Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Пояснительная Записка к Предложениям по Тарифам на Товары
Этот отчет в некоторой степени определяет формирование предложений по доступу на рынок товаров. Данный отчет включает краткий анализ экономической ситуации в стране в целом, и более подробный анализ сложившейся ситуации в основных отраслях экономики, а также третий перечень предоставленных предложений по связыванию ставок таможенных пошлин на сельскохозяйственные и другие товары.

Формирование предложений

Республика Казахстан представляет свои предложения по доступу на рынок товаров, которые в соответствии с требованиями ВТО, разделены на 2 укрупненные группы: 1) Сельскохозяйственные товары и 2) Другие товары.

Первый и второй столбцы представленных предложений озаглавлены как Коды и Наименования Сельскохозяйственных и Других Товаров, которые включают 9,864 позиции. Коды и Наименования Товаров соответствуют нынешней казахстанской номенклатуре продукции, вовлеченной во внешнеэкономическую деятельность, и основанной на Гармонизированной Системе Наименований и Кодов Товаров.

Третий столбец предложений, озаглавленный как Первоначальный Уровень Связывания, определяет уровень, на котором РК предлагает связать свои РНБ ставки таможенных импортных тарифов с 1 января года, следующего за годом вступления в ВТО.

Четвертый столбец предложений, озаглавленный как Окончательный Уровень Связывания определяет уровень, на котором РК предлагает связать РНБ ставки таможенных импортных тарифов на товары в конце переходного периода.

Пятый столбец предложений, озаглавленный как Переходный Период, определяет продолжительность переходного периода, в течение которого первоначальный уровень связывания будет сокращен до уровня окончательного связывания.



1. Сельскохозяйственные Товары

Сельское хозяйство на макроэкономическом уровне рассматривается как одна из главных отраслей экономики страны, имеющая огромный производственный и экспортный потенциал. От успешной работы отрасли зависит судьба тысяч предприятий, занятых переработкой сырья, транспортировкой, хранением, продажей сельскохозяйственной продукции. Внутренний платежеспособный спрос почти наполовину создается в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях. Эффект от одного тенге, вложенного в сельское хозяйство, многократен.

Традиционно, Казахстан всегда был аграрно-промышленной страной. Освоение целины превратило его в одного из крупнейших производителей зерна и мяса на территории бывшего Советского Союза. В этот период развитие получили отрасли производства, связанные с поставкой продукции сельскому хозяйству и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию. В республике были созданы объективные материальные предпосылки для формирования агропромышленного комплекса Казахстана как ведущей части экономики республики.

В результате проведенного анализа нынешней ситуации в сфере производства сельскохозяйственных товаров было отмечено следующее.

Сельское хозяйство в 1990г. занимало 34% в валовом внутреннем продукте и это был самый высокий показатель среди отраслей материального производства. Наибольшее развитие получили зернопроизводство и животноводство мясного направления. Однако за годы реформ уровень сельскохозяйственного производства сократился в 2,5 раза и теперь его доля в валовом внутреннем продукте составляет 8,4%.


Поголовье крупного рогатого скота в 1999г. составило 3999 тыс. голов, что соответствует уровню 1940 г., а производство зерна - уровню 1958 г. Все это сказалось и на снижении продукции отраслей переработки; так например, производство мяса сократилось до уровня 1946г., тканей до уровня 1959 г., хлопка-волокна до уровня 1960г., колбасных изделий - 1940г., минеральных удобрений-уровня 1950г.

Значительно снизился экспортный потенциал сельского хозяйства. Если в лучшие годы Казахстан вывозил 10-12 млн. тонн зерна, то в 1998г. экспорт составил лишь 2,5 млн. тонн.

Соответственно сократились доходы сельскохозяйственных предприятий и населения, проживающего в сельской местности. Если в 1985г. заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве составляла 91% от заработной платы работника промышленности, то в 1998г. она упала до 31% и составила 3,8 тыс. тенге в месяц, что практически на уровне прожиточного минимума на одного человека, в то время как коэффициент семейности составляет 4,2. Согласно статистическим данным с 4 до 11 раз увеличился разрыв в денежных доходах наиболее состоятельных и наиболее бедных

Если в 1996г. доходы ниже прожиточного минимума имели 35% сельского населения, то в 1999г. - 43%. При этом по данным официальной статистики более 15% трудоспособного сельского населения официально признано безработными. Проблема безработицы особенно остро стоит в городах, рабочих поселках и сельских местностях, где предприятия являются градообразующими.

Проблемы сельского хозяйства оказывают соответствующее влияние на развитие большинства отраслей промышленности, транспорта, строительства и социальную сферу. В частности, падение производства продукции в отраслях промышленности, сопряженных с сельским хозяйством, в последние годы происходило адекватно сокращению производства сельскохозяйственной продукции.

Запущенное состояние пахотных земель, прогрессирующее ухудшение эпизоотической обстановки в животноводстве, низкий уровень технического оснащения, а также неплатежеспособность большинства предприятий сельского хозяйства привели к тому, что Правительство было вынуждено аннулировать 50% основного долга сельскохозяйственных производителей в сумме 26.2 млрд. тенге за 1996 год, или 389.3 млн. долл. США.

Сумма агрегированных мероприятий за 1996, 1997 и 1998 годы по поддержке производства семян зерновых культур, картофеля, кукурузы, сахарной свеклы, фруктов, крупного рогатого скота и овцеводства составила 4.0 млрд. тенге, или 53.6 млн. долл. США.

В целом сумма агрегированной меры поддержки сельского хозяйства в 1996 году составила 33845.3 млн. тенге, в 1997 году - 80002.4 млн. тенге, в 1998 году- 95678.2 млн. тенге.

Спад производства продукции в сельском хозяйстве и пищевых продуктов в промышленности приводит к нарастанию проблемы обеспечения продовольственной безопасности. За период реформ потребление продовольствия сократилось почти в два раза. Доля официально фиксируемого импорта отдельных пищевых продуктов (сливочного масла, маргарина, мясных консервов, колбасных изделий) в потреблении превышает 40%-60%.

Основной проблемой в отраслях по первичной переработке сельхозсырья остаются его дефицит и низкое качество, а в пищевкусовых отраслях - низкий платежеспособный спрос. В производстве напитков и кондитерских изделий главным тормозом является реализация нелегально ввезенной или подпольно произведенной, фальсифицированной продукции, которая способствует созданию недобросовестной конкуренции, подрывает имидж национального производителя. В сельском хозяйстве республики в 1998 г. сохранялись тенденции, характерные для всего периода реформирования сельского хозяйства. Спад общего объема выпуска всех видов продукции составил 18,9% по сравнению с 1997 г., в том числе производство зерна - 48%, скота и птицы на убой - 10%, шерсти -29%, картофеля- 14%.

В условиях бюджетного дефицита, единственным источником покрытия расходов остается снижение издержек производства. Пищевая промышленность, являясь отраслью конечного потребления и имея высокую оборачиваемость капитала, может стать источником оживления экономики, создания новых рабочих мест, перелива капитала из торгового бизнеса в промышленную сферу, а затем и в сельское хозяйство.

Таким образом, сложившаяся тяжелая ситуация в сельском хозяйстве на текущий момент, создание необходимых условий для восстановления и нормального воспроизводства отраслей, экспортного потенциала сельского хозяйства и формирования предпосылок по увеличению участия Казахстана в мировой торговой системе требует:

обеспечения достаточного уровня тарифной защиты, особенно по тем товарным позициям, которые являются жизненно важными, как с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, так и с точки зрения роста и повышения эффективности сельскохозяйственного производства;

использования в случае необходимости Специальных Защитных Мер по отдельным товарам товарных групп 02, 04, 15, 16, 17 в соответствии со статьей 5 Соглашения по сельскому хозяйству;

мер внутренней поддержки и экспортных субсидий.



2. Другие товары

Высокозатратная социально-экономическая система бывшего СССР оставила в наследство хронический бюджетный дефицит, покрывавшийся в большинстве случаев дополнительной денежной эмиссией. И если при плановой системе ценообразования это не приводило к гиперинфляции, то либерализация цен на фоне падения производства из-за разрыва экономических связей обрушила весь инфляционный потенциал на предприятия и население республики.

Негативные явления в экономике привели к росту бюджетного дефицита. Проблема растущего бюджетного дефицита особенно обостряется в периоды неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках, поскольку сложившаяся при социалистическом строе система разделения труда привела к узкой специализации национальной экономики на отдельных видах экспортных товаров, преимущественно сырьевого направления. Географическое расположение Казахстана не является благоприятным для поддержания конкурентоспособности отдельных видов продукции. Для снижения транспортной составляющей, влияющей на конкурентоспособность отечественной продукции, Правительство республики вынуждено предоставлять отдельным промышленным предприятиям льготные железнодорожные и другие тарифы.

Экономическая реформа в Казахстане началась в условиях политического и экономического кризисов, что обусловило значительное снижение производства продукции и услуг во всех отраслях экономики (таблица 2).



Таблица 2

Динамика основных показателей промышленного производства по Республике Казахстан за 1990, 1995-1998 гг.




1990


1995


1996


1997


1998


Реальный ВВП, в % к предыдущему году


х


91,8


100,5


101,7


98,2


Реальный ВВП к 1990 г.,%


100


61,4


61,7


62,7


61,6


Доля промышленности в ВВП, %


20,5


23,5


21,2


21,4


23,8


Число промышленных предприятий, единиц


19796


17924


17156


15791


13676


Производство промышленной продукции, в % к предыдущему году


99,2


91,8


100,3


104


97,6


в%к 1990г.


100


48


48,2


50,1


48,9


Численность промыш-ленно-производственного персонала, в%к 1990г.


100


75,5


67,4


59,2


55,7


Индекс цен промышленной

продукции, в % к предыдущему году




104,4


240


123,8


115,5


100,8

Наиболее значительные темпы падения произошли в обрабатывающих отраслях -легкой, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, промышленности строительных материалов (таблица 3).

Неравномерное сокращение производства в отраслях, а также различная динамика цен на их продукцию, привели к существенному изменению структуры промышленности Казахстана за последние годы. Возрос удельный вес' отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии (таблица 3).

Таблица 3

Структура промышленности Республики Казахстан

(В%)




1990


1991


1992


1993


1994


1995


1996


1997


1998






















Промышленность, всего


100.0


100.0


100.0


100.0


100.0


100.0


100.0


100.0


100.0


Электроэнергетика


5.3


5.0


9.3


17.7


18.9


16.1


15.2


13.5


16.7


Топливная промышленность


10.2


7.5


19.5


15.4


21.9


25.0


20.0


27.1


21.1


в том числе:




















нефтегазовая


4.1


4.4


12.6


9.9


13.0


16.8


14.2


17.7


17.7


Угольная


6.1


2.9


6.9


5.5


8.9


8.2


5.8


9.4


3.4


Черная металлургия


6.1


5.5


10,7


10.0


11.9


15.1


10.7


12.0


10.0


Цветная металлургия


9.5


8.6


17.0


12.7


12.0


11.8


11.8


13.7


13.4


Машиностроение и металлообработка


15.9


11.0


8.5


10.2


7.3


7.4


7.1


5.0


3.6


Химическая и

нефтехимическая промышленность




6.3


6.0


7.6


3.7


3.7


3.8


3.6


2.1


1.6


Промышленность строительных материалов


5.6


4.8


6.4


5.5


4.1


3.7


2.9


2.2


2.3


Легкая промышленность


15.6


17.0


6.4


5.9


3.8


2.4


2.4


2.1


1.9


Другие промышленные производства


25.5


34.6


14.6


18.9


16.4


14.7


26.3


22.3


28.1

За период с 1990 г. по 1998 г. наблюдалась тенденция снижения инвестиций в основной капитал в целом по экономике Казахстана. Высокие ставки на краткосрочные кредитные ресурсы и отсутствие долгосрочных кредитов из-за высоких рисков в реальном секторе, способствовали оттоку инвестиционных ресурсов из производственного сектора в сферу торговли и вложению средств в государственные ценные бумаги.

Недостаток инвестиций в промышленность в целом на фоне их перераспределения преимущественно в добывающие отрасли привел к техническому отставанию обрабатывающих отраслей. Анализ использования производственных мощностей свидетельствует об их неполной загрузке, особенно на предприятиях обрабатывающей промышленности. Средний уровень загрузки мощностей в металлургической промышленности составляет 56,4%, перегонке нефти - 43,7%, производстве пищевых продуктов - 25,6%, текстильной и швейной промышленности - 21,7%. Менее, чем на 10% было загружено оборудование в машиностроении, химической промышленности, в производстве древесины и деревянных изделий, бумаги, картона и издательском деле.

Росту производственного потенциала отраслей промышленности препятствует недостаток оборотных средств, спад производства сельскохозяйственного сырья, низкий платежеспособный спрос населения, давление учитываемого и теневого импорта.

Так, низкий платежеспособный спрос ориентирует население на потребление дешевых и низкокачественных промышленных товаров. В этих условиях непродовольственные потребительские товары, производимые в Казахстане, не в состоянии конкурировать с дешевыми товарами, завозимыми из других стран, производство которых дотируется государством.

Емкость рынка непродовольственных товаров в Казахстане вдвое меньше продовольственного и составила в 1997 и 1998 гг. 1,5 и 1,6 млрд. долл. США соответственно. Наибольшую долю в нем составляют товары легкой промышленности (49%), мебель и предметы культурно-бытового назначения (16%). Исходя из объема произведенных в стране непродовольственных товаров (150-200 млн. долл. США), товарное наполнение непродовольственного рынка более чем на 90% обеспечивается за счет импортируемой продукции.

Статистически учитываемый импорт непродовольственных потребительских товаров составляет 600-700 млн. долл. США в год. Остальная продукция, почти на 2 миллиарда долларов США, поступает посредством челночного импорта и контрабандным путем. В статистически учтенном импорте доминируют одежда и обувь (24%), легковые автомобили (22%), радио- и телеаппаратура (18%), мебель (8%), мыло и моющие средства (6%).

Экспорт непродовольственной потребительской продукции не превышает 100 млн. долл. США в год. Почти вся она поставляется в страны СНГ.

Основной причиной сокращения отечественного производства товаров легкой промышленности явилось снижение их конкурентоспособности по сравнению с товарами, завозимыми «челноками».. В настоящее время, положение в легкой промышленности продолжает ухудшаться. По сравнению с другими отраслями спад производства в отрасли за последние 5 лет был наиболее значительным (таблица 4).

Таблица 4

Объем производства продукции в легкой промышленности





Наименование показателя


Ед. Изм.


1993


1994


1995


1996


1997


1998


1999


Продукция легкой пром-ти, в действующих ценах


Млрд. тг


1,3


12,9


16,5


17,5


17,2


13,1


17,9 8


В долл. США


Млн. дол


503, 9


360, 7


270, 8


260, 1


228, 1


167


150, 3


В ценах 1993г.


Млрд. тг


1,3


0,7


0,3


0,4


0,3


0,3


0,3


Ткани


Млн.

м2


188, 1


107, 1


31,1


28,4


19,6


12,7


12,5


Ковры и ковровые изделия


Млн.

м2


1,4


0,7


0,2


0,2


0,2


0,17


0,15


Чулочно-носочные изделия


Млн. пар


71,5


41,0


11,5


6,0


4,0


2,4


0,89


Кожа из КРС и мелк.


Тыс.

ДЦ2



276, 6


72,4


18,9


16,4


3,8


3,6


1,7


Обувь


Млн. пар


16,2


7,8


2,1


1,5


1,1


1,1


0,8

Проблемы сырьевого обеспечения легкой промышленности, неконкурентоспособность её продукции с импортируемыми товарами привели практически к полному развалу отрасли. В настоящее время её удельный вес в объеме товарной продукции всей промышленности составляет 1,8% и за годы реформирования снизился в 10,7 раза.

Проводимые реформы и активизация мер по финансово-экономическому оздоровлению несостоятельных предприятий, ужесточение требований к неплатежеспособным предприятиям, их банкротству и ликвидации не смогли остановить процесс ухудшения финансового состояния предприятий.

На конец 1999 года более половины (51%) отчитавшихся предприятий и организаций имели отрицательный финансовый результат, убыток которых составил 31,4 млрд.тенге, в том числе в горнодобывающей промышленности - доля убыточных предприятий и размеры убытка составили соответственно 48,3% и 4,2 млрд.тенге, обрабатывающей - 50% и 9,3 млрд.тенге, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 60% и 8,8 млрд.тенге, транспорте и связи - 65,4% и 5 млрд.тенге. По регионам число убыточных предприятий в общем числе колеблется от 20,3% в Атырауской области до 69% в Акмолинской области. По состоянию на конец 1999 г. допустили убытки предприятия и организации Карагандинской области на 6 млрд.тенге, Костанайской - на 1,4 млрд.тенге, Акмолинской - на 1,3 млрд.тенге, Актюбинской - на 1,1 млрд.тенге, Жамбылской - на 1 млрд.тенге. Север о-Казахстанской - на 813 млн.тенге, Алматинской области - на 356 млн.тенге.

Для многих крупных предприятий Казахстана характерны следующие общие проблемы: (i) низкая ликвидность продукции из-за низкой конкурентоспособности, по по сравнению аналогичными товарами, произведенными в других странах,, как на внутреннем рынке, так и на внешнем; (ii) недостаточные меры по защите внутреннего рынка - импорт субсидируемой или продаваемой по демпинговым ценам продукции, аналогичной выпускаемой отечественными производителями; (iii) Тяжелое финансово-экономическое положение большинства предприятий, недостаток оборотных средств и инвестиций в развитие производства; (vi) высокая транспортная составляющая, ведущая к снижению конкурентоспособности отечественных товаров.

Опережающее экстенсивное развитие добывающих отраслей, ориентированных преимущественно на экспорт сырья, вносит дополнительный элемент неустойчивости из-за высокой зависимости от колебаний конъюнктуры мировых рынков.

Итоги работы предприятий промышленности показали, что Казахстан, являясь частью мировой экономики, в значительной степени подвержен влиянию мировых ценовых шоков. Так, в результате падения цен на мировых рынках произошло резкое снижение объемов производства экспортоориентированной продукции. В первую очередь это коснулось нефтегазового сектора и цветной металлургии. При этом наибольшие величины убытка имеют такие металлургические гиганты, как АО«Испат-Кармет», АО«Феррохром», ОАО «Казцинк», АО «Казахмыс».

Особое место в развитии экономики любой страны занимает отрасль машиностроения, так как данная отрасль является одной из наиболее перспективных отраслей в плане доведения развитости производства до уровня четвертого и пятого переделов.

Финансовое состояние предприятий машиностроительного комплекса на протяжении последних лет остается крайне напряженным, в основном, вследствие неподготовленности к новым рыночным условиям хозяйствования, потери традиционных рынков сбыта. Машиностроительная отрасль республики формировалась с учетом региональной специализации для нужд бывшего Союза и не было ориентировано на удовлетворение потребностей народного хозяйства в основных видах машин и оборудования, что и явилось причиной одностороннего развития отрасли.

Правительство республики намерено осуществить политику поддержки и стимулирования производства в отрасли машиностроения, с целью загрузки имеющихся отечественных производственных мощностей и удовлетворения потребности нефтяников, энергетиков, аграриев и других смежных отраслей промышленности в оборудовании и запасных частях.

После распада СССР Казахстан оказался в зависимости от импорта лекарственных препаратов, что в сочетании с финансовым дефицитом, возникшим на стадии перехода к рыночной экономике и при разрыве экономических связей между государствами СНГ, привело к резкому ухудшению лекарственного обеспечения населения. По данным доклада ЮСАИД, стоимость медикаментов в Казахстане в сравнении с 1993 годом увеличилась почти в 154 раза. В результате, отсутствие собственного развитого фармацевтического производства переросло в социально-значимую проблему.

Для фармацевтической промышленности республики характерно производство субстанций растительного и животного происхождения, а также простейших лекарственных форм: настоек, экстрактов, мазей, микстур и другое. Производство современных готовых лекарственных форм, таких как таблетки, только осваивается.

Основным источником валютно-финансовых поступлений в казахстанской экономике является небольшая категория товаров, к которым относятся нефть, природный газ, ограниченное число продуктов черной и цветной металлургии. Доходы от экспорта этих продуктов формируют в значительной степени доходную статью республиканского бюджета.

Получивший свое развитие в советскую эпоху, казахстанский нефтеперерабатывающий сектор был разработан и технически, и экономически как составная часть нефтяной промышленности Советского Союза. Поэтому в республике недостаточно развито производство авиационного бензина, зимнего дизельного топлива, смазочных масел.

Кризис на мировых нефтяных рынках в значительной степени усложнил положение в нефтегазовом секторе. Он повлиял на финансовую стабильность страны, так как доходы от нефтяной отрасли составляют в Казахстане более 30% поступлений в бюджет.

Медленное интегрирование в мировую экономику происходит из-за отсутствия возможностей для предложения иностранным покупателям широкого ассортимента товаров высокого качества и недостаточным использованием существующего потенциала страны для развития торговых связей с другими странами.

Таким образом, можно выделить три крупные категории в наших предложениях.

Первая категория товаров включает в себя продукты текстильной и легкой промышленности (одежда, обувь и др.). Как уже отмечалось выше, легкая промышленность и производство потребительских товаров в республике продолжает находиться в глубоком кризисе. Относительно товаров данной категории мы предлагаем связать ставки импортных таможенных пошлин на относительно высоком уровне, обеспечивающем необходимую степень защиты отечественных производителей. Заметим также, что после Уругвайского раунда переговоров импортный таможенный тариф на текстиль, одежду, обувь, кожу, каучук, транспортное оборудование, рыбу и морские продукты в странах-членах ВТО, на которые приходится большая часть мировой торговли, снизился незначительно и остается на относительно высоком уровне.

Относительно второй категории товаров, которые включают в себя большую часть тарифных позиций , мы предлагаем связать тарифы на более низком уровне. К ним относятся: минеральное сырье, продукция черной металлургии, химической промышленности, деревообработки, фармацевтики, оборудование и др.

Третья небольшая категория товаров (природный газ, шины, ковры и др.), относится к отечественному производству, которые являются точками роста некоторых подотраслей промышленности и предприятия их производящие имеют градообразующий эффект. Эти тарифы предлагаем оставить несвязанными («unbound»). Такие тарифы составляют 2,5% от общего количества тарифных позиций.

В переходный период государство не может полностью отказаться от груза ответственности за производственный сектор экономики. Необходимо разработать систему государственных мероприятий, включающую в себя меры по оздоровлению промышленности и диверсификацию ее производства.

Государство стремиться к постепенному увеличению доли добавленной стоимости в общем объеме экспортируемой продукции, замещению экспорта сырья продукцией более высокой степени переработки.



Это также позволит решить проблему роста занятости, и доходов населения, расширения платежеспособного спроса.

Переходный период также должен рассматриваться и как подготовка к постепенному вхождению в мировой рынок, дать возможность получить отечественным хозяйствующим субъектам навыки выживания в условиях открытого рынка.

страница 1

Смотрите также: