Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский государственный университет ИМ. с. аМАНЖОЛОВА

«Утверждено»

на заседании Методического Совета факультета Э и ЕН

Председатель _________Байжуманова Л.Т.

от «____» __________2006г.


УЧЕБНая программа дисциплины



(Syllabus)
по Введению в специальность

для специальности 050608 «Экология»

форма обучения дневная

Учебная программа дисциплины (Syllabus) обсуждена и рекомендована на заседании кафедры экологии

Протокол № _______ от «__»________2006г.

Зав. кафедрой, доцент, к.м.н.

______________________ Бейсембаева С.К.

Усть-Каменогорск, 2006



  1. Название и код дисциплины: VSP «Введение в специальность»

  2. Ф.И.О. преподавателя, ученая степень: Бакин Серик Аскарович.

  3. Контактная информация: тел. 427448 (рабочий), +73337345495 (сотовый), уч.корпус № 4 каб. 20, время пребывания на кафедре согласно индивидуального расписания занятий.

  4. Количество кредитов: 1кредит, в том числе 15 аудиторных часов (лекции), 15 часов СРСП, 15 часов СРС.

  5. Пререквизиты и постреквизиты курса: Для изучения курса «Введение в специальность» студент должен владеть знаниями по дисциплинам «Биология», «Химия», «География», «Экология», «Социология» и должен иметь представление о региональных и глобальных экологических проблемах. Знание по дисциплине «Введение в специальность» в будущем будут применяться при изучении всех специальных дисциплин.

  6. Краткое описание курса:

Актуальность. Для овладения знаниями, необходимыми для формирования профессиональных навыков и умений, нужно сформировать определенную ментальность, характеризующуюся определенной системой изучения экологии, не как систему предметных и межпредметных связей, а как профессию. Исходя из этого необходимо формирование научных, социальных, аналитических и иных навыков у студента, изучающего данную дисциплину.

Предназначение дисциплины: Дисциплина «Введение в специальность» предназначена для формирования первоначальных профессиональных навыков, знаний и умений, которые будут применяться при изучении в последующем специальных дисциплин, прохождении практик, проведении научных изысканий в области экологии и охраны окружающей природной среды.



Цель преподавания дисциплины: Сформировать профессиональные навыки, умения и способности будущего специалиста в области экологии и охраны окружающей природной среды.

Задачи изучения дисциплины: - Ознакомить с ролью и местом экологической науки в системе наук о природе и обществе;

- Сформировать навыки и умения анализировать современное экологическое состояние окружающей среды;

- Сформировать целостное восприятие основных экологических понятий и навыков в их прикладном значении;

- Способствовать формированию экологической ментальности и культуры поведения;



Общие требования к изучению курса: Не опаздывать на занятия; отключить сотовый телефон на время занятий; не пропускать занятия, а в случае болезни предоставить справку; в случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается; своевременно и старательно выполнять домашние задания; конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях; введение конспектов лекционных и семинарских занятий.

7. Политика курса: Студент после завершения курса овладевает:



- Навыками введения научной деятельности в области решения экологических проблем;

- Знаниями об экологических науках, их структуре, природоохранных функциях и биосферных принципах экологии;

- Умения и навыки выступлений перед аудиторией о решении задач экологической проблематики, давать анализ существующих проблемных вопросов взаимодействия общества и природы;

Студент специальности «Экология» после изучения дисциплины «Введение в специальность» будет владеть всеми необходимыми навыками и умениями, которые ему пригодятся при изучении впоследствии специальных экологических дисциплин.

8. Календарно-тематический план и график прохождения форм контроля:




Темы

Формы проведе-ния занятий

Лите-ратура

Формы контроля

Макс. балл

Срок сдачи

1

Экология, как явление современного этапа развития человеческой цивилизации

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3

Конспект лекции

Конспект СРСП




2

2

2 неделя


2

История природоохранной деятельности и развития экологического мировоззрения

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3

Конспект лекции

Конспект СРСП




2

2

3 неделя


3

Экология в системе наук

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3,4

Конспект лекции

Научный проект




2

8

10 неделя


4

Экология, как междисциплинарная область знаний

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3,4

Конспект лекции

Анкетирование



2

3

5 неделя


5

Экология, как профессиональная сфера деятельности

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,7,3,2,9

Конспект лекции

Ситуационные задачи



2

2

6 неделя


6

Теоретическая экология

Лекция – 2

СРСП – 2


СРС - 2

2,3,11, 12,15

Конспект лекции

Имитационная игра



2

4

7,8 неделя


7

Прикладная экология

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3,9,12,15, 19,26

Конспект лекции

Урок-тренинг

Конспект СРСП


2

2

9 неделя

10 неделя



8

Экологическое проектирование

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

11,20, 22

Конспект лекции

Урок-проект



2

5

11 неделя


9

Экологический контроль и управление экологическими процессами

Лекция – 1

СРСП - 1


СРС - 1

6,12,13, 15,18

Конспект лекции

Ролевая игра



2

2

12 неделя


10

Экологическое образование, воспитание, мировоззрение и культура

Лекция – 2

СРСП – 2


СРС - 2

1,4,7,27

Конспект лекции

Урок-тренинг

Деловая игра


2

2

13 неделя

14 неделя



11

Экологическое право, менеджмент, маркетинг и аудит

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

1,2,3,1119,17

Конспект лекции

Конспект СРСП



2

2

15 неделя


12

Глобальная экология и международные отношения в области охраны окружающей природной среды

Лекция – 1

СРСП – 1


СРС - 1

5,18,13, 14,16, 19

Конспект лекции

Подведение итогов



2

2

15 неделя





Всего

Лекция – 15

СРСП – 15

СРС - 15








60

15

9. Политика выставления оценок: Оценки выставляются согласно действующему в ВКГУ Положению о модульно – рейтинговой оценки знаний студентов, положения о КСО. Каждую неделю осуществляется текущий контроль посещаемости лекций, активности на СРСП, строгого выполнения заданий на СРС; три раза в семестр, т.е. 5, 10 и 15 недели - рубежный контроль в виде контрольной работы или тестирования; один раз в конце периода - итоговый контроль или экзамен в виде тестирования. Оценка, выставляемая за курс, представляет собой сумму баллов по текущему, рубежному и итоговому контролю. Баллы распределяются следующим образом:



  1. текущий контроль – 40% итоговой оценки (10% – посещение лекций; 10% – посещение практических занятий; 20 % – выполнение СРС);

  2. рубежный контроль – 20% итоговой оценки;

  3. итоговый контроль – 40% итоговой оценки;

  4. итого -100%.

В случае вынужденного пропуска рубежного контроля, на следующем рубежном контроле студент сдает текущий и пропущенный.

Минимальное количество баллов для допуска к итоговому контролю – 48% (80 % текущего и рубежного контроля). Итоговый контроль предусматривает проведение экзамена.



10. Литература:

Основная литература по дисциплине:

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Человек-экология-биота-среда.-М., 2000

  2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии.- М., 1996

  3. Боков В.А., Лущик А.В. Основы экологической безопасности.- Севастополь, 1998

  4. Кормилицын В.И. и др. Основы экологии.- М., 1997

  5. Константинов В.А., Охрана природы.- М., 2000

  6. Коробкин В.И., Передальский Л.Н. Экология.- Ростов-на-Дону, 2001

  7. Никоноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология.- М., 2000

  8. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества.- М., 1995

  9. Экология и безопасность жизнедеятельности /под ред. Л.А.Муравья.- М., 2000

  10. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству.- М., 2002

  11. Радкевич В.А. Экология. М., 1977

  12. Одум Ю. Экология. 1986

  13. Новиков Ю. Экология, окружающая среда и человек. М., 1998

  14. Воронцов,А.П. Рациональное природопользование: Учеб. пособие/А.П.Воронцов ;Ассоц.авт.и изд."Тандем".-М.:Тандем;ЭКМОС,2000

Дополнительная литература:

  1. Шилов И.А. Экология.- М., 2000

  2. Радкевич В.А. Экология.- Минск, 1997

  3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.- М., 1998

  4. Экологический терминологический словарь.- Алматы, 2000

  5. Информационный экологический бюллетень Республики Казахстан

  6. Реввель П., Реввель Ч. Среда нашего обитания.- М., 1998

  7. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды.-М.:Гидрометеоиздат,1984

  8. 8. Будыко М.И. Глобальная экология. М. Мысль, 1977.

  9. Реклефс Р. Основы общей экологии. М. 1979.

  10. Фурсов В.И. Экологические проблемы окружающей среды. – Алма-Ата, Анна т1л1, 1991

  11. Степановских А.С. Экология М. ЮНИТИ. 2001

  12. Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана водных ресурсов. –Мн.: Университетское, 1990.

  13. Тарасов А.О. Экология и охрана природы. – М., 1990.

  14. Балабеков О.С. Человек-производство-природа.-А-ата:Кайнар,1989

  15. Демина, Т.А.Экология, природопользование, охрана окружающей среды:Пособие для вузов.-М.:Аспект Пресс,1998

  16. Охрана окружающей среды / С.В.Белов, Ф.А.Баринов. –М.: Высш.шк., 1991

  17. Розанов, С.И.Общая экология:Учеб.для вузов/С. И.Розанов.-2-е изд.,стереотип.-СПБ.:Лань,2001

  18. Владимиров А.М., Ляхин Ю.И. и др. Охрана окружающей среды. –Л.: Гидрометеоиздат, 1991

  19. Чернова Н.И. Экология. М. 1998

  20. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М.,1996

  21. Боголюбов С.А. Экология и право. План и программа для народных университетов. –М., 1989

  22. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. М. Владос. 1998

  23. Реймерс Н.Ф. Экологизация. Словарь-справочник охраны природы и окружающей человека среды. – М., 1992

  24. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. Учебное пособие. – М., 1993

  25. Абдраимов Б. Возмещение экологического вреда по законодательству Республики Казахстан / Б. Абдраимов, Е.Жарылкасын.- Алматы: Юрист,2001.

  26. Ковда В.А. Почвенный покров, охрана окружающей среды и земледелия. – Пущино. 1987

  27. Оуэн О.С. Охрана природных ресурсов. – М., 1988

  28. Тонкопий М.С. Экология и экономика природопользования - Алматы. Изд.»Экономика», 1998

  29. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995


11. Основные понятия и термины по дисциплине «Введение в специальность»: природа, природная среда, окружающая среда, среда обитания человека, охрана природы, природоохранная деятельность, биосфера, географическая среда, круговорот веществ в природе, пищевая цепь, экологическая проблема, экологический кризис, экологическая катастрофа, природные ресурсы, загрязнение, природопользование, ресурсный цикл, экология, экологизация, биотехнология;
12. Перечень вопросов и тем по формам контроля:

  • Экзаменационные вопросы по курсу:

1. Понятие, предмет и задача экологии.

2.. Общая экология и его разделы.

3. Аксиомы Барри Коммонера.

4. Человеческая цивилизация и окружающая её среда».

5. Экологическое мировоззрение.

6. Основные этапы взаимоотношения человека и природы.

7. Определение экологии, как науки.

8. Структура экологической науки.

9. Экологическое исследование. Ученые – исследователи.

10. Определение экологии, как междисциплинарной отрасли знаний.

11. Структура экологического знания. Экологически образованный человек.

12. Формирование экологической культуры поведения.

13. Определение экологии, как профессиональной деятельности человека.

14. Структура экологической профессии, её цели и задачи. Назначение и роль экологической профессии в современном обществе.

15. Взаимодействие организма и среды обитания, экологические факторы в теории экологического познания.

16. Популяционная экология. Биосферная экология.

17. Влияние экологических факторов среды на здоровье человека.

18. Воздействие человека на окружающую его биотическую среду.

19. Антропогенные воздействия на биосферу Земли.

20. Специфика влияния человеческого общества на компоненты биосферы.

21. Особые виды воздействия человека на биосферу.

22. Экстремальные формы воздействий на биосферу Земли.

23. Понятие экологического проектирования. Проектирование систем природной среды.

24. Проектирование территориальных комплексных схем охраны природы.

25. Инженерная защита окружающей среды.

26. Понятия: «экологический конроль» и «управление в экологии».

27. Управление экологическими процессами окружающей среды.

28. Специфика, виды и особенности экологического контроля.

29. Административный механизм управления экопроцессами.

30. Понятия: «Экологическое образование», «Экологическое воспитание», «Экологическое мировоззрение».

31. Принципы и особенности экологического образования и воспитания в Республике Казахстан.

32. Взаимосвязь экологического просвещения с экологической культурой.

33. Психология экологической деятельности.

34. Понятия: «Экологическое право», «Экологический менеджмент» и «Экологический маркетинг».

35. Правовой механизм управления в экологии.

36. Экологическая, эстетическая и культурная ценность природы.

37. Маркетинговая ценность природной среды.

38. Экологическое законодательство.

39. Менеджмент природопользования.

40. Пищевые цепи. Типы пищевых цепей.

41. Строение и газовый состав атмосферы.

42. Экономическая ответственность.

43. Международное сотрудничество в области экологии.

44. Экология международных отношений.

45. Казахстан и единое экологическое пространство Земли.

46. Какие природные объекты подлежат правовой охране.

47. Экологический кадастр. Экологический мониторинг.

48. Устойчивое развитие. Экологическая стандартизация и паспортизация.

49. Экологическая экспертиза. Экологический риск.

50. Экологическое страхование. Экологический фонд.



  • Перечень проектов индивидуальных, групповых и курсовых

Согласно календарно-тематическому плану предусматриваются индивидуальные проекты: научный (семестровая работа) и проектирование экосистемной среды; групповые проекты: ролевые игры и ситуационные уроки; курсовые проекты: имитационные и деловые игры.

  • Семестровая работа по экологическому научному проекту:

Каждому студенту выдается определенная тема научного исследования, которую он должен выбрать из ниже приведенных направлений современных экологических исследований и оформить в семестровую работу:

  1. Экологические аспекты охраны водных ресурсов.

  2. Экологические аспекты охраны климатических ресурсов.

  3. Экологические аспекты охраны почвенных ресурсов.

  4. Экологические аспекты охраны флористических ресурсов.

  5. Экологические аспекты охраны фаунистических ресурсов.

  6. Экологические аспекты охраны рекреационных ресурсов.

  7. Экологические аспекты охраны здоровья населения.

  8. Экологические аспекты охраны продуктов питания.

  9. Экологические аспекты охраны подземных и поверхностных вод.

  10. Экологические аспекты охраны атмосферного воздуха.

  11. Экологические аспекты охраны от шумового загрязнения.

  12. Экологические аспекты охраны от радиоактивного загрязнения.

  13. Экологические аспекты охраны от биологического загрязнения.

  14. Экологические аспекты охраны от электромагнитного загрязнения.

  15. Экологические аспекты воздействия техногенных экологических катастроф.

  16. Экологические аспекты воздействия стихийных бедствий.

  17. Экологические аспекты воздействия техногенных экологических катастроф.

  18. Экологические аспекты деятельности ООПТ.

  19. Экологические аспекты опустынивания.

  20. Экологические аспекты промышленного загрязнения.

  21. Экологические аспекты проблемы твердо-бытовых отходов.

  22. Экологические аспекты деятельности автомобильного транспорта.

  23. Экологические аспекты влияния судоходства на водные экосистемы.

  24. Экологические аспекты развития лесного хозяйства.

  25. Экологические аспекты развития туристической деятельности.

Рекомендация по выполнению семестровой работы: Материал для содержания работы берется из источников рекомендованной литературы. Для выполнения дается несколько недель. Работа должна состоять из двух глав – 1 глава: литературный обзор по выбранной теме исследования. 2 глава: практические исследования по выбранному конкретному району. По непонятным вопросам семестровой работы следует заранее проконсультироваться с преподавателем.

Рекомендуемая литература: Смотрите выше указанный список рекомендованной литературы. В случае отсутствия данных источников следует заранее предупредить преподавателя.

страница 1

Смотрите также: