страница 1 страница 2
Исторические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития
1. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации дефекта)?
а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;
б) идея расовой биологии (расовой гигиены);
в) патерналистская концепция;
г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития; с особенностями психофизического развития.
2. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: бесполезность поддержки лиц с ограниченными возможностями, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей?
а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;
б) идея расовой биологии (расовой гигиены);
в) патерналистская концепция;
г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.
3. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности?
а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;
б) идея расовой биологии (расовой гигиены);
в) патерналистская концепция;
г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.
4. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: приоритет интересов общества над интересами личности; «второсортность» и малоценность людей с особенностями психофизического развития; закрытые образовательные учреждения?
а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;
б) идея расовой биологии (расовой гигиены);
в) патерналистская концепция;
г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.
5. Классификацию душевно больных людей впервые предложил:
а) Эразм Ротердамский;
б) Филипп Пинель;
в) Феликс Платер;
г) Эмиль Крепелин.
6. Жан-Этьен-Доминик Эскироль ввел понятия:
а) «деменция» и «умственная отсталость»;
б) «умственная отсталость», «имбецилизм», «идиотия»;
в) «слабоумие», «олигофрения».
7. Основателем приюта для детей «Учреждение для бедных» стал:
а) Жан Итар; в) Иоганн Генрих Песталоцци;
б) Эмиль Крепелин; г) Ян Амос Коменский.
8. Критерием «ненормальности», по мнению Ж. Филиппа и П. Гонкура, является:
а) поражение коры головного мозга;
б) неспособность к логическому мышлению;
в) неспособность обучаться в обычных педагогических условиях.
9. Система сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основа лечебной педагогики была разработана и применена:
а) Яном Амосом Коменским;
б) Марией Монтессори;
в) Иганном Генрихом Песталоцци.
10. «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» был издан:
а) Петром I; б) Екатериной II; в) Иваном Грозным.
11. Разработал и научно обосновал основы социальной реабилитации ребенка с нарушениями психофизического развития:
а) Г. Я. Трошин; б) В. П. Кащенко; в) Л. С. Выготский.
12. Выберите правильный ответ: До революции в Белоруссии была сформирована система государственного призрения детей с особенностями психофизического развития:
а) верно; б) не верно.
13. Выберите правильный ответ: До революции в Белоруссии школ для детей с нарушениями интеллекта не было:
а) верно; б) не верно.
15. Специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и слепых детей на территории Белоруссии были открыты:
а) в конце ХVIII в. – начале ХIХ в.;
б) в середине ХIХ в.;
в) в конце ХIХ в. – начале ХХ в..
16. Установите соответствие между приказами общественного призрения и датами их открытия:
1) Могилевский;
|
а) 1796;
|
2) Минский;
|
б) 1805;
|
3) Витебский;
|
в) 1808;
|
4) Гродненский;
|
г) 1802;
|
5) Виленский;
|
д) 1781.
|
17. Вставьте недостающее слово: В 1920 г. в … были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей, детские дома для умственно отсталых детей в … и … , а в 1921 г. открылся детский дом для умственно отсталых детей в ….
Слова для справок: Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве.
18. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» был принят в:
а) 2001 г.; б) 2002 г.; в) 2003 г.; г) 2004г.
19. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:
1) некоторые категории лиц с особенностями развития представляют опасность для общества;
2) лица с особенностями психофизического развития – нездоровые люди, нуждающиеся в лечении.
а) «больной человек»;
б) «недочеловек»;
в) «угроза обществу»;
г) «объект жалости»;
д) «объект обременительной благотворительности»;
е) «развитие».
20. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:
1) лица с различными нарушениями рассматриваются как экономическое бремя;
2) общество ответственно за более полное развитие ребенка с особенностями развития.
а) «больной человек»;
б) «недочеловек»;
в) «угроза обществу»;
г) «объект жалости»;
д) «объект обременительной благотворительности»;
е) «развитие».
21. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:
1) человек с особенностями развития – маленький ребенок, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда;
2) человек с особенностями развития рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному
а) «больной человек»;
б) «недочеловек»;
в) «угроза обществу»;
г) «объект жалости»;
д) «объект обременительной благотворительности»;
е) «развитие».
22. Установите соответствие между названием и содержанием социокультурных концепций:
1) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;
|
а) бесполезность поддержки лиц с особенностями психофизического развития, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей;
|
2) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития;
|
б) приоритет интересов общества над интересами личности; «второсортность» и малоценность людей с особенностями психофизического развития; слабая социальная и профессиональная защищенность лиц с особенностями психофизического развития;
|
3) патерналистская концепция;
|
в) идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации нарушения);
|
4) идея расовой биологии, расовой гигиены.
|
г) приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности;
д) полная интеграция лиц с особенностями психофизического развития в социум.
|
23. Установите соответствие между названием модели отношения к лицам с особенностями психофизического развития и их содержанием:
1) «больной человек»;
|
а) лица с ОПФР – неполноценные существа;
|
2) «недочеловек»;
|
б) общество несет ответственность за полное развитие ребенка с особенностями психофизического развития;
|
3) «угроза обществу»;
|
в) содержание лиц с нарушениями в развитии – экономическое бремя;
|
4) «объект жалости»;
|
г) люди с особенностями психофизического развития – больные люди, нуждающиеся в лечении;
|
5) «объект обременительной благотворительности»;
|
д) люди с особенностями психофизического развития могут нанести материальный имморальный ущерб обществу;
|
6) «развитие».
|
е) люди с нарушениями в развитии нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания.
|
Организация обучения и воспитания детей с особенностями
психофизического развития
1. К учреждениям образования, реализующим образовательные программы специального образования, относятся:
учреждения специального образования;
иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования;
а) верно; б) не верно.
2. Основными направлениями реформирования специального образования являются (выберите все верные варианты ответов):
а) организационно-структурные преобразования;
б) расширение сети интегрированных учреждений;
в) расширение сети учреждений образования, оказывающих раннюю коррекционную помощь;
г) обновление содержания специального образования;
е) совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
3. Система специального образования включает (выберите все верные варианты ответов):
а) участников образовательного процесса;
б) образовательные программы специального образования;
в) учреждения специального образования;
г) организации и учреждения, обеспечивающие подвоз учащихся к учреждениям образования;
д) родителей или законных представителей детей с ОПФР;
ж) педагогические коллективы специальных учебных заведений;
з) республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования;
и) государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы специального образования.
4. В учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.
а) верно; б) не верно.
5. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован только в :
а) в учреждениях образования;
б) на дому;
в) в организациях здравоохранения;
г) в учреждениях социального обслуживания.
а) верно; б) не верно.
6. Критериями качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) качество педагогических условий образовательного процесса;
б) качество субъектов образовательного процесса;
в) качество нормативной и учебно-программной документации;
г) качество процесса обучения, воспитания, коррекции и развития, соответствующего требованиям гуманизации и гуманитаризации;
д) качество результатов специального образования;
е) качество учебных и учебно-методических материалов.
7. Образовательные программы специального образования – это:
а) образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование;
б) образовательные программы, реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых;
в) образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
8. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Приём детей с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение специального образования, осуществляется с … и на основании … … .
Слова для справки: согласие, заключение, оповещение, ПМПК, местные органы образования, родители (законные представители).
9. Правовые основы специального образования отражены в следующих международных и государственных документах: _____________.
10. Особыми образовательными потребностями детей с ОПФР являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) совпадение момента выявления нарушения со временем начала специального образования;
б) коррекционно-компенсаторная направленность содержания образования
в) использование общих дидактических методов и средств обучения, адаптированных для детей с ОПФР;
г) использование специфических методов и средств обучения;
д) широкое использование индивидуального подхода, пространственной и временной организации образовательной среды;
е) адаптация ребенка к условиям окружающей действительности;
ж) организация обучения и воспитания в специально созданных условиях (специальные школы и школы-интегрнаты);
з) выход границ образовательного пространства за пределы учреждения образования;
и) изменение содержания образования в целях сохранения установленных сроков массового обучения;
к) увеличение сроков получения образования;
л) взаимодействие лиц, участвующих в обучении и воспитании детей с ОПФР.
11. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Срок обучения лиц с особенностями психофизического развития определяется …, степенью выраженности … … …, возможностью освоения … ….
Слова для справок: глубина, характер, учебная программа, учебный план, физические и (или) психические нарушения, физическое нарушение, время поражения.
12. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с … , тяжелыми и (или) множественными нарушениями.
13. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Право выбора формы получения образования принадлежит … или … … детей.
Слова для справок: членам ПМПК, родители, законные представители, дефектолог.
14. Основными векторами развития сети специальных учреждений сегодня можно считать (выберите все правильные варианты ответов):
а) дифференциацию и дальнейшее совершенствование существующей сети специальных учреждений, создание новых служб реабилитации и помощи детям с психофизическими нарушениями;
б) развитие сети учреждений для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями;
в) развитие сети специальных дошкольных учреждений образования
г) развитие моделей интегрированного обучения.
15. Вставьте недостающую информацию: Качество специального образования показывает взаимосвязь и единство качества … образования и качество ….
Слова для справок: результата, системы, механизмов, процесса.
16. Критериями качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) качество учебно-программной документации;
б) качество педагогических условий образовательного процесса, отвечающих требованиям адаптивности;
в) сам процесс обучения, воспитания, коррекции и развития, соответствующий требованиям гуманизации и гуманитаризации;
г) качество профессиональной подготовки специалистов-дефектологов;
д) качество взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка;
е) качество результатов специального образования.
17. Механизмами обеспечения качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) качество учебно-программной документации;
б) качество учебных и учебно-методических материалов;
в) качество подготовки учащихся на каждом уровне образования;
г) качество и адекватное использование образовательных и воспитательных технологий;
д) качество профессиональной подготовки специалистов-дефектологов;
е) качество профессиональных взаимоотношений в педагогических коллективах.
18. Основными педагогическими условиями эффективной организации обучения ребенка с особенностями психофизического развития являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) создание ситуации успеха;
б) взаимодействие педагога с ближайшим окружением ребенка;
в) учет особенностей развития познавательной деятельности ребенка;
г) учет эмоционального состояния и поддержание положительной эмоциональной основы обучения;
д) предупреждение переутомления ребенка во время занятий.
19. Установите соответствие между специфическими принципами проектирования и моделирования развивающей образовательной среды и их характеристиками:
1) безопасность;
|
а) построение отношений в соответствии с определенной системой правил;
|
2) доступность для полисенсорного восприятия;
|
б) наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих;
|
3) смысловая упорядоченность;
|
в) регулярное использование остаточного слуха, остаточного зрения, ограниченных двигательных возможностей при соблюдении всех необходимых рекомендаций;
|
4) развивающий характер;
|
г) минимизация чувства неуверенности и страха, определяющая возможность свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия;
|
5) ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем.
|
д) возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств при восприятии объектов.
|
Интегрированное обучение и воспитание детей
с особенностями психофизического развития
1. Одним из первых идею интеграции детей с психофизическими нарушениями в образовательную среду нормально развивающихся детей сформулировал:
а) Л. С. Выготский; в) К. Д. Ушинский;
б) А. Н. Леонтьев; г) Я. А. Коменский.
2. Частичная интеграция – это:
а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;
в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.
3. Временная интеграция – это:
а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;
в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.
4. Полная интеграция – это:
а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;
в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.
5. В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что:
а) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть адекватными их вкладу в развитие общества, в котором они живут;
б) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни нормально развивающихся людей;
в) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
6. Основной идеей интегративной педагогики является положение:
а) от интеграции в школе – к интеграции в обществе;
б) от интеграции в семье – к интеграции в школе;
в) от интеграции в школе – к профессиональной интеграции.
7. Основным принципом интегративной педагогики является положение:
а) как можно больше внешней и как можно меньше внутренней дифференциации;
б) как можно меньше внешней и как можно больше внутренней дифференциации;
в) как можно больше внешней и как можно больше внутренней дифференциации.
8. Основными видами интеграции являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) социальная; г) образовательная;
б) биологическая; д) механическая;
в) физическая; е) социоэтальная.
9. Установите соответствие меду моделями интеграции и их содержанием:
1) комбинированная;
|
а) дети с ОПФР, вливаются в массовые группы/классы на часть дня;
|
2) частичная;
|
б) все воспитанники специальных групп, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
|
3) временная;
|
в) ребенок с ОПФР постоянно воспитывается среди здоровых сверстников;
|
4) полная.
|
г) дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.
|
10. Заполните пропуски, используя слова для справок: Основной принцип интегративной педагогики таков: как можно … … и как можно … … дифференциации.
Слова для справок: меньше, больше, внешней, внутренней.
11. Заполните пропуски, используя слова для справок: Совместное обучение неслышащих и слабослышащих детей является примером … формы … .
Слова для справок: интернальная, экстернальная, интеграция, сегрегация.
12. Продолжите перечисление основных принципов интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста:
-
открытость и приоритет семьи;
-
…; 3) …; 4) ….; 5) ….
13. Приведите примеры интернальной и экстернальной интеграции.
14. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения и воспитания:
15. Подберите педагогические приемы и методы работы учителя, способствующие развитию эмоциональной привязанности и положительных взаимоотношений ребенка с особенностями психофизического развития со взрослыми и нормальными в интеллектуальном отношении сверстниками в группе.
16. Под интеграцией в широком смысле слова принято понимать:
а) включение ребенка с ОПФР в социальную среду;
б) процесс совместного обучения детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников;
в) обучение детей в специальных учреждениях образования.
17. Важной дидактической позицией учителя в условиях образовательной интеграции является признание, что:
а) «все дети разные»;
б) «все дети похожи друг на друга»;
в) «некоторые дети отличаются от других».
18. Интегрированное обучение и воспитание - это:
а) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в специальных учреждениях образования;
б) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
в) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.
19. Заполните пропуски, используя слова для справок: совместное обучение детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания наиболее эффективно для детей с … нарушениями развития
Слова для справок: выраженными, незначительными, тяжелыми и (или) множественными.
20. В США Закон 94-142 «mainstreaming» был принят в:
а) 1975 г. ; б) 1965 г. ; в) 1985 г.
21. В Германии интегрированное обучение в начальной школе представлено несколькими моделями (выберите все правильные варианты ответов):
а) кооперированный класс,
б) специальный класс;
в) интегрированный класс,
г) класс компенсирующего обучения;
д) класс с постоянной опекой учителя-дефектолога;
е) стимулирующий класс,
22. В Италии процесс интеграции начался на рубеже:
а) 70-х и 80-х гг.; б) 60-х и 70-х гг.; в) 50-х и 60-х гг.
23. Заполните пропуски, используя слова для справок: Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен служить не столько … диагноз, сколько … .
Слова для справок: педагогический, социальный, медицинский, психологический.
24. При проведении психолого-педагогического обследования ребенка с ОПФР следует устанавливать не только уровень актуального развития, но и (выберите все правильные варианты ответов):
а) зону ближайшего и перспективного развития,
б) степень сохранности эмоциональной сферы;
в) степень обучаемости и воспитуемости;
г) способы педагогического влияния на ребенка;
д) условия жизни ребенка в семье;
е) характер взаимодействия ребенка с ближайшим окружением;
ж) оптимальные условия для коррекции нарушений познавательной деятельности.
25. Наполняемость группы интегрированного обучения и воспитания зависит от возраста детей и может составлять:
а) 10 – 12 детей (до 3-х лет) или 12-14 детей (от 3 до 8 лет).
б) 6 – 8 детей (до 3-х лет) или 8-10 детей (от 3 до 8 лет).
в) 8 – 10 детей (до 3-х лет) или 10-12 детей (от 3 до 8 лет).
26. Заполните пропуски, используя слова для справок: Количество детей в классе интегрированного обучения и воспитания не должна превышать … учащихся, а число детей с ОПФР зависит от … и … нарушения.
Слова для справок:10, времени, 15, характера, тяжести, 20.
27. Установите соответствие между внешними и внутренними показателями, которые следует учитывать при интеграции ребенка с особенностями психофизического развития в среду нормально развивающихся детей:
1) внешние;
2) внутренние
|
а) уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
|
б) наличие возможности оказывать эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
|
в) желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать ему в процессе обучения;
|
г) возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;
|
д) психологическая готовность к интегрированному обучению;
|
е) раннее выявление нарушений и проведение коррекции развития с первых лет жизни;
|
ж) создание условий для реализации вариантов моделей интегрированного обучения.
|
28. В Республике Беларусь используются такие модели интегрированного обучения и воспитания (выберите все правильные варианты ответов):
а) классы интегрированного обучения,
б) специальные учреждения образования;
в) центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
г) специальные классы (группы) в общеобразовательной школе (дошкольном учреждении образования);
д) коррекционно-педагогическое консультирование.
29. Установите соответствие между видами готовности ребенка с ОПФР к интегрированному обучению и воспитанию и их характеристиками:
1) психологическая готовность;
|
а) овладение необходимым фондом знаний об окружающем мире, определяемым стандартом дошкольного образования, сформированность речи;
|
2) гностическая готовность;
|
б) овладение элементами социально одобряемого поведения;
|
3) социальная готовность
|
в) принятие «другого», сформированность «встречной активности», готовность к преодолению трудностей и, прежде всего, коммуникативных.
|
30. Заполните пропуски, используя слова для справок: В большинстве стран Европы ключевую роль в работе с интегрированными учащимися играют … … .
Слова для справок: психологи, педагоги-дефектологи, школьные учителя.
31. Определите этап модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения:
-
мотивационный;
2) ориентировочный;
а) составление программы сопровождения, выработка плана деятельности, реализация программы;
б) создание благоприятных внешних условий, положительного эмоционального контакта с ребенком, коллективное обсуждение стратегии сопровождения, мотивация сопровождения;
в) проведение психолого-педагогической диагностики, анализа и интерпретации результатов;
г) выработка концепция процесса сопровождения.
32. Определите этап модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения:
1) содержательно-операционный;
2) оценочный;
а) составление программы сопровождения, выработка плана деятельности, реализация программы;
б) создание благоприятных внешних условий, положительного эмоционального контакта с ребенком, коллективное обсуждение стратегии сопровождения, мотивация сопровождения;
в) проведение психолого-педагогической диагностики, анализа и интерпретации результатов;
г) выработка концепция процесса сопровождения.
33. Понятие «инклюзивное образование» представляет собой такую организацию обучения, при которой учащиеся с особенностями психофизического развития:
а) посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;
б) на некоторых уроках находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) выполняют требования общего учебного плана и учебных программ;
г) постоянно находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
д) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям, учебные цели;
е) посещают специальные учреждения образования, общаясь с нормально развивающимися сверстниками вне школы;
ж) обеспечиваются необходимой психолого-педагогической поддержкой.
34. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать:
а) 15 учащихся; б) 20 учащихся; в) 18 учащихся.
Принцип коррекционно-компенсаторной направленности
1. Впервые целостная концепция коррекции нарушений развитии создана:
а) советским психологом Л.С.Выготским;
б) бельгийским педагогом Декроли;
в) итальянским педагогом М. Монтессори;
г) советским дефектологом В. П. Кащенко.
2. В обучении и воспитании детей с ОПФР основным принципом работы является:
а) принцип компенсаторной направленности обучения;
б) принцип коррекционной направленности обучения;
в) принцип адаптационной направленности обучения.
3. Установите соответствие между системой коррекционной работы и ее автором:
1) М. Монтессори;
|
а) наблюдение, ассоциация и выражение – взаимосвязанные этапы коррекционной работы; группировка всего учебного материала вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей;
|
2) О. Декроли;
|
б) особая система занятий по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательных процессов, произвольных движений, культуры поведения, опирающаяся на значимое социальное содержание;
|
3) А. Н. Граборов;
|
в) коррекционная направленность всего процесса обучения и воспитания;
|
4) Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др.
|
г) воспитание сенсорной культуры с помощью системы упражнений по развитию органов чувств.
|
4. Непосредственное использование учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия – это:
а) прямая коррекция;
б) косвенная коррекция;
в) компенсация.
5. Приведите примеры традиционных средств коррекции: __________.
6. К нетрадиционным средствам коррекции относятся (выберите все правильные варианты ответов):
а) учеба;
б) леготека;
в) ароматерапия;
г) игра;
д) лечебно-профилактические мероприятия;
е) музыкотерапия;
ж) внеклассная работа.
7. Заполните пропуски, используя слова для справок: Чем … будет начата коррекционная работа, тем с … затруднениями будет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.
Слова для справок: позже, раньше, большими, меньшими.
8. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь предполагает (выберите все правильные варианты ответов):
а) отстранение родителей от коррекционного процесса: в нем участвуют только специалисты;
б) максимально раннее выявление и диагностику нарушения в развитии;
в) сокращение разрыва между моментом обнаружения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
г) коррекционное воздействие на нарушенную функцию (процесс);
д) установление этиологии нарушения;
е) обязательное включение родителей в коррекционный процесс;
ж) коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и создание необходимых условий для развития его личности.
9. Особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией – это:
а) патронаж;
б) коррекция;
в) компенсация;
г)реабилитация.
10. Сложный процесс перестройки организма, направленный на восполнение или замещение функций, неразвитых, поврежденных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесенных заболеваний и травм – это:
а) коррекция;
б) компенсация;
в) реабилитация;
г) патронаж.
11. Тип компенсации, физиологической основой которого является привлечение сохранных нервных элементов пострадавших структур:
а) органическая;
б) функциональная;
в) прямая;
г) косвенная.
12. Тип компенсации, связанный с включением новых нервных элементов из других нервных структур:
а) органическая;
б) функциональная;
в) прямая;
г) косвенная.
13. Заполните пропуски: Компенсаторные механизмы зависят от … , … и … нарушений функции, а также ряда психологических факторов.
14. Определите вид реабилитации по описанию:
1) комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к определенным условиям труда и быта;
2) система психологической помощи, целью которой является восстановление психологического статуса, обеспечивающего возвращение человека к нормальной жизни;
3) комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление приспособленности человека к социуму;
а) медицинская; б) социальная; в) психологическая.
15. Закончите высказывание: Коррекционная направленность образовательного процесса предполагает организацию и проведение коррекционной работы на том учебном материале, который является ______.
16. Целями коррекционной работы являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) ослабление, устранение причин, вызывающих затруднения, препятствующих обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития;
б) определение этиологии нарушения;
в) работа с родителями ребенка с ОПФР;
г) предупреждение развития вторичных нарушений
17. Определите принцип организации коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития по описанию:
1) сокращение сроков между выявлением первичного нарушения и началом коррекционного воздействия;
2) минимизация «социального вывиха», психологическая и социокультурная готовность к жизни в обществе;
3) организация учебно-познавательной деятельности при активном участии специалистов;
а) принцип ранней педагогической помощи;
б) принцип социально-адаптирующей направленности образования;
в) принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования;
г) принцип педагогического оптимизма;
д) принцип необходимости специального педагогического руководства;
е) принцип деятельностного подхода;
ж) принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
18. Определите принцип организации коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития по описанию:
1) изучение и опора на индивидуальные особенности ребенка, подбор адекватных специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы;
2) специфическим компенсаторным средством развития ребенка с нарушениями психофизического развития является предметно-практическая деятельность;
3) коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации
а) принцип ранней педагогической помощи;
б) принцип социально-адаптирующей направленности образования;
в) принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования;
г) принцип педагогического оптимизма;
д) принцип необходимости специального педагогического руководства;
е) принцип деятельностного подхода;
ж) принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Воспитание и обучение детей с особенностями
психофизического развития в дошкольных и школьных
учреждениях образования
1. Проблемы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, психолого-педагогические проблемы диагностики интеллектуальной недостаточности, принципы, формы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса изучает:
а) сурдопедагогика;
б) олигофренопедагогика;
в) тифлопедагогика;
г) логопедия.
2. Первые попытки обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью предпринял в конце ХVIII века:
а) Эдуард Сеген; б) Жан Итар; в) Филипп Пинель.
3. Разработал и предложил и свою методику обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью:
а) Эдуард Сеген; б) Жан Итар; в) Филипп Пинель.
4. Заполните пропуски, используя слова для справок: Первое учреждение образования на территории России для детей с интеллектуальной недостаточностью было открыто в … (год) в …. (город).
Слова для справок: 1806, 1854, 1807; Москва, Санкт – Петербург, Рига, Казань.
5. В 1908 г. в Москве под руководством В. П. Кащенко было открыто частное учебно-воспитательное заведение:
а) «Школа-санаторий для дефективных детей»;
б) «Школа-сад для детей с интеллектуальной недостаточностью»;
в) «Школа-санаторий для детей с нарушением слуха».
6. Оцените справедливость высказывания: Дети с интеллектуальной недостаточностью раннего возраста, как правило, воспитываются в семье и коррекционную помощь могут получать в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
а) верно; б) не верно.
7. Основное направление коррекционно-педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
а) максимальная интеграция к условиям обучения и воспитания с нормально развивающимися сверстниками;
б) максимальная адаптация к условиям обучения и воспитания в специальных учреждениях образования;
в) максимальная адаптация их к жизни в окружающей социальной среде.
8. Организационными формами образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в нашей стране являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) обучение в условиях домов-интернатов для детей с нарушением интеллекта;
б) обучение в условиях ЦКРОиР;
в) обучение в общеобразовательных учебных заведениях;
г) обучение в учреждениях здравоохранения;
д) обучение на дому;
е) обучение в учреждениях образования интегрированного типа.
9. В настоящее время для детей с трудностями в обучении в нашей стране созданы и функционируют (выберите все правильные варианты ответов):
а) специальные учреждения образования;
б) классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа;
в) ЦКРОиР;
г) ПКПП;
д) группы (классы), в которых обучаются нормально развивающиеся сверстники.
10. Основными направлениями коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении дошкольного возраста являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) коррекция познавательной деятельности;
б) диагностико-консультативная помощь;
в) лечебно-оздоровительные мероприятия;
г) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
д) коррекционно-развивающая работа.
11. Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является:
а) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
б) коррекция познавательной деятельности;
в) определение и устранение причин трудностей в учении.
12. Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) оказание детям логопедической помощи;
б) оказание детям комплексной помощи;
в) обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения;
г) интеграция в образовательное пространство.
13. Оцените справедливость высказывания: Коррекционную работу с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует начинать до появления и закрепления в опыте вторичных нарушений.
а) верно; б) не верно.
14. Впервые обучил устной речи двенадцать неслышащих учеников, пользуясь языком жестов, письмом и дактилологией:
а) Дж. Кордано;
б) Х. П. Бонет;
в) П. Понсе де Леон.
15. Заполните пропуски, используя слова для справок: Первое специальное учреждение для глухих в России было открыто в … (год) в … (город).
Слова для справок: Москва, Харьков, Павловск; 1806, 1807, 1834.
16. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:
1) создание условий для максимальной реализации возможностей ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития, предполагающее выявление потенциальных возможностей каждого ребенка и определение направления его развития;
2) учет ведущей деятельности, организация воспитания и обучения ребенка в деятельности;
а) генетический принцип;
б) принцип развивающего обучения;
в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения;
г) деятельностный принцип.
17. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:
1) использование разных программ, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению;
2) учет последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе;
а) генетический принцип;
б) принцип развивающего обучения;
в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения
г) принцип учета выраженности и структуры нарушения.
18. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:
1) максимальное развитие остаточного слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры;
2) обучение языку по принципу развития речевого общения;
а) принцип формирования речевого общения;
б) принцип развития слухового восприятия;
в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения
г) принцип учета выраженности и структуры нарушения.
19. Сурдопедагогика – это:
а) теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью;
б) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения;
в) система научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
20. Вставьте недостающую информацию в высказывание: В XVI в. итальянский философ, врач и математик _________________ упоминал о способе усвоения речи глухими с помощью ____________.
21. Вставьте недостающую информацию в высказывание: На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осуществлялось с ____в. в _____________________.
22. Тифлопедагогика – это:
а) теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью;
б) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения;
в) система научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.
23. Ведущими компенсаторными факторами в развитии незрячих и слабовидящих детей имеют:
а) осязание, слуховое восприятие, речь;
б) развитие моторики и слуха;
в) обоняние, речь.
24. Автором изобретения, изменившего систему обучения слепых, стал:
а) В. Гаюи; б) Л. Брайль; в) Д. Дидро.
25. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается:
а) В. Гаюи; б) Л. Брайль; в) Д. Дидро.
26. Вставьте недостающую информацию: Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в _____ г. в ______________.
27. В какой стране были сделаны первые попытки использования дактилологии для обучения глухих детей:
а) России; б) Франции; в) Испании.
28. Дактилология – это:
а) способ общения с помощью мимики;
б) способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов;
в) вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.
29. В какой стране было утверждено решение Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих:
а) Россия; б) Франция; в) США.
30. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте являются (выберите все правильные варианты ответов):
а) преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений;
б) исправление звукопроизношения;
в) развитие коммуникативной функции речи;
г) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.
д) социальная адаптация и интеграция детей в общество.
Организация межличностного взаимодействия, контроля и оценки деятельности детей с особенностями психофизического
развития
1. Условиями оптимального педагогического общения А. А. Леонтьев называет (выберите все правильные варианты ответов):
а) учитель управляет своим поведением;
б) учитель обладает качеством внимания;
в) учитель следует желаниям учащихся;
г) учитель следует выверенному плану и ни при каких обстоятельствах не отступает от него;
д) учитель легко устанавливает вербальный и невербальный контакт с людьми;
е) учитель всегда уверен в своей правоте;
ж) учитель чувствует психическое состояние ученика по внешним признакам.
2. Средство альтернативного общения, обозначающее буквы алфавитов национальных языков с помощью движения пальцев рук:
а) система Брайля;
б) дактилология;
в) пиктограммно-идеограммное общение;
г) система обмена рисунков.
3. Средство альтернативного общения, представляющее рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими в виде комбинаций из шести точек:
а) система Брайля;
б) дактилология;
в) пиктограммно-идеограммное общение;
г) жестовая речь.
4. Продолжите перечисление коммуникативных умений учителя:
-
быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;
-
…; 3) …; 4) … .
5. Установите соответствие между видами альтернативных коммуникативных систем и их содержанием:
а) дактилология;
|
1) система движений для передачи устной речи;
|
б) жестовая речь;
|
2) набор картинок и произвольных символов;
|
в) система Брайля;
|
3) движения пальцев рук, обозначающие буквы национального алфавита;
|
г) блиссимволика;
|
4) символы с напечатанными значениями слов;
|
д) Леб-система;
|
5) кодирование каждого звука с помощью определенной формы губ, позиций и формы руки;
|
е) фонетическая система речевой коммуникации Кьюд Спич.
|
6) рельефно-точечный шрифт для чтения и письма.
|
6. Восстановите последовательность этапов организации общения с ребенком:
1)
|
а) создание продуктивного педагогического общения;
|
2)
|
б) установление эмоционального контакта;
|
3)
|
в) повышение психической активности ребенка.
|
7. Продолжите перечисление основных правил поощрения:
-
сравнение ребенка с самим собой;
-
…; 3) …; 4) …
8. Основными причинами нарушения общения у детей являются: ___.
9. В комплекс коммуникативных умений учителя включаются (выберите все правильные варианты ответов):
а) быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;
б) планирование и осуществление речевого воздействия и взаимодействия;
в) владение набором необходимых вербальных средств;
г) владение всем арсеналом невербальных средств общения;
д) точное определение содержания общения, коммуникативных приемов и средств, соответствующих одновременно ситуации, своей творческой индивидуальности и особенностям учащегося;
е) умение строить отношения с родителями детей;
ж) постоянное поддерживание обратной связи.
10. Эффективность общения с ребенком с особенностями психофизического развития зависит от следующих факторов (выберите все правильные варианты ответов):
а) условий обстановки;
б) уровня сформированности у педагога адекватных для ребенка коммуникативных умений,
в) индивидуальных особенностей ребенка;
г) характера нарушения психофизического развития ребенка;
д) мотивации ребенка к общению;
е) наличия достаточных коммуникативных умений у самого ребенка.
11. Установите соответствие между принципами контроля и их содержанием:
1) динамический;
|
а) контроль оценка направлены на исправление нарушений в развитии личности и поведения ребенка;
|
2) коррекционный;
|
б) конкретизация контроля и оценки в зависимости от особенностей ребенка;
|
3) индивидуальный и дифференцированный подходы;
|
в) оценка умений ребенка, которые он демонстрирует при выполнении заданий с привлечением помощи взрослого;
|
4) ориентация на зону ближайшего развития ребенка;
|
г) изменение контрольно-оценочных процедур в зависимости от особенностей педагогической ситуации.
|
12. Придумайте различные методы, примы и средства оценивания учебных достижений детей с особенностями психофизического развития. Какими положениями вы будете руководствоваться? Почему?
Личностные качества и профессиональная компетентность педагога в организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития
1. Компетенция – это:
а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;
б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;
в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».
2. Профессионализм – это:
а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;
б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;
в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».
3. Профессиональная компетентность – это:
а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;
б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;
в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».
4. Определите структурный компонент готовности по описанию:
1) способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми;
2) достаточно высокий уровень общего образования и развития педагога;
а) социальная;
б) общекультурная;
в) специально-предметная;
г) психолого-педагогическая.
5. Определите структурный компонент готовности по описанию:
1) способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни;
2) знание предмета преподавания, приспособленность в конкретной области деятельности;
а) социальная;
б) общекультурная;
в) специально-предметная;
г) психолого-педагогическая.
6. Установите соответствие между основными компонентами профессиональной компетентности и их характеристиками:
1) социально-правовая компетентность;
|
а) способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
|
2) личностная (персональная) компетентность;
|
б) адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
|
3) специальная компетентность;
|
в) знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
|
4) аутокомпетентность;
|
г) подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности.
|
7. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:
1) общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;
2) способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;
а) гностические;
б) дидактические;
в) организационно-методические;
г) рефлексивные;
д) организационно-педагогические;
е) прогностические.
8. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:
1) умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;
2) познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;
а) гностические;
б) дидактические;
в) организационно-методические;
г) рефлексивные;
д) организационно-педагогические;
е) прогностические.
9. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:
1) общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;
2) общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;
а) гностические;
б) дидактические;
в) организационно-методические;
г) рефлексивные;
д) организационно-педагогические;
е) прогностические.
страница 1 страница 2
|