Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
Учреждение образования

«Белорусский государственный университет культуры и искусств»


УДК [002.1-028.42:378.02]:61(043.3)




Вайцехович

Надежда Юрьевна
МЕДИЦИНСКАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук


по специальности 05.25.03 – библиотековедение, библиографоведение

и книговедение


Минск 2012

Работа выполнена на кафедре теории и истории информационно-документных коммуникаций УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководительКасап Вера Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедрой теории и истории

информационно-документных коммуникаций

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Официальные оппонентыМазурицкий Александр Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой библиотековедения

и книговедения Библиотечно-информационного института ГОУВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»


Кузьминич Татьяна Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заместитель директора по информационным ресурсам ГУ «Национальная библиотека Беларуси»
Оппонирующая организация – ГУ «Центральная научная библиотека имени Якуба Колоса Национальной академии наук Беларуси»

Защита состоится 27 сентября 2012 года в 16.00 на заседании совета по защите диссертаций К 09.03.01 при УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 220007, г. Минск, ул. Рабкоровская, 17, читальный зал библиотеки; e-mail: buk@buk.by; телефон учёного секретаря 222–83–36.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат разослан 26 июня 2012 года.

Ученый секретарь совета

по защите диссертаций К 09.03.01

кандидат педагогических наук,

доцент Л.И. Козловская



КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс в медицинском университете на современном этапе ориентирован не только на подготовку профессионалов в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, но и специалистов, стремящихся к постоянному самообразованию, обладающих развитым клиническим мышлением, готовых к творческому внедрению инноваций в практику здравоохранения. Достижение такого уровня невозможно без совершенствования учебно-методического обеспечения высшего медицинского образования.

Учебная книга с древнейших времен осознавалась как хранитель и транслятор знаний, уникальное средство передачи социального опыта. Своеобразие изучения учебной книги состоит в том, что она, являясь важнейшим средством обучения, тем не менее не может быть сведена только к своей прагматической стороне. В современном книговедении, философии, культурологии книга рассматривается как форма смысловой коммуникации, которая, объективируя содержание сознания автора, задает возможности для восприятия и интерпретации его читателем, т.е. раскрывается сущность книги как знаково-коммуникационной системы, проявляющей себя не через предметность, а через социальные взаимодействия. В образовательной системе учебная книга является уникальным обучающим средством, в основе которого заложен механизм инициации чтения как индивидуального процесса смысловой обработки текста.

Выступая одновременно в качестве учебно-методического средства, носителя содержания образования и коммуникативного посредника в образовательной среде, учебная медицинская книга обнаруживает отраслевую специфику по каждому из этих аспектов. В настоящее время в книговедении и педагогике практически не изучены теоретические основы отраслевой учебной книги с учетом специфики образовательного процесса и будущей профессиональной деятельности выпускников, притом что специалисты указывают на назревшую необходимость таких исследований. К недостаточно исследованным вопросам относятся также организационные аспекты функционирования учебных книг для вузов, проблемы повышения эффективности их использования в современном образовательном процессе. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью совершенствования учебных изданий для высшего медицинского образования с учетом современных требований к его качеству и отсутствием научно обоснованных разработок в данной области, что и обусловило выбор темы данного исследования.

В диссертации сделана попытка обоснования теоретических и организационно-педагогических основ функционирования медицинской учебной книги в системе высшего образования на основе сочетания книговедческого и педагогического подходов к ее изучению.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Связь работы с крупными научными программами (проектами) и темами

Диссертация выполнена в рамках комплексных научных тем кафедры теории и истории информационно-документных коммуникаций УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»: «Библиотеки Республики Беларусь в системе социально-культурных коммуникаций» (утверждена советом университета 21.03.2006 г., протокол № 7), «Книжная, библиотечная, библиографическая деятельность в системе непрерывного образования» (утверждена советом университета 21.12.2010 г., протокол № 4).



Цель и задачи исследования

Цель исследования – обоснование теоретических основ медицинской учебной книги и разработка организационно-педагогических условий оптимизации ее использования в системе высшего медицинского образования. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1) определить понятие учебной медицинской книги, выявить типологические свойства, функции и факторы, детерминирующие ее развитие;

2) разработать книговедческую типологическую модель учебной медицинской книги;

3) раскрыть структурные особенности современного потока учебных медицинских изданий;

4) определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие оптимизацию использования медицинской учебной книги;

5) разработать и апробировать методику формирования информационной культуры студентов-медиков как необходимое условие, обеспечивающее их готовность к использованию современной медицинской учебной книги.



Объект и предмет исследования

Объект исследования – медицинская учебная книга как средство обучения в высшей школе. Предмет исследования – теоретические и организационно-педагогические аспекты функционирования медицинской учебной книги в системе высшего образования. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен наличием проблемной ситуации, вызванной тем, что теоретические и организационно-педагогические основы функционирования медицинских учебных книг недостаточно изучены и разработаны.

Положения, выносимые на защиту:

1. Медицинская учебная книга является открытой дидактической знаково-коммуникационной системой, сущность которой состоит в обеспечении передачи современного медицинского знания, способов мыслительной и практической деятельности специалистов-медиков, эмоционально-ценностных ориентаций в логике закономерностей процесса обучения с учетом уровня и целей обучения. Развитие учебных медицинских изданий обусловлено комплексом факторов (внешними   социально-экономическая и социально-культурная ситуация, развитие информационных и коммуникационных технологий, международные тенденции развития медицины и здравоохранения; внутренними   тенденции развития системы медицинского образования, развитие медицинской науки и практики, потребности участников образовательного процесса), вызвавших высокий темп изменений в системе. Медицинская учебная книга обладает специфическими сущностными свойствами, обусловленными особенностями медицинской отрасли и системы высшего образования: доминирование прагматического аспекта содержания; высокая наглядность; объективность; быстрое устаревание представленной информации; высокодифференцированность; комплексность и междисциплинарность. Учебные издания по медицине реализуют в системе высшего медицинского образования обучающе-гносеологическую, обучающе-прагматическую и обучающе-аксиологическую функции при доминирующем системообразующем значении обучающе-прагматической функции.

2. Типологическая модель медицинской учебной книги строится с учетом ее знаково-коммуникационной природы, включает пять основных подсистем: семантическую (содержательную), прагматическую (дидактическую), семиотическую (знаковая система), коммуникативную (средство взаимодействия), формальную (материальная конструкция) – и описывается посредством следующих типологических критериев: функционального, концептуально-дидактического, дисциплинарного, организации учебной информации, читательского адреса, предметной области, знакового характера информации, взаимодействия с читателем/пользователем, материальной формы. Ведущим интегративным признаком систематизации учебных медицинских изданий является функциональный, определяющий равновесное развитие подсистем учебно-теоретических, учебно-практических, учебно-методических, учебно-наглядных и учебно-справочных изданий.

3. Учебные издания по медицине образуют сложную многокомпонентную систему, находящуюся в стадии интенсивного развития, обладающую рядом особенностей: разветвленная структура, включающая такие самостоятельные, функционально необходимые подсистемы, как учебно-теоретические, учебно-методические, учебно-практические, учебно-справочные и учебно-наглядные издания; преобладание учебно-методических изданий, имеющих незначительные тиражи и узкую предметную и читательскую направленность; большое количество и видовое разнообразие учебно-практических изданий, обусловленное практической направленностью отрасли; выделение в функционально значимые подсистемы таких видов изданий, как учебные медицинские атласы, иллюстрации к лекциям, учебные языковые и терминологические словари, учебные справочники; уникальное семантическое разнообразие; тематическая многопрофильность документов.

4. Оптимизация использования медицинской учебной книги как основного средства обучения в высшей школе возможна на основе реализации на дидактическом, семантическом, семиотическом, коммуникативном и формальном системных уровнях следующих условий: 1) сбалансированное использование функциональных возможностей учебно-теоретического, учебно-практического, учебно-методического, учебно-справочного и учебно-наглядного блоков, реализованных в печатной или электронной форме; 2) разработка по основным семантическим направлениям медицинских учебных книг, организованных на основе проблемно-модульных и коммуникативных образовательных технологий; 3) обеспечение практической ориентированности, наглядности, достоверности и актуальности представленной информации; 4) реализация в дидактической подсистеме медицинской учебной книги механизмов интерактивного взаимодействия с читателем/пользователем; 5) обеспечение междисциплинарного взаимодействия посредством подготовки мультимедийных комплексов с модульной организацией материала, включающих как медико-биологическую, так и клиническую информацию; 6) реализация в системе учебных медицинских изданий в дополнение к текстовым изобразительных, аудиовизуальных, мультимедийных форм представления информации; 7) формирование информационной культуры студентов-медиков на уровне, обеспечивающем готовность к продуктивному использованию информационно-образовательных ресурсов по медицине.

5. Методика формирования информационной культуры будущих специалистов-медиков как необходимое условие готовности к использованию современной учебной книги реализуется в два этапа при активном взаимодействии вузовской библиотеки и профессорско-преподавательского состава вуза: первый этап, базовый, включает начальное формирование основных информационных компетенций в условиях вузовской библиотеки; второй этап, аналитический, обеспечивает дальнейшее их развитие и специализацию в непосредственном образовательном процессе при информационно-методическом содействии библиотеки. Сущность методики формирования информационной культуры студентов-медиков состоит в использовании системы интерактивных занятий на базе вузовской библиотеки на первом этапе и комплекса проблемных заданий, включенных в непосредственный образовательный процесс, на втором этапе, что позволяет обеспечить комплексное развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуально-деятельностного компонентов информационной культуры студентов.



Личный вклад соискателя

Работа является первым в белорусском книговедении исследованием медицинской учебной книги, в рамках которого впервые: 1) дано определение медицинской учебной книги, выделены основные внешние и внутренние факторы, определяющие ее развитие, исследованы ее типологические и функциональные особенности; 2) разработана книговедческая типологическая модель медицинской учебной книги; 3) на основе многоаспектного библиометрического анализа исследована структура потока учебных медицинских изданий, определены специфические особенности, характерные для медицинской учебной книги на современном этапе развития; 4) на основе широкомасштабного педагогического исследования преподавателей и студентов медицинских вузов изучена потребность участников образовательного процесса в различных видах учебных изданий; выявлены недостатки и проблемы, снижающие качество информационного обеспечения современного медицинского образования; 5) разработаны организационно-педагогические условия оптимизации системы учебных изданий по медицине; 6) разработана и апробирована двухэтапная методика формирования информационной культуры студентов-медиков как необходимое условие оптимизации использования учебной книги в системе медицинского образования.

Положения настоящего исследования служат основой разработки теории отраслевой учебной книги.

Апробация результатов диссертации

Результаты исследования апробированы на 19 научных конференциях, в том числе на 10 научных, научно-практических и научно-методических конференциях международного уровня: «Высшая школа: проблемы и перспективы» (Минск, 11–12 нояб. 2009 г.), «Бібліятэкі і музей ў сістэме інавацыйнай дзейнасці» (Минск, 21–22 окт. 2009 г.), «XVI Міжнародныя Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні» (Минск, 26–28 мая 2010 г.) и др.; на 2 конференциях республиканского уровня: «III Машеровские чтения» (Витебск, 24–25 мая 2009 г.), «Роль медицинских библиотек в развитии информационного общества в Республике Беларусь» (Минск, 22–23 апр. 2010 г.); на 7 онференциях студентов и аспирантов, профессорско-преподавательского состава УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»: «Беларуская культура: спецыфіка эвалюцыі і перспектывы развіцця» (Минск, 28–29 нояб. 2007 г.), «Беларуская культура ва ўмовах глабалізацыі» (Минск, 3 дек. 2010 г.) и др.



Опубликованность результатов диссертации

Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в 20 публикациях автора, среди них 4 статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований для педагогических специальностей, общим объемом 1,8 авт. л., 1 статья – в научном издании, рекомендованном ВАК для публикации результатов научных исследований для медицинских специальностей, объемом 0,5 авт.л., 3 статьи в научных журналах и сборниках, 11 материалов научных конференций, 1 пособие для студентов-медиков. Общий объем опубликованных материалов составляет 8,3 авт. л.



Структура и объем диссертации

Структура диссертации подчинена логике изучения объекта исследования, решению поставленных цели и задач. Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Полный объем диссертации составляет 413 страниц, из них: 118 страниц занимает основной текст (в том числе 7 страниц – таблицы и иллюстрации); 37 страниц – библиографический список, который содержит 397 наименований использованных источников и 20 наименований публикаций автора; 258 страниц занимают приложения. В диссертационной работе представлены 84 таблицы (9 – в основном тексте, 75 – в приложениях), 10 иллюстраций (2 – в основном тексте, 8 – в приложениях).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Теоретические основы медицинской учебной книги» раскрыты методологические основы совершенствования учебных медицинских изданий, определены понятие, основные факторы развития, сущностные типологические свойства и функции медицинской учебной книги, разработана типологическая модель медицинской учебной книги.

В разделе 1.1 «Учебная книга в информационном обеспечении системы высшего медицинского образования» приведен аналитический обзор литературы по теме исследования, определены основные подходы к исследованию современной учебной книги, обоснована методологическая база исследования.

Традиционно выполняя роль основного обучающего средства и носителя содержания образования, учебная медицинская книга в настоящее время выступает одним из важнейших факторов инновационного развития высшего медицинского образования, его дальнейшей модернизации в контексте компетентностной парадигмы, информатизации образования, международных стандартов обучения врачей. Внедрение новых образовательных технологий привело к трансформации форм учебных изданий, появлению новых видов учебников, мультимедийных справочных, наглядных пособий, практикумов, потенциал которых реализован в высшем медицинском образовании далеко не полностью. Учебная медицинская книга становится одним из важнейших средств формирования инновационного мышления студентов-медиков, обеспечивая подготовку специалистов, способных к самостоятельной переработке растущих объемов научной медицинской информации, умеющих творчески применять свои знания и действовать в условиях частого возникновения ситуаций, характеризующихся принципиальной неопределенностью.

При этом в Беларуси до настоящего времени не проводилось комплексного исследования отраслевой учебной книги. Медицинская книга находилась в центре внимания таких белорусских специалистов, как Н.Ю. Березкина, В.А. Касап, Р.А. Ровина, Ю.Т. Шарабчиев, зарубежных – Ю.Н. Дрешер, Ф.А. Кузин, М.С. Морозова, О.В. Осетрова, О.И. Танич, В.В. Фролов. Отраслевую книгу по смежным областям знаний – естественнонаучную, техническую, сельскохозяйственную – изучали такие исследователи, как В.П. Адрианова, Г.И. Бахтурина, И.А. Волгина, А.А. Гусак, Р.А. Ровина, И.С. Соколова, В.В. Фролов, А.Я. Черняк, К.Т. Ямчук и др.

В книговедении, педагогике и теории редактирования исследованы методологические основы создания и функционирования учебной книги для высшего образования (В.Г. Бейлинсон, В.П. Беспалько, П.Г. Буга, И.К. Журавлев, И.Я. Лернер); изучен ее содержательный (Н.И. Тупальский) и дидактический (В.П. Беспалько) уровни, типология (С.Г. Антонова, В.П. Беспалько, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, Л.Г. Тюрина), дидактические функции (В.Г. Бейлинсон, В.П. Беспалько, Д.Д. Зуев, А.П. Резван, В.И. Смирнов, М.Н. Скаткин); освещены главные направления функционирования вузовского учебника в новой образовательной среде (В.Н. Агеев, С.Г. Антонова, А.А. Гречихин, Л.Х. Зайнутдинова, О.В. Зимина, Т.Н. Романченко, И.В. Савченко, Л.Г. Тюрина). Отдельные публикации посвящены организационным проблемам белорусского учебного книгоиздания и анализу белорусской учебной книги в условиях реформирования системы высшего образования (Е.Н. Богданович, М.Г. Волнистая, В.В. Воронович, Н.Г. Еленский, В.А. Листратенко, Л.И. Петровичева и др.).

Особое значение для нашего исследования имеет положение о типологическом своеобразии учебников для различных типов учебных дисциплин и отраслей образования (В.Г. Бейлинсон, И.К. Журавлев, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская). При этом как в книговедении, так и в педагогике созданы только методологические ориентиры, предпосылки к разработке теории отраслевой учебной книги, но не ясна структура этой теории, не выделены функции и сущностные свойства учебных книг в различных отраслях знания. Методические требования к отраслевым видам учебных книг теоретически не обоснованы, не соотнесены с функциями. Не разработана типологическая модель отраслевой учебной книги, отражающая видовые и структурные особенности и закономерности развития системы учебных изданий в конкретной отрасли образования.

На основе анализа современных исследований учебной книги нами выделены информационно-технологический (В.Н. Агеев, Л.Х. Зайнутдинова, Т.Н. Романченко и др.), системно-педагогический (В.П. Беспалько, Е.В. Далада, В.И. Смирнов и др.), функциональный (Е.Н. Богданович, С.П. Грушевский, Б.В. Ленский и др.), системно-типологический (С.Г. Антонова, А.А. Гречихин, Л.Г. Тюрина и др.), герменевтико-педагогический (Н.И. Бабкин, А.А. Дорофеев, В.Н. Шашкова и др.) подходы к ее изучению. Учитывая, что учебная книга представляет собой уникальный полифункциональный объект, сочетающий содержательную, прагматическую, коммуникативную, формальную стороны, его многоаспектное изучение предполагает выстраивание такого алгоритма исследований, который позволит органично сочетать ее различные характеристики. В основу исследования медицинской учебной книги, таким образом, положены системно-типологический книговедческий (С.Г. Антонова, А.А. Беловицкая, А.А. Гречихин, Л.Г. Тюрина и др.) и системно-педагогический (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Ю.Г. Татур, Н.И. Тупальский и др.) подходы.



В разделе 1.2 «Понятие учебной медицинской книги, основные факторы ее развития, типологические свойства и функции» проанализированы основные книговедческие и педагогические подходы к определению понятия учебной книги. Медицинская учебная книга отражает содержание высшего образования во всем многообразии его составляющих – научно-клинические знания, способы мыслительной и практической деятельности медиков, эмоционально-ценностные ориентации и мотивации. Объективируясь в системе изданий различных видов и материальных форм, функциональной и целевой направленности, учебная книга по медицине обеспечивает передачу содержания медицинского образования в логике закономерностей процесса обучения, т.е. является дидактической коммуникационной системой. Различным этапам, целям и задачам обучения соответствуют разные типы (учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-наглядные и др.) и виды (учебник, практикум, учебный медицинский атлас, методические рекомендации и др.) учебных медицинских изданий. Таким образом, медицинская учебная книга определена нами как открытая дидактическая знаково-коммуникационная система, сущность которой состоит в обеспечении передачи современного медицинского знания, способов мыслительной и практической деятельности специалистов-медиков, эмоционально-ценностных ориентаций в логике закономерностей процесса обучения с учетом уровня и целей обучения.

Из определения медицинской учебной книги как системы открытой следует, что изучение ее не может быть полным вне учета конкретных форм взаимодействия со средой. В диссертации разработаны и обоснованы основные внешние (социально-экономическая и социально-культурная ситуация, развитие информационных и коммуникационных технологий и др.) и внутренние (тенденции развития системы медицинского образования, развитие медицинской науки и практики и др.) факторы, определяющие развитие системы учебных медицинских изданий на современном этапе.

Выявлены основные специфические свойства медицинской учебной книги, наиболее полно проявляющие себя во взаимосвязи и взаимодополнении: 1) доминирование прагматического аспекта, лежащего в основе функционирования медицинской науки (направленность на практическую востребованность научных знаний); 2) объективность содержания, что связано со стремлением придать изложенной информации свободный от личных оценок характер и, таким образом, обеспечить ее надежность и проверяемость; 3) высокая наглядность, без которой невозможно адекватное представление как медико-биологической, так и клинической информации; 4) быстрое устаревание содержания, связанное с высокими темпами прироста медицинского научного знания; 5) высокодиффренцированность, обусловленная соответствующими особенностями медицинской отрасли (медицина представляет собой сложную многокомпонентную систему медико-биологических, клинических, профилактических и прикладных областей, которые составляют содержание медицинской учебной книги); 6) комплексность и междисциплинарность, обусловленные направленностью медицинского образования на развитие клинического мышления, предполагающего формирование у студентов цельных (интегрированных) представлений о едином конечном предмете изучения – человеке и всей совокупности его физиологических и патологических особенностей. На современном этапе значение творческой, инновационной составляющей клинического мышления значительно возросло, что находит отражение в содержании медицинской учебной книги. Развитие медицинских учебных изданий направлено на постоянную актуализацию содержания и способов подачи материала, предполагающих не механическое запоминание изложенной информации, а развитие навыков ее самостоятельного анализа, интерпретации, использования для решения клинических задач.

Поскольку система учебных изданий функционирует как компонент макросистемы – высшего образования, ведущими для учебной книги являются функции образовательной системы. Для медицинской учебной книги – это триединство обучающе-гносеологической, обучающе-прагматической и обучающе-аксиологической функций. Обучающе-гносеологическая функция медицинской учебной книги в системе высшего образования направлена на формирование у студентов целостной системы современных научных знаний по комплексу фундаментальных медико-биологических и клинических дисциплин, обретение навыков оперирования научными знаниями в контексте профессиональной деятельности. Обучающе-прагматическая функция обеспечивает формирование знаний о способах, методах и технологиях медицинской деятельности, умений мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания, опыт и, таким образом, развитие клинического мышления. Обучающе-аксиологическая функция ориентирована на формирование и развитие ценностных ориентаций и мотиваций научно-практической деятельности будущих специалистов, этической и деонтологической компетентности, личностного гуманистического потенциала будущих врачей.



В разделе 1.3 «Типологическая модель учебной медицинской книги» обоснована книговедческая типологическая модель медицинской учебной книги, которая позволяет не только упорядочить исследуемое множество изданий в систему, но и отобразить структуру системы, выявив закономерности ее развития (В.П. Беспалько, А.А. Гречихин, Л.Г. Тюрина и др.). Отличие разработанной модели состоит в том, что каждому из выделенных нами уровней (прагматический, семантический, семиотический, коммуникативный, формальный) поставлены в соответствие типологические признаки, необходимые и достаточные для описания всего множества учебных медицинских изданий на современном этапе: функциональный, концептуально-дидактический, организация учебной информации, читательский адрес, предметная область, дисциплинарный, знаковая природа информации, характер взаимодействия с читателем/пользователем, материальная форма. Каждый системный уровень существует как относительно самостоятельный, отражающий определенную подсистему в общей системе медицинской учебной книги. Внутри системного уровня типологизация учебных изданий осуществляется по принципу «тип–вид–подвид». Типологизация учебных изданий по медицине осуществляется на основе деятельностного, коммуникативного, дидактического, антропоцентрического принципов, а также принципов системности и саморазвития проектируемой модели.

Построенная типологическая модель позволяет обнаружить логическую организацию системы учебных медицинских изданий от абстрактного уровня, учитывающего взаимодействие массива с образовательной средой (критерии концептуально-дидактический, функциональный, организации учебной информации), к конкретному, на котором рассматривается взаимодействие медицинской учебной книги с предметной областью, знаковой системой и материальной формой. Модель носит открытый характер, т.е. позволяет расширять количество типологических признаков каждой подсистемы в соответствии с изменениями, происходящими в образовательной системе на различных этапах развития. На основе разработанной типологической модели можно определить виды учебной медицинской книги, отражающие перспективы ее развития в контексте современных образовательных технологий: проблемная, модульная, диалоговая, контекстная и комбинированная книга (концептуально-дидактический признак); книга с нелинейной организацией информации (признак организации учебной информации); междисциплинарная книга (признак предметной области); изобразительная, аудиовизуальная, мультимедийная книга (признак знакового характера информации); интеракционная книга (характер взаимодействия с читателем/пользователем); электронная книга (признак материальной формы).

Ведущим интегративным признаком типологизации учебных медицинских изданий является функциональный, отражающий передачу содержания медицинского образования в логике закономерностей процесса обучения, реализацию всего диапазона образовательных функций и задач. В медицинской отрасли нами выделены следующие типы учебных изданий по функциональному признаку: учебно-теоретические, учебно-практические, учебно-методические, учебно-справочные и учебно-наглядные, каждый из которых разделяется на подвиды. Впервые установлена зависимость между функциональным типом издания и спецификой дидактических задач, доминирующей функцией, ролью в логической организации образовательного процесса. Взаимодействие данных функциональных подсистем в целостной системе медицинской учебной книги составляет необходимую информационную базу для обучения любой медико-биологической или клинической дисциплине.

Вторая глава «Организационно-педагогические аспекты функционирования медицинской учебной книги в системе высшего образования» содержит опытно-экспериментальную работу по изучению особенностей и закономерностей функционирования медицинской учебной книги в системе высшего образования, обоснованию организационно-педагогических условий, способствующих оптимизации ее использования в образовательном процессе медицинского вуза.
В разделе 2.1 «Система медицинских учебных изданий для вузов в Республике Беларусь» на основе многоаспектного библиометрического анализа потока учебных медицинских изданий за десятилетний период определены основные специфические особенности (видо-типологические, семантические, издательские, географические, языковые) и проблемы функционирования системы медицинской учебной книги на современном этапе.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась система учебных изданий для вузов с широким видовым спектром, отражающая в совокупности профессиональные медицинские знания. Выявлено более 3 тыс. учебных медицинских изданий, дифференцирующихся по функциональному признаку на более чем 40 видов и подвидов. Отмечается выраженный равномерный рост потока учебных медицинских изданий, за 10 лет их объем увеличился в три раза (с 159 изданий в 1998 г. до 498 в 2007 г.), что соответствует общемировой динамике развития медицинской книги. Преобладающим видом являются учебно-методические издания (64,6%), имеющие незначительные тиражи (100 150 экз.) и узкий читательский адрес (студенты определенного факультета, курса), что обусловлено высокой дифференциацией медицинского образования и является специфической чертой учебных изданий по медицине. Практическую направленность медицинского образования отражают разнообразные виды и подвиды учебно-практических изданий (практикумы, сборники заданий для лабораторных работ, сборники ситуационных задач, практические пособия и руководства, тесты и др.). Особенностью медицинских учебных изданий является также выделение в функционально значимые подсистемы таких видов, как учебные медицинские атласы, иллюстрации к лекциям, учебные языковые и терминологические словари, учебные справочники, не включенные в СТБ ГОСТ 7.60 2005 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Исследование тематического состава системы учебных изданий по медицине позволило выявить уникальное семантическое разнообразие, включающее свыше 60 медико-биологических, профилактических, фармацевтических и клинических направлений, характеризующихся активным развитием, нарастающей дифференциацией и интеграцией (в потоке двух- и трехпрофильные издания составляют более 30%). В зону наиболее значительных содержательных направлений входят фундаментальные медицинские дисциплины: анатомия, гистология, цитология – и общепрофессиональные: общая и социальная гигиена, организация здравоохранения, фармакология. Среди клинических медицинских дисциплин лидирующие позиции занимают стоматология, кардиология и сосудистая хирургия, общая и челюстно-лицевая хирургия, гастроэнтерология, акушерство и гинекология.

Функционирование учебных медицинских изданий в настоящее время характеризуется следующими основными проблемами: 1) недостаточная унификация и стандартизация потока: однотипные по функциональным свойствам, характеру представления информации и объему издания обозначаются как различные виды (например, методические рекомендации, учебно-методические пособия, методические руководства, пособия), одно учебное издание определяется посредством двух взаимоисключающих видов, когда в основном заглавии издания указан один вид, а в сведениях, относящихся к заглавию, – другой (например, практикум или сборник лабораторных работ определяется как учебное пособие, тесты или методические рекомендации – как учебно-методическое пособие и т.п.); 2) недостаточное количество и/или низкая обновляемость (реже 1 раза в 7–8 лет) учебников и учебных пособий, учебно-практических и учебно-наглядных изданий по большинству семантических направлений; 3) недостаточная тематическая интеграция фундаментальных теоретических и клинических направлений, что проявляется в недостаточном обеспечении междисциплинарными учебниками/учебными пособиями, совмещающими в себе медико-биологический, клинический и профилактический блоки информации; 4) малое количество изданий с модульной, диалогической, проблемной организацией учебной информации (в совокупности менее 1%); 5) недостаточное количество книг с мультимедийным представлением информации (0,3%). Данные проблемы приводят к снижению эффективности информационного обеспечения высшего медицинского образования.



В разделе 2.2 «Использование учебной медицинской книги в системе высшего образования: состояние, проблемы и организационно-педагогические условия совершенствования» на основе анкетирования студентов (689 человек, ошибка репрезентативности не превышает 0,05) и преподавателей (302 человека, ошибка репрезентативности не превышает 0,05) медицинских университетов выявлены специфические особенности медицинской учебной книги на содержательном и дидактическом уровнях, приоритетные характеристики, определяющие качество содержания медицинских учебников: практическая ориентированность, соответствие последним достижениям медицинской науки и практики, наглядность, достоверность и доступность изложенной информации, а также согласованность содержания различных дисциплин, междисциплинарное взаимодействие. Исследована потребность участников образовательного процесса в различных видах учебных изданий при изучении двух основных блоков дисциплин – медико-биологического и клинического. Как для преподавателей, так и для студентов характерна потребность в изданиях с высоким уровнем наглядности, визуально-образным, кумулятивным представлением информации, программах-тренажерах, позволяющих отработать врачебные навыки в виртуальной среде. Выявлено, что осознанная потребность участников образовательного процесса в учебных изданиях, комплексно организующих профессиональное обучение в соответствии с требованиями практической ориентированности, наглядности, доступности, лаконичности, междисциплинарных связей, на современном этапе не может считаться удовлетворенной. 54,9% преподавателей отметили, что основной учебник/учебное пособие по их дисциплине подготовлен в Российской Федерации, 7% используют в качестве основного учебник, изданный в других странах.

На основе разработанной типологической модели медицинской учебной книги, а также в результате проведенного исследования реального состояния и использования в образовательном процессе системы учебных изданий по медицине выявлен комплекс условий, содействующих оптимизации их функционирования:



  • на дидактическом уровне системы: 1) сбалансированное использование функциональных возможностей учебно-теоретических, учебно-практических, учебно-методических, учебно-справочных и учебно-наглядных изданий, которое заключается в создании мультимедийных учебно-методических комплексов, включающих в качестве основных компонентов учебно-теоретический, учебно-практический, учебно-методический, учебно-наглядный, учебно-справочный блоки, или в подготовке по каждому курсу комплекса изданий, включающего учебник  – практическое руководство – сборник ситуационных задач – сборник тестовых заданий – издание с наглядным представлением информации – методические указания по организации и проведению практических, самостоятельных и контрольных работ. Практический, наглядный и контролирующий блоки целесообразно реализовать в электронной форме (мультимедийные атласы, виртуальные практикумы, программы-тренажеры, тестирующие программы); 2) активизация подготовки медицинских учебных книг на основе технологий модульного, контекстного, диалогового обучения.

  • на семантическом уровне системы: 1) разработка по основным тематическим направлениям учебников и учебных пособий, комплексно организующих обучение в соответствии с требованиями практической ориентированности, наглядности, доступности, структурированности материала, актуальности и достоверности представленной информации; 2) обеспечение междисциплинарного взаимодействия посредством подготовки мультимедийных комплексов с модульной организацией материала, включающих как медико-биологическую, так и клиническую информацию;

  • на семиотическом уровне системы: реализация в системе учебных медицинских изданий в дополнение к текстовым изобразительных, аудиовизуальных, мультимедийных форм представления информации, что обеспечивает активизацию дидактического воздействия учебной книги на уровне восприятия, осмысления, переработки, усвоения учебной информации;

  • на коммуникативном уровне системы: 1) обеспечение управления познавательной деятельностью обучающихся, заложенного в дидактическую подсистему учебной книги, с помощью коммуникативных технологий; 2) реализация в электронной учебной книге механизмов обратной связи с читателем/пользователем за счет включения мультимедийных комплексов в открытое образовательное пространство университета с возможностью организации дистанционных консультаций, форумов, семинаров на основе изучения материала учебной книги;

  • на формальном уровне: активизация подготовки электронных и комбинированных видов учебной книги.

В разделе 2.3 «Формирование информационной культуры студентов медицинских университетов как фактор обеспечения готовности к использованию современных учебных изданий» обосновано, что необходимым условием эффективности использования в образовательном процессе современных медицинских учебных книг является формирование информационной культуры студентов-медиков, направленной на комплексное развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуально-деятельностного компонентов. Формирование мотивационно-ценностного компонента обеспечивает мотивацию к использованию медицинской учебной книги и ценностное отношение к профессиональному чтению. Когнитивный компонент информационной культуры направлен на формирование знаний, достаточных для поиска профессиональной информации, углубленного восприятия и анализа учебных текстов. В результате развития процессуально-деятельностного компонента информационной культуры обеспечивается готовность студентов к поиску, аналитической переработке и использованию информации, извлеченной из медицинской учебной книги и других информационно-образовательных ресурсов.

В соответствии с выявленными специфическими особенностями, определяющими требования к развитию профессиональных информационных компетенций (большие объемы научной медицинской информации, необходимой к усвоению; высокие требования к аналитической оценке достоверности, полноты, новизны профессиональной информации; узкая специализация источников информации и др.), разработаны методика двухэтапного формирования информационной культуры студентов-медиков и комплекс условий, способствующих ее реализации. На первом, базовом, этапе (I–II курсы) организуется формирование начального уровня информационной культуры в рамках еженедельной работы учебного информационного форума – системы интерактивных занятий в условиях библиотеки (тренингов, практикумов, дискуссий, форумов, консультаций и т.п.) с использованием технологий проблемного, контекстного и дистанционного обучения. На втором, аналитическом, этапе (III–IV курсы) осуществляются развитие и специализация основных информационных компетенций в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности, приобретение более высоких, оценочно-аналитических способностей работы с информацией. Элементы обучения информационной культуре (небольшие блоки теоретико-методического характера, практико-ориентированные проблемные задания) органично включаются в структуру занятий по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и управляемую самостоятельную и научно-исследовательскую работу студентов. Ведущая роль при этом отводится преподавателям вузов, а библиотека выполняет вспомогательно-методическую функцию, информационно и методически обеспечивая образовательную деятельность преподавателей и студентов. Основной целью формирования информационной культуры будущего специалиста-медика должно стать развитие мотивации и умений самостоятельно наращивать профессиональное знание и использовать его в решении сложных научно-практических задач.

Для достижения положительного эффекта организуемой деятельности необходима реализация условий, способствующих формированию информационной культуры студентов медицинских университетов: 1) организация процесса обучения, направленного на комплексное развитие мотивационно-ценностного, когнитивного, процессуально-деятельностного компонентов информационной культуры; 2) организация информационно-образовательной среды, обеспечивающей продуктивную коммуникацию всех субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, библиотекарей-библиографов) на основе использования информационно-образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий; 3)использование технологий проблемного обучения, способствующих вовлечению студентов в поиск, переработку и применение информации, приобретению опыта самостоятельного решения научно-практических задач; 4) стремление к результативности обучения, созданию возможностей для повышения уровня информационной культуры каждого студента независимо от исходного уровня подготовки.

С целью оценки эффективности предложенной методики формирования информационной культуры студентов-медиков был проведен педагогический эксперимент, реализованный в два этапа в течение 2007 2011 гг. на базе Белорусского государственного медицинского университета. Всего в эксперименте участвовало 128 студентов лечебного факультета (61 – в экспериментальной группе, 67 – в контрольной). Данное количество участников эксперимента является достаточным для обеспечения репрезентативности полученных результатов (с точностью оценки α = 0,1 и надежностью выборки P = 0,95). На этапе констатирующего эксперимента были определены диагностические критерии и методы, позволяющие адекватно оценить уровень развития соответствующих информационных компетенций студентов. В результате проведенной диагностики обоснована необходимость формирования информационной культуры студентов-медиков. В процессе формирующего эксперимента были получены данные, свидетельствующие о том, что студенты, обучавшиеся по экспериментальной методике, значительно опережают испытуемых контрольных групп по всем показателям – на мотивационно-ценностном, когнитивном и процессуально-деятельностном уровнях (таблица 1):



страница 1 страница 2

Смотрите также: