страница 1 страница 2
Утверждаю Зав. кафедрой педагогики
___________ Козел В. И.
«15» мая 2013 г.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы дефектологии»
для студентов специальности «Дошкольное образование»
6 курса
факультета педагогики и психологии
Заочная форма получения образования
-
Дефектология как наука: предмет, объект, задачи.
-
Психолого-педагогические науки, изучающие проблемы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
-
Исторические аспекты обучения и воспитания детей с ОПФР. Характеристика первого и второго периодов эволюции отношения обществ к лицам с ОПФР по периодизации Н.Н. Малофеева.
-
Исторические аспекты обучения и воспитания детей с ОПФР. Характеристика третьего — пятого периодов эволюции отношения обществ к лицам с ОПФР по периодизации Н.Н. Малофеева.
-
Специальное образование на территории Беларуси: исторический аспект.
-
Социокультурные основы дефектологии.
-
Основной категориальный аппарат дефектологии.
-
Коррекция как система педагогических мероприятий.
-
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
-
Сущность процессов компенсации и реабилитации.
-
Общая характеристика понятий «норма», «нормальное психическое развитие».
-
Причины возникновения нарушений психофизического развития.
-
Структура нарушений психофизического развития. Понятие «социального вывиха».
-
Классификация нарушений психофизического развития.
-
Характеристика понятия «психический дизонтогенез», варианты его проявления.
-
Классификация эмоциональных нарушений в детском возрасте. Причины их возникновения.
-
Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Психопатия.
-
Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Ранний детский аутизм (РДА).
-
Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
-
Нарушения эмоционального развития в детском возрасте. Проявления детской агрессивности: механизмы, виды.
-
Психодиагностика и проблемы отбора детей в специальные учреждения образования.
-
Правовые основы специального образования.
-
Система специального образования.
-
Тенденции и направления развития специального образования в Республике Беларусь.
-
Проблемы качества специального образования и механизмы его обеспечения.
-
Социальная и образовательная интеграция: задачи, принципы, основные положения.
-
Интегрированное обучение и воспитание: отечественный и зарубежный опыт.
-
Виды и модели образовательной интеграции.
-
Условия успешной реализации образовательной интеграции.
-
Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях интегрированного обучения.
-
Механизмы обеспечения качества интегрированного обучения и воспитания.
-
Сущность инклюзивного образования.
-
Профессиональные и личностные качества педагогов, осуществляющих коррекционную деятельность.
-
Основы инклюзивного образования.
-
Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.
-
Образование лиц с интеллектуальной недостаточностью.
-
Психолого-педагогическая характеристика детей с трудностями в обучении.
-
Группы детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.
-
Организации обучения детей с задержкой психического развития.
-
Анатомо-физиологические механизмы речи и основные закономерности её развития.
-
Классификация нарушений речи (Г.В. Чиркиной). Нарушения устной речи.
-
Классификация нарушений речи (Г.В. Чиркиной). Нарушения письменной речи.
-
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений (Р.Е. Левиной).
-
Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
-
Педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.
-
Исторические корни обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
-
Обучение и воспитание детей с нарушением слуха раннего и дошкольного возраста.
-
Показатели готовности ребёнка с нарушением слуха к обучению в школе.
-
Категории детей с нарушениями зрения.
-
Исторические корни обучения и воспитание детей с нарушениями зрения. Организация обучения и воспитания детей с нарушением зрения раннего и дошкольного возраста.
-
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в школе. Методические приёмы использования наглядных методов обучения в работе с детьми с нарушениями зрения.
-
Общая характеристика и классификация нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
-
Характеристика двигательного, психического и речевого нарушений при ДЦП.
-
Система коррекционной работы при ДЦП.
-
Обучение и воспитание детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.
-
Альтернативные системы и средства коммуникации в общении с детьми с ОПФР.
Составитель: Собко О.М.
Рассмотрены и утверждены
на заседании кафедры педагогики
«15» мая 2013г. (протокол № 10)
Основы дефектологии
Задания для подготовки к экзамену
(6ДО/с)
Обобщенные профессиональные задачи
Задача 1. Дайте характеристику основных методологических подходов (антропологический, гуманистический, социально-ориентированный, культурологический, деятельностный, компетентностный, системный, синергетический) в обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития с условиях образовательной интеграции и раскройте их роль для педагогического обоснования решения профессиональных задач.
Задача 2. Обоснуйте принципы и правила использования компетентностного, деятельностного, антропологического, гуманистического подходов в решении задач организации взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников в условиях образовательной интеграции. Сформулируйте собственное профессиональное кредо как педагога группы (класса) интегрированного обучения и воспитания. Прокомментируйте его.
Задача 3. Какой должна быть школа, способная научить действенному сопереживанию и поддержке, того, кто в ней нуждается. Какими в этой школе могут быть особенности организации педагогического процесса, приоритетные воспитательные задачи, взаимодействие участников педагогического процесса?
Задача 4. Составьте план разговора с родителями ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности об организации чтения с ним детской литературы. Какие способы привлечения внимания ребенка к литературному тексту вы предложите?
Задача 5. Проанализируйте план беседы педагога класса (группы) интегрированного обучения и воспитания с родителями нормально развивающихся детей по вопросу проявления толерантности по отношению к детям с особенностями психофизического развития:
1. Что такое интегрированное обучение и воспитание.
2. С какими нарушениями есть в группе (классе) дети.
3. Какие отношения складываются в группе (классе).
4. Какие положительные черты проявляются у здоровых детей (обсудить примеры по персоналиям).
5. Какие случаи негативного отношения к детям с ОПФР имеют место (обсудить по персоналиям).
6. Выслушать мнения родителей по обсуждаемому вопросу.
7. Предложить родителям темы для беседы с детьми дома.
Задача 6. Предложите 2-3 игры, предполагающих формирование эмпатического отношения нормально развивающихся детей к одногруппникам (одноклассникам) с особенностями психофизического развития.
Задача 7. Оцените правильность подбора педагогом игр для совершенствования фонематического восприятия и воспитания правильных фонематических представлений у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи:
игра «Угадай, на чем играю?»: педагог играет на различных музыкальных инструментах, а дети должны определить;
игра «Какое слово потерялось?»
игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло бы быть слово (например, чье имя отстучал педагог?);
игра «Магнитофон»: педагог поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны составить слово (более сложный вариант: паузы заполняются отвлекающей информацией, например, «первый слог в слове МО, за ним идет слог ЛО, после него следует слог КО»);
игра «Какой звук потерялся?».
Обоснуйте свой ответ.
Задача 8. Предположите тип нарушения в развитии по описанию:
Ребенок: Таня, 5 лет.
Жалобы родителей: плохая речь, трудно установить контакт.
Психолого-педагогическая характеристика: В двигательной сфере проявляется моторная неловкость часто сочетающаяся с вычурностью движений, есть проблемы формирования навыка рисования. В игре часто наблюдаются стереотипные движения, типично однообразное, бессмысленное повторение одних и тех же действий, игрушки часто использует не по назначению; общение практически отсутствует, эмоции проявляет очень слабо; при контактах старается не смотреть в глаза, переводит взгляд. Не умеет играть с другими детьми. В редких ситуациях речевого общения повторяет фразы, сказанные другими, использует слова-штампы.
Обоснуйте свой ответ.
Задача 9. Предположите тип нарушения в развитии по описанию:
Ребенок: Коля, 6 лет
Жалобы родителей: повышенная двигательная активность
Из анамнеза: Ребенок от первой беременности, первых родов. Беременность протекала без патологии, роды затяжные, сложные, использовались приемы родовспоможения.
Психолого-педагогическая характеристика: чрезмерная двигательная активность, импульсивность. Грубые нарушения внимания: значительно снижен объем, слабая концентрация на объекте, высокая отвлекаемость. Ребенок постоянно находится в возбужденном состоянии, суетлив. Материал усваивает фрагментарно, так как не может сосредоточиться на нем продолжительное время. Речь характеризуется трудностью в повторении скороговорок, нарушает структуру сложных слов.
Задача 10. Составьте план выступления на родительском собрании: «В нашем классе (группе) ребенок не такой, как все».
Задача 11. Оцените качество содержания психолого-педагогической характеристики группы интегрированного обучения и воспитания дошкольного учреждения образования:
Группа детей в данном составе была сформирована два года назад. Дети дружелюбны, охотно помогают друг другу. В целом группа характеризуется средним уровнем сформированности познавательной активности, хотя уровень ее у каждого ребенка разный.
В группе обучаются 4 ребенка с особенностями психофизического развития: трое – с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, один – с общим недоразвитием речи (третий уровень).
Познавательная активность детей с трудностями в обучении достаточно низкая и сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью, низкой работоспособностью, что создает серьезные трудности в обучении и развитии. Они с трудом удерживают в памяти условие задания, забывают слова, допускают нелепые ошибки. С трудом контролируют и оценивают свои действия, они не могут длительно сосредоточиваться на задании. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, однако в какие-то периоды могут работать достаточно сосредоточенно и продуктивно. Продуктивность работы на занятии ограничивается 10 минутами, после чего наступает утомление, истощение, интерес к занятию пропадает, резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия.
Большая часть детей группы проявляет интерес к занятиям по конструированию, изобразительной деятельности, физической культуре.
Все дети группы любят участвовать в праздниках: читать стихи, петь, танцевать, готовить поделки.
Задача 12. Разработайте проект гипертекстового учебного пособия по содержанию изучаемой дисциплины.
Задача 13. Разработайте проект гипертекстовых методических рекомендаций для педагога, работающего в группе (классе) интегрированного обучения и воспитания.
Задача 14. По любой теме изучаемой учебной дисциплины создайте список Internet-источников с краткой аннотацией и методическими рекомендациями по их использованию.
Задача 15. По любой теме разработайте разноуровневые тестовые задания в электронной форме и проведите их апробацию.
Задача 16. Разработайте электронный глоссарий по изучаемой учебной дисциплине (отдельному модулю) и проведите его презентацию.
Задача 17. Подберите игры на стимуляцию слухового внимания детей. Обоснуйте выбор игр и сформулируйте методические рекомендации педагогу по их использованию в учебном процессе.
Задача 18. Подберите упражнения на совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий – узкий, длинный – короткий и др.), обозначением пространственного взаиморасположения (над – под, перед – позади, право – лево и др.). Обоснуйте свой ответ.
Тематические тестовые задания
Нарушения психофизического развития
ребенка
1. Основными специальными категориями коррекционной педагогики являются:
а) коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация, социализация;
б) коррекция, компенсация, развитие, адаптация, интеграция, нормализация;
в) коррекция, компенсация, адаптация, сегрегация, абилитация, социализация.
2. Компенсация функций — это:
а) система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;
б) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушенных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний и травм;
в) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;
г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.
3. Под абилитацией традиционно понимают:
а) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушенных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний и травм;
б) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;
в) первоначальное формирование у детей с ОПФР с раннего возраста утраченной способности к чему-либо;
г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.
4. Коррекция – это:
а) система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений;
б) восполнение или замещение функций, неразвитых, нарушенных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний и травм;
в) приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами;
г) применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера, направленных на включение ребенка с ОПФР в социальную среду.
5. Вставьте пропущенные слова в высказывание Л.С.Выготского: «Коррекция наиболее успешно осуществляется по отношению к ……………. недостаткам развития, …………….. же недостатки лишь в небольшой мере могут быть уменьшены с помощью коррекционных воздействий».
Слова для справки: первичные, органические, функциональные, вторичные.
6. Физическое и (или) психическое нарушение – это:
а) поражение участков коры головного мозга, наступившее в результате воздействия патологических факторов во время беременности;
б) нарушение поведения ребенка в результате поражения участков коры головного мозга;
в) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
7. «Отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как:
а) отклонение формирования отдельных психических процессов (восприятие, речь, память, мышление и др.);
б) отклонение формирования моделей социального поведения, установленных в данном социуме;
в) отклонение формирования всей структуры психического развития от социально-психологического норматива (опережение или запаздывание).
8. Общими закономерности развития психики являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) неравномерность психического развития;
б) цикличность развития;
в) равномерность психического развития;
г) независимость развития психических функций друг от друга;
д) пластичность нервной системы;
е) преобладание биологического фактора в процессе психического развития;
ж) развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
з) соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
9. Продолжите высказывание: дизонтогенез – это:
а) нарушение интеллектуального развития;
б) нарушение развития эмоционально-волевой сферы;
в) нарушение хода индивидуального развития;
г) нарушение речевого развития.
10. К группе экзогенных причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят (выберите все правильные варианты ответов):
а) недостаток питания матери во время беременности;
б) различные наследственные заболевания;
в) интоксикации матери;
г) инфицирование плода;
д) асфиксия;
е) различные травмы;
ж) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.
11. К группе эндогенных причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят (выберите все правильные варианты ответов):
а) недостаток питания матери во время беременности;
б) различные наследственные заболевания;
в) интоксикации матери;
г) инфицирование плода;
д) асфиксия;
е) различные травмы;
ж) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.
12. Установите соответствие между критерием классификации и типом нарушения:
1) время возникновения;
|
а) локальные и диффузные;
|
2) характер нарушения;
|
б) врожденные и приобретенные;
|
3) тип развития;
|
в) органические и функциональные;
|
4) степень распространенности патологического процесса.
|
г) физические и психические;
|
|
д) внешние и внутренние.
|
13. Характер дизонтогенеза прежде всего зависит от таких психологических параметров (выберите все верные варианты ответов):
а) времени поражения;
б) особенностей функциональной локализации нарушения;
в) уровня сформированности анализаторов;
г) уровня развития речи;
д) взаимоотношения между первичным и вторичным нарушениями;
е) уровня познавательной активности;
ж) нарушение межфункциональных взаимодействий.
14. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:
1) деменцию; 2) олигофрению;
а) стойкое недоразвитие;
б) задержанное развитие;
в) поврежденное развитие;
г) дефицитарное развитие;
д) искаженное развитие;
е) дисгармоничное развитие.
15. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:
1) задержку психического развития; 2) нарушение слуха;
а) стойкое недоразвитие;
б) задержанное развитие;
в) поврежденное развитие;
г) дефицитарное развитие;
д) искаженное развитие;
е) дисгармоничное развитие.
16. К какому варианту дизонтогенеза можно отнести:
1) психопатию; 2) ранний детский аутизм;
а) стойкое недоразвитие;
б) задержанное развитие;
в) поврежденное развитие;
г) дефицитарное развитие;
д) искаженное развитие;
е) дисгармоничное развитие.
17. К какой группе причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят:
1) различные наследственные заболевания;
2) заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре хромосом.
а) эндогенные; б) экзогенные.
18. К какой группе причин, приводящих к нарушениям психического и (или) физического развития, относят:
1) хронические заболевания матери;
2) асфиксию плода.
а) эндогенные; б) экзогенные.
19. Сущность теории структуры психофизического нарушения (структуры дефекта по Л. С. Выготскому) может быть сформулирована следующим образом: ________________________.
20. Среди условий нормального развития ребенка Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия называют следующие факторы:
1) нормальную работу головного мозга и его коры;
2); 3); 4).
21. Установите соответствие между структурным компонентом нарушения психофизического развития и его содержанием:
1) первичные нарушения;
|
а) нарушения социальных связей;
|
2) вторичные нарушения;
|
б) нарушения функций центральной нервной системы.
|
22. Установите соответствие между критериями понятия «норма» и их содержанием:
1) социально-возрастная норма;
|
а) индивидуальные особенности развития и саморазвития;
|
2) предметная норма;
|
б) показатели интеллектуального личностного развития, характерные для определенного возрастного этапа;
|
3) индивидуальная норма.
|
в) знания, умения и навыки, необходимые для овладения учебной программой.
|
23. Перечислите психологические параметры, оказывающие влияние на характер дизонтогенеза:
1) особенности локализации нарушения;
2) …; 3) …; 4) …
24. Установите соответствие между вариантами дизонтогенеза и их содержанием:
1) стойкое недоразвитие;
|
а) врожденное или рано приобретенное нарушение эмоционально-волевой сферы;
|
2) задержанное развитие;
|
б) раннее поражение, характеризующееся выраженной незрелостью мозговых систем;
|
3) поврежденное развитие;
|
в) сочетания общего недоразвития, поврежденного, задержанного и ускоренного развития отдельных психических функций;
|
4) дефицитарное развитие;
|
г) тяжелые повреждения анализаторов;
|
5) искаженное развитие;
|
д) наследственные заболевания, инфекции, воздействующие на всех этапах формирования плода и ребенка, интоксикации, травмы ЦНС с более поздним воздействием на мозг;
|
6) дисгармоничное развитие.
|
е) замедленный темп формирования познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
|
25. Справедливым является высказывание:
а) психическое развитие ребенка с ОПФР подчиняется тем же законам и закономерностям, что и развитие его нормально развивающихся сверстников, но имеет качественное своеобразие в каждом возрастном периоде;
б) психическое развитие ребенка с ОПФР является качественно иным развитием, детерминированным характером психофизического нарушения и не подчиняется общим законам и закономерностям развития психики;
в) психическое развитие ребенка с ОПФР лишь отчасти подчиняется законам и закономерностям развития психики в норме.
26. Назовите показатели нормального развития ребенка, предложенные Л. Пожар (выберите все правильные варианты):
а) соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
б) соответствие развития ребенка его собственному общему пути, определяющим формирование индивидуальных свойств, способностей и возможностей;
в) соответствие развития ребенка требованиям содержания программы соответствующего уровня;
г) соответствие развития ребенка моделям развития старших братьев (сестер) в семье;
д) соответствие развития ребенка требованиям общества, определяющим как актуальные формы его поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
27. Наиболее точным является следующее определение понятия «норма»:
а) соответствие установленным эталонам психофизического развития;
б) соответствие требованиям социальных норм;
в) установленная мера, средняя величина чего-либо;
г) соответствие возрастным характеристикам развития.
28. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: индивидуальная норма, кризис 3-х лет, норма, кризисы в развитии ребенка, психическое развитие.
29. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее: коррекция, нарушение, компенсация, реабилитация, адаптация.
30. Какая зависимость существует между временем поражения и глубиной нарушения хода психического развития? Обоснование своей позиции проиллюстрируйте примером.
Дети с особенностями психофизического
развития
Дети с нарушениями слуха, зрения, функций
опорно-двигательного аппарата
1. Перечислите функции, прежде всего страдающие при детском церебральном параличе (выберите все верные варианты ответов):
а) память;
б) речь;
г) интеллект;
д) психика;
е) осязание;
ж) движение.
2. Оцените правильность высказывания: При ДЦП прежде всего страдают самые важные для человека функции: движение, психика и речь:
а) верно; б) не верно.
3. Справедливо ли утверждение: У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект:
а) да; б) нет.
4. Вставьте недостающее слово в высказывание: У детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ведущим является _________________нарушение.
5. В социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата актуальными являются такие направления:
1) _________________________; 2) ___________________________.
6. Выберите наиболее верное высказывание:
а) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: интеллект, движение, речь;
б) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: психика, движение, воля;
в) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: эмоции, движение, речь;
г) при ДЦП страдают такие важные для человека функции: психика, движение, речь.
7. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: ДЦП, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
8. Определить степень тяжести двигательного нарушения при детском церебральном параличе по описанию:
1) физическое нарушение дает возможность свободно передвигаться, не вызывает трудностей в социальной адаптации, позволяет интегрироваться в общество с наименьшими ограничениями;
2) потребность в частичной помощи со стороны ближайшего окружения в передвижении и самообслуживании;
а) легкая; б) средняя; в) тяжелая.
9. Ведущими факторами компенсаторного развития для незрячих и слабовидящих являются (выберите все верные варианты ответов):
а) интеллект;
б) слух;
в) память;
г) внимание;
д) осязание;
е) речь;
ж) обоняние.
10. Оцените правильность высказывания: Особое значение для слепых (незрячих) и слабовидящих имеют слуховое восприятие и речь.
а) верно; б) не верно.
11. Справедливо ли высказывание: Время наступления нарушения зрения не имеет существенного значения для психического и физического развития ребенка, основным является степень снижения зрения.
а) да; б) нет.
12. Среди основных психических особенностей детей с нарушениями зрения можно назвать (обозначьте правильный вариант):
№ п/п
|
Высказывание
|
Выбор
|
Высказывание
|
1.
|
своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
|
а
|
б
|
эмоционально-волевая сфера и чувственный опыт соответствует возрастному развитию сверстников;
|
2.
|
зрительное восприятие отличается точностью, дифференцированностью, однако скорость его значительно снижена;
|
а
|
б
|
снижение скорости, точности, дифференцированности зрительного восприятия;
|
3.
|
трудности в овладении сенсорными эталонами (направление звука, его высота, речевые звуки и др.);
|
а
|
б
|
трудности в овладении сенсорными эталонами (цвет, форма, величина, пространственное расположение и др.);
|
4.
|
своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития образного мышления;
|
а
|
б
|
своеобразие мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления;
|
5.
|
своеобразие нарушения не сказывается на формировании черт характера и моделей поведения.
|
а
|
б
|
своеобразие характера и поведения сказывается на развитии отрицательных черт (неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность).
|
13. Выберите наиболее правильное высказывание:
а) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение только для психического развития ребенка;
б) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка;
в) время наступления зрительного нарушения имеет существенное значение только для физического развития ребенка.
14. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее: тифлопедагогика, логопедия, тифлотехника, сурдопедагогика, олигофренопедагогика.
15. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: слабовидение, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение зрения.
16. Основными критериями классификации детей с нарушением слуха, предложенной Р.М. Боскис, являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) степень поражения слуховой функции;
б) причина нарушения слухового анализатора;
в) наследственная предрасположенность к нарушениям слуха;
г) уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
д) локализация патологического процесса;
е) время возникновения нарушения слуха.
17. Уровень и характер речевого развития при нарушениях слуха обусловлены рядом таких причин:
а) степенью нарушения слуха;
б) временем возникновения слухового нарушения;
в) наличием детского коллектива;
г) характером взаимоотношений в семье ребенка;
д) педагогическими условиями развития ребенка после наступления нарушения слуха;
е) индивидуальными особенностями
18. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему: тугоухость, дефицитарное развитие, дизонтогенез, нарушение слуха.
Дети с интеллектуальной недостаточностью и трудностями
в обучении
1. Под интеллектуальной недостаточностью понимают:
а) нарушение познавательной деятельности, вызванное поражением одного или нескольких анализаторов;
б) нарушение познавательной деятельности в результате воздействия различных вредностей на плод во время беременности матери или во время родов;
в) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения коры головного мозга.
2. Нарушение интеллектуального развития в зависимости от времени возникновения может выражаться в формах:
а) легкая, умеренная, выраженная, глубокая;
б) деменция и олигофрения;
в) осложненная и неосложненная.
3. Определите правильность высказывания: Чем в более ранние сроки возникло нарушение, повлекшее за собой интеллектуальную недостаточность, тем более тяжелыми могут оказаться последствия.
а) верно; б) не верно.
4. Выразите согласие (несогласие) с положением: Деменция – это распад психики, возникающий на более поздних этапах онтогенеза (после трех лет) как следствие органических поражений мозга или травм.
а) согласен(а); б) не согласен(а).
5. Вставьте недостающее слово: Интеллектуальная недостаточность, в зависимости от времени воздействия патологического фактора, проявляется в форме ….. , которая возникает в возрасте до 3-х лет.
6. Вставьте недостающее слово: Интеллектуальная недостаточность, в зависимости от времени воздействия патологического фактора, проявляется в форме ….. , которая возникает в возрасте после 3-х лет.
7. Вставьте недостающие слова в определение: Умственная отсталость – это … нарушение познавательной деятельности в результате … поражения головного мозга.
Слова для справок: тотальное, стойкое, органическое, функциональное, локальное, диффузное.
8. Степень выраженности нарушения при интеллектуальной недостаточности с клиниче6ской точки зрения существенно зависит от (выберите все варианты ответов):
а) тяжести постигшей ребенка вредности;
б) времени оказания коррекционной помощи;
в) проявления вторичных нарушений;
г) преимущественной локализации очага поражения;
д) времени начала воздействия патологического фактора.
9. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее:
а) олигофрения, задержка психического развития, декомпенсация, деменция;
б) компенсация, коррекция, реабилитация, тифлотехника, социализация.
10. Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему:
а) интеллектуальная недостаточность, депривация, нарушение психофизического развития, социальный вывих, снижение познавательной активности;
б) олигофрения, дизонтогенез, легкая степень, интеллектуальная недостаточность.
11. Дайте сравнительную характеристику психического развития детей различных степеней интеллектуальной недостаточности.
12. Задержка психического развития (ЗПР) – это:
а) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения коры головного мозга;
б) стойкое нарушение эмоционально-волевой сферы и поведение ребенка;
в) нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает находиться в кругу дошкольных интересов.
13. К. С. Лебединская предложила выделять такие группы детей с ЗПР (выберите все правильные варианты ответов):
а) ЗПР церебрально-ограниченного генеза;
б) ЗПР психоастенического происхождения;
в) ЗПР средового происхождения;
г) ЗПР психогенного происхождения;
д) ЗПР соматогенного происхождения;
е) ЗПР конституционного происхождения.
14. Определите тип ЗПР по описанию:
1) нарушение психического развития обязательно предполагает нарушение интеллектуальных функций, ущербность эмоционально-волевой сферы, часто физическую незрелость;
2) нарушение психического развития связано с неблагоприятными условиями воспитания;
а) ЗПР конституционного происхождения;
б) ЗПР соматогенного происхождения;
в) ЗПР психогенного происхождения;
г) ЗПР церебрально-органического происхождения.
15. Определите тип ЗПР по описанию:
1) нарушение психического развития связано с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте;
2) нарушение психического развития, при котором яркость эмоций сочетается с их неустойчивостью и лабильностью, игровые интересы преобладают даже в школьном возрасте
а) ЗПР конституционного происхождения;
б) ЗПР соматогенного происхождения;
в) ЗПР психогенного происхождения;
г) ЗПР церебрально-органического происхождения.
16. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
1) задержка психического развития;
|
а) первичное нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции;
|
2) интеллектуальная недостаточность;
|
б) нарушение темпа психического развития;
|
3) психологический инфантилизм;
|
в) стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга;
|
|
г) состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, отрывом от реальности, уходом в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой.
|
17. Дополните список групп детей с задержкой психического развития:
1) ЗПР церебрально-органического генеза;
2) …; 3) …; 4) …
18. Назовите типичные особенности детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития: ______________.
19. Вставьте недостающее по смыслу слово: Обучаемость детей с интеллектуальной недостаточностью в значительной степени … , чем детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития.
Слова для справок: ниже, выше.
20. Установите соответствие между понятиями и их значениями:
1) ЗПР конституционного происхождения (гармонический или психофизический инфантилизм);
|
а) эмоциональная незрелость связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте, которые тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию робости, боязливости, неуверенности в своих силах;
|
2) ЗПР соматогенного происхождения;
|
б) связана с органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза;
|
3) ЗПР психогенного происхождения;
|
в) сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы: яркость эмоций сочетается с их неустойчивостью и лабильностью; преобладание эмоциональных реакций в поведении, внушаемости и недостаточной самостоятельности;
|
4) ЗПР церебрально-ограниченного генеза (органический инфантилизм).
|
г) связана с неблагоприятными условиями воспитания: безнадзорность, жестокость со стороны родителей, либо гиперопека.
|
21. Какое высказывание является верным:
а) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является полноценная возможность их дальнейшего развития при создании необходимых педагогических условий;
б) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является менее выраженное органическое поражение клеток коры головного мозга;
в) основной отличительной особенностью категории детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, от детей с интеллектуальной недостаточностью является обратимый характер их нарушения.
Дети с нарушениями речи
1. К нарушениям устной речи относятся (выберите все верные варианты ответов):
а) заикание; д) ринолалия;
б) дислексия; е) аграфия;
в) алалия; ж) алексия;
г) дизартрия; з) брадилалия.
2. Условиями формирования нормальной речи являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) воспитание в семье;
б) сохранность всех анализаторов;
в) сохранная центральная нервная система;
г) хорошая иннервация артикуляционного аппарата;
д) сохранность слухового и зрительного анализаторов;
е) активное речевое общение.
3. Нарушения речи — это:
а) термин для обозначения нарушений звукопроизношения;
б) термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
в) термин для обозначения любых нарушений голоса и речи.
4. Логофобия –это:
а) любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей;
б) бессвязный речевой поток;
в) стойкий страх речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач;
г) болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.
5. Среди видов дислалий выделяют:
а) внутреннюю и внешнюю;
б) импрессивную и экспрессивную;
в) органическую (механическую) и функциональную.
6. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это:
а) отсутствие или ограничение речи при сохранном слухе и интеллекте;
б) расстройство речи, характеризующееся нарушением артикуляции, вызванного недостаточной иннервацией речевого аппарата;
в) нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;
г) системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
7. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это:
а) отсутствие или ограничение речи при сохранном слухе и интеллекте;
б) расстройство речи, характеризующееся нарушением артикуляции, вызванного недостаточной иннервацией речевого аппарата;
в) нарушение формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;
г) системное нарушение усвоения всех уровней языка, требующее длительного и систематического логопедического воздействия.
8. К нарушениям письменной речи относятся (выберите все правильные варианты ответов):
а) дисграфия; д) дислалия;
б) алалия; е) аграфия;
в) алексия; ж) дислексия.
г) афония;
9. Основными анатомо-физиологическими механизмами речи являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) целостность и сохранность всех структур мозга;
б) сохранность слуха, зрения, интеллекта;
в) сформированость общей и мелкой моторики;
г) совместная синхронная работа многих зон коры правого и левого полушарий;
д) сформированность слуховой, зрительной и моторной систем;
е) сформированное речевое дыхание;
ж) скоординированная работа мышц дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата.
10. Установите соответствие между содержанием этапов развития речи и их хронологическим порядком:
1) вторая половина года жизни;
|
а) вокализация, гуление, лепет;
|
2) после 6 лет;
|
б) появление условных рефлексов на словесные раздражители;
|
3) самая ранняя стадия;
|
в) понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;
|
4) после полутора лет;
|
г) сформированность основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи (переход к овладению развернутой фразовой речью);
|
5) к одному году;
|
д) появление простой фразы, ее постепенное усложнение;
|
6) к 5 годам;
|
е) овладение письменной формой речи;
|
7) к 3 годам;
|
ж) начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;
|
8) к 5—6 годам.
|
з) развитие механизмов координации между дыханием, голосом и артикуляцией.
|
11. Критические периоды развития речи проходят:
а) 1 – 2 года, 3 года, 14 лет;
б) 1 – 2 года, 6 – 7 лет, 14 лет;
в) 3 года, 6 – 7 лет, 14 лет;
г) 1 – 2 года, 3 года, 6 – 7 лет.
12. Установите соответствие между группами расстройств и отдельными нарушениями речи:
1) расстройства фонационного оформления речи;
2) нарушения структурно-семантического оформления высказывания:
|
а) афония (дисфония);
|
б) брадилалия ;
|
в) алалия;
|
г) дизартрия;
|
д) заикание;
|
е) афазия;
|
ж) дислалия;
з) тахилалия.
|
13. Вставьте недостающее слово, используя слова для справок: Особую роль в формировании речи играет … фактор, позволяющий реализоваться генетическим предпосылкам развития речи.
Слова для справок: биологический, наследственный, социальный.
14. Логопедия – это:
а) наука о детях с нарушениями речи;
б) наука о методах коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи;
в) наука о методах выявления, устранения и предупреждения нарушений речи средствами специального обучения и воспитания.
15. К нарушениям звукопроизношения относятся (выберите все правильные варианты ответов):
а) алалия; г) заикание;
б) дислалия; д) дизартрия;
в) ринолалия; е) афазия.
16. Группу расстройств фонационного оформления речи составляют нарушения:
а) голоса, темпа, плавности, произношения;
б) голоса, слуха, плавности, произношения;
в) чтения и письма.
17. Типичными ошибками письма при дисграфии являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) смешение и замена букв;
б) искажение звуко-слоговой структуры слова;
в) орфографические ошибки;
г) нарушения слитности написания отдельных слов в предложении;
д) аграмматизмы;
е) пунктуационные ошибки;
ж) неумение пользоваться правилами переноса слов;
з) смешение букв по оптическому сходству.
18. Типичными ошибками при дислексии являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) смешение букв, обозначающих сходные по акустико-артиркуляционным и оптическим параметрам звуки;
б) маловыразительное чтение;
в) механическое чтение, без понимания смысла;
г) большое количество грамматических ошибок при чтении;
д) послоговое чтение;
е) затруднения при пересказе прочитанного.
19. Из списка приведенных ниже понятий исключите лишнее:
а) аграфия, алалия, дислексия, агитография, алексия;
б) логоневроз, ФФН, ОНР;
в) дизартрия, брадилалия, афазия, афония, ринолалия;
г) дизартрия, ринолалия, дисфония, заикание.
20. Из каждого ряда понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующему:
а) системное нарушение речи, второй уровень ОНР, общее недоразвитие речи, речевое нарушение, нарушение психического развития;
б) дизонтогенез, афония, нарушение устной речи, речевое нарушение, нарушение голоса;
в) афазия, нарушение устной речи, дизонтогенез, нарушение структурно-семантического оформления высказывания, речевое нарушение.
Нарушения эмоционального развития в детской возрасте
1. К какому виду нарушений можно отнести поведение, характеризующееся необратимой выраженностью свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде:
а) психопатоподобное поведение;
б) педагогическая запущенность;
в) сидром раннего детского аутизма;
г) синдром дефицита внимания и гиперактивности.
2. К какому виду нарушений можно отнести поведение, характеризующееся снижением контактов ребенка со взрослым и сверстниками, «отрыве от реальности, уходе в себя, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой»:
а) психопатоподобное поведение;
б) педагогическая запущенность;
в) сидром раннего детского аутизма;
г) синдром дефицита внимания и гиперактивности.
3. К какому виду нарушений можно отнести поведение, характеризующееся несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью:
а) психопатоподобное поведение;
б) педагогическая запущенность;
в) сидром раннего детского аутизма;
г) синдром дефицита внимания и гиперактивности.
4. Установите соответствие между принципами психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ и их содержанием:
1) рекомендательный характер;
|
а) согласованная работа команды специалистов;
|
2) «на стороне ребенка»;
|
б) гарантия сопровождения на всех этапах помощи в решении проблемы;
|
3) непрерывность сопровождения;
|
в) создание в учреждения образования службы или группы сопровождения;
|
4) мультидисциплинарность сопровождения;
|
г) самостоятельность ребенка в решении актуальных для его развития проблем;
|
5) автономность;
|
д) стремление решить каждую проблемную ситуацию в пользу ребенка.
|
5. Установите соответствие между нарушением эмоционального развития ребенка в детском возрасте и его характеристикой:
1) ранний детский аутизм;
|
а) модель поведения ребенка, характеризующаяся нарушением внимания, чрезмерной двигательной активностью, суетливостью, неспособностью к целенаправленному организованному поведению;
|
2) синдром дефицита внимания и гиперактивности;
|
б) патология характера, при которой у человека наблюдается практически необратимая выраженность свойств характера, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде;
|
3) психопатия (расстройство личности);
|
в) искаженное психическое развитие проявляющееся на первых трех годах жизни ребенка и выражающееся в снижении контактов ребенка со взрослым и сверстниками, «отрыве от реальности, уходе в себя, отсутствии или парадоксальности реакций на внешние воздействия, пассивности и сверхранимости в контактах со средой».
|
6. Вставьте недостающее слово в высказывание: В основе психопатоподобных расстройств личности лежит задержка … созревания.
Слова для справок: когнитивного, эмоционального, речевого, интеллектуального.
7. Основными критериями расстройства личности являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении;
б) нарушение волевой регуляции поведения;
в) временный характер стиля поведения;
г) хронический стойкий характер стиля поведения;
д) тотальный характер стиля поведения, ведущий к нарушению адаптации в личностных и социальных ситуациях;
е) стиль поведения не влияет на характер взаимоотношений личности и социума;
ж) проявление нарушения в зрелом возрасте;
з) раннее проявление симптомов нарушения и сохранение их в зрелом возрасте;
и) личностный дистресс.
8. Установите соответствие между формой психопатоподобного поведения его характерными чертами:
1) психопатия неустойчивого круга;
|
а) демонстративность, стремление быть в центре внимания, преувеличенные эмоциональные реакции, склонность к эмоциональным расстройствам;
|
2) психопатия истерического круга;
|
б) общее недоразвитие личности и характера, появление патологических влечений, снижение критики к оценке собственного поведения и ситуации, реализация каждого возникшего желания без учета последствий;
|
3) органическая;
|
в) внушаемость, подчиняемость, неспособность к стойким привязанностям, слабость морально-этических установок, склонность «плыть по течению», не прикладывая усилий для достижения успеха в учебной деятельности.
|
9. Во взаимодействии с детьми, имеющими расстройство личности по типу психопатии неустойчивого круга, следует:
а) немедленно обратиться за помощью к специалистам;
б) оставить ребенка в покое и переждать неблагоприятный период;
в) соблюдать единство и четкую последовательность требований взрослого окружения.
10. Особенностью психического развития при РДА является:
а) замедленное развитие всех психических функций;
б) отдельные психические функции развиваются замедленно, тогда как другие – патологически ускоренно;
в) развитие всех психических функций соответствует возрастным характеристикам ребенка.
11. При аутистическом расстройстве личности отмечаются (выберите все правильные варианты ответов):
а) повышенная словоохотливость;
б) нарушения в сфере социального взаимодействия;
в) чрезмерная двигательная активность, расторможенность;
г) взгляд в глаза собеседника;
д) нарушения способности к общению;
е) «скользящий» взгляд;
ж) стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.
12. Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 1 – 2 лет.
а) верно; б) не верно.
13. Вставьте недостающее по смыслу слово: У детей с синдромом РДА прежде всего нарушена … функция речи.
Слова для справок: импрессивная, перцептивная, коммуникативная, интерактивная.
14. Основными характерными чертами речи детей с синдромом РДА являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) мутизм;
б) нарушение звукопроизношения;
в) широкое использование мимики и жестов;
г) отсутствие собственной речевой инициативы;
д) эхолалии;
е) резонерство;
ж) слова-штампы и фразы-штампы, «попугайность» речи;
з) отсутствие обращения в речи;
и) навязывание собеседнику речевой инициативы
к) позднее появление в речи личных местоимений;
л) метафорическое замещение, расширение или чрезмерное сужение толкований значений слов, неологизмы;
м) необычный темп, ритм, мелодика, интонации речи.
15. В специальной литературе выделяют такие подтипы СДВГ:
а) моторный, сенсорный, когнитивный;
б) преобладание нарушения концентрации внимания, преобладание нарушения моторной возбудимости и чрезмерной импульсивности, смешанный тип;
в) генетический, наследственный, социальный.
16. Программа коррекционной работы с детьми с СДВГ в условиях дошкольного учреждения включает (выберите все правильные варианты ответов):
а) коррекцию сенсорной сферы;
б) регулирование отношений со сверстниками;
в) работу над словарем и звукопроизношением;
формирование фонематического слуха;
г) создание положительной мотивации, ситуации успеха;
д) формирование навыков самообслуживания;
е) работу по формированию мотивации общения;
ж) коррекцию негативных форм поведения;
з) регулирование ожиданий родителей;
и) включение минуток активного отдыха.
17. Основными направлениями работы с детьми с СДВГ младшего школьного возраста являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
б) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
в) формирование коммуникативной функции речи;
г) развитие психических процессов (память, мышление, воображение речь и др.);
д) коррекция проявлений гнева (при необходимости).
страница 1 страница 2
|