страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
РАЗДЕЛ X
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 32
СИСТЕМА СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 183. Система среднего специального образования
Среднее специальное образование – уровень основного образования, направленный на развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста, рабочего.
Система среднего специального образования включает:
участников образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования;
основные образовательные программы среднего специального образования;
учреждения среднего специального образования;
иные учреждения образования, реализующие основные образовательные программы среднего специального образования;
учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования;
организации, обеспечивающие функционирование системы образования;
организации, обеспечивающие прохождение практики учащимися, курсантами;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы (организации), иные организации в пределах их полномочий по управлению в сфере среднего специального образования.
Статья 184. Участники образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования
Участниками образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования являются учащиеся, курсанты, педагогические работники.
Учащимся на весь срок получения среднего специального образования выдаются билеты учащихся и книжки успеваемости учащихся, образцы которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Курсанты – лица, осваивающие содержание основных образовательных программ среднего специального образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Курсантам на весь период получения среднего специального образования выдаются книжки успеваемости учащихся установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.
Статья 185. Основные образовательные программы среднего специального образования
Основные образовательные программы среднего специального образования подразделяются на:
основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием;
основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием;
основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего);
основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, интегрированную с основной образовательной программой профессионально-технического образования, обеспечивающей получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования.
Основная образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, предусматривает базовый или повышенный уровень изучения учебных дисциплин, прохождения практики.
Реализация основных образовательных программ среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Основная образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, может обеспечивать присвоение квалификации рабочего (служащего).
Основные образовательные программы среднего специального образования могут быть реализованы в очной и заочной формах получения образования.
Основные образовательные программы среднего специального образования реализуются в учреждениях среднего специального образования, профессионально-технических колледжах, гимназиях-колледжах искусств, базовых школах-колледжах искусств, средних школах-колледжах искусств, средних школах-училищах олимпийского резерва и могут реализовываться в учреждениях высшего образования.
Особенности реализации основных образовательных программ среднего специального образования при подготовке кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Статья 186. Образовательные стандарты среднего специального образования
Образовательные стандарты среднего специального образования разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают основные требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста, рабочего со средним специальным образованием, компетентности специалиста, рабочего со средним специальным образованием, содержанию учебно-программной документации основных образовательных программ среднего специального образования, уровню основного образования лиц, поступающих для получения среднего специального образования, вступительным испытаниям, формам и срокам получения среднего специального образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.
Разработку образовательных стандартов среднего специального образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере среднего специального образования, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии с перечнем закрепленных за ними специальностей, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.
Образовательные стандарты среднего специального образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, для которых осуществляется подготовка специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием.
Статья 187. Срок получения среднего специального образования
Срок получения среднего специального образования в дневной форме получения образования составляет:
на основе общего базового образования от 3 до 4 лет;
на основе общего среднего образования от 2 до 3 лет;
на основе профессионально-технического образования с общим средним образованием от 1 года до 3 лет.
Срок получения среднего специального образования при реализации основной образовательной программы среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием и предусматривающей повышенный уровень изучения учебных дисциплин, прохождения практики, срок получения среднего специального образования в заочной или вечерней формах получения образования увеличивается не более чем на 1 год.
ГЛАВА 33
УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования
Статья 188. Учреждения среднего специального образования
Учреждение среднего специального образования – учреждение образования, которое реализует основные образовательные программы среднего специального образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, основные образовательные программы профессионально-технического образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.
Учреждением среднего специального образования является колледж.
Основным структурным подразделением учреждения среднего специального образования, осуществляющим образовательную деятельность, является отделение.
Статья 189. Управление учреждением среднего специального образования
Непосредственное руководство учреждением среднего специального образования осуществляет его руководитель (директор, начальник).
Руководитель учреждения среднего специального образования назначается на должность и освобождается от должности его учредителем по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь.
Основным органом самоуправления учреждения среднего специального образования является совет учреждения среднего специального образования, возглавляемый его руководителем.
В учреждении среднего специального образования может создаваться попечительский совет.
Статья 190. Ведущие учреждения среднего специального образования
Учреждению среднего специального образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях.
Ведущие учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском уровне определяются по профилям образования и направлениям образования.
Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на республиканском уровне предоставляется в целях совершенствования содержания основных образовательных программ среднего специального образования, разработки учебно-программной документации основных образовательных программ среднего специального образования и решения иных задач в сфере среднего специального образования.
Статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования на областном (города Минска) уровне предоставляется в целях совершенствования научно-методического обеспечения среднего специального образования и координации деятельности учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования и расположенных на территории соответствующей административно-территориальной единицы, при внедрении инновационных проектов и решении иных задач в сфере среднего специального образования соответствующей административно-территориальной единицы.
Ведущие учреждения среднего специального образования взаимодействуют с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, учреждениями среднего специального образования и учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы среднего специального образования, организациями – заказчиками кадров.
Статья 191. Взаимодействие учреждений образования, осуществляющих реализацию основных образовательных программ среднего специального образования и организаций – заказчиков кадров
В целях обеспечения потребности в специалистах со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, содействия развитию материально-технической базы учреждения образования, прохождения практики учреждение образования и организация, заинтересованная в подготовке специалистов, рабочих, заключают договор о взаимодействии при подготовке для организации специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием.
Существенными условиями договора о взаимодействии при подготовке для организации специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием являются:
предмет договора;
количество лиц, заявляемое для подготовки в учреждении образования с целью последующего трудоустройства в организации – заказчике кадров, и срок их обучения;
специальности, квалификации, по которым будет осуществляться подготовка;
порядок прохождения учащимися практики;
закрепление и финансирование объектов для прохождения практики;
стажировка педагогических работников учреждения образования в организации – заказчике кадров;
участие представителей организации заказчика кадров в итоговой аттестации выпускников;
трудоустройство выпускников в организации – заказчике кадров.
Примерная форма договора о взаимодействии при подготовке для организации специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием и порядок его заключения устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Организация–заказчик кадров, принимающая на себя в соответствии с договором о взаимодействии при подготовке для организации специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием обязательства по оказанию материально-технической помощи учреждению образования в целях развития его материально-технической и социально-культурной базы, организации практики учащихся, решения социально-воспитательных вопросов, признается для него базовой.
Базовая организация имеет преимущественное право на обеспечение своих потребностей в специалистах со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, подготавливаемых в учреждении образования.
Договор о взаимодействии при подготовке для организации специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием между учреждением образования и базовой организацией заключается по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, - для учреждений образования и организаций государственной формы собственности и с учредителями – для учреждений образования и организаций частной формы собственности.
Статья 192. Учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования
Для совершенствования научно-методического обеспечения среднего специального образования и подготовки специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием создаются учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования на республиканском и (или) областном (города Минска) уровнях Министерством образования Республики Беларусь (республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь и имеющими в подчинении учреждения среднего специального образования) и местными исполнительными и распорядительными органами соответственно.
В состав учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования могут входить руководители и преподаватели учреждений среднего специального образования, иных учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, представители организаций – заказчиков кадров и иных организаций.
Учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования создаются по специальностям и направлениям образования.
Основными функциями учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования являются:
участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов среднего специального образования;
участие в разработке и совершенствовании учебно-программной документации основных образовательных программ среднего специального образования;
разработка предложений по совершенствованию подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда.
Решения учебно-методических объединений в сфере среднего специального образования носят рекомендательный характер.
Положение об учебно-методическом объединении в сфере среднего специального образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 34
организация образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования
Статья 193. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования
Образовательный процесс при реализации основных образовательных программ среднего специального образования организуется по учебным годам.
Учебный год в учреждениях, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, делится на семестры, которые завершаются экзаменационными сессиями.
Для учащихся устанавливаются:
каникулы на протяжении учебного года продолжительностью не менее 2 календарных недель;
летние каникулы – не менее 4 календарных недель.
Основной формой организации образовательного процесса при реализации основных образовательных программ среднего специального образования является учебное занятие: урок, лекция, курсовое проектирование, семинарское, лабораторное, практическое и иное. Учебные занятия в учреждениях среднего специального образования могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные занятия и консультации.
Порядок организации учебной и производственной практики определяется Положением об учебной и производственной практике учащихся, осваивающих содержание основных образовательных программ среднего специального образования, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.
Образовательный процесс в учреждениях образования при реализации основных образовательных программ среднего специального образования осуществляется в учебных группах или индивидуально.
Наполняемость учебной группы при получении среднего специального образования в дневной форме получения образования составляет от 25 до 30 человек, в вечерней и заочной формах получения образования – от 15 до 20 человек.
Наполняемость учебной группы при получении среднего специального образования по профилям образования «Искусство и дизайн», «Здравоохранение», направлению образования «Физкультура и спорт», а также специальной учебной группы для обучения лиц с особенностями психофизического развития по решению учредителя учреждения образования может быть меньшей численности.
В случаях, предусмотренных Положением об учреждении среднего специального образования учебная группа может делиться на подгруппы.
Образовательный процесс осуществляется индивидуально на основании решения руководителя учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, в соответствии с индивидуальным учебным планом.
Статья 194. Общие требования к приему лиц для получения среднего специального образования
В учреждение образования для получения среднего специального образования в дневной форме получения образования принимаются лица, имеющие общее базовое, общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием.
В учреждение образования для получения среднего специального образования в заочной или вечерней форме получения образования принимаются лица, имеющие общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием.
Для организации приема лиц для получения среднего специального образования в учреждении образования создается приемная комиссия, возглавляемая его руководителем. Приемная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о приемной комиссии, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь.
Прием лиц для получения среднего специального образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям осуществляется после прохождения профессионального отбора, по итогам которого данные лица допускаются или не допускаются к вступительным испытаниям.
ГЛАВА 35
аттестация учащихся, КУРСАНТОВ при освоении СОДЕРЖАНИя основныХ образовательныХ программ среднего специального образования
Статья 195. Текущая аттестация учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования
Учащиеся, курсанты при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования проходят текущую аттестацию.
Формами текущей аттестации являются:
контрольная работа;
курсовой проект (курсовая работа);
зачет (дифференцированный зачет);
экзамен по учебной дисциплине.
Результаты текущей аттестации учащихся, курсантов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале либо выставлением отметки ”зачтено“, ”не зачтено“. Положительными являются отметки не ниже
4 баллов и ”зачтено“.
Порядок проведения текущей аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования.
Статья 196. Итоговая аттестация учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования
Учащиеся, курсанты при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования проходят итоговую аттестацию.
Итоговая аттестация осуществляется государственной квалификационной комиссией.
Итоговая аттестация проводится в одной из следующих форм:
защита дипломного проекта;
государственные экзамены по учебным дисциплинам;
государственный экзамен по специальности (направлению специальности);
государственный экзамен по специальности (направлению специальности) и защита дипломного проекта (работы).
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, курсанты, полностью выполнившие учебные планы и учебные программы, получившие по результатам текущей аттестации отметки не ниже 4 баллов или «зачтено».
Результаты итоговой аттестации учащихся, курсантов оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале. Учащимся, курсантам, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право повторного прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии.
Учащимся, курсантам, не прошедшим итоговую аттестацию в установленный срок без уважительной причины или получившим по результатам итоговой аттестации отметку ниже 4 баллов, предоставляется право прохождения повторной итоговой аттестации во время работы государственной квалификационной комиссии, но не ранее чем через
10 месяцев.
Порядок проведения итоговой аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего
специального образования определяется Правилами проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания основных образовательных программ среднего специального образования.
ГЛАВА 36
Научно-методическое обеспечение среднего
специального образования
Статья 197. Система научно-методического обеспечения среднего специального образования
Научно-методическое обеспечение среднего специального образования включает:
учебно-программную документацию основных образовательных программ среднего специального образования;
программно-планирующую документацию воспитания;
учебно-методическую документацию;
учебные издания;
средства обучения;
информационно-аналитические материалы.
Научно-методическое обеспечение среднего специального образования осуществляют:
организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение среднего специального образования;
учреждения среднего специального образования;
иные учреждения образования, реализующие основные образовательные программы среднего специального образования;
учебно-методические объединения в сфере среднего специального образования;
организации – заказчики кадров;
республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.
Статья 198. Учебно-программная документация основных образовательных программ среднего специального образования
Учебно-программная документация основных образовательных программ среднего специального образования включает учебные планы и учебные программы.
Учебные планы подразделяются на:
типовые учебные планы по специальностям (направлениям специальностей);
типовые учебные планы по специализациям;
учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по специальностям и специализациям;
экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по специальностям и специализациям;
индивидуальные учебные планы.
Типовой учебный план по специальности (направлению специальности) – учебный план, который разрабатывается на основе образовательного стандарта среднего специального образования по специальности (направлению специальности) и устанавливает перечень компонентов, циклов и последовательность изучения учебных дисциплин, количество учебных часов, отводимых на их изучение, формы учебных занятий, виды и сроки прохождения практики, формы и сроки проведения аттестации, минимальное количество обязательных контрольных работ, экзаменов применительно к специальности, а также перечень необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских и иных учебных объектов.
Типовые учебные планы по специальностям (направлению специальности) разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по закрепленным за ними специальностям.
Типовой учебный план по специализации – учебный план, который разрабатывается как приложение к типовому учебному плану по специальности (направлению специальности) и содержит цикл специализации и включает перечень учебных дисциплин специализации, количество учебных часов, отводимых на их изучение, формы учебных занятий, виды и сроки прохождения практики, формы и сроки проведения аттестации по учебным дисциплинам, специализации, а также перечень необходимых кабинетов, лабораторий, мастерских и иных учебных объектов.
Типовые учебные планы по специализации разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, и утверждаются республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, по закрепленным за ними специальностям.
Учебный план учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по специальностям (направлениям специальностей) и специализациям – учебный план, который разрабатывается учреждением образования, реализующим основные образовательные программы среднего специального образования, на основе типового учебного плана по специальности (направлению специальности) и типового учебного плана по специализации с учетом базового или повышенного уровней изучения учебных дисциплин, прохождения практики и утверждается его руководителем.
Экспериментальный учебный план учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по специальности и специализации – учебный план, апробируемый в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы среднего специального образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальные учебные планы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по специальностям и специализациям разрабатываются учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы среднего специального образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с учредителями этих учреждений образования.
Индивидуальный учебный план – учебный план, устанавливающий особенности получения среднего специального образования талантливыми и одаренными учащимися, курсантами, а также учащимися, курсантами, которые по уважительным причинам не могут полностью или частично посещать учебные занятия и (или) проходить в установленные сроки аттестацию.
Индивидуальные учебные планы разрабатываются учреждениями образования, реализующими основные образовательные программы среднего специального образования, на основе учебных планов учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по специальностям и специализациям и утверждаются их руководителями.
Учебные программы подразделяются на:
типовые учебные программы по учебным дисциплинам;
типовые учебные программы по практикам;
учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по учебным дисциплинам;
учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по практикам;
экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по учебным дисциплинам;
экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по практикам.
Типовая учебная программа по учебной дисциплине – учебная программа, определяющая содержание учебной дисциплины, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности учащихся, курсантов, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения.
Типовые учебные программы по учебным дисциплинам профессионального компонента разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, и утверждаются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по закрепленным за ними специальностям.
Типовые учебные программы по учебным дисциплинам общеобразовательного компонента разрабатываются и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Типовая учебная программа по практике – учебная программа, определяющая содержание, сроки и последовательность прохождения учащимися, курсантами практики, основные требования к условиям организации практики, результатам прохождения практики учащимися, курсантами, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания, перечень учебных изданий и средств обучения.
Типовые учебные программы по практикам разрабатываются организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение среднего специального образования, и утверждаются республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, по закрепленном за ними специальностям.
Учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по учебной дисциплине – учебная программа, которая разрабатывается учреждением образования, реализующим основные образовательные программы среднего специального образования, на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине и предусматривающая базовый или повышенный уровень изучения учебной дисциплины и утверждается его руководителем.
Учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по практике – учебная программа, которая разрабатывается учреждением образования, реализующим основные образовательные программы среднего специального образования, на основе типовой учебной программы по практике, предусматривающая базовый или повышенный уровень прохождения практики, и утверждается его руководителем.
Экспериментальная учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по учебной дисциплине – учебная программа, апробируемая в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы среднего специального образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальная учебная программа учреждения образования, реализующего основные образовательные программы среднего специального образования, по практике – учебная программа, апробируемая в учреждении образования, реализующем основные образовательные программы среднего специального образования, на базе которого осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по практикам, экспериментальные учебные программы учреждений образования, реализующих основные образовательные программы среднего специального образования, по учебным дисциплинам разрабатываются учреждениями образования, реализующими образовательные программы среднего специального образования, на базе которых осуществляется экспериментальная деятельность, и утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с учредителями этих учреждений образования.
РАЗДЕЛ XI
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА 37
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 199. Система высшего образования
Высшее образование – уровень основного образования, направленный на развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, завершающийся присвоением квалификация специалиста с высшим образованием, степени магистра.
Система высшего образования включает:
участников образовательного процесса при реализации основных образовательных программ высшего образования;
основные образовательные программы высшего образования;
учреждения высшего образования;
организации, обеспечивающие функционирование системы высшего образования;
учебно-методические объединения в сфере высшего образования;
организации, обеспечивающие прохождение практики студентами;
государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации) в пределах их полномочий по управлению в сфере высшего образования.
Высшее образование подразделяется на две ступени.
На I ступени высшего образования обеспечивается подготовка специалистов, обладающих фундаментальными и специальными знаниями, умениями и навыками с присвоением квалификации специалиста с высшим образованием и выдачей диплома о высшем образовании.
На II ступени высшего образования (магистратура) обеспечивается формирование знаний, умений и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы с присвоением степени магистра и выдачей диплома магистра.
Статья 200. Участники образовательного процесса при реализации основных образовательных программ высшего образования
К участникам образовательного процесса при реализации основных образовательных программ высшего образования относятся студенты, курсанты, слушатели, педагогические работники.
Студент, осваивающий содержание основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра, является магистрантом.
Студентам на весь срок получения высшего образования выдаются студенческие билеты и зачетные книжки, образцы которых устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Курсант – лицо, осваивающее содержание основной образовательной программы высшего образования I ступени по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Курсантам на весь период получения высшего образования выдаются зачетные книжки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.
Слушатель – лицо из числа офицерского состава Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получающее второе или последующее высшее образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, гражданской авиации, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
Слушателям на весь период получения высшего образования выдаются зачетные книжки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца.
Перечень должностей педагогических работников, которые замещаются по конкурсу, и порядок замещения должностей педагогических работников определяются Правительством Республики Беларусь.
Статья 201. Основные образовательные программы высшего образования
Основные образовательные программы высшего образования подразделяются на:
основную образовательную программу высшего образования
I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием;
основную образовательную программу высшего образования
I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированную с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием;
основную образовательную программу высшего образования
II ступени, обеспечивающую получение степени магистра.
Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы в очной и заочной формах получения образования.
Основные образовательные программы высшего образования реализуются в учреждениях высшего образования.
Особенности реализации основных образовательных программ высшего образования при подготовке кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Статья 202. Образовательные стандарты высшего образования
Образовательные стандарты высшего образования разрабатываются по каждой специальности (направлению специальности) и устанавливают основные требования к содержанию профессиональной деятельности специалиста с высшим образованием, компетентности специалиста с высшим образованием, содержанию учебно-программной документации основных образовательных программ высшего образования, уровню основного образования лиц, поступающих для получения высшего образования, формам и срокам получения высшего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки студентов, курсантов, слушателей, уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации.
Разработку образовательных стандартов высшего образования организует Министерство образования Республики Беларусь и осуществляет ее совместно с учебно-методическими объединениями в сфере высшего образования и организациями – заказчиками кадров.
Образовательные стандарты высшего образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с заинтересованными государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находятся учреждения высшего образования и (или) для которых осуществляется подготовка кадров.
Статья 203. Срок получения высшего образования
Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования составляет:
на I ступени высшего образования от 4 до 5 лет;
на II ступени высшего образования от 1 года до 2 лет.
Срок получения высшего образования в вечерней и заочной формах получения образования определяется сроком получения высшего образования в дневной форме получения образования и может быть увеличен не более чем на 1 год.
Срок получения высшего образования на I ступени высшего образования по наиболее сложным специальностям может быть увеличен не более чем на 1 год. Перечень таких специальностей утверждается Правительством Республики Беларусь.
Срок получения высшего образования лицами, получающими высшее образование и обучающимися по дополнительной специальности (специализации), увеличивается не менее чем на 1 год.
Срок получения высшего образования лицами, получившими среднее специальное образование, может быть сокращен учреждением высшего образования по согласованию с Министерством образования Республики Беларусь при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования.
Срок получения второго и последующего высшего образования может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования, но при этом срок получения образования должен быть не менее 3 лет.
Срок получения второго и последующего высшего образования для лиц, получающих второе и последующее высшее образование по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, составляет не менее 2 лет.
ГЛАВА 38
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебно-методические объединения в сфере высшего образования
Статья 204. Учреждения высшего образования
Учреждение высшего образования – учреждение образования, которое реализует основные образовательные программы высшего образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, основную образовательную программу среднего образования, основные образовательные программы профессионально-технического образования, основные образовательные программы среднего специального образования, основные образовательные программы послевузовского образования, дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых.
Учреждения высшего образования могут быть следующих видов:
классический университет;
профильный университет (академия, консерватория);
институт;
высший колледж.
Классический университет – учреждение высшего образования, которое реализует основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по разным профилям и направлениям образования, основную образовательную программу высшего образования II ступени, обеспечивающую получение степени магистра, по разным профилям и направлениям образования, основные образовательные программы послевузовского образования, дополнительную образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированную с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, по соответствующим профилям, направлениям, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, основную образовательную программу среднего образования, основные образовательные программы профессионально-технического образования, основные образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по профилям, направлениям образования, координирует деятельность учебно-методических объединений в сфере высшего образования.
Профильный университет (академия, консерватория) – учреждение высшего образования, которое реализует основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одному или нескольким профилям образования, основную образовательную программу высшего образования II ступени, обеспечивающую получение степени магистра, по одному или нескольким профилям, основные образовательные программы послевузовского образования, дополнительную образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированную с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, по соответствующему профилю (профилям) образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, основную образовательную программу среднего образования, основные образовательные программы профессионально-технического образования, основные образовательные программы среднего специального образования по отдельным специальностям, дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования, функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) образования, координирует деятельность учебно-методических объединений в сфере высшего образования.
Институт – учреждение высшего образования, которое реализует основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, по одной или нескольким близким специальностям профиля (профилей) образования, основные образовательные программы послевузовского образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать основную образовательную программу высшего образования II ступени, обеспечивающую получение степени магистра, по одной или нескольким близким специальностям профиля (профилей) образования, обеспечивающую получение степени магистра по одной или нескольким специальностям одного или нескольких профилей образования, основную образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированную с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием по одной или нескольким специальностям одного или нескольких профилей образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, основные образовательные программы профессионально-технического образования, дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям) одного или нескольких профилей образования.
Высший колледж – учреждение высшего образования, которое реализует основную образовательную программу высшего образования
I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированную с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, по специальностям одного профиля образования, основную образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и может реализовывать дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, основные образовательные программы профессионально-технического образования, дополнительную образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи.
Основными структурными подразделениями, обеспечивающими осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, являются факультет, кафедра, научно-исследовательская часть (сектор, отдел).
Факультет – организационно-административное структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, а также учебно-методическую работу в рамках определенного профиля образования, направления образования, специальностей подготовки специалистов. В состав факультета входят кафедры.
Кафедра – основное структурное подразделение учреждения высшего образования, обеспечивающее осуществление учреждением высшего образования образовательной и научной деятельности, а также учебно-методическую работу по одной или нескольким родственным специальностям либо учебным дисциплинам.
Научно-исследовательская часть (сектор, отдел) – структурное подразделение учреждения высшего образования, которое организует, координирует и осуществляет научную, научно-техническую, и инновационную деятельность, управляет ими. В состав научно-исследовательской части (сектора) входят научно-исследовательские институты, научно-исследовательские лаборатории, иные структурные подразделения осуществляющие и (или) обеспечивающие осуществление научной, научно-технической или инновационной деятельности, а также кафедры, в части осуществления ими научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Статья 205. Управление учреждением высшего образования
Непосредственное руководство учреждением высшего образования осуществляет его руководитель (ректор, начальник).
Руководитель государственного учреждения высшего образования назначается на должность и освобождается от должности в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.
Руководитель частного учреждения высшего образования назначается на должность и освобождается от должности Министром образования Республики Беларусь по представлению учредителя.
Непосредственное руководство кафедрой факультета учреждения высшего образования осуществляет ее заведующий.
Заведующий (начальник) кафедрой факультета назначается на должность после его избрания советом учреждения высшего образования и освобождается от должности руководителем учреждения высшего образования.
Непосредственное руководство факультетом учреждения высшего образования осуществляет его декан (начальник).
Декан (начальник) факультета учреждения высшего образования назначается на должность по представлению совета учреждения высшего образования и освобождается от должности руководителем учреждения высшего образования.
Основным органом самоуправления учреждения высшего образования является совет учреждения высшего образования, возглавляемый его руководителем.
Основным органом самоуправления факультета учреждения высшего образования является совет факультета учреждения высшего образования, возглавляемый его руководителем.
В учреждении высшего образования может создаваться попечительский совет.
Статья 206. Ведущие учреждения высшего образования
Учреждению высшего образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения высшего образования в системе высшего образования, ведущего учреждения высшего образования в отрасли.
Учреждению высшего образования в целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования и усиления его роли в решении социально-экономических, научно-технических и иных задач развития Республики Беларусь, содействия формированию основных направлений научных исследований учреждений высшего образования и координации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования, разработки современных образовательных технологий и средств обучения в системе высшего образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения высшего образования в системе высшего образования.
Статус ведущего учреждения высшего образования в системе высшего образования предоставляется Правительством Республики Беларусь по представлению Министерства образования Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Учреждению высшего образования в целях дальнейшего совершенствования системы высшего образования и усиления его роли в решении социально-экономических, научно-технических и иных задач развития отраслей экономики и социальной сферы, содействия развитию основных направлений научных исследований в конкретной отрасли, координации деятельности учебно-методических объединений в сфере высшего образования, разработки современных образовательных технологий и средств обучения может быть предоставлен статус ведущего учреждения высшего образования в отрасли.
Статус ведущего учреждения высшего образования в отрасли предоставляется Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Республиканским советом ректоров учреждений высшего образования на основании предложения государственного органа, подчиненного и (или) подотчетного Президенту Республики Беларусь, республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в подчинении которых находится учреждение высшего образования.
Статья 207. Взаимодействие государственных учреждений высшего образования и организаций заказчиков кадров
В целях обеспечения потребности в специалистах с высшим образованием, содействия развитию материально-технической базы учреждения высшего образования, прохождения производственной практики государственное учреждение высшего образования и организация, заинтересованная в подготовке специалистов с высшим образованием, заключают договор о взаимодействии в при подготовке для организации специалистов с высшим образованием.
Существенными условиями договора о взаимодействии в при подготовке для организации специалистов с высшим образованием являются:
предмет договора;
количество лиц, заявляемое для подготовки в учреждении высшего образования с целью последующего трудоустройства в организации –заказчике кадров, и срок их обучения;
специальности, квалификации, по которым будет осуществляться подготовка;
порядок прохождения студентами производственной практики;
закрепление и финансирование объектов для прохождения производственной практики;
стажировка педагогических работников учреждения высшего образования в организации – заказчике кадров;
участие представителей организации – заказчика кадров в итоговой аттестации;
трудоустройство выпускников в организации – заказчике кадров.
Примерная форма договора о взаимодействии при подготовке для организации специалистов с высшим образованием и порядок его заключения устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Организация–заказчик кадров, принимающая на себя в соответствии с договором о взаимодействии при подготовке для организации специалистов с высшим образованием обязательства по созданию материально-технической базы учреждению высшего образования для организации производственной практики, признается для него базовой.
Базовая организация имеет преимущественное право на обеспечение своих потребностей в специалистах с высшим образованием, подготавливаемых в учреждении высшего образования.
Договор о взаимодействии при подготовке для организации специалистов с высшим образованием между учреждением высшего образования и базовой организацией заключается по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, - для учреждений высшего образования и организаций государственной формы собственности и с учредителями – для учреждений высшего образования и организаций частной формы собственности.
Статья 208. Учебно-методические объединения в сфере высшего образования
Для повышения качества образования специалистов с высшим образованием Министерством образования Республики Беларусь могут создаваться на базе ведущих учреждений высшего образования учебно-методические объединения учреждений высшего образования по профилям, направлениям образования, специальностям.
В состав учебно-методических объединений в сфере высшего образования могут входить руководители и преподаватели, научные работники аккредитованных учреждений высшего образования Республики Беларусь, представители государственных органов, иных организаций, заинтересованных в подготовке специалистов по определенным профилям, направлениям образования, специальностям (направлениям специальностей).
Основными функциями учебно-методических объединений в сфере высшего образования являются:
участие в разработке и совершенствовании образовательных стандартов высшего образования;
участие в разработке и совершенствовании типовых учебных планов по специальностям и типовых учебных программ по учебным дисциплинам;
экспертиза учебных планов по специальностям (направлениям специальностей) и учебных программ по изучаемым учебным дисциплинам, проведение консультаций для заинтересованных организаций по вопросам повышения качества образования;
согласование рукописей учебников, учебных и учебно-методических пособий;
подготовка заключений о целесообразности реализации учреждениями высшего образования основной образовательной программы высшего образования II ступени, обеспечивающей получение степени магистра.
Решения учебно-методического объединения в сфере высшего образования носят рекомендательный характер.
Деятельность учебно-методических объединений в сфере высшего образования координируют ведущее учреждение высшего образования в системе высшего образования и (или) ведущее учреждение высшего образования в отрасли.
Положение об учебно-методическом объединении в сфере высшего образования утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
|