Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2

Исторические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

1. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации дефекта)?

а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;

б) идея расовой биологии (расовой гигиены);

в) патерналистская концепция;

г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития; с особенностями психофизического развития.

2. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: бесполезность поддержки лиц с ограниченными возможностями, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей?

а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;

б) идея расовой биологии (расовой гигиены);

в) патерналистская концепция;

г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.

3. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности?

а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;

б) идея расовой биологии (расовой гигиены);

в) патерналистская концепция;

г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.

4. Сущность какой социокультурной концепции отражается позициями: приоритет интересов общества над интересами личности; «второсортность» и малоценность людей с особенностями психофизического развития; закрытые образовательные учреждения?

а) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;

б) идея расовой биологии (расовой гигиены);

в) патерналистская концепция;

г) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития.

5. Классификацию душевно больных людей впервые предложил:

а) Эразм Ротердамский;

б) Филипп Пинель;

в) Феликс Платер;

г) Эмиль Крепелин.

6. Жан-Этьен-Доминик Эскироль ввел понятия:

а) «деменция» и «умственная отсталость»;

б) «умственная отсталость», «имбецилизм», «идиотия»;

в) «слабоумие», «олигофрения».

7. Основателем приюта для детей «Учреждение для бедных» стал:

а) Жан Итар; в) Иоганн Генрих Песталоцци;

б) Эмиль Крепелин; г) Ян Амос Коменский.

8. Критерием «ненормальности», по мнению Ж. Филиппа и П. Гонкура, является:

а) поражение коры головного мозга;

б) неспособность к логическому мышлению;

в) неспособность обучаться в обычных педагогических условиях.

9. Система сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основа лечебной педагогики была разработана и применена:

а) Яном Амосом Коменским;

б) Марией Монтессори;

в) Иганном Генрихом Песталоцци.

10. «Указ об учреждении Приказов общественного призрения» был издан:

а) Петром I; б) Екатериной II; в) Иваном Грозным.

11. Разработал и научно обосновал основы социальной реабилитации ребенка с нарушениями психофизического развития:

а) Г. Я. Трошин; б) В. П. Кащенко; в) Л. С. Выготский.

12. Выберите правильный ответ: До революции в Белоруссии была сформирована система государственного призрения детей с особенностями психофизического развития:

а) верно; б) не верно.

13. Выберите правильный ответ: До революции в Белоруссии школ для детей с нарушениями интеллекта не было:

а) верно; б) не верно.

15. Специальные учреждения для глухонемых, заикающихся и слепых детей на территории Белоруссии были открыты:

а) в конце ХVIII в. – начале ХIХ в.;

б) в середине ХIХ в.;

в) в конце ХIХ в. – начале ХХ в..

16. Установите соответствие между приказами общественного призрения и датами их открытия:



1) Могилевский;

а) 1796;

2) Минский;

б) 1805;

3) Витебский;

в) 1808;

4) Гродненский;

г) 1802;

5) Виленский;

д) 1781.

17. Вставьте недостающее слово: В 1920 г. в … были созданы школы для глухонемых и умственно отсталых детей, детские дома для умственно отсталых детей в … и … , а в 1921 г. открылся детский дом для умственно отсталых детей в ….

Слова для справок: Минске, Гомеле, Витебске, Могилеве.

18. Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» был принят в:

а) 2001 г.; б) 2002 г.; в) 2003 г.; г) 2004г.

19. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:

1) некоторые категории лиц с особенностями развития представ­ляют опасность для общества;

2) лица с особенностями психофизического развития – нездоровые люди, нуждающиеся в лечении.

а) «больной человек»;

б) «недочеловек»;

в) «угроза обществу»;

г) «объект жалости»;

д) «объект обременительной благотворительности»;

е) «развитие».

20. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:

1) лица с различными нарушениями рассматриваются как экономическое бремя;

2) общество ответственно за бо­лее полное развитие ребенка с особенностями развития.

а) «больной человек»;

б) «недочеловек»;

в) «угроза обществу»;

г) «объект жалости»;

д) «объект обременительной благотворительности»;

е) «развитие».

21. Определите модель отношения к людям с особенностями психофизического развития по описанию:

1) человек с особенностями развития – маленький ребенок, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда;

2) человек с особенностями развития рассматривается как неполноценное сущест­во, приближающееся по своему уровню к животному

а) «больной человек»;

б) «недочеловек»;

в) «угроза обществу»;

г) «объект жалости»;

д) «объект обременительной благотворительности»;

е) «развитие».

22. Установите соответствие между названием и содержанием социокультурных концепций:


1) концепция социальной реабилитации человека с особенностями психофизического развития;

а) бесполезность поддержки лиц с особенностями психофизического развития, стерилизация и физическое уничтожение «неполноценных» людей;

2) современная концепция социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического развития;

б) приоритет интересов общества над интересами личности; «второсортность» и малоценность людей с особенностями психофизического развития; слабая социальная и профессиональная защищенность лиц с особенностями психофизического развития;

3) патерналистская концепция;

в) идея социальной полезности человека; идея ценности специального образования (приобщение к труду путем коррекции и компенсации нарушения);

4) идея расовой биологии, расовой гигиены.

г) приоритет интересов личности над интересами общества; независимый образ жизни личности;

д) полная интеграция лиц с особенностями психофизического развития в социум.



23. Установите соответствие между названием модели отношения к лицам с особенностями психофизического развития и их содержанием:

1) «больной человек»;

а) лица с ОПФР – неполноценные существа;

2) «недочеловек»;

б) общество несет ответственность за полное развитие ребенка с особенностями психофизического развития;

3) «угроза обществу»;

в) содержание лиц с нарушениями в развитии – экономическое бремя;

4) «объект жалости»;

г) люди с особенностями психофизического развития – больные люди, нуждающиеся в лечении;

5) «объект обременительной благотворительности»;

д) люди с особенностями психофизического развития могут нанести материальный имморальный ущерб обществу;

6) «развитие».

е) люди с нарушениями в развитии нуждаются в обособлении от общества, создании комфортной среды обитания.

Организация обучения и воспитания детей с особенностями

психофизического развития

1. К учреждениям образования, реализующим образовательные программы специального образования, относятся:

учреждения специального образования;

иные учреждения образования, реализующие образовательные программы специального образования;

а) верно; б) не верно.

2. Основными направлениями реформирования специального образования являются (выберите все верные варианты ответов):

а) организационно-структурные преобразования;

б) расширение сети интегрированных учреждений;

в) расширение сети учреждений образования, оказывающих раннюю коррекционную помощь;

г) обновление содержания специального образования;

е) совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

3. Система специального образования включает (выберите все верные варианты ответов):

а) участников образовательного процесса;

б) образовательные программы специального образования;

в) учреждения специального образования;

г) организации и учреждения, обеспечивающие подвоз учащихся к учреждениям образования;

д) родителей или законных представителей детей с ОПФР;

ж) педагогические коллективы специальных учебных заведений;

з) республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере специального образования;

и) государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы специального образования.

4. В учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, иных организациях, у индивидуальных предприни­мателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательные программы специального образования, число лиц с особенностями психофизического развития не должно составлять более 20 процентов от общего числа обучающихся.

а) верно; б) не верно.

5. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован только в :

а) в учреждениях образования;

б) на дому;

в) в организациях здравоохранения;

г) в учреждениях социального обслуживания.

а) верно; б) не верно.

6. Критериями качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) качество педагогических условий образовательного процесса;

б) качество субъектов образовательного процесса;

в) качество нормативной и учебно-программной документации;

г) качество процесса обучения, воспитания, коррекции и развития, соответствующего требованиям гуманизации и гуманитаризации;

д) качество результатов специального образования;

е) качество учебных и учебно-методических материалов.

7. Образовательные программы специального образования – это:

а) образова­тельные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование;

б) образовательные программы, реализация которых позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых;

в) образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.

8. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Приём детей с особенностями психофизического развития в учреждения, обеспечивающие получение специального образования, осуществляется с … и на основании … … .



Слова для справки: согласие, заключение, оповещение, ПМПК, местные органы образования, родители (законные представители).

9. Правовые основы специального образования отражены в следующих международных и государственных документах: _____________.


10. Особыми образовательными потребностями детей с ОПФР являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) совпадение момента выявления нарушения со временем начала специального образования;

б) коррекционно-компенсаторная направленность содержания образования

в) использование общих дидактических методов и средств обучения, адаптированных для детей с ОПФР;

г) использование специфических методов и средств обучения;

д) широкое использование индивидуального подхода, пространственной и временной организации образовательной среды;

е) адаптация ребенка к условиям окружающей действительности;

ж) организация обучения и воспитания в специально созданных условиях (специальные школы и школы-интегрнаты);

з) выход границ образовательного пространства за пределы учреждения образования;

и) изменение содержания образования в целях сохранения установленных сроков массового обучения;

к) увеличение сроков получения образования;

л) взаимодействие лиц, участвующих в обучении и воспитании детей с ОПФР.

11. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Срок обучения лиц с особенностями психофизического развития определяется …, степенью выраженности … … …, возможностью освоения … ….

Слова для справок: глубина, характер, учебная программа, учебный план, физические и (или) психические нарушения, физическое нарушение, время поражения.

12. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Нецензовое, абилитационное образование рекомендуется для детей с … , тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

13. Вставьте недостающую информацию, воспользовавшись словами для справок: Право выбора формы получения образования принадлежит … или … … детей.

Слова для справок: членам ПМПК, родители, законные представители, дефектолог.

14. Основными векторами развития сети специальных учреждений сегодня можно считать (выберите все правильные варианты ответов):

а) дифференциацию и дальнейшее совершенствование существующей сети специальных учреждений, создание новых служб реабилитации и помощи детям с психофизическими нарушениями;

б) развитие сети учреждений для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями;

в) развитие сети специальных дошкольных учреждений образования

г) развитие моделей интегрированного обучения.

15. Вставьте недостающую информацию: Качество специального образования показывает взаимосвязь и единство качества … образования и качество ….

Слова для справок: результата, системы, механизмов, процесса.

16. Критериями качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) качество учебно-программной документации;

б) качество педагогических условий образовательного процесса, отвечающих требованиям адаптивности;

в) сам процесс обучения, воспитания, коррекции и развития, соответствующий требованиям гуманизации и гуманитаризации;

г) качество профессиональной подготовки специалистов-дефектологов;

д) качество взаимодействия специалистов с ближайшим окружением ребенка;

е) качество результатов специального образования.

17. Механизмами обеспечения качества специального образования являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) качество учебно-программной документации;

б) качество учебных и учебно-методических материалов;

в) качество подготовки учащихся на каждом уровне образования;

г) качество и адекватное использование образовательных и воспитательных технологий;

д) качество профессиональной подготовки специалистов-дефектологов;

е) качество профессиональных взаимоотношений в педагогических коллективах.

18. Основными педагогическими условиями эффективной организации обучения ребенка с особенностями психофизического развития являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) создание ситуации успеха;

б) взаимодействие педагога с ближайшим окружением ребенка;

в) учет особенностей развития познавательной деятельности ребенка;

г) учет эмоционального состояния и поддержание положительной эмоциональной основы обучения;

д) предупреждение переутомления ребенка во время занятий.

19. Установите соответствие между специфическими принципами проекти­рования и моделирования развивающей образовательной среды и их характеристиками:



1) безопасность;

а) построение отношений в соответствии с определенной системой правил;

2) доступность для полисенсорного восприятия;

б) наличие системы продуман­ных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоя­тельно или с помощью окружающих;

3) смысловая упорядоченность;

в) регулярное использование остаточного слуха, остаточного зрения, ограниченных двигательных возможностей при соблюдении всех необходи­мых рекомендаций;

4) развивающий характер;

г) минимизация чувства неуверенно­сти и страха, определяющая возможность свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия;

5) ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных сис­тем.

д) возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств при восприятии объектов.

Интегрированное обучение и воспитание детей

с особенностями психофизического развития

1. Одним из первых идею интеграции детей с психофизическими нарушениями в образовательную среду нормально развивающихся детей сформулировал:

а) Л. С. Выготский; в) К. Д. Ушинский;

б) А. Н. Леонтьев; г) Я. А. Коменский.

2. Частичная интеграция – это:

а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитатель­ного характера;

б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;

в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.

3. Временная интеграция – это:

а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитатель­ного характера;

б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;

в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.

4. Полная интеграция – это:

а) все воспитанники специальных групп объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитатель­ного характера;

б) дети с ОПФР вливаются в массовые группы/классы на часть дня;

в) создание постоянных по составу групп/классов для совместного обучения детей с особенностями психофизического развития и здоровых детей.

5. В основу концепции «нормализации» положена идея о том, что:

а) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть адекватными их вкладу в развитие общества, в котором они живут;

б) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни нормально развивающихся людей;

в) что жизнь и быт людей с особенностями психофизического развития должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общест­ва, в котором они живут.

6. Основной идеей интегративной педагогики является положение:

а) от интеграции в школе – к интеграции в обществе;

б) от интеграции в семье – к интеграции в школе;

в) от интеграции в школе – к профессиональной интеграции.

7. Основным принципом интегративной педагогики является положение:

а) как можно больше внеш­ней и как можно меньше внутренней дифференциации;

б) как можно меньше внеш­ней и как можно больше внутренней дифференциации;

в) как можно больше внеш­ней и как можно больше внутренней дифференциации.

8. Основными видами интеграции являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) социальная; г) образовательная;

б) биологическая; д) механическая;

в) физическая; е) социоэтальная.

9. Установите соответствие меду моделями интеграции и их содержанием:


1) комбинированная;

а) дети с ОПФР, вливаются в массовые группы/классы на часть дня;

2) частичная;

б) все воспитанники специальных групп, объединяются со здоровыми детьми не реже 1-2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитатель­ного характера;

3) временная;

в) ребенок с ОПФР постоянно воспитывается среди здоровых сверстников;

4) полная.

г) дети с уровнем психо­физического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, находятся в массовых группах или классах, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефекто­лога.

10. Заполните пропуски, используя слова для справок: Основной принцип интегративной педагогики таков: как можно … … и как можно … … дифференциации.

Слова для справок: меньше, больше, внешней, внутренней.

11. Заполните пропуски, используя слова для справок: Совместное обучение неслышащих и слабослышащих детей является примером … формы … .



Слова для справок: интернальная, экстернальная, интеграция, сегрегация.

12. Продолжите перечисление основных принципов интегрированного обучения и воспитания детей дошкольного возраста:



  1. открытость и приоритет семьи;

  2. …; 3) …; 4) ….; 5) ….

13. Приведите примеры интернальной и экстернальной интеграции.

14. Перечислите достоинства и недостатки интегрированного обучения и воспитания:



Достоинства

Недостатки







15. Подберите педагогические приемы и методы работы учителя, способствующие развитию эмоциональной привязанности и положительных взаимоотношений ребенка с особенностями психофизического развития со взрослыми и нормальными в интеллектуальном отношении сверстниками в группе.

16. Под интеграцией в широком смысле слова принято понимать:

а) включение ребенка с ОПФР в социальную среду;

б) процесс совместного обучения детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников;

в) обучение детей в специальных учреждениях образования.
17. Важной дидактической позицией учителя в условиях образовательной интеграции является признание, что:

а) «все дети разные»;

б) «все дети похожи друг на друга»;

в) «некоторые дети отличаются от других».


18. Интегрированное обучение и воспитание - это:

а) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в специальных учреждениях образования;

б) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

в) организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются в учреждениях образования общего типа, создавших специальные условия для пребывания и получения образования такими лицами.

19. Заполните пропуски, используя слова для справок: совместное обучение детей с ОПФР и их нормально развивающихся сверстников в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания наиболее эффективно для детей с … нарушениями развития

Слова для справок: выраженными, незначительными, тяжелыми и (или) множественными.

20. В США Закон 94-142 «mainstreaming» был принят в:

а) 1975 г. ; б) 1965 г. ; в) 1985 г.

21. В Германии интегрированное обучение в начальной школе представлено несколь­кими моделями (выберите все правильные варианты ответов):

а) кооперированный класс,

б) специальный класс;

в) интегрированный класс,

г) класс компенсирующего обучения;

д) класс с постоянной опекой учите­ля-дефектолога;

е) стимулирующий класс,

22. В Италии про­цесс интеграции начался на рубеже:

а) 70-х и 80-х гг.; б) 60-х и 70-х гг.; в) 50-х и 60-х гг.

23. Заполните пропуски, используя слова для справок: Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен слу­жить не столько … диагноз, сколько … .

Слова для справок: педагогический, социальный, медицинский, психологичес­кий.

24. При проведении психолого-педагогического обсле­дования ребенка с ОПФР следует устанавливать не только уровень актуального разви­тия, но и (выберите все правильные варианты ответов):

а) зону ближайшего и перспективного развития,

б) степень сохранности эмоциональной сферы;

в) степень обучаемости и воспитуемости;

г) способы педагогического влияния на ребенка;

д) условия жизни ребенка в семье;

е) характер взаимодействия ребенка с ближайшим окружением;

ж) оптималь­ные условия для коррекции нарушений познавательной деятель­ности.

25. Наполняемость группы интегрированного обучения и воспитания зависит от возраста детей и может составлять:

а) 10 – 12 детей (до 3-х лет) или 12-14 детей (от 3 до 8 лет).

б) 6 – 8 детей (до 3-х лет) или 8-10 детей (от 3 до 8 лет).

в) 8 – 10 детей (до 3-х лет) или 10-12 детей (от 3 до 8 лет).

26. Заполните пропуски, используя слова для справок: Количество детей в классе интегрированного обучения и воспитания не должна превышать … учащихся, а число детей с ОПФР зависит от … и … нарушения.



Слова для справок:10, времени, 15, характера, тяжести, 20.

27. Установите соответствие между внешними и внутренними показателями, которые следует учитывать при интеграции ребенка с особенностями психофизического развития в среду нормально развивающихся детей:



1) внешние;

2) внутренние



а) уровень психофизического и речевого развития, соответ­ствующий возрастной норме или близкий к ней;

б) наличие возможности оказывать эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

в) желание родителей обучать ребенка вместе со здоровы­ми детьми и их стремление и готовность реально помогать ему в процессе обучения;

г) возможность овладения общим образовательным стан­дартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

д) психологическая готовность к интегрированному обуче­нию;

е) раннее выявление нарушений и проведение коррекции развития с первых лет жизни;

ж) создание условий для реализации вариантов моделей ин­тегрированного обучения.

28. В Республике Беларусь используются такие модели интегрированного обучения и воспитания (выберите все правильные варианты ответов):

а) классы интегрированного обучения,

б) специальные учреждения образования;

в) центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

г) специальные классы (группы) в общеобразовательной школе (дошкольном учреждении образования);

д) коррекционно-педагогическое консультирование.

29. Установите соответствие между видами готовности ребенка с ОПФР к интегрированному обучению и воспитанию и их характеристиками:


1) психологическая готовность;

а) овладение необходимым фондом знаний об окружающем мире, определяемым стандартом дошкольного об­разования, сформированность речи;

2) гностическая готовность;

б) овладение элементами социально одобряе­мого поведения;

3) социальная готовность

в) принятие «другого», сформированность «встречной активности», готовность к преодолению трудностей и, прежде всего, коммуникативных.

30. Заполните пропуски, используя слова для справок: В большинстве стран Европы ключевую роль в работе с ин­тегрированными учащимися играют … … .

Слова для справок: психологи, педагоги-дефектологи, школьные учителя.

31. Определите этап модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения:



  1. мотивационный;

2) ориентировочный;

а) составление программы сопровождения, выработка плана деятельности, реализация программы;

б) создание благоприятных внешних условий, положительного эмоционального контакта с ребенком, коллективное обсуждение стратегии сопровождения, мотивация сопровождения;

в) проведение психолого-педагогической диагностики, анализа и интерпретации результатов;

г) выработка концепция процесса сопровождения.

32. Определите этап модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения:

1) содержательно-операционный;

2) оценочный;

а) составление программы сопровождения, выработка плана деятельности, реализация программы;

б) создание благоприятных внешних условий, положительного эмоционального контакта с ребенком, коллективное обсуждение стратегии сопровождения, мотивация сопровождения;

в) проведение психолого-педагогической диагностики, анализа и интерпретации результатов;

г) выработка концепция процесса сопровождения.

33. Понятие «инклюзивное образование» представляет собой такую организацию обучения, при которой учащиеся с особенностями психофизического развития:

а) посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;

б) на некоторых уроках находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

в) выполняют требования общего учебного плана и учебных программ;

г) постоянно находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;

д) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям, учебные цели;

е) посещают специальные учреждения образования, общаясь с нормально развивающимися сверстниками вне школы;

ж) обеспечиваются необходимой психолого-педагогической поддержкой.

34. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспи­тания не должна превышать:

а) 15 учащихся; б) 20 учащихся; в) 18 учащихся.



Принцип коррекционно-компенсаторной направленности

1. Впервые целостная концепция коррекции нарушений разви­тии создана:

а) советским психологом Л.С.Выготским;

б) бельгий­ским педагогом Декроли;

в) итальянским педагогом М. Монтессори;

г) советским дефектологом В. П. Кащенко.

2. В обучении и воспитании детей с ОПФР основным принципом работы является:

а) принцип компенсаторной направленности обучения;

б) принцип коррекционной направленности обучения;

в) принцип адаптационной направленности обучения.

3. Установите соответствие между системой коррекционной работы и ее автором:


1) М. Монтессори;

а) наблюдение, ассоциация и выражение – взаимосвязанные этапы коррекционной работы; группировка всего учебного материала вокруг элементарных физиологических процессов и инстинктов детей;

2) О. Декроли;

б) особая система занятий по воспитанию у детей с интеллектуальной недостаточностью познавательных процессов, произвольных движений, культуры поведения, опирающаяся на значимое социальное содержание;

3) А. Н. Граборов;

в) коррекционная направленность всего процесса обучения и воспитания;

4) Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. М. Соловьев и др.

г) воспитание сенсорной культуры с помощью системы упражнений по развитию органов чувств.

4. Непосредственное использование учителем специальных дидактических материалов и приемов воздействия – это:

а) прямая коррекция;

б) косвенная коррекция;

в) компенсация.

5. Приведите примеры традиционных средств коррекции: __________.

6. К нетрадиционным средствам коррекции относятся (выберите все правильные варианты ответов):

а) учеба;

б) леготека;

в) ароматерапия;

г) игра;


д) лечебно­-профилактические мероприятия;

е) музыкотерапия;

ж) внеклассная работа.

7. Заполните пропуски, используя слова для справок: Чем … будет на­чата коррекционная работа, тем с … затруднениями бу­дет идти двигательное, речевое и интеллектуальное развитие.



Слова для справок: позже, раньше, большими, меньшими.

8. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь предполагает (выберите все правильные варианты ответов):

а) отстранение родителей от коррекционного процесса: в нем участвуют только специалисты;

б) максимально раннее выявление и диагностику нарушения в развитии;

в) сокращение разрыва между моментом обнаружения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

г) коррекционное воздействие на нарушенную функцию (процесс);

д) установление этиологии нарушения;

е) обязательное включение родителей в коррекционный процесс;

ж) коррекционное воздействие на все сферы развития ребенка и создание необходимых условий для развития его личности.

9. Особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией – это:

а) патронаж;

б) коррекция;

в) компенсация;

г)реабилитация.

10. Сложный процесс перестройки организма, направленный на восполнение или замещение функций, неразвитых, поврежденных или утраченных вследствие нарушений развития, перенесен­ных заболеваний и травм – это:

а) коррекция;

б) компенсация;

в) реабилитация;

г) патронаж.

11. Тип компенсации, физиологической основой которого является привлечение сохранных нервных элементов пострадавших структур:

а) органическая;

б) функциональная;

в) прямая;

г) косвенная.

12. Тип компенсации, связанный с включением новых нервных элементов из других нервных структур:

а) органическая;

б) функциональная;

в) прямая;

г) косвенная.

13. Заполните пропуски: Компенсаторные механизмы зависят от … , … и … нарушений функции, а также ряда психологических факторов.

14. Определите вид реабилитации по описанию:

1) комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к определенным условиям труда и быта;

2) система психологической помощи, целью которой является восстановление психологического статуса, обеспечивающего возвращение человека к нормальной жизни;

3) комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление приспособленности человека к социуму;

а) медицинская; б) социальная; в) психологическая.

15. Закончите высказывание: Коррекционная направленность образовательно­го процесса предполагает организацию и проведение коррек­ционной работы на том учебном материале, который является ______.

16. Целями коррекционной работы являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) ослабление, устранение причин, вызывающих затруднения, препятствующих обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития;

б) определение этиологии нарушения;

в) работа с родителями ребенка с ОПФР;

г) предупреждение развития вторичных нарушений

17. Определите принцип организации коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития по описанию:

1) сокращение сроков между выявлением первичного нарушения и началом коррекционного воздействия;

2) минимизация «социального вывиха», психологическая и социокультурная готовность к жизни в обществе;

3) организация учебно-познавательной деятельности при активном участии специалистов;

а) принцип ранней педагогической помощи;

б) принцип социально-адаптирующей направленности образования;

в) принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования;

г) принцип педагогического оптимизма;

д) принцип необходимости специального педагогического руководства;

е) принцип деятельностного подхода;

ж) принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

18. Определите принцип организации коррекционно-педагогического взаимодействия с детьми, имеющими особенности психофизического развития по описанию:

1) изучение и опора на индивидуальные особенности ребенка, подбор адекватных специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы;

2) специфическим компенсаторным средством развития ребенка с нарушениями психофизического развития является предметно-практическая деятельность;

3) коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации

а) принцип ранней педагогической помощи;

б) принцип социально-адаптирующей направленности образования;

в) принцип коррекционно-компенсаторной направленности образования;

г) принцип педагогического оптимизма;

д) принцип необходимости специального педагогического руководства;

е) принцип деятельностного подхода;

ж) принцип дифференцированного и индивидуального подхода.

Воспитание и обучение детей с особенностями

психофизического развития в дошкольных и школьных

учреждениях образования

1. Проблемы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, психолого-педагогические проблемы диагностики интеллектуальной недостаточности, принципы, формы, методы, технологии организации учебно-воспитательного процесса изучает:

а) сурдопедагогика;

б) олигофренопедагогика;

в) тифлопедагогика;

г) логопедия.

2. Первые попытки обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью предпринял в конце ХVIII века:

а) Эдуард Сеген; б) Жан Итар; в) Филипп Пинель.

3. Разработал и предложил и свою методику обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью:

а) Эдуард Сеген; б) Жан Итар; в) Филипп Пинель.

4. Заполните пропуски, используя слова для справок: Первое учреждение образования на территории России для детей с интеллектуальной недостаточностью было открыто в … (год) в …. (город).

Слова для справок: 1806, 1854, 1807; Москва, Санкт – Петербург, Рига, Казань.

5. В 1908 г. в Москве под руководством В. П. Кащенко было открыто частное учебно-воспитательное заведение:

а) «Школа-санаторий для дефективных детей»;

б) «Школа-сад для детей с интеллектуальной недостаточностью»;

в) «Школа-санаторий для детей с нарушением слуха».

6. Оцените справедливость высказывания: Дети с интеллектуальной недостаточностью раннего возраста, как правило, воспитываются в семье и коррекционную помощь могут получать в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

а) верно; б) не верно.

7. Основное направление коррекционно-педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью:

а) максимальная интеграция к условиям обучения и воспитания с нормально развивающимися сверстниками;

б) максимальная адаптация к условиям обучения и воспитания в специальных учреждениях образования;

в) максимальная адаптация их к жизни в окружающей социальной среде.

8. Организационными формами образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в нашей стране являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) обучение в условиях домов-интернатов для детей с нарушением интеллекта;

б) обучение в условиях ЦКРОиР;

в) обучение в общеобразовательных учебных заведениях;

г) обучение в учреждениях здравоохранения;

д) обучение на дому;

е) обучение в учреждениях образования интегрированного типа.

9. В настоящее время для детей с трудностями в обучении в нашей стране созданы и функционируют (выберите все правильные варианты ответов):

а) специальные учреждения образования;

б) классы (группы) интегрированного обучения и воспитания в учреждениях образования общего типа;

в) ЦКРОиР;

г) ПКПП;

д) группы (классы), в которых обучаются нормально развивающиеся сверстники.

10. Основными направлениями коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении дошкольного возраста являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) коррекция познавательной деятельности;

б) диагностико-консультативная помощь;

в) лечебно-оздоровительные мероприятия;

г) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

д) коррекционно-развивающая работа.

11. Целью коррекционной работы со школьниками с трудностями в обучении является:

а) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;

б) коррекция познавательной деятельности;

в) определение и устранение причин трудностей в учении.

12. Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) оказание детям логопедической помощи;

б) оказание детям комплексной помощи;

в) обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения;

г) интеграция в образовательное пространство.

13. Оцените справедливость высказывания: Коррекционную работу с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата следует начинать до появления и закрепления в опыте вторичных нарушений.

а) верно; б) не верно.

14. Впервые обучил устной речи двенадцать неслышащих учеников, пользуясь языком жестов, письмом и дактилологией:

а) Дж. Кордано;

б) Х. П. Бонет;

в) П. Понсе де Леон.

15. Заполните пропуски, используя слова для справок: Первое специальное учреждение для глухих в России было открыто в … (год) в … (город).



Слова для справок: Москва, Харьков, Павловск; 1806, 1807, 1834.

16. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:

1) создание условий для максимальной реализации возможностей ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития, предполагающее выявление потенциальных возможностей каждого ребенка и определение направления его развития;

2) учет ведущей деятельности, организация воспитания и обучения ребенка в деятельности;

а) генетический принцип;

б) принцип развивающего обучения;

в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения;

г) деятельностный принцип.

17. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:

1) использование разных программ, в которых определены различные требования по развитию речи, слухового восприятия и обучению произношению;

2) учет последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе;

а) генетический принцип;

б) принцип развивающего обучения;

в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения

г) принцип учета выраженности и структуры нарушения.

18. Определите принцип обучения и воспитания детей с нарушением слуха по описанию:

1) максимальное развитие остаточного слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры;

2) обучение языку по принципу развития речевого общения;

а) принцип формирования речевого общения;

б) принцип развития слухового восприятия;

в) принцип коррекционной направленности воспитания и обучения

г) принцип учета выраженности и структуры нарушения.

19. Сурдопедагогика – это:

а) теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью;

б) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения;

в) система научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

20. Вставьте недостающую информацию в высказывание: В XVI в. итальянский философ, врач и математик _________________ упоминал о способе усвоения речи глухими с помощью ____________.

21. Вставьте недостающую информацию в высказывание: На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми) осу­ществлялось с ____в. в _____________________.

22. Тифлопедагогика – это:

а) теоретическое обоснование технических устройств и методов помощи людям со зрительной недостаточностью;

б) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения;

в) система научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха.

23. Ведущими компенсаторными факторами в развитии незрячих и слабовидящих детей имеют:

а) осязание, слуховое восприятие, речь;

б) развитие моторики и слуха;

в) обоняние, речь.

24. Автором изобретения, изменив­шего систему обучения слепых, стал:

а) В. Гаюи; б) Л. Брайль; в) Д. Дидро.

25. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих счи­тается:

а) В. Гаюи; б) Л. Брайль; в) Д. Дидро.

26. Вставьте недостающую информацию: Первое учебное заведение для слепых в России было организо­вано в _____ г. в ______________.

27. В какой стране были сделаны первые попытки ис­пользования дактилологии для обучения глу­хих детей:

а) России; б) Франции; в) Испании.

28. Дактилология – это:

а) способ общения с помощью мимики;

б) способ межличностного общения людей, ли­шенных слуха, посредством системы жестов;

в) вид речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки.

29. В какой стране было утверждено решение Конгресса о финансировании первого в мире высшего учебного заведения для неслышащих:

а) Россия; б) Франция; в) США.

30. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте являются (выберите все правильные варианты ответов):

а) преодоление речевого нарушения и вторичных проявлений;

б) исправление звукопроизношения;

в) развитие коммуникативной функции речи;

г) коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы.

д) социальная адаптация и интеграция детей в общество.

Организация межличностного взаимодействия, контроля и оценки деятельности детей с особенностями психофизического

развития

1. Условиями оптимального педагогического общения А. А. Леонтьев называет (выберите все правильные варианты ответов):

а) учитель управляет своим поведением;

б) учитель обладает качеством внимания;

в) учитель следует желаниям учащихся;

г) учитель следует выверенному плану и ни при каких обстоятельствах не отступает от него;

д) учитель легко устанавливает вербальный и невербальный контакт с людьми;

е) учитель всегда уверен в своей правоте;

ж) учитель чувствует психическое состояние ученика по внешним признакам.

2. Средство альтернативного общения, обозначающее буквы алфавитов национальных языков с помощью движения пальцев рук:

а) система Брайля;

б) дактилология;

в) пиктограммно-идеограммное общение;

г) система обмена рисунков.

3. Средство альтернативного общения, представляющее рельефно-точечный шрифт для пись­ма и чтения незрячими в виде комбинаций из шести точек:

а) система Брайля;

б) дактилология;

в) пиктограммно-идеограммное общение;

г) жестовая речь.

4. Продолжите перечисление коммуникативных умений учителя:



  1. быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;

  2. …; 3) …; 4) … .

5. Установите соответствие между видами альтернативных коммуникативных систем и их содержанием:

а) дактилология;

1) система движений для передачи устной речи;

б) жестовая речь;

2) набор картинок и произвольных символов;

в) система Брайля;

3) движения пальцев рук, обозначающие буквы национального алфавита;

г) блиссимволика;

4) символы с напечатанными значениями слов;

д) Леб-система;

5) кодирование каждого звука с помощью определенной формы губ, позиций и формы руки;

е) фонетическая система речевой коммуникации Кьюд Спич.

6) рельефно-точечный шрифт для чтения и письма.

6. Восстановите последовательность этапов организации общения с ребенком:

1)

а) создание продуктивного педагогического общения;

2)

б) установление эмоционального контакта;

3)

в) повышение психической активности ребенка.

7. Продолжите перечисление основных правил поощрения:

  1. сравнение ребенка с самим собой;

  2. …; 3) …; 4) …

8. Основными причинами нарушения общения у детей являются: ___.

9. В комплекс коммуникативных умений учителя включаются (выберите все правильные варианты ответов):

а) быстрое и правильное ориентирование в меняющихся коммуникативно-речевых условиях;

б) планирование и осуществление речевого воздействия и взаимодействия;

в) владение набором необходимых вербальных средств;

г) владение всем арсеналом невербальных средств общения;

д) точное определение содержания общения, коммуникативных приемов и средств, соответствующих одновременно ситуации, своей творческой индивидуальности и особенностям учащегося;

е) умение строить отношения с родителями детей;

ж) постоянное поддерживание обратной связи.

10. Эффективность общения с ребенком с особенностями психофизического развития зависит от следующих факторов (выберите все правильные варианты ответов):

а) условий обстановки;

б) уровня сформированности у педагога адекватных для ребенка коммуникативных умений,

в) индивидуальных особенностей ребенка;

г) характера нарушения психофизического развития ребенка;

д) мотивации ребенка к общению;

е) наличия достаточных коммуникативных умений у самого ребенка.

11. Установите соответствие между принципами контроля и их содержанием:


1) динамический;

а) контроль оценка направлены на исправление нарушений в развитии личности и поведения ребенка;

2) коррекционный;

б) конкретизация контроля и оценки в зависимости от особенностей ребенка;

3) индивидуальный и дифференцированный подходы;

в) оценка умений ребенка, которые он демонстрирует при выполнении заданий с привлечением помощи взрослого;

4) ориентация на зону ближайше­го развития ребенка;

г) изменение контрольно-оценочных процедур в зависимости от особенностей педагогической ситуации.

12. Придумайте различные методы, примы и средства оценивания учебных достижений детей с особенностями психофизического развития. Какими положениями вы будете руководствоваться? Почему?

Личностные качества и профессиональная компетентность педагога в организации обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

1. Компетенция – это:

а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;

б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;

в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».

2. Профессионализм – это:

а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;

б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;

в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».

3. Профессиональная компетентность – это:

а) «особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях»;

б) «круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений»;

в) «система теоретических знаний и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры».

4. Определите структурный компонент готовности по описанию:

1) способность осо­бым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми;

2) достаточно высокий уровень общего образования и развития педагога;

а) социальная;

б) общекультурная;

в) специально-предметная;

г) психолого-педагогическая.

5. Определите структурный компонент готовности по описанию:

1) способность педагога осмысленно ориентироваться и самоопределяться в социальной жизни;

2) знание предмета преподавания, приспособленность в конкретной области деятельности;

а) социальная;

б) общекультурная;

в) специально-предметная;

г) психолого-педагогическая.

6. Установите соответствие между основными компонентами профессиональной компетентности и их характеристиками:



1) социально-правовая компетентность;

а) способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;

2) личностная (персональная) компетентность;

б) адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;


3) специальная компетентность;

в) знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

4) аутокомпетентность;

г) подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности.

7. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:

1) общепедагогические умения планирования воспитательного процесса, выбора оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формирования профессиональной направленности личности обучающихся;

2) способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

а) гностические;

б) дидактические;

в) организационно-методические;

г) рефлексивные;

д) организационно-педагогические;

е) прогностические.

8. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:

1) умения реализации учебно-воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

2) познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства;

а) гностические;

б) дидактические;

в) организационно-методические;

г) рефлексивные;

д) организационно-педагогические;

е) прогностические.

9. Определите группу профессионально-педагогических умений по описанию:

1) общепедагогические умения определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

2) общепедагогические умения прогнозирования успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом;

а) гностические;

б) дидактические;

в) организационно-методические;

г) рефлексивные;

д) организационно-педагогические;



е) прогностические.

страница 1 страница 2

Смотрите также: