Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Проект «Внедрение модели гуманистического воспитания учащихся в процессе формирования открытого воспитательного пространства детского социального приюта»

Малахова Алла Викторовна, заместитель директора по УВР ГУО «Жодинский социально-педагогический центр»
Срок реализации: 2011-2013 гг.

Государственное учреждение образования «Жодинский социально-педагогический центр» является координатором работы учреждений образования города по оказанию помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям. В его структуру входят: отделение детского социального приюта, информационно-правовое отделение, отделение реализации программ социальной реабилитации. Детский социальный приют был создан в городе Жодино в 2000 году. За время существование учреждения здесь прошло реабилитацию 424 несовершеннолетних.

Жодинский социально-педагогический центр координирует деятельность учреждений образования города через проведение Дней СППС в учреждениях образования, инструктивно-методических выходов, консультирование специалистов социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, проведение реабилитации воспитанников отделения приюта и их семей, организацию работы городских методических объединений, школы молодого специалиста, проведение семинаров, тренингов и другие виды деятельности.

На базе Жодинского социально-педагогического центра функционирует городская Служба срочного реагирования по оказанию немедленной помощи несовершеннолетним, чьи основные жизненные потребности не удовлетворяются или же детям, подвергающимся насильственным действиям. Специалистами информационно-правового отделения создается и обновляется единый городской электронный банк данных несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении.

Жодинский социально-педагогический центр организовал работу 4 клубов: «Школа успешного родительства» для родителей воспитанников приюта, «Молодая мама» для мам несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении в возрасте от 0 до 3-х лет, «Трудный подросток», созданный совместно с ИДН для проведения работы с учащимися, состоящими на учете в ИДН или вернувшимися из мест лишения свободы, «Приемная семья» для родителей, принявших на воспитание детей-сирот.

Данный инновационный проект направлен на развитие комплекса мероприятий для оказания помощи неблагополучным семьям, на защиту прав и законных интересов детей. Он ориентирован на реабилитационную работу с неблагополучной семьей, снижение уровня риска жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей без изъятия ребенка.

В инновационном проекте предусмотрена комплексная реабилитация воспитанников и их семей, анализ результатов, разработка алгоритма функционирования и нормативного обеспечения работы отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра.

Актуальность проекта

Данный проект создан для расширения спектра профилактических и реабилитационных мероприятий по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Дети, отобранные у родителей, согласно Декрету №18, помещаются в отделение приюта Жодинского социально-педагогического центра. На протяжении многих лет около 80% детей, возвращаются в свои биологические семьи после проведения реабилитационной работы всеми заинтересованными структурами Городской системы защиты детства. Однако, существует проблема, так как количество родителей, лишенных родительских прав, не сокращается. Государством задействуются огромные ресурсы по привлечению обязанных лиц к труду, к погашению задолженности по возмещению расходов на содержание ребенка, находящегося на государственном обеспечении.

Становится актуальным помочь семье на ранних этапах неблагополучия, не допустить отобрания ребенка у родителей. Средства, затраченные сегодня на профилактику социального сиротства, вернутся завтра в экономику страны.

Одним из таких профилактических мероприятий может стать создание отделения дневного пребывания приюта для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на базе Жодинского СПЦ, в котором несовершеннолетние будут находиться в свободное от учебы время. Возможна организация оказания помощи несовершеннолетним, вернувшимся из мест лишения свободы, что позволит им быстрее пройти ресоциализацию.

Специалисты отделения дневного пребывания приюта окажут семье и несовершеннолетнему помощь в адаптации и реабилитации без изъятия ребенка из семьи; будут осуществлять квалифицированную правовую, педагогическую, психологическую поддержку детям и семье, что позволит предотвратить процесс отобрания ребенка от родителей, распад семьи как института первичной социализации.



Новизна проекта состоит в том, что будет создана модель функционирования отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра. Данный проект направлен на развитие системы профилактических и реабилитационных мероприятий без отторжения ребенка от привычных условий жизнедеятельности, семейно-родственных отношений, с понижением психологического травмирования. Посещение ребенком отделения дневного пребывания приюта будет сопровождаться работой с семьей по ликвидации условий ее социального неблагополучия, в том числе экономического, коррекцией поведения родителей и восстановлением детско-родительских отношений.

Цель: внедрение модели гуманистического воспитания через создание системы комплексной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их семей, которая предполагает временное нахождение ребенка в условиях отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра.

Задачи:

  1. комплексная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и вернувшихся из мест лишения свободы;

  2. разработка алгоритма функционирования отделения дневного приюта социально-педагогического центра;

  3. разработка проекта пакета локальных документов для обеспечения работы отделения дневного приюта социально-педагогического центра.

Объект проектирования:

система работы отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, нуждающимися в социально-педагогической реабилитации и их семьями.



Предмет проектирования:

отделение дневного пребывания приюта социально-педагогического центра



Руководители проекта: Музыченко Л.М., директор Жодинского СПЦ, Самусевич Л.К., ведущий специалист отдела образования Жодинского горисполкома, Малахова А.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жодинского СПЦ, Хоменков Д.Ю., начальник инспекции по делам несовершеннолетних Жодинского ГОВД

Участники проекта:

  • несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

  • несовершеннолетние, вернувшиеся из мест лишения свободы;

  • педагогический коллектив отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра;

  • администрация и специалисты государственного учреждения образования «Жодинский социально-педагогический центр»;

  • сектор по охране детства отдела образования Жодинского горисполкома;

  • инспекция по делам несовершеннолетних Жодинского ГОВД.

Основная идея проекта

Предполагаемая модель работы отделения дневного пребывания приюта социально-педагогического центра включает:



  • стабилизацию обстановки в семье, коррекцию поведения родителей, укрепление педагогического потенциала семьи;

  • восстановление коммуникативных связей детей, межличностного общения детей в группе (социуме);

  • психологическую, социальную, медицинскую и педагогическую реабилитацию несовершеннолетних;

  • укрепление здоровья, развитие культурно-гигиенических навыков;

  • содействие в профессиональной подготовке и обучении, трудоустройство;

  • развитие навыков культурного поведения;

  • восстановление детско-родительских отношений;

  • оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в учебе.

В рамках реализации проекта необходимо:

  • подготовить документальное обеспечение для функционирования отделения дневного пребывания приюта;

  • информировать население города, заинтересованные структуры о целях, задачах и порядке функционирования отделения дневного пребывания приюта;

  • разработать алгоритм функционирования отделения дневного приюта социально-педагогического центра;

  • обеспечить эффективную комплексную реабилитацию несовершеннолетних, зачисленных в отделение дневного пребывания приюта, и их семей.

Предполагаемый общий результат

Реализация цели инновационного проекта позволит качественно улучшить работу с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями, расширить комплекс мероприятий по коррекции условий социализации в неблагополучных семьях, укрепить межведомственные взаимодействия по предупреждению социально опасного положения детей, организовать многоступенчатую систему работы по защите прав детей. В результате реализации проекта расширятся возможности реабилитационной работы с неблагополучной семьей без изъятия ребенка, снизится уровень риска жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей, будут созданы условия для адаптации в социуме несовершеннолетних, вышедших из мест заключения.



Прогнозируются следующие результаты:

  • сократится количество случаев повторного признания несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

  • сократится количество случаев признания несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

  • будет разработан пакет локальных нормативных документов, обеспечивающих работу отделения дневного приюта (положение, должностные инструкции, функционал сотрудников) и алгоритм его функционирования;

  • будет разработано программное обеспечение для работы педагогического коллектива отделения дневного пребывания приюта;

  • снизится уровень рецидивной преступности среди несовершеннолетних;

  • уменьшится количество родителей, лишенных родительских прав;

  • уменьшится количество обязанных лиц.



Критерии и показатели эффективной реализации проекта:

Критерии

Показатели

Профилактика социально опасного положения детей

- снижение количества детей, признанных находящимися в социально опасном положении;

-снижение количества детей, повторно признаваемых находящимися в социально опасном положении;

- сокращение периода пребывания несовершеннолетних в социально опасном положении


Снижение статистики случаев признания несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите

- снижение количества детей, признанных нуждающимися в государственной защите;

- снижение количества детей, повторно признанных нуждающимися в государственной защите;

- рост числа успешно завершенных программ комплексной помощи по стабилизации обстановки в семье без повторного изъятия ребенка


Отрицательная динамика случаев лишения родительских прав

- снижение количества родителей, лишенных родительских прав;

- восстановление родительских прав;

- возращение детей в биологическую семью



Снижение уровня рецидивной преступности среди несовершеннолетних

- снижение количества правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, вернувшимися из мест лишения свободы


Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

Руководитель: Музыченко Л.М., директор Жодинского СПЦ

Ответственные за реализацию проекта:

Самусевич Л.К., ведущий специалист отдела образования Жодинского горисполкома;

Малахова А.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Жодинского СПЦ;

педагогический коллектив отделения дневного пребывания приюта, специалисты Жодинского СПЦ;



сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних Жодинского ГОВД.

Материально-техническое обеспечение:

  • помещения для организации работы отделения дневного пребывания приюта: санузел, учебный , спортивный и игровой залы, релаксационная комната.

Учебно-нормативное и учебно-методическое обеспечение:

  1. Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. №
    2570 - XII / Звязда. 1993. 11 дек.; Народная газета.1993. 14 дек.;
    /Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 33. Ст.
    430.

  2. Закон РБ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003г., №64, 2/949.

  3. Закон Республики Беларусь «Об оказании психологической помощи» от 1 июля 2010 № 153-3

  4. Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2006 года

  5. Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 24 апреля 1992 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 304),

  6. Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 2/80).

  7. Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 27.

  8. Положение о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003г., №142, 5/13515.

  9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних», (утверждено 10.12.2003 № 1599)

  10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1677 от 28.10.1999г. «Положение о порядке управления имуществом подопечного»

  11. Декрет Президента Республики Беларусь № 15 от 17 июля 2008 года «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

  12. Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». - С.З - 10., - Сацыяльна-педагагiчная работа. -2007.-№1.

  13. Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

  14. Указ Президента Республики Беларусь от 9 августа 2007 года №378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  15. Об утверждении основных направлений государственной семейной политики Республики Беларусь. Указ Президента Республики Беларусь 21 января 1998 г. № 46

  16. Об утверждении инструкции о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками. Постановление Министерства Образования Республики Беларусь 7 августа 2003 г. № 58

  17. «О неотложных мерах по недопущению курения в учреждениях образования» Приказ Министра образования от 19.08.2005 № 481.

  18. Положение о детском доме семейного типа. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 16 лiпеня 1993 г. N 232.

  19. Приказы Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2007 № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28.12.2006 № 17.1» и от 08.05.2007 № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».

  20. Положение о детском доме, детской деревне (городке) (утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2006 №47).

  21. Положение о порядке признания детей нуждающихся в государственной защите (утверждёна Постановлением совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2006 № 1728, приказами Министерства образования Республики Беларусь от 31.01.2007 № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28.12.2006 № 17.1» и от 08.05.2007 № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»).

  22. Положение о приемной семье. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г., №85, 5/1946.

  23. Положение о социально-педагогическом учреждении. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 18 марта 2004 г. № 14.

  24. Положение об органах опеки и попечительства в Республике Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 52, 5/15772.

  25. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004г., №156, 8/11511.

  26. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите от 28 июля 2004 г. Постановление № 47 Министра образования Республики Беларусь. Дополнение и изменение к данной инструкции 2007 г.

  27. Инструкция о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь от 28.07.2003.

  28. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

  29. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. - Мн., 2006.

  30. Конвенция о правах ребенка // Адукацыя i выхаванне. - 1992. - № 6.

  31. Конституция Республики Беларусь // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994, №9.

  32. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в
    Республике Беларусь. Приложение к Постановлению Министерства
    образования Республики Беларусь от 14.12.2006. № 125.

  33. Протокол поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 30 декабря 2007 г. при посещении SOS-Детской деревни общественной организации «Белорусский фонд SOS-Детская деревня» в пос. Боровляны Минского района. 31 января 2008 г., № 4.

  34. Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» (с дополнениями от 30 сентября 2008 г. № 156).

  35. Устав ГУО «Жодинский социально-педагогический центр»

  36. Богданович, О.Н. Современные формы организации учебно-воспитательного процесса: практическое пособие для педагогов общеобразовательных учреждений/О.Н. Богданович. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009. – 102 с.

  37. Дылян, Г.Д. Азбука управления образовательными системами: пособие для управленческих работников/ Г.Д. Дылян. – Минск: Зорны верасень, 2008. – 60с.

  38. Кабуш, В. Т. Гуманистическая воспитательная система: теория и практика / В. Т. Кабуш.- Минск : Академия последипломного образования - 2001. – 332 с.

  39. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. - 2003. - № 6.- С. 73-83.

  40. Кабуш, В. Т. Самоуправление учащихся: учеб. пособие / В. Т. Кабуш. – Минск : Академия последипломного образования, 2005. - 187 с.

  41. Кабуш, В. Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся / В. Т. Кабуш // Белорусский фонд социальной поддержки детей и подростков «Мы - детям» 4-е изд., испр.- Минск : Академия последипломного образования, 2000.- 83 с.


страница 1

Смотрите также: