страница 1
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Стандартизация и качество продукции»
1. Основные понятия по стандартизации: объект стандартизации, технические требования, технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, продукция, свойства продукции, качество продукции, показатель качества, требования к качеству, контроль качества.
2. Стандартизация. Определение, цели и задачи.
3. Система сертификации однородной продукции.
4. Основные цели технического нормирования и стандартизации: защита жизни, здоровья и наследственности человек, имущества и охрана окружающей среды; повышение конурентоспосоности продукции (услуг); техническая и информационная совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; единство измерений; национальная безопасность; устранение технических барьеров в торговле; рациональное использование ресурсов.
5. Принципы стандартизации: системность, комплексность, значимость объекта стандартизации, предпочтительность, оптимизация стандартизуемых параметров, доступность и др.
6. Методы стандартизации: методы классификации и кодирования, унификации, типизации, программно-целевой метод, метод применения информационных технологий.
7. Уровни стандартизации: международный, региональный, национальный, отраслевой, организаций.
8. Структура органов и служб стандартизации Республики Беларусь. Госстандарт Республики Беларусь и его функции. Территориальные органы стандартизации, головные и базовые организации по стандартизации, службы стандартизации на предприятии, их задачи и функции.
9. Основные положения о сертификации.
10. Органы по сертификации. Испытательные лаборатории. Центры по сертификации.
11. Добровольная сертификация продукции и услуг.
12. Методы стандартизации. Специализация. Типизация. Взаимозаменяемолсть.
13.Технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации:
Технические регламенты;
14.Стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;
Технические условия.
Порядок разработки, утверждения, применения стандартов.
15. Виды стандартов: основополагающие стандарты; стандарты на продукцию, процесс, услугу; стандарты на методы контроля; стандарты терминов и определений.
16.Назначение и содержание систем стандартов: система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь, Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь, Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической документации (ЕСТД), Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), система стандартов серии ИСО 9000 и др.
17. Необходимость и важность использования различных систем стандартов для обеспечения взаимодействия смежных отраслей экономики.
18. Стадии разработки стандарта. Обновление, отмена, пересмотр стандарта. Разработка изменений к стандарту.
18.Назначение информационных изданий в области стандартизации, издаваемых БелГИСС, Госстандартом Республики Беларусь, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологи и сертификации.
19.История развития метрологии как науки. Роль и место метрологии в производстве. Понятие «измерение». Роль метрологии в обеспечении качества. Измерительный контроль.
20. Физические и нефизические величины, их измерения. Оценка свойств, шкалы свойств. Виды шкал: наименований, порядка, интервалов и отношений. Абсолютная шкала. Применение шкал.
21. Измерение физической величины (ФВ). Наличие единицы. Возможность сравнения ФВ с единицей. Основное уравнение измерений.
22. Виды измерений. Методы измерений. Метод непосредственной оценки. Метод сравнения с мерой, его разновидности.
23. Качество измерений. Точность, правильность, сходимость и воспроизводимость результатов измерений. Достоверность результатов измерений. Равноточные и неравноточные, равнорассеянные и неравнорассеянные измерения.
24. Виды средств измерений (СИ). Классификация СИ.
25.Основные метрологические характеристики СИ. Частные метрологические характеристики: цена деления, пределы и диапазон преобразования, пределы и диапазон показаний (диапазон шкалы), пределы и диапазон измерений. Выходной код, число разрядов кода, номинальная цена единицы наименьшего разряда кода, номинальная ступень квантования. Погрешности средств измерений, их нормирование.
26. Метрологическая служба. Цели и задачи. Структура службы.
27.Общие структурные элементы измерительных приборов: чувствительный элемент, измерительный механизм, отсчетное устройство, шкала, цена деления шкалы.
28. Обеспечение единства измерений.
29. Поверочная схема средств измерения: построение и содержание.
30. Основные методы прямых измерений: метод непосредственной оценки, дифференциальный, нулевой, противопоставления, совпадения, замещения. Преимущества и недостатки указанных методов.
31.Основные понятия: погрешность измерения, точность измерения, правильность измерения, сходимость и воспроизводимость измерений.
32. Классификация погрешностей измерений. Источники погрешностей. Систематические, случайные и грубые погрешности. Статические и динамические погрешности. Значимые и пренебрежимо малые погрешности.
33. Методы повышения качества измерений. Аналитические и экспериментальные методы выявления погрешностей. Нахождение погрешностей в информационных источниках.
34. Методы и способы уменьшения и исключения погрешностей. Профилактика погрешностей.
35. Предел допускаемой погрешности и способы ее выражения. Классы точности средств измерений. Способы определения и маркировка.
36. Истинное и действительное значение измеряемой величины. Результат измерения, погрешность измерения. Поправка.
37. Методы стандартизации. Унификация. Агрегатирование.
38. Поверка и калибровка средств измерений.
39. Понятие «измерение». Классификация измерений: прямые, косвенные, совокупные, совместные.
40. Метрологическая цель передачи единиц физических величин. Деление средств измерений по метрологическому назначению.
41. Эталон единицы физической величины. Классификация эталонов.
42.Классификация погрешностей средств измерения. Формы выражения погрешностей: абсолютная, относительная, приведенная.
43.Классификация средств измерения, измерительные приборы и преобразователи, измерительные установки и измерительные системы. Вспомогательные устройства.
44.Сущность и назначение метрологических служб. Задачи, стоящие перед государственной метрологической службой и метрологической службой предприятия.
45.Метрологическое обеспечение производства: сущность, порядок проведения.
46. Понятие «Метрология». Роль метрологии в повышении качества выпускаемой продукции и эффективности производства.
47.Стандартизация как наука, ее роль в управлении качеством продукции.
48.Жизненный цикл продукции. Роль стандартов на каждой стадии жизненного цикла продукции.
49.Проблемы управления качеством на современном этапе.
Политика государства в области качества. Программа «Качество», ее цели и задачи, пути ее реализации.
50.Классификация показателей качества продукции. Промышленные и потребительские показатели качества продукции, их характеристика.
51.Уровень качества продукции. Оценка уровня качества. Основные этапы работы по оценке уровня качества.
Методы оценки уровня качества: дифференциальный, комплексный, смешанный.
Наивысший, удовлетворительный и оптимальный уровни качества продукции.
52.Основные задачи контроля качества продукции.
Виды контроля, применяемые при производстве и эксплуатации продукции.
53. Организация контроля качества продукции на предприятии на основе его стандартов.
54. Сущность сертификации. История возникновения и развития сертификации.
55. Назначение документов «Сертификат соответствия», «Сертификат компетентности», «Декларация о соответствии».
56. Оценка соответствия. Объекты оценки соответствия.
Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь.
Виды деятельности по подтверждению соответствия. Формы подтверждения соответствия: обязательная и добровольная сертификация, декларирование соответствия. Порядок проведение подтверждения соответствия в Республике Беларусь.
Основные документы по подтверждению соответствия.
57. Экологическая сертификация.
58. Международные организации по стандартизации.
59.Возникновение и развитие систем управления качеством.
Понятие «петля качества», «управление качеством», «обеспечение качества», «повышение уровня качества».
60. Системы управления качеством (БИП, СБТ, НОРМ, КАНАРСПИ, система управления качеством на базе комплексной стандартизации). Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), ее цели и задачи. Основные принципы КС УКП.
Построение систем управления качеством на основе международных стандартов.
61. Цели создания стандартов серии ИСО 9000, их структура и внедрение в Республике Беларусь.
62.Роль международного сотрудничества в области стандартизации, метрологии, управления качеством продукции и услуг. Всемирная торговая организация (ВТО). Требования соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части стандартизации и технического регулирования. Международные организации по стандартизации: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК).
63. Региональная организации по стандартизации: Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Деятельность ЕС в области, стандартизации. Национальная стандартизация за рубежом (опыт зарубежных стран в области стандартизации).
Сотрудничество Республики Беларусь с международными, региональными и национальными организациями других стран в области стандартизации.
64. Сертификация на международном и региональном уровне.
65. Международные и региональные организации по метрологии.
66.Назначение органов Госнадзора, главные задачи Госнадзора. Его структура и основные функции.
Правительственные постановления в области Государственного надзора за качеством продукции и услуг.
Формы проведения Госнадзора, результативность их применения.
67. Значение и роль законов «О техническом нормировании и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», « Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
68. Роль закона «О защите прав потребителей». Обязанности и ответственность производителей и продавцов товаров потребительского назначения. Общественная и государственная защита прав потребителей.
страница 1
|