Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ШИЛОВИЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

2012 Г.

РЕКОМЕНДОВАНО МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ШИЛОВИЧСКОЙ СШ

Подготовила заместитель директора по УВР

Кожуховская В. А,

Исследовательская деятельность в школе.

Что необходимо учесть руководителю?
Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Предлагаемые рекомендации затрагивают ключевые моменты подготовки и проведения учебно-исследовательской работы в школе и могут служить ориентиром в названной деятельности учащихся и учителей.
Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Методы исследования.
2. Наличный экспериментальный материал.
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.

Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
1. Объектная область, объект и предмет исследования

Работа над любым исследованием начинается с определения названной “системы”. Ее составляют три элемента: “объектная область”, “объект” и “предмет” исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования. Дадим краткие определения каждого из элементов “системы”.

1. Определение объектной области исследования, объекта и предмета исследования
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснования предмета их актуальности
3. Изучение научной литературы и уточнение темы
4. Формулирование гипотезы
5. Формирование цели и задач исследования
Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т. д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
2. Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Основные критерии выбора темы:

– желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу профессионального развития ученика, т. е. имела непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;


– очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником. В какой-то мере это может напомнить традиционные отношения “мастер–ученик”;
– тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Например, “Особенности мхов и лишайников городской лесопарковой зоны”. Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.
Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т. п.


3. Изучение научной литературы и уточнение темы
Одним из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных карточек. Карточки каждый может оформлять по своему усмотрению, они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом (см. схему). Можно дать общие советы. Например, нумеровать карточки и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда ваша картотека разрастется. Карточки должны быть одинаковыми по размеру и заполняться с одной стороны. Как правило, на одной карточке помещается одна цитата, но информацию по одному и тому же вопросу с разных страниц можно группировать вместе, не забывая при этом указывать номер каждой страницы.
Схема
- Основное содержание цитаты (кратко)
- Глава ___________ §___
- Содержание цитируемого материала (если дословно, то обязательны кавычки; излагаемые своими словами факты, оценки, выводы автора кавычек не требуют)
- Библиографические данные издания (с обязательным указанием страницы)
4.Определение гипотезы
Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Сначала обратимся к определению самого понятия.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
– быть проверяемой;
– содержать предположение;
– быть логически непротиворечивой;
– соответствовать фактам.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: “если..., то...”; “так..., как ...”; “при условии что...”, т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей.
5. Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели:

– определение характеристик явлений, не изученных ранее;


– выявление взаимосвязи неких явлений;
– изучение развития явлений;
– описание нового явления;
– обобщение, выявление общих закономерностей;
– создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.

Можно поставить целью:
– выявить;
– установить;
– обосновать;
– уточнить;
– разработать.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Предложим одно из определений понятия “задача”.

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

СОСТАВЛЕНИЕ ТЕЗИСОВ
В исследовательской работе трудно обойтись без таких основных умений при работе с текстами как составление тезисов, конспектирование, цитирование, свертывание информации.

Тезис – слово греческого происхождения буквально означает «положение, утверждение»; вид вторичного документа. Согласно общепринятому определению тезисы –это краткое изложение основных положений доклада, лекции, статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа.

Можно говорить о двух видах тезисов:



  1. Авторские пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на конференции;

  2. Читательские представляют собой один из вариантов «переработки» научного текста в ходе его изучения; они пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, учебника или статьи.

В учебной практике и самостоятельной научной работе написание тезисов используется как форма работы над готовым чужим текстом. В таком случае тезисы, представляя собой наиболее краткий вариант записей, связанных с аналитической переработкой текста, оказывается в ряду других видов таких записей:

план – тезисы – конспект – реферат – обзор.
Работа над тезисами:
Главной отличительной чертой тезисов от других форм научных публикаций является обобщение информации, которое можно представить универсальным перечнем следующих аспектов содержания:

  1. Актуальность проблемы

  2. Степень изученности проблемы

  3. Целевая установка

  4. Предмет рассмотрения или предлагаемый вариант решения заявленной проблемы

  5. Особенности (новизна) предлагаемого предмета рассмотрения

  6. Результаты, выводы, рекомендации, область практического применения.


Структура тезисов: вводная часть, основная, заключительная.

Приступая к работе над тезисами, необходимо внимательно прочитать, проанализировать материалы своего исследования. Тезисы составляются на основании главных идей и положений. Составление тезисов позволяет автору глубоко проанализировать материал, выделить в нем главное.

По форме различают три типа тезисов:


  1. Краткие, лаконичные, четкие, категорические, в которых заключена суть основных положений работы или доклада;

  2. Мотивированные, с кратким объяснением выдвигаемых авторских положений;

  3. Развернутые, с анализом причин исследуемых процессов и явлений.


Требования к содержанию тезисов:

  1. Информативность тезисов, т.е. они должны быть максимально

насыщены содержанием, дающим ясное представление о результатах исследования.

  1. Четкая формулировка каждого положения.

  2. Логическая последовательность в изложении, т.е. отсутствие

логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

  1. Соразмерность в содержании тезисов, т.е. учет предыдущего и

последующего «накопления» положений.

  1. Отсутствие тавтологий (повторения уже названного понятия другими

словами).

  1. Краткая и лаконичная формулировка (отсутствие обосновывающих

фактов и примеров).

  1. Объем тезисов должен быть от 1,5 до 3 страниц машинописного

текста.

  1. Соответствие тематике конференции, семинара и т.д.

  2. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

  3. Для тезисов не характерно цитирование, использование

библиографических ссылок, списков литературы, примеров, деталей, пояснений.

По сути, тезисы содержат сжатый текст. Сжатие (сокращение) текста – это извлечение основной информации без потери связности. Сокращение происходит за счет исключения менее информативных частей текста, трансформации оставшейся части, за счет замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых – одно сложное; вместо перечисления однородных членов – обобщающее слово и т.д.).



Процедура защиты учебного исследования

(памятка для учащихся)

К моменту защиты работа должна быть полностью готова и оформлена в соответствии с требованиями. Процедура защиты состоит из следующих этапов.



  1. Начало защиты. Представление комиссии, вступительное слово председателя и\или членов комиссии, регистрация докладчиков, определение регламента и очерёдности докладов.

  2. Доклады. Во время каждого доклада комиссия также просматривает защищаемую работу. По завершении доклада обучающийся отвечает на вопросы и замечания комиссии и аудитории по содержанию работы.

Содержание доклада, как правило, раскрывает следующие аспекты:

    • тема

    • актуальность

    • научный аппарат исследования

    • основные теоретические положения

    • результаты практического исследования (с наиболее яркими примерами)

    • выводы

    • практическая значимость проделанной работы

    • перспективы исследования.

Речь докладчика должна быть чёткой и выразительной, для чего необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • акцентируйте важные слова;

  • меняйте тон голоса;

  • темп речи должен быть естественным;

  • делайте паузу до и после важных мыслей;

  • смотрите в глаза слушателям, а не поверх голов;

  • не употребляйте слов, значений которых вы не знаете.

Кроме того, важно соблюдать этикет научного выступления, основные положения которого представлены ниже.

  • Начните с приветствия аудитории и комиссии.

  • В начале выступления обязательно объявите тему доклада: «Вашему вниманию предлагается доклад на тему…» или «Позвольте представить доклад на тему....»

  • Если Вы не хотите упоминать все имена и отчества учёных, на работы которых ссылаетесь в докладе, то при первой же ссылке на них следует отметить: «Здесь и далее, с вашего позволения, без имён и отчеств».

  • Соблюдайте регламент.

  • Дать сигнал аудитории о том, что Вы закончили доклад, можно с помощью интонации или фразы «Спасибо за внимание».

  • Будьте вежливы и доброжелательны, отвечая на вопросы и замечания. Дослушайте вопрос или замечание до конца, прежде чем отвечать. Принято также благодарить за вопросы и ценные замечания.

Компьютерная презентация во время выступления должна помогать докладчику сэкономить время и раскрыть тему.

  • Слайды должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них – минимальным.

  • Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель.

  • Текст и графика должны подкреплять друг друга.

  • Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений. Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым.

  • Демонстрируйте на слайдах только самое существенное (ключевые слова, схемы, списки примеры), не распыляйте внимание аудитории.

  • Не злоупотребляйте анимационными эффектами и декоративными элементами.

  • Соблюдайте единый стиль оформления слайдов: единая цветовая гамма, шрифт (максимально возможный), одинаковый на всех слайдах способ выделения особо важных деталей, способ нумерации.

  • Соблюдайте контрастность между цветом текста и фоном. Тёмный, насыщенный шрифт лучше смотрится на светлом или даже бледном фоне. Светлый, бледный шрифт лучше помещать на тёмном, насыщенном, слегка приглушённом фоне. Используйте яркие, интенсивные цвета только для выделения небольших элементов, к которым нужно привлечь внимание.

  • Выбирая цветовую гамму слайдов, учитывайте освещенность аудитории.

Не забудьте синхронизировать доклад и компьютерную презентацию. Учтите, что:

  • на ознакомление с одним слайдом аудитории требуется, в среднем, 20—30 секунд;

  • доклад не должен дублировать слайды: докладчик должен не считывать, а комментировать содержание слайда.

  • во время доклада периодически необходимо привлекать внимание аудитории к слайдам: «Обратите, пожалуйста, внимание на слайд», «…представлено на слайде», «На следующем слайде показано …».

Что касается содержания слайдов, на них целесообразно представить следующую информацию:

  • название работы с перечнем авторов и научных руководителей, научный аппарат исследования (цель, задачи, методы, теоретическую базу),

  • некоторые теоретические положения (ключевые термины с указанием автора определения, схемы, списки характеристик изучаемых явлений, списки критериев)

  • материал практического исследования (источники и количественные характеристики)

  • результаты практического исследования (в виде небольших таблиц, диаграмм, гистограмм, схем, списков)

  • наиболее яркие и интересные примеры, иллюстрирующие раскрываемые в докладе положения (причём эти примеры должны обязательно комментироваться в докладе).

  1. Заключительный этап. Докладчики и аудитория высказывают свои мнения по поводу представленных работ. Комиссия подводит итоги, оглашает оценки защит и высказывает общие замечания и рекомендации.

Рекомендации к защите исследовательской работы
1. Устный доклад

Для доклада на конференции предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось "сказать всё". После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы.

Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

Несколько советов докладчику:

необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.;

далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;

следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе;

закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";

далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.


2. Стендовый доклад

Такая форма представления исследовательской работы предполагает демонстрацию ее на стенде. Для этого участнику публичного выступления предоставляется место для расположения плакатов.

Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно:

цель работы;

основные методы и способы, используемые в работе;

полученные результаты и выводы.

Проспект работы может демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств, рекомендуется использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, иллюстрирующих проведение исследований с пояснениями, а также раздаточных материалов.
3. Презентация

С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация – это оживший буклет или каталог. Только если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе – вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации – максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

Презентации можно условно разделить на несколько видов:

Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению эксперимента, рассказывает о ходе исследований и работе над проектом, о научных руководителях, об интересах авторов работы, их семье и учебе.

Флэш-презентации – это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Интернете.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.


Критерии, используемые жюри и экспертными комиссиями для оценки школьных исследовательских работ:

актуальность поставленной задачи;

новизна;

элемент исследования;

достижения автора;

эрудиция автора;

значимость исследования;

иллюстрации;

изложение доклада;

библиография.

Литература.

Арцев, М. Н. учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для учащихся и педагогов/М. А. Арцев// Завуч. – 2005, №6.

Гин, А. 150 товрческих задач для сельской школы; (учебно-методическое пособие)/А. Гин, И. Андржевская. – М.: Народное образование, 2007

Савенков, А. И. Психология детской одарённости: учеб. пособие / А. И. Савенков. — М.: Генезис, 2010.

Юркевич В.С. Исследовательская работа школьников: противоречия, ограничения, перспективы. В сб. Исследовательская деятельность учащихся в современном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к.пс.н. А.С.Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

http://www.alsak.ru/content/view/1939/151/1/1/



http://irinasmorkalova.ru/index.php/uchenikam/issledovatelskaya-rabota/5-pishem-vvedenie-v-issledovatelskuyu-rabotu

страница 1

Смотрите также: