полученных при подготовке квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени доктора наук;

подготовку квалификационной научной работы (диссертации) на соискание ученой степени доктора наук в виде специальной рукописи и автореферата для проведения ее предварительной экспертизы.

РАЗДЕЛ XIII
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


ГЛАВА 46
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Статья 225. Система дополнительного образования детей и молодежи

Дополнительное образование детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей и молодежи, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени.

Система дополнительного образования детей и молодежи включает:

участников образовательного процесса при реализации дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи;

дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;

учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

иные учреждения образования, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;

иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи;

организации, осуществляющие материально-техническое, финансовое, информационное обеспечение;

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере дополнительного образования детей и молодежи.

Статья 226. Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи подразделяются на:

дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи экологического профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи социально-экономического профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи социально-педагогического профиля;

дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи культурно-досугового профиля.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи включают направления деятельности, которые определяются учебно-программной документацией соответствующей дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи реализуются в очной заочной и дистанционной форме получения образования.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи реализуются в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи и могут реализовываться в учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического образования, учреждениях среднего специального образования, учреждениях специального образования, учреждениях высшего образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.



Статья 227. Срок получения дополнительного образования детей и молодежи

Срок получения дополнительного образования детей и молодежи определяется учебно-программной документацией соответствующей дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.


ГЛАВА 47
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Статья 228. Учреждения дополнительного образования детей и молодежи

Учреждение дополнительного образования детей и молодежи – учреждение образования, которое реализует дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Учреждения дополнительного образования детей и молодежи могут быть следующих видов:

центр (дворец);

детская школа искусств.

Центр (дворец) – учреждение дополнительного образования детей и молодежи, которое осуществляет реализацию одной или нескольких дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи по направлениям деятельности, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Детская школа искусств – учреждение дополнительного образования детей и молодежи в сфере культуры, которое осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля, направленной на формирование профессиональной ориентации учащихся посредством обучения различным видам искусств.

Статья 229. Управление учреждением дополнительного образования детей и молодежи

Непосредственное руководство учреждением дополнительного образования детей и молодежи осуществляет его директор.

Директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи назначается на должность и освобождается от должности учредителем.

Основным органом самоуправления учреждения дополнительного образования детей и молодежи является педагогический совет, возглавляемый его директором.

В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи могут создаваться попечительский совет, родительский комитет.

ГЛАВА 48
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при реализации образовательнОЙ программЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Статья 230. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

Основной формой организации образовательного процесса при реализации дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи является занятие.

Объединение по интересам создается из числа детей и молодежи на основе общего интереса к конкретному направлению деятельности. К объединениям по интересам относятся: кружок, клуб, секция, студия, мастерская, лаборатория, оркестр, хор, ансамбль, театр, школа юных, научное общество учащихся и иные.

Объединения по интересам по составу могут быть одновозрастными и разновозрастными. Могут создаваться объединения по интересам для работы с переменным составом учащихся.

При реализации дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи, наполняемость объединения по интересам первого года обучения составляет от 12 до 15 учащихся, второго и последующих годов обучения - не менее 8 учащихся; учащихся в возрасте от 2 до 6 лет – 8-10 человек.

Статья 231. Общие требования к приему лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи

Прием лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется без вступительных испытаний, на основании заявления лица (его законного представителя).

При приеме лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи по дополнительной образовательной программе дополнительного образования детей и молодежи туристско-краеведческого профиля, дополнительной образовательной программе дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля, дополнительной образовательной программе дополнительного образования детей и молодежи спортивно-технического профиля, по направлению ”хореография“ дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля представляется справка о состоянии здоровья ребенка. Прием лиц для получения дополнительного образования детей по дополнительной образовательной программе дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля осуществляется и по результатам проверки их способностей в порядке, определяемом Положением об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

ГЛАВА 49
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Статья 232. Система научно-методического обеспечения программ дополнительного образования детей и молодежи

Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи включает:

учебно-программную документацию дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

программно-планирующую документацию воспитания;

учебно-методическую документацию;

учебные издания;

средства воспитания и обучения;

информационно-аналитические материалы.

Научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи осуществляют:

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи;

учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

иные учреждения образования, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи;



иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.



Статья 233. Учебно-программная документация дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи

Учебно-программная документация дополнительных образовательных программ дополнительного образования детей и молодежи включает:

типовые программы дополнительного образования детей и молодежи;

программы объединений по интересам учреждений дополнительного образования детей и молодежи;

экспериментальные программы дополнительного образования детей и молодежи;

индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи – учебно-программный документ, который определяет цели и задачи изучения образовательных областей соответствующего профиля, содержание и срок получения дополнительного образования, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи разрабатывается Министерством образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Программа объединения по интересам учреждения дополнительного образования детей и молодежи – учебно-программный документ, который определяет цели и задачи изучения образовательных областей соответствующего профиля, содержание и срок получения дополнительного образования, учебно-тематический план, время, отведенное на изучение отдельных тем, виды занятий, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи – учебно-программный документ, апробируемый в учреждении образования, реализующем дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальная программа дополнительного образования детей и молодежи разрабатывается организацией, осуществляющей научно-методическое обеспечение дополнительного образования детей и молодежи, и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с учредителем.

Индивидуальная программа дополнительного образования детей и молодежи– учебно-программный документ, устанавливающий особенности получения дополнительного образования детей и молодежи одаренными учащимися, учащимися – лицами с особенностями психофизического развития, а также учащимися, которые по уважительной причине не могут полностью или частично посещать занятия.

Индивидуальные программы дополнительного образования детей и молодежи разрабатываются в учреждении образования, иных организациях, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующим дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, и утверждаются его руководителем.

РАЗДЕЛ XIV
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ

ГЛАВА 50


Система ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования взрослых

Статья 234. Система дополнительного образования взрослых

Дополнительное образование взрослых – вид дополнительного образования, направленный на профессиональное развитие и самосовершенствование личности.

Система дополнительного образования взрослых включает:

участников образовательного процесса при реализации дополнительных образовательных программ дополнительного образования взрослых;

дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых;

учреждения дополнительного образования взрослых;

иные учреждения образования, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых;


иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

учебно-методические объединения в сфере дополнительного образования взрослых;

организации, обеспечивающие функционирование системы дополнительного образования взрослых;

государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере дополнительного образования взрослых.

Статья 235. Дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых подразделяются на:

дополнительную образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

дополнительную образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование;

дополнительную образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;

дополнительную образовательную программу стажировки руко-водящих работников и специалистов;

дополнительную образовательную программу повышения квалифи-кации рабочих (служащих);

дополнительную образовательную программу переподготовки рабочих (служащих);

дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих);

дополнительную образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

дополнительную образовательную программу обучения в организациях;

дополнительную образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности;

дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.

Дополнительная образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов – дополнительная образовательная программа, направленная на профессиональное совершенствование работников.

Дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, – дополнительная образовательная программа, направленная на присвоение новой квалификации на уровне высшего образования.

Дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, – дополнительная образовательная программа, направленная на присвоение новой квалификации на уровне среднего специального образования.

Дополнительная образовательная программа стажировки руководящих работников и специалистов – дополнительная образовательная программа, обеспечивающая освоение руководящими работниками и специалистами новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности. При прохождении стажировки, необходимой для занятия должностей и предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь, нормы настоящего Кодекса о прохождении стажировки не применяются.

Дополнительная образовательная программа повышения квалификации рабочих (служащих) – дополнительная образовательная программа, направленная на профессиональное совершенствование рабочих (служащих) с присвоением более высоких тарифных разрядов (классов, категорий) по профессии.

Дополнительная образовательная программа переподготовки рабочих (служащих) – дополнительная образовательная программа, направленная на приобретение профессии лицами, имеющими иную профессию.

Дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) – дополнительная образовательная программа, направленная на приобретение профессии лицами, которые ранее профессии не имели.

Дополнительная образовательная программа обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) – дополнительная образовательная программа, направленная на удовлетворение познавательных потребностей личности в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний.

Дополнительная образовательная программа обучения в организациях – дополнительная образовательная программа, направленная на формирование профессиональных навыков, необходимых для выполнения работниками организаций своих должностных обязанностей.

Дополнительная образовательная программа совершенствования возможностей и способностей личности – дополнительная образовательная программа, направленная на нравственное, физическое и культурное развитие личности, формирование навыков, необходимых в повседневной жизни.

Дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждении образовании Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования – дополнительная образовательная программа, направленная на освоение дисциплин, необходимых иностранному гражданину для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в очной и заочной формах получения образования, за исключением дополнительной образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), дополнительной образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), дополнительной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), дополнительной образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), которые реализуются в очной форме получения образования.

Дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в учреждениях дополнительного образования взрослых и могут реализовываться в базовой школе, средней школе, вечерней школе, гимназии, лицее, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школе-интернате для детей из семей, находящихся в социально опасном положении, учебно-педагогическом комплексе, вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате), специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате), учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, центре (дворце).



страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5

Смотрите также: