Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5

Статья 159. Получение общего среднего образования на дому

Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Образовательный процесс для получения общего среднего образования на дому организуется учреждением образования по месту жительства учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому.

Решение о получении общего среднего образования на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования, организующего образовательный процесс, на основании заявления законного представителя учащегося и медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии.

Порядок организации получения общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 160. Обучение и воспитание учащихся в организациях здравоохранения

Учащимся, осваивающим содержание основных образовательных программ общего среднего образования и находящимся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Образовательный процесс учащихся в организации здравоохранения организуется учреждением образования по месту нахождения организации здравоохранения.

Решение об обучении и воспитании учащегося в организации здравоохранения принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения организации здравоохранения на основании сведений, предоставляемых данной организацией здравоохранения.

Статья 161. Обучение и воспитание учащихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях

Учащимся, осваивающим содержание основных образовательных программ общего среднего образования и находящимся на лечении (оздоровлении) в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, создаются условия для обучения и воспитания и организуется образовательный процесс в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Образовательный процесс для учащихся, находящихся в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, организуется учреждениями образования по месту расположения санаторно-курортной или оздоровительной организации. Для учащихся, направляемых в санаторно-курортные и оздоровительные организации в составе организованных групп, образовательный процесс организуется также учреждениями образования, направляющими такие группы.
ГЛАВА 25
АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ при ОСВоении СОДЕРЖАНИя ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 162. Текущая и промежуточная аттестация учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования

Учащиеся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования проходят текущую и промежуточную аттестацию.

Текущая аттестация проводится на уроках с выставлением отметок.

Промежуточная аттестация выражается в выставлении отметок за четверть, полугодие с учетом результатов текущей аттестации.

Результаты текущей и промежуточной аттестации учащихся оцениваются отметкой в баллах по 10-балльной шкале либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован“, ”освобожден“, за исключением учащихся I и II классов. Положительными являются отметки в баллах по 10-балльной шкале от 1 до 10 баллов и отметки ”зачтено“ и ”освобожден“.

Текущая и промежуточная аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся, без выставления отметок.

Порядок проведения текущей, промежуточной аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования.

Статья 163. Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования

Учащиеся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования проходят итоговую аттестацию по завершении учебного года, обучения и воспитания на II, III ступенях общего среднего образования.

Итоговая аттестация по завершении учебного года выражается в выставлении отметок за год (годовых отметок) с учетом результатов промежуточной аттестации в текущем учебном году.

Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания


на II, III ступенях общего среднего образования выражается в выставлении итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

Учащиеся могут быть освобождены от выпускных экзаменов по медицинским и иным основаниям. Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случаях освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.

Результаты итоговой аттестации учащихся оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован“, ”освобожден“. Положительными являются отметки в баллах по 10-балльной шкале от 1 до 10 баллов и отметки ”зачтено“ и ”освобожден“.

Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования.

ГЛАВА 26


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО
СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 164. Система научно-методического обеспечения общего среднего образования

Научно-методическое обеспечение общего среднего образования включает:

учебно-программную документацию основных образовательных программ общего среднего образования;

программно-планирующую документацию воспитания;

учебно-методическую документацию;

учебные издания;

средства обучения;

информационно-аналитические материалы.

Научно-методическое обеспечение общего среднего образования осуществляют:

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение общего среднего образования;

учреждения общего среднего образования;

иные учреждения образования, реализующие основные образовательные программы общего среднего образования;

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 165. Учебно-программная документация основных образовательных программ общего среднего образования

Учебно-программная документация общего среднего образования включает учебные планы и учебные программы.

Учебные планы подразделяются на:

Типовые учебные планы общего среднего образования;

учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования;

экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования;

индивидуальные учебные планы.

Типовые учебные планы общего среднего образования – типовые учебные планы для каждого вида учреждения общего среднего образования, включающие перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, определяющие количество учебных часов на их изучение, а для базовых школ – колледжей искусств, средних школ – колледжей искусств, гимназий – колледжей искусств также перечень учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение факультативных занятий, максимальную допустимую учебную нагрузку на одного учащегося в каждом классе в учебную неделю и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского или местного бюджетов.

Типовые учебные планы для каждого вида учреждения общего среднего образования разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь.

Учебный план учреждения образования, реализующего основные образовательные программы общего среднего образования, – учебный план, разрабатываемый учреждением образования, реализующим основные образовательные программы общего среднего образования, ежегодно на основе типового учебного плана для соответствующего вида учреждения общего среднего образования и утверждаемый его руководителем по согласованию с учредителем.

Экспериментальный учебный план учреждения образования, реализующего основные образовательные программы общего среднего образования, – учебный план, апробируемый в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы общего среднего образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы общего среднего образования, разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Индивидуальный учебный план – учебный план, устанавливающий особенности получения общего среднего образования талантливыми и одаренными учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут полностью или частично посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждением образования, реализующим основные образовательные программы общего среднего образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего основные образовательные программы общего среднего образования, и утверждаются их руководителями по согласованию с учредителем.

Учебные программы подразделяются на:

учебные программы по учебным предметам;

учебные программы по отдельным видам спорта;

учебные программы по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства;

учебные программы факультативных занятий;

экспериментальные учебные программы по учебным предметам.

Учебная программа по учебному предмету – учебная программа, которая устанавливает цели и задачи изучения учебного предмета, определяет его содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебная программа по отдельному виду спорта – учебная программа, которая устанавливает цели и задачи организации учебно-тренировочного процесса по соответствующему виду спорта, этапы его проведения, определяет основные нормативы по общей физической и специальной подготовленности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебная программа по учебному предмету, содержание которого направлено на развитие способностей учащихся в области отдельного вида искусства – учебная программа, которая устанавливает цели и задачи изучения соответствующего учебного предмета, определяет его содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебная программа факультативного занятия – учебная программа, которая устанавливает цели и задачи факультативного занятия, определяет его содержание, время, отведенное на его проведение, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Экспериментальная учебная программа по учебному предмету – учебная программа, которая апробируется в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы общего среднего образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Учебные программы по учебным предметам, учебные программы факультативных занятий, экспериментальные учебные программы по учебным предметам разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Учебные программы по отельным видам спорта утверждаются Министерством спорта и туризма Республики Беларусь.

Учебные программы по учебным предметам, содержанием которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства утверждаются Министерством образования Республики Беларусь и Министерством культуры Республики Беларусь.



РАЗДЕЛ IX
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГЛАВА 27


СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 166. Система профессионально-технического образования

Профессионально-техническое образование – уровень основного образования, направленный на общее и профессиональное становление и развитие личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации рабочего (служащего).

Система профессионально-технического образования включает:

участников образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования;

основные образовательные программы профессионально-технического образования;

учреждения профессионально-технического образования;

иные учреждения образования, реализующие основные образовательные программы профессионально-технического образования;

организации, обеспечивающие функционирование системы профессионально-технического образования;

учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования;

организации, обеспечивающие прохождение производственного обучения учащимися;

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы (организации), иные организации в пределах их полномочий по управлению в сфере профессионально-технического образования.

Статья 167. Участники образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования

К участникам образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования относятся учащиеся, педагогические работники.

Учащимся на весь период получения образования выдаются ученические билеты установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.

Статья 168. Основные образовательные программы профессионально-технического образования

Основные образовательные программы профессионально-технического образования подразделяются на:

основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего);

основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования.

Основные образовательные программы профессионально-технического образования могут быть реализованы в очной и заочной формах получения образования.

Основные образовательные программы профессионально-технического образования реализуются в учреждениях профессионально-технического образования, специальных профессионально-технических училищах закрытого типа, специальных лечебно-воспитательных профессионально-технических училищах закрытого типа и могут реализовываться в учреждениях среднего специального, высшего образования.

Статья 169. Образовательные стандарты профессионально-технического образования

Образовательные стандарты профессионально-технического образования разрабатываются по каждой специальности и устанавливают основные требования к содержанию профессиональной деятельности рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием, компетентности рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, содержанию учебно-программной документации основных образовательных программ профессионально-технического образования, уровню основного образования лиц, поступающих для получения профессионально-технического образования, формам и срокам получения профессионально-технического образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.

Разработку образовательных стандартов профессионально-технического образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования.

Образовательные стандарты профессионально-технического образования утверждает Министерство образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Статья 170. Срок получения профессионально-технического образования

Срок получения профессионально-технического образования в дневной форме получения образования составляет:

на основе общего базового образования без получения общего среднего образования от 1 года до 2 лет;

на основе общего базового образования с получением общего среднего образования 3 года;

на основе общего среднего образования от 1 года до 2 лет.

Срок получения профессионально-технического образования в вечерней форме получения образования определяется сроком получения профессионально-технического образования в дневной форме и может быть увеличен не более чем на 1 год.

Срок получения профессионально-технического образования в заочной форме получения образования составляет от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

ГЛАВА 28
УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования

Статья 171. Учреждения профессионально-технического образования

Учреждение профессионально-технического образования – учреждение образования, которое реализует основные образовательные программы профессионально-технического образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.

Учреждения профессионально-технического образования могут быть следующих видов:

профессионально-техническое училище;

профессиональный лицей;

профессионально-технический колледж.

Профессионально-техническое училище – учреждение профессионально-технического образования, которое реализует основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительную образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), дополнительную образовательную программу обучения в организациях, дополнительную образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.

Профессиональный лицей – учреждение профессионально-технического образования, которое реализует основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего), основную образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования (при этом отдельные учебные предметы могут изучаться на повышенном уровне), программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительную образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), дополнительную образовательную программу обучения в организациях, дополнительную образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.

Профессионально-технический колледж – учреждение профессионально-технического образования, которое реализует основные образовательные программы профессионально-технического образования, основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительную образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, дополнительную образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, дополнительную образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов, дополнительную образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу переподготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), дополнительную образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов), дополнительную образовательную программу обучения в организациях, дополнительную образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности, дополнительную образовательную программу подготовки иностранных граждан к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь, организации Республики Беларусь, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования.



Статья 172. Управление учреждением профессионально-технического образования

Непосредственное руководство учреждением профессионально-технического образования осуществляет его директор.

Директор учреждения профессионально-технического образования назначается на должность и освобождается от должности его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.

Основным органом самоуправления учреждения профессионально-технического образования является совет учреждения профессионально-технического образования, возглавляемый его директором.

В учреждении профессионально-технического образования может создаваться попечительский совет.

Статья 173. Ведущие учреждения профессионально-технического образования

Учреждению профессионально-технического образования в целях совершенствования содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования, разработки учебно-программной документации основных образовательных программ профессионально-технического образования и решения иных задач в сфере профессионально-технического образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования.

Ведущие учреждения профессионально-технического образования в системе профессионально-технического образования определяются по профилям образования и направлениям образования.

Ведущее учреждение профессионально-технического образования взаимодействует с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, учреждениями профессионально-технического образования и организациями  заказчиками кадров.

Статья 174. Взаимодействие учреждений, осуществляющих реализацию основных образовательных програм профессионально-технического образования и организаций – заказчиков кадров

В целях обеспечения потребности в рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, содействия развитию материально-технической базы учреждения образования, прохождения производственного обучения учреждение образования и организация, заинтересованная в подготовке рабочих (служащих), заключают договор о взаимодействии при подготовке для организации рабочих (служащих).

Существенными условиями договора о взаимодействии при подготовке для организации рабочих (служащих) являются:

предмет договора;

количество лиц, заявляемое для подготовки в учреждении образования с целью последующего трудоустройства в организации – заказчике кадров, и срок их обучения;

специальности, квалификации (профессии рабочих, должности служащих), по которым будет осуществляться подготовка;

порядок прохождения учащимися производственного обучения;

закрепление и финансирование объектов для прохождения производственного обучения;

стажировка педагогических работников учреждения образования в организации – заказчике кадров;

участие представителей организации заказчика кадров в итоговой аттестации выпускников;

трудоустройство выпускников в организации – заказчике кадров.

Примерная форма договора о взаимодействии при подготовке для организации рабочих (служащих) и порядок его заключения устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Организация – заказчик кадров, принимающая на себя в соответствии с договором о взаимодействии при подготовке для организации рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием обязательства по оказанию материально-технической помощи учреждению образования в целях развития его материально-технической и социально-культурной базы, организации производственного обучения учащихся, решения социально-воспитательных вопросов, признается для него базовой.

Базовая организация имеет преимущественное право на обеспечение своих потребностей в рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, подготавливаемых в учреждении образования.

Договор о взаимодействии при подготовке для организации рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием между учреждением образования и базовой организацией заключается по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, - для учреждений образования и организаций государственной формы собственности и (или) с их учредителями – для учреждений образования и организаций частной формы собственности.

Статья 175. Учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования

Для совершенствования научно-методического обеспечения профессионально-технического образования и подготовки рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием могут создаваться учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях Министерством образования Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами соответственно.

Учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования создаются по профилям образования, направлениям образования, специальностям.

В состав учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования могут входить преподаватели учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, научные работники, представители организаций – заказчиков кадров и иных организаций.

Основными функциями учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования являются:

участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов профессионально-технического образования;

участие в разработке и совершенствовании учебно-программной документации основных образовательных программ профессионально-технического образования;

разработка предложений по совершенствованию подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.

Решения учебно-методических объединений в сфере профессионально-технического образования носят рекомендательный характер.

Положение об учебно-методическом объединении в сфере профессионально-технического образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 29
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА при реализации основных образовательных программ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 176. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования организуется по учебным годам.

Учебный год при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования делится на два полугодия.

Для учащихся устанавливаются:

каникулы на протяжении учебного года продолжительностью не менее 2 календарных недель;

летние каникулы – не менее 8 календарных недель.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования является учебное занятие: урок, лекция, семинарское, лабораторное, практическое и иное. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся консультации, факультативные занятия, занятия по интересам.

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования включает производственное обучение, которое состоит из начального, основного, заключительного (производственная практика) периодов.

Порядок организации производственного обучения определяется Положением об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание основных образовательных программ профессионально-технического образования, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Получение профессионально-технического образования лицами, содержащимися в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел Республики Беларусь, осуществляется в профессионально-технических училищах, филиалах учреждений профессионально-технического образования, находящихся на территории исправительных учреждений, республиканских унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования осуществляется в учебных группах, специальных группах, группах интегрированного обучения и воспитания, учебных группах профессионально-технических училищ, филиалов учреждений профессионально-технического образования, находящихся на территории исправительных учреждений, республиканских унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, или индивидуально.

Наполняемость учебной группы при получении профессионально-технического образования в дневной форме получения образования составляет от 25 до 30 человек, в вечерней и заочной формах получения образования – от 15 до 20 человек, учебных групп профессионально-технических училищ, филиалов учреждений профессионально-технического образования, находящихся на территории исправительных учреждений, республиканских унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, независимо от формы получения образования – от 20 до 25 человек.

Наполняемость специальных групп при получении профессионально-технического образования в дневной форме получения образования лицами с особенностями психофизического развития составляет от 6 до 12 человек в зависимости от структуры, степени тяжести физического и (или) психического нарушения. Наполняемость группы интегрированного обучения и воспитания составляет 20 человек, из них не более 6 лиц с особенностями психофизического развития.

При необходимости по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, - для учреждений образования государственной формы собственности и с учредителями – для учреждений образования частной формы собственности в учреждениях образования при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования могут открываться специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания меньшей наполняемостью.

Учебные группы, учебные группы профессионально-технических училищ, филиалов учреждений профессионально-технического образования, находящихся на территории исправительных учреждений, республиканских унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, могут делиться на подгруппы в порядке, определяемом Положением об учреждении профессионально-технического образования.

Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего основные образовательные программы профессионально-технического образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Организация образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования в учреждениях профессионально-технического образования для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения профессионально-технического образования, создаются условия для получения профессионально-технического образования на дому. Перечень квалификаций (профессий рабочих, должностей служащих) для получения профессионально-технического образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь. Перечень медицинских показаний для получения профессионально-технического образования на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Решение о получении профессионально-технического образования на дому принимается учредителем учреждения образования, организующего образовательный процесс, на основании заявления лица (законного представителя несовершеннолетнего) и медицинского заключения врачебно-консультационной комиссии.

Порядок организации получения профессионально-технического образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В учреждениях образования при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования образовательный процесс может осуществляться поэтапно. Этапы образовательного процесса определяются соответствующими уровнями квалификации. Каждый этап получения образования имеет теоретическую и практическую завершенность и может подтверждаться присвоением соответствующей квалификации. Каждый этап образовательного процесса завершается квалификационным экзаменом, порядок проведения которого определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.
Статья 177. Общие требования к приему лиц для получения профессионально-технического образования

В учреждение образования для получения профессионально-технического образования на все формы получения образования принимаются лица, имеющие общее базовое, общее среднее или специальное образование.

В учреждение образования для освоения содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), в заочной форме получения образования принимаются лица, имеющие общее базовое или общее среднее образование, квалификацию рабочего (служащего) и не имеющего документа о профессионально-техническом образовании, при условии обучения по соответствующим квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих) и соблюдения требований образовательных стандартов профессионально-технического образования.

Для получения профессионально-технического образования принимаются лица, у которых отсутствуют медицинские противопоказания к работе по соответствующим квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих).

Прием лиц в учреждения образования для получения профессионально-технического образования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется без вступительных испытаний на основании их заявлений (законных представителей несовершеннолетних).

Зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования осуществляется на конкурсной основе по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании, аттестата об общем среднем образовании, а для лиц, получивших специальное образование - свидетельства о специальном образовании, в случае, если число поданных заявлений превышает контрольные цифры приема по конкретной специальности в данном учреждении образования.

По отдельным специальностям профилей образования “Искусство и дизайн”, “Архитектура и строительство”, перечень которых определяется Министерством образования Республики Беларусь, дополнительно проводятся вступительные испытания по специальности.

Для организации приема лиц для получения профессионально-технического образования в учреждении образования создается приемная комиссия, возглавляемая его руководителем. Приемная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.

Лица, имеющие специальное образование, принимаются только для освоения содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего).

В учреждение образования для освоения содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, принимаются лица, имеющие общее среднее образование.

Для получения профессионально-технического образования по квалификациям (профессиям рабочих, должностям служащих), при работе по которым запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, принимаются лица, которым на момент получения профессионально-технического образования исполнится 18 лет.

Статья 178. Льготы при приеме лиц для получения профессионально-технического образования

Для отдельных категорий лиц при приеме для получения профессионально-технического образования устанавливаются льготы.

Вне конкурса (а при проведении вступительных испытаний по специальности – при получении положительных отметок) для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий приему, составлял 5 и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 3 баллов, принимаются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, которым в соответствии с заключением врачебно-консультационной комиссии или медико-реабилитационной экспертной комиссии не противопоказано обучение в учреждении образования;

дети из семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

дети семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

дети из семей граждан из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;

ветераны боевых действий на территории других государств;

лица, имеющие льготы в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь ”О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Преимущественное право при приеме для получения профессионально-технического образования при одинаковой общей сумме баллов в порядке перечисления имеют:

лица, указанные в части второй настоящей статьи, если они поступают на специальности, на которые конкурс в год, предшествующий приему, составлял 5 и более человек на место;

инвалиды III группы;

лица, имеющие льготы в соответствии со статьями 19, 20, 23 – 25 Закона Республики Беларусь ”О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС“;

уволенные в запас военнослужащие, которые имеют рекомендации воинских частей;

лица из многодетных семей;

победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам, республиканских и областных турниров и конкурсов, проведенных учредителями учреждений образования в учебном году;

лица, получившие более высокий балл на вступительном испытании по специальности.

ГЛАВА 30


аттестация учащихся при освоении содержания
основных образовательных программ профессионально-технического образования

Статья 179. Текущая аттестация учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования

Учащиеся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования проходят текущую аттестацию.

Формами текущей аттестации являются:

контрольная работа;

проверочная работа по производственному обучению;

зачет;

экзамен по учебному предмету;



квалификационный экзамен.

Результаты текущей аттестации учащихся по учебным предметам профессионально-технического образования оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо отметкой ”зачтено“, ”не зачтено“. Положительными являются отметки не ниже 3 баллов и ”зачтено“.

Результаты текущей аттестации учащихся по учебным предметам общего среднего образования оцениваются отметками в баллах по
10-балльной шкале либо отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован“, ”освобожден“. Положительными являются отметки в баллах по 10-бальной шкале от 1 до 10 и отметки ”зачтено“ и ”освобожден“.

Текущая аттестация учащихся при освоении содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, по учебным предметам общего среднего образования проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования, устанавливаемых Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования, а по учебным предметам профессионально-технического образования – в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

Порядок проведения текущей аттестации учащихся при освоении содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

Статья 180. Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования

Учащиеся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования проходят итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией.

Итоговая аттестация учащихся проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Итоговая аттестация по учебным предметам общего среднего образования проводится в форме выпускных экзаменов. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, ежегодно до начала учебного года устанавливается Министерством образования Республики Беларусь.

Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от выпускных экзаменов по учебным предметам общего среднего образования. Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от переводных и выпускных экзаменов по учебным предметам общего среднего образования определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания освобождения учащихся от выпускных экзаменов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь. В случаях освобождения учащихся от выпускных экзаменов итоговая аттестация осуществляется на основании годовых отметок.

Выпускной квалификационный экзамен заключается в выполнении учащимися квалификационной пробной работы и сдаче квалификационного экзамена.

К итоговой аттестации допускаются учащиеся, выполнившие учебные планы и учебные программы. Результаты итоговой аттестации учащихся по учебным предметам профессионально-технического образования оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале. Положительными являются отметки не ниже 3 баллов.

Результаты итоговой аттестации учащихся по учебным предметам общего среднего образования оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале и отметками ”зачтено“, ”не зачтено“, ”не аттестован“, ”освобожден“. Положительными являются отметки в баллах по 10-бальной шкале от 1 до 10 и отметки ”зачтено“ и ”освобожден“.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации по учебным предметам профессионально-технического образования в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.

Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительных причин или получившим по ее результатам отметку по учебным предметам профессионально-технического образования ниже 3 баллов, а по учебным предметам общего среднего образования – 0 (ноль) баллов” не зачтено“, ”не аттестован“, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации, но не ранее чем через 6 месяцев.

Итоговая аттестация учащихся при освоении содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, по учебным предметам общего среднего образования проводится в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей образовательного процесса при реализации основных образовательных программ профессионально-технического образования, устанавливаемых Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования, а по учебным предметам профессионально-технического образования – в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

Порядок проведения итоговой аттестации учащихся при освоении содержания основной образовательной программы профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего), определяется Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

ГЛАВА 31


Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования

Статья 181. Система научно-методического обеспечения профессионально-технического образования

Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования включает:

учебно-программную документацию основных образовательных программ профессионально-технического образования;

программно-планирующую документацию воспитания;

учебно-методическую документацию;

учебные издания;

средства обучения;

информационно-аналитические материалы.

Научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования осуществляют:

организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования;

учреждения образования, реализующие основные образовательные программы профессионально-технического образования;



организации – заказчики кадров;

учебно-методические объединения в сфере профессионально-технического образования;

республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы.

Статья 182. Учебно-программная документация основных образовательных программ профессионально-технического образования

Учебно-программная документация профессионально-технического образования включает, учебные планы и учебные программы.

Учебные планы подразделяются на:

типовые учебные планы по специальностям;

учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по специальности (специальностям);

экспериментальные учебные планы по специальности (специальностям);

индивидуальные учебные планы.

Типовой учебный план по специальности – учебный план, разрабатываемый на основе образовательного стандарта профессионально-технического образования по специальности и устанавливающий перечень и минимальный объем учебного времени компонентов, циклов, учебных предметов, минимальное количество обязательных контрольных работ, экзаменов применительно к специальности с учетом диапазона уровней получаемых квалификаций, перечень необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских и иных учебных объектов.

Типовые учебные планы по специальностям разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Учебный план учреждения образования, реализующего основные образовательные программы профессионально-технического образования, по специальности (специальностям), – учебный план, разрабатываемый на основе типового учебного плана по специальности (типовых учебных планов по специальности) с учетом выбранных учреждением образования, реализующим основные образовательные программы профессионально-технического образования, квалификаций и их уровней, устанавливающий перечень учебных предметов, последовательность, сроки и интенсивность их изучения (количество учебных часов в неделю), определяющий обязательную и максимальную учебную нагрузку учащихся, виды учебных занятий, виды и формы аттестации учащихся.

Учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по специальности (специальностям) разрабатываются по каждой форме получения образования учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы профессионально-технического образования, и утверждаются их учредителями.

Экспериментальный учебный план по специальности (специальностям) – учебный план, апробируемый в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы профессионально-технического образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные учебные планы по специальности (специальностям) разрабатываются учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы профессионально-технического образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Индивидуальный учебный план – учебный план, устанавливающий особенности получения профессионально-технического образования талантливыми и одаренными учащимися, а также учащимися, которые по уважительным причинам не могут полностью или частично посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются в учреждениях образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, на основе учебного плана учреждения образования, реализующего основные образовательные программы профессионально-технического образования, по специальности (специальностям) и утверждаются их руководителями по согласованию с учредителем.

Учебные программы подразделяются на:

типовые учебные программы по учебным предметам;

учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам;

экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам.

Типовая учебная программа по учебному предмету – учебная программа, определяющая цели изучения учебного предмета, его содержание, время, отведенное на изучение тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся.

Типовые учебные программы по учебным предметам разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение профессионально-технического образования, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.

Учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебному предмету – учебная программа, разрабатываемая на основе типовой учебной программы по учебному предмету и определяющая цели изучения учебного предмета, его содержание, время, отведенное на изучение тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся с учетом уровня квалификации.

Учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам разрабатываются учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы профессионально-технического образования, и утверждаются их учредителями, а учебные программы по учебным предметам специального цикла профессионального компонента учебного плана утверждаются по согласованию с базовыми организациями – заказчиками кадров.

Экспериментальная учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебному предмету – учебная программа, апробируемая в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы профессионально-технического образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.

Экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы профессионально-технического образования, по учебным предметам разрабатываются учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы профессионально-технического образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.




страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5

Смотрите также: