Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Утверждаю

Зав. кафедрой

дошкольного образования

___________________ Н.Г. Дубешко

21 мая 2013 г.
Вопросы к экзамену

по дисциплине “Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой”

для студентов 5 курса заочной формы получения образования специальности

Дошкольное образование
1. Среда и условия существования организмов. Экологические факторы.

2. Понятие о популяции. Свойства популяции.

3. Биоценоз. Структура и компоненты биоценоза.

4. Трофическая специализация организмов: автотрофы, гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, их функции в биоценозе.

5. Биосфера и ее строение. Живое вещество. Функции живого вещества. Границы жизни на земле.

6. Понятие о систематизации живых организмов и их классификации.

7. Подобие и отличия между животными и растениями.

8. Грибы, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека.

9. Водоросли, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека.

10. Лишайники, их строение и отличительные особенности. Значение в биосфере и в жизни человека.

11. Царство растения. Классификация высших растений. Голосеменные растения, их разнообразие, распространение и роль в природе.

12. Покрытосеменные растения, особенности строения, классы однодольных и двудольных, распространение и роль в природе.

13. Особенности, разнообразие, значение беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Кольчатые черви.

14. Наземные членистоногие. Класс насекомые. Строение, разнообразие, развитие и их роль в природе и жизни человека.

15. Рыбы. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.

16. Земноводные. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.

17. Пресмыкающиеся. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.

18. Птицы. Строение, разнообразие, развитие, их роль в природе и жизни человека.

19. Млекопитающие. Их разнообразие, распространение, особенности строения в связи со средой обитания.

20. Охрана природы. Типы охраняемых природных территорий. Красная книга Беларуси. Редкие виды растений и животных.

21. Методика ознакомления дошкольников с природой как наука об использовании природы в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

22. История приобщения ребёнка к природе: взгляды Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля; педагогическое наследие К.Д. Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлегер.

23. Основные направления разработки проблем по методике ознакомелния дошкольников с природой в 50-90-е годы XX столетия.

24. Экологическое образование детей в зарубежных странах на современном этапе.

25. Задачи умственного, нравственного, эстетического, физического и экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой.

26. Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Характеристика доступной на разных этапах дошкольного возраста системы знаний о природе.

27. Уголок природы детского сада: организация, воспитательно-образовательное значение, требования к отбору обитателей уголка природы.

28. Подбор комнатных растений: их биология, особенности ухода за ними.

29. Подбор рыб: их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ним.

30. Птицы и млекопитающие в уголке природы: их биология, условия содержания.

31. Устройство экологической комнаты, экологического музея и лаборатории природы в учреждении дошкольного образования. Их значение, организация работы с детьми.

32. Участок детского сада как база ознакомления детей с природой. Требования к его планировке и озеленению. Цветник на участке: его планировка, подбор декоративных культур.

33. Огород на участке учреждения дошкольного образования: планировка, подбор культур для разных возрастных групп. Овощи, их биология и агротехника.

34. Экологическая тропинка: типы, особенности создания, организация работы. Оборудование площадки природы на участке.

35. Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой. Виды наблюдений: содержание, особенности организации и методика руководства.

36. Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах: выбор объектов, создание условий, использование приемов. Фиксирование результатов наблюдений.

37. Использование наглядно-иллюстративного материала в ознакомлении дошкольников с природой: виды, требования. Методика рассматривания картин.

38. Методика использования рассказов воспитателя о объектах и явлениях природы. Требования к рассказу воспитателя.

39. Методика использования детских природоведческих книг и экологических сказок в работе с дошкольниками.

40. Методика проведения бесед с детьми дошкольного возраста о природе. Виды бесед, их содержание, требования к проведению.

41. Использование экспериментов в процессе ознакомления дошкольников с природой: виды, структура, содержание, методика проведения.

42. Демонстрация моделей: виды, методика использование в процессе ознакомления дошкольников с природой.

43. Дидактические игры в ознакомлении детей с природой: виды, содержание, методика проведения в разных возрастных группах.

44. Использование подвижных, творческих ролевых и игр с природными материалами в ознакомлении дошкольников с природой: создание условий для игр, руководство ими.

45. Игровые обучающие ситуации. Типы, методика организации и проведения.

46. Труд детей в природе: педагогические и гигиенические требования, виды, формы организации и методика руководства в разных возрастных группах.

47. Занятие как форма ознакомления детей с природой в разных возрастных группах: отбор материала, использование методов и приемов. Виды занятий по использованию основного метода.

48. Занятия первично-ознакомительного и углубленно-познавательного типа: требования к организации, методика проведения.

49. Занятия обобщающего и комплексного типа: требования к организации, методика проведения.

50. Методика организации и проведения экскурсий в природу для детей дошкольного возраста. Виды, содержание и структура экскурсий.

51. Организация и методика проведения целевой и повседневной прогулок.

52. Праздники и развлечения с природоведческим содержанием: тематика, организация и методика проведения.

53. Планирование работы по ознакомлению дошкольников с природой. Виды и формы планирования.

54. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи в процессе ознакомления дошкольников с природой. Формы сотрудничества.


Составитель: преподаватель Т.Г. Коледа

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 12 от 21 мая 2013г.



Рекомендуемая литература

  1. Буткевич, В. В. История педагогики / В. В. Буткевич. – Мозырь : Белый Ветер, 2000.

  2. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

  3. Киселев, В. Н. Основы экологии / В. Н. Киселев. – Минск : Універсітэтскае, 1998. – 367 с.

  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 416 с.

  5. Ладутько, Л. К. Ребенок познает мир природы. / Л. К. Ладутько. – Минск : УП «Техно-принт», 2005. – 228 с.

  6. Марковская, М. М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М. : Просвещение, 1984. – 160 с.

  7. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2005. – 336 с.

  8. Познаем мир природы / авт.-сост. Т. М. Марданова. – Минск : НМЦентр, 2000. – 56 с.

  9. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных / И. В. Потапов. – М. : Академия, 2001. – 296 с.

  10. Пралеска : программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.]. – Минск : НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

  11. Работаем по программе «Пралеска» / Е. А. Панько [и др.]. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.

  12. Радкевич, В. А. Экология / В. А. Радкевич. – Минск : Высшая школа, 1998. – 159 с.

  13. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А.Рыжова. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

  14. Рындевич, С.К. Основы экологии / С.К. Рындевич. – Барановичи : РИО БарГУ, 2009. – 304 с.

  15. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г. Саморукова. – М. : Просвещение, 1983. – 207 с.

  16. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. – М. : Академия, 2006. – 208 с.

  17. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО, Аверсэв, 2013. – 416 с.

  18. Чистик, О. В. Экология / О. В. Чистик. – Минск : Новое знание, 2000. – 247 с.


страница 1

Смотрите также: