Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
«Работа педагогического коллектива гимназии №1

по развитию одаренности учащихся»

Довжик Ольга Ивановна, заместитель директора по учебно-методической работе.
«Одаренные дети – духовное богатство страны.

Одаренность – это не только подарок судьбы для отмеченных ёю, но ещё и испытание духа.

Это как сказал поэт, поручение Господа Бога.

И поэтому давайте будем терпеливы и бережливы»

Одно из основных направлений работы нашего учреждения образования – развитие творческой одаренности каждого ребенка. На заседании педагогического совета проанализирован уровень управленческой и координационной деятельности администрации гимназии по выполнению программы «Одаренные дети», осуществлен анализ эффективности работы педагогического коллектива гимназии по реализации программы «Одаренные дети», выявлен интересный опыт работы педагогов по работе с одаренными учащимися и определены новые возможности для развития творческого потенциала гимназистов

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последнее десятилетие она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта.

Педагогический коллектив гимназии работает по реализации программы «Одаренные дети», цель и задачи которой:


  • Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;

  • Создать систему внеурочной работы, дополнительного образования учащихся;

  • Развивать массовые, групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности;

  • Организовать систему исследовательской работы гимназистов;

  • Способствовать методическому росту учителей, их постоянному повышению квалификации

Создавая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы отметить, что эта работа организована со всеми гимназистами - это максимальное развитии умений, навыков, познавательных способностей каждого ребенка.

В гимназии создано методическое обеспечение этого направления деятельности. Невозможно привить и развивать устойчивый интерес к предмету ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому каждый учитель нашей гимназии постоянно учится, совершенствует свои знания через курсы повышения квалификации. Все учителя периодически их посещают с последующим отчетом о прослушанном материале. На заседаниях методических объединений по предмету в этом учебном году рассмотрены следующие вопросы: компетентность современного учителя, формы и методы работы с одаренными учащимися, роль факультативных занятий в развитии способностей учащихся и др.

Рост учителя идет и через самообразование. У каждого педагога есть индивидуальная тема, над которой он работает: олимпиадные и занимательные задачи, развитие творческих способностей учащихся, дифференцированный подход к обучению. Успех данной работы зависит от того, насколько едины принципы деятельности всех педагогов гимназии. Поэтому учителя гимназии в своей работе опираются на следующие принципы педагогической деятельности с одаренными детьми:


  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи.

Педагог верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Учителя, работающие с одаренными учащимися должны обладать определенными качествами: одаренные дети зачастую могут знать даже больше учителя, что не должно сказываться на амбициях педагога, все это должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки. Учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Мною проведено исследование по самооценке творческого потенциала учителя, мы можем сделать вывод о коллективе гимназии как о творческом коллективе, находящемся в постоянном развитии, что видно из данной диаграммы.

Учителю в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своего предмета, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому основная наша задача - создать условия для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей. Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. В начале учебного года создан банк данных одаренных учащихся гимназии по следующей направленности: физико-математическая, историко-географическая, химико-биологическая, филологическая, спортивная, коммуникативная. Определив таких ребят, мы должны научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В гимназии этот этап работы с учащимися 5-7 классов назван ТВОРЧЕСКИМ. Каждый учитель поддерживает интерес среди этого возраста учащихся по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; решением задач практического содержания (с использованием межпредметных связей); занимательными элементами урока, историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов.

Готовясь к педагогическому совету, мы старались отобрать среди различных систем обучения те методы и приемы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества. В каждом уроке была своя изюминка. Нестандартный метод к мотивации урока и определению и достижению цели, межпредметные связи с русским языком, географией, занимательные логические задания использовала учитель информатика Гуринович В.Г. Учитель русского языка и литературы Мельник Е.И. на уроке в 6 классе « Н и НН в суффиксах прилагательных»

для развития мыслительной деятельности использовала загадки, задания «Найди ошибку в меню», для формирования устойчивых прочных знаний – алгоритм.

Все уроки учителя информатики Клименковой И. Л. - это уроки творчества, даже в проведении физкультминутки. На сей раз – это была инсценировка сказки о компьютерном пользователе. Вирус нарушил работу компьютера и ребята сделали так, чтобы все встало на свои места. Каждый ребенок на уроке « Операции над фрагментами текста» и исследовал и творил. Следующий этап деятельности учащихся 8-9 классов в этом направлении – РАЗВИВАЮЩИЙ. Очевидно, процесс познания является более продуктивным, если в нем участвуют, прежде всего, ученики, а не учитель. Учитель же должен являться в этом процессе комиссионером, желающим немного продать своей математики, истории или литературы. Он формирует и развивает исследовательскую, информационную культуру, развивая познавательный интерес. Эпиграф урока белорусского языка в 9б классе “Знакі прыпынку ў складаназалежных сказах з некалькімі даданымі”, учитель Кравченко И.А.: “Калі ў душы расла трывога, любоўю поўніўся сусвет, што атрымалі мы ад Бога каб даць нашчадкам у запавет” учащиеся не только прокомментировали, но и разобрали предложения, объяснив знаки препинания. На уроке была эффективно использована и творческая работа в группах, и кроссворд, и иследование по теме урока. Урок истории учителя Ируткиной Е.Н. в 9 классе – это и проблемные задания, сравнительный анализ документов. Весь урок по теме “Великая Отечественная война” – это осмысление исторического материала.

Следующий этап – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ с учащимися 10-11 классов. Это совершенствование исследовательских навыков старшеклассников и информационной культуры, самостоятельное применение знаний и умений через разработку проектов, выполнениние исследовательских работ.

Трудно сказать, какой этап болое трудоемкий. Интерес здесь формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: факультативы и кружки, классы определенной предметной направленности (в гимназии–10«А» филологический и 10 «Б», 10 «В»- физико-математические), цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся (лекции, рефераты, самое активное участие в НОГ «Исток»). В результате такой работы проявляется склонность к науке, которая определит выбор будущей профессии.

Основное направление деятельности на уроках учителя химии высшей квалификационной категории Тарасик В.Еразвитие познавательной активности и творческого мышления. В основе – проблемное обучение. Опыт показывает, что проблемные ситуации (ситуация несоответствия, ситуация неожиданности, ситуация неопределенности, + ситуация успеха) и активная самостоятельная творческая деятельность по их разрешению, эксперимент на уроке создают атмосферу творчества, развивая интерес к химической науке, учат аргументировано отстаивать свою точку зрения. И радостно смотреть на то, как ученики получают наслаждение, доставленное им решением нестандартных задач. Именно поэтому особую актуальность приобрели задачи развития критического мышления учащихся, их творческих способностей и умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к объяснению явлений, решению разного рода практических задач по химии. Этим и объясняется ежегодный успех на олимпиадах по химии учеников Валентины Ефимовны Тарасик.

Актуальной является и задача формирования познавательного интереса к географии. В решении этой задачи существенную роль играет осознание мотивов учения, положительное отношение учащихся к учению, интерес к предмету через подготовку сообщений, проведение нестандартных уроков учителями Тихоновой Е.А. и Барановской Е.В.

Эти и другие эффективные формы учебного общения и самостоятельности учащихся могут реализовываются на уроках, но для них, а следовательно, и для развития творчества наиболее благоприятны учебные факультативы. Факультативные занятия организуются для углубления знаний по предмету, развития разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации. На факультативных занятиях учитель имеет большую свободу в выборе форм организации занятий и методов обучения. Посещение занятий учащимися по выбору и желанию сближает и объединяет их по признаку общности интересов. Поэтому такие занятия дают возможность установления более тесных контактов между учащимися в группе, а также между ними и учителем, что способствует организации самостоятельной работы учеников с учетом их индивидуальных склонностей и других особенностей личности. Это в свою очередь составляет предпосылку для успешного развития познавательной активности и способностей школьников при выполнении ими заданий творческого характера. Отсутствие строгого регламента в прохождении программы факультатива создает благоприятные условия для организации учебного процесса преимущественно как самостоятельной продуктивной творческой деятельности учащихся. Однако превращение факультатива только в занятия с целью руководства развитием индивидуальных способностей учащихся было бы педагогической ошибкой. Каждое задание должно иметь ценность не только для того ученика, который его выполняет, но и для всех остальных участников факультатива.

Традиционные декадники, олимпиады, турниры, предметные международные конкурсы, проводимые в нашей гимназии, помогают одаренным детям тоже проявить свои способности, определиться в выборе приоритетных предметов. Последние годы гимназия занимает призовые места на районных, областных, республиканских этапах олимпиад по учебным предметам, научно-практических конференциях. Есть много победителей международных интеллектуальных конкурсов «Кенгуру», «Журавлик», «Колосок», «Буслик», «Зубренок», призеры областных олимпиад и даже международных. Эти дети составляют гордость нашей гимназии и цвет будущей нации. Перед вами результативность олимпиадного движения в гимназии со дня её открытия:

Результативность участия гимназистов

в республиканской олимпиаде:


Учащиеся 9-11 кл.

2005/2006

уч. год


2006/2007

уч. год


2007/2008 уч. год

2008/2009

уч. год


2009/2010 уч. год

II этап

24

19

31

23

33

III этап

6

4

5

10

10

заключительный этап

1

1

1

1

3

международная олимпиада










1



Проблема развития способностей учащихся в процессе обучения сложна и многогранна. При ее решении учитывается ряд особенностей творчества через практическую деятельность. Вся работа учителя в указанных направлениях создает базу для развития творческих способностей учащихся, развитию их интереса к предмету, к выделению группы наиболее перспективных, одаренных детей.

Ожидаемые результаты нашей деятельности:


  • Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала гимназистов.

  •  Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей ступеней образования.

  • Творческая самореализация выпускника гимназии

Работа в группах:

Создание модели одаренного ребенка


  • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;

  • личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

«…Способностей от природы нет и не может быть ...»

Фрагмент выступления на педагогическом совете заместителя директора по учебно-методической работе Ермоленко Елены Викторовны

…Способностей от природы нет и не может быть - в этом соглашаются практически все ученые. От природы существуют только задатки, то есть анатомо-физиологические предпосылки к развитию способностей. Это и определенная скорость психических процессов, и определенные особенности развития отдельных мозговых зон, и так далее. Какие бы ни были от природы задатки, но, если их не развивать, никаких способностей не будет. Более того, очень важен и период детства, в котором эти задатки начинают развиваться. Если бы великого Леонардо да Винчи воспитывали в джунглях, он бы, наверное, стал великим стрелком или замечательным охотником, но уж, конечно, не смог бы стать автором «Джоконды».

Задатки у разных детей, конечно, разные и в связи с этим встает один из самых болезненных вопросов теории и практики способностей: в какой мере одаренность определяется природой, а в какой воспитанием и обучением?

Цифры конкретного вклада наследственности и среды в развитие способностей весьма отличаются: они разные для разных способностей и для разного возрастного периода, однако в большинстве случаев оказалось, что никак не менее 50 % «вклада» в способности приходится на роль среды. Это означает, что во всех случаях в развитии одаренности ребенка от родителей, от школы, и, конечно же, от учителя очень многое зависит. Специальные наблюдения за одаренными детьми показывают, что самую существенную роль в развитии этих детей играет человек, специально занимающийся с ребенком, учитывающий индивидуальные его особенности и пользующийся у него значительным авторитетом. им может быть один из родителей, и учитель, и любой другой человек, оказавший в нужный момент большое влияние на развитие одаренности ребенка.



При подготовке к педагогическому совету меня заинтересовал вопрос: « Какая связь между склонностями и способностями учителя и развитием способностей наших воспитанников? Ошибались ли наши Педагоги, выявляя наши детские способности?» Я провела мини­исследование «Участие педагогов гимназии в олимпиадном движении в детские годы». (Слайды) Как видите -90% попадание. Я надеюсь, что и наша педагогическая деятельности будет столь безошибочной.

страница 1

Смотрите также: