страница 1 Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания педагогов
ГУО «Ваверская СШ»
Подготовила педагог-психолог
ГУО «Ваверская СШ» (д.Ваверка ,
Лидский р-н, Гродненская обл.)
Дейлидко Юлия Вальдемаровна
В течение последних трех десятилетий проблема профессионального выгорания педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д).
Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний (Слайд 1)
. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении.
В связи с этим организация работы социально-педагогической и психологической службы по профилактике эмоционального выгорания педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования.
Деятельность социально-педагогической и психологической службы по профилактике профессионального выгорания в нашей школе реализуется по следующим направлениям:
(Слайд 2)
- Диагностическое;
- Консультационное;
- Коррекционно-развивающее;
- Психопросвещение.
На первом этапе осуществляется тестирование педагогов и определение степени эмоционального выгорания, выявление группы риска.
На данном этапе цель педагога-психолога при работе с педагогическим коллективом состоит в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в педагогической деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью. Необходимо также сформировать у педагогов мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний.
Первый этап является также определяющим и для формирования коррекционно-развивающей группы. В зависимости от изучаемого параметра можно использовать следующие методики. Предлагаемый диагностический инструментарий:
(Слайды 3,4)
Параметры
|
Методики
|
Особенности протекания психических процессов
|
Методика определения типа темперамента по Айзенку
|
Тревожность
|
Методика тревожности, ригидности и экстравертированности Д. Моудсли
|
Акцентуации характера
|
Методика Леонгарда
|
Самооценка
|
Опросник определения уровня самооценки
|
Основные механизмы психологической защиты
|
Опросник «Механизмы психологической защиты» Келлермана-Плутчика
|
Нервно-психическая устойчивость
|
Методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко
|
Уровень коммуникативного контроля
|
Методика «Самоконтроль в общении» М. Снайдера
|
Межличностные отношения в коллективе
|
Общая оценка психологического климата коллектива Лутошкина
|
Направленность личности
|
Методика определения направленности личности
|
Самоорганизация
|
Опросник по особенностям самоорганизации
|
Социальная фрустрированность
|
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности
|
В нашем исследовании были использованы опросник Келлермана-Плутчика «Механизмы психологической защиты» и методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко. С помощью этих методов можно выявить:
- насколько выражены симптомы эмоционального выгорания;
- насколько сформированы фазы развития стресса (напряжение, резистенция, истощение);
- какие механизмы психологических защит используют педагоги, какие доминируют.
Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности педагогом-психологом проведены психологические исследования среди педагогов, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25 лет), преподающих разные предметы.
В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.
У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8–12%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства. На данном этапе недостаточно развиты рефлексивные качества.
У профессионалов со стажем более 10 лет уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 25%.
(Слайд 5)
Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течение учебного года было установлено следующее:
— 54% педагогов испытывают данное состояние 1–2 раза в год;
— 20 % — 3–4 раза в год;
— 12% — более 5 раз;
— 14 % — не испытывают вообще.
Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1–2 раза в течение года.
(Слайд 6)
Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице:
Раздражительность
|
Разочарование
|
Обида
|
Досада
|
Апатия
|
Подавленность
|
Беспомощность
|
Угнетенность
|
Опустошенность
|
Горечь
|
Отчаяние
|
Конфликтность
|
Стресс
|
Безысходность
|
Перечисленные эмоциональные реакции в разной степени могут проявляться у педагогов, эти процессы взаимосвязаны с особенностями протекания нервно-психических процессов, типом темперамента, особенностями характера и уровнем самооценки. Также на степень проявления эмоционального выгорания влияет определенный механизм психологической защиты, использованный педагогом в той или иной стрессогенной ситуации.
(Слайд 7)
Психологической защитой - называется специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
Ведь известно, что механизмы защиты позволяют избежать мощных угрожающих чувств: тревоги, сильнейшего горя, эмоциональных переживаний.
Нами было проведено исследование, где было выявлено, какими механизмами защиты пользуются педагоги чаще всего в своей деятельности.
По методике Плутчика нами были получены следующие результаты:
(Слайд 8)
Механизмы псих. защиты
|
% (кол-во педагогов)
|
Вытеснение
|
25
|
Отрицание
|
68
|
Рационализация
|
58
|
Проекция
|
26
|
Регрессия
|
30
|
Реактивные образования
|
28
|
Замещение
|
21
|
Компенсация
|
25
|
Исходя из результатов, мы видим, что отрицание и рационализация – самые распространенные механизмы психологической защиты, использующиеся педагогами в нашей школе.
Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Естественно, что эти “оправдательные” объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели их истинные мотивы.
Отрицание. В качестве характерного примера Фрейд приводит воспоминания Чарльза Дарвина: ”В течение многих лет я следовал золотому правилу, а именно, когда я сталкивался с опубликованным фактом, наблюдением или идеей, которые противоречили моим основным результатам, я незамедлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные”.
Вытеснение - удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию, потенциально вызывающих напряженность. Однако вытесненные в бессознательное, эти ”комплексы” продолжают действовать на душевную жизнь и поведение человека и постоянно ищут выхода “наружу”. Поэтому для удерживания их в бессознательном требуется постоянный расход энергии.
Проекция- это подсознательное приписывание собственных качеств, чувств и желаний другому человеку.
З. Фрейд
Проекцию можно рассматривать как перенос на других людей ответственности за собственные неудачи.
И. Г. Малкина- Пых
Регрессия-соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления. Даже здоровые люди, чтобы как-то защититься от постоянного эмоционального прессинга, ”спустить пар”, время от времени прибегают к различным формам регрессии. Они курят, напиваются, ковыряют в носу, лепечут по-детски, читают бульварные романы, портят вещи, верят мистификаторам, рискованно водят автомобиль и делают еще массу “глупостей”.
Сублимация-это наиболее распостраненный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируется в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества. Разновидностью сублимации может быть спорт, интеллектуальный труд, творчество. Сублимированная энергия, по мнению Фрейда, создает цивилизацию.
Изоляция- это отделение психотравмирующей ситуации от связанных с ней душевных переживаний. Замена ситуации происходит как бы неосознанно. Изоляция ситуации от собственного Эго особенно ярко проявляется у детей. Взяв куклу или игрушечную зверюшку, ребенок, играя может “дать” ей делать и говорить все, что ему самому запрещается: быть безрассудной, саркастичной, жестокой, ругаться, высмеивать других и т. п.
Реактивные образования –это поведение или чувства, противопоставляемые желанию; это явная или неосознанная инверсия желания.
Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.
- Консультационная работа;
(Слайд 9)
Задачи социально-педагогической и психологической службы нашей школы в рамках консультационной деятельности:
• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;
• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
• улучшить психологический климат в коллективе;
• снизить ситуативная и личностная тревожность педагогов;
• сформировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• повысить самооценку и уверенность в себе.
Примерный план групповых консультаций по сохранению и укреплению психического здоровья участников воспитательного процесса, в результате которых реализуется деятельность социально-педагогической и психологической службы нашей школы по профилактике профессионального выгорания педагогов.
(Слайд 10)
Тематика
|
Категория
клиента
|
Ответственные
|
Влияние психоэмоционального состояния учителя на педагогическую деятельность и результаты его труда.
|
Педагоги
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Понятие и критерии психического здоровья
|
Педагоги, родители, учащиеся
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Основные причины и факторы педагогического труда, ведущие к возникновению состояния эмоционального выгорания.
|
Педагоги
|
Педагог социальный Волынец Н.И.
|
Функции классного руководителя в системе работы по профилактике суицидального поведения школьников
|
Педагоги
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Механизмы психологической защиты
|
Педагоги, родители
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Эмоциональное выгорание как психологическая защита организма. Профилактика синдрома профессионального выгорания
|
Педагоги
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Стрессы в педагогической деятельности.
|
Педагоги
|
Педагог социальный Волынец Н.И.
|
Способы экстренной саморегуляции в ситуации стресса
|
Педагоги, родители, учащиеся
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
Особенности межличностных отношений в коллективе.
|
Педагоги, учащиеся
|
Педагог социальный Волынец Н.И.
|
Конфликты и способы поведения в конфликтных ситуациях
|
Педагоги, родители
|
Педагог социальный Волынец Н.И.
|
Отрицательные эмоции и регуляция состояний.
|
Педагоги, учащиеся
|
Педагог-психолог Дейлидко Ю.В.
|
- Коррекционно-развивающий блок включает в себя конкретные мероприятия по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных и межличностных проблем.
Блок коррекционно-развивающий мероприятий включает в себя групповые и индивидуальные формы работы с педагогическим коллективом.
(Слайд 11)
Коррекционно-развивающий деятельность включает в себя три основных направления:
1. Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков.
2. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.
3. Повышение уверенности в себе и формирование адекватной самооценки.
Эффективными методами работы по профилактике профессионального выгорания в нашей школе являются совместные досуговые мероприятия. Ряд мероприятий носит религиозный характер. Было организовано поломничество в Республику Польша к Ченстоховской Божьей Матери от костела Преображения Господня, которое проходит ежегодно, также посещение всем педагогическим коллективом и учащимися костела к началу и концу учебного года; ко дню учителя ксендз Феликс Пепелевич проводит совместную молитву с педагогами.
На зимних каникулах педагоги участвовали в лыжном заезде; летом осуществляются совместные экскурсии в города Брест, Гродно, г.п. Жировичи.
Данные мероприятия способствуют формированию позитивного отношения педагогов к себе и к коллективу, адекватному восприятию себя в группе, отработке навыков саморегуляции и стабилизации эмоциональных реакций.
Для успешной реализации задач данного блока могут использоваться элементы таких методов, как арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, психодрама, позитивная психотерапия, релаксация, психогимнастические комплексы, использование рефлексии и др.
Социально-педагогической и психологической службой нашей школы разработана программа профилактики синдрома профессионального выгорания.
(Слайды 12, 13)
Наименование мероприятия
| Сроки | Время проведения |
Занятие «Как жить полной жизнью и не «сгореть « на работе»
Цель: формирование благоприятного психологического микроклимата
|
ноябрь
|
20.11.10
|
Тренинговое занятие по формированию доверия в группе «Взаимные презентации»
Цель: фокусировка внимания на собственной личности, на своих представлениях о самом себе
|
декабрь
|
18.12.10
|
Тренинг по развитию межличностной аттракции «Я» в зеркале группы»
Цель: оптимизация отношения к себе и окружающим
|
январь
|
22.01.11
|
Занятие на осознание стереотипного поведения «Как я действую?»
Цель: осознание собственных поведенческих стереотипов, формирование новых способов поведения в знакомых ситуациях
|
февраль
|
19.02.11
|
Занятие на осознание своих чувств «Что я чувствую?»
Цель: принятие своих чувств, обучение эффективным способам снятия внутреннего напряжения, приемам саморегуляции
|
март
|
19.03.11
|
Тренинговое занятие на целеполагание «Хочу-могу-буду»
Цель: рефлексия базовых ценностей личности, визуализация цели
|
апрель
|
16.04.11
|
Тренинг на осознание своих личностных ресурсов
Цель: оптимизация отношений к себе, осознание личностных ресурсов для реализации профессиональных и жизненных планов, формирование мотивации на дальнейшую самостоятельную работу, рефлексия
|
май
|
14.05.11
|
Таким образом, алгоритм тренингов может быть следующим:
• определение и осмысление жизненной позиции;
• анализ и понимание существования проблем;
• отработка навыков саморегуляции (релаксация, психологическая защита, оптимальное реагирование на стресс и т.д.);
• рефлексия полученных знаний и психологических образований.
- психопросвещение и психопрофилактика
В рамках данного направления осуществляется формирование специальных знаний о синдроме профессионального выгорания и методах его профилактики.
Проводятся мероприятия, направленные на развитие жизненного стиля с доминированием ценностей самореализации, формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости, а также гармоничного сочетания ролей.
В рамках работы с учащимися по профилактике суицидального поведения соответственно прослеживается и деятельность социально-педагогической и психологической службы по поддержанию и укреплению психологического здоровья педагогов. В процессе проведения групповых консультаций, классных часов, бесед, коррекционно-развивающих занятий с учащимися параллельно осуществляется просвещение педагогов, что приводит к более детальному пониманию проблемы и принятию конструктивных решений. В сентябре в рамках месячника по предупреждению суицидов проходило методическое объединение для педагогов «Роль педагогического коллектива в укреплении психофизического здоровья учеников».
Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания о синдроме выгорания, эмоциональной поддержки и повышения значимости педагогической профессии можно в значительной степени изменить к лучшему ситуацию профессионального выгорания педагогов.
(Слайд 14)
Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
Мишель Монтень
«Знание сила, а познание себя – сила личности» тренинговое занятие с педагогами-психологами, педагогами социальными
Подготовила педагог-психолог
ГУО «Ваверская СШ» (д.Ваверка ,
Лидский р-н, Гродненская обл.)
Дейлидко Юлия Вальдемаровна
Цель: сформировать благоприятный психологический микроклимат среди педагогов
Задачи:
- оптимизировать уровень межличностных отношений среди педагогов;
- повысить чувство доверия в коллективе через осознание себя как индивидуальности и рефлексию своих базовых ценностей;
- обучить педагогов эффективным способам снятия внутреннего напряжения, приемам саморегуляции.
Содержание занятия
-
Знакомство в группе.
Аллитерация имени. Каждому в группе предлагается написать на первую букву своего имени город, блюдо и качество, которое его характеризует, и высказаться по кругу.
-
Знакомство с правилами работы в группе.
1) Искренность в общении.
Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса – лучше промолчать.
2) Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3) Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это – одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
4) Право каждого члена группы сказать “стоп” – прекратить обсуждение его проблем.
Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.
5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: “все так думают”, “большинство так считают”. Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: “я думаю…”, “я чувствую …”, “мне кажется …”. Основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.
6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
Участникам дается право самим придумать и дописать свои правила взаимодействия в группе.
-
Рассказать притчу о молодом человеке:
Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.
Дискуссия на тему “Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?”
-
“Познай себя”. Важность этой истины понимали еще древние. Для того, чтобы успешно строить контакты с окружающими, совсем неплохо сначала наладить отношения с самим собой. Первые признаки разлада в себе – психосоматические заболевание, (болит голова. сердце, кишечник, не пойму почему), а затем и соматические. Но вспомните свои попытки самоанализа, - чем больше думаешь о себе, тем сложнее ответить на вопрос: “ Кто Я?” Иногда подозреваешь в себе гения, а уже на другой день ощущаешь, что ты – самое презренное существо на свете. Умело выходя из запутанной жизненной ситуации, пасуешь почему-то в незначительном уличном инциденте. Смелый и раскованный в одном случае, неожиданно становишься робким и пассивным в другом. Так кто же я на самом деле?
Упражнение “Кто Я”
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может (12 высказываний). Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это вслух. (Высказывания по кругу).
Необходимо отметить какие из этих качеств относятся к Я – физическому, Я – интеллектуальному, Я – эмоциональному, Я – социальному. Если разница между различными Я составляет 1-2 балла, человек адекватно рассматривает себя со всех сторон. Если явно преобладает одна из субличностей, она может мешать человеку в жизни самому себе или в общении с окружающими.
Перерыв.
Игра “Баз”. Задание: быстро сосчитать от 1 до 100, нельзя называть число 3, все числа, в которых присутствует цифра 3 и все числа, которые делятся на 3 вместо них говорить “Баз”. Ошибавшиеся выходят в круг, вместе выполняют задания, данное группой. Рефлексия: что чувствуют наказуемые, что чувствуют наказывающие?
5. Задание: составить список ценных качеств в себе, закончив предложения:
Я забочусь… Я люблю…. Я помогаю…. Я признаю…. Я талантлива…. Я умею хорошо делать… Я сержусь… Я обижаюсь… Я расстраиваюсь, когда… Мне нравится… Я благодарна себе….
Рефлексия: трудно ли было дописывать…Обсуждается, что было дописывать легче, почему.
Упражнение позволяет узнать себя и окружающих, провести самоанализ своих достоинств и недостатков.
-
Упражнение на визуализацию и расслабление.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
«Визуализация моря»
Представьте себя на берегу моря. Посмотрите, какой ласковый сегодня прибой. Вам тепло и даже жарко. Нестерпимо палит солнце. Вам так хочется искупаться. И вот Вы уже идете по направлению к морю по горячему песку. Подходите к самой кромке прибоя. И, наконец, бросаетесь в воду. Вы уже в воде! Вот это да! Какая же вода сегодня холодная! Просто ледяная! Вода прямо-таки обжигает Вас, сводит руки и ноги. Но Вы не боитесь холода, Вы уже плывете, сильно работая руками, ногами, Вы стремительно двигаетесь вперед. И начинаете согреваться. Вы уже освоились в этой холодной воде. Вы плывете, плывете, наслаждаетесь легкой прохладой воды. Она так приятно обтекает ваше разгоряченное тело. Вы плывете, как дельфин - стремительно и плавно. А сейчас Вы перевернулись на спину и отдыхаете. Вам хорошо и спокойно. Вы чувствуете, что все Ваши мысли текут плавно. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Отдохнули. Открываем глаза…
Упражнения на визуализацию позволяют создавать внутренние образы в сознании человека, т.е. активизировать воображение с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Воспроизведя в своем сознании образы внешнего мира, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие, а также этот метод может считаться эффективным способом эмоциональной саморегуляции.
7. Упражнение “Письмо самому себе любимому”.
Все мы очень разные. Но можно ли сказать, что образ “Я” бывает “хорошим” или “правильным”? Нет, не бывает правильного внутреннего мира. Но бывает гармоничное и не гармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает эмоционально принимаемый образ “Я”.
Теперь соберите воедино все, о чем мы сегодня говорили и напишите письмо, обращение к самому себе любимому.
Это заключительное упражнение, письма можно зачитывать, но только с согласия авторов.
По окончании занятия идет рефлексия. Вопросы для обсуждения:
-
Какие чувства Вы испытали?
-
Что нового о себе узнали?
-
Что вынесли из данного занятия для себя?
Декларация моей самости
Я – это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.
Есть люди, в чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит все, что есть во мне:
мое тело, включая все, что оно делает;
мое сознание, включая все мои мысли и планы;
мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;
мои чувства, какими бы они ни были – тревога, напряжение, любовь, раздражение, радость;
мой рот и все слова, которые он может произносить;
мой голос, громкий или тихий;
все мои действия, обращенные к другим людям или самому себе.
Мне принадлежат все мои победы и успехи, все мои поражения и ошибки.
Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу близко познакомиться с собой.
Я могу полюбить себя и подружиться собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне помогало мне.
Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпимо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.
Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, - это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я и данный момент.
Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что Я делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться оттого, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в самом себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.
Я – это Я, и Я - это замечательно!
Правила взаимодействия в группе
1) Искренность и открытость в общении.
2) Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
3) Не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
4) Право каждого члена группы сказать “стоп” – прекратить обсуждение его проблем.
5) Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
6) Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
страница 1
|